Древнегреческий философ Фалес Милетский — Детский Портал Знаний
Фалес Милетский – древнегреческий философ, физик, математик, родоначальник античной и вообще европейской философии и науки, основатель милетской школы. Считается, что Фалес заложил основы греческой философии. Идеи ученого использовали не только античные философы, но и мыслители последующих эпох.
Сочинения Фалеса не сохранились, однако Аристотель в своей книге «Метафизика» называет его первым ионийским философом.
Математик родился во второй половине VI века до н. э. Согласно одним источникам, родиной Фалеса стал город Милет, расположенный в Малой Азии. В других источниках этот факт ставится под сомнение — считается, что семья философа имела финикийские корни и что мужчина оказался в Милете в зрелом возрасте.
По обнаруженным сведениям, Фалес занимался торговлей, посещал города Фивы, Мемфис и другие. В странствиях делец не только продавал товары, но и учился у местных жрецов. С течением времени мужчина мог определять причины наводнений, высчитывать высоту египетских пирамид, предсказывать урожайные и неурожайные годы, солнечные затмения. Исследователи предполагают, что торговец изучил геометрию в Египте и затем начал распространять научные знания в Греции. Используя полученные в Египте знания, Фалес предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э., которое помогло лидийскому царю Алиатту принудить мидян к миру на выгодных условиях. Во время войны с персами Фалес проектировал инженерные сооружения для армии другого лидийского царя – Креза.
За короткое время мудрец нашел последователей и учеников. Так появилась знаменитая Милетская школа, знакомящая с основами математики, геометрии, астрономии, физики и другими науками. Выдающимися учениками школы стали философы Анаксимандр и Анаксимен. Фалес внес вклад в науку, создав теоремы по геометрии, астрономии.
В своей натурфилософии Фалес возводил всё многообразие явлений и вещей к единой основе (первостихии или первоначалу), которой считал «влажную природу», воду: всё возникает из воды и в неё превращается.
Ученый «наделяет» воду разумом, божественной силой. Вода в учениях мудреца — необычная субстанция, одна из четырех стихий. Существа, населяющие Землю, образуются из воды, когда водная структура затвердевает или замерзает. Когда стихия сгущается, то становится землей, когда испаряется — воздухом. В то же время все, существующее в реальности, взаимосвязано и наделено душой. Например, магнит наделен душой, так как притягивает железо. Высшим божеством мужчина назвал не мифологического Зевса, а разум. В этой идее ученые сегодня видят зачатки философии идеализма. Стихийный материализм Фалеса содержал в себе возможность позднейшего раскола. Божество космоса – разум. Перед нами здесь не только антимифологичность Фалеса, поставившего на место Зевса разум, логос, сына Зевса, который отрицал своего отца, но и заложенная в протофилософском учении возможность идеализма.
Онтологический монизм философии Фалеса связан с её гносеологическим монизмом: все знание надо сводить к одной единой основе. Фалес сказал: «Многословие вовсе не является показателем разумного мнения». Здесь Фалес высказался против мифологического и эпического многословия. «Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей». Таков девиз первого древнезападного философа, его философское завещание.
Вселенная, по представлению Фалеса, представляет жидкую массу, посередине которой находится воздушное тело, имеющее форму чаши, повёрнутой открытой стороной вниз. Вогнутая поверхность этой чаши – небо; на нижней поверхности, в центре её, плавает диск, обтекаемый водой. Звёзды – боги, плавающие по небесному своду.
Для философии Фалеса характерен гилозоизм: «мир одушевлён и полон богов»: вслед за Гомером он представлял душу в виде тонкого (эфирного) вещества.
Важнейшей заслугой Фалеса в области математики считается перенесение им из Египта в Грецию первых начал теоретической элементарной геометрии: Вертикальные углы равны; Углы при основании равнобедренного треугольника равны; Треугольник определяется стороной и прилежащими к ней двумя углами; Диаметр делит круг на две равные части.
Фалесу приписывается греческими писателями также решение двух геометрических задач практического характера: определения расстояния корабля на море от Милетской гавани и определения высоты пирамиды по длине её тени.
Фалесу Милетскому приписывалось также открытие годового движения Солнца на фоне «неподвижных» звезд, определение времени солнцестояний и равноденствий, понимание того, что Луна светит (как все философоведы и в том числе историки философии) не своим светом, и т. п. В небесных телах он видел воспламенившуюся землю. Фалес разделил небесную сферу на пять зон. Он ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, отчего пять дней выпадали из месяцев и были помещены в начало года так, как это было принято в те времена в Египте.
Как физик Фалес Милетский пытался понять причину летних разливов Нила. Он ошибочно нашел ее во встречном пассатном ветре, который, затрудняя движение воды Нила, вызывал повышение его уровня. Нил же разливается в результате летнего таяния снегов в одном его истоке и летних дождей в другом, эти верховья были найдены с громадными жертвами со стороны энтузиастов-путешественников только в прошлом веке.
21.06.2022
Фалес. История философии
Фалес
Генезис греческой философии может быть прослежен до Фалеса (Thales), жившего в ионической колонии Милет во времена Солона (Solon, ок. 630–560 до Р.Х.). Отметим здесь же, что Платон и Аристотель жили в Афинах в IV веке до Р.Х., то есть после поражения афинской демократии в борьбе со Спартой и перед царствованием Александра Великого или Македонского (Alexander the Great, 356–323, царствовал с 336 до Р.Х.).
Мы собираемся предложить определенную интерпретацию главных черт греческой философии вплоть до софистов, поставив в центр вопрос об изменении и проблему единства в разнообразии.
Жизнь. Наше знание о древнейших греческих философах и их учениях является скудным. У нас мало достоверной информации о них, а их подлинные работы по большей части дошли до наших дней во фрагментах. Поэтому то, что о них будет сказано, основано на предположениях и реконструкциях их учений по пересказам других философов.
Считается, что Фалес жил между 624 и 546 г. до Р.Х. Частично это предположение основывается на утверждении Геродота (Herodotus, ок. 484–430/420 до Р.Х.), писавшего, что Фалес предсказал солнечное затмение 585 г. до Р.Х.
Другие источники сообщают о путешествии Фалеса по Египту, что было достаточно необычным для греков его времени. Сообщают также, что Фалес решил задачу исчисления высоты пирамид путем измерения длины тени от пирамиды, когда его собственная тень равнялась величине его роста.
Рассказ о том, что Фалес предсказал солнечное затмение, указывает на то, что он владел астрономическими знаниями, которые, возможно, пришли из Вавилона. Он также обладал познаниями по геометрии — области математики, которая была развита греками. (Арифметика и нуль пришли к нам от арабов. Наши цифры являются арабскими, а не греческими или римскими). Универсальность математических утверждений способствовала формированию у греков представлений о теории и теоретической проверке. Действительно, математические утверждения считаются истинными в ином смысле, чем утверждения об отдельных частных явлениях. Поэтому универсальные утверждения математики должны подвергаться критике иначе, чем это делается для нематематических утверждений. Все это сделало необходимым развитие методов аргументации и рассуждений, не основывающихся на воспринимаемой очевидности.
Фалес, как утверждают, принимал участие в политической жизни Милета. Он использовал свои математические знания для улучшения навигационного оборудования. Он был первым, кто точно определял время по солнечным часам. И, наконец, Фалес разбогател, предсказав засушливый неурожайный год, в преддверии которого он заранее заготовил, а затем выгодно продал оливковое масло.
Труды. Мало что можно сказать о его работах, так как все они дошли до нас в переложениях.
Итак, говорят, что Фалес утверждал, что «все есть вода». И с этого утверждения, как считается, начинается философия. Для неискушенного читателя едва ли можно найти менее удачное начало. Ведь это утверждение, подумает он, является полной бессмыслицей. Однако давайте попытаемся понять Фалеса. Явно неразумно приписывать ему утверждение «все есть вода» в буквальном смысле. Тогда, например, эта книга и эта стена являются водой точно так же, как и вода в водопроводном кране.
Но что же в таком случае мог иметь в виду Фалес?Перед тем как изложить нашу интерпретацию Фалеса, отметим несколько вещей, которые всегда полезно помнить при изучении философии. Философские «ответы» часто могут казаться либо тривиальными, либо абсурдными. Если в качестве введения в философию прочитать и изучить различные ответы на вопросы о природе и начале сущего, то есть фактически перебрать одну за другой двадцать или тридцать интеллектуальных систем, то философия может показаться чем-то странным и запредельным. Однако для того чтобы понять «ответ», конечно, нужно знать вопрос, на который стремятся ответить. Нам необходимо также знать, какие существуют доводы или аргументы для обоснования ответа.
В качестве иллюстрации воспользуемся следующей достаточно условной параллелью. При изучении физики для понимания полученных ответов нет необходимости постоянно прояснять, какие виды вопросов и аргументов существуют в пользу ответов. Усвоение физики в основном предполагает знакомство с тем, какие вопросы и какие аргументы являются главными для этой науки в целом. Как только студент-физик усваивает вопросы и аргументы, он может изучать ответы на вопросы. Именно такие ответы-результаты излагаются в учебниках. В этом плане философия не похожа на физику. В ней имеются разные типы вопросов и разные типы аргументов. Вот почему в каждом частном случае мы должны попытаться понять, какие вопросы задает изучаемый нами философ и какие аргументы он использует в пользу того или иного ответа. Только тогда мы сможем начать понимать «ответы».
Но и этого недостаточно. В физике также известно, каким образом могут быть применены полученные результаты или ответы. Так, они вооружают нас возможностями управления определенными явлениями природы, как это происходит, например, при строительстве мостов. Но для чего может быть использован философский ответ? Можно, конечно, применять политическую теорию как модель для реформирования общества. Вместе с тем вряд ли так просто указать, как можно «использовать» философский ответ. Обобщенно говоря, предназначение философских ответов не в том, что они могут быть «использованы», а в том, что они способствуют нашему лучшему пониманию некоторых реалий. В любом случае мы можем говорить о разных ответах, которые имеют различные следствия. Поэтому принципиальное значение имеет то, какие ответы мы даем на философские вопросы. Так, политическая теория может иметь разные следствия в зависимости от того, берет ли она в качестве исходного пункта индивида или общество. Значит, важно осознавать, какие следствия может иметь философский ответ.
Рассматривая философские вопросы и ответы, необходимо осознавать наличие четырех факторов:
1. Вопрос
2. Аргумент(ы)
3. Ответ
4. Следствие(я).
Наименее важным из них является ответ! По крайней мере в том смысле, что ответ становится осмысленным только в свете остальных трех факторов.
Поэтому в качестве просто некоторого ответа утверждение Фалеса «все есть вода» вряд ли содержит много ценной информации. При буквальном понимании оно является абсурдным. Однако мы можем попытаться понять, что оно означает путем восстановления (реконструирования) соответствующих ему вопроса, аргумента и следствия.
Можно представить, что Фалес задавался вопросами о том, что остается постоянным при изменении и что является источником единства в разнообразии. Кажется правдоподобным, что Фалес исходил из того, что изменения существуют и что существует какое-то одно начало, которое остается постоянным элементом во всех изменениях. Оно является «строительным блоком» вселенной. Подобный «постоянный элемент» обычно называют первоначалом (Urstoff) [В английском тексте используется термин Urstoff, который в норвежском и немецком языках обозначает простейшее вещество. Его латинским аналогом является substantia, а греческим — hypokeimenon с буквальным значением подлежащее. — В. К.], то есть «исходным (примитивным) материалом», «первоосновой», из которой сделан мир (греч. arche).
Фалес, как и другие, наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде. Более того, вода необходима для жизни. Эти и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода является фундаментальным элементом, который остается постоянным во всех изменениях и преобразованиях.
Рассмотренные выше вопросы и наблюдения делают разумным предположение, что Фалес оперировал с двумя, выражаясь современным языком, состояниями воды. Это — вода в «обычном» жидком состоянии и вода в трансформированном состоянии (твердом и газообразном), то есть в виде льда, пара, рыб, земли, деревьев и всего прочего, что само по себе не является водой в обычном состоянии. Вода существует частично в виде недифференцированной первоосновы (жидкая вода) и частично в виде дифференцированных объектов (всего остального).
Таким образом, устройство вселенной и преобразования вещей могут быть представлены в виде вечного кругооборота.
вода в дифференцированном состоянии
вещи
первооснова
вода в недифференцированном состоянии
Итак, суть предлагаемой интерпретации рассматриваемого положения Фалеса кратко выражается формулой — из воды возникают все остальные объекты, и они же превращаются в воду. Отметим, что возможны и другие интерпретации.
Мы не утверждаем, что Фалес на самом деле начал с точно сформулированного вопроса, затем принялся за поиски аргументов, после чего пришел к ответу. Не нам решать, что было для него первым. Мы только попытались реконструировать возможную внутреннюю связь философии Фалеса.
Придерживаясь предложенной интерпретации, можно утверждать, что:
1) Фалес поставил вопрос о том, что является фундаментальным «строительным блоком» вселенной. Субстанция (первоначало) представляет неизменный элемент в природе и единство в разнообразии. С этого времени проблема субстанции стала одной из фундаментальных проблем греческой философии;
2) Фалес дал косвенный ответ на вопрос, каким образом происходят изменения: первооснова (вода) преобразуется из одного состояния в другое. Проблема изменения также стала еще одной фундаментальной проблемой греческой философии.
Рассмотренные выше вопросы и аргументы являются в равной мере и философскими и естественно научными. Фалес, таким образом, выступает одновременно и как естествоиспытатель, и как философ. Однако, что мы подразумеваем под естествознанием в противоположность философии?
По этому поводу отметим следующее. Философию необходимо отличать от других четырех видов деятельности: изящных искусств, экспериментальных наук, формальных наук и теологии. Независимо от того, как тесно она может быть связана с любым из этих видов, она не совпадает с ними. В отличие от искусств философия делает утверждения, которые в определенном смысле могут быть истинными или ложными. Философия не зависит от опыта в том смысле, в котором от него зависят экспериментальные науки (физика, психология). В отличие от формальных наук (логики, математики) философия размышляет над своими собственными предпосылками (принципами) и пытается их исследовать и легитимировать. В сравнении с теологией философия не обладает фиксированным множеством предположений, например, основанных на откровении догм, от которых невозможно отказаться по доктринальным соображениям. Хотя философия всегда имеет определенные виды предположений, от которых, возможно, она никогда не сможет отказаться.
Поскольку Фалес в значительной мере основывает свои аргументы на опыте, его можно назвать «естествоиспытателем». Но поскольку он явно задает вопросы относительно природы как целого, его можно считать и «философом». Отметим, что разделение философии и естествознания возникает только в Новое время, а не в эпоху Фалеса. Ведь даже Ньютон в конце XVII в. называет физику «натуральной философией» (philosophia naturalis).
Однако, независимо от того, будем ли мы считать Фалеса естествоиспытателем либо философом, налицо несоответствие между его ответом и его аргументами. В некотором смысле данный им ответ превосходит по масштабам аргументы! Иначе говоря, выдвигая упомянутые аргументы, Фалес утверждает гораздо больше того, на что он имеет основания. Это несоответствие между аргументами и утверждениями вообще характерно для греческих натурфилософов.
Даже если остановиться на наиболее благоприятной интерпретации, то представляется очевидным, что по существу правильные наблюдения, которые предположительно делал Фалес, не вели однозначно к данному им ответу. Тем не менее трудно переоценить значение его философии природы. Действительно, если все есть вода в ее различных формах, тогда все, что происходит, все изменения должны быть объяснимыми с помощью законов, которым подчиняется вода. Вода не является чем-то мистическим. Она является осязаемой и знакомой, тем, что мы видим, ощущаем и используем. Вода нам полностью доступна — так же, как и ее поведение. Здесь мы имеем дело с наблюдаемыми феноменами. (С современной точки зрения, мы можем сказать, что это открывает путь для научного исследования. Так, можно выдвинуть гипотезу о том, как будет вести себя вода в определенных условиях, а затем проверить, соответствует ли эта гипотеза действительному поведению воды в этих условиях. Другими словами, в случае с водой имеется основа для экспериментального научного исследования).
Сказанное означает, что все, абсолютно все в природе, постижимо человеческим мышлением. Без сомнения, подобный вывод является революционным. Все является познаваемым точно так же, как познаваема вода. Природа, вплоть до ее глубинных феноменов, проницаема для человеческого мышления. Выраженная в отрицательной форме, эта мысль гласит, что ничто не является мистическим или непостижимым. В природе нет места для непознаваемых богов или духов. Именно эта мысль послужила началом процесса интеллектуального завоевания человеком природы.
Вот почему мы считаем Фалеса первым философом (или ученым). Начиная с него, мышление приступило к своему совершенствованию. Из мышления в рамках мифа (мифологического мышления) оно стало преобразовываться в мышление в рамках логоса (логическое мышление). Фалес освободил мышление как от пут мифологической традиции, так и от цепей, привязывавших его к непосредственным чувственным впечатлениям.
Конечно, мы представили очень упрощенную схему. Переход от мифа к логосу не является необратимым событием, которое произошло в определенный момент истории или, говоря более конкретно, во времена первых философов. Мифологическое и логическое постоянно переплетались и переплетаются и в истории человечества, и в жизни отдельного индивида. Переход от мифа к логосу относится к числу задач, которые неизменно возникают перед каждой эпохой и каждой личностью. Многие даже сейчас утверждают, что миф не только не является примитивной формой мышления, которая должна быть преодолена, но что именно миф, правильно истолкованный, является подлинной формой понимания.
Полагая, что Фалес был первым ученым и что наука была основана греками, мы не утверждаем, что Фалес или другие греческие мудрецы знали больше (по объемному показателю) отдельных фактов, чем образованные древние вавилоняне или египтяне. Суть дела в том, что именно грекам удалось разработать понятия рационального доказательства и теории как его средоточия. Теория претендует на получение обобщающей истины, которая не просто провозглашается, взявшись неизвестно откуда, а появляется путем аргументации. При этом и теория, и полученная с ее помощью истина должны выдержать публичные испытания контраргументами. У греков возникла гениальная идея, что следует искать не только собрания изолированных фрагментов знания, как это на мифической основе уже делалось в Вавилоне и Египте. Греки начали поиски всеобщих и систематических теорий, которые обосновывали отдельные фрагменты знания с точки зрения общезначимых свидетельств (или универсальных принципов) как оснований вывода конкретного знания. Примером подобного получения конкретного знания является теорема Пифагора.
На этом мы закончим обсуждение Фалеса и его учения. Добавим, что он, возможно, не полностью освободился от мифологического мышления. Он мог рассматривать воду как живую и обладающую душой. Насколько мы знаем, он не проводил различия между силой и веществом. Для него природа, physis, была самодвижущейся («живущей»). Не различал он дух и вещество. Для Фалеса, понятие «природы», physis, по-видимому, было очень обширным и наиболее близко соответствующим современному понятию «бытие».
Итак, мы получили следующую конкретизацию упомянутых выше четырех факторов философского вопрошания.
Подчеркнем, что ответ («вода является постоянным элементом всех изменений») логически не вытекает из вопроса и аргументов. Именно это обстоятельство и вызвало критику Фалеса со стороны его милетских сограждан.
14. Милетская школа: Фалес
14. Милетская школа: Фалес Фалес из Милета (ок. 625–547 гг. до н. э.) – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном и политик.По свидетельствам Геродота и Диогена, Фалес приобрел славу своей практической рассудительностью и государственной мудростью.
Фалес и начало философии
Фалес и начало философии В донаучный период ближе всего к науке подошли поэты-космогонисты и представители практических профессий. Однако первые довольствовались исключительно мифологическими положениями, а вторые — исключительно техническими и еще не применяли
1.
Фалес1. Фалес Фалесом, собственно, только и начинается история философии. Фалес жил в то время, когда ионийские города были покорены Крезом. Благодаря падению последнего (1-й год 58-ой Олимпиады, 548 год до Р.Х.) получилась, правда, видимость освобождения, однако большинство городов
I. ФАЛЕС
I. ФАЛЕС 1. Вступление. Мы в преддверии замечательного зрелища эллинской философии. Обессиленные и затрудненные множеством предрассудков времени и истории, мы давно уже разучились понимать истинный смысл и подлинную глубину античного мышления. Еще сильны
Фалес Милетский
Фалес Милетский 640/624–548/545 гг. до н. э.Древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума — в знании.* * *Что самое общее для всех? — Надежда; ибо если у кого и ничего нет, то она есть. * * *Лучше разбирать спор между
Фалес
Фалес Греческая философия, не смущаясь, по-видимому, несообразностью и странностью идеи, начинает с положения, что вода есть начало и источник всех вещей. Нужно ли нам остановиться на этом положении и отнестись к нему серьезно? Да, и по трем причинам: во-первых, положение
ГЛАВА III. РАННЯЯ ИОНИЙСКАЯ ФИЗИКА ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН
ГЛАВА III. РАННЯЯ ИОНИЙСКАЯ ФИЗИКА ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН Ионийская культураГреческая философия зарождается среди ионийских колоний, что объясняется их культурным расцветом, развитием искусств и промышленности, а также оживленными сношениями с другими
Фалес и начало философии
Фалес и начало философии В донаучный период ближе всего к науке подошли поэтыкосмогонисты и представители практических профессий. Однако первые довольствовались исключительно мифологическими положениями, а вторые — исключительно техническими и еще не применяли
Фалес
Фалес Генезис греческой философии может быть прослежен до Фалеса (Thales), жившего в ионической колонии Милет во времена Солона (Solon, ок. 630–560 до Р.Х.). Отметим здесь же, что Платон и Аристотель жили в Афинах в IV веке до Р.Х., то есть после поражения афинской демократии в борьбе со
Фалес
Фалес Примером сочетания философа и ученого–практика в одном лице может служить Фалес из Милета. Говорят, что он предсказал затмение Солнца, о котором упоминал Геродот и которое случилось в момент завершения войны между лидийцами и мидийцами1. Согласно расчетам
2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен Фалес из Милета (ок. 625–547 до н. э.) — родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес происходил из знатного
ФАЛЕС ИЗ МИЛЕТА (ок. 625 или 640 — ок. 547 или 545 до н. э.)
ФАЛЕС ИЗ МИЛЕТА (ок. 625 или 640 — ок. 547 или 545 до н. э.) Древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. Возводил все многообразие вещей к единой первостихии —
Фалес Милетский
Фалес МилетскийСледующий: Об этом документе
Фалес Милетский
Мало что известно о Фалесе. Он родился около 624 г. до н.э. в Милете, Малая Азия (ныне Турция) и умер около 546 г. до н.э. в Милете, Турция.
Показанный выше бюст находится в Капитолийском музее в Риме, но не современник Фалеса.
Фалес Милетский
Вот некоторые впечатления и основные моменты его жизни и работы:
- Фалес Милетский был первым известным греческим философом, ученым и математиком. Одни считают его учителем Пифагора, хотя, может быть, он только посоветовал Пифагору отправиться в Египет и Халдею.
- От Евдема Родосского (ок. 320 г. до н. э.) мы знаем, что он учился в Египте и принес эти учения в Грецию. Ему единодушно приписывают введение математических и астрономических наук в Греции.
- Он единодушно считается необычайно умным человеком — по общему мнению, первым из семи мудрецов, учеником египтян и халдеев.
- Ни одно из его произведений не сохранилось; это затрудняет определение его философии и быть уверенным в своих математических открытиях.
- Есть, конечно, история его успешной спекуляции на прессах для масла — как свидетельство его практической деловой хватки.
- Сообщается, что он предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н.э., потрясшее всю Ионию.
- Ему приписывают пять теорем элементарной геометрии.
От WKC Guthrie у нас есть
Достижение Фалеса было представлен историками в двух совершенно разных ракурсах: с одной стороны, как чудесное предвосхищение современного научного мышления, и на другой как не что иное, как прозрачная рационализация мифа.
По словам самого Гатри, можно сказать, что «идеи Фалеса и другие милетцы создали мост между двумя мирами — мир миф и мир разума».
Фалес считал, что Земля — это плоский диск, который плывет по бескрайним водным просторам, и все сущее возникает. из воды.
Но точнее, Фалес и милетийцы исходили из предположения фундаментальное единство всех материальных вещей, которое следует искать за их кажущимся разнообразием. Это первый зарегистрированный монизм в истории. Он также считает мир живым и, таким образом, жизнь и материю неразделимыми. Он считает, что даже у растений есть бессмертная «душа».
Когда его спросили, что было очень трудно, он ответил знаменитым апофегом: «Познать самого себя». На вопрос, что было очень легко, он ответил: «Дать совет». На вопрос, что/кто такое Бог?, он ответил: «То, что не имеет ни начала, ни конца». (Бесконечное!!)
Итак, задача философов заключалась в том, чтобы установить что именно обеспечивало это единство: один сказал, что это вода; другой, безграничный; еще один, воздух.
Считается, что Фалес был учителем Анаксимандра, и именно он первый естествоиспытатель ионийской (милезской) школы.
Говорят также, что Фалес открыл метод измерения расстояния до корабля в море.
Пять основных положений с доказательствами планиметрии приписываются Фалесу.
- Предложение. Круг делится пополам любым диаметром.
- Предложение. Углы при основании равнобедренного треугольника равны.
- Предложение. Углы между двумя пересекающимися прямыми равны.
- Предложение. Два треугольника равны, если у них два угла и прилежащие к ним стороны равны.
- Предложение. Угол, лежащий в полуокружности, прямой.
Фалес Математик
Предложение. Угол, лежащий в полуокружности, прямой.
Доказательство.
Поскольку в то время не существовало ясной теории углов, это, без сомнения, , а не доказательство, предоставленное Фалесом.
Каталожные номера: 1. Научно-биографический словарь. 2. Биография в Британской энциклопедии. 3. Юбервег Ф. История философии от Фалеса до наших дней. (1972) (2 тома). 4. В. К. Гатри, Греческие философы: от Фалеса до Аристотеля (1975). 5. Д. Р. Дикс, Thales, Classical Quarterly 9 (1959), 294–309. 6. Т. Л. Хит, История греческой математики I (Оксфорд, 1921).
- Об этом документе…
Следующий: Об этом документе Дон Аллен
Пн, 3 февраля, 08:35:49 CST 1997
Фалес и начало философии
Примечание: T Следующая запись принадлежит доктору Оуэну Андерсону (Университет штата Аризона), члену Института классического образования
Когда зародилась философия? У нас есть очень конкретная дата для этого. 28 мая 585 г. до н.э. Мы можем даже сузить его до времени суток. Я не знаю, чтобы какая-либо другая дисциплина имела такую конкретную дату начала. Мы можем указать такую конкретную дату, потому что знаем, что именно тогда произошло затмение. И мы датируем это началом философии, потому что это было предсказано Фалесом Милетским. Но почему он первый философ? Это больше похоже на прогресс в астрономии. И многие другие, такие как вавилоняне, египтяне и китайцы, занимались астрономией до Фалеса.
Фалес называется первым философом, потому что вместо описания космоса, апеллирующего к богам , он дает натуралистическое объяснение, апеллирующее к материи. Другие занимались астрономией и связывали ее с богами или различными духами. Фалес может предсказать затмение и добиться других успехов, наблюдая за естественными причинами. Это переход от эпохи мифов к эпохе материальных объяснений.
Фалес утверждал, что все есть вода. В этом вы можете видеть, что он эмпирик. Наблюдением он заметил, что все вещи, кажется, сделаны из воды (твердые, жидкие, газообразные) и растут благодаря воде. Напротив, мы не наблюдаем того, что описано в мифической эпохе Илиады. И поэтому Аристотель называет Фалеса первым из этих философов, потому что он был эмпириком, искавшим первоначало всех вещей:
Из первых философов большинство считало, что принципы, принадлежащие природе материи, были единственными принципами всех вещей. То, из чего состоят все сущее, первое, из чего они возникают, последнее , на что они распадаются (субстанция, остающаяся, но изменяющаяся в своих видоизменениях), это, говорят они, есть элемент, а это начало вещей, и поэтому они думают, что ничто не порождается и не уничтожается, поскольку такого рода сущности всегда сохраняются (Аристотель, Метафизика, 9).83б).
Обратите внимание, что последнее предложение говорит нам о том, что Фалес считал вечным. Творения нет, все существовало и продолжает существовать, все вечно. Аристотель описывает виды эмпирических наблюдений, которые, возможно, использовал Фалес, чтобы прийти к своему заключению: получить представление, может быть, из того, что пища всех вещей есть влага, и что само тепло порождается из влаги и поддерживается ею (и то, из чего они возникают, есть начало всех вещей).