Ильич ленин: Ленин (Ульянов) Владимир Ильич

Мемориальные доски Красноярья

Мемориальные доски – одна из самых распространенных форм увековечивания памяти исторических событий и личностей. Они являются неотъемлемой частью облика любого населенного пункта, его историко-художественной составляющей.

Мемориальные доски способны рассказывать о важных событиях в истории, о выдающихся людях, внесших значительный вклад в развитии территории. Они не только сохраняют историческую память, но и передают ее следующим поколениям, ненавязчиво учат, показывают. Мемориальная доска – своеобразный молчаливый «экскурсовод», на конкретных примерах рассказывающий о прошлом.

Кроме всего прочего, мемориальные доски – один из видов монументального искусства. Он представляет собой жанр текстового памятника, который призван в лаконичной форме отмечать значительные события истории, жизни и деятельности граждан. Как правило, памятные знаки устанавливаются на фасадах, в интерьерах зданий, сооружений и на закрытых или огороженных территориях.

Увековечению посредством установки мемориальных досок (памятных знаков) обычно подлежит: память о значительных исторических событиях в истории; память о гражданах, чьи официально признанные достижения в государственной, общественной, военной, производственной и хозяйственной деятельности, в науке, технике, литературе, искусстве, культуре и спорте принесли долговременную пользу городу и России. В типологии мемориальных досок выделяют: монументальные, именные, «событийные» и охранные доски.

Текст памятной мемориальной доски должен в лаконичной форме содержать характеристику события (факта) либо периода жизни (деятельности) гражданина, которому посвящена изготовленная мемориальная доска. В тексте памятной мемориальной доски, посвященной выдающейся личности, обязательны полное указание фамилии, имени, отчества и даты конкретизирующей время причастности гражданина или события к месту установки памятной доски. В композицию памятных мемориальных досок могут, помимо текста, включаться портретные изображения и декоративные элементы. Тематика и содержание текста должны определять архитектурно-художественный образ изготовленной памятной мемориальной доски, ее декоративно-композиционное решение.

Предложение об изготовлении и установке памятной мемориальной доски вносят предприятия и организации различных форм собственности, государственные, муниципальные учреждения, религиозные и общественные объединения, политические организации, они же решают все финансовые вопросы, связанные с изготовлением и установкой мемориальной памятной доски.

К сожалению, дальнейшая жизнь уже установленных памятных знаков может складываться по-разному. Мемориальные доски не находятся под охраной государства, вследствие этого некоторые памятные знаки, как показала наша работа, как в Красноярске, так и в районах края оказались утерянными.

Предлагаемый ресурс адресован всем желающим знать больше о Красноярском крае, его истории и культуре, о людях, составляющих гордость Красноярья!

Маяковский. «Владимир Ильич Ленин» • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсРусская литература XX века. Сезон 6ЛекцииМатериалы

Что общего между поэмой о вожде и Евангелием от Иоанна

Автор Лев Соболев

В советское время поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин» была в обяза­тельной программе. И с моими первыми классами мы старались прочесть эту поэму серьезно и как могли глубоко. Как ни убивали поэта, навязывая его, рас­писывая его строчки на лозунги и развешивая их на домах, как ни извра­щали смысл его произведений, ощущение настоящей поэзии, большого поэта — это ощущение у всех у нас было. Поэтому даже такие, в общем, вполне агитацион­ные пропагандистские и на первый взгляд совершенно партийные вещи, как поэ­ма «Владимир Ильич Ленин» или поэма «Хорошо», мы стара­лись тоже чи­тать добросовестно, всерьез и искать в них голос поэта и особен­ности его поэтики.

Говоря о композиции этой поэмы, мы неожиданно обнаружили, что она по­строе­­на абсолютно так же, как Евангелие от Иоанна. То есть на первый взгляд мы сами были ошарашены:

Если б
           был он
                       царствен и божествен,
я б
    от ярости
                     себя не поберег.
Я бы
       стал бы
                    в перекоре шествий,
поклонениям
                      и толпам поперек.

Это замечательные слова, которые, кстати, в сталинское время не печатались в тексте и вернулись в поэму только после 1956 года. В Евангелии от Иоанна начало звучит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Поэма Маяковского начинается с поиска слова:

Слова
          у нас
                    до важного самого
в привычку входят,
                                 ветшают, как платье.

Он ищет слово, чтобы описать небывалый феномен, небывалое явление — Ле­нина. Неужели Ленин — вождь тоже милостью Божьей?

Далеко давным,
                           годов за двести,
первые
            про Ленина
                                восходят вести.

И оказывается, что и начало капитализма, и африканский невольник, и кре­постной крестьянин — все это предвестья появления Ленина: 

Хоть для правнуков,
                                   не зря чтоб
                                                  кровью литься,
выплыви,
                заступник солнцелицый.

Потом появляется предтеча:

Время
           родило
                        брата Карла —
старший
              ленинский брат
                                          Маркс.

Все это предтечи, предвестья, все эти страницы окрашены ожиданием Мессии, Спасителя. И наконец, рождение:

По всему поэтому
                               в глуши Симбирска
родился
              обыкновенный мальчик
                                                        Ленин.

Не Ульянов. У Маяковского очень четко разделены эти два персонажа:

Коротка
              и до последних мгновений
нам
      известна
                      жизнь Ульянова.
Но долгую жизнь
                              товарища Ленина
надо писать
                    и описывать заново.

И дальше еще одна перекличка с евангельским текстом. Не фарисеи, не книж­ники, а простые люди. Маяковский не говорит «нищие духом», но похоже на то: это истинные ленинцы. Это безграмотный рабочий, это крестьянин-сибирец, это горец. И так же как Спаситель стал против целой мощной твер­дыни старой веры, так против сабель и пушек встал один скуластый лысый, один человек, как будто бы предупреждая, что царства земные падут.

Так вот давно замечено, что у Маяковского библеизмы не случайны. Библеиз­мы появляются у него именно в революционных стихах и в первых послерево­лю­ционных стихах, поскольку для него революция — это новое сотворение мира. И в стихотворении «Революция» (а оно написано между Февралем и Октя­­брем) он будет говорить о нашем новом Синае, о скрижа­лях, о том, что рождается новый мир: «Сегодня рушится тысячелетнее „Прежде“». И в поэме «Владимир Ильич Ленин» есть строки тоже очень показательные: 

Когда я
             итожу
                         то, что прожил,
и роюсь в днях —
                               ярчайший где.
я вспоминаю
                      одно и то же —
двадцать пятое,
                          первый день.

Что такое «первый день»? Это первый день сотворения мира. Для Маяковского первый день сотворения мира — это 25 октября.

Все, что было до, — это до­исто­­рическое прошлое. Вообще, прошлое Маяковского мало интересует. И в поэ­ме «Хорошо» начинается для него интерес именно только тогда, 25 октя­­бря. Вот только тогда начинается жизнь. Он скорее устремлен в буду­щее, а не в прошлое. И дальше — деяния, смерть и бессмертие. И вплоть до та­ких формул, как, например, «гроб революции и сына и отца»:

Ветер
          всей земле
                             бессонницею выл,
и никак
             восставшей
                                  не додумать до конца,
что вот гроб
                     в морозной
                                         комнатеночке Москвы
революции
                   и сына и отца.

Я думаю, что параллель совершенно очевидна. И не случайно у Маяковского здесь появляется вполне религиозная церковная лексика:

Я счастлив,
                    что я
                              этой силы частица,
что общие
                  даже слезы из глаз.
Сильнее
              и чище
                           нельзя причаститься
великому чувству
                               по имени —
                                                      класс!

«Причаститься» — откуда вдруг у революционного поэта слово «причастие»? Но здесь, действительно, это не случайно, также как не случайна и тема бессмертия:

С этого знамени,
                             с каждой складки

снова
          живой
                     взывает Ленин…

Или:

…Ленин
               и теперь
                              живее всех живых.

Это не просто лозунг, это принципиальная позиция. И, наверное, любопытно было бы посмотреть, а насколько эти мотивы у Маяковского нашли продол­же­ние в поэзии следующих шести лет? Все-таки поэма «Владимир Ильич Ле­нин» — 1924 год, а Маяковский продолжает писать. И здесь, наверное, очень интересно было бы перечитать стихотворение «Разговор с товарищем Лени­ным» (1929):

Грудой дел,
                     суматохой явлений
день отошел,
                       постепенно стемнев.
Двое в комнате.
                            Я

                                 и Ленин —
фотографией
                       на белой стене.

Конечно, можно уподобить этот разговор молитве и общению с иконой. Но я ду­маю, что комментарий здесь должен быть другим. Я думаю, что здесь речь идет о том, что Маяковский в 1929-м и в начале 1930 года почувствовал, что ему нет места в современности:

С хвостом годов
      я становлюсь подобием
чудовищ
    ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь,
          давай
             быстрей протопаем,
протопаем
      по пятилетке
             дней остаток.

Вот это ощущение. Ну или в стихотворении «Домой»:

Я хочу быть понят моей страной,
А не буду понят —
                                  что ж.
По родной стране
                               пройду стороной,
Как проходит
                        косой дождь.

Он, Маяковский, который всегда подталкивал время; он, Маяковский, который, по слову Цветаевой, «ушагал лет на 200 вперед и где-то там, на будущих пере­крестках, нас дожидается». Он, Маяковский, почувствовал, что он устаревает, что он не нужен времени. Он пишет стихотворение «Перекопский энтузиазм». Он постоянно в уста своих сатирических персонажей, своих врагов, вкладывает строчку, которая ему кажется самой опасной: «Теперь не девятнадцатый год. Людям для себя жить хочется» («Клоп»). 

Революция кончилась, а ему без революции, в общем, делать нечего:

Только
          жабры рифм
                              топырит учащенно

у таких, как мы,
                           на поэтическом песке.

И, собственно, это и предопределило, очевидно, роковой выстрел 14 апреля 1930 года. Разлад со временем — это страшнее отсутствия Лили Брик, это страшнее неудачи выставки «20 лет работы», это страшнее усталости, потому что это означает, что вся жизнь, все идеалы, вся работа перечеркнута. И оста­ется только убить себя.

Маяковский всю жизнь, особенно в первые годы своей работы, очень эффект­но, крупно, резко отказывался от старой культуры. Его подпись стоит под ма­ни­фестом «Пощечина общественному вкусу»: «Бросить Пушкина, Достоев­ско­го, Толстого с парохода современности». Он в первые послерево­люционные годы будет говорить: «А почему не атакован Пушкин?» Он будет рифмовать Растрелли и расстрелы. И он, конечно, глубочайшим образом связан с памя­тью жанра. Он связан с этой старой культурой. И дело не в анек­дотах, что он там на выступлениях читал «Евгения Онегина» наизусть. А дело в том, что без зна­ния старой культуры, того же Пушкина, или Бодлера, или Ин­нокентия Аннен­ского, Маяковский будет недопонят; Маяковский будет, может быть, про­сто не понят. Он корнями врос в русскую поэзию, и вырвать его оттуда уже никому не удастся.  

Радио ArzamasПесни русской эмиграции

«Бублички», «Ботиночки», «Фонари-фонарики» и другие песни, которые звучали на русском языке в Париже, Берлине, Риге, Шанхае, Белграде и Нью-Йорке, — а также судьбы их исполнителей. Рассказывает композитор и музыковед Федор Софронов

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

10 минут

1/8

Блок. «Вися над городом всемирным…»

Как поэт в стихотворении об усовершенствовании государственного порядка передает привет Пушкину

Читает Лев Соболев

Как поэт в стихотворении об усовершенствовании государственного порядка передает привет Пушкину

7 минут

2/8

Хлебников. «Слоны бились бивнями так…»

Как научиться разгадывать конструкции одного из самых сложных поэтов

Читает Олег Лекманов

Как научиться разгадывать конструкции одного из самых сложных поэтов

12 минут

3/8

Маяковский.

«Владимир Ильич Ленин»

Что общего между поэмой о вожде и Евангелием от Иоанна

Читает Лев Соболев

Что общего между поэмой о вожде и Евангелием от Иоанна

16 минут

4/8

Алексей Толстой. От «Петра Первого» к «Буратино»

Как советскому писателю удалось протащить через цензуру плоть, наслаждение, красоту жизни и азарт

Читает Михаил Свердлов

Как советскому писателю удалось протащить через цензуру плоть, наслаждение, красоту жизни и азарт

9 минут

5/8

Мандельштам. «Мы с тобой на кухне посидим…»

Как стихотворение о счастье и уюте оборачивается ужасом и гибелью

Читает Олег Лекманов

Как стихотворение о счастье и уюте оборачивается ужасом и гибелью

12 минут

6/8

Солженицын. «Раковый корпус»

Как «Раковый корпус» прикрывал «Архипелаг ГУЛАГ»

Читает Андрей Немзер

Как «Раковый корпус» прикрывал «Архипелаг ГУЛАГ»

9 минут

7/8

Маканин. «Кавказский пленный»

Почему в рассказе о чеченской войне возникает гомосексуальный подтекст

Читает Александр Архангельский

Почему в рассказе о чеченской войне возникает гомосексуальный подтекст

12 минут

8/8

P.

 S. Зачем вообще стихи?

Поэт Сергей Гандлевский размышляет о том, почему невозможно ответить на этот вопрос

Читает Сергей Гандлевский

Поэт Сергей Гандлевский размышляет о том, почему невозможно ответить на этот вопрос

Материалы

Путеводитель по ОБЭРИУ

Выходки Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова и других — и их последствия

Любимые русские писатели XX века

Победители голосования станут героями нового аудиокурса Arzamas

Как развлечься с андеграундными писателями

Что веселого делать в грустной позднесоветской Москве

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Владимир Ленин

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) — русский революционер, лидер коммунистического движения, основатель Советского государства. На всех этапах своей деятельности Ленину приходилось решать еврейский вопрос с идеологической, организационной и политической точек зрения.

В начале деятельности Ленина еврейский Бунд, представители которого принимали участие в российских социал-демократических съездах, был фактором, с которым нужно было иметь дело в его тактике как во главе большевистской фракции, так как Бунд все больше передавал свое влияние меньшевикам и иногда балансировал против Ленина. Как и всякий русский революционер своего времени, Ленин нападал, быть может, с большей искренностью и энергией, чем другие, на антиеврейскую политику царского режима. По его инициативе большевистская фракция в 4 г. Государственная Дума (1912–1917) предложила закон об отмене всех ограничительных мер в отношении евреев, включая образование, государственную службу, черту оседлости частично и др.

Он никогда не проявлял склонности использовать глубоко укоренившуюся ненависть к евреям в русских массах в качестве «топлива» для продвижения революции, как в своем личном, так и в политическом поведении. Ленин никогда не делал различий между людьми — как друзьями, так и врагами — по национальному или этническому признаку. С другой стороны, он рассматривал ассимиляцию евреев и их полное исчезновение в окружающей культуре и обществе как неизбежный и даже желательный результат человеческого прогресса. Он считал, что еврейская обособленность, даже в современном и секуляристском образе Бунда и социалистического сионизма, была пережитком докапиталистической эпохи и начала быстро исчезать в западных капиталистических странах, таких как Германия, Франция и Англия. Он рассматривал обособленное культурное и социальное существование евреев России как следствие антиеврейской дискриминации и гонений и как симптом отсталости России, в которой еще не рухнули средневековые разделения. Поэтому он осуждал не только все проявления антисемитизма, но и все формы еврейского национализма и сепаратизма как «реакционные» явления, отвлекающие еврейских рабочих от революционной солидарности со своими нееврейскими товарищами и от борьбы за грядущую революцию к разрушить все классовые барьеры и окончательно решить еврейскую проблему.

Ленин излагал свои взгляды на еврейский вопрос и вообще на национальный вопрос во многих статьях, например, «Положение Бунда в партии» (1903: Собрание сочинений , (1961 4 ), 92–103). ), «Тезисы по национальному вопросу» (1913; там же , 19 (1963 4 ), 243–51), «Культурно-национальная автономия» (1913; там же , 503–7), « Критические замечания по национальному вопросу» (1913; ibid. , 20 (1964 4 ), 17–51). Во время Гражданской войны он отказался конфисковать брошюру Горьких «О евреях», несмотря на предупреждения, что она станет антибольшевистским орудием в руках контрреволюционеров.

После революции, когда Ленин пришел к власти в России (конец 1917 г.), он поддержал создание специальных отделов по еврейским делам как в правящей Коммунистической партии (Евсекция), так и в соответствующем министерстве (Комиссариат по делам национальностей, во главе с Иосиф Сталин). Не возражал он и против признания идиша национальным языком евреев, так как еврейские массы — особенно в бывшей черте оседлости — представляли собой большой этнический блок, со своей культурой и языком, с которым нужно было бороться средствами – особенно лингвистические – понимаемые им. Наряду с молчаливым согласием на фактическое признание еврейской «национальности» в Советской России, Ленин вел энергичную устную и письменную кампанию против антисемитизма и подстрекательства к погромам со стороны антисоветских правых сил (Белой армии). , украинские националисты, крестьянские анархисты и др.) и инициировал вскоре после революции декрет о запрете погромов и их зачинщиков (19 июля18). Таким образом, Ленин не только соблюдал один из своих идеологических принципов, но и встретил и мужественно боролся с самым демагогическим вызовом контрреволюционных сил, восставших против его режима. Он обратил внимание на более высокий процент евреев в революционном движении, чем их доля в населении, и инициировал выдвижение евреев на более высокие посты в государственном и партийном аппарате.

Однако, несмотря на эту позицию, Ленин не выступал против жестоких преследований сионистов и подавления еврейского языка и еврейской религии советскими властями, хотя в его время многим арестованным сионистам и раввинам в конце концов было разрешено покинуть Россию и отправиться в Палестину. . Покушение от имени эсеров (1918), совершенное против него еврейкой Фаней Каплан, ничуть не изменило его отношения к евреям.

В конце жизни, во время болезни, Ленин пытался противостоять русскому «великодержавному шовинизму» молодого советского режима, который за его спиной с чрезмерной жестокостью вмешивался в жизнь других национальностей страны (такой как грузины) и тем самым нарушили его принципы в национальном вопросе. Еврейский аспект, однако, не играл никакой роли в этой последней борьбе, поскольку антисемитизм советского режима проявился неприкрытым лишь спустя годы после его смерти. Это развитие символизирует тот факт, что среди восьми речей, записанных Лениным в 1919, семь были перезаписаны в Советском Союзе на долгоиграющую пластинку и проданы в 1961 году, во времена Хрущева, но одно выступление не было перезаписано — его выступление против антисемитизма.


БИБЛИОГРАФИЯ

С. Шварц, евреев в Советском Союзе , (1961), индекс; Й. Маор, Ше элат ха-Йехудим ба-Тенуа ха-Либералит ве-ха-Махпеханит бе-Русях (1890 1914) (1964), указатель; А.Б. Улам, Ленин и большевики (ок. 1966 г.).

[Биньямин Элиав]


Источник: Encyclopaedia Judaica . © 2008 Группа Гейл. Все права защищены.

Фото: Павел Семёнович Жуков (1870–1942), общественное достояние на Викискладе.

Ленин, Владимир Ильич — Oxford Reference

Показать сводные данные

  • Публикация информации
  • Редколлегия и сотрудники
  • Список записей
  • Руководство для читателей
  • Категории руководства для читателей
  • Карты
  • Авторы
  • Предисловие
  • Введение во 2-е издание
  • Об Уильяме Х. Макниле
  • Кредиты на фото и цитаты
  • Как написать это и как это сказать:
Источник:
Berkshire Encyclopedia of World History
Автор(ы):
Филип ПомперФилип ПОМПЕР

Владимир Ильич Ленин был самым выдающимся революционером двадцатого века. Его интерпретации марксизма привели к возникновению коммунизма в бывшей Российской империи и других странах. Ленинский эксперимент с социализмом с 1918 по 1921 год, централизованные экономические институты, партийная и государственная бюрократия и механизмы контроля повлияли на Сталина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *