Образ Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Краткое содержание
После Отечественной войны 1812 года русское дворянство разделилось на приверженцев старинных устоев и людей с прогрессивными взглядами. Описанию противоречий между ними посвящено произведение А. Грибоедова.
Начало действия
События пьесы разворачиваются в доме богатого чиновника из Москвы. Здесь живут:
- Павел Афанасьевич Фамусов — хозяин дома.
- Его дочь Софья.
- Бедный секретарь Алексей Молчалин, который служит у Фамусова.
Молодые люди влюблены друг в друга и по ночам тайно встречаются в комнате Софьи, а служанка Лиза сторожит у двери, чтобы пару не застал отец. Однажды Павел Афанасьевич замечает, как утром из комнаты дочери выходит Молчалин. Ему кажется это подозрительным, но дочь отвлекает отца, рассказывая сон, якобы приснившийся ей ночью.
В тот же день дом Фамусовых посещает Александр Чацкий, который три года не был в Москве. Это дворянин по происхождению и сын друга Павла Афанасьевича, выросший в его доме, куда попал после смерти родителей. С детства Чацкий был товарищем Софьи по играм, а, повзрослев, влюбился в нее. Возвращаясь к Фамусовым, он надеется, что девушка тоже сохранила свои чувства. Но Софья не рада приезду Чацкого и боится рассказать ему, что любит Молчалина.
Отцу не нравятся оба молодых ухажера дочери, он видит в роли жениха человека своего класса — полковника Скалозуба. В общении с Фамусовым Александр не скрывает своих взглядов и остро высмеивает людей, для которых главным в жизни являются чины, деньги и связи. Старику не по душе высказывания Чацкого, сильно отличающиеся от общепринятых норм, которых придерживаются все вокруг.
Дом Фамусовых посещает полковник Скалозуб. Хозяин выказывает ему особое почтение и приглашает в свой кабинет, чтобы Чацкий не испортил его планы своими остротами. В это время Молчалин падает с лошади, что успевают заметить в окно Софья и Александр. Испугавшись за любимого, девушка падает в обморок и Чацкий подозревать о ее чувствах к секретарю. Вскоре становится ясно, что Алексей всего лишь ушибся, и все расходятся.
Развязка пьесы
Подле Молчалина остается только служанка Лиза, и он признается ей в своих чувствах — оказывается, секретарь вовсе не влюблен в Софью, а встречается с хозяйской дочкой из корыстных побуждений. Но Лиза не принимает их — она любит слугу Петрушу и осуждает Молчалина за обман. Чацкого настораживает поведение Софьи, и он пытается все выяснить, поговорив с девушкой, после чего окончательно осознает, что подруга детства действительно любит другого. Тем временем у Фамусовых готовятся к званому вечеру, на который приглашено множество гостей.
Во время приема недовольная Чацким Софья полушутя объявляет молодого человека сумасшедшим. Слух воспринимается серьезно и быстро распространяется среди гостей — на вошедшего в зал Александра все смотрят как на умалишенного. Вечер заканчивается, и во время отъезда гостей давний знакомый Чацкого приглашает его в Английский клуб, но тот отказывается. Спрятавшись за колонной, Александр становится свидетелем нового признания Молчалина служанке Лизе. Этот разговор слышит и Софья, она потрясена, негодует на обманщика и прогоняет его.
Чацкий обнаруживает себя перед девушкой и обвиняет ее в обмане и игре чужими чувствами. Тут же появляется и сам Фамусов, который понимает, что его водили за нос и обещает отправить дочь в деревню к тетке за непристойное поведение. Он запрещает Александру ухаживать за Софьей, но молодой человек больше и не хочет общаться с обманщицей. Чацкий настолько разочарован светом и изменой Софьи, что принимает решение снова покинуть Москву и произносит известную цитату: «Карету мне, карету!».
Характеристика образа
Дочь Фамусова — один из самых драматичных персонажей пьесы. Ее образ полон противоречий, неоднозначен и не может быть причислен к сугубо положительным или отрицательным. Софья видит всю лживость и косность светского общества, но не делает ничего, чтобы вырваться из него, а просто плывет по течению и меняется под его влиянием. И драма тем глубже, что рядом появился человек, духовно близкий — Александр Чацкий, но героиня не понимает этого и пребывает в заблуждении относительно Молчалина.
Черты характера
Главный женский персонаж — девушка с довольно твердым и своенравным характером. Рано оставшись без матери, она чувствует себя повелительницей в доме, привыкла командовать слугами, и ей подчиняются, несмотря на юный возраст хозяйки. Кроме отца, уделявшего не много внимания дочери, главную героиню «Горе от ума» Софью воспитывала только гувернантка — француженка мадам Розье.
О внешности девушки известно только то, что она хорошенькая и прелестная, расцвела к семнадцати годам. Получила домашнее образование, типичное для своего времени, вся система которого была направлена на возможность удачного замужества. Молодая дворянка хорошо танцует, умеет играть на фортепиано и флейте, знает иностранные языки. Как и многие ее ровесницы, проводит свою жизнь в развлечениях:
- бывает на балах;
- зачитывается французскими романами.
Героиня решительна, не боится тайно встречаться с Молчалиным и готова отстаивать право на любовь, хотя знает, что отец не видит Алексея в роли ее избранника и мужа.
Софья не обделена умом и привыкла прямо высказывать свое мнение, но не привыкла обдумывать свои поступки и отвечать за них, что показывает ее неразумной.
Героиня полагает себя девушкой здравомыслящий и критической, но на самом деле не замечает, что происходит вокруг нее. Софья способна на ложь: чтобы скрыть чувства к человеку, по мнению отца недостойному, ей приходится выступать в роли обманщицы. По всей видимости, у Фамусовой нет подруг, когда ей хочется поделиться переполняющими сердце эмоциями, девушка рассказывает все своей служанке.
Отношение к другим персонажам
Именно склонность к чтению сентиментальной литературы сыграла с героиней злую шутку: она видит в скромном и тихом Молчалине идеал романтического героя. Софья восхищается книжными героями, бедным юношей и богатой девушкой, хранящими верность и преданность друг другу, и примеряет их на себя. Но при всей чувствительность Софья не может разделить реальность и вымысел и разглядеть, что любовь Молчалина — подделка, а сам он корыстный и мелкий человек.
Отношение Софьи к службе в армии можно понять по ее разговорам о полковнике Скалозубе, героиня видит его недалеким бестактным солдафоном, которого интересуют только чины и деньги. Выйти за такого замуж для нее все равно что утопиться. Несмотря на внешнее несогласие с общепринятой моралью, жизнь дочери Фамусова вполне вписывается в рамки общества — ей не нужны потрясения, которые может принести Чацкий.
Софья не ищет каких-либо путей применения своих талантов, а видит свое будущее в замужестве и светской жизни. Даже узнав о притворстве Молчалина, героиня больше приемлет кривизну его души, чем дерзость Чацкого, ведь и она сама, пусть не намеренно, совершила подлость, ославив в московском свете друга детства безумцем. Чацкий обвиняет Софью в том, что она хочет себе не равного спутника жизни, а мужа-слугу, который во всем бы ее слушался и подчинялся.
Главная героиня комедии «Горе от ума» — неординарная девушка со страстной, глубокой, самоотверженной натурой, лучшие качества которой уродливо искривились под воздействием лживой и лицемерной фамусовской среды, потому что Софье не хватило силы духа и стойкости убеждений, чтобы отстаивать свои взгляды. Ей оказалось легче подстроиться под общественное мнение, чем противостоять ему.
Особенности восприятия пьесы
Традиционная
трактовка пьесы «Горе от ума» выглядит следующим образом. Чацкий — принципиальный, благородный и бескомпромиссный. Окружающие – люди низкие, недалекие и консервативные, не понимающие и не принимающие передовую, новаторскую идеологию главного героя. Чацкий вещает, обличает и насмешничает, разит словом пороки общества, а общество корчится от метких попаданий, злобствует и негодует.
Сложно сказать, этого ли эффекта добивался Грибоедов. Есть прямо противоположная версия, объясняющая конструкцию пьесы с бесконечными монологами-воззваниями главного героя как раз тем, что автор пародировал образ либерала, много говорящего и нечего не делающего. И характеристика Софьи и Чацкого во многом определяется именно тем, как воспринимает произведение читатель. В первом случае он видит героя-идеалиста и не оценившую его порывов мещанку, во втором – болтуна-демагога и… все равно не оценившую его порывов мещанку. Так ли это?
Оценка критиков
Современники Грибоедова отнеслись к персонажу Софьи Павловны Фамусовой с некоторым пренебрежением и не смогли оценить всю его глубину и драматичность, задуманную автором произведения. Они не пытались делать анализ образа главной героини в контексте пьесы. Не заметил противоречивость и сложность ее характера и А. Пушкин, назвав этот образ неясным.
Некоторые критики, в частности Белинский, обратили внимание на энергию характера и недюжинную натуру главной героини. Он считал, что появление такого персонажа имело большое значение, так как положило начало появлению в литературе образов настоящих русских женщин. Вместе с тем литературовед не усмотрел в главной героине живой девушки, так как посчитал ее образ слишком нереалистичным. Другие мнения:
- Б. Голлер увидел в поступке Софьи, принимающей Молчалина ночью в своей спальне, вызов ханжеству и лицемерию общества. Для такого поведения была нужна большая смелость, ведь, нарушая моральные запреты, девушка могла быть отвергнута светом.
- Н. Пиксанов отмечает, что Софья слишком рациональна в своих чувствах, выбирая объект любви не столько сердцем, сколько разумом.
- Н. Надежин полагал, что Софья, выросшая в фамусовской среде, никак не могла быть девушкой романтической.
Наиболее полную характеристику дал главной героине И. Гончаров. Критик увидел, что автор задумал начертать Софью натурой противоречивой, в которой смешались лучшие человеческие качества с присущими фамусовской среде взглядами, и отвел в комедии «Горе от ума» Софье роль единственного персонажа, близкого по духу Чацкому.
В недостатках Софьи И. Гончаров усмотрел не личные пороки, а обобщенные черты ее круга, и отметил, что главный женский образ показан не сатирически, а драматически. Он сравнил его с Татьяной Лариной из «Евгения Онегина» А. Пушкина: обе девушки, влюбляясь, наделяют избранника придуманным положительными качествами.
Персонажи глазами школьников
Анализировать «Горе от ума» можно бесконечно. Рассматривать отдельные сюжетные
ходы с лупой, сличать цитаты с воспоминаниями современников и биографиями предполагаемых прототипов. Но это подход профессионального аналитика, литературоведа. На школьных уроках произведение читают совсем по-другому. И анализируют в соответствии с рекомендациями методических изданий.
Есть определенный тип тем, который Министерство образования регулярно предлагает ученикам для осмысления и последующего написания сочинений: «Достойна ли Софья любви Чацкого?», «Права ли была Каренина, принимая решение о разводе?», «Характеристика поступков князя Мышкина». Не совсем ясно, чего этим хочет добиться система образования. Такой анализ ничего общего с собственно литературой не имеет. Это, скорее, монолог бабушки у подъезда, рассуждающей, права ли была Клава из третьей квартиры, когда выгнала Ваську-алкоголика, или все же не права.
Да и жизненный опыт ученика 9-го класса вряд ли позволяет судить о том, как нужно было поступить персонажу. Вряд ли он сможет понять, что раздражает Софью в Чацком и почему. Кроме, конечно, очевидных вещей – тех, о которых говорит сама героиня.
9. Что определило любовный выбор Софьи?
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».
Противостояние Софьи фамусовскому обществу
Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.
Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.
С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума». И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего». Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.
В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.
Прелюдия к «женскому веку»
Мир не заметил ее смерти: в 1704-м вовсю шла Северная война. Потерпевший поражение под Нарвой Петр I реформировал армию, укреплял Москву, Киев и Псков, старшая сестра больше не была ему страшна, она давно стала политическим трупом. Недолгое (1682-1689 гг.) правление «великой государыни царевны и великой княжны Софьи Алексеевны» стало прелюдией к «женскому веку русской истории», времени Екатерины I, Анны Иоанновны, правительницы-регентши Анны Леопольдовны, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Мужчины в это время на престоле не задерживались.
Царицу отправляют в «ссылку». Фото: Wikipedia.org
Софье Алексеевне не повезло, и это было обусловлено многими причинами. Ее брат Петр был слишком энергичен и деятелен, а она чересчур привязана к домостроевской старине. Екатерина II то ли допустила убийство мужа, то ли одобрила его, то ли поставила бедолагу в такое положение, когда тот умер, не выдержав перемены судьбы. Ее взрослый сын волей-неволей ждал смерти матери, царствовавшей, не имея на то ни малейшего права. В предыдущем веке все было иначе. После дворцового контрпереворота 1682 года малолетний Петр, по воле своих родственников отодвинувший было от власти хворого брата Ивана, стал его младшим соправителем, а Софья Алексеевна — фактической хозяйкой страны.
Царь Иван болел, юный Петр с матерью и малым двором жил в селе Преображенском и развлекался игрой в живых солдатиков, а правительница занималась государственными делами. В конце концов речь зашла и о ее помазании на царство — чтобы соправителей стало трое. Но Софья Алексеевна действовала слишком осторожно, а Петр Алексеевич быстро взрослел, и его «потешные» превращались в грозную силу.
Время их отца, царя Алексея Михайловича, стало порой быстрой европеизации правящей верхушки. Среди своей семьи царь носил европейское платье, при дворе давались театральные представления. На западный лад перестраивалась армия. Царевна Софья во многом принадлежала времени, которое олицетворяет ее младший брат Петр. Она владела латынью и польским, а ее любовник и правая рука Василий Голицын был убежденным и прекрасно образованным на новый лад «западником». Но оторваться от старомосковской традиции царевна не могла. В противном случае Петра, его мать и всех их ближайших родственников прикончили бы сразу после стрелецкого путча 1682 года или несколько позже. Ее коронованные последовательницы станут действовать именно так, но царевна была человеком совсем иного рода.
Новодевичий монастырь, где была заточена царица Софья. Фото: РИА Новости.
Когда пришла пора решительной борьбы с Петром, князь Голицын уехал в свое имение. Он имел большое влияние на иностранных офицеров «полков иноземного строя», самой боеспособной части армии, и теперь ей не на кого было опереться.
В 1725-м вместо законного наследника, царевича Алексея, внука Петра I, по завещанию покойного императора и воле гвардии на трон взошла Екатерина I — бывшая служанка, жена без вести пропавшего шведского драгуна, прошедшая через постели Меншикова и фельдмаршала Шереметева. За царевича Петра были и народ, и бояре, но гвардейцы выломали дверь в Сенат и сообщили, что разобьют головы всем, кто против Екатерины. Так русской царицей стала женщина, до перехода в православие звавшаяся Мартой. То ли Скавронская, то ли Веселевская, то ли эстонка, то ли полька, в первом замужестве Крузе. После этого было можно все.
Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом
Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние. Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.
Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».
Трагедия Софьи Фамусовой
В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.
Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.
Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.
Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.
Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» — вариант 2
Одним из центральных персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума» является образ Софьи. Сам автор характеризовал свою героиню так: «девушка сама не глупая». И имя своей героине автор дал соответствующее – София, что означает «мудрость». Но читатель все-таки чувствует неоднозначное отношение автора к героине. И поэтому наше восприятие Софьи тоже неоднозначно. «Кто разгадает вас?» — на этот вопрос, заданный Чацким, мы должны найти ответ. Чацкий Софью любит, она не такая, как прочие московские барышни. И героиня Чацкого любила, молодой человек оставил значительный след в ее душе, до сих пор он ей небезразличен. Но на Софье тоже есть «особый отпечаток», как на всех московских. Она получила то воспитание и образование, каких требовало общество. У нее сложился определенный идеал семейной жизни – московский. Правда, на формирование этого идеала оказали влияние и французские романы о необыкновенной любви. Долгое время Чацкого не было рядом с Софьей (он «три года не писал двух слов»). Зато был Молчалин, вполне, с точки зрения героини, подходящий на роль милого, несмелого, робкого возлюбленного. Подобный образ девушка себе придумала и «наложила его» на Молчалина. Ей нравился не Молчалин, каким он был на самом деле, а Молчалин, каким она себе его представляла. И.А. Гончаров отмечал, что эта героиня «не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты». Софья решительна, она готова бороться за свое счастье, именно поэтому она и придумывает свой сон. Героиня ждет случая, чтобы подготовить отца к мысли об ее браке с Молчалиным. Что нам напоминает ее рассказ о сне? В нем чувствуются черты баллады, столь популярной в эпоху Грибоедова: разлука с любимым, противостояние мира, фантастические чудовища… «Тут все есть, коли нет обмана», – реагирует на этот сон Фамусов. Софья достаточно умна, чтобы не сердить отца, она хитрит, обманывает, не ощущая при этом угрызений совести. Она остра на язык, язвительна. И.А. Гончаров дал Софье следующую характеристику: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга.
В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию». Образ Софьи играет весьма значимую роль в комедии. С ней связана завязка конфликта любовного, а также и завязка конфликта личности и общества, которая происходит в эпизоде разговора Чацкого и Фамусова о сватовстве, перешедшего на разговор о службе. Кульминационные моменты этих двух конфликтов совпадают, и точка совпадения – Софья, обмолвившаяся в гневе за Молчалина — «Он не в своем уме». Героиня сознательно подтвеждает сумасшествие Чацкого: А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить? И развязка связана с Софьей. Девушка посылает Лизу за Молчалиным, слышит, как и Чацкий, их разговор. Появление Фамусова приводит оба конфликта к логическому завершению. Софья – единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. Молчалин принимает на себя роль влюбленного и безропотно ее играет.
Фамусов находится в состоянии каких-то пока не совсем определенных подозрений по отношению к Молчалину, а потом к Чацкому, поскольку Софья его поставила в эти условия. Чацкий ошеломлен холодной встречей и в силу своей углубляющейся любовной драмы неадекватно реагирует на любые обращения к нему со стороны героев пьесы. Сплетня же о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей Фамусова тоже с подачи Софьи. Софья здесь выступает как кукловод, в руках у которого ниточки, приводящие в действие марионеток. Говоря о Софье, Гончаров писал: «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»». Драма Софьи в том, что она полюбила недостойного. Появление Чацкого путает ей все карты, но становится катализатором развития ее отношений с Молчалиным. Софья сердится на Чацкого, потому что в душе ее таится смутное ощущение неполного соответствия Молчалина ее идеалу. Но в ней заговорило женское самолюбие: предмет ее любви посмели осуждать. Вдобавок Софья внутренне понимает, что Чацкий прав.
От этого ей особенно обидно. Из-за чего у нее обострились отношения с Чацким? Из-за любви. У всех прочих это общественный конфликт, а у нее – любовный. Почему Грибоедов говорит, что Софье было тяжелее всех? Да потому что рухнула ее идиллия романтической любви Молчалина. Но существенно и другое: героиня унижена не только осознанием того, что не привлекает Молчалина вообще. Страшно, что это произошло на глазах у Чацкого. Между тем, Софья ведет себя очень достойно и мужественно. Она находит в себе силы признаться в том, что Молчалин – подлец, и признает свою неправоту: Не продолжайте, я виню себя кругом. Но кто бы думать мог, чтоб он был так коварен! Софья привлекает нас своей естественностью и простотой, свободной от предрассудков. Она наделена умом и сильным характером, мечтательностью и горячностью. В то же время она – дитя фамусовского общества, а потому бессознательно действует и живет по тем же законам. Вот почему девушка оказалась способна оклеветать Чацкого. К сожалению, Софья не может выйти замуж за иного героя, нежели Молчалин.
Ей нужен муж–мальчик, ибо она подсознательно стремится к власти. В слепом чувстве любви Софья не увидела, что она нужна Молчалину для того, чтобы пользоваться ее влиянием. Софья – великолепный женский образ в русской литературе. В галерее русских женских характеров она занимает достойное место как образ сильного человека и мужественной, хоть и наивной девушки.
Выводы
Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.
Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.
Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И. А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.
Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.
Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума»: два характера и две судьбы. Кулинария «Лиза»
Попробуйте словесно нарисовать первые сцены спектакля. Как выглядит гостиная? Какими вы представляете себе героев в момент их появления?
Дом Фамусова — особняк, построенный в стиле Классицизм. Первые сцены происходят в гостиной Софьи. Диван, несколько стульев, стол для приема гостей, закрытый шкаф, на стене большие часы. На правой двери, которая ведет в спальню Софьи. со стула,спящая Лисанка.Она просыпается,зевает,оглядывается и осознает ужас,что уже утро.Он стучит в софью комнату,пытаясь расстаться с ней тишиной,которая находится в софьей комнате.Влюбленные делают не реагируют, и Лиза, чтобы привлечь их внимание, забирается на стул, двигает стрелки часов, которые начинают бить и играть.0003
Лиза взволнована. Она мудра, быстра, находчива, стремится найти выход из сложной ситуации. Фамусс в домашнем халате ступенчато входит в гостиную и, как прилипший, подходит сзади к Лизе и флиртует с ней. Его удивляет поведение горничной, которая, с одной стороны, крутит часы, громко говорит, с другой — предупреждает, что Софья спит. Фармус явно не хочет, чтобы София узнала о его находке в гостиной.
Чацкий врывается в гостиную стремительно, порывисто, с выражением радостных чувств и надежд. Он веселый, остроумный.
Найдите комедийные строки. Определите, какие сюжетные линии намечены в первом действии.
Приезд в дом Чацкого — завязка комедии. Герой связывает воедино две сюжетные линии — любовно-лирическую и общественно-политическую, сатирическую. С момента своего появления на сцене эти две сюжетные линии трудно переплетаются, но ничуть не нарушают единства непрерывно развивающихся действий, становятся главными, но уже намечены в первом действии. Насмешки Чацкого над внешностью и поведением посетителей и обитателей Дома Фамусова, казалось бы, еще незаметные, но далеко не безобидные, переходят впоследствии в политическое и нравственное противостояние фамусовскому обществу. Пока что в первом действии они отвергаются Софией. Хотя герой еще этого не замечает, Софья отвергает его любовные признания и надежды, отдавая предпочтение молчанию.
Каковы ваши первые впечатления от тишины? Обратите внимание на ремарку в конце четвертого явления первого действия. Как вы можете это объяснить?
Первые впечатления от тишины складываются из диалога с Магазовым, а так же из отзыва Чацкого о нем.
Он более чем оправдывает свою фамилию.
Еще не нарушил тишину печати?
«Молчание прессы» он не сорвался на свидание с Софией, которая принимает его робкое поведение за скромность, застенчивость, неприятие умирания. Лишь позже мы узнаем, что Молчалин скучает, притворяясь влюбленным «в пользу дочери такого-то человека» «по положению», и может очень развязаться с Лизой.
А я верю пророчеству Чацкого, зная даже про молчаливого очень мало, что «доходит он до степеней знаменитых, потому что нынче в любви нет чудес».
Как Софья и Лиза оценивают Чацкого?
По-разному. Лиза оценивает искренность Чацкого, его эмоциональность, преданность Софария, вспоминает, с каким разборчивым чувством он уходил и даже плакал, придумывая, что может быть за отсутствием отсутствия любви Софьи. «Бедняжка как будто знала, что через три года. ..»
Лиза ценит Чацкого за веселье и остроумие. Легко запоминается его фраза, характеризующая Чацкого:
Кто такой чуткий, и веселый, и Остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
Софья, которая к тому времени уже любит Молчалина, отвергает Чацкого, и то, что в нем восхищается Лиза, вызывает у нее раздражение. А потом она стремится отдалиться от Чацкого, показать, что раньше ничего, кроме детской привязанности, у них не было. «Над всем», «Остер, умный, красноречивый», «Я напал в любви, выздоровел и огорчился», «Он был выделен высоко», «Охота ходить по нему» — так говорит о Чапской Софье и делает вывод , мысленно противный Он молчит: «Ах, если кого любит, зачем искать и скакать так далеко?» А потом — холодный прием, сказал в сторону реплики: «Не человек — змея» и тихий вопрос, не случалось ли ему хотя бы ошибочно ответить любезно о ком-то. Не разделяет критического отношения Чацкого к гостям Магазовского дома.
Как персонаж Софии появляется в первом действии? Как Софья насмешливо берет на себя людей ее круга? Почему?
Издевательств над Чацким над людьми своего круга Софья не разделяет по разным причинам. Несмотря на то, что сама она натура независимая и суждения, вопреки принятым в Обществе правилам, например, позволила себе влюбиться в бедного и более сомневающегося, кроме острого ума и красноречия, в обществе своего отец комфортный, удобный, привычный. Ученица французских романов, она любит быть добродетельной и покровительствовать бедному юноше. Однако, как истинная дочь фамусовского общества, она разделяет идеал московских дам («Высокий идеал московских всех мужей»), иронически сформулированный Грибоедовым, — «Муж-мальчик, муж, слуга, из брачной стаи». ..». Насмешки над этим идеалом раздражают. Мы уже говорили, что Софья ценит Солчалина. Во-вторых, насмешки над Чацким вызывают у нее неприятие по той же причине, что и Личность Чацкого, его приход.
Комедия Грибоедова «Горе от ума», будучи во многом новаторской, отличается от существовавшего до нее метода изображения героев. Автор сделал образы более реалистичными, чем это было принято в традиции классицизма, подвергнув его героев как положительным, так и отрицательным чертам одновременно. Представляя публике на страницах пьесы конфликт консервативной гелады дворянской жизни с прогрессивными взглядами подрастающего поколения дворян, конфликт «века минувшего» с «веком текущим», автор значительно расширяет систему комедийных образов. Это помогает ему сделать светское московское общество, изображенное в произведении, более ярким и запоминающимся. В развитии комедийного действия важная роль отводится второстепенным персонажам. В связи с этим для осмысления пьесы необходимо обратить внимание на характеристику Лизы в комедии «Гора с ума».
В русской литературе служанка Лизы в комедии «Гора от ума» занимает достойное место в галерее женских образов, несмотря на то, что роль ее второстепенна. Это стало возможным благодаря тому, что читателя привлекает ум и хитрость этой девушки, а ее характер интересен, глубок и прирожденен. Те, кто принимает характеристики, которые мы слышим из ее уст относительно других персонажей, вынуждены уделять ей еще больше внимания.
Лиза играет далеко не последнюю роль в развитии любовной интриги комедии. Она человек, с помощью которого разоблачается Молчалин, возлюбленный ее хозяйки Софьи. Именно Лизе Маунт-любовнику он признается, что «любит» Софью «по положению», из личной выгоды, и давит, что барышня не привлекает его, как прислуга: «Почему нет тебя?» Кроме того, в общении с Лизой Молчанин проявляет себя совсем иначе, чем с Софьей. Это помогает понять, что представляет из себя этот герой на самом деле. И вывод относительно этого героя читатель слышит от Лизы: «Скромна ты из барышни, да с грабом».
В комедии «Гора с ума» Лиза открывает истинное лицо не только Молчалина. Каждый герой, прямо или косвенно соприкасающийся с ним, предстает перед читателем в новом. Например, Фамуз, отец Софии, считает, что он является лучшим нравственным образцом для ее дочери, потому что в обществе он «известен монашеским поведением». Но в тайне всего он тащится за Лизой, и очень откровенно.
Тот факт, что сразу два героя пьесы пытаются вовлечь Лизу в свою любовную игру, ничуть не очищает образ этой девушки. Она искусственный мужчина, но ее природный ум и электронная почта помогают ей деликатно выходить из щекотливых ситуаций. Кроме того, в ее сердце живет робкое, но искреннее чувство к мужчине ее круга – ведро с паршеусом. И никакие подарки не могут безмолвно соблазнить Лизу, что свидетельствует о наличии у девушки определенных моральных принципов и установок.
В комедии «Горе от ума» характеристика Лизы во многом исходит из того, какую оценку она дает другим персонажам пьесы. Эта девушка прекрасно разбирается в людях, видя самую суть. Именно она еще до появления Чацкого на сцене дает ему точнейшую характеристику: «Кто такой чуткий, и веселый, и Остер, как Александр Андреич Чацкий».
Лиза тоже отличается и умением поддержать беседу, выслушать и даже дать дельный совет. Не случайно именно с ней, как вспоминает служанка, Чацкий перед отъездом за границу делился своими опасениями: «Недаром, Лиза, плача: Кто знает, что найду, оборачиваясь?
Несмотря на то, что в спектакле «Горе от души» образ Лизы относится к второстепенным персонажам, без него невозможно было бы представить эту комедию. Героиня является связующим звеном между всеми частями произведения, оказывает существенное влияние на развитие комедии, на раскрытие характеров других персонажей. Без Лизы и стыка комедия была бы совсем другой.
Тест на работу
Софья и Лиза в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Женские образы в комедии Грибоедова «Горе от ума» играют важную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. «София и Лиза» — типичная амплуа-классическая комедия. Но эти образы неоднозначны. Они занимают промежуточное положение в системе знаков. Лиза Шитра интеллигентна, умна, т.е. ее персонаж отвечает требованиям классической комедии. Она подрета, участвует в любовной интриге, является своего рода резонансной, т.е. дает характеристику некоторым героям. Ей также принадлежат некоторые крылатые фразы. Софья, по законам классицизма, должна была бы быть совершенным персонажем, но образ ее неоднозначен. С одной стороны, она получила типичное для 19-го века образование. девушки го века. С другой стороны, умна, имеет свое мнение.
И София, и Лиза обладают живым разумом. Софья воспитана с Чацким, она сложилась, имеет свое мнение. Например, может оценить личность жениха: «Он слова умного не говорил, мне все равно, какой нех, что в воде». Лиза, может быть, не так сформирована, как Софья, но обладает практичным умом. Она очень точно подмечает: «ГОРИ НАС ЖЕНЩИНЫ ВСЕХ ПОДСТЕЛЛОВ И БАРСКАЯ ЗЛОБА, И БАРСКАЯ ЛЮБОВЬ».
Обе истины. Софья открыто говорит Чацкому, что он ей не нравится, отец выражает недовольство женихом. Лиза открыто отвергает ухаживания Фамусова.
Оба являются участниками любовного заговора. Чацкая Софья Молчанина Лиза Петруша.
У обоих одинаковые идеалы мужчины — мужчина-пирс.
Но, несмотря на то, что обе эти героини — молодые девушки, их представления о жизни сильно различаются. София романтична. Она росла без матери и очень увлеклась любовными романами. На протяжении всей книги она представляет собой героиню французского романа. Когда Молчанин падает с лошади, Софья ведет себя как влюбленная героиня романа — падает в обморок. «Упала! Убита!» Софья наивна, считает, что Молчанин ее действительно любит. Он кажется ей робким, скромным, нежным и умным. Лиза трезво смотрит на жизнь. Она простая горничная и успела многое повидать в своей жизни. Она понимает людей. Лиза понимает, что Молчанин играет с Софией только за свою позицию. Она видит его любезность и хитрость.
Дальнейшая судьба тоже сложится по-разному. Софья, скорее всего, подчинится правилам общества Фамуса и выйдет замуж за богатого жениха. Лиза выйдет замуж за человека своего круга, но по любви.
Хотя Софья и Лиза похожи в некоторых своих личных качествах, но разное положение в обществе и образование определяют их разную судьбу.
Список литературы
При подготовке работы использованы материалы сайта http://www.bobych.spb.ru/
Женские образы в комедии Грибоедова «Горе от ума» играют важную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. «София и Лиза» — типичная амплуа-классическая комедия. Но эти образы неоднозначны. Они занимают промежуточное положение в системе знаков. Лиза Шитра интеллигентна, умна, т.е. ее персонаж отвечает требованиям классической комедии. Она подрета, участвует в любовной интриге, является своего рода резонансной, т.е. дает характеристику некоторым героям. Ей также принадлежат некоторые крылатые фразы. Софья, по законам классицизма, должна была бы быть совершенным персонажем, но образ ее неоднозначен. С одной стороны, она получила типичное для 19-го века образование.девушки го века. С другой стороны, умна, имеет свое мнение.
И София, и Лиза обладают живым разумом. Софья воспитана с Чацким, она сложилась, имеет свое мнение. Например, может оценить личность жениха: «Он слова умного не говорил, мне все равно, какой нех, что в воде». Лиза, может быть, не так сформирована, как Софья, но обладает практичным умом. Она очень точно подмечает: «ГОРИ НАС ЖЕНЩИНЫ ВСЕХ ПОДСТЕЛЛОВ И БАРСКАЯ ЗЛОБА, И БАРСКАЯ ЛЮБОВЬ».
Обе истины. Софья открыто говорит Чацкому, что он ей не нравится, отец выражает недовольство женихом. Лиза открыто отвергает ухаживания Фамусова.
Оба являются участниками любовного заговора. Чацкая Софья Молчанина Лиза Петруша.
У обоих одинаковые идеалы мужчины — мужчина-пирс.
Но, несмотря на то, что обе эти героини — молодые девушки, их представления о жизни сильно различаются. София романтична. Она росла без матери и очень увлеклась любовными романами. На протяжении всей книги она представляет собой героиню французского романа. Когда Молчанин падает с лошади, Софья ведет себя как влюбленная героиня романа — падает в обморок. «Упала! Убита!» Софья наивна, считает, что Молчанин ее действительно любит. Он кажется ей робким, скромным, нежным и умным. Лиза трезво смотрит на жизнь. Она простая горничная и успела многое повидать в своей жизни. Она понимает людей. Лиза понимает, что Молчанин играет с Софией только за свою позицию. Она видит его любезность и хитрость.
Дальнейшая судьба тоже сложится по-разному. Софья, скорее всего, подчинится правилам общества Фамуса и выйдет замуж за богатого жениха. Лиза выйдет замуж за человека своего круга, но по любви.
Хотя Софья и Лиза похожи в некоторых своих личных качествах, но разное положение в обществе и образование определяют их разную судьбу.
Список литературы
При подготовке работы использованы материалы сайта http://www.bobych.spb.ru/
// Сравнительная характеристика Софьи и Лизы
Дочь Павла Фамусова. Она молода, красива и немного легкомысленна. У Софии достойное образование. Она в совершенстве владеет французским, разбирается в моде и ведет весьма «раскрепощенный» образ жизни. Девушка любит секретаршу отца без памяти — тишина. Молодые люди проводят тайные ночи, ведь мужчина живет в доме Фамамова и всегда «под рукой» у управляющего. Фамусов не признает «порочности» дочери. Впрочем, все тайное рано или поздно станет явным…
Софья наивно полагает, что он испытывает ответную симпатию. Она даже предположить не может, что мужчина делает это ради собственного благополучия. На самом деле секретарше давно нравилась Лиза, Маулюс Голодомора.
Очень активная и умная девочка. Несмотря на свою простоту, у нее есть хитрость и возможность обходить «острые углы». Это рычание помогает ей избежать любого «флирта» со стороны Павла Фамусова. Старик хоть и «праведная» жизнь «праведная», но не упускает ни малейшего случая «наслаждаться» с молодой служанкой. Лиза всячески останавливает эту связь, так как понимает, что от Владыки Любви до Ненависти — один шаг. Это подтверждают и ее слова в комедии: «Пары всех морепродуктов и Барская злоба, и Барская любовь».
Лиза тоже в недоумении от тайного желания тишины. Девушка избегает его ласк, так как они ему совершенно не нравятся. Она не идет на поводу у своих принципов и отвергает обоих мужчин. Она любит совсем другое, и все остальные становятся «автоматически» не интересны.
Образы Лизы и Софьи абсолютно разные. Девушки не похожи друг на друга. Чуткая Софья витает в облаках, не думает о будущем и живет буквально «одним днем». Лиза вынуждена помогать девушке, и каждый раз подставляет себя под удар, прикрывая рандевских «любовников». Слуга не одобряет таких встреч, каждый раз пытается образумить Софию и призвать ее к осторожности и скромности. Но все разговоры вложены. Фамусов не понимает, что его опрометчивый поступок сразу ставит под удар Себя, Лизу и самого Молчалина. Отец, никому не простит таких «вольностей» и каждый понесет свое наказание.
Однако, когда Магазов узнает о тайной связи двух «возлюбленных», первый оказывается под ударом Лизы. Обвините ее в сокрытии «парочки». Она, как страдала от его ума. Только вот, в отличие от Героя комедии, девушку ждет настоящее наказание и на этот раз она не избегает «Гнева Барского».
Пожалуй, образ Лизы наделен всеми лучшими качествами. Девушка говорит только по делу, не хамит, но и не лицемерит. Она всегда делает свои выводы из прошлых ошибок, чтобы постараться в будущем избежать каких-либо оплошностей. Поскольку девушка не принимала никаких мужских ухаживаний, можно понять, что она принадлежит высоконравственной натуре. Это и отличает его от «освобожденного» софяймоса.
В комедии образ обеих девушек безусловно очень важен. Каждый из них придает своеобразный оттенок произведению, который впоследствии влияет на весь сюжет. Автор не делает девушек ни подругами, ни противоборствующими сторонами. Лиза, для Софии как старшая сестра. Она желает Магазусу добра, дарит наслаждения советами, но часто это просто остается проигнорированным…0134
Трейлер 1:01
Смотреть Race to Witch Mountain: Superbowl Spot
Трейлер 2:26
Смотреть Race to Witch Mountain: Trailer #1
Клип 0:59
Смотреть Race To Witch Mountain
Клип 10133 :35Смотреть Race To Witch Mountain
Clip 1:50
Смотреть Race To Witch Mountain
Clip 1:24
Смотреть Race To Witch Mountain
Clip 1:07
Смотреть Race0 To3 Witch Mountain Короткометражка 3:52
Watch Race to Witch Mountain
Photos96
Top cast
Dwayne Johnson
- Jack Bruno
Carla Gugino
- Dr.
Alex Friedman
AnnaSophia Robb
Alexander Ludwig
Ciarán Hinds
Том Эверетт Скотт
- Мэтисон
Кристофер Родригес Маркетт
- Поуп
- (как Крис Маркетт)
Билли Браун
- Carson
Garry Marshall
- Dr. Donald Harlan
Kim Richards
Ike Eisenmann
- Sheriff Antony
Tom Woodruff Jr.
- Siphon
John Duff
Bob Koherr
Кевин Кристи
Боб Кленденин
Сэм Вулфсон
- Имперский штурмовик Чиарди
Брайан Фогель
- Имперский штурмовик Грей
- Энди Фикман
- Matt Lopez (Сценарий) (Screen Story)
- Mark Bomback (сценарий)
- Alexand съемочная группа
- Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro
Больше похоже на это
Путешествие 2: Таинственный остров
Зубная фея
План игры
Побег на Ведьмину гору
Путешествие в центр Земли
Возвращение из Witch Mountain
Ученик колдуна
Перси Джексон и Олимпийцы: The Lightning Thief
Percy Jackson: Sea of Monsters
The Pacifier 9013
55535353
9535353953- Цитаты
Сара: Один мудрый человек однажды сказал: «Ты то, что ты думаешь о себе!»
Джек Бруно: Почему бы тебе не спросить ЕГО?
Сет: Это был Будда… Он недоступен!
- Связи
Показанные в шоу Rotten Tomatoes: Miss March/Race to Witch Mountain/Sunshine Cleaning (2009)
Я думаю, это хорошо, что Ким Ричардс и Айк Эйзенманн появляются в фильме в роли официантки и шерифа, они были детьми в оригинале 1975 года. Я помню, как моя мать водила меня посмотреть его, когда мне было семь лет. Неплохой фильм, но оригинал был намного лучше. Дуэйн Джонсон (ранее известный как Скала) берет на себя роль землянина Эдди Альберта, который подружился с двумя молодыми инопланетянами, разница в том, что Эдди Альберт мог бы сыграть намного лучше! Одно могу сказать об этом фильме, он точно не скучный! Я бы с удовольствием посмотрел бюджет спецэффектов.
3953
353953953
35353535353535353
353
353
.
. Истории