Евреи в революции 1917: Александр Борода: евреи ждали от революции свободы, а получили погромы

Александр Борода: евреи ждали от революции свободы, а получили погромы

Вокруг роли евреев в революционных событиях возникают зачастую скандальные споры. При этом в советские годы евреев преследовали наряду с другими народами и религиозными организациями. О том, почему евреи активно участвовали в революции, сколько последователей иудаизма стали жертвами сталинских репрессий и как современная Россия живет с доставшимся от предшествующих государств антисемитизмом, рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода. Беседовал Антон Скрипунов.

— Александр Моисеевич, в России сейчас достаточно активно обсуждают революционные события столетней давности и их последствия для страны. Само собой, не обходится без упоминания роли конфессий в них. Однако важно понять, с чем евреи российского государства подошли к 1917 году?

— Евреи Российской империи по-разному подошли к революции 1917 года. У них с революцией были связаны прежде всего надежды на снятие черты оседлости, снятие тех ограничений, которые накладывал царский режим. То есть это был некий воздух свободы, который пришел к ним с революцией.

Но и этот воздух свободы совершенно по-разному действовал на разных людей. Например, были те евреи, которые активно пошли в революцию. Вырвавшись из местечек, из черты оседлости, они хотели построить новый мир, который основан на других принципах — без ограничений по сословному признаку, без консерватизма, от которого устала вся страна. В том числе и русский народ.

Вторая группа видела развитие в рамках национальной идеи. Например, партия Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России), которая активно консолидировала часть еврейского общества. Они хотели новой жизни, но без выхода на интернациональную площадку. Они тоже были социалистами, но национально ориентированными. С ними активно конкурировали сионисты разных направлений — от социалистов до религиозных, полагавшие, что еврейский народ должен строить свое государство в Палестине, а не участвовать в чужих проектах.

Также остались ортодоксальные люди, поддерживавшие тот уклад, который был. Но все были оптимистично настроены в связи со снятием ограничений царского режима.

— Однако дальнейшие события были далеко не оптимистичными. В частности, революционеры сами стали жертвами репрессий. В этой связи хотелось бы узнать: сколько евреев пострадали в годы гонений?

— Прежде всего, евреи бывшей Российской империи стали жертвами чудовищной волны погромов, прокатившейся по бывшей черте оседлости в 1918-1920 годах. Их авторами были практически все стороны гражданской войны: красные, белые и «зеленые». Количество жертв этих погромов исчисляется десятками тысяч, сотни тысяч пострадали.

По евреям-ремесленникам и предпринимателям ударила волна репрессий, начавшихся в конце 1920-х после свертывания НЭПа. И, естественно, их не обошел стороной Большой террор второй половины 1930-х, потом была послевоенная кампания по борьбе с космополитизмом, увенчавшаяся «делом врачей». Людей не только расстреливали, но и отправляли в лагеря, депортировали, ссылали, лишали прав, они умирали от голода, вызванного коллективизацией. Кто-то проходил всю эту дорогу ужасов вплоть до расстрела или смерти в лагере, кому-то удавалось не дойти до финальной точки.

Точное количество жертв этих лет установить очень сложно, поскольку подсчеты такого рода не велись — ориентировочно можно говорить о примерно 200 тысячах погибших и сотнях тысяч пострадавших.

— Есть ли среди иудеев пострадавшие за веру в те годы?

— Были раввины, которые были убиты именно потому, что боролись за существование еврейской традиции и культуры. Среди них можно назвать главного раввина Москвы Шмарьягу-Лейба Медалье (на его доме в феврале текущего года была установлена памятная табличка в рамках общественного проекта «Последний адрес»), расстрелянного в 1938 году вместе с несколькими десятками раввинов и религиозных активистов. В частности, его старший сын Моше, раввин Ростова-на-Дону, был арестован и отправлен в лагерь, а во время войны расстрелян уже там. Также двенадцать раввинов, в том числе и секретарь Пятого и Шестого Любавических Ребе Эльхонен Дов-Бер Морозов, расстрелянные в апреле 1938 году в Ленинграде, одесский раввин Абрам Фридман, девять грузинских раввинов, расстрелянных в сентябре 1937 года в Цхинвали, и ряд других.

Также известна история одного из лидеров хасидского движения, шестого Любавичского ребе Йосефа Ицхока Шнеерсона, который в 1920-х возглавлял полулегальный Ваад рабаней СССР (Совет раввинов России), помогавший верующим сопротивляться давлению государства, пытавшегося провести насильственную секуляризацию общества. Он был арестован, как и патриарх Тихон. Ребе приговорили к расстрелу. Но под давлением Запада смертную казнь ему заменили на ссылку, а потом и вовсе выслали из Советского Союза. Но изначально оба одинаково шли практически на смерть.

— Но почему, на ваш взгляд, сейчас общество не так хорошо знает их имена?

— К сожалению, до сегодняшнего дня не сохранились имена многих погибших за веру и идею, и это касается всех религий.

— ФЕОР увековечивает память жертв?

— Да. В частности, в этом году в Еврейском музее и Центре толерантности планируется к открытию новый зал, тематически охватывающий историю послевоенной жизни советских евреев с 1946 по 1984 годы, и одним из ключевых объектов новой экспозиции станет интерактивный экран, посвященный памяти жертв репрессий.

— «Дело врачей» многие ассоциируют с антисемитской кампанией в СССР. По вашему мнению, как вышло, что в стране, победившей фашизм, освободившей евреев из концлагерей, был широко распространен антисемитизм?

— Этому есть несколько причин. Прежде всего, победа над фашизмом никак не связана с борьбой с антисемитизмом. Советский Союз воевал с фашистами не в защиту евреев, которые были его гражданами, а в целом за свою свободу и независимость.

Я считаю, что одним из толчков к развитию антисемитизма в СССР было создание государства Израиль, хотя Советский Союз принимал активное участие в его создании — в ООН Громыко выступил с ключевой речью. Первое оружие туда шло через Чехословакию именно из СССР.

Но когда стало понятно, что Израиль не ориентируется на Советский Союз, не хочет быть 17-й республикой, а идет своим независимым путем, то это стало толчком к развитию антисемитизма. Первый приезд в нашу страну Голды Меир в 1948 году, ее контакты с Полиной Жемчужиной радостно восприняли много людей. И это напугало Сталина.

Также стоит отметить, что очень много бытового антисемитизма осталось с дореволюционных времен. Это связано с церковным антисемитизмом, государство и церковь в империи были одним. Постепенно он перешел в неприятие евреев на уровне простых людей.
Нельзя сказать, что после войны был всплеск бытового антисемитизма. Это был государственный, сталинский антисемитизм. Когда речь шла о врачах, то назывались только конкретные врачи-евреи.

— Если говорить об уровне антисемитизма в современной России, то из разных источников приводятся достаточно позитивные данные – он является одним из самых низких. Как минимум в Европе. Стоит ли доверять этим данным? Говорят ли они о бытовом антисемитизме?

— Зависит от того, как посмотреть. Эти опросы смотрят по факту — были ли события, связанные с антисемитизмом. Нет лучшего критерия, чем факт. Действительно, фактов антисемитизма в России очень мало.

Что является проявлением антисемитизма? Это унижение или оскорбление по национальному признаку, физические действия, вандализм на кладбищах и в синагогах, оскорбительные надписи и рисунки на домах евреев, еврейских школах – конкретные факты. В этом смысле в России действительно один из самых низких уровней проявления антисемитизма. Для сравнения: в 2016 году в России было отмечено два нападения на почве антисемитизма и 28 акций ксенофобного вандализма, имеющих антисемитскую подоплеку, а в Великобритании за этот же период 107 случаев насильственного нападения на почве антисемитизма и 65 акций вандализма.

Остался ли антисемитизм на бытовом уровне? Да, остался. Он существенно меньше, чем был раньше. Я вижу три причины этого.
Первая: межконфессиональное взаимодействие, что является очень важным. У нас добрые отношения с Русской православной церковью и с мусульманской общиной. Люди видят, что иудаизм не является какой-то запрещенной религией. Это очень влияет на них.

Второе — развитие контактов с Израилем. Развивается туризм и культурный обмен, многие россияне ездили туда и знают об этой стране существенно больше, чем раньше. И отношение поменялось. Израиль сотрудничает с Россией, торговый оборот между странами достаточно хороший. Израиль не участвует в санкциях, введенных против России. Наоборот, как мне кажется, сотрудничество между странами только укрепляется.

И третий фактор — сегодня евреи не являются причиной для раздражения. Ведь много евреев уехало из России.

Бытовой антисемитизм никуда не делся, но находится на сильно низком уровне.

— Сколько евреев осталось в России?

— По данным ФЕОР, до одного миллиона человек.

— В связи с осмыслением событий столетней давности вновь возобновились разговоры о реституции религиозной собственности? Как к этому вопросу относится еврейская община РФ?

— Есть государственный закон № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который мы, безусловно, поддерживаем. Но мы также за то, чтобы органы власти, особенно региональные, более активно занимались реституцией.

Понятно, что эти помещения заняты теми или иными организациями. Чаще всего это медицинские или образовательные учреждения. Никто никого не собирается выгонять, так как никто не хочет напряжения в связи с возвращением религиозным организациям культовых зданий. Чтобы переводить эти учреждения в другие здания, нужно здоровое взаимодействие.

Поэтому мы, безусловно, за возвращение. Но вместе с тем мы за совместное решение этой проблемы с органами власти.

На сегодняшней день в ФЕОР передали исторические здания синагог в Калуге и в Рыбинске, в ряде городов ведутся переговоры, — это довольно сложный и не быстрый процесс.

— Если, обсуждая эту тему, перейти из юридической в, скажем так, философскую плоскость, то можно ли назвать реституцию восстановлением исторической справедливости?

— Я считаю, что да. С учетом того, что государство просто отнимало эти здания. При этом в России наблюдается недостаток синагог, ведь имущества, принадлежавшего еврейским общинам, не так много, поскольку до 1917 года те общины, которые находились за чертой оседлости, подвергались различным ограничениям и просто физически не успели обрасти значительным имуществом.

Поэтому я, безусловно, вижу в этом справедливость.

— В Москве хватает синагог?

— Нет.

— А сколько нужно для всех верующих?

— Мы занимаемся возвращением евреев к своим корням и стараемся противостоять ассимиляции, ведь многие евреи России родом из Советского Союза, а значит из атеизма. Наша задача состоит в том, чтобы они были более близки к религии и традициям предков.

В каждой стране, где есть еврейская община, евреи исторически жили кварталами, ведь соблюдение заповеди Шабата и многих праздников подразумевает, что человек не будет использовать транспорт, а, соответственно, будет жить в пешей доступности от синагоги.

В СССР евреи, как и все граждане страны, селились там, где удавалось получить квартиру. И, конечно, нам бы хотелось иметь общину в каждом районе города, где сегодня есть активное еврейское население.

На сегодняшний день под эгидой ФЕОР в Москве и Московской области действует около 20 синагог и общинных центров различного масштаба, но, конечно, еще остались районы, которые мы планируем охватить.

— То есть идет планомерная работа в этом направлении?

— Да.

— Ваша позиция находит понимание у властей города Москвы?

— В меру. Мы не продвинулись глобально по каким-то участкам, где планируем строить синагоги, но при этом нам никто ни в чем не отказывает. У нас добрые человеческие взаимоотношения с правительством Москвы и Московской области, мы понимаем, что этот вопрос занимает немало времени, и причины, по которым решить его не так просто.

Поэтому в меру возможностей стараемся сами покупать или брать в аренду здания и помещения, выкупать земельные участки.

— Еще один вопрос вновь активно обсуждается в последние дни: нужно ли перезахоранивать тело Владимира Ленина?

— В Торе сказано, что Всевышний обратился к Адаму (первому человеку) со словами: «Ибо ты прах, и в прах возвратишься», что подтверждает религиозную точку зрения, которую разделяют все монотеистические религии, — человек был создан из земли, и после смерти его тело должно быть захоронено в землю. Поэтому, конечно, Ленин должен быть захоронен.

— Нет ли опасений, что это приведет к напряжению в обществе?

— Мне кажется, сегодня общество во многом стало ближе к своим религиозным ценностям. В христианстве, исламе, иудаизме захоронение является частью традиции. Мне кажется, мы больше разговариваем об этом вместо того, что могли бы уже взять и захоронить. Это точно будет поддержано всеми конфессиями. Это очень важно.

«Какова роль евреев в революции 1917 и в дальнейшем руководстве советской России?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

ИсторияПрямая линияАндрей авраменко

Роман С.

  ·

102,1 K

Ответить5Уточнить

Николай Трясцын

Предпринимательство

29

Меня зовут Николай. Пищу книги, сайт, социальные сети.  · 31 авг 2020

Евреи злого не посоветуют. Решения принимают не только Евреи. Революция? может и вправду думали, что жизнь станет лучше те же Евреи или не Евреи.Жить и выживать как то надо.

Комментировать ответ…Комментировать…

18+ контент

Мы посчитали, что не все хотят видеть подобный контент в ленте, но вам виднее.

Ингвар Ди

Общество

9,6 K

Бродячий наставник общества  · 7 авг 2020

Довольно условная и незначительная. Конечно, евреи в революции были, однако в руководстве страны их было очень незначительное количество. Любители искать еврейский след в революции вспоминают немецкую фамилию мамы Ильича, кричат про то, что все поляки — евреи, намекая на тов. Дзержинского. Однако правда такова, что даже те евреи, которые были в революции, все-таки были и… Читать далее

13,0 K

Александр Творогов

8 июля 2021

Анекдот от Карла Радека. Польский еврей, активный член коммунистического движения Кароль Собельсо́н знал, что… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Сергей Дзитоев

19

Врачь.Люблю историю.Дилетант.  · 29 авг 2020

жившие за чертой оседлости, были настроены против монархии, и многие входили в треррористические группы. Каляев убивший царя, Багров убивший Столыпинв. Они долго и последовательно боролись с монархей, в надежде свалить ее, и на ее обломках создать удобное для них государство. В правительстве Ленина, евреи составляют большинство. Сам Ленин еврей, Троцкий, Свердлов… Читать далее

Юрий Белогорц

28 декабря 2021

В деле свержения монархии в феврале 1917 г. и развале Российской империи гораздо большую роль сыграли староверы-бес… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

sergei shavlov

22

пенсионер  · 19 мар 2019

Сатья понравилась! Нет типичного от : «Бей жидов, спасай Россию!» до «Евреи спасут мир!» Побольше бы на такие темы аналитических статей, а не национал-истерии! Все мы не белые и пушистые, евреи в том числе, но и крайности не нужны. Как у Ильфа и Петрова : «У вас есть еврейский вопрос? Нет! Увас нет евреев? Евреи есть, а вопроса нет!»

11,7 K

Ирина Журавлева

19 марта 2019

Именно после захвата страны в 1991 году верещащими о «еврейской  Октябрьской революции «, евреи впервые в истории… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

18+ контент

Мы посчитали, что не все хотят видеть подобный контент в ленте, но вам виднее.

Андрей Мансуров

49

Пенсионер, пенсионер.  · 7 сент 2020

В ленинском «правительстве», первом, Было 20 человек. Из них 18 жидов, один грузин-осетин, и один ара. Кака этот грузин-осетин перемолол эту нечисть, до сих-пор загадка. Особенно казнь главного жида в Мексике.

Комментарий был удалён за нарушение правил

Комментировать ответ…Комментировать…

18+ контент

Мы посчитали, что не все хотят видеть подобный контент в ленте, но вам виднее.

Алексей Бочкарев

17

Я — художник, дизайнер. Образование высшее. Московское Высшее Художественно-Промышленное…  · 20 авг 2020

В точке «1917» соединились 2 типа интересов: — первый — это давняя мечта англосаксов уничтожить Россию; вторая — интенсивные поиски сионизма «земли обетованной». В Англии было достаточно иудеев, изгнанных из Испании и принятых англичанами в обмен на служение британским интересам. Россия, по их мнению, представляла собой наиболее удачное место для удовлетворения обеих… Читать далее

Комментарий был удалён за нарушение правил

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Максим Привалов

9

социолог, урбанист, экономист  · 10 авг 2020

Огромная и крайне негативная. Именно евреи рассматривали Россию как «охапку хвороста для костра мировой революции» и именно еврейские кадры долго играли роль первой скрипки в ВЧК-НКВД. Сталин, выдавливая евреев из руководства страны, совершал благое и нужное дело. Еврейское засилье в образованных кадрах было катастрофичным и в годы революции, и в перестройку/постперестройку.

михаил анохин

10 августа 2020

Ответ половинчатый Автор не понимает разницы между евреем иудеем и евреем атеистом или не дай Бог магометанином! Эт… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Александр Творогов

543

Инженер программист, православный христианин.  · 13 июл 2020

Можно долго заниматься подсчетами и анализировать составы правительств, начиная от октября 1917 года. Ясно одно, роль евреев в русской революции несоизмерима с численностью их среди населения империи. Однако евреи сыграли заметную роль лишь на начальном этапе и в последствии подверглись репрессиям вместе со всей ленинской гвардией, которую устраняло новое руководство. .. Читать далее

Комментарий был удалён за нарушение правил

Комментировать ответ…Комментировать…

Жанарбек Есенбаев

17

В моей жизни меня интересует буквально ВСЕ!!!!!!!!!!!,Политика,история, музыка, спорт и…  · 27 дек 2021

Конечная огромная, если не сказать исключительная. Молодцы ребята, просто взяли власть в свои руки, и за это им респект и уважение. В тот момент, в России не было власти, если не считать Гришку Распутина, который занимался оргиями во Дворце. Если кто-то считает, что русские совершили Октябрьский военный переворот, иогда он ошибается. Да были среди революционеров… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Алексей Бочкарев

17

Я — художник, дизайнер. Образование высшее. Московское Высшее Художественно-Промышленное…  · 27 дек 2021

Главная роль в революции в России принадлежит англичанам. Так же, как в вовлечении её в мировую войну в 1914-м году. !917-й год явился завершающим этапом в уничтожении России. Евреев же они использовали в качестве исполнителей, которым было обещана , наконец, «земля обетованная». Но, как часто бывает, исполнители не могли поделить власть над поверженной Россией… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Евреи и революция | Леонард Шапиро

В ответ на:

1917 из выпуска от 15 июня 1967 г.

В редакцию :

Я с тревогой прочитал рецензию г-на Вальтера Лакера на историю русской революции 1917 г. доктора Г. Каткова в вашем номере от 15 июня. прошлое. Но этот обзор можно охарактеризовать только как тенденциозный, предвзятый и вводящий в заблуждение. В частности, это свидетельствует о полном незнакомстве со многими научными работами, на которые опирался д-р Катков, и в особенности с работами покойного С. П. Мельгунова. Потребовалось бы не только обзор, но и письмо, чтобы выявить все недостатки мистера Лакера. Возьму поэтому один пример — его ссылку на трактовку д-ром Катковым роли евреев в революции.

Он пишет следующее: «Какие основания предполагать, что русские евреи помогали разжигать революцию? Никто.» Единственной целью этого риторического вопроса может быть внушение неосторожному читателю, что д-р Катков обвиняет евреев в революции — в компании с нацистскими, фашистскими и другими реакционными памфлетистами антикоммунизма, для которых это было нормальным клише. . Так случилось, что д-р Катков посвящает целую главу (и прекрасную) евреям в России накануне революции — главу 4. Вторая фраза гласит: часть российского еврейства в [революции 1917] как постоянно революционизирующий фактор». Первый раздел, на историческом фоне, представляет собой прямое осуждение политики антисемитизма, проводимой дореволюционным режимом. Это одно из самых справедливых изложений позиции, которое я читал, — воздание должного тем членам царской администрации, которые тщетно пытались остановить антиеврейскую политику; обращая внимание на связь, которая сцементировалась между еврейской интеллигенцией и русской либеральной интеллигенцией; и показывая, в какой степени еврейская марксистская социал-демократия расходилась с большевизмом.

В следующем разделе, посвященном евреям и войне, указывается, что подъем лояльности и патриотизма в начале войны у евреев ничем не отличался от остальных жителей Империи; и «что не было признаков каких-либо подстрекательств среди евреев во время мобилизации». Остальная часть раздела посвящена подробной критике безрассудства, бесчеловечности и несправедливости правительства, распорядившегося о массовых депортациях евреев из больших районов, примыкающих к фронту, весной и летом 19 г.15 по подозрению в нелояльности. (Это, насколько мне известно, единственный полностью задокументированный отчет об этом прискорбном эпизоде ​​на английском языке.) «Жидовская горечь и негодование» по поводу этой несправедливости, пишет д-р Катков, «привели — как ясно осознавало правительство — к рост революционного чувства. Но совершенно очевидно, что, какими бы сильными ни были эти чувства, они не могли иметь прямого отношения к ходу революционных событий 1917 года. Еврейские беженцы были слишком лишенным и отчужденным телом, чтобы оказывать какое-либо политическое влияние».
Это, конечно, объясняет, как указывает д-р Катков, почему «еврейская интеллигенция и полуинтеллигенция приветствовали революцию» и почему большое количество евреев предложило свои услуги советскому режиму. Глава завершается некоторыми размышлениями о причинах позднейшего коммунистического антисемитизма. Коммунисты, говорит он, «никогда не проявляли большого доверия к политической приверженности евреев, которая проистекала не из какой-либо близости с большевизмом, а из инстинкта национального самосохранения, к которому коммунистическая идеология не проявляет ни интереса, ни сочувствия».

Трудно понять, почему, прочитав однажды эту главу, г-н Лакер позволил себе позволить себе клевету, которую я процитировал в начале этого письма. Для тех, кто знаком с монументальным и выдающимся трудом доктора Каткова, рецензия такого рода скорее отразится на авторе рецензии, чем на авторе книги. Но боюсь, что еще несколько рецензий на книги такого калибра и важности, как Россия, 1917 , нанесут непоправимый вред заслуженно высокой репутации вашего журнала.

P.S. После написания этого письма мне сообщили, что абзац, который я цитировал из рецензии г-на Лакера, был напечатан ошибочно и должен гласить: «Какое оправдание есть в этом контексте трактовать русских евреев как подстрекателей революции? Никто….» Эта версия содержит те же несправедливые инсинуации, что и первоначально опубликованная, и, во всяком случае, в большей степени вводит в заблуждение относительно содержания главы 4 книги доктора Каткова. Поэтому я не вижу причин для изменения моего письма.

Леонард Шапиро

Лондонская школа экономики

Вальтер Лакер отвечает:

Суть письма г-на Шапиро касается одного предложения в моей рецензии, которое я не писал, и оно защищает доктора Каткова от воображаемой инсинуации. Я не писал: «какие основания предполагать, что русские евреи помогали разжигать революцию? Нет…» Есть все основания предполагать это — их участие в русском революционном движении общеизвестно. То, что я сказал (исправление редактора было опубликовано в последнем номере The New York Review ) состоит в том, что нет оправдания в данном контексте , а именно в исследовании истоков Февральской революции, так же как не имеет смысла излишне подчеркивать сторону большевиков (или немецкие агенты).

Доктор Катков сам говорит в своей книге, что евреи не были «единообразно революционным фактором» и что они не играли выдающейся роли в подготовке Февральской революции. Если так, то почему посвящен специальный раздел «Евреи и революция», а не революционной деятельности других национальных меньшинств, не менее важных в политическом отношении? К чему такой упор на немецких агентов Парвуса, если нет убедительных доказательств того, что их деятельность оказала решающее влияние на Февральскую революцию?

Именно об этом я и говорил — прошу прощения за то, что мне пришлось повторять все это снова. Сказать, что очевидное нельзя принять за инсинуацию.

Были ли евреи виновны в разрушении СССР?

Известие о беспрецедентной победе Израиля в Шестидневной войне ошеломило мир и даже проникло за железный занавес, вдохновив поколение советских евреев, попавших в ловушку, на возвращение своих еврейских корней. Молодой Натан Щаранский, которому запретили переезжать в Израиль и воссоединиться с женой, присоединился к отряду еврейских активистов-правозащитников, борющихся за гражданские, религиозные и культурные права в Советском Союзе. Их смелая позиция привлекла международное внимание к социальной несправедливости СССР. Но могли ли несколько сломанных винтиков советской машины успешно сместить весь режим?

Наконец-то дома автора Моше Маймон. Жильцы дома возвращаются, когда становится безопасно, и обнаруживают, что дом полностью разграблен. Раввин произносит кадиш за убитого члена семьи.

В 19 веке западноевропейские державы наконец предоставили гражданство своим давним жителям-евреям, но Восточная Европа не следовала таким либеральным тенденциям. Российские евреи не только не считались гражданами, но и с 1880-х по 1910-е годы русские цари проводили вопиющую антисемитскую политику и поощряли насильственные программы, в результате которых были убиты тысячи евреев.

Естественно, многие молодые евреи, в том числе 13-летний Борис Щаранский, приветствовали коммунистическую революцию 1917 года, целью которой было свержение русской царской власти. Борис и его коллеги разделяли взгляды Карла Маркса, полагая, что религиозная и националистическая идентичность была причиной ненависти и разделения. Они считали, что если евреи откажутся от своей идентичности и присоединятся к другим революционерам, они смогут помочь создать утопическое общество.

Революционеры-большевики Лев Троцкий, Лев Каменев и Григорий Зиновьев, позже казненные или убитые по приказу Сталина. (С разрешения: Викисклад)

В марте 1917 года царь ушел в отставку, и Временное правительство России отменило все антисемитские меры. Но это временное правительство просуществовало недолго. С октября 1917 по 1921 год страну охватила Гражданская война, когда Белая армия, в которую входили несколько различных партий, сражалась против социалистической Красной большевистской армии. Многие фракции Белой армии были яростно антисемитскими, проводя более 2000 программ, в результате которых было убито 150 000 евреев и еще полмиллиона остались без крова. Большевики внешне были против такого антисемитизма, привлекая многих евреев в ряды Красной Армии. Но когда они выиграли Гражданскую войну и создали собственное правительство в 1921, они стремились насильственно ассимилировать евреев.

Затем наступил Холокост, во время которого нацисты зверски убили два миллиона из 3,2 миллиона евреев региона. Эти ужасы в сочетании с общим ухудшением положения русских евреев побудили многих эмигрировать в Израиль. Это дало председателю антисемитизма Иосифу Сталину еще одну причину ненавидеть евреев; его взбесила потенциальная негативная пресса, которую могла создать такая массовая волна эмиграции. Поэтому он отказался позволить евреям эмигрировать и развязал новую волну антиеврейских репрессий, подтолкнув многих евреев к дальнейшей ассимиляции в качестве защитной меры.
Таким образом, когда в 1948 году родился сын Бориса Щаранского Натан Щаранский, он вырос в полном неведении о своей еврейской истории, религии, культуре и языке. Как и многие другие представители его поколения, Натан знал только то, что статус «еврей», указанный во всех его официальных документах, удостоверяющих личность, означал, что его возможности были сильно ограничены.

Когда Сталин неожиданно умер, родители Щаранского втайне обрадовались. Хотя о сталинском антисемитизме было известно всем, большинство людей не могли осознать его до конца. На момент своей смерти Сталин разрабатывал тщательно продуманный план, чтобы спровоцировать новую волну погромов и, возможно, выслать евреев в Сибирь. Щаранскому, которому всего пять лет, сказали праздновать смерть дома, но он послушно плакал вместе с другими учениками в школе, которые пели песни во славу Сталина. В этом юном возрасте он научился искусству скрывать свои истинные мысли и чувства, чтобы вписаться в советское общество.

Накануне Шестидневной войны 1967 года многие русские неевреи праздновали почти полное уничтожение Израиля. Арабские соседи Израиля не только были вооружены советским оружием, но и были спровоцированы ложными советскими сообщениями об израильской агрессии. Однако произошел примечательный поворот событий: Израиль не только пережил войну, но и одержал важные территориальные победы. Многие евреи, вдохновленные этими событиями, вновь вдохновились добраться до Святой Земли.

Однако многие ведущие советские политики были яростными антисемитами и снова запретили евреям эмигрировать в Израиль. «Отказников», как называли многих евреев, которым было отказано в эмиграции, обычно увольняли с работы, что приводило к социальному и финансовому краху. В 1970, 16 отказников пытались захватить гражданский самолет и переправить его в Израиль. Несмотря на месяцы планирования, КГБ сорвал план и арестовал отказников еще до того, как самолет взлетел. Но этот дерзкий поступок и последующий судебный процесс привлекли внимание международного сообщества к гражданской несправедливости советского государства.

Щаранский, вдохновленный приливом еврейской гордости, начал читать статьи советских диссидентов. В 1973 году он решил попытаться сделать Израиль своим новым домом.

Советские власти разгоняют демонстрацию еврейских отказников перед зданием МВД за право эмигрировать в Израиль 10 января 1973 г. (Фото: Wikimedia Commons) именно здесь он впервые публично защитил моральную позицию Израиля, а также свое желание присоединиться к стране. Тем не менее, его заявление было отклонено. Несмотря на ограничения, наложенные его заявлением, Щаранский почувствовал, что, высказав наконец свое мнение, он был свободным человеком, больше не порабощенным советской системой.

Щаранскому разрешили сохранить свою должность в государственной лаборатории еще на 3 года после суда, но с тех пор каждый свободный час он посвящал общественной деятельности. Его знание английского языка оказалось бесценным ресурсом для переписки с иностранными журналистами и обеспечения того, чтобы они освещали гражданскую несправедливость советского государства. Он начал помогать еврейским диссидентам, но вскоре присоединился и к нееврейским диссидентам. В ответ многие потребовали, чтобы он выбрал: еврейский активист или общественный правозащитник? Он твердо заявлял, что он был и тем, и другим, и только как ярко выраженный еврей он мог способствовать продвижению большего социального дела.

Авиталь Щаранский в 1980 году. (Фото: Wikimedia Commons)

В 1973 году Щаранский познакомился с Авиталь Штиглиц, волевой молодой женщиной, которая также изучала свои еврейские корни. Он пригласил ее присоединиться к подпольному курсу изучения иврита, в котором он был, и они влюбились друг в друга. Просьба Авиталь об эмиграции в Израиль была принята, и пара решила, что будет лучше, если хотя бы один из них начнет свою жизнь в стране своей мечты. Так пара обвенчалась в квартире своего друга, провела один день вместе как муж и жена, а потом Авиталь улетела в Израиль.

Поскольку Щаранский провел более трех лет, ожидая воссоединения со своей женой, он стал все активнее освещать в иностранной прессе несправедливость СССР. Вскоре за ним повсюду стали следовать безжалостные агенты КГБ.

Советский диссидент Анатолий Щаранский (в шляпе) на архивной фотографии от 11 февраля 1986 года во время крупного обмена пленными между Востоком и Западом, который произошел на мосту Глинике между Потсдамом, Восточной Германией и Западным Берлином. Осужден московским судом на 13 лет в 1919 г.78 по обвинению в шпионаже, что спровоцировало бурю протестов во всем мире. (Фото: STF/AFP через Getty Images)

В 1977 году Щаранский был арестован по сфабрикованному обвинению в «шпионаже в пользу США». КГБ предложил освободить Щаранского, чтобы он присоединился к своей жене Авиталь в Израиле, если он признает вину и поможет Советам уничтожить еврейское эмиграционное движение. Щаранский категорически отказался поддаться советской схеме и был приговорен к 13 годам колонии и каторжных работ. Во время своего длительного тюремного заключения, которое включало в себя безумно долгое пребывание в карцерах, Щаранский смог сохранять ясную голову, напоминая себе, что его борьба была частью более широкой еврейской истории, а его сопротивление было неотъемлемой частью свободы его народа.

Президент Рональд Рейган с Авиталь Щаранский, Иосиф Менделевич и вице-президент Джордж Буш-старший. (Предоставлено Центром еврейской истории)

Союзники-диссиденты Щаранского организовались от его имени, но по-настоящему продвигала их дело его жена. Она неустанно встречалась с религиозными и политическими лидерами по всему миру, чтобы объяснить бедственное положение своего мужа. Наконец, к 1985 году СССР значительно обеднел, а условия жизни стали ужасными. Новый советский правитель Михаил Горбачев стремился сотрудничать с Соединенными Штатами, чтобы смягчить потенциал ядерной войны и восстановить экономику своей страны. Когда в том же году он встретился с президентом Рейганом в Женеве, Рейган сказал ему, что мир верит в невиновность Щаранского и что необходимо улучшить ситуацию с правами человека в СССР, прежде чем две страны смогут работать вместе. В следующем году, после девяти лет заключения, Щаранский был освобожден в рамках обмена заключенными между Востоком и Западом.

Натан Щаранский со своей женой Авиталь Щаранский держит цветы 11 февраля 1986 года. (Фото: AFP через Getty Images)

Щаранский прилетел в Израиль и был встречен героем. Но ему было недостаточно просто наслаждаться личной свободой. Он быстро начал сплачивать американских евреев для великого советского еврейского дела и 6 декабря 1987 года организовал крупнейшее еврейское собрание в американской истории. Более 250 000 евреев, большинство из которых были еврейскими домохозяйками и студентами колледжей, собрались на Национальной аллее в Вашингтоне, округ Колумбия, чтобы выразить протест против бедственного положения евреев, застрявших в Советском Союзе. Вскоре после этого Горбачев уступил, разрешив неограниченную еврейскую эмиграцию. И вопреки всему, сам Советский Союз распался в 1991.

Воскресенье свободы для советских евреев — так назывался национальный марш и политический митинг, который состоялся 6 декабря 1987 года в Вашингтоне, округ Колумбия. Около 250 000 участников собрались на Национальной аллее. (Предоставлено Еврейским историческим обществом)

Борьба за советских евреев, развязанная еврейскими диссидентами в СССР, сыграла огромную роль в подрыве коррумпированного коммунистического режима.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *