Техно-феодализм побеждает — Ekonomist.kz
Янис Варуфакис
АФИНЫ – Вот так заканчивается капитализм: не революционным взрывом, а эволюционным стоном. Когда-то капитализм постепенно, исподтишка вытеснял феодализм, пока однажды основная масса человеческих отношений вдруг не стала рыночной, а феодализм не оказался сметён. И точно так же сегодня капитализм свергается новым экономическим укладом – техно-феодализмом.
Это серьёзное заявление после массы преждевременных прогнозов о смерти капитализма, особенно со стороны левых. Но на этот раз оно вполне может оказаться верным.
Уже раньше можно было различить явные намёки. Цены облигаций и акций, который должны двигаться в резко противоположных направлениях, быстро и в унисон растут, иногда падая, но всегда вместе. Стоимость капитала (то есть доходность, которая требуется владельцам ценных бумаг) должна падать с повышением волатильности, но вместо этого она растёт на фоне возросшей неопределённости по поводу будущей доходности.
Но, наверное, самый чёткий сигнал о том, что происходит нечто серьёзное, был дан 12 августа прошлого года. В тот день мы узнали, что за первые семь месяцев 2020 года национальный доход Великобритании упал более чем на 20%, что было намного хуже даже самых мрачных предсказаний. Спустя несколько минут индекс Лондонской фондовой биржи подскочил более чем на 2%. Ничего подобного никогда не случалось. Финансы оказались полностью оторваны от реальной экономики.
Но действительно ли все эти беспрецедентные события означают, что мы перестали жить при капитализме? Ведь капитализм переживал фундаментальные трансформации и раньше. Не должны ли мы просто приготовиться к его новейшей реинкарнации? Нет, я так не думаю. То, что мы наблюдаем, это не просто очередная метаморфоза капитализма. Это нечто намного более глубокое и тревожное.
Да, с конца XIX века капитализм пережил радикальные преображения как минимум дважды. Первая крупная трансформация капитализма, когда его конкурентное обличье сменилось олигополией, произошла в ходе второй промышленной революции: электромагнетизм возвестил появление крупных сетевых корпораций и мегабанков, необходимых для их финансирования. Форд, Эдисон и Крупп пришли на смену пекарю, пивовару и мяснику Адама Смита в качестве главных локомотивов истории. Последующий бурный цикл мега-долгов и мега-доходов со временем привёл к краху 1929 года, Новому курсу, а после Второй мировой войны к Бреттон-Вудской системе, которая – со всеми своими ограничениями в сфере финансов – обеспечила редкий период стабильности.
Конец Бреттон-Вудса в 1971 году дал старт второй трансформации капитализма. Поскольку растущий торговый дефицит Америки стал главным источником совокупного спроса в мире (поглощая чистый экспорт Германии, Японии, а затем и Китая), США превратились в мотор наиболее энергичной фазы глобализации капитализма, когда постоянный обратный приток немецких, японских, а позднее китайских прибылей на Уолл-стрит позволял всё профинансировать.
Но чтобы сыграть эту роль, функционеры Уолл-стрит потребовали освобождения от всех ограничений, связанных с Новым курсом и Бреттон-Вудсом. Благодаря дерегулированию олигополистический капитализм мутировал в финансиализированный капитализм. И если когда-то Форд, Эдисон и Крупп пришли на смену смитовским пекарю, пивовару и мяснику, то теперь новыми главными героями капитализма стали Goldman Sachs, JP Morgan и Lehman Brothers.
Хотя у этих радикальных трансформаций были серьёзные негативные последствия (Великая депрессия, Вторая мировая война, Великая рецессия, Долгая стагнация после 2009 года), они не изменили главное свойство капитализма – это система, которой движет частная прибыль и рентные доходы, изымаемые с помощью рынка.
Да, переход от смитовского капитализма к олигополистическому невероятным образом увеличил прибыли и дал возможность конгломератам применять свою колоссальную рыночную силу (то есть вновь обретённую свободу от конкуренции) для извлечения огромных рентных доходов из потребителей. Да, Уолл-стрит извлекал ренту из общества с помощью рыночных форм грабежа средь бела дня. Однако олигополии и финансиализированный капитализм были движимы именно частными прибылями, которые повышались благодаря рентным доходам, извлекаемым с помощью рынка – либо зажатого в угол, например, компаниями General Electric или Coca-Cola, либо придуманного, например, банком Goldman Sachs.
Всё изменилось после 2008 года. С тех пор как в апреле 2009 года центральные банки стран «Большой семёрки» коллективно начали использовать свою возможность печатать деньги для возврата к жизни глобальной финансовой системы, произошёл глубокий сбой. Сегодня мотором мировой экономики стало непрерывное печатание денег центральными банками, а не стремление к частной прибыли. Тем временем процесс извлечения стоимости всё больше смещается: от рынков – к цифровым платформам, таким как Facebook и Amazon. Эти компании работают уже не как олигополистические фирмы, а как частные феодальные княжества или поместья.
Именно тот факт, что балансы центральных банков, а не прибыли теперь стали мотором экономических систем, объясняет случившееся 12 августа 2020 года. Услышав мрачную новость, финансист подумал: «Прекрасно! Банк Англии, запаниковав, напечатает ещё больше фунтов и направит их нам. Самое время покупать акции!». Во всех странах Запада центральные банки печатают деньги, которые финансисты затем ссужают корпорациям, которые используют их для обратного выкупа собственных акций (чьи котировки потеряли связь с размером прибыли). Тем временем цифровые платформы заменили собой рынки в качестве места изъятия частных богатств. Впервые в истории практически все люди бесплатно производят основной капитал крупных корпораций. Ведь именно это происходит, когда вы загружаете материалы в Facebook или перемещаетесь с включённым приложением Google Maps.
Всё это не означает, конечно, что традиционные капиталистические отрасли исчезли. В начале XIX века многие феодальные отношения оставались нетронутыми, хотя капиталистические отношения уже начинали доминировать. Сегодня капиталистические отношения остаются нетронутыми, но техно-феодальные отношения начинают их вытеснять.
Если я прав, тогда любая программа стимулов обречена стать одновременно и слишком большой, и слишком маленькой. Никакие процентные ставки никогда не будут соответствовать полной занятости, не вызвав при этом волну корпоративных банкротств. А с классовой политикой, в которой партии, потворствующие капиталу, конкурируют с партиями, которые ближе к труду, покончено.
Но хотя капитализм может заканчиваться стоном, вскоре может последовать взрыв. Если люди, страдающие от техно-феодальной эксплуатации и шокирующего неравенства, сумеют обрести свой коллективный голос, он будет очень громким.
Янис Варуфакис – бывший министр финансов Греции, сейчас лидер партии MeRA25 и профессор экономики в Афинском университете.
Ле Гофф Ж. «Цивилизация средневекового Запада» / Оммаж. Фьеф. Феодальная «собственность»
«Феодализм зародился, как мы видели, в каролингские времена. Он расцвел около тысячного года в разных вариантах, в зависимости от места и фазы своей эволюции в той или иной стране. Наиболее законченный во Франции и в Германии, он не достиг завершенности в Италии, где прочность античных традиций и раннее участие сеньоров в городской жизни связывали его развитие. Еще более незаконченным он был в Испании, где особые условия Реконкисты предоставили возглавлявшим ее королям полномочия, ограничивавшие власть феодалов, и где права, предоставлявшиеся воинам и переселенцам, ограждали их свободу. В Англии, в нормандском Королевстве обеих Сицилии, в Святой земле феодализм был «импортированным», более четким и более схожим с некоторыми теоретическими моделями, чем в других странах, но зато и более хрупким. В славянских и скандинавских странах местные традиции придали феодализму другие нюансы.»
….
«Феодализм — это прежде всего система личных связей, иерархически объединяющих членов высшего слоя общества. Эти связи имели реальную основу — бенефиций, которым сеньор жаловал своего вассала в обмен за определенные службы и клятву верности. Феодализм в узком смысле слова — это оммаж и фьеф.
Сеньора и вассала соединял вассальный договор. Вассал приносил оммаж сеньору. Наиболее древние тексты, где появляется это слово, происходят из Барселонского графства (1020), графства Сердань (1035), Восточного Лангедока (1033) и из Анжу (1037). Во Франции оно распространилось во второй половине XI в., в Германии впервые появилось в 1077 г. Вассал влагал свои сомкнутые руки в руки сеньора, который должен был сжать их, и выражал волю препоручить себя сеньору примерно по следующей формуле: «Сир, я становлюсь вашим человеком» (Франция, XIII в. ). Он произносил затем клятву верности (фуа), за которой мог следовать, как во Франции, взаимный поцелуй, после чего он становился «человеком сеньора» (homme de bouche et de mains). По вассальному договору вассал обязан был сеньору советом (consilium), что, в общем, означало его обязательство участвовать в созывавшихся сеньором собраниях вассалов и вер шить, в частности, от его имени суд, а также помощью (auxilium), особенно военной и в определенных случаях финансовой. Вассал, таким образом, должен был вносить свой вклад в сеньориальное управление и судопроизводство и служить в войске. Взамен сеньор обязывался оказывать покровительство вассалу. Против неверного, вероломного вассала сеньор мог, обычно по решению его совета, принять меры, главной из которых была конфискация фьефа. Вассал же мог отказать в верности сеньору, который не выполняет своих обязательств. Теоретически такой отказ, право на который было ранее всего признано в Лотарингии в конце XI в., должен был торжественно провозглашаться и сопровождаться отказом от фьефа.
Понятно, что наиболее важные вопросы вращались вокруг фьефа. Слово это появилось на западе Германии в начале XI в. и получило распространение в своем техническом значении к концу столетия, хотя не везде и не всегда использовалось в этом узком смысле. Это скорее термин юристов и историков Нового времени, нежели понятие той эпохи. Самое существенное состоит в том, что фьефом чаще всего была земля. Это подводит под феодализм аграрную основу и дает ясно понять, что феодализм — это прежде всего система землевладения и землепользования.
Сеньор передавал фьеф вассалу во время церемонии инвеституры, которая представляла собой символический акт вручения вассалу какого-либо предмета — штандарта, жезла, кольца, ножа, перчатки, прута, клока соломы и т. д. Она обычно следовала за клятвой верности и оммажем. До XIII в. передача фьефа оформлялась письменным актом лишь в исключительных случаях. Феодализм был эпохой жеста, а не письменного слова. Наиболее существенным в эволюции фьефа было то, что если поначалу сеньор владел им по праву, подобному праву римской собственности, а за вассалом было право пользования доходами, то с XI в. право вассала значительно выросло. Оно приблизилось к праву собственности, правда не достигнув его, хотя само слово «собственность» (proprietas) стало произноситься только в XII и XIII вв.; право же сеоньора отдалилось от него и стало обозначаться понятием «dominium». Феодальная система, таким образом, более или менее исключала понятие собственности, обычно определяемое как право пользования и распоряжения. С этой стороны денежное хозяйство и вообще система городской собственности оказались противостоящими феодальной системе. Но именно в той мере, в какой земля оставалась основой средневекового хозяйства, бюргер, стремившийся приобрести сеньорию, оказывался в ложном положении, пока в конце Средневековья сеньория не разошлась с фьефом.
Рост власти вассала над фьефом был обеспечен установлением наследственности фьефа, что было существенным элементом феодальной системы. Во Франции это совершилось рано, в X — начале XI в. В Германии и Северной Италии, где процесс был ускорен Конрадом II в 1037 г. , позднее. В Англии наследственность распространилась лишь в XII в.
Помимо случаев разрыва вассального договора, политической игре в системе феодализма благоприятствовала и множественность вассальных связей, в которые вступал один и тот же человек. Почти каждый вассал был человеком нескольких сеньоров, и это часто затруднительное для него положение позволяло ему обещать самому щедрому из своих сеньоров преимущественную перед другими верность. Чтобы предотвратить анархию, которая могла из этого произойти, наиболее могущественные сеньоры стремились добиться, не всегда успешно, от своих вассалов принесения оммажа, высшего по отношению к приносимым другим сеньорам, — тесного оммажа (hommage lige). Именно этого пытались добиться короли от всех вассалов своих королевств. Но в этом случае возникала иная система, не феодальная, а монархическая, к которой мы еще вернемся.
Локальное исследование эволюции феодализма, какое проделал Жорж Дюби в отношении Маконне XI—XII вв., интересно тем, что показывает, как конкретно феодальная система, которую мы только что описали абстрактно и схематично, благодаря господству феодальной иерархии сеньоров и вассалов над крестьянами осуществляла эксплуатацию земли и как она, выходя за рамки вассального договора, обеспечивала каждому сеньору, большому и малому, комплекс чрезвычайно широких прав в его сеньории или фьефе. Эксплуатация осуществлялась через сеньорию, владение, которое было основой социальной и политической организации.
Жорж Дюби настаивает на одном кардинальном факте, причем в отношении не только Маконне. Центром феодальной организации был замок. Появление укрепленных замков, военное назначение которых не должно скрывать их гораздо более широкие функции, было одним из важных феноменов западной истории X—XIII вв.
В конце X в. социальная структура Маконне была еще внешне каролингской. Главной границей оставалась та, что разделяла свободных и сервов, и многие крестьяне были еще свободными. Власть графа, выражавшая силу государства, еще, кажется, уважалась. Но ситуация быстро изменилась, наступал феодализм. Нельзя сказать, что фьеф получил в Маконне широкое распространение. Но замок стал центром сеньории, к которой постепенно отходили все формы власти — экономическая, судебная и политическая. В 971 г. появился титул рыцаря, а в 986-м — первый частный суд, в аббатстве Клюни; в 988 г. впервые сеньор, граф де Шалон, стал взимать подати как с сервов, так и со свободных крестьян. Тысяча четвертым годом датируется последнее упоминание наместнического суда, независимого от сеньора, а 1019 годом — последний приговор, вынесенный графским судом против кастеляна. Начиная с 1030 г. получил распространение вассальный договор, а в 1032 г. исчезло понятие «nobilis» (знатный), чтобы уступить место понятию «miles» (рыцарь). Тогда как положение всех крестьян, за некоторыми исключениями (аллодисты, министериалы), унифицировалось и создавался один общий класс (manants), среди сеньоров устанавливалась иерархия. К 1075 г. рыцарство, поначалу группа, отличавшаяся «богатством и образом жизни», стало «наследственной кастой, истинной знатью». Оно составляло, однако, два эшелона в соответствии с «распределением власти над низшими»: первым был эшелон кастелянов, владельцев замков (domini, castellani), которые осуществляли на той или иной территории всю публичную власть (бывший королевский бан), второй же состоял из простых рыцарей, за которыми было лишь «небольшое число лично зависимых людей».
В своем замке сеньор был господином территории, где он пользовался вперемешку и частными и публичными правами, и это была так называемая баналитетная сеньория, хотя понятие «бан» (bannus) было в эту эпоху довольно редким.
К 1160 г. стали вырисовываться новые перемены, и между 1230 и 1250 гг. определилось иное феодальное общество. «Кастелянство перестало быть несущей конструкцией в организации бановой власти». Эта организация развалилась прежде всего из-за расширения слоя знати после того, как на пригорках поднялись укрепленные постройки мелких деревенских рыцарей и в начале XIII в. продублировали цепь укрепленных замков XI—XII вв. Кроме того, она была подточена снизу ослаблением власти сеньоров над крестьянами и ущемлена сверху изъятием части кастелянских полномочий совсем небольшой группой новых могущественных лиц, в которую входили крупные сеньоры, принцы и особенно король. В 1239 г. область Маконне отошла к королевскому домену. Классический феодализм закончился.
Марк Блок различал два возраста феодализма. Первый, до середины XI в., соответствовал почти неизменной организации сельского пространства, где обмен был слабым и нерегулярным, монета редкой, наемный труд почти неизвестным. Второй был результатом широких распашек, возобновления торговли, распространения денежного хозяйства и растущего превосходства купца над производителем.
Жорж Дюби обнаружил в Маконне ту же периодизацию, но он отодвинул на век позже, к 1160 г., поворотный между двумя периодами «момент, когда время независимых кастелянств уступило времени фьефов, цензив и феодальных княжеств»»
Определение и значение феодализма — Merriam-Webster
феодализм ˈfyü-də-ˌli-zəm
1
: система политической организации, сложившаяся в Европе с 9 в. примерно до 15-го века, имея в основе отношение лорда к вассалу (см. вассальное значение 1) со всей землей, находящейся в гонораре (см. гонорар, смысл 1), и в качестве основных характеристик дань уважения, служба арендаторов под оружием и в суде, опека (см. смысл опеки 1) и конфискация (см. смысл конфискации 1)
2
: любая из различных политических или социальных систем, сходных со средневековым феодализмом
феодал
ˈfyü-də-list
существительное
феодальный
ˌfyü-də-ˈli-stik
прилагательное
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете
Космополит феодализм ?
— Энтони Лидгейт, WIRED , 6 сентября 2022 г. При феодализме арендаторы были обязаны обрабатывать землю своих сеньоров, а сеньоры были обязаны обеспечивать основные потребности своих арендаторов.
— Юла Бисс, 9 лет0031 The New Yorker , 8 июня 2022 г.
Федеричи предлагает новую теорию о переходе от феодализма к капитализму в Европе, приводя исторические данные, чтобы доказать, что это также был момент, когда женская работа была поставлена под контроль мужчин-глав семьи и ограничена домашней сферой.
— New York Times , 17 февраля 2021 г.
Когда
— Колин Вудард, 9 лет.0031 Smithsonian Magazine , 6 января 2023 г.
Правовое мышление, лежащее в основе Corpus Juris Civilis, послужило основой крупнейшей правовой реформы современности, Кодекса Наполеона, ознаменовавшего отмену феодализма .
— Разиб Хан, Discover Magazine , 26 июля 2011 г.
Тем не менее, как пишет Пру, с пятнадцатого века — когда феодализм начал уступать место национальным государствам, западному капитализму и империализму — увековечено мнение, что торфяники бесполезны, потому что те же осушенные земли ценны для сельского хозяйства.
— Лиам Фриман, 9 лет.0031 Vogue , 25 октября 2022 г.
Вместо того, чтобы выйти за пределы патологий российской политической традиции, новые пост-постсоветские государства перерабатывают и рекомбинируют их в адскую смесь русского православия, советского коммунизма, феодализма и фундаментализма свободного рынка.
— Аарон Тиммс, Новая Республика, , 2 сентября 2022 г.
Узнать больше
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать современное использование слова «феодализм». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Первое известное использование
1773, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование феодализм был
в 1773 г.
Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи рядом с
феодализмфеодальный
феодализм
феодальность
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись0003
«Феодализм». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/feudalism. По состоянию на 27 апреля 2023 г.
Копия цитирования
Детское определение
феодализм
существительное
феодализм ˈfyüd-ᵊl-ˌiz-əm
: система политической организации (как в Европе в Средние века), при которой вассал служил сюзерену и взамен получал защиту и землю
феодальный
ˌfyüd-ᵊl-ˈis-tik
прилагательное
Еще от Merriam-Webster на
feudalismАнглийский: Перевод feudalism для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод феодализма для говорящих на арабском языке
Britannica.
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Феодализм
Феодализм Феодализм был средневековым
модель правления, предшествовавшая рождению современного национального государства. В период позднего средневековья вотчина
часто становился наследственным, и сын рыцаря или младшего
дворянин унаследовал бы землю и военные обязанности от
своего отца после смерти отца. Феодализм имел две огромные
влияние на средневековое общество. (1) Во-первых, феодализм обескуражен
единое правительство. Отдельные лорды разделят свои
земли на все более и более мелкие участки, чтобы отдать их менее
правители и рыцари. Эти меньшие дворяне, в свою очередь,
разделить свои земли на еще более мелкие феодалы, чтобы дать
даже менее важным дворянам и рыцарям. (2) Во-вторых, феодализм обескуражен
торговли и экономического роста. Землю обрабатывал крестьянин.
крестьянами называлось крепостных , которые были привязаны к отдельным
земельные участки и запрещается переезжать или менять профессию
без разрешения своего господина. Феодал мог
требовать от одной трети до половины своей продукции в виде налогов и
пошлины, и крепостные должны были ему определенное количество дней в году
в котором они будут обрабатывать поля лорда в обмен на
право работать на своих землях. Зачастую они были необходимы
молоть свое зерно на господской мельнице и испечь все свое
хлеб в господской печи, и пользоваться дорогами и мостами
господь построил. Каждый раз, когда они это делали, конечно, они
придется заплатить ему пошлину или какую-то плату. Теоретически все средневековое сообщество
будут разделены на три группы: bellatores (воевавшие дворяне), труженики (земледельческие
рабочих, которые выращивали пищу), и ораторов (
духовенство, которое молилось и занималось духовными делами).
— старая идея средневековой политической теории. В Британии,
мы можем видеть примеры этого еще в англо-латинских трактатах
как у Вульфстана Политические институты и «Меморандум о недвижимости:
Обязанности и привилегии». В действительности это простое трехстороннее
подразделение, известное как Три
Поместья феодализма оказались неработоспособными, и необходимость
искусных ремесленников, купцов и представителей других профессий.
Феодальное общество — это военная иерархия, в которой правитель или
лорд предлагает конным бойцам феод (средневековый бенефициум ),
единица земли в обмен на военную службу.
Человек, принявший эту землю, стал вассалом ,
и человек, даровавший землю, стал известен как его сеньор или его лорд . Сделка часто заключалась клятвой
клятвы на Библии или на мощах святых. Часто это
военная служба составляла сорок дней службы каждый год
в мирное время или бессрочную во время войны, но
фактические условия службы и обязанности значительно различались
в каждом конкретном случае. Такие факторы, как качество земли,
мастерство бойца, местные обычаи и финансовые
статус сюзерена всегда играл свою роль.
Каждый рыцарь
принести присягу верность (верность) тому, кто
иметь ему землю, которая не обязательно была королем или
высших дворян. Феодальное правление всегда было договоренностью
между людьми, а не между национальными государствами и гражданами.
Это означало, что, хотя отдельные бароны, герцоги и графы
Теоретически может быть лояльным королю или централизованной знати.
семьи, не было прочной правовой традиции, препятствующей им
от объявления войны друг другу. Узы верности часто
настолько запутался, что один рыцарь мог оказаться
из-за верности двум разным герцогам или баронам, которые были
воюют друг с другом. Не было чувства лояльности к
географической области или определенной расе, только верность
лицо, которое прекращается в случае смерти этого лица.
Они
однако им было запрещено прокладывать собственные дороги, мосты,
мельницы и печи — лорд имел законную монополию и
подоить его за все, что это стоило. В обмен на другие здоровенные
пошлины, разные крестьяне могли устроить коммуна (а
совместное правительство между собой), или платить лорду
за право рассматривать свои собственные судебные дела присяжными заседателями. Другой
амбициозные сообщества могут объединить свои ресурсы и купить
устав , юридический документ, который дал жителям
города или деревни определенные экономические свободы покупать и
продать свою землю или производить. На практике эти явления
часто были экономической необходимостью, но теоретически эти свободы
были щедрые подарки, сделанные лордом своим бывшим крепостным
в обмен на различные финансовые соображения.