Евдокия дочь александра невского – Дочь Александра Невского блгв. кнж. Евдокия Александровна — Владимир — История — Каталог статей

ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - благоверная княжна.

(Память 23 июня - в Соборе Владимирских святых), дочь владимирского князя святого Александра Ярославича Невского и его 1-й супруги княгини Александры Брячиславовны (прямые указания на то, что Евдокия Александровна была дочерью Александра Невского, появляются в конце XVII века, с этого времени она неизменно титулуется княжной). Сохранилось общее погребение Евдокии Александровны и ее матери во владимирском Княгинином в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре; Евдокия Александровна могла быть погребена там после 1252 года, когда святой Александр Невский стал великим князем Владимирским (указание на год рождения Евдокии Александровны обусловлено тем, что в 1239 годду князь Александр женился). Сведений о Евдокии Александровне в источниках XIII века нет, наиболее ранние известия относятся к XVI веку - времени возобновления Княгинина монастыря. В «Книге степенной царского родословия» при описании погребений в Успенском соборе Княгинина мон-ря сообщается: «В приделе Христова Рожества, от юга на правой стране, положени быша великия княгини Александра да великая княжьна Евдокия» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 228). До постройки придела (сооружен, вероятно, во 2-й половине XVI - 1-й половине XVII веков) мощи Евдокии Александровны, по-видимому, находились в восточной части галереи, окружавшей Успенский собор (в 1202 году, в 40-50-х годах XVI века на месте разрушенного древнего здания было воздвигнуто новое).

По сохранившейся в позднем списке грамоте царя Иоанна IV Васильевича, определявшей порядок поминания его предков, погребенных во Владимире, архимандриту владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, протопопу владимирского Успенского собора и всему собору владимирского духовенства «по великой княжне Евдокее девице петь в год одна понихида - марта в 1 день» (Шилов. 1910. С. 66). В том же сборнике-конволюте XVII-XVIII веков имеется описание гробниц, в котором, в частности, говорится: «Во владимирском Успенском монастыре, в пределе Рожества Христова, на правой стране вделан гроб в стене каменой, а в нем лежит великая княжна Еудокия во плоти. А у котором гробе княжна лежала прежде сего, и тот гроб разсыпался, и подняли ея четыре старицыи и положили в новой гроб древяной, во всем целу. А покров на ней во гробу - камка желтая, а кружево на ней шито золотом, а ожерелие у нее пристежное и з камением, жемчюжное да з дробцами, а дробцыи сребреные позолоченныи» (Там же. С. 63-64). Таким образом, в XVII веке мощи святой открывались и были обнаружены нетленными, что, очевидно, послужило причиной начала ее почитания. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 50-х годов XVII века в разделе, посвященном святым, которые «почитаеми от человек», но дни памяти которых неизвестны, на полях имеется указание на мощи святых князей - детей святого Андрея Юрьевича Боголюбского во Владимире, с добавлением: «Великая княгиня Евдокея тамо ж, во плоти и видима» (РГБ ОР. Ф. 173. МДА. Оп. 1. № 201. Л. 333).

Согласно описи монастырского имущества 1665 года, «в казне» находился «покров благоверныя великия княгини Евдокии: камка гвоздичная, крест на ней миткалинный» (Опись владимирского Успенского Княгинина девичьего монастыря. 1665 // Памятная книжка Владимирской губернии на 1862 год. Владимир, 1862. С. 85). В описи 1686 года указано, что в «пределе Рожества Христова, на правой стороне благоверная великая княгиня Александра да великая княжна Евдокия, дщерь великаго князя Александра Ярославича... опочивают под спудом» (РГАДА. Ф. 137. Оп. 1. Мон. кн. № 2. Л. 45 об.). В монастырском синодике 1701 года в поминальную запись рода святого князя Александра Невского внесена «благоверная великая княжна Евдокия» (ГВСМЗ. ОР. № В-5636/289. Кр. 596. Л. 21 об.).

«Офицерская опись» монастыря 1763 года отмечает, что на гробнице княгини Александры и Евдокии Александровны «дска деревянная ж, на ней крест и слова позлащены, а по сторонам писано красками ис святаго Евангелия причи ж, и по краям позлащено» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 690. Л. 45 об., 47 об.). До 2-й половины XIX века место погребения Евдокии Александровны было по-прежнему отмечено деревянным надгробием (Флоринский. 1859. С. 21), которое к концу столетия обветшало. В 1891 году игуменья Маргарита обратилась к Владимирскому архиепископу Феогносту (Лебедеву) с прошением о разрешении обновить гробницы похороненных в монастыре великих княгинь и Евдокии Александровны. Ходатайство было удовлетворено, и в числе прочих захоронений гробница Евдокии Александровны в южном приделе (перед иконостасом, около правого клироса) была покрыта медными посеребренными листами. На передней стороне гробницы имелась вычеканенная надпись: «Мощи благоверной великой княгини Александры, супруги святого благоверного князя Александра Невского. Мощи благоверныя великия княжны Евдокии, дочери святого благовернаго князя Александра Невского».

Поскольку гробница княгини Александры и Евдокии Александровны не имела вида двойной, подобно захоронению княгинь святой Марии Шварновны и Анны, то во владимирской краеведческой литературе появилась версия, что гробница или княгини Александры, или Евдокии Александровны была уничтожена и останки положены в одну могилу. При ремонте Рождественского придела в 1900 году в стене была открыта ниша, где, по всей видимости, согласно свидетельству XVII века, ранее находилось погребение Евдокии Александровны. В ходе празднования 700-летия Княгинина Успенского монастыря в Рождественском приделе монастырского Успенского собора 14 июля 1900 года была совершена заупокойная литургия. В настоящее время общая гробница Евдокии Александровны и княгини Александры находится в Успенском соборе Княгинина монастыря, в нише, мощи почивают под спудом. Канонизация Евдокии Александровны подтверждена включением ее имени в Собор Владимирских святых (празднование установлено в 1982 году).

w.histrf.ru

ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

(после 1239 - после 1252, Владимир), блгв. кнж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), дочь владимирского кн. св. Александра Ярославича Невского и его 1-й супруги кнг. Александры Брячиславовны (прямые указания на то, что Е. А. была дочерью Александра Невского, появляются в кон. XVII в., с этого времени она неизменно титулуется княжной). Сохранилось общее погребение Е. А. и ее матери во владимирском Княгинином в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ре; Е. А. могла быть погребена там после 1252 г., когда св. Александр Невский стал вел. князем Владимирским (указание на год рождения Е. А. обусловлено тем, что в 1239 кн. Александр женился). Сведений о Е. А. в источниках XIII в. нет, наиболее ранние известия относятся к XVI в.- времени возобновления Княгинина мон-ря. В «Книге степенной царского родословия» при описании погребений в Успенском соборе Княгинина мон-ря сообщается: «В приделе Христова Рожества, от юга на правой стране, положени быша великия княгини Александра да великая княжьна Евдокия» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 228). До постройки придела (сооружен, вероятно, во 2-й пол. XVI- 1-й пол. XVII в.) мощи Е. А., по-видимому, находились в вост. части галереи, окружавшей Успенский собор (в 1202, в 40-50-х гг. XVI в. на месте разрушенного древнего здания было воздвигнуто новое).

По сохранившейся в позднем списке грамоте царя Иоанна IV Васильевича, определявшей порядок поминания его предков, погребенных во Владимире, архимандриту владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, протопопу владимирского Успенского собора и всему собору владимирского духовенства «по великой княжне Евдокее девице петь в год одна понихида - марта в 1 день» (Шилов. 1910. С. 66). В том же сборнике-конволюте XVII-XVIII вв. имеется описание гробниц, в к-ром, в частности, говорится: «Во владимирском Успенском монастыре, в пределе Рожества Христова, на правой стране вделан гроб в стене каменой, а в нем лежит великая княжна Еудокия во плоти. А у котором гробе княжна лежала прежде сего, и тот гроб разсыпался, и подняли ея четыре старицыи и положили в новой гроб древяной, во всем целу. А покров на ней во гробу - камка желтая, а кружево на ней шито золотом, а ожерелие у нее пристежное и з камением, жемчюжное да з дробцами, а дробцыи сребреные позолоченныи» (Там же. С. 63-64). Т. о., в XVII в. мощи святой открывались и были обнаружены нетленными, что, очевидно, послужило причиной начала ее почитания. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. в разделе, посвященном святым, к-рые «почитаеми от человек», но дни памяти к-рых неизвестны, на полях имеется указание на мощи св. князей - детей св. Андрея Юрьевича Боголюбского во Владимире, с добавлением: «Великая княгиня Евдокея тамо ж, во плоти и видима» (РГБ ОР. Ф. 173. МДА. Оп. 1. № 201. Л. 333).

Согласно описи монастырского имущества 1665 г., «в казне» находился «покров благоверныя великия княгини Евдокии: камка гвоздичная, крест на ней миткалинный» (Опись владимирского Успенского Княгинина девичьего мон-ря. 1665 г. // Памятная книжка Владимирской губ. на 1862 г. Владимир, 1862. С. 85). В описи 1686 г. указано, что в «пределе Рожества Христова, на правой стороне благоверная великая княгиня Александра да великая княжна Евдокия, дщерь великаго князя Александра Ярославича... опочивают под спудом» (РГАДА. Ф. 137. Оп. 1. Мон. кн. № 2. Л. 45 об.). В монастырском синодике 1701 г. в поминальную запись рода св. кн. Александра Невского внесена «благоверная великая княжна Евдокия» (ГВСМЗ. ОР. № В-5636/289. Кр. 596. Л. 21 об.).

«Офицерская опись» мон-ря 1763 г. отмечает, что на гробнице кнг. Александры и Е. А. «дска деревянная ж, на ней крест и слова позлащены, а по сторонам писано красками ис святаго Евангелия причи ж, и по краям позлащено» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 690. Л. 45 об., 47 об.). До 2-й пол. XIX в. место погребения Е. А. было по-прежнему отмечено деревянным надгробием (Флоринский. 1859. С. 21), к-рое к концу столетия обветшало. В 1891 г. игум. Маргарита обратилась к Владимирскому архиеп. Феогносту (Лебедеву) с прошением о разрешении обновить гробницы похороненных в мон-ре вел. княгинь и Е. А. Ходатайство было удовлетворено, и в числе проч. захоронений гробница Е. А. в юж. приделе (перед иконостасом, около правого клироса) была покрыта медными посеребренными листами. На передней стороне гробницы имелась вычеканенная надпись: «Мощи благов. вел. княгини Александры, супруги св. благоверного кн. Александра Невского. Мощи благоверныя великия княжны Евдокии, дочери св. благовернаго князя Александра Невского».

Поскольку гробница кнг. Александры и Е. А. не имела вида двойной, подобно захоронению княгинь св. Марии Шварновны и Анны, то во владимирской краеведческой лит-ре появилась версия, что гробница или кнг. Александры, или Е. А. была уничтожена и останки положены в одну могилу. При ремонте Рождественского придела в 1900 г. в стене была открыта ниша, где, по всей видимости, согласно свидетельству XVII в., ранее находилось погребение Е. А. В ходе празднования 700-летия Княгинина Успенского мон-ря в Рождественском приделе монастырского Успенского собора 14 июля 1900 г. была совершена заупокойная литургия. В наст. время общая гробница Е. А. и кнг. Александры находится в Успенском соборе Княгинина мон-ря, в нише, мощи почивают под спудом. Канонизация Е. А. подтверждена включением ее имени в Собор Владимирских святых (празд. установлено в 1982).

Лит.: Доброхотов В. И. Памятники древностей во Владимире Кляземском. М., 1849. С. 62; Иоасаф (Гапонов), иером. Церк.-ист. описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 50; Флоринский Н. Сведения о Владимиро-Успенском жен. мон-ре, в к-ром почивают мощи св. мученика Авраамия. Владимир, 1859. С. 21; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 168-169; [Преображенский В. И.]. Ист. описание первоклассного Княгинина Успенского жен. мон-ря в губ. гор. Владимире. М., 1900. С. 16, 68; 700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина жен. мон-ря. Владимир, 1900. С. 9; Голубинский. Канонизация святых. С. 354; Порфирий [Виноградов], архим. Древние гробницы во владимирском кафедральном Успенском соборе и погребенные в них князья и святители. Владимир, 19032. С. 116-119; Виноградов А. И., прот. История кафедр. Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053. Прил. С. 68; Касаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 213; Шилов А. А. Описание рукописей, содержащих летописные тексты. СПб., 1910. С. 63-66; Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 55, 215. Примеч. 110; Минин С., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии: X-XX вв. Владимир, 2004. С. 128.

А. В. Маштафаров

www.pravenc.ru

Александр Невский и Василиса - Белкины рассказы — LiveJournal

    По вечерам сейчас смотрю "Дружину". Наши отсняли 8-серийный сериал, режиссер Михаил Колпахчиев, 2015г:
    "13-й век. В затерянное в дремучих лесах в небольшое селение прибывает малочисленная дружина — неразговорчивые хмурые воины, про которых говорят, что они понимают язык зверей и умеют заговаривать ветер. Дружине новгородского князя предстоит найти и доставить в Новогород мальчика по имени Александр, которому позже дадут прозвище Невский…
"
     И попутно очень мучает меня вопрос о второй жене Александра Невского Василисе (Вассе).

   А была ли она? Сомневаюсь я. Карамзин пишет: "По кончине первой супруги, именем Александры, дочери Полоцкого Князя Брячислава, Невский сочетался вторым браком с неизвестною для нас Княжною Вассою, коей тело лежит в Успенском монастыре Владимирском, в церкви Рождества Христова, где погребена и дочь его, Евдокия."
    Про первую жену Полоцкую Александру Брячеславну я писала. И именно она похоронена в Успенском Княгинином монастыре во Владимире. А вот существование второй считаю сомнительным. Во-первых, младший сын князя и княгини Александры Даниил родился в 1261 году, за два года до смерти отца. Т.е. вот родился сын, жена (допустим, дата смерти то её неизвестна) умирает и князь лихо женится на другой (за два года до своей кончины)? Неа, он её любил и уважал, это отмечали современники, и не в его манере это. Во-вторых, не придумала ещё..., но не верю.
    Думаю, что либо имя Василиса (Васса) княгиня Александра Брячеславна приняла после пострига (после смерти мужа княгини постриг принимали часто), либо... рядом со свекровью там похоронена невестка (её как раз звали Василисой), жена сына Андрея, Василиса Дмитриевна (дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича). Что вероятнее, так как пишут, что в монастыре рядом "три погребения - Александры, её дочери Евдокии и Вассы (Василисы).
     Владимирцы есть? У вас нет случайно информации? Интересно же жутко.


Светлана Бакулина в роли Александры Брячиславны               Александр Невский (Художник мне неизвестен)
(х.ф. "Александр. Невская битва")

olga74ru.livejournal.com

НАСЛЕДНИКИ АЛЕКСАНДРОВЫ: ОТ СЫНОВЕЙ ДО ПРАВНУКОВ. «Александр Невский»

 

У великого князя Александра было четыре сына и одна дочь. Старший сын — Василий Александрович (1240–1271), от первого брака с княгиней Александрой Брячиславной. С 1252 по 1258 год — князь-наместник новгородский, с 1259 по 1271 год — князь Переяславский. В 1253 году вместе с новгородцами он ходил в поход против литовцев и немцев.

Второй сын — Димитрий Александрович (1253–1294), от второго брака с княгиней Дарьей Изяславной. Князь Переяславский с 1253 по 1294 год, князь Новгородский с 1259 по 1263 год и в 1276–1283 годах, великий князь Владимирский в 1277–1281 и 1283–1294 годах. Был отцом последнего переяславского удельного князя Ивана, который умер в 1302 году, и двух дочерей.

Третий сын — Андрей Александрович (1255–1304), от второго брака. Удельный князь Городецкий с 1263 по 1304 год, удельный князь Костромской с 1276 по 1304 год, великий князь Владимирский в 1281–1283 и 1294–1304 годах. Отец Бориса, удельного князя Костромского, и Михаила, удельного князя Городецкого.

Четвертый сын — святой Даниил Александрович (1261–1304), от второго брака. Родоначальник династии Московских князей.

Дочь — Евдокия (годы жизни неизвестны), от первого брака. В браке с 1262 года с князем Константином-Августом Товтивиловичем Витебским, участником похода на Юрьев в 1262 году. После смерти Товтивила (1263) князь литовский Тренята потребовал выдачи Константина-Августа, но тот ушел с женой и двумя детьми, Юрием и Федором, в Новгород. Князь Ярослав Ярославич послал его княжить во Псков, и Константин погиб в междоусобицах. О судьбе княгини Евдокии ничего неизвестно.

После смерти Александра Невского великокняжеский престол унаследовал его брат Ярослав-Афанасий Ярославич (1247–1272). Он стал родоначальником династии Тверских великих князей. После него великим князем Владимирским стал Василий Ярославич Костромской (1236–1276), и только затем настал черед их племянников, сыновей Александра Невского.

Князья Димитрий и Андрей мало чем походили на отца. Они ожесточенно боролись друг с другом за великий стол, не брезгуя никакими средствами.

Впрочем князь Димитрий начал свою политическую и военную карьеру в лучших традициях Александра Невского. В 1268 году, всего пять лет спустя после кончины Невского героя, датские и ливонские рыцари начали тревожить новгородские пределы близ реки Наровы. Там находился датский каменный замок Везенберг (или Раковер, Раквере). Новгородское вече решило дать отпор крестоносцам. Оно послало за военной помощью к сыну Александра Невского Димитрию в Переяславль. Тот сразу же откликнулся на просьбу вольного города и прискакал с княжеской дружиной на берега Волхова. Свои полки прислали Псков и Тверь. Псковскую дружину возглавил воевода-литовец святой князь Довмонт-Тимофей, сын Трабуса. История сохранила до наших дней его слова, обращенные к псковским ратникам: «Слышал я о мужестве вашем в Ледовом побоище против немцев. Потягнем, братия, за Святую Троицу и за свое отечество!»

Сражение произошло 18 февраля 1268 года на поле за рекой Кеголой. Ливонских рыцарей возглавляли магистр Отто фон Роденштейн и епископ Дерптский Александр. Орденское войско построилось «свиньею», а русская рать — в линию, поэшелонно. На правом крыле встал с псковичами князь Довмонт, за ним — конный полк князя Димитрия и полк князя Святослава. На левом крыле разместилась дружина тверичей во главе с князем Святославом. В центре боевого порядка встало пешее новгородское ополчение, а за ним находился обоз. «Свинья» с ходу врезалась в новгородское ополчение, и ее клин увяз в обозе из-за «злой сечи» с новгородцами. В битве пал смертью храбрых посадник Михаил. Тут по рыхлому клину мужественно ударили псковичи и конница князя Димитрия, которому еще не исполнилось 15 лет. «Ни отцы наши, ни деды не видали такой жестокой сечи», — записал летописец. Жестокость боя превосходила Ледовое побоище. Крестоносцы были разгромлены на льду реки Кеголы. Рыцари проваливались в полыньи. Конница князя Димитрия и новгородцы гнали рыцарей и кнехтов до Раковорского замка. Ливонские летописцы пишут, что в битве погибло 1350 рыцарей и Дерптский епископ. А кнехтов убивали без числа. Правда, и у союзников были большие потери: в сражении погибло 5 тысяч воинов. Магистр вынужден был отступить от Раковора. Он собрал еще большее войско: до 18 тысяч воинов, и с ними отправился в новый поход. Немцы сожгли Изборск, осадили Псков. Мужественный князь Довмонт десять дней сражался с немцами под стенами Пскова, ранил магистра, а подоспевшее новгородское войско во главе с князем Юрием Андреевичем помогло прогнать рыцарей за реку Великую. Победа над немцами была полной.

Впоследствии князь Довмонт, подражая Александру Невскому, стал доблестным защитником Пскова. Он был псковским князем с 1265 по 1299 год (скончался 19 сентября 1299 года), а также князем полоцким с 1281 по 1299 год и даже в год кончины выиграл очередную битву с немцами. Он построил Довмонтову стену и оставил потомкам знаменитый Довмонтов меч. Довмонт был женат вторым браком на дочери князя Димитрия Александровича Марии; княгиня Мария пережила мужа всего на один год. Русская Православная Церковь причислила князя Довмонта-Тимофея к лику святых за его беспримерную воинскую доблесть и благочестивую жизнь христианина. Сохранилось его церковное Житие в нескольких редакциях, написанное в подражание Житию святого Александра Невского.

Братья же Димитрий и Андрей Александровичи с ожесточением боролись за власть над Русью. Они ненавидели друг друга и не берегли людей русских, часто приводили на Русскую землю татарские рати. Восточная политика отца в их понимании превратилась в нечто совершенно противное духу Александра Невского: братья использовали татар в своих корыстных целях, их интересовали только личная власть и богатства. Служения людям и Руси у них не было.

Разногласия великого князя Димитрия с Большой Ордой начались с того времени, когда Димитрий отказался признать за ханом Мангу-Темиром право собирать рекрутов на Руси. В то время, когда часть русских князей — Глеб Василькович, Константин Борисович, Федор Ярославский и Андрей Городецкий — помогли татарам разбить войска аланов и овладеть городом Дадаковым (1278), великий князь Димитрий остался не у дел. Он не поехал в Орду поклониться новому хану Туда-Менгу (1280), и хан отдал ярлык на великое княжение Андрею Городецкому (1281).

По наущению своего советника боярина Семена Тониглиевича (родом из половцев) князь Андрей выпросил у хана татарское войско во главе с воеводами Тука-Темиром и Алыном. В Муроме к нему присоединились войска удельных князей. Они опустошили Ростовскую землю и заставили Димитрия Александровича бежать вначале в Переяславль, потом в Новгород, а оттуда «за море» в Швецию. Татары разорили и пожгли города Тверь, Юрьев, Ростов, Муром, окрестности Владимира и Суздаля. В благодарность за помощь великий князь Андрей устроил татарским вельможам роскошный пир во Владимире, угостив их на славу. В следующем году великий князь Андрей снова поехал в Орду и убедил хана еще раз наказать строптивого князя Димитрия. Хан согласился и послал новое войско во главе с воеводами Кавадыем и Алчедаем, которые обрушились на Ростовское княжество. Татары жгли и грабили селения, монастыри, церкви, не щадя никого и ничего. Народ разбежался и спасался в лесах. Переяславль хотел обороняться, но был взят и сожжен, а его жители убиты. По словам «Ростовского летописца» А. Я. Артынова, «от этого разбойничье

litresp.ru

Семь вопросов Александру Невскому.

Прошло 750 лет со дня смерти князя Александра Невского — одного из самых ярких русских правителей. Историки расходятся в оценке его личности и княжения, и многие тайны все еще не раскрыты. Итак, 7 острых вопросов Александру Невскому.

Орда: выясните отношения

На взаимоотношения Александра Невского с монголо-татарами существуют разные точки зрения. Евразиец Лев Гумилев всех запутал и спровоцировал, написав, что в 1251 году Александр Невский побратался с сыном Батыя Сартаком, «вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем». Согласно этой теории, Александр уверенно создал союз с Золотой Ордой, и союз этот рассматривается не как иго, а как благо. Если доверять Гумилеву, во времена Александра Невского существовал политический и военный союз Руси с Ордой.
По другой версии, более распространенной, у Александра Невского не было другого выхода, и он выбрал меньшую из двух зол. Давление Запада, желание Рима распространить на Руси католичество вынудили Александра пойти на уступки Востоку, потому что тот был терпим к православию. Таким образом Александр Невский сохранил православную Русь.
Совсем экзотическая версия — эгоистические стремления Александра укрепить свою власть. Вот как на это смотрит академик Валентин Янин: «Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил татарскую власть на Новгород, который никогда не был завоеван татарами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких».
Так каковы же истинные причины союза с Ордой? И что это были за отношения — союз или иго?

Сколько жен?

В житии Александра Невского сообщается, что в 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. В то же время можно найти сообщения о том, что была и другая жена: «В соборе Княгинина монастыря были погребены Александра — первая жена князя, Васса — его вторая супруга и дочь Евдокия». Вот что написано в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина: » По кончине первой супруги, именем Александры, дочери Полоцкого Князя Брячислава, Невский сочетался вторым браком с неизвестною для нас Княжною Вассою, коей тело лежит в Успенском монастыре Владимирском, в церкви Рождества Христова, где погребена и дочь его, Евдокия». И все-таки существование второй жены Александра вызывает сомнения и у историков, и у обычных людей, чтящих святого благоверного князя Александра Невского. Существует даже мнение, что Васса — монашеское имя Александры Брячиславовны. Снова загадки?

Приоритеты: родной брат или названный?

Этот вопрос Александру Невскому ставит историк XVIII века Александр Татищев в своей «Истории Российской». Он пытается понять, почему ордынцы неожиданно изменили свое отношение к брату Александра Невского Андрею, которого за три года до этого поставили князем Киева. Ведь сын Батыя Сартак в 1246 году неожиданно посылает против него армию, ведомую полководцем Неврюем. По гипотезе Татищева, Александр был причастен к этому: он находился в это время в столице Монгольской империи Каракоруме и якобы донес или пожаловался на брата, что тот выпросил княжение лестью, да и дань платит не сполна. А если принять на веру версию Гумилева о том, что Невский побратался с Сартаком, то полководец Неврюй мог оказаться самим Александром, ведь Неву монголы звали Нервой.

На этот вопрос нет убедительного ответа. Известно только, что Александр действительно находился в Орде во время ссоры, а брат его, попав в немилость, потерпел поражение и скрылся заграницей. Вследствие этого новым великим князем стал Александр.

Новгородская дань: благо или вред?

В 1252 году Александр Невский оставляет Новгород: в нем теперь княжит его сын Василий, а сам великий князь владимирский переезжает в столицу. Пять лет все идет своим чередом, но вдруг татары решают «закрутить гайки», они жаждут новой дани и потому затевают перепись населения. Непокорный Новгород не соглашается быть «учтенным», ведь формально татары так и не захватили его. Ни народ, ни вельможи, ни князь Василий не собираются подчиняться татарам... И тут Невский делает ход конем: он заключает сына в кандалы, отрезает и отсекает носы, уши, руки, глаза вельможам... С тех пор Новгород стал платить дань Золотой Орде. Как оценивать этот поступок? Как жестокость и подчинение интересов монголам или как мудрый ход взрослого правителя, предотвративший войну Новгорода с Ордой? Пошла бы Орда с огнем и мечом на непокорные земли? Или с этого момента началось бы освобождение Руси? История, говорят, не терпит сослагательного наклонения...

Несметная рать?

Ледовое побоище представляется битвой, в которой полегли многочисленные войска. Некоторые историки исчисляют войско Александра Невского в 15-17 тысяч человек, а противостоявших ему немецких воинов — 10-12 тысяч. Бывает и больше — 18 тысяч к 15-ти.
Однако на 78-ой странице Новгородской первой летописи старшего извода написано: «...и паде Чюди бещисла, а Немецъ 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгород». Цифра растет в следующей летописи, младшего извода: «...и паде Чюди бещисла, а Немецъ 500, а иных 50 руками яша и приведоша в Новъгород». Лаврентьевская летопись укладывает весь рассказ о битве в три строки и даже не указывает количества воинов и убитых. Видимо, это неважно и не значительно?
«Житие Александра Невского» — источник более художественный, чем документальный. В нем вообще другой угол зрения: духовный. А с духовной стороны порой один человек сильнее тысячи.
Так была ли несметная рать? Или Ледовое побоище учит нас, что и в битвах дело не всегда в количестве?

Арабская вязь на шлеме

На шлеме Александра Невского, кроме алмазов и рубинов — арабская вязь, 3-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы». В ходе бесчисленных проверок и экспертиз было установлено, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу». Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Руси. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи. Но сложно представить, чтобы регламентированный Иван IV водрузил на свою венценосную голову бывший в употреблении шлем. Причем в употреблении у «басурмана». Вопрос о том, почему благоверный князь носил шлем с исламскими письменами по-прежнему остается открытым.

За что причислен к лику святых?

Князь Александр Невский канонизирован как благоверный. Из-за советской пропаганды этот правитель представляется чаще всего как успешный воин (он действительно не проиграл за всю свою жизнь ни одного сражения!), и кажется, что прославился он только своими военными заслугами, а святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.
За что же его канонизировали? Не только за то, что князь не пошел на союз с латинянами. Удивительно, однако его стараниями в Золотой Орде была создана, например... православная епархия. И проповедь христианства распространилась на север — в земли поморов.
К этому лику святых — благоверные — причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. «Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью».

Екатерина Оаро

www.russian7.ru

sotok.net

помогите! Досье на князя Александра невского годы жизни, годы княжения, отец, жена, дети, важные достижения

Александр Ярославич Невский (1221 — 1263) – князь Новгородский, Киевский, Владимирский, великий полководец и талантливый дипломат.

Ранние годы

Родился 13 мая 1221 года в городе Переславль-Залесский. Был сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1225 году по решению отца в биографии Невского произошло посвящение в воины.
В 1228 году вместе со старшим братом был перевезен в Новгород, где они стали княжичами новгородских земель. В 1236 году, после отъезда Ярослава, стал самостоятельно защищать земли от шведов, ливонцев, литовцев.

Личная жизнь

В 1239 году Александр женился на дочке Брячислава Полоцкого, Александре. У них было пятеро детей — сыновья: Василий (1245 – 1271, новгородский князь), Дмитрий (1250 – 1294, новгородский, переяславский, владимирский князь), Андрей (1255 – 1304, костромской, владимирский, новгородский, городецкий князь), Даниил (1261 – 1303, московский князь), а также дочь Евдокия.

Военная деятельность

Биография Александра Невского знаменательна большим количеством много побед. Так, в июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напал на шведов на Неве и победил. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «Невский».
Когда же ливонцы взяли Псков, Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. После этого напал на ливонцев (немецких рыцарей) 5 апреля 1242 года и тоже одержал победу (знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере).

После смерти отца в 1247 году Александру в правление достался Киев и «Вся земля Русская». Киев на то время был разорен татарами, и Невский решил остаться жить в Новгороде.

Князь на протяжении 6 лет отражал нападения врагов. Затем он уехал из Новгорода во Владимир и стал княжить там. В то же время войны с западными соседями продолжились. В военных походах князю помогали его сыновья – Василий и Дмитрий.

Смерть и наследие

Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года в Городце и был похоронен в Рождественском монастыре города Владимир. По распоряжению Петра I его мощи в 1724 году перенесены в Александро-Невский монастырь (Санкт-Петербург).

Александру Ярославичу Невскому отводится исключительная роль в истории Руси. За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Он считался любимым князем духовенства, покровителем православной церкви. Его кратко можно описать как талантливого дипломата, полководца, который смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар.

В наши дни его именем названы улицы и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные церкви во многих городах России.

otvet.mail.ru

ОТ СЫНОВЕЙ ДО ПРАВНУКОВ. Александр Невский [Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя]

НАСЛЕДНИКИ АЛЕКСАНДРОВЫ: ОТ СЫНОВЕЙ ДО ПРАВНУКОВ

У великого князя Александра было четыре сына и одна дочь. Старший сын — Василий Александрович (1240–1271), от первого брака с княгиней Александрой Брячиславной. С 1252 по 1258 год — князь-наместник новгородский, с 1259 по 1271 год — князь Переяславский. В 1253 году вместе с новгородцами он ходил в поход против литовцев и немцев.

Второй сын — Димитрий Александрович (1253–1294), от второго брака с княгиней Дарьей Изяславной. Князь Переяславский с 1253 по 1294 год, князь Новгородский с 1259 по 1263 год и в 1276–1283 годах, великий князь Владимирский в 1277–1281 и 1283–1294 годах. Был отцом последнего переяславского удельного князя Ивана, который умер в 1302 году, и двух дочерей.

Третий сын — Андрей Александрович (1255–1304), от второго брака. Удельный князь Городецкий с 1263 по 1304 год, удельный князь Костромской с 1276 по 1304 год, великий князь Владимирский в 1281–1283 и 1294–1304 годах. Отец Бориса, удельного князя Костромского, и Михаила, удельного князя Городецкого.

Четвертый сын — святой Даниил Александрович (1261–1304), от второго брака. Родоначальник династии Московских князей.

Дочь — Евдокия (годы жизни неизвестны), от первого брака. В браке с 1262 года с князем Константином-Августом Товтивиловичем Витебским, участником похода на Юрьев в 1262 году. После смерти Товтивила (1263) князь литовский Тренята потребовал выдачи Константина-Августа, но тот ушел с женой и двумя детьми, Юрием и Федором, в Новгород. Князь Ярослав Ярославич послал его княжить во Псков, и Константин погиб в междоусобицах. О судьбе княгини Евдокии ничего неизвестно.

После смерти Александра Невского великокняжеский престол унаследовал его брат Ярослав-Афанасий Ярославич (1247–1272). Он стал родоначальником династии Тверских великих князей. После него великим князем Владимирским стал Василий Ярославич Костромской (1236–1276), и только затем настал черед их племянников, сыновей Александра Невского.

Князья Димитрий и Андрей мало чем походили на отца. Они ожесточенно боролись друг с другом за великий стол, не брезгуя никакими средствами.

Впрочем князь Димитрий начал свою политическую и военную карьеру в лучших традициях Александра Невского. В 1268 году, всего пять лет спустя после кончины Невского героя, датские и ливонские рыцари начали тревожить новгородские пределы близ реки Наровы. Там находился датский каменный замок Везенберг (или Раковер, Раквере). Новгородское вече решило дать отпор крестоносцам. Оно послало за военной помощью к сыну Александра Невского Димитрию в Переяславль. Тот сразу же откликнулся на просьбу вольного города и прискакал с княжеской дружиной на берега Волхова. Свои полки прислали Псков и Тверь. Псковскую дружину возглавил воевода-литовец святой князь Довмонт-Тимофей, сын Трабуса. История сохранила до наших дней его слова, обращенные к псковским ратникам: «Слышал я о мужестве вашем в Ледовом побоище против немцев. Потягнем, братия, за Святую Троицу и за свое отечество!»

Сражение произошло 18 февраля 1268 года на поле за рекой Кеголой. Ливонских рыцарей возглавляли магистр Отто фон Роденштейн и епископ Дерптский Александр. Орденское войско построилось «свиньею», а русская рать — в линию, поэшелонно. На правом крыле встал с псковичами князь Довмонт, за ним — конный полк князя Димитрия и полк князя Святослава. На левом крыле разместилась дружина тверичей во главе с князем Святославом. В центре боевого порядка встало пешее новгородское ополчение, а за ним находился обоз. «Свинья» с ходу врезалась в новгородское ополчение, и ее клин увяз в обозе из-за «злой сечи» с новгородцами. В битве пал смертью храбрых посадник Михаил. Тут по рыхлому клину мужественно ударили псковичи и конница князя Димитрия, которому еще не исполнилось 15 лет. «Ни отцы наши, ни деды не видали такой жестокой сечи», — записал летописец. Жестокость боя превосходила Ледовое побоище. Крестоносцы были разгромлены на льду реки Кеголы. Рыцари проваливались в полыньи. Конница князя Димитрия и новгородцы гнали рыцарей и кнехтов до Раковорского замка. Ливонские летописцы пишут, что в битве погибло 1350 рыцарей и Дерптский епископ. А кнехтов убивали без числа. Правда, и у союзников были большие потери: в сражении погибло 5 тысяч воинов. Магистр вынужден был отступить от Раковора. Он собрал еще большее войско: до 18 тысяч воинов, и с ними отправился в новый поход. Немцы сожгли Изборск, осадили Псков. Мужественный князь Довмонт десять дней сражался с немцами под стенами Пскова, ранил магистра, а подоспевшее новгородское войско во главе с князем Юрием Андреевичем помогло прогнать рыцарей за реку Великую. Победа над немцами была полной.

Впоследствии князь Довмонт, подражая Александру Невскому, стал доблестным защитником Пскова. Он был псковским князем с 1265 по 1299 год (скончался 19 сентября 1299 года), а также князем полоцким с 1281 по 1299 год и даже в год кончины выиграл очередную битву с немцами. Он построил Довмонтову стену и оставил потомкам знаменитый Довмонтов меч. Довмонт был женат вторым браком на дочери князя Димитрия Александровича Марии; княгиня Мария пережила мужа всего на один год. Русская Православная Церковь причислила князя Довмонта-Тимофея к лику святых за его беспримерную воинскую доблесть и благочестивую жизнь христианина. Сохранилось его церковное Житие в нескольких редакциях, написанное в подражание Житию святого Александра Невского.

Братья же Димитрий и Андрей Александровичи с ожесточением боролись за власть над Русью. Они ненавидели друг друга и не берегли людей русских, часто приводили на Русскую землю татарские рати. Восточная политика отца в их понимании превратилась в нечто совершенно противное духу Александра Невского: братья использовали татар в своих корыстных целях, их интересовали только личная власть и богатства. Служения людям и Руси у них не было.

Разногласия великого князя Димитрия с Большой Ордой начались с того времени, когда Димитрий отказался признать за ханом Мангу-Темиром право собирать рекрутов на Руси. В то время, когда часть русских князей — Глеб Василькович, Константин Борисович, Федор Ярославский и Андрей Городецкий — помогли татарам разбить войска аланов и овладеть городом Дадаковым (1278), великий князь Димитрий остался не у дел. Он не поехал в Орду поклониться новому хану Туда-Менгу (1280), и хан отдал ярлык на великое княжение Андрею Городецкому (1281).

По наущению своего советника боярина Семена Тониглиевича (родом из половцев) князь Андрей выпросил у хана татарское войско во главе с воеводами Тука-Темиром и Алыном. В Муроме к нему присоединились войска удельных князей. Они опустошили Ростовскую землю и заставили Димитрия Александровича бежать вначале в Переяславль, потом в Новгород, а оттуда «за море» в Швецию. Татары разорили и пожгли города Тверь, Юрьев, Ростов, Муром, окрестности Владимира и Суздаля. В благодарность за помощь великий князь Андрей устроил татарским вельможам роскошный пир во Владимире, угостив их на славу. В следующем году великий князь Андрей снова поехал в Орду и убедил хана еще раз наказать строптивого князя Димитрия. Хан согласился и послал новое войско во главе с воеводами Кавадыем и Алчедаем, которые обрушились на Ростовское княжество. Татары жгли и грабили селения, монастыри, церкви, не щадя никого и ничего. Народ разбежался и спасался в лесах. Переяславль хотел обороняться, но был взят и сожжен, а его жители убиты. По словам «Ростовского летописца» А. Я. Артынова, «от этого разбойничьего погрома уцелели только приданые отчины княгини Андрея Городецкого Василисы, дочери князя Романа Андреича Углицкого. В этих отчинах князь Андрей с татарами пировал за победу над христианы». Это была татарская месть за восстание ростовцев в 1275 году. Тогда, по словам того же летописца, «ростовцы собрали вече и изгнали из города злых бессермен, из-за которых было лютое томление и насилие христианам от поганых татар и многие души были разведены бессерменами. Князь Глеб ходил в Орду и едва великими дарами мог утишить гнев ханский». Этот князь Глеб Василькович Белозерский, а потом и Ростовский, женатый на татарке Газели-Феодоре, ревностно служил мечом своим татарам и умер 13 ноября 1278 года в Ростове. Он заслужил народную нелюбовь. Ростовцы даже однажды разрыли его могилу и надругались над его прахом. Это случилось 14 февраля 1279 года.

Не любил народ также и князя Андрея Городецкого. В 1282 году тот снова навел татар на Русскую землю. Вместе с отрядами тверского и московского князей и с новгородцами татары громили Владимиро-Суздальскую землю. В 1283 году братья примирились, и младший якобы отказался от великого княжения. Однако князю Димитрию этого показалось мало, и он поехал жаловаться на Андрея к хану Ногайской Орды Ногаю. Тот был сыном Тотара, внуком седьмого сына Боала, а значит, Чингизидом, и в то время его власть превышала власть хана Большой Орды. Димитрий возвратился от него с ярлыком на великое княжение Владимирское и уже до конца своей жизни не терял его. В 1285 году князь Андрей снова навел на брата татарское войско одного ордынского царевича, но был разбит великим князем Димитрием. В 1293 году князь Андрей еще раз навел татар на Русскую землю. На этот раз пришло большое войско во главе с братом хана Тохты, царевичем Туданом («Дюденева рать»). Казалось, будто на Русь вернулись времена Батыя. Цветущие города Владимир, Москва, Дмитров, Волок лежали в развалинах. Тверь громил другой татарский царевич — Тахтамир. Были сожжены села и деревни. Жители убиты или уведены в ордынский плен. Новгородцы откупились дарами. Ужас царил повсюду, и только дремучие леса спасли часть населения. В 1294 году братья наконец помирились. Но Димитрий, изнуренный горем и болезнями, умер на пути близ города Волока, и великокняжеский престол достался властолюбивому Андрею по праву старшинства.

История не сохранила отчетов о его последующих деяниях, за исключением, пожалуй, одного. Речь идет об отражении агрессии шведских крестоносцев в 1295–1301 годах. Стремясь подчинить себе карелов, рыцари построили в Новгородской земле две крепости — Выборг и Кексгольм. В 1300 году сильный шведский флот, состоящий из 111 больших кораблей с войском, вошел в Неву. Сам правитель Шведского королевства маршал Торкель Кнутсон предводительствовал им. Рыцари высадились в устье реки Охты и у впадения ее в Неву построили крепость Ландскрону, или, по-русски, «Венец земли». Затем они отплыли, оставив в крепости гарнизон во главе со Стеном. Великого князя Андрея тогда не было в Новгороде. Уступая многократным просьбам новгородцев, великий князь только весной 1301 года пришел с суздальскими полками и осадил крепость. 18 мая 1301 года Ландскрона была взята и срыта до основания. 300 королевских воинов попали в плен. За этот успех русские летописцы прозвали великого князя «Невским». Эта победа была, пожалуй, единственным достохвальным событием в жизни сына Невского героя. Он скончался 27 июля 1304 года в том же городе, что и его отец, — Городце Радилове на Волге.

Историк H. M. Карамзин в «Истории государства Российского» так написал о князе Андрее Городецком: «Никто из князей Мономахова рода не сделал столько зла отечеству, как сей недостойный сын Невского, погребенный в Волжском Городце, далеко от священного праха родителя».

Полной противоположностью старшим братьям был младший сын Александра Невского Даниил. Ярко и накрепко вошел он в историю России как сын святого, сам святой, как родоначальник Московских великих князей, как первый князь московский (с 1276 года).

Если основателем Москвы по праву считается прадед Александра Невского великий князь Юрий I Долгорукий, то возведением Москвы в ранг столицы княжества мы обязаны младшему сыну Александра Невского. Именно им была заложена основа могущества Москвы, а в дальнейшем — Московского великого княжества, царства и Российской империи. Казалось бы, в жизни он не сделал ничего особенного. До 1272 года находился под опекой великого князя Ярослава Ярославича Тверского, а потом — под опекой своего брата великого князя Димитрия, от которого получил в удельное владение Московское княжество. В 1282–1283 годах он вместе с князьями Андреем Городецким и Святославом Тверским действует против князя Димитрия, но когда Андрей Городецкий занял великокняжеский стол, князь Даниил выступил против великого князя, заключив союз с племянником князем Иваном Переяславским и с двоюродным братом князем Михаилом Ярославичем Тверским. В середине 1290-х годов складывается союз трех княжеств — Московского, Тверского и Переяславского — против Андрея Городецкого, который стремился уничтожить всех удельных князей как своих конкурентов в борьбе за власть над Русью. Действуя умело, Даниил присоединяет к Москве Коломну (1300), а в 1302 году, после смерти бездетного переяславского князя Ивана Дмитриевича, — Переяславское княжество. Плодородные переяславские ополья, бортные леса, соляные варницы, рыбные тони на Плещеевом озере значительно обогатили московского князя. «Примыслы» младшего сына увеличили территорию Московского княжества в три раза. Потом по такому же пути пойдет сын святого Даниила Иван. Человеколюбивый и образованный, кроткий и добрый, Даниил ненавидел войны как средства разрешения межкняжеских конфликтов. Он не стремился к высшей власти и умел довольствоваться малым. Святой Даниил унаследовал от своего отца прекрасную душу. При необходимости он проявлял храбрость и мужество в сражениях, например, с татарами в 1301 году при пленении князя Константина Романовича Рязанского. Но он предпочитал мир войне и стремился к духовно-культурному созиданию Руси. Даниил понимал выгоды положения Москвы и умело использовал их. Центр политической жизни страны постепенно перемещался с берегов Клязьмы на берега Москвы-реки. Так святой Даниил воплотил в жизнь мечту святого Александра Невского о создании объединительного центра всех русских земель. Только этим центром стала Москва, а не Владимир.

Умер святой князь Даниил Александрович 4 марта 1303 года, приняв перед смертью схиму. Согласно преданию, записанному в его Житии, могила князя находилась в Даниловом монастыре, им же основанном. Там и нашли его святые мощи в 1652 году. С тех пор Свято-Данилов монастырь стал высокочтимой обителью для всех русских людей. Сюда по великим праздникам ходили крестным ходом из Кремля. Позже Свято-Данилов монастырь стал всероссийским некрополем, а с 1988 года — духовно-административным центром Русской Православной Церкви.

У князя Александра Невского было 10 внуков: Иван Переяславский (1275–1302) — сын Димитрия; Борис Костромской (ум. 1303) и Михаил Городецкий (ум. ок. 1311) — оба от Андрея; великий князь Владимирский и князь Московский Юрий III (1281–1325), великий князь Владимирский и Московский Иван I Калита (1287–1340), удельные князья Александр (1303–1308), Борис (1304–1320), Афанасий (1305—ок. 1320) — от Даниила; а также Андрей и Семен, сведения о которых не сохранились. Внучка Александра княгиня Мария Димитриевна, как уже отмечалось, была замужем за князем Довмонтом Псковским (ум. 1300).

Самые знаменитые из внуков Александра Невского — Юрий III и Иван I Калита. Оба вели бескомпромиссную борьбу за Владимирский великокняжеский стол с тверскими великими князьями, потомками великого князя Ярослава Ярославича, брата Александра Невского. Именно по оговору Юрия Даниловича был убит в Орде великий князь Тверской Михаил Ярославич (1318), позднее причтенный Русской Православной Церковью к лику святых. Сын его, великий князь Димитрий Михайлович Грозные Очи, отомстил за смерть отца и убил Юрия по дороге в Сарай (1325). Перелом в отношениях между Москвой и Тверью наступил при Иване Калите, когда после восстания в Твери (1327) московская рать вместе с татарским войском разорила великое княжество Тверское. Иван Калита получил от хана ярлык на великое княжение Владимирское (1328) и с тех пор не выпускал из своих рук высшую власть. Решение золотоордынского хана Узбека имело тяжелое последствие для Руси. Отныне размеры царского выхода увеличивались, и платить эту главную дань должен был отныне только старший среди всех удельных князей — великий князь Владимирский и Московский. Последний возложил основную тяжесть платежа на Великий Новгород за счет его богатых северных владений.

При Иване Калите произошло важное церковно-полити-ческое событие: митрополит Владимирский и Всея Руси Петр Волынец переехал из Владимира в Москву (1325) и тем самым стал первым митрополитом Московским (1325–1326). Впоследствии он был канонизирован Русской Православной Церковью. Москвичам стали хорошо известны три пророчества святого Петра. Первое было проповедано им в 1325 году. Убеждая великого князя соорудить соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, святой Петр сказал: «Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем и взыдут руки его на плещи врагам его, и прославится Бог в нем». Иван Калита с усердием выполнил завет святого.

Второе пророчество связано с толкованием одного вещего сна. Незадолго до блаженной кончины первосвятителя князь Иван видел сон. Ему привиделась высокая гора, на вершине которой лежал снег. Но вдруг снег растаял и исчез. Рассказав об этом сновидении святителю, князь услышал от него такое объяснение: «Гора высокая — это ты, князь, а снег — это я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни в жизнь вечную».

Третье пророчество связано с завещанием святого на смертном одре. Когда святой почувствовал приближение своей кончины, великого князя не было в Москве. Митрополит призвал к себе тысяцкого Протасия Воронцова-Вельяминова и сказал ему: «Чадо, я отхожу от жития сего. Оставляю сыну моему возлюбленному, князю Ивану, милость, мир и благословение от Бога ему и семени его до века. За то, что сын мой успокоил меня в старости, воздаст ему Господь сторицею в мире сем и дарует ему живот вечный, и не оскудеют от семени его обладающие местом его, и память его прославится».

Все три пророчества исполнились. Святитель же скончался 21 декабря 1326 года во время вечерней службы в Успенском храме, с молитвой на устах и с воздетыми к небу руками. Мощи его были положены в приготовленной им самим гробнице в деревянном Успенском храме, позднее они были перенесены в новую раку в каменный Успенский собор (1 июля 1472 года).

Так Москва превратилась в церковно-политическую столицу Русского государства. Центр Руси, по завету святого Александра Невского, должен быть отстроен и украшен достойно. Великий князь Александр Ярославич думал, что этим центром будет Владимир. Но судьбе было угодно распорядиться так, что таким центром стала Москва. Иван Калита построил в столице дворцы, храмы, монастыри, богатые дома. Он возвел дубовые стены Кремля. Позднее внук Ивана I святой Димитрий Донской поставил новый белокаменный Кремль, а завершил строительство Кремля Иван III.

Во исполнение пророчеств святого Петра Москва стала возвышаться над старинными городами, первосвятители — митрополиты, а потом патриархи московские, способствовали процветанию православной веры и увеличению могущества Русской Церкви и Русского государства. Московское княжество при Иване Калите значительно увеличило свою территорию, благодаря «примыслам» — «куплям» Ивана I. К Москве были присоединены Галич, Белоозеро, Углич, Ростов. В дальнейшем почти вся Восточно-Европейская равнина признала власть Московского царя. Единодержавная власть московских государей облеклась при Иване IV порфирою царскою и Мономаховым венцом.

А главное, что сделали внуки и правнуки святого Александра Невского в XIV–XV веках — превратили Владимиро-Суз-дальскую Русь в Московскую Русь, а Москву в общерусский центр национально-освободительной борьбы великороссов от татарщины. Правнуки святого Александра, сыновья Ивана I Калиты, великие князья Симеон Гордый (1341–1353) и Иван II Красный (1353–1359) продолжили государственное строительство. А внук Ивана Калиты святой Димитрий Иванович Донской (1359–1389) поднял знамя освободительной общенародной войны против Золотой Орды. Он привел Русь на поле Куликово, исполнив самую заветную мечту святого Александра Невского: избавление от татарщины!

Правда, победную точку в этом избавлении поставил четырежды правнук святого Александра Невского великий князь Иван III. Освобождение свершилось после великого стояния на реке Угре в октябре-ноябре 1480 года, когда хан Большой Орды Ахмат побежал со всем своим войском из русских пределов.

Стало быть, мы можем с полным правом считать святого Александра Невского духовным создателем и вдохновителем могущественной России на все времена!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о