Пётр III: провозглашённый, но не коронованный государь
Император, чью историю написала супруга – Екатерина Великая.
Пётр III – фигура неоднозначная. С одной стороны – образ «ребёнка, вообразившего себя взрослым», как резюмировал историк Василий Ключевский. С другой – удивительная работоспособность. За короткий срок правления император выдал около двух сотен законов и указов.
Но для многих людей Пётр III является самодуром и пьяницей, ненавидящим всё русское. Он нивелировал успехи Семилетней войны, поскольку преклонялся перед Пруссией. А свободное время проводил, играя в солдатиков. За свою жизнь он сделал лишь два «правильных» поступка: женился на будущей Екатерине II, а потом умер, уступив ей престол. Но история жизни и смерти императора не так однозначна.
Претендент на три короны
Будущий правитель Российской империи родился в 1728 году. Его отцом являлся герцог Голштинский Карл Фридрих, а матерью – Анна Петровна, старшая дочь российского государя Петра I. По иронии судьбы мальчик являлся внуком Петра и внучатым племянником его заклятого врага – Карла XII. И поэтому получил имя Карл Петер — в честь венценосных предков. Соответственно, Карл Петер мог претендовать на короны Швеции, России, а также Голштинии.
Отец решал внешнеполитические проблемы своего герцогства, надеясь, что союз с Россией поможет ему в конфронтации с Данией. И с 7 лет мальчик воспитывался придворными – офицерами герцогской гвардии и ветеранами прусской армии. Все разговоры велись только о военной службе. А главным развлечением мальчика являлось наблюдение из окна за марширующими солдатами.
Когда отца не стало, Карл Петер отправился на воспитание к своему родственнику – епископу Адольфу (впоследствии он станет королём Швеции). Обучением мальчика почти не занимались, а за малейшую провинность били розгами или ставили на горох. Специфическое воспитание наложило отпечаток: Карл Петер был нервным, впечатлительным, болезненным. Но он любил музыку, живопись и военное дело.
В 1741 году императрицей России стала Елизавета Петровна. Перед государыней встал вопрос о выборе наследника российского престола, поскольку своих детей у неё не было. И она остановилась на племяннике Карле Петере. И уже в следующем году его официально объявили наследником Елизаветы Петровны.
Более подробно познакомиться с теми событиями можно, посмотрев лекцию Владимира Мединского «Петр III (1761-1762): Оболганный император»:
Наследник трона Российской империи
Наследника привезли в Россию, окрестили в православную веру и назвали Петром Фёдоровичем. А в его официальный титул добавили «Внук Петра Великого». В 14 лет Петра Фёдоровича назначили подполковником гвардии Преображенского полка, а также полковником Первого лейб-кирасирского полка. Зелёный мундир так понравился наследнику, что он сделал его своей повседневной одеждой.
Особое внимание уделили образованию Петра. Его учителем стал Якоб Штейлин – деятель российской Академии наук, гравёр, карторграф, мемуарист, автор «Записок об императоре Петре III». По монетам с изображениями монархов наследник учил русскую историю. Знакомился с традициями нового для себя государства. Но у Петра было одно увлечение, которое не понимало и высмеивало окружение. Наследник играл в оловянных солдатиков, устраивая масштабные баталии с определёнными правилами. К играм он привлекал слуг, а также пытался приобщить свою невесту – Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую. Но та увлечений будущего супруга не разделяла.
София приняла православие и стала Екатериной Алексеевной. Затем было официальное обручение. И в 1745 году Пётр и Екатерина повенчались. Отношения супругов не складывались. У каждого из них появились свои фавориты.
Печальная судьба монарха
25 декабря 1761 (5 января 1762) года скончалась Елизавета Петровна. И Пётр стал государем Российской империи. Монарх взялся за работу. Складывалось впечатление, что долгие годы ожидания власти он потратил на подготовку масштабного изменения государства. Пётр в месяц подписывал более тридцати законов и указов. И его постановления — не все, но многие — являлись важными и нужными. Например, Пётр III ликвидировал Тайную канцелярию. Подписал указ, в котором говорилось, что помещик, убивший своего крестьянина, наказывался пожизненной ссылкой, поскольку совершил «тиранское мучение». Император помиловал некоторых преступников, политических ссыльных, объявил свободу вероисповедания и запретил преследование старообрядцев.
Кроме этого, Пётр III распорядился забирать монастырские земли в пользу государства, учредил Государственный банк, ввёл в оборот ассигнации, приравнял лес к национальному богатству, а также издал манифест «О вольности дворянства». Смысл заключался в том, что теперь дворяне получили освобождение от обязательной воинской службы.
Но было у государя и ещё одно распоряжение, которое воспринималось как предательство государства. Речь идёт об отношениях с Пруссией. Семилетняя война складывалась удачно: русские войска взяли Кёнигсберг, Берлин, вся Пруссия находилась у ног Российской империи. Но Пётр всё «переиграл». Он не скрывал своего восхищения Пруссией и её королём Фридрихом. И поэтому подписал мир, выгодный не России, а покорённому государству.
Но всё не так однозначно. По договору Фридрих обязывался отвоевать провинцию Шлезвиг у Дании, а затем передать её России. Российские войска оставались в Пруссии, к тому же Пётр мог их и не выводить. Кроме этого, Фридрих обязался стать главным союзником Санкт-Петербурга. И это сулило куда больше пользы, нежели дружба с непостоянной Австрией.
Но верхушка российского дворянства посчитала мир предательством. Пётр не сумел донести причин своего поступка и не понял, что «режет по живому». На это наложились слухи о готовящейся церковной реформе на протестантский манер. Судьба императора была предрешена.
У власти Пётр III продержался всего 186 дней. 28 июня (9 июля) 1762 года произошёл государственный переворот. О грозящей беде монарха предупреждали, но он считал это сплетнями. Утром того дня император прибыл в Петергоф, но Екатерины там не было. Ему сообщили, что она сбежала с Алексеем Орловым в Петербург. Угроза переворота стала реальной, но Пётр не предпринял никаких мер для собственной безопасности. В тот же день он подписал отречение от престола. Государя арестовали и отправили в Ропшу. И спустя несколько дней Пётр умер. По официальной версии, причиной стал приступ геморроидальных коликов. По неофициальной – бывшего монарха убили. И до сих пор у историков нет единого мнения, какую версию смерти Петра считать верной.
На трон Российской империи взошла Екатерина II. Началось формирование «правильного» образа её предшественника. Всё-таки государственный переворот и смерть государя – события резонансные. Екатерине нужно было оправдаться. Её воспоминания о муже, а также воспоминания современников несли одну мысль – на российском троне находился человек, неспособный управлять огромным государством. Всё, что можно было сказать плохого о Петре III, было сказано. Его обвинили в попытке уничтожить веру и припомнили союз с Пруссией. Но вот, что интересно: Екатерина не возобновила военные действия с Пруссией и не попыталась вернуть земли, отданные Петром. Некоторые его указы она отменила, а потом вернула, но выдав их уже за свои. Как, например, было с секуляризацией церковных земель и с ассигнациями.
Стараниями Екатерины, историка Ключевского и многих других людей была нарисована картина «царствования идиота». Но она полностью противоречит тому, что успел сделать Пётр за своё короткое правление. Кстати, умер он провозглашенным, но не коронованным государем. Ситуацию исправил его сын – Павел I. Став императором, он распорядился короновать прах отца. Время расставило всё по своим местам.
Петр и Елизавета, безумец и дурнушка: самая странная любовная история XVIII века
Алексей ФИЛИППОВ
14. 02.2022
Об опасностях императорской короны, причудах любви и страдавшем биполярным расстройством царе, которого все предали.
Тринадцатого февраля 1792 года, 230 лет назад, скончалась бывшая фаворитка Петра III, Елизавета Воронцова. В девяносто втором она была госпожой Полянской, женой славного, доброго, сделавшего неплохую, но и не особенно хорошую карьеру человека, матерью двоих детей. Замуж ее выдала императрица, которой Елизавета Романовна в свое время испортила немало крови.
Екатерина II была чрезвычайно предусмотрительной женщиной, за ее спиной не должны были оставаться трагедии. Она свергла мужа с престола, затем, как говорили, его убили. Мстить его бывшей подруге значило давать новые поводы для кривотолков: и она устроила судьбу Елизаветы Воронцовой. И даже оплатила ее долги.
Да и с какой стати ей было держать на нее зло? Воронцова-Полянская была так уродлива, что ее стоило как можно чаще показывать тем, кто считал правление Екатерины II беззаконным. Она оставалась живым свидетельством безумия Петра III: нормальный человек и близко бы не подошел к девушке с таким лицом. И в Москве, и в Петербурге госпожа Полянская была надолго пережившим самого странного российского императора курьезом.
История Петра и Елизаветы примечательна тем, что их обоих хочется пожалеть. Современный им петербургский двор, маленький, замкнутый мирок, где решалась и судьба престола, и будущее России, напоминал стаю волков: умных, безжалостных, бессовестных, просчитывающих все варианты перед смертельным прыжком. К этому времени в империи давно сложилась традиция дворцовых переворотов, и монарху была нужна преданная лично ему силовая опора. Он должен был сохранять равновесие между придворными группировками, у него должны были быть и железная воля, и такт. А Петр Федорович, тогда еще немецкий мальчик Карл Петер, внук Петра I и круглый сирота, в тринадцать лет привезенный в абсолютно чуждую ему Россию и назначенный наследником престола, в этом жестоком мире был беззащитен. Сейчас ему приписывают и задержку развития, и биполярное расстройство. Игры с волками были ему не под силу.
Женили его в семнадцать лет, и вместо того, чтобы выполнять свои супружеские обязанности, он до двух часов ночи играл в куклы — любимым развлечением наследника были солдатики и марионетки. Непропорционально сложенный, уродливый, с детства приученный к вину и ставший пьяницей, боязливый, странный — в России XVIII века он вызывал и удивление, и отвращение.
А как бы увидели его мы, как бы отнеслись к нему сейчас?
У Петра Федоровича были способности к точным наукам. Он любил музыку. Был остроумен. Его реакции были необычны, отличались от общепринятых, и сейчас с ним занимался бы психолог, психиатр назначил бы ему таблетки. Специалист разобрался бы и с его чувством незащищенности: парадомания и абсурдная любовь к военному делу, скорее всего, были связаны с этим. Его пылкая любовь к родной Голштинии, крохотной и ничтожной, по сравнению с Российской империей, готовность начать войну с Данией, чтобы вернуть кусочек отцовского наследства, возможно, имели корни в том, что мать Петра Федоровича умерла, когда ему не исполнилось и года, а отец — когда ему не было одиннадцати лет. Он был добр и доверчив и, на свою беду став императором, упразднил Тайную канцелярию — политическую полицию.
Доверял Петр Федорович и своей жене, позже она не без удивления об этом вспоминала. Обошлось ему это очень дорого.
После переворота он целовал руки посланцам жены — просил не разлучать его с Елизаветой Воронцовой. Об этом же умоляла и она. Они любили друг друга, но общим — кроме уродства — у них было и другое. Женщина была очень неглупа. Его тоже никто не называл дураком, современники говорили, что он «не глуп, а безумен». Но императором не процарствовавший и семи месяцев Петр Федорович оказался работоспособным и дельным.
Для психоаналитиков тут было бы раздолье. Можно написать целые тома о том, как нашли друг друга двое отверженных — причем мужчина был наследником престола, а девушка принадлежала к высшей аристократии, была дочкой генерал-аншефа (то есть генерала армии), сенатора и камергера. Это история о боязни своего окружения, о недоверии к миру. О том, что человек мог поверить только той, кто, как и он, выпадала из нормы. О поиске своего подобия, а вместе с этим — и понимания. Два непохожих на всех остальных существа полюбили друг друга, и это стало еще одним обстоятельством, способствовавшим падению Петра III.
Со смерти Петра I и до убийства его внука Петра Федоровича прошло тридцать семь лет. За это время власть в России семь раз менялась после применения силы или угроз того, что в дело пойдет оружие. Силовая смена монарха стала традицией, от которой империя избавилась только в первой трети XIX века. На этом фоне странный, доверчивый, нелепый и, как казалось окружающим, не вполне нормальный царь, в отрочестве крещенный в православии, но не расстающийся с лютеранским молитвенником, был обречен. Тем более что Петр III и не защищался. Поначалу он не верил в происходящее, затем суетился, не зная, на что решиться, а позже плакал.
Бог весть, убили ли его под горячую руку, или он умер «от геморроидальных колик», но не оплакивал его никто, кроме Елизаветы Воронцовой. А о том, не забыла ли она своего странного любовника позже, во время долгого, продолжавшегося двадцать семь лет супружества, мы не узнаем никогда. Скорее всего, свергнутый император стал тенью, далеким, смутным воспоминанием. Она была счастлива в своем браке. Петр III собирался развестись и жениться на своей подруге, но императрица демонстративно благоволила к госпоже Полянской, и у нее не было причин жаловаться на жизнь.
Все это могло бы стать сюжетом романа — однако в XIX веке, в России, его не пропустила бы цензура, а в мире о нем мало кто знал. Сейчас о Петре и Елизавете забыли. Но истории о людях с ментальными особенностями любит сегодняшний Голливуд.
Рано или поздно он доберется и до наших героев, и мы, скорее всего, об этом пожалеем.
1 Петра 1:3 — Хвала Богу и Отцу Господа нашего Иисуса…
1 Петра 1:3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа
Послание начинается здесь с благодарения Богу или приписывания ему благословения, хвалы и славы; ибо это не означает призыв или дарование ему благословения; ни того, ни другого быть не может, ибо нет более великого, чем Он, и нельзя ничего прибавить к Его блаженству: но Бог может быть благословлен Своими творениями, когда они хорошо отзываются о Нем и о Его чудесных делах творения, промысле. и благодать; когда они приписывают ему все свои милости, духовные и мирские; воздайте ему славу за них и выразите благодарность за них в сердце, устах и жизни; и здесь подразумевается такое благословение Божие на особую и духовную милость, благодать возрождения: под «Богом» разумеется не Бог по существу, но лично рассматриваемый, даже Бог Отец, как ясно выражено: слова суть передано в арабской и эфиопской версиях без союзного падежа «и», таким образом, «благословен Бог Отец»; и если это сохранить, они могут быть переведены таким образом: «Благословен Бог и Отец»; как в (2 Коринфянам 1:3), и поэтому последнее является экзегетикой первого; хотя и то, и другое верно для Христа, но в разных смыслах; Бог есть Бог Христа, как Христос есть человек; и он Отец Христа, как Христос есть Бог; ибо, как человек, у него не было отца, и он не сын по должности, но по природе; ( См. Гилл к Ефесянам 1:3 ).
Который, по Своей великой милости, снова родил нас :
возрождение – это благословение, за которое воздается благодарность; и если мы должны быть благодарны Богу и благословлять Его имя, потому что Он сделал нас творениями и дал нам природное существо; гораздо больше мы должны хвалить его за то, что он сделал нас новыми творениями и дал нам духовное существо. Быть «рожденным свыше» и, таким образом, родиться свыше, противоположно нашему первому рождению, когда мы были зачаты и сформированы во грехе, и отличается от него; и замыслил рождение духовное, святое и небесное; это означает существо, оживляемое или оживляемое; так как в духовном смысле, чтобы видеть, и слышать, и дышать после божественных вещей, и жить жизнью веры и святости; Христом, сотворенным в сердце; причащением Божеского естества и сотворением новыми людьми или новыми творениями: действующей причиной этого является Бог, а не человек, что иногда приписывается Духу, иногда Сыну, а здесь — Отец; и не человеческие дела, а его собственная добрая воля и удовольствие, его великая любовь и свободная благосклонность, его богатая благодать и обильная милость являются импульсивной или движущей причиной этого; и изобилие благодати и милосердия действительно проявляется в возрождении и обращении грешников: они возрождаются к тому,
к живой надежде ;
означает либо благодать надежды, насаждаемую в возрождении, а не прежде; ибо тогда и только тогда дается добрая надежда по благодати; и можно сказать, что он «живой» или «живой», поскольку он основан не на мертвых делах, а на живом Христе, на Его личности, крови и праведности; и это надежда не мертвого грешника, безжизненного лицемера и формального проповедника, имеющего имя жить и мертвого, а надежда живого верующего, действительно оживленного духом жизни от Христа; и это то, что бывает, по крайней мере иногда, при активном упражнении и делает сердце верующего веселым, бойким и живым; и это то, что прочно и долговечно, и никогда не будет утеряно, но будет твердо храниться до конца; иначе то, на что надеются, имеет намерение, надежда, хранящаяся на небесах; блаженная надежда, возрожденные рождаются и ищут даже вечную жизнь и счастье; а сирийская версия переводит это как «в надежду на жизнь», то есть на вечную жизнь; так гласит одна из копий Стивенса. Святые рождаются заново для благодати надежды и для славы, которую ожидает эта благодать: средства есть,
воскресением Иисуса Христа из мертвых ;
, который может быть связан либо с актом повторного зачатия; ибо воскресение Христа есть фактическая причина возрождения, или возрождение происходит благодаря воскресению Христа; если бы Он не воскрес из мертвых, то никто не был бы оживлен, или оживлен, или воскрес к обновленной жизни: Его воскресение есть образец возрождения; между ними есть сходство; как его воскресение было провозглашением его сыновства, так и возрождение есть проявление усыновления; и как воскресение Христа было его первым шагом к славе, так и возрождение к вечной жизни; и то и другое совершается одной и той же всемогущей силой: или пункт может быть связан с предыдущим, «с живой надеждой»; ибо воскресение Христа является средством и закладывает прочное основание надежды, как воскресения святых из мертвых, достойной причиной, залогом и образцом которого является Христос, так и вечной славы и блаженства, ибо он воскрес для нашего оправдания, с которым неразрывно связано прославление.
1 ПЕТР ГЛАВА 3 KJV
ПОИСК В БИБЛИИ (Дополнительно)
ВЫБЕРИТЕ КНИГУ (Index)
БытиеИсходЛевитЧислаВторозакониеИешуаСудьиРуфь2 Царств2 Царств2 Царств1 Царств2 Царств1 Паралипоменон2 Паралипоменон2 ЕздраНеемияЕсфирьИовПсалмыПритчиЕкклесиастПеснь СоломонаИсайяИеремияПлач ИезекииляДаниилОсия ИоильАмосОвадияИонаМихейНаумАваккукСофонияАггейЗахарияМалахия————————————-МатфейМаркЛукаИоаннДеянияРимлянам1 Коринфянам2 КоринфянамГалатамЕфесянамФилиппийцамКолоссянам1 Фессалоникийцам2 Фессалоникийцам1 Тимофею2 ТимофеюТитуФилимонуЕвреямИакова1 Петра2 Петра1 Иоанна2 John3 JohnJudeОткровениеГЛАВА
3СТИХ
Варианты Библии | + Размер текста —
1 Точно так же, вы, жены, будьте в подчинении своим собственным мужьям; дабы те, кто не повинуются слову, и без слова могли быть приобретены житием жен;
2 Пока они созерцают твой целомудренный разговор в сочетании со страхом.
3 Чье украшение пусть не будет внешним украшением заплетать волосы, носить золото или надевать одежду;
4 Но да будет сокровенный сердца человек, в том, что нетленно, даже украшение кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
5 Ибо подобным образом в древности и святые жены, надеющиеся на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям:
6 Так же, как Сара слушалась Авраама, называя его господином: чьи дочери вы, пока вы поступаете хорошо и не боитесь никакого удивления.
7 Так и вы, мужья, живите с ими согласно знанию, почитая жену, как немощнейший сосуд, и как сонаследники благодати жизни; чтобы ваши молитвы не были затруднены.
8 Наконец, будьте все единомысленны, сострадательны друг ко другу, любите как братья, будьте сострадательны, будьте вежливы:
9 Не воздавайте злом за зло, или ругайте за ругательство: но наоборот благословение; зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот да воздержит язык свой от зла и уста свои от лукавых речей:
11 да уклоняется от зла и делает добро; пусть ищет мира и добивается его.
12 Ибо очи Господа — на праведников, и уши Его открыты к молитвам их: но лице Господа — против делающих зло.
13 И кто
14 Но если и страдаете за правду, то счастливы вы : и не бойтесь ужаса их, и не смущайтесь;
15 Но святите Господа Бога в сердцах ваших: и будьте всегда готовы дать ответ всякому человеку, спрашивающему вас о причине упования, которое в вас, с кротостью и благоговением:
16 Имея добро совесть; дабы, злословя вас, как злодеев, постыдились ложно обвиняющие ваше доброе житие во Христе.
17 Ибо лучше, если будет воля Божия, чтобы вы пострадали за добрые дела, чем за злые.