Фалес философия кратко: Философ Фалес Милетский | ГРЕЦИЯ

Содержание

Философ Фалес Милетский | ГРЕЦИЯ

Фалес Милетский (Θαλής ο Μιλήσιος [θали́с о мили́сьос]) — известный древнегреческий мыслитель, основатель досократической милетской философской школы и, по мнению ученых, родоначальник не только философии, но и многих других наук. Влияние Фалеса на античную научную мысль сложно переоценить. По сути, именно благодаря ему разрозненные знания, накопленные во многих сферах, оформились в системные и стали отправной точкой научной европейской истории.

Фалес Милетский

Дошедшие до нашего времени письменные упоминания об античном философе чаще всего отделяет от предполагаемой даты его смерти около полувека. Поэтому сложно определить, какие сведения о мыслителе не являются легендой. В связи с этим принято считать наиболее достоверными источниками труды Аристотеля и Геродота — древнегреческих деятелей, которые наиболее близки Фалесу во времени, т.к. они жили, всего спустя два-три века.

Аристотель в своих описаниях, имеющих отношение к Фалесу, ссылается на труды Ксенофана и Анаксимандра, которых в свою очередь, отделяют от Фалеса всего несколько десятилетий.

Зачастую Фалеса из Милета упоминают, как одного из «семи мудрецов» античности. В этот почетный список входили самые важные и почитаемые мыслители, политики и общественные деятели VII — VI века. Согласно различным источникам, списки могли разниться между собой, однако неизменно во всех вариантах первую строчку занимало имя Фалеса Милетского.


Античный прародитель многих наук Фалес является также основателем философской школы, которая впоследствии получила название «ионической» или «милетской«. Второе название возникло благодаря городу Милет, родом из которого и был мыслитель. Город располагался в Малой Азии, на территории нынешней Турции.

К великому сожалению, никаких письменных трудов философа-основателя не осталось, и даже есть предположение, что скорее всего их и не было. Однако, Диоген Лаэртский считает, что труды «О солнцеворотах» и «О равноденствиях» принадлежат перу Фалеса.

Кроме того античному мыслителю приписывают авторство «Морской астрономии» и «О началах». Несмотря на это, исследователи сомневаются в том, что философ оставил после себя какие-либо трактаты.

Учение Фалеса было по своей сути революционным для того времени. Мыслитель отверг объяснения природных явлений с помощью мифов и попытался исследовать их с помощью логики и анализа. Фалес началом всему считал воду, которая была, по его мнению, бесконечна.

Учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр, который имел свое видение мироздания, отличное от видения своего учителя. Началом всему по Анаксимандру уже была не вода, а нечто беспредельное. Ученик Анаксимандра — Анаксимен, пришел к выводу, что первоначало — это воздух.

Фалес Милетский — биография

Философ родился в городе Милет в Малой Азии, по названию которого и получил свое прозвище. Предположительные годы жизни мыслителя 624 — 546 до н.э. были определены на основании упоминаний в различных источниках. Родители его Эксамис и Клеобулини согласно разным версиям считаются или финикийцами, переселившимися в Милет, или греками известного милетского рода. Историки пока ведут споры о его происхождении и к общему выводу так и не пришли.

Сведения о жизни философа отрывочны, и были собраны и опубликованы благодаря Диогену Лаэртскому. О семейном положении Фалеса сохранились различные сведения. Согласно одним источникам он был женат и имел сына, а согласно другим — никогда не имел семьи, а приписываемый ему сын был его племянником. По легенде, Фалес отвечал матери сначала, что ему слишком рано жениться, а затем — что уже слишком поздно. Ответ мыслителя на вопрос почему он не заводит детей был в некотором смысле философским — «Потому что люблю их.»

Фалес в молодости много путешествовал и даже жил в Египте и учился у местных жрецов. Предполагалось, что он привез оттуда и передал древним грекам тайные знания египетской цивилизации. Диоген Лаэртский считал, что Фалес имел близкие дружеские отношения с Фрасибулом — тираном города Милет и помогал ему советами. Предположительно, благодаря советам философа, Милету удалось заключить союз на равных условиях с довольно сильным противником — Лидией.

Фалесу приписывают известную историю, которая упоминается в «Диалогах» Платона. Когда философ упал в колодец, засмотревшись на звезды, над ним посмеялась служанка: «Хочет знать, что на небе происходит, а не замечает, что у него под носом.»

Другая история, связанная с жизнью мыслителя рассказывает о том, что окружавшие его сограждане считали философию бесполезной. Чтобы доказать обратное, Фалес, опираясь на свой прогноз высокого урожая оливок, заключил выгодные контракты со всеми маслобойнями в округе и получил в сезон высокий доход. Таким образом мыслитель показал, что философия может приносить и прибыль, однако, это не самоцель.

Известный список «семи мудрецов» тоже имеет несколько предысторий. Одна из которых гласит, что рыбаки выловив треножник, который являлся предметом для совершения жертвоприношений, не знали кому его отдать и решили обратиться за помощью к дельфийскому оракулу. Совет был получен — трофея достоин умнейший из греков. Так треножник был передан Фалесу, который из скромности передал его другому «умнейшему», однако, тот тоже оказался скромным и отправил следующему. Так по цепочке из семи мудрецов жертвенный предмет вернулся снова к Фалесу, после чего было принято решение отдать его Аполлону.

Смерть настигла Фалеса на 78 году жизни во время просмотра олимпийских состязаний. Причиной ее стала изнуряющая жара.

Фалес Милетский — идеи и вклад в науки


Фалес впервые сформулировал мысль о том, что все едино и имеет первоначало, в качестве которого он представлял воду. По его мнению земля, т.е. суша в виде диска находилась на воде, которая была бесконечна. Природа землетрясений тоже была связана с водой — они происходили тогда, когда были большие волны. Скорее всего такая теория возникла из анализа и наблюдений — все, что давало жизнь находилось в жидком состоянии.

Мыслитель пытался понять мироустройство на уровне законов природы, поэтому его учение часто называют «натурфилософией». Фалес не ставит вопросы о взаимодействии духовного и материального, хотя признает, что все имеет душу. Согласно философу весь Космос подчиняется божественному разуму.

Фалес первым предположил, что все имеет материальную основу и поддается изучению и анализу, таким образом став по сути родоначальником научного подхода к мироустройству. Первовещество — вода, по Фалесу, приводилось в движение космическим Разумом, который имел божественную природу. Вода могла терять свою жидкую форму при сгущении и становиться твердью, а при испарении — воздухом, который в свою очередь мог превращаться в огонь.

Среди наук, которые обязаны Фалесу Милетскому своим рождением, — геометрия, астрономия, география, физика и биология. Считается, что античный мыслитель предсказал солнечное затмение 585 года до н.э. Предсказание на основании определенных знаний нанесло удар по мифическому представлению о мироустройстве в целом. Фалес определил пропорции размера Луны и Солнца относительно их траектории — 1/720. Кроме того,  философ научился определять дни солнцестояний и равноденствия, а также создал календарь по аналогии с египетским.

Вклад Фалеса в геометрию сложно переоценить. Он научился измерять высоту египетских пирамид по их тени, доказал, что диаметр делит круг пополам, а углы у основания равнобедренного треугольника равны. Также философ вывел, что у пересекающихся прямых образуются 2 пары противоположных равных углов и доказал теорему о равенстве двух треугольников, у которых равны основания и прилегающие к нему углы. Две теоремы в мировой науке имеют название «Теоремы Фалеса». Одна — о прямом угле треугольника, опирающегося на диаметр, а вторая — о параллельных секущих.

Фалес Милетский — цитаты



  • Πρεσβύτατον τῶν όντων ο Θεός. Αγέννητον γάρ

    (Древнее всего сущего — Бог, ибо он не рожден)
  • Κάλλιστον κόσμος. Ποίημα γάρ θεού
    (Прекраснее всего — мир, ибо он творение Бога)
  • Μέγιστον τόπος. Άπαντα γάρ χωρεί 
    (Больше всего — пространство, ибо оно объемлет всё)
  • Τάχιστον νους. Διά παντός γάρ τρέχει
    (Быстрее всего — ум, ибо он обегает всё)
  • Ισχυρότατον ἀνάγκη. Κράττει γάρ πάντων
    (Сильнее всего — неизбежность, ибо она властвует всем)
  • Σοφότατον χρόνος. Ανευρίσκει γάρ πάντα
    (Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает всё)
  • Τί δύσκολον; Τό ἐαυτόν γνῶναι
    (Что на свете трудно? — Познать себя!)

Фалес Милетский — видео

ФИЛОСОФИЯ: Милетская школа: Фалес: кратко


14. Милетская школа: Фалес

Фалес из Милета (ок. 625–547 гг. до н. э.) – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном и политик.

По свидетельствам Геродота и Диогена, Фалес приобрел славу своей практической рассудительностью и государственной мудростью. Наряду с этим восхваляют его математические и астрономические знания, которые он приобрел в Финикии и Египте и перенес в Грецию. Самым знаменитым из приписываемых ему свидетельств этих знаний является то, что он предсказал год солнечного затмения, происшедшего 28 мая 585 года до н. э. Очевидно, с этими математическими изысканиями и с пробужденным ими научным духом связана его попытка найти иной, немифологический, ответ на вопрос о последних основах вещей.

Фалес произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею единства мироздания, о субстанции – начале, первооснове всего. Такую первооснову он усмотрел во влаге. Фалес попытался найти естественное объяснение природы без посредства мифов. Вода как естественное начало признавалась веществом, из которого все возникло и все состоит, носителем всех изменений и превращений. Он говорил также, что Земля плавает, подобно куску дерева, на воде, и этим объяснял ее устойчивое пребывание в центре мира. Фалес, по-видимому, не объяснял точнее, каким способом вещи возникают из воды. По всей вероятности, он представлял себе, что с веществом непосредственно связана действующая сила, и саму эту силу мыслил в духе древней религии природы как нечто аналогичное человеческой душе. На это указывают также его изречения, что все полно богов и что магнит имеет душу (то есть жизнь), так как он притягивает железо.

Таким образом, он представлял себе вещество живым и одушевленным – воззрение, которое встречается и у его последователей и которое метко названо «гилозоизмом» (от греч. hyle – «вещество», «материя» и zoe – «жизнь»). Но сколь бы скудным нам ни казалось это первое начало физической теории – важно все же было то, что эта теория вообще положила начало научному объяснению мира.

>  
ФИЛОСОФИЯ: основное по философии: кратко:
 
1. Возникновение философии и становление ее предмета
2. Предмет философии
3. Основные функции философии
4. Философия как мировоззренческое знание
5. Мировоззрение как философское понятие
6. Формы мировоззрения
7. Основной вопрос философии: бытие и сознание
8. Онтологическая сторона основного вопроса философии
9. Гносеологическая сторона основного вопроса философии
10. Мифология как начальная форма мировоззрения
11. Основные философские учения Древней Индии
12. Тенденции развития и основная проблематика философской мысли Китая
13.
Мировоззрение и культура античности
14. Милетская школа: Фалес
15. Милетская школа: Анаксимандр
16. Милетская школа: Анаксимен
17. Пифагор и его школа
18. Гераклит Эфесский
19. Ксенофан и элеаты
20. Элейская школа: Парменид
21. Элейская школа: Зенон и рождение диалектики
22. Мелисс Самосский и систематизация идей элеатов
23. Вклад Эмпедокла в античную науку и философию
24. Древнегреческий ученый Анаксагор
25. Античная атомистика: Левкипп, Демокрит
26. Учение Демокрита о жизни и душе
27. Возникновение софистики
28. Софисты: Протагор, Горгий и Продик
29. Философия Сократа
30. Учение Платона о бытии, душе и познании
31. Учение Платона о государстве
32. Учения сократических школ
33. Философия и научная деятельность Аристотеля
34. Учение Аристотеля о бытии
35. Философия стоицизма
36. Философия Сенеки
37. Стоицизм Марка Аврелия
38. Блаженный Августин. Учение о бытии
39. Блаженный Августин о свободе и божественном предопределении
40. Блаженный Августин о Боге, мире и человеке
41. Среднеазиатская философия Средневековья: Авиценна
42. Арабская и еврейская философия средневековья: Аверроэс, Маймонид
43. Средневековая европейская философия: Фома Аквинский
44. Идеи Фомы Аквинского о душе и познании
45. Идеи Фомы Аквинского об этике, обществе и государстве
46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья
47. Позднее Средневековье: Роджер Бэкон
48. Позднее Средневековье: Иоанн Дунс Скот
49. Позднее Средневековье: расцвет номинализма
50. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика
51. Антропоцентризм эпохи Возрождения
52. Становление науки Нового времени
53. Фрэнсис Бэкон – основатель эмпиризма
54. Философия Дж. Локка
55. Эмпиризм Дж. Беркли
56. Рене Декарт – основатель рационализма
57. Монадология Г. В. Лейбница
58. Французский материализм: Д. Дидро
59. Французский материализм: П. Г. Д. Гольбах
60. Философия XVIII–XIX веков: Просвещение и романтизм
61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков
62. Теория И. Канта об объективности знания
63. Теория познания И. Канта
64. И. Г. Фихте. Преодоление кантовского дуализма
65. Философия Ф. Шеллинга
66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля
67. Диалектика Гегеля
68. Антропологический материализм Фейербаха
69. Философия Маркса и Энгельса. Завершающий этап немецкой философии
70. Постклассическая философия XIX–XX веков
71. Философия А. Шопенгауэра
72. Философия С. Кьеркегора
73. Философия Ф. Ницше
74. Позитивизм О. Конта
75. Философия прагматизма: Ч. Пирс
76. Философская антропология М. Шелера
77. Философия западного экзистенциализма
78. Философия М. Хайдеггера
79. Экзистенциализм К. Ясперса
80. Особенности развития русской философии
81. Идеи западноевропейской философии в русском приложении
82. Объяснение направленности философско-социальных теорий
83. Области философских интересов русских просветителей XVIII века
84. Западники и славянофилы
85. Философия В. С. Соловьева
86. Русская философия XX века
87. Философия Л. Шестова
88. Философия Н. А. Бердяева
89. Русские космисты
90. В. И. Ленин – представитель марксизма
91. Философия неопозитивизма
92. Философия постмодерна XX века
93. Понятие бытия. Основные формы бытия
94. Философское понимание пространства и времени
95. Сознание как философская проблема
96. Вопрос о происхождении сознания
97. Основные подходы к проблеме сознания
98. Структура сознания
99. Сознание и бессознательное
100. Основные подходы к проблеме познания
101. Познание человека
102. Структура и формы познания
103. Особенности обыденного и научного познания
104. Философия научного познания
105. Практика и ее функции в процессе познания
106. Основные философские проблемы общения людей
107. Общество и его структура
108. Понятие человеческого общества
109. Классовый подход к социальной сфере человеческого общества
110. Стратификационный подход к социальной сфере общества
111. Государство как форма общественной власти
112. Национальное государство современного типа
113. Социальный контроль в современном государстве
114. Философия морали
115. Роль и перспективы информационных процессов в обществе
116. Понятие прогресса в обществе
117. Исторические формы отношений человека и природы
118. Проблема «человек – природа» в условиях НТР
119. Общество и природа: на пороге катастрофы
120. Прогнозирование будущего

Отец западной философии (факты и биография)

Фалес, Вильгельм Мейер, 1875; с Фалесом, Жан Куве по мотивам Клода Виньона, ок. 1639-1640

Фалес Милетский был греческим философом и одним из семи мудрецов древности. Аристотель считал его первым философом и своим философским предшественником. Сегодня Фалес широко известен как первый философ западной традиции. Хотя некоторые из его концепций, например идея о том, что все состоит из воды, кажутся неуместными в 21 веке, Фалес был гениальной фигурой, изменившей древний мир своими работами в области геометрии, математики, астрономии и, конечно же, философия.

 

Жизнь Фалеса Милетского

Фалес, из Нюрнбергских хроник, Мишель Вольгемут и Вильгельм Плейденвурф, 1493

 

Фалес был сыном Экзамия и Клеобулины и родился в греческом ионийском городе Милет в Малой Азии около 620 г. до н.э. Он принадлежал к одной из знатных семей Милета с возможным финикийским происхождением.

 

О его жизни известно немного, но он почитался как один из самых мудрых греков всех времен. Он был включен Платоном в список семи мудрецов древности, а Аристотель считал его первым философом. Традиционно Фалеса всегда называют первым досократическим философом. Он является частью группы милетских философов, включая Анаксимандра и Анаксимена, которые были его учениками и продолжателями его мышления. Кроме того, из-за его веры в то, что все происходит из одного-единственного элемента, воды, он также является философом-монистом, как и остальные милетцы, а также ионийский греческий философ Гераклит.

 

Как и большинство досократических философов, Фалес был не просто философом, а мастером на все руки. Он был математиком, астрономом и механиком. Это не было чем-то необычным. Наука, теология и философия все еще были глубоко взаимосвязаны. В то время термин «философ» обозначал того, кто любил мудрость и знание во всех их формах. Главным отличием досократического греческого философа, вроде Фалеса, от египетского жреца Осириса, персидского мага или буддийского мистика была попытка объяснить явления природы с помощью естественных принципов. Хотя взгляд Фалеса на то, что все происходит из воды, восходит к египетским и семитским мифам о сотворении мира, его теория была попыткой объяснить материальный мир, используя естественные, а не теологические принципы.

 

Диоген Лаэртский, живший в третьем веке н. э., приписывает известное дельфийское изречение «познай самого себя» Фалесу, хотя древние не соглашались по этому поводу.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Вообще, древние источники расходились во мнениях относительно того, писал ли когда-либо Фалес Милетский книгу. В любом случае ключевые идеи его мысли сохранились благодаря работам более поздних философов и ученых.

 

Его смерть

Астролог, упавший в колодец , иллюстрация Жана Игнаса Исидора Жерара, до XIX века

 

Смерть Фалеса относится к 550-м годам, и есть две разные версии того, как он умер. По словам Аполлодора, он умер от теплового удара во время просмотра Олимпийских игр. Однако Платон пишет, что Фалес изучал звезды ночного неба, когда упал в колодец. Эта история имела для древних назидательное значение, предостерегая их от траты времени на философствование, не заботясь о земных делах.

 

Впрочем, эта история могла быть выдуманной легендой. Это не было редкостью в древности. Особенно, когда дело касалось значительных философов, политиков и других влиятельных личностей, греки любили придумывать фальшивые истории о смерти, соответствующие жизни или учению умерших. Иногда эти истории носили поучительный характер, а иногда просто дурные. В случае с Фалесом это, вероятно, была комбинация обоих. В истории с колодцем Фалес погиб, потому что потерял связь с реальным миром, поглощенный стремлением к высшим знаниям. Заставить его утонуть в колодце также было забавным способом отвергнуть его теорию о том, что все состоит из воды.

 

Многие научные достижения Фалеса

Фалес заставляет реку течь по обеим сторонам лидийской армии , Сальватор Роза, ок. 1663-4, Художественная галерея Южной Австралии

 

Фалес Милетский был не просто теоретиком. Он был человеком, который применил свое теоретическое понимание мира на практике. Согласно Геродоту, он помог армии царя Лидии Креза перейти реку Галис, выкопав дамбу, которая разделяла реку на два проходных пролива.

 

Что касается его знаний в области геометрии и математики, Фалес стал символом изобретательного человека и самым известным образом подсчитал высоту Великой пирамиды Гизы, используя ее тень. Он также измерил расстояние до кораблей в море, и ему приписали пять теорем, в том числе известную как «Теорема Фалеса».

 

Солнечное затмение

 

Его работы по астрономии также были значительными. Его самым большим и самым известным достижением было предсказание солнечного затмения 28 мая 585 г. до н.э. Он также наблюдал и изучал созвездия; подвиг, который был бы полезен в навигации по морю. Третьим его самым важным астрономическим достижением было определение курса солнца от солнцестояния до солнцестояния.

 

Фалес путешествовал в Египет

Thales , Жак де Гейн III, 1616, Британский музей

 

«Фалес… сначала отправился в Египет и, таким образом, ввел это учение [геометрию] в Грецию. Он сам открыл многие положения и научил своих последователей принципам, лежащим в основе многих других, причем его метод исследования был в одних случаях более общим, в других — более эмпирическим».

Прокл, цитируемый Томасом Литтлом Хитом

 

Среди греков было обычным делом считать, что их мудрейшие побывали в Египте. Пифагор, Солон и Платон являются одними из наиболее ярких примеров. Однако в случае с Фалесом Милетским кажется, что он действительно посетил землю Нила, поскольку многие из его достижений, например, измерение высоты пирамид, были установлены в Египте.

 

Даже если визита Фалеса никогда не было, легенда все же может указывать на истоки идей философа. Фалес, несомненно, был знаком с представлениями египтян о космосе и его сотворении, но сумел адаптировать их уникальным, беспрецедентным образом, что привело к рождению философского мышления.

 

Кроме того, геометрия возникла в Египте, а египетские математические знания были одними из самых передовых в мире. Без сомнения, эти знания перешли к Фалесу, который стал известен как тот, кто ввел геометрию в Грецию.

 

Фалес и Монополия

Иллюстрация, показывающая, как древние греки могли собирать оливки для производства масла, автор Х. М. Herget, коллекция изображений Natural Geographic
«…философам легко разбогатеть, если они захотят, но это не то, что их волнует».

Аристотель, Политика 1259a

 

В истории, рассказанной Аристотелем, Фалес Милетский привел один из лучших аргументов в защиту жизни философа. В этой истории Фалес наблюдал за небесными телами и сумел предсказать, что следующий урожай оливок будет необычайно урожайным. Затем он инвестировал средства в прессы для оливок в Милете и Хиосе, и, когда оливки были готовы для превращения в оливковое масло, он контролировал скорость их доставки. Таким образом, он получил огромную прибыль.

 

Однако, согласно Аристотелю, Фалес делал это не для того, чтобы делать деньги, а для того, чтобы доказать, что философ может жить богатой жизнью, если захочет. Так Фалес дал ответ всем, кто называл его профессию бесполезной и высмеивал его бедность. Милезианец доказал, что философ беден не по судьбе, а по выбору, в то же время сигнализируя о том, что существует путь познания и духовности, дающий более высокое удовлетворение, чем путь материального богатства.

 

Аристотель не был убежден, что эта история реальна. Он думал, что благодаря мудрости Фалеса люди приписали ему тактику монополизации рынка.

 

Философия Фалеса

Фалес, Жана Куве по мотивам Клода Виньона, ок. 1639-1640, Британский музей

 

Как уже упоминалось ранее, Фалес Милетский считается первым философом западного канона. Его ученики Анаксимандр и Анаксимен не следовали в точности его идеям, но придерживались того же направления. Поскольку эти трое родились в Милете, их всегда объединяли как милетцев.

 

Многие также классифицируют Фалеса как ионийского философа-мониста наряду с его милетскими учениками и Гераклитом, малоизвестным философом из Эфеса, который считал, что все сделано из огня и что «все течет».

 

Существует много видов монизма, но философию Фалеса можно классифицировать как субстанциальный и материалистический монизм. Субстанциальный монизм — это идея о том, что все в мире можно свести к одной субстанции. Для Фалеса Милетского это была вода. Поскольку он также, по-видимому, верил, что материя в форме воды стоит выше абстрактных идей, как и душа, он также был материалистом. Монизм Фалеса не означает, что Фалес не признавал существования других субстанций. Это скорее означает, что он считал, что первоисточник всего следует искать в воде. Хотя это звучит нелепо, в некотором смысле Фалес что-то понял.

 

Вода, источник всего

Монах у моря , с картины Каспар Давид Фридрих, 1808-1810, Старая национальная галерея

 

«Фалес Милетский утверждает, что вода есть начало, из которого происходят все вещи во Вселенной». Псевдо-Плутарх,
Placita Philosophorum 1.3

 

Фалес считал, что мир состоит из воды и что в какой-то момент все вернется в воду.

 

Сегодня мы понимаем, что вода является универсальным растворителем и, насколько мы можем судить, необходимым компонентом для существования жизни. А теперь представьте, что вы человек, ищущий ответы на вопросы о природе вещей 2600 лет назад. Пытаясь разгадать тайну существования, вы делаете следующее наблюдение; вода везде. Вы находите обширный океан, реки, озера, дождь, снег и замечаете, что каждый живой организм зависит от одной субстанции, называемой водой. После всего этого вы наблюдаете воду во всех ее формах; жидкие, твердые и газообразные. Вода впитывается в землю, а земля в море.

 

Это еще не все. Пока ищешь ответы, склоняешься к древней мудрости египетских, семитских и, конечно же, греческих сказок о сотворении космоса. То, что вы там обнаружите, является общим паттерном; вода высоко почитается как сила регенерации. Даже самый известный греческий поэт Гомер считает богов воды, таких как Океан и Тефия, родителями всех богов.

 

«Ибо я иду посетить пределы всепитающей земли, и Океан, от которого произошли боги, и мать Тетис…»

Гомер, Илиада 14.246

 

После всего этого, можете ли вы действительно винить Фалеса за то, что он думал, что вода — это единственное вещество, из которого все происходит?

 

Земля плывет по морю?

Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна Бронзино (Аньоло ди Козимо), ок. 1545-6, Брера Пинакотека

 

Фалес считал, что Земля плавает на воде. Это был вывод, который он сделал после того, как заметил, что земля обладает твердостью и неподвижностью, которых нет у моря. С этим взглядом согласовывалось также убеждение Фалеса, что землетрясения вызываются волнением океанов.

 

Эти идеи также восходят к греческой мифологии, где бога океана Посейдона также называли «Сотрясателем земли» и считали виновником землетрясений.

 

Кроме того, ведутся споры о том, считал ли Фалес, что Земля плоская или сферическая. Хотя есть веские основания предполагать, что Фалес мог представить сферическую форму Земли благодаря своим астрономическим усилиям, нет достаточных доказательств, чтобы с уверенностью подтвердить это утверждение. Конечно, для Фалеса не было бы чем-то нелепым верить в то, что Земля круглая, поскольку это было общепринятым пониманием среди древнегреческих философов и астрономов.

 

Верил ли Фалес в концепцию души?

Фалес, гравюра Вильгельма Мейера, 1875 г.

 

Фалес Милетский был философом-естествоиспытателем, пытавшимся объяснить мир, наблюдая за природными явлениями. Он был материалистическим мыслителем, поскольку все приписывал одному элементу — воде. Несмотря на это, он, похоже, тоже верил в концепцию души. Согласно Аристотелю, Фалес был источником веры в то, что душа есть свойство вещей, которое можно найти повсюду. Эта идея могла быть предшественницей платоновской концепции души.

 

«Фалес тоже, судя по тому, что о нем написано, кажется, считал душу движущей силой, так как он сказал, что магнит имеет в себе душу, потому что он движет железо».

Аристотель, О душе 405 а20-22
«Некоторые мыслители говорят, что душа смешана со всей вселенной, и, может быть, поэтому Фалес пришел к мнению, что все вещи полны богов».

Аристотель, О душе 411 а7-8

 

Если судить по этим фрагментам, Фалес и близко не подошел к идеализму Платона. К тому же его представление о душе как движущей силе материи на первый взгляд кажется более близким к идее энергии, чем святой дух в христианском богословии. Конечно, есть много способов интерпретировать эти строки и нет способа точно узнать, что сказал Фалес. В любом случае, скорее всего, когда Фалес пытался осмыслить реальность, он нашел ответы в материальной субстанции, а именно в воде, а не в боге или абстрактной идее.

Фалес — астрономия и гуманистическая культура

Изучите текст о Фалесе.

Ученики читают небольшой текст о Фалесе. Личное чтение + чтение классу.

Комментарий к тексту Фалеса.


Фалес (625-547 до н.э.) был одним из первых философов, астрономов и математиков. Он помогает нам понять, что знание — это целое
Мы не знаем ничего абсолютно определенного о Фалесе. Вся информация косвенная и после его смерти от Фалеса ничего не писалось. Многие сведения взяты из сочинений Платона 4 века до н. э., а также из произведений Аристотеля.
Фалес — философ-досократ (до Сократа).
Он излагает факты, как общую истину.
Фалес — один из представителей греческого чуда. В Древней Греции в 6-4 веках до нашей эры зародились философия, математика, астрономия, наука. Это было также исключительным для искусства. Для Гегеля (немецкого философа 19 века) это время, когда люди учитывают свое превосходство над другими животными. Например, египетская и индийская религии поклоняются богам в образе животных. У греков боги представлены мужчинами. Это благодатная западная культура.
В это время появляется математика. Однако у египтян были некоторые знания: нумерация, вычисление площади поверхности. У греков была единая и доказательная наука математика. У них единая математика. И зависит истинность математики от демонстрации.
До Фалеса математические знания скудны и эмпиричны (они были найдены по практической необходимости). Фалес, даже помимо математики, пытался установить общие и универсальные истины. Фалес изобрел бы термин философия. Некоторые из этих друзей спросили его, является ли он седьмым мудрецом Древней Греции (6 человек считаются шестью мудрецами Древней Греции). Он скромно говорит: «Я не мудрец, а друг мудрости, как говорит греческий философ». Эта история типична для философского духа и сократовского духа. Наконец, Фалеса будут считать седьмым мудрецом Древней Греции и первым философом-досократиком.


Сторона, которая не была упомянута в тексте. «Философски говорится, что все вытекает из воды». То, что он называл «Все», есть материальные реальности. Он придает большое значение 4 физическим элементам (вода, земля, воздух, огонь). Фалес отдает воде большую привилегию в своем мировоззрении. Именно вода рождает в нем другие элементы. По Фалесу, Земля — это сконденсированная вода, воздух — разреженная вода. Именно Аристотель ссылается (2 века до н.э.). Для него Земля плывет по воде. Он думал, что Земля жидкая, а континенты плавают по воде (что оправдывает землетрясения).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *