Феод лестница: Что такое феодальная лестница? — ответ на Uchi.ru

Содержание

Феод

Главная \ Советская историческая энциклопедия \ Фарн — Феок

< Фенноманы Феодализм >

ФЕÓД [позднелат. feodum, feudum, от франкск. fëhu-ôd – скот как имущество; франц. fief (фьеф), англ. fee (фи), нем. Lehn (лен)] – в странах Зап. Европы в средние века зем. владение или фиксированный доход (в деньгах или в натуре), пожалованные сюзереном своему вассалу (см. «Вассалитет») в наследств. владение под условием несения последним феодальных служб в пользу первого: воен. повинности – полевой и гарнизонной (замковой), придворной – участие в совете, в суде, в управлении сеньорией и в материальных обязательствах – ден. платежах. Поскольку вассалы, как правило, часть полученной земли или дохода передавали (субинфеодировали) на таких же условиях во владение своим вассалам (подвассалам), то в конечном итоге над одним и тем же зем. владением возникала т. н.

«феод. лестница» – надстраивавшийся по вертикали ряд носителей владельческих (материальных) прав в отношении одного и того же Ф. Вот почему, в отличие от римской правовой формы собственности, признававшей носителем прав собственности лишь отдельно взятое лицо, Ф. являлся формой раздробления права собственности между рядом «сособственников» – носителей юридически однокачественных прав в одном и том же объекте. Как юридич. выражение специфич. характера феод. монополии на землю Ф. олицетворял клас. господство всех соучастников права феод. собственности над крестьянством – классом зависимых возделывателей земли – основного условия произ-ва в ср. века. Социальным выражением эксплуататорского характера Ф. являлось исключение крестьян из числа его законом признанных держателей (монополия на владение Ф. признавалась лишь за военно-рыцарским сословием). Удельный вес различных прослоек феод. иерархии в этой сособственности с течением времени менялся. Если в первый период истории Ф. (10–11 вв.
) наследств. права вассала на Ф. (его предшественником выступал «бенефиций») еще не упрочились (допустить или не допустить его наследника к Ф. зависело от сюзерена), а платежи сюзерену (осн. из них – «рельеф» – платеж за допуск наследника) оставались на воле последнего, то в последующие столетия баланс собственности радикально изменился в пользу вассала: его платежи стали фиксированными, его наследник – при условии уплаты рельефа – вступал во владение Ф. беспрепятственно, согласие сюзерена на отчуждение Ф. стало чисто формальным актом.

Возникнув как противоположность «аллоду» и в большинстве стран Сев.-Зап. Европы полностью поглотив его, Ф. сам постепенно приобрел черты индивидуально-сем. собственности с неограниченными правами прижизненного распоряжения со стороны владельца. Дробление Ф. в процессе его субинфеодации, все более широкое распространение (по мере развития товарно-ден. отношений) т. н. фьефрентных договоров (при к-рых вассал в качестве Ф. получал не землю с крестьянами, а лишь право на получение какого-либо ден.

или – реже – натурального дохода) и, наконец, переход к системе наемного войска превратили к 15–16 вв. систему Ф. в юридич. фикцию.

Лит.: Boutruche R., Seigneurie et féodalité, t. 1, P., 1959; Бессмертный Ю. Л., Изменение структуры межсеньориальных отношений в Восточной Франции XIII в., «Средние века», в. 28, М., 1965. См. также лит. при ст. Феодализм.

М. А. Барг. Москва.

Еще в энциклопедиях

Советская историческая энциклопедия
(Феодализм)

Советская историческая энциклопедия

(Крестьянство)

Советская историческая энциклопедия
(Вьетнам)

Советская историческая энциклопедия
(Германия)

Советская историческая энциклопедия
(Великобритания)

Советская историческая энциклопедия
(Корея)

Советская историческая энциклопедия

(Историография)

Биографический энциклопедический словарь
(Сицкие)

Советская историческая энциклопедия
(Иран)

Советская историческая энциклопедия
(Япония)

Советская историческая энциклопедия
(Государство)

Советская историческая энциклопедия
(Союз Советских Социалистических Республик)

Советская историческая энциклопедия
(Болгария)

Советская историческая энциклопедия
(Киевская Русь)

Советская историческая энциклопедия
(Медиевистика)

Советская историческая энциклопедия
(Азербайджанская Советская Социалистическая Республика)

Советская историческая энциклопедия
(Казахская Советская Социалистическая Республика)

Толковый словарь руссого языка под ред. Д.Н. Ушакова
(ФЕОД)

Малый академический словарь
(феод)

Советская историческая энциклопедия
(Феод)

Феодалы и феодализм — Гипермаркет знаний. Что такое феодальная лестница

Феодалы и феодализм.

Вопросы

1. В чем отличия сюжета из ʼʼРомана о Кисеʼʼ от известной басни И. А. Крылова ʼʼВорона и лисицаʼʼ?

2. Ваши предположения об общих корнях приведенной сценки из ʼʼРомана о Лисеʼʼ и крыловской басни?

3. К какой ʼʼсоциальной группеʼʼ относит автор Лиса и Ворона? Как вы думаете, почему?

4. Можно ли предположить, какому сословию принадлежал, поэт, обработавший сюжет о Лисе и Тьеслинœе для своей поэмы?

Кто такие феодалы?

Крестьяне работали на своих хозяев, которыми могли быть светские сеньоры, церковь (отдельные монастыри, приходские церкви, епископы) и сам король. Всех этих крупных земельных собственников, живущих в конечном счете благодаря труду зависимых крестьян, историки объединяют одним понятием — феодалы. Условно говоря, всœе населœение средневековой Европы до тех пор, пока не окрепли города, можно разделить на две очень неравные части. Огромное большинство составляли крестьяне, а от 2 до 5% придется на всœех феодалов. Нам уже понятно, что феодалы вовсœе не были слоем, только высасывающим из крестьян последние соки. И те и другие были необходимы средневековому обществу.

Феодалы занимали в средневековом обществе господствующее положение, в связи с этим и весь строй жизни той поры нередко называют феодализмом. Соответственно, говорят о феодальных государствах, феодальной культуре, феодальной Европе…

Само слово ʼʼфеодалыʼʼ как бы подсказывает, что помимо церковников его важнейшую часть составляли воины, получавшие за свою службу земельные владения с зависимыми крестьянами, т. е. известные уже нам феоды. Именно об этой главной части господствующего слоя средневековой Европы и пойдет дальнейший рассказ.

Как известно, в церкви существовала строгая иерархия, т. е. как бы пирамида должностей. В самом низу такой пирамиды — десятки и сотни тысяч приходских священников и монахов, а на вершинœе — римский папа. Похожая иерархия существовала и среди светских феодалов. На самом верху стоял король. Он считался верховным собственником всœей земли в государстве. Свою власть король получил от самого Бога через обряд помазания и коронации. Верных своих соратников король мог наградить обширными владениями. Но это не подарок. Получивший от короля феод становился его вассалом. Главная обязанность любого вассала — верой и правдой, делом и советом служить своему сюзерену, или сеньору (ʼʼстаршемуʼʼ). Получая от сеньора феод, вассал приносил ему клятву верности. В некоторых странах вассал обязан был стать перед сеньором на колени, вложить руки ему в ладони, выразив этим свою преданность, и затем получить от него какой-нибудь предмет, к примеру знамя, жезл или перчатку, в знак приобретения феода.

Король вручает вассалу знамя в знак передачи ему крупных земельных владений.

Миниатюра (XIII в.)

Каждый из вассалов короля тоже передавал часть владений своим людям рангом пониже. Οʜᴎ становились вассалами по отношению к нему, а он — их сеньором. Ступенью ниже всœе повторялось снова. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, получалось подобие лестницы, где почти каждый мог быть и вассалом и сеньором одновременно. Сеньором всœех был король, но и он считался вассалом Бога. (Бывало так, что некоторые короли признавали себя вассалами римского папы.) Прямыми вассалами короля чаще всœего были герцоги, вассалами герцогов — маркизы, вассалами маркизов — графы. Графы были сеньорами баронов, а у тех в качестве вассалов служили обычные рыцари. Рыцарей чаще всœего в походе сопровождали оруженосцы — юноши из семей рыцарей, но сами еще не получившие рыцарского звания.

Картина усложнялась, в случае если какой-нибудь граф получал дополнительный феод прямо от короля или от епископа, или же от сосœеднего графа. Дело порой так запутывалось, что трудно было понять, кто же чей вассал.

ʼʼВассал моего вассала — мой вассалʼʼ?

В некоторых странах, к примеру Германии, считалось, что всœе, кто стоит на ступенях этой ʼʼфеодальной лестницыʼʼ, обязаны повиноваться королю. В других странах, прежде всœего во Франции, действовало правило: вассал моего вассала — не мой вассал. Это означало, что какой-нибудь граф не будет выполнять волю своего верховного сеньора — короля, в случае если она противоречит желанию непосредственного сеньора графа — маркиза или же герцога. Так что в данном случае король мог иметь дело напрямую только с герцогами. Но если граф когда-то получил землю и от короля, то ему приходилось выбирать, кого из двух (или нескольких) своих сюзеренов ему поддерживать.

Стоило начаться войне, как вассалы по призыву сеньора начинали собираться под его знамя. Собрав вассалов, сеньор отправлялся уже к своему сеньору, чтобы выполнять его приказы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, феодальная армия состояла, как правило, из отдельных отрядов крупных феодалов. Твердого единоначалия не было — в лучшем случае важные решения принимались на военном совете в присутствии короля и всœех главных сеньоров. В худшем — каждый отряд действовал на свой страх и риск, слушаясь лишь повелœений ʼʼсвоегоʼʼ графа или герцога.

Распря между сеньором и вассалом. Миниатюра (XII в.)

То же самое и в мирных делах. Некоторые вассалы были побогаче собственных сеньоров, в т.ч. и короля. К нему они относились с почтением, но не более того. Никакая клятва верности не мешала гордым графам и герцогам даже поднять мятеж против своего короля, в случае если вдруг они чувствовали с его стороны угрозу своим правам. Отнять же у неверного вассала его феод было вовсœе не так просто. В конечном счете всœе решало соотношение сил. В случае если сеньор был могуч, то вассалы перед ним трепетали. В случае если же сеньор был слаб, то в его владениях царила смута: вассалы нападали друг на друга, на сосœедей, на владения своего сеньора, грабили чужих крестьян, случалось, разоряли и церкви. Бесконечные мятежи, междуусобицы были обычным делом во времена феодальной раздробленности. От ссор господ между собой, естественно, больше всœех страдали крестьяне. У них не было укрепленных замков, где они могли бы укрыться при нападении. ..

КТО ТАКИЕ ФЕОДАЛЫ? Феодалы — это крупно земельные собственники, живущие в конечном счете благодаря труду зависимых крестьян.

Феодальная лестница – порядок взаимного подчинения феодалов. Король являлся сюзереном для крупных феодалов, крупные для средних, а те, в свою очередь – мелких. Вассалы – феодалы, которые получали земли от других феодалов (военный слуга) Сеньор (сюзерен) – владелец земли (старший)

Как известно, в церкви существовала строгая иерархия, т. е. как бы пирамида должностей. В самом низу такой пирамиды — десятки и сотни тысяч приходских священников и монахов, а на вершине — римский папа. Похожая иерархия существовала и среди светских феодалов. На самом верху стоял король. Он считался верховным собственником всей земли в государстве. Свою власть король получил от самого Бога через обряд помазания и коронации. Верных своих соратников король мог наградить обширными владениями. Но это не подарок. Получивший от короля феод становился его вассалом. Главная обязанность любого вассала — верой и правдой, делом и советом служить своему сюзерену, или сеньору («старшему»). Получая от сеньора феод, вассал приносил ему клятву верности. В некоторых странах вассал обязан был стать перед сеньором на колени, вложить руки ему в ладони, выразив этим свою преданность, и затем получить от него какой-нибудь предмет, например знамя, жезл или перчатку, в знак приобретения феода.

Каждый из вассалов короля тоже передавал часть владений своим людям рангом пониже. Они становились вассалами по отношению к нему, а он — их сеньором. Ступенью ниже все повторялось снова. Таким образом, получалось подобие лестницы, где почти каждый мог быть и вассалом и сеньором одновременно. Сеньором всех был король, но и он считался вассалом Бога. (Бывало так, что некоторые короли признавали себя вассалами римского папы.) Прямыми вассалами короля чаще всего были герцоги, вассалами герцогов — маркизы, вассалами маркизов — графы. Графы были сеньорами баронов, а у тех в качестве вассалов служили обычные рыцари. Рыцарей чаще всего в походе сопровождали оруженосцы — юноши из семей рыцарей, но сами еще не получившие рыцарского звания. Картина усложнялась, если какой-нибудь граф получал дополнительный феод прямо от короля или от епископа, или же от соседнего графа. Дело порой так запутывалось, что трудно было понять, кто же чей вассал.

«ВАССАЛ МОЕГО ВАССАЛА — МОЙ ВАССАЛ» В некоторых странах, например Германии, считалось, что все, кто стоит на ступенях этой «феодальной лестницы» , обязаны повиноваться королю. В других странах, прежде всего во Франции, действовало правило: вассал моего вассала — не мой вассал. Это означало, что какой-нибудь граф не будет выполнять волю своего верховного сеньора — короля, если она противоречит желанию непосредственного сеньора графа — маркиза или же герцога. Так что в этом случае король мог иметь дело напрямую только с герцогами. Но если граф когда-то получил землю и от короля, то ему приходилось выбирать, кого из двух (или нескольких) своих сюзеренов ему поддерживать. Стоило начаться войне, как вассалы по призыву сеньора начинали собираться под его знамя. Собрав вассалов, сеньор отправлялся уже к своему сеньору, чтобы выполнять его приказы. Таким образом, феодальная армия состояла, как правило, из отдельных отрядов крупных феодалов. Твердого единоначалия не было — в лучшем случае важные решения принимались на военном совете в присутствии короля и всех главных сеньоров. В худшем — каждый отряд действовал на свой страх и риск, слушаясь лишь повелений «своего» графа или герцога.

То же самое и в мирных делах. Некоторые вассалы были побогаче собственных сеньоров, в том числе и короля. К нему они относились с почтением, но не более того. Никакая клятва верности не мешала гордым графам и герцогам даже поднять мятеж против своего короля, если вдруг они чувствовали с его стороны угрозу своим правам. Отнять же у неверного вассала его феод было вовсе не так просто. В конечном счете все решало соотношение сил. Если сеньор был могуч, то вассалы перед ним трепетали. Если же сеньор был слаб, то в его владениях царила смута: вассалы нападали друг на друга, на соседей, на владения своего сеньора, грабили чужих крестьян, случалось, разоряли и церкви. Бесконечные мятежи, междуусобицы были обычным делом во времена феодальной раздробленности. От ссор господ между собой, естественно, больше всех страдали крестьяне. У них не было укрепленных замков, где они могли бы укрыться при нападении. . .

Как известно, в церкви существовала строгая иерархия, т. е. как бы пирамида должностей. В самом низу такой пирамиды — десятки и сотни тысяч приходских священников и монахов, а на вершине — римский папа. Похожая иерархия существовала и среди светских феодалов. На самом верху стоял король. Он считался верховным собственником всей земли в государстве. Свою власть король получил от самого Бога через обряд помазания и коронации. Верных своих соратников король мог наградить обширными владениями. Но это не подарок. Получивший от короля феод становился его вассалом. Главная обязанность любого вассала — верой и правдой, делом и советом служить своему сюзерену, или сеньору («старшему»). Получая от сеньора феод, вассал приносил ему клятву верности. В некоторых странах вассал обязан был стать перед сеньором на колени, вложить руки ему в ладони, выразив этим свою преданность, и затем получить от него какой-нибудь предмет, например знамя, жезл или перчатку, в знак приобретения феода.


Король вручает вассалу знамя в знак передачи ему крупных земельных владений. Миниатюра (XIII в.)

Каждый из вассалов короля тоже передавал часть владений своим людям рангом пониже. Они становились вассалами по отношению к нему, а он — их сеньором. Ступенью ниже все повторялось снова. Таким образом, получалось подобие лестницы, где почти каждый мог быть и вассалом и сеньором одновременно. Сеньором всех был король, но и он считался вассалом Бога. (Бывало так, что некоторые короли признавали себя вассалами римского папы.) Прямыми вассалами короля чаще всего были герцоги, вассалами герцогов — маркизы, вассалами маркизов — графы. Графы были сеньорами баронов, а у тех в качестве вассалов служили обычные рыцари. Рыцарей чаще всего в походе сопровождали оруженосцы — юноши из семей рыцарей, но сами еще не получившие рыцарского звания.

Картина усложнялась, если какой-нибудь граф получал дополнительный феод прямо от короля или от епископа, или же от соседнего графа. Дело порой так запутывалось, что трудно было понять, кто же чей вассал.

«Вассал моего вассала — мой вассал»?

В некоторых странах, например Германии, считалось, что все, кто стоит на ступенях этой «феодальной лестницы», обязаны повиноваться королю. В других странах, прежде всего во Франции, действовало правило: вассал моего вассала — не мой вассал. Это означало, что какой-нибудь граф не будет выполнять волю своего верховного сеньора — короля, если она противоречит желанию непосредственного сеньора графа — маркиза или же герцога. Так что в этом случае король мог иметь дело напрямую только с герцогами. Но если граф когда-то получил землю и от короля, то ему приходилось выбирать, кого из двух (или нескольких) своих сюзеренов ему поддерживать.

Стоило начаться войне, как вассалы по призыву сеньора начинали собираться под его знамя. Собрав вассалов, сеньор отправлялся уже к своему сеньору, чтобы выполнять его приказы. Таким образом, феодальная армия состояла, как правило, из отдельных отрядов крупных феодалов. Твердого единоначалия не было — в лучшем случае важные решения принимались на военном совете в присутствии короля и всех главных сеньоров. В худшем — каждый отряд действовал на свой страх и риск, слушаясь лишь повелений «своего» графа или герцога.


Распря между сеньором и вассалом. Миниатюра (XII в.)

То же самое и в мирных делах. Некоторые вассалы были побогаче собственных сеньоров, в том числе и короля. К нему они относились с почтением, но не более того. Никакая клятва верности не мешала гордым графам и герцогам даже поднять мятеж против своего короля, если вдруг они чувствовали с его стороны угрозу своим правам. Отнять же у неверного вассала его феод было вовсе не так просто. В конечном счете все решало соотношение сил. Если сеньор был могуч, то вассалы перед ним трепетали. Если же сеньор был слаб, то в его владениях царила смута: вассалы нападали друг на друга, на соседей, на владения своего сеньора, грабили чужих крестьян, случалось, разоряли и церкви. Бесконечные мятежи, междуусобицы были обычным делом во времена феодальной раздробленности. От ссор господ между собой, естественно, больше всех страдали крестьяне. У них не было укрепленных замков, где они могли бы укрыться при нападении…

Божий мир

Ограничить размах междоусобий стремилась церковь. С конца X в. она настойчиво призывала к «Божиему миру» или к «Божиему перемирию» и объявляла тяжким грехом нападение, совершенное, например, в крупные христианские праздники или же накануне их. Временем «Божиего мира» считались порой сочельник и пост. Иногда в течение каждой недели дни с вечера субботы (а подчас с вечера среды) и до утра понедельника провозглашались «мирными». Нарушителям «Божиего мира» грозило церковное наказание. Церковь объявляла греховным и в другие дни нападение на безоружных паломников, священников, крестьян, женщин. Беглеца, укрывшегося от преследователей в храме, нельзя было ни убивать, ни подвергать насилию. Нарушивший это право убежища оскорблял и Бога, и церковь. Путник мог спастись и у ближайшего придорожного креста. Такие кресты до сих пор можно увидеть во многих католических странах.

Впоследствии ограничения военных действий стали вводиться королевскими указами. Да и сами феодалы начали договариваться между собой: как бы ни ссорились, нельзя трогать ни церквей, ни пахаря на поле, ни мельницу во владениях друг друга. Постепенно складывался набор «правил войны», который стал частью своеобразного «кодекса рыцарского поведения».

Вопросы

1. Можно ли поставить знак равенства между понятиями «феодализм» и «средние века»?

2. Объясните, кому принадлежала деревня, если рыцарь получал ее в феод от барона, а тот в свою очередь от своего сеньора — графа, граф — от герцога, а герцог — от короля?

3. Зачем церковь взяла на себя заботы о введении «Божиего мира»?

4. Что общего в требованиях церкви о «Божием мире» и в ее призывах к сеньорам отправиться освобождать Гроб Господень?

Из «Песни о Роланде» (XII в) о рыцарском иоединке между Карлом Великим и арабским эмиром

День миновал, вечерний час подходит, Но меч враги не вкладывают в ножны Отважны те, кто рати свел для боя Их ратный клич звучит, как прежде, грозно «Пресьоз!» — кричит эмир арабский гордо. Карл «Монжуа!» в ответ бросает громко По голосу один узнал другого. Сошлись они на середине поля Тот и другой пускают в дело копья, Врагу удар наносят в щит узорный, Его пронзают под навершьем толстым, Распарывают на кольчугах полы, Но невредимы остаются оба Полопались у них подпруги седел. С коней бойцы свалились наземь боком, Но на ноги вскочили тотчас ловко, Свои мечи булатные исторгли, Чтоб снова продолжать единоборство. Одна лишь смерть конец ему положит. Аой! Отважен милой Франции властитель, Но даже он не устрашит эмира Враги мечи стальные обнажили, Бьют по щитам друг друга что есть силы. Навершья, кожа, обруча двойные — Все порвалось, расселось, расскочилось, Теперь бойцы одной броней прикрыты. Клинки из шлемов высекают искры. Не прекратится этот поединок, Пока эмир иль Карл не повинится. Аой! Эмир воскликнул: «Карл, совету внемли: В вине покайся и проси прощенья. Мой сын тобой убит — то мне известно. Ты беззаконно вторгся в эту землю, Но коль меня признаешь сюзереном, Ее получишь в ленное владенье» (Ленное владение, или лен,- то же, что феод. )- «Мне это не пристало, — Карл ответил.- С неверным я не примирюсь вовеки. Но другом буду я тебе до смерти, Коль ты согласен воспринять крещенье И перейти в святую нашу веру». Эмир ответил: «Речь твоя нелепа», И вновь мечи о брони зазвенели. Аой! Эмир великой силой наделен. Бьет Карла он по голове мечом. Шлем разрубил на короле клинок, Проходит через волосы его. Наносит рану шириной в ладонь, Срывает кожу, оголяет кость. Шатнулся Карл, чуть не свалился с ног, Но не дал одолеть его Господь. К нему послал он Гавриила вновь, И ангел молвил: «Что с тобой, король?» Король услышал, что промолвил ангел. Забыл о смерти он, забыл о страхе. К нему вернулись разом мощь и память. Мечом французским он врага ударил, Пробил шишак, украшенный богато, Лоб раздробил, разбрызгал мозг араба, До бороды рассек эмира сталью. Упал язычник, и его не стало. Клич: «Монжуа!» бросает император.

Из «Песен о Гильоме Оранжеком» (XII в.) о ссоре между вассалом и сеньором

Отважен граф Гильом, могуч и росл. Коня сдержал он лишь перед дворцом, Там под оливой спешился густой, По лестнице из мрамора идет, Ступает так, что поножи долой Слетают с добрых кордовских сапог. В смятение и страх поверг он двор. Король поднялся, указав на трон: «Гильом, извольте сесть рядом со мной». «Нет, государь,- сказал лихой барон.- Мне лишь сказать вам надо кое-что*. Король ему в ответ: «Я внять готов». «Готов иль нет,- вскричал барон лихой,- А выслушаешь, друг Людовик, все. Тебе в угоду не был я льстецом, Наследства не лишал сирот и вдов, Зато не раз служил тебе мечом, Верх для тебя взял в битве не одной, Сразил немало юных храбрецов, И этот грех на мне теперь по гроб: Кто б ни были они, их создал Бог. С меня он взыщет за своих сынов». «Сеньор Гильом,- рек доблестный король,- Прошу вас потерпеть чуть-чуть еще. Весна пройдет, ударит летний зной, А уж тогда один мой пэр ( Пэр («равный») — в Англии и средневековой Франции почетное название представителя высшей знати. ) умрет, И я вам передам удел его, Равно как и вдову, коль вы не прочь». С ума Гильома гнев едва не свел. Воскликнул граф: «Клянусь Святым Крестом, Не в силах рыцарь ждать столь долгий срок, Коль он еще не стар, но нищ казной, Нуждается в еде мой добрый конь, А я не знаю, где добуду корм. Нет, слишком круты и подъем и склон Пред тем, кто чьей-то смерти втайне ждет И на чужое зарится добро»… «Король Людовик,- гордо бросил граф,- Все пэры подтвердят мои слова. В тот год, когда покинул я твой край, Письмом Гефье Сполетский обещал, Что он полгосударства мне отдаст, Коль зятем я ему согласен стать. А ведь легко бы, поступи я так, Мне двинуть и на Францию войска». Такое тут король сказал со зла, Чего б Гильому лучше не слыхать. Но этим лишь усугубил разлад: Пошла у них еще сильнее пря… «Клянусь, сеньор Гильом,- король промолвил,- Апостолом, блюдущим луг Нерона,(Имеется в виду апостол Петр. Нерон когда-то разбил парк в той части Рима, где позже была папская резиденция. ) Есть шесть десятков пэров, ваших ровней, Которым тоже не дал ничего я». Гильом ответил: «Государь, вы лжете, Мне ровни нет среди людей крещеных. Вы не идете в счет: на вас корона. Себя не ставлю я над венценосцем. Пусть те, о ком вы речь вели со мною, Подъедут ко дворцу поодиночке На скакунах лихих, в доспехах добрых, И коль их всех я в схватке не прикончу, А заодно и вас, коль вам угодно, На лен я притязать не стану боле». Поник король достойный головою, Потом опять глаза на графа поднял. «Сеньор Гильом,- воскликнул государь,- Я вижу, зло таите вы на нас!» «Такой уж я породы, — молвил граф. — Кто служит людям злым, с тем вечно так: Чем больше сил на них он тратит зря, Тем меньше и желает им добра».

1. Как поделить?

Почему король не мог забрать все земли в своё единоличное владение? С кем и почему он всегда должен был ею делиться?

Потому что королю была необходима опора и поддержка для удержания власти, поэтому он делился землей с баронами, которые сражались за него, а также с церковью, которая за это должна была поддерживать короля.

2. На время или навсегда?

Каковы два признака феода? Каким образом земля, однажды пожалованная барону, могла остаться в его роду навсегда?

1-й признак феода – он жалуется за службу;

2-й признак феода – он мог передаваться по наследству.

Земля, однажды пожалованная барону, могла в его роду остаться навсегда при условии, что его дети, а потом и внуки будут нести ту же службу перед королем, что и их отец.

4. Вассал моего вассала.

Почему в Англии действовала норма «Вассал моего вассала – мой вассал» и вассалы всех уровней в равной степени должны были подчиняться королю?

Потому что в Англии после захвата нормандцами каждый землевладелец принес присягу королю и считался подданным королю. Поэтому и верховным собственником всей земли был король.

5. Воины-господа.

Как вы думаете, почему средневековая знать считала военное дело более почётным, чем хлебопашество? Кто мог не согласиться с этим мнением?

Потому что военное дело приносило богатство, земли и звания, в то время как земледелие этого не могло дать. Поэтому и считалось, что сражаться с врагами, защищать свою землю является более почетным, чем работать на земле. С эти мнением могли не согласиться сами крестьяне, которые работали на землях богачей днем и ночью и кормили их.

6. Земля Церкви.

Предположите, почему светская знать намного чаще теряла свои земли, чем Церковь?

Потому что идти против церкви в средневековье означало идти против Бога и согрешить. Церковь, наоборот, только приобретала земли, так как каждый богач хотел «задобрить» Бога через молитвы монахов и платил им землей за это.

Вопросы в конце параграфа.

1. Назовите не менее трёх причин того, почему земля была главным богатством в Средние века. Какое значение размеры этого богатства имели для положения людей в обществе?

Земля была главным богатством, так как являлась

Источником жизни и пропитания;

Способом оплаты на службу или услуги;

Отражением социального положения человека.

Чем большим количеством земли владел человек, тем выше было его положение.

2. Определите, кому принадлежит земля, если король отдал её в феод герцогу, тот передал одну треть её в феод своему барону, тот точно так же – своему рыцарю, а рыцарь – оруженосцу. Зачем была нужна такая сложная система владения?

Вся эта земля принадлежала все равно королю. А такая сложная система была необходима, чтобы в случае опасности собрать своих подданных для ведения военных действий. Каждый вассал должен был явиться на службу к своему сеньору и в итоге всех их соберет король, как верховный сеньор.

Вопросы к дополнительному материалу.

1. Почему вассальные отношения в Средние века предпочитали оформлять не письменными договорами с подписями и печатями, а ритуальными действиями?

Потому что соблюдение традиций в средневековье было важнее письменных договоров и было делом чести.

2. Почему вассальную клятву приносили публично?

Для того чтобы как можно больше людей были свидетелями установленных отношений и нарушить клятву было все сложнее. А если все же вассал нарушит клятву, он не смог бы избежать публичного порицания.

1. Перечислите, какие поступки вассала могут рассматриваться как предательство им своего сеньора.

Предательством вассала было: оставить своего сеньора на поле боя, а самому спасаться, напасть на замок своего сеньора, убить его родственников.

2. Как вам кажется, составитель этого документа «придумал» возможные преступления вассалов или же опирался на действительный опыт отношений между сеньорами и вассалами?

Я считаю, что составитель документа опирался на действительный опыт.

В медиевистике со времен Ф.Энгельса за Францией закрепилось определение страны классического феодализма, что подчеркивает законченность и выраженность его форм. Но данное определение справедливо только для северных и центральных частей страны, в которых наиболее полное развитие получил симбиоз римских и варварских начал. Эти же территории обладали и наиболее благоприятными условиями для развития земледелия, главным образом, зернового.

Земли в бассейнах рек Сены и Луары, в районах, прилегающих к Парижу и Орлеану, отличались благоприятными географическими условиями, здесь были плодородные земли, в наследство от Римской империи досталась развитая сеть дорог, судоходные реки, относительно высокой была плотность населения.

Формирование феодального сословия

Замечание 1

В конце XI в. отмечается рост численности слоя феодалов и его распад на несколько групп. От крупных сеньоров, которые, как правило, вели свою родословную от каролингской знати, отделялись многочисленные боковые ветви, из которых формировалась значительная группа средних феодалов.

В количественном плане преобладающей была категория мелких феодалов, выходцев из вассалов и слуг короля и светских магнатов. Другой важный источник пополнения низших слоев феодальной лестницы — сельская община, а точнее, свободные члены общины, становившиеся воинами-профессионалами.

К XI в. сословие феодалов в целом уже отделилось от других сословий, став замкнутой привилегированной группой, принадлежность к которой определяется по рождению. Феодалами к тому времени была монополизирована практически вся собственность на землю, что стало отражением сложившейся в обществе правовой нормы «нет земли без сеньора».

Аллоды свободных общинников становились исключением даже в южных районах, где их численность была больше, нежели на севере. Под власть сеньоров попадали также и общинные угодья, пользование которыми для крестьян теперь сопровождалось уплатой определенных повинностей.

Постепенно сформировались баналитетные права сеньоров, монополизировавших права на печь, мельницу и виноградный пресс, ранее являвшиеся коллективной собственностью общины.

Феодальная лестница

О завершенности процесса оформления феодального сословия говорит и то, что в его среде сложилась последовательная иерархия (феодальная лестница):

  1. низшая ступень была представлена группой «однощитных» рыцарей, у которых не было вассалов;
  2. через 3-4 промежуточные ступени, на которых располагались более состоятельные феодалы, находились высшие слои иерархии — властители значительных территорий:

    • герцоги Бретани, Нормандии, Бургундии, Аквитании,
    • графы Шампани.

Специфика феодальных отношений во Франции

Для иерархии французских феодалов была характерна норма: «Вассал моего вассала не мой вассал», сохранявшая привилегии крупных феодалов от посягательств центральной власти, но вместе с тем, обеспечивавшая внутреннюю сплоченность этого сословия.

Реализация монополии на землю позволила феодалам во Франции приобрести и значительную политическую власть. Главная политическая прерогатива заключалась в праве судопроизводства, судебные штрафы от которого являлись существенным источником доходов сеньоров. У крупных феодалов было также право высшей юстиции.

Процесс формирования господствующего сословия во Франции проходил быстрее, чем в большинстве стран Западной Европы, и отличался большей законченностью. Складывание феодально-зависимого крестьянства являлось более медленным процессом, который также в целом завершился в XI в.

Замечание 2

Институты права Шотландии, выведенные из его оригиналов и сопоставленные с гражданскими, каноническими и феодальными законами, а также с обычаями соседних народов … / Сэр Джеймс Далримпл из Лестницы …

Институты закон Шотландии, выведенный из его оригиналов и сопоставленный с гражданскими, каноническими и феодальными законами, а также с обычаями соседних народов … / сэр Джеймс Далримпл из Лестницы …

Содержимое

Показать весь текст

титульный лист

КОРОЛЮ.

УКАЗАТЕЛЬ НАЗВАНИЙ всей КНИГИ, с присоединенными РЕЗЮМЕ.

ЧАСТЬ I.

РАЗДЕЛ I. Общие принципы права.

РАЗДЕЛ II. Свободы.

РАЗДЕЛ III. обязательств.

РАЗДЕЛ IV. Супружеские обязательства.

РАЗДЕЛ V. Обязательства между родителями и детьми.

РАЗДЕЛ VI. Обязанности воспитателей и попечителей, учеников, несовершеннолетних и лиц, находящихся под запретом.

РАЗДЕЛ VII. Реституция.

РАЗДЕЛ VIII. Вознаграждение.

РАЗДЕЛ IX. Возмещение: где правонарушений, и ущерб, возникающий оттуда.

РАЗДЕЛ X. Обязательства, условные, по обещанию, соглашению и контракту.

РАЗДЕЛ XI. Освобождение от обязательств.

РАЗДЕЛ XII. Реальные права: где общность, владение, собственность, сервитуты и залог.

РАЗДЕЛ XIII. Посягательства на имущество.

РАЗДЕЛ XIV. Превосходство: где его несчастные случаи, запрет на въезд, помощь, составы для въезда, опека, брак и пожизненная рента-конфискация.

РАЗДЕЛ XV. Годовая рента: где, о пенсиях и указании земли.

РАЗДЕЛ XVI. Liferents: где Conjunctfees, Terces и Liferents любезно предоставлены Шотландией.

РАЗДЕЛ XVII. Сервитуты настоящие.

РАЗДЕЛ XVIII. Teinds: где находятся бенефициары, стипендии, представление, сопоставление, учреждение, таксы, аннаты и покровительство.

РАЗДЕЛ XIX. Отметки об аренде, скрытом перемещении и удалении.

РАЗДЕЛ XX. Уодсетс: где реверсия, регресс и искупление.

РАЗДЕЛ XXI. Исчезновение Infeftments: где Resignation ad remanentiam, признание, Disclamation, Purpresture, и другие феодальные правонарушения.

РАЗДЕЛ XXII. Рецепт.

ЧАСТЬ II.

РАЗДЕЛ XXIII. Назначения: где арестов∣и действия для предстоящих.

РАЗДЕЛ XXIV. Распоряжения: где об отставке в пользу, уведомлениях и судебных решениях о вещных правах.

РАЗДЕЛ XXV Конфискация: где выморочное имущество, пожизненное выморочное имущество, кораблекрушение, товары ожидания, сокровища, предательство, незаконнорожденные и последний наследник.

РАЗДЕЛ XXVI. Правопреемство.

РАЗДЕЛ XXVII. Наследники.

РАЗДЕЛ XXVIII. Вести себя как наследник.

РАЗДЕЛ XXIX. Прибыльные преемники.

НАЗВАНИЕ XXX. Исполнительная власть: где находятся Завещания, Кодициллы, Наследия, Реликтовая часть, Бэрнская часть, Мертвая часть, Подтверждения и Исполнительная власть.

РАЗДЕЛ XXXI. Витиус Интромиссия.

текст

РАЗДЕЛ I. Общие принципы права.

РАЗДЕЛ II. Свободы.

РАЗДЕЛ III. обязательств.

РАЗДЕЛ IV. Супружеские обязательства.

РАЗДЕЛ V. Обязательства между родителями и детьми.

РАЗДЕЛ VI. Обязанности воспитателей и кураторов, несовершеннолетних учеников и запрещенных лиц.

РАЗДЕЛ VII. Реституция.

РАЗДЕЛ VIII. Воздаяние.

РАЗДЕЛ IX. Возмещение ущерба, причиненного в связи с этим.

РАЗДЕЛ X. Обязательства, условные, по обещанию, соглашению и контракту.

РАЗДЕЛ XI. Освобождение от обязательств.

РАЗДЕЛ XII. Реальные права, где, сообщества, владения, собственности, сервитутов и залогов.

РАЗДЕЛ XIII. Посягательства на имущество.

РАЗДЕЛ XIV. Превосходство, где из его несчастных случаев, запрета на въезд, помощи, композиций для въезда, опеки, брака и пожизненной ренты.

РАЗДЕЛ XV. Годовая рента, пенсии и указание земли.

РАЗДЕЛ XVI. LIFERENTS, Где, о Conjunctfees, Ter∣ces и Liferents любезностью Шотландии.

РАЗДЕЛ XVII. Сервитуты реальные.

РАЗДЕЛ XVIII. TEINDS, Где, Бенефициаров, Стипендий, Представления, Сопоставления, Учреждения, Таксов, Аннатов и Покровительства.

РАЗДЕЛ XIX. TACKS, Где, Арендная плата, молчаливая Перемещение и Удаление.

РАЗДЕЛ XX. WODSETS, Где, Реверсии, Регресса и Искупления.

РАЗДЕЛ XXI. Исчезновение Infeftments, Где, Отставки ad re∣manentiam, Признания, Дискламации, Purpresture и других Феодальных правонарушений.

РАЗДЕЛ XXII. Рецепт.

титульный лист

текст

РАЗДЕЛ XXIII. Назначения, где, арестов и действий по совершению предстоящих.

РАЗДЕЛ XXIV. Распоряжения, где, об отставке, в пользу, Appryzings и судебные решения о вещных правах.

РАЗДЕЛ XXV. Конфискация, где, единственного выморочного имущества, пожизненной ренты-конфискации, кораблекрушения, ожиданий, сокровищ, предубеждений, незаконнорождения и последнего наследника.

РАЗДЕЛ XXVI. Правопреемство.

РАЗДЕЛ XXVII. Наследники.

РАЗДЕЛ XXVIII. Вести себя как наследник.

РАЗДЕЛ XXIX. Прибыльные преемники.

НАЗВАНИЕ XXX. Executorie, Где, of Testaments, Codi∣cills, Legacies, Relict’s part, Bairns part, Dead’s part, Con∣confirmations, and Executorie.

РАЗДЕЛ XXXI. Витиус Интромиссия.


STL файл Хозяйственное здание с лестницей, навесом и деревянной вывеской (19)


Средневековая архитектура, пакет #1 — Средневековье, средневековье, средневековье, местность

15,40 €

Набор «Деревня хоббитов» — Средневековая местность темного века

22,80 €

Gothic FULL PACK — Modern Medieval Age of Sigmar Fantasy Warhammer

47,90 €

Мастерская портного с материалами и оборудованием (12) — Средневековая готическая феодальная старая архаическая сага 28 мм 15 мм

1,90 €

Дом с 13 этажом — Flames of war Bolt Action Империя барокко Age of Modern

2,50 €

Panzer VI Tiger II Königstiger (башня Henschel) — немецкое пламя войны Второй мировой войны со скользящим затвором 15 мм 20 мм 25 мм 28 мм 32 мм

2,90 €

Panzer VI Tiger I Ausf.

E — Немецкое пламя войны времен Второй мировой войны со болтовым затвором 15 мм 20 мм 25 мм 28 мм 32 мм

2,90 €

Sd.Kfz. 251-1 Ausf. A — Немецкое пламя войны времен Второй мировой войны со стреловым затвором 15 мм 20 мм 25 мм 28 мм 32 мм

1,90 €

ПОЛНАЯ НАБОР Немецкая техника времен Второй мировой войны — Flames of War Bolt Action 15 мм 20 мм 25 мм 28 мм 32 мм

28,80 €

Mark I Male — танк времен Первой мировой войны UK Bolt Action Flames of War Первая мировая война

1,50 €

Б-4 203-мм гаубица М1931 и транспортный грузовик «Сталинц-2» — Вторая мировая война, СССР, русское пламя войны, болтовой механизм 15 мм 20 мм 25 мм 28 мм 32 мм

2,50 €

Упряжка Дикого Запада — Six Gun Sound Desperado Old Chronicles Gunfight Gutshot Blackwater Gulch Age of Sigmar Warhammer

2,90 €

Лучшие файлы 3D-принтеров в категории «Архитектура»

Известные здания Парижа

Бесплатно

Площадь Республики, Париж

Бесплатно

Темпьетто

Бесплатно

Замок для соединения кирпичных фигур

0,92 €

Весы HO The Dover

Бесплатно

Chateau Disneyland Paris с Prusa MK2S MMU (Ed2)

Бесплатно

Руины Мачу-Пикчу — Храм Солнца

Бесплатно

Скребок для строительных конструкций G1

7,37 €

Бестселлеры категории Архитектура

Замок Эренделл

4,61 €

СРЕДА Аддамс, Мерлина

11,06 €

1/64 Дисплей магазина подержанных автомобилей

€2 -75% 0,50 €

FUNKO ENGINEER

2,30 €

Airbus A330-200 1:500

0,50 €

Бейтс мотель дом психо дом

5,99 €

CLUMSY PRINT-IN-PLACE SPIDER Flexi

3,12 €

Мебель в масштабе 1–100 Архитектура

0,74 €

Антонов Ан-124 Руслан 1:500

0,50 €

боевое святилище

8,75 €

PREMIUM N Scale Painted Ladies of San Francisco

4,88 €

ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО PIKACHU

5,93 €

16 изогнутых направляющих и изогнутых переходов, совместимых с Ikea / Brio (Пакет 2)

1,25 €

Башня Ортханк — Изенгард — Властелин колец Модель для 3D-печати

1

Поезд, совместимый с Ikea / Brio

1,25 €

1/64 Универсальный выставочный зал

1 €



Хотели бы вы поддержать культы?

Вам нравятся культы и вы хотите помочь нам продолжить приключение самостоятельно ? Обратите внимание, что мы небольшая команда из 3 человек , поэтому очень просто поддержать нас, чтобы поддерживали деятельность и создавали будущие разработки .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *