Этрусков история: ЭТРУСКИ • Большая российская энциклопедия

Содержание

ЭТРУСКИ • Большая российская энциклопедия

ЭТРУ́СКИ, тус­ки, ра­се­ны, тир­ре­ны (лат. Etrusci, Tusci, греч. Τυρσηνοί , Τυρρηνοί , са­мо­назва­ния – Rasenna, Raṡna), древ­ний на­род, на­се­ляв­ший в 1-м тыс. до н. э. се­ве­ро-за­пад Апен­нин­ско­го п-ова (ис­торич. обл. Эт­ру­рия, в осн. совр. Тос­ка­на) ме­ж­ду ре­ка­ми Ар­но и Тибр. В пе­ри­од сво­его по­ли­тич. и эко­но­мич. рас­цве­та ци­ви­ли­за­ция Э. про­сти­ра­лась се­ве­ро-вос­точ­нее (г. Мар­ца­бот­то, к югу от совр. Бо­ло­ньи, порт Спи­на на Ад­риа­ти­че­ском м., юж­нее р. По) и юж­нее (Пре­нес­те, Вел­лет­ри, Сат­рик в обл. Ла­ций) этих гра­ниц. Со вре­ме­нем объ­ек­та­ми эт­рус­ской ко­ло­ни­за­ции ста­ли Юж. Ита­лия, ост­ро­ва Сар­ди­ния и Кор­си­ка.

Дан­ные письм. ис­точ­ни­ков об Э. от­ры­воч­ны и скуд­ны, по­это­му ин­фор­ма­цию о них ис­сле­до­ва­те­ли из­вле­ка­ли гл. обр. из ре­зуль­та­тов ар­хео­ло­гич. рас­ко­пок. Суть «за­гад­ки Э.» за­клю­ча­ет­ся в том, что про­ис­хо­ж­де­ние, язык (см. Эт­рус­ский язык) и точ­ное вре­мя по­яв­ле­ния это­го на­ро­да в Ита­лии ос­та­ют­ся ма­ло­из­вест­ны­ми.

На­чи­ная с ан­тич­но­сти су­ще­ст­ву­ют раз­ные тео­рии об эт­рус­ском эт­но­ге­не­зе: нор­ди­че­ская, вос­точ­ная, ав­то­хтон­ная. В нач. 21 в. наи­бо­лее пло­до­твор­ным пред­став­ля­ет­ся взгляд на эт­но­ге­нез Э. как на слож­ный про­цесс, в ко­то­ром при­ни­ма­ли уча­стие ме­ст­ные ком­по­нен­ты, а так­же при­быв­шие мо­рем с Вос­то­ка, ско­рее все­го из Ма­лой Азии. Этот про­цесс, по-ви­ди­мо­му, сле­ду­ет от­не­сти к нач. 1-го тыс. до н. э. Ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ки, со­от­но­си­мые с Э., да­ти­ру­ют­ся не ра­нее 8 в., их связь с пред­ше­ст­вую­щей куль­ту­рой Вил­ла­но­ва – пред­мет дис­кус­сий.

К ста­рей­шим го­ро­дам Э. от­но­сят­ся: Вейи, Клу­зий, Пе­ру­зия, По­пу­ло­ния, Тар­кви­нии, Вуль­чи, Це­ре. Фор­маль­но го­ро­да­ми из­на­чаль­но управ­ля­ли ца­ри, ко­то­рых в 6 в. сме­ни­ли ма­ги­ст­ра­ты, фак­ти­че­ски же власть при­над­ле­жа­ла ари­сто­кра­там – лу­ку­мо­нам, в рас­по­ря­же­нии ко­то­рых на­хо­ди­лись зем­ли и зна­чит. ма­те­ри­аль­ные сред­ст­ва, на­ря­ду с ра­ба­ми и кли­ен­та­ми.

В 7–6 вв. в Эт­ру­рии су­ще­ст­во­ва­ла кон­фе­де­ра­ция в со­ста­ве 12 го­ро­дов (Ар­ре­ций, Вейи, Ве­лат­рий, Ве­туло­ния, Воль­си­нии, Вуль­чи, Клу­зий, Кур­тун, Пе­ру­зия, Ру­зел­лы, Тар­кви­нии, Це­ре) с цен­тром в Воль­си­нии (там на­хо­ди­лось свя­ти­ли­ще вер­хов­но­го бо­га Э. – Воль­тум­ны, или Вер­тум­на). По­ли­ти­кой это­го «две­на­дца­ти­гра­дья» (позд­нее воз­ник­ли ещё два – в Сев. и Ср. Ита­лии) ру­ко­во­дил со­вет лу­ку­мо­нов (из 12 чл. со­ве­та 1 был глав­ным). Ес­ли один из чле­нов кон­фе­де­ра­ции вы­бы­вал из её со­ста­ва (напр., вслед­ст­вие во­ен. раз­гро­ма), его ме­сто за­ни­мал дру­гой го­род. Так, по­сле раз­ру­ше­ния рим­ля­на­ми г. Вейи (396) чле­ном «две­на­дца­ти­гра­дья» ста­ла По­пу­ло­ния. Кон­фе­де­ра­ция мог­ла в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти вы­ста­вить мно­го­числ. пе­шее опол­че­ние; лу­ку­мо­ны сра­жа­лись на ко­лес­ни­цах во гла­ве собств. дру­жин. Рас­по­ла­гая вну­ши­тель­ным мор. фло­том, Э. тор­го­ва­ли со мн. стра­на­ми Вос­то­ка, в т. ч. с Егип­том и Фи­ни­ки­ей.

Эко­но­мич. со­пер­ни­че­ст­во яви­лось осн. при­чи­ной во­ен. кон­флик­тов ме­ж­ду Э. и греч. го­ро­да­ми Юж. Ита­лии. В 535 Э., за­клю­чив со­юз с Кар­фа­ге­ном, по­сле кро­во­про­лит­ной мор. бит­вы при Ала­лии из­гна­ли гре­ков с Кор­си­ки. К то­му вре­ме­ни их власть про­сти­ра­лась на Ла­ций и Кам­па­нию; рас­ши­ря­лось влия­ние в Сев. Ита­лии. К 616–510/509 ан­тич­ная тра­ди­ция от­но­сит прав­ле­ние в Ри­ме эт­рус­ской ди­на­стии. В 6 в. мо­гу­ще­ст­во Э. дос­тиг­ло апо­гея. Вско­ре на­ча­лось ос­лаб­ле­ние эт­рус­ской мо­щи. Э. при­шлось од­но­вре­мен­но бо­роть­ся с гре­ка­ми, рим­ля­на­ми, гал­ла­ми (кель­та­ми). Па­рал­лель­но обо­ст­ри­лась со­ци­аль­ная борь­ба в эт­рус­ских го­ро­дах, ко­то­рые к то­му же по­сто­ян­но вра­ж­до­ва­ли друг с дру­гом. В 524 Э. по­тер­пе­ли по­ра­же­ние от гре­ков в Кам­па­нии; в 510/509, со­глас­но пре­да­нию, рим­ля­не из­гна­ли из сво­его го­ро­да по­след­не­го пред­ста­ви­те­ля эт­рус­ской ди­на­стии, ца­ря Тар­кви­ния Гор­до­го (см.

Тар­кви­нии). К кон. 6 в. умень­ши­лось влия­ние Э. в Ла­ции и на се­ве­ре Ита­лии. На юге гре­ки в 482 за­кры­ли Мес­син­ский прол. для эт­рус­ских ко­раб­лей, в 474 раз­гро­ми­ли Э. близ Кум. На­сту­пил за­кат эт­русско­го мор. вла­ды­че­ст­ва (та­лас­со­кра­тии). К кон. 5 в. Э. по­те­ря­ли Кор­си­ку и Эль­бу, бы­ли вы­тес­не­ны сам­ни­та­ми из Кам­па­нии. В 396 по­сле 10-лет­ней оса­ды рим. дик­та­то­ром М. Фу­ри­ем Ка­мил­лом бы­ли взя­ты и раз­ру­ше­ны Вейи. В 1-й пол. 4 в. Рим по­ко­рил Юж. Эт­ру­рию. Э. бы­ли по­бе­ж­де­ны рим­ля­на­ми в вой­не 296–294, в 283 по­тер­пе­ли от них по­ра­же­ние у Ва­ди­мон­ско­го оз. В 265/264 до н. э. с па­де­ни­ем Воль­си­ний за­вер­ши­лось рим. за­вое­ва­ние Эт­ру­рии (и в це­лом Ап­ен­нин­ско­го п-ова). К нача­лу н. э. Э. бы­ли пол­но­стью ас­си­ми­ли­ро­ва­ны рим­ля­на­ми.

Ос­но­вой хо­зяй­ст­ва Э. бы­ли зем­ле­де­лие (вы­ра­щи­ва­ли зер­но­вые, олив­ки, ви­но­град и др.) и ре­мес­ло. Осо­бен­ных ус­пе­хов они до­би­лись в ме­тал­лур­гии (медь и оло­во) и ме­тал­ло­об­ра­бот­ке. Об уров­не раз­ви­тия ре­мес­ла у Э. сви­де­тель­ст­ву­ет, в ча­ст­но­сти, на­ли­чие у них ре­ме­слен­ных кол­ле­гий. Эт­рус­ские мас­те­ра уме­ли из­го­тав­ли­вать зуб­ные ко­рон­ки и про­те­зы из сло­но­вой кос­ти, кре­пив­шие­ся с по­мо­щью зо­ло­тых мос­тов, ов­ла­де­ли тех­ни­кой зер­не­ния, од­ним из их дос­ти­же­ний яв­ля­ет­ся ке­ра­ми­ка бук­ке­ро. Эт­рус­ские ин­же­не­ры осу­ша­ли бо­ло­та, строи­ли до­ро­ги и мос­ты.

В ос­но­ве ре­лиг. воз­зре­ний Э. ле­жа­ли культ мёрт­вых с че­ло­вече­ски­ми жерт­во­при­но­ше­ния­ми и ве­ра в су­ще­ст­во­ва­ние ду­хов и де­мо­нов. Вер­хов­ным бо­гом считал­ся Вер­тумн. Сле­дом за ним шла триа­да: Ти­ния, Уни и Мен­рва. Из чис­ла ос­таль­ных бо­жеств Фуф­лунс позд­нее ото­жде­ст­в­лён рим­ля­на­ми с Вак­хом-Дио­ни­сом, Ма­рис – с Мар­сом, Ап­лу – с Апол­ло­ном, Турмс – с Гер­ме­сом и т. д. Осо­бым ав­то­ри­те­том поль­зо­ва­лась га­рус­пи­ци­на – ис­кус­ст­во га­да­ния по пе­че­ни жертвен­ных жи­вот­ных.

На раз­ви­тие эт­рус­ской куль­ту­ры ог­ром­ное влия­ние ока­зы­ва­ли сна­ча­ла древ­ние ци­ви­ли­за­ции Вос­то­ка, за­тем – греч. ми­ра. В свою оче­редь, куль­ту­ра Э. (на­ря­ду с грече­ской) су­ще­ст­вен­но по­влия­ла на фор­ми­ро­ва­ние рим. куль­ту­ры.

Го­ро­да Э., став­шие пер­вы­ми на Апен­нин­ском п-ове, как пра­ви­ло, строи­лись в уда­ле­нии от мо­ря на вы­со­ких ска­ли­стых пла­то, ок­ру­жа­лись ка­мен­ны­ми сте­на­ми, в т. ч. цик­ло­пич. клад­ки, с флан­ки­ро­ван­ной баш­ня­ми ар­кой во­рот; име­лись об­ществ. центр, свя­ти­ли­ща, мо­щёные ули­цы, жи­лые квар­та­лы с ре­гу­ляр­ным пла­ном, во­до­про­во­ды и др. со­ору­же­ния. Жи­лая ар­хи­тек­ту­ра раз­ви­ва­лась от жи­ли­ща вост. ти­па, близ­ко­го бит-хи­ла­ни, до раз­ви­то­го ти­па ат­ри­ум­но­го до­ма. Двор­цо­во-куль­то­вые ком­плек­сы (ре­гии) в Ак­ва­рос­се, Мур­ло, Вел­лет­ри и Ри­ме име­ли пе­ри­стиль­ный двор с хра­мом и ал­та­рём, ок­ру­жён­ные др. по­ме­ще­ния­ми.

Хра­мо­вая ти­по­ло­гия Э. (храм с 3 цел­ла­ми и глу­бо­ким пор­ти­ком, с од­ной цел­лой и ау­ла­ми, 3-цел­ло­вый в ан­тах, про­стиль, ам­фи­про­стиль, пе­рип­тер) рас­про­стра­ня­лась и на Ла­ций.

Ком­плекс древ­ней­ше­го свя­ти­ли­ща со­сто­ял из ог­ра­ды с од­ним вхо­дом, хра­ма, ал­та­ря и пло­щад­ки для га­да­ний, не­ред­ко так­же при­род­ных фе­ти­шей (кам­ни, ис­точ­ни­ки и пр.). К сер. 6 в. для га­да­ний ис­поль­зо­вал­ся глу­бо­кий пор­тик од­но­фа­сад­но­го хра­ма, по­ме­щав­ше­го­ся у зад­ней сте­ны ог­ра­ды свя­щен­но­го уча­ст­ка на вы­со­ком по­диу­ме с ле­ст­нич­ным мар­шем, от­ме­чав­шим ось гл. вхо­да (Пир­ги, Пор­то­нач­чо в Вейи, Ка­ни­чел­ла в Воль­си­нии). Хра­мы ук­ра­ша­лись жи­во­пи­сью и скульп­ту­рой.

Э. соз­да­ли собств. ор­дер ар­хи­тек­тур­ный – тос­кан­ский ор­дер. Дос­ти­же­ни­ем ин­же­не­рии ста­ло изо­бре­те­ние клин­ча­той ар­ки, при­ме­няв­шей­ся при строи­тель­ст­ве мос­тов и гор. во­рот (мост в Вуль­чи, во­ро­та Воль­тер­ры и Пе­ру­сии). Ис­поль­зо­ва­лось тер­ра­ко­то­вое уб­ран­ст­во кров­ли. В хра­мах и ре­ги­ях (в Ак­ва­рос­се, Мур­ло и Ри­ме) ак­ро­те­ри­аль­ные ста­туи (час­то яр­ко рас­кра­шен­ные) по­ме­ща­лись на греб­не кры­ши, на вер­ши­не и кон­цах фрон­то­на (ог­ром­ная квад­ри­га Юпи­те­ра, вен­чав­шая Ка­пи­то­лий­ский храм в Ри­ме).

По­рой ста­туи рас­по­ла­га­лись вдоль кар­ни­за (храм в Це­ре, кон. 6 в. до н. э.).

Для Э. ха­рак­тер­ны по­гре­баль­ные со­ору­же­ния 2 ти­пов: ту­му­лос (ка­мен­ное круг­лое в пла­не зда­ние с по­гре­баль­ны­ми ка­ме­ра­ми, пе­ре­кры­тое лож­ным сво­дом; нек­ро­поль в Чер­ве­те­ри) и скаль­ная или по­лу­скаль­ная гроб­ни­ца с фа­са­дом в ви­де ко­лон­но­го пор­ти­ка или пор­та­ла (Ви­тер­бо, нек­ро­поль в Пьян-ди-Мо­ла).

Изо­бра­зит. иск-во Э. раз­ви­ва­лось под влия­ни­ем ближ­не­во­сточ­ной и др.-греч. куль­тур. В т. н. ори­ен­та­ли­зи­рую­щий пе­ри­од (8–7 вв. до н. э.) по­яв­ля­ет­ся мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра из кам­ня и тер­ра­ко­ты, то­рев­ти­ка и ке­ра­ми­ка, рас­пи­сан­ная в т. н. эт­рус­ско-ко­ринф­ском сти­ле. В из­де­ли­ях из сло­но­вой кос­ти и дра­го­цен­ных ме­тал­лов про­сле­жи­ва­ет­ся вли­яние Ближ­не­го Вос­то­ка, пре­ж­де все­го Си­ро-Па­ле­стин­ско­го ре­гио­на.

«Аполлон из Вей». Терракота. Кон. 6 в. до н.э. Национальный музей этрусков «Вилла Джулия» (Рим). Фото Carole Raddato / flickr.com

В пе­ри­од ар­хаи­ки (6 – нач. 5 вв. до н. э.) ве­ду­щим ви­дом изо­бра­зит. иск-ва ста­но­вит­ся скульп­ту­ра: мо­ну­мен­таль­ные рель­е­фы и ста­туи из тер­ра­ко­ты ук­ра­ша­ют фа­са­ды мно­го­числ. хра­мов (Вейи), двор­цов (Мур­ло) и да­же жи­лых до­мов (Ак­ва­рос­са). Под влия­ни­ем гре­ков из Ко­рин­фа раз­ви­ва­ют­ся цен­тры ме­тал­лур­гич. про­из-ва (Вуль­чи, Воль­си­нии и др. го­ро­да Центр. Ита­лии; напр., брон­зо­вая скульп­ту­ра «Ка­пи­то­лий­ская вол­чи­ца», 1-я четв. 5 в. до н. э., Ка­пи­то­лий­ские му­зеи, Рим). Осо­бую груп­пу со­став­ля­ет по­гре­баль­ная пла­сти­ка, став­шая позд­нее ос­но­вой для иск-ва скульп­тур­но­го порт­ре­та, од­на­ко крыш­ка «Сар­ко­фа­га суп­ру­гов» из Чер­ве­те­ри с тер­ра­ко­то­вы­ми фи­гу­ра­ми воз­ле­жа­щей че­ты (2-я пол. 6 в. до н. э., Нац. му­зей эт­рус­ско­го иск-ва, Рим) де­мон­ст­ри­ру­ет обоб­щён­ные об­ра­зы: рас­ко­сые мин­да­ле­вид­ные гла­за и «ар­хаи­че­ские улыб­ки» вы­да­ют вост.

-греч. влия­ние. К это­му вре­ме­ни от­но­сят­ся рос­пи­си гроб­ниц «Ав­гу­ров», «Охо­ты и рыб­ной лов­ли» в Тар­кви­ни­ях, от­ли­чаю­щие­ся ди­на­ми­кой ком­по­зиции и эф­фект­ным си­лу­эт­ным ри­сун­ком, на­по­ми­наю­щим рос­пи­си эт­рус­ских и др.-греч. ваз.

В эпо­ху клас­си­ки (5–4 вв. до н. э.) про­дол­жа­ет­ся раз­ви­тие в ор­би­те др.-греч. иск-ва: брон­зо­вые ста­туи «Хи­ме­ра» из Арец­цо (Ар­хео­ло­гич. му­зей, Фло­рен­ция) и Мар­са из То­ди (Му­зеи Ва­ти­ка­на, Рим), крыш­ка ур­ны с фи­гу­рой воз­ле­жа­ще­го юно­ши из кол­лек­ции Кам­па­на (Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), тер­ра­ко­то­вый го­рель­еф «Кры­ла­тые ко­ни» (Ар­хео­ло­гич. му­зей, Тар­кви­нии) и др. про­из­ве­де­ния от­ли­ча­ет вы­со­кая сте­пень ху­дож. мас­тер­ст­ва. Ри­сун­ки брон­зо­вых цист из Пре­нес­те и мно­го­числ. зер­кал, фре­ски из гроб­ниц «Трик­ли­ния», «Ле­о­пардов», «Ка­та­фал­ка» и «Чу­до­ви­ща» в Тар­кви­ни­ях де­мон­ст­ри­ру­ют вы­со­кий уро­вень ос­вое­ния ри­сун­ка, ин­те­рес к изо­бра­же­нию ок­ру­жаю­щей сре­ды и про­стран­ст­ва. Пе­ри­од эл­ли­низ­ма (3–1 вв. до н. э.) – вре­мя по­след­не­го рас­цве­та иск-ва Э., пе­ре­даю­ще­го своё на­сле­дие бы­ст­ро­раз­ви­ваю­щей­ся др.-рим. куль­ту­ре; сре­ди дос­ти­же­ний скульп­тур­но­го порт­ре­та – брон­зо­вые го­ло­ва маль­чи­ка, ста­туя Ав­ла Ме­тел­ла (оба – в Ар­хео­ло­гич. му­зее, Фло­рен­ция), бюст т. н. Бру­та (Ка­пи­то­лий­ские му­зеи, Рим).

Ху­дож. куль­ту­ра Э., на­ря­ду с др.-гре­че­ской, по­слу­жи­ла ос­но­вой для ита­лий­ских ар­хи­тек­ту­ры и изо­бра­зит. иск-ва: так, двор­цы-ре­гии, хра­мы и свя­ти­ли­ща, ат­ри­ум­ные до­ма и ку­поль­ные гроб­ни­цы, на­ря­ду с инж. со­ору­же­ния­ми и прин­ци­па­ми гор. пла­ни­ров­ки Э., пе­ре­шли в ар­хи­тек­ту­ру, а скульп­тур­ный порт­рет – в изо­бра­зит. иск-во Древ­не­го Ри­ма.

Раскрыта тайна происхождения загадочных этрусков

27 сентября 2021 16:29 Ольга Мурая

Этрусская скульптура «Сон и Смерть несут тело Сарпедона». 400–380 гг. до н.э.
Фото Daderot/CC0.

До римлян на территории Италии процветала цивилизация этрусков. Последние обладали развитыми технологиями, оставили после себя богатое культурное наследие… и до сих пор не расшифрованный язык. Последнее сильно усложняет изучение их происхождения. Но теперь учёные провели генетический анализ.

Цивилизация этрусков процветала на территории центральной Италии в первом тысячелетии до нашей эры. Этруски оставили богатое культурное наследие и обладали развитыми технологиями, часть которых переняли пришедшие им на смену римляне.

Однако происхождение этрусков долгие годы являлось загадкой для учёных.

Этруски говорили на ныне мёртвом языке не индоевропейского происхождения. И большую часть информации об этрусской цивилизации исследователи почерпнули из работ римских и греческих авторов поздней античности.

Существует две гипотезы о происхождении этрусков. Одну из них выдвинул древнегреческий историк Геродот, который писал, что этруски произошли от переселенцев из Греции, а именно Анатолии и островов Эгейского моря. Об этом свидетельствуют признаки влияния греческой культуры на культуру этрусков.

Другая точка зрения была выдвинута историком Дионисием Галикарнаксским, который предположил, что этрусская цивилизация родилась и развивалась на территории Италии и не испытывала воздействия извне.

Новое исследование палеогенетиков наконец предлагает ответ на вопрос, который не давал покоя учёным на протяжении нескольких веков.

В ходе новой работы международная группа исследователей собрала генетические данные 82 представителей этрусской цивилизации, живших в период с 800 века до нашей эры до 1000 года нашей эры. Поясним, что генетический материал относительно хорошо сохраняется на таких временных отрезках.

В итоге оказалось, что никакой генетической связи этрусков с переселенцами из Анатолии нет. Генетический профиль этрусков говорил об их сходстве с латинами, прародителями римлян. Значительная часть генома этрусков роднит их со степными жителями, пришедшими на территорию центральной Италии в бронзовом веке.

Учитывая, что именно степные народы распространили в регионе языки индоевропейской семьи, на которых сейчас говорят миллиарды людей по всему миру, всё ещё остаётся неясным, как этруски сохранили свой ни на что не похожий язык. Этрусский язык, к слову, не расшифрован до конца и по сей день.

Учёные выяснили, что генетический профиль этрусков оставался достаточно однородным в течение по меньшей мере 800 лет. Иногда в нём встречались гены жителей восточного Средиземноморья, Северной Африки и Центральной Европы.

Однако с началом императорского периода в истории Древнего Рима (27 год до н. э. – 476 год н. э.), в центральной Италии произошёл заметный генетический сдвиг.

Этот сдвиг был последствием масштабного переселения на территорию Рима популяции из восточного Средиземноморья. Скорее всего, это были рабы или солдаты, состоявшие на службе Империи.

Вместе с крахом Римской империи и началом Средневековья в генах жителей центральной Италии стала выделяться североевропейская генетическая линия. Это наблюдение соответствует историческому процессу переселения германских племён на территорию бывшей империи, где они начали основывать собственные варварские королевства.

Со времён раннего Средневековья и по сегодняшний день родословная населения Тосканы, Лацио и Базиликаты оставалась относительно неизменной. Из этого можно сделать вывод, что генофонд современного населения центральной и южной Италии сформировался около тысячи лет назад.

Можно ли считать данные выводы окончательными? Исследователи полагают, что нет. В дальнейшем они планируют найти доказательства своих выводов в ходе дополнительных исследований. Для этого будет изучена более обширная выборка древних ДНК.

Однако полученные данные хорошо совпадают с историческими данными и показывают, как сильно политика Древнего Рима повлияла на генофонд жителей Аппенинского полуострова.

Исследование было опубликовано в издании Science Advances.

Напомним, ранее мы подробно рассказывали о богатом этрусском захоронении в Археологическом парке Вульчи. Писали мы и о том, как генетический анализ помог больше узнать о происхождении жителей Западной Европы.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе «Наука» на медиаплатформе «Смотрим».

наука Италия генетика антропология Древний Рим этруски общество новости

Ранее по теме

  • Люди научились готовить на 600 тысяч лет раньше, чем считалось
  • Каннибалы и любители искусства: какими были древнейшие жители Британии
  • Доисторическая могила младенца поведала трогательную историю
  • Впервые расшифрован геном целой семьи неандертальцев
  • Попрыгать в следе гигантского ленивца: как развлекались дети 11 500 лет назад
  • Новое открытие заставляет полностью пересмотреть историю ранней эволюции человека

Этрусская цивилизация — Энциклопедия всемирной истории

Этрусская цивилизация процветала в центральной Италии между 8-м и 3-м веками до нашей эры. Культура была известна в древности своими богатыми минеральными ресурсами и как крупная торговая сила Средиземноморья. Большая часть его культуры и даже истории была либо уничтожена, либо ассимилирована с культурой его завоевателя, Рима. Тем не менее, сохранившиеся этрусские гробницы, их содержимое и настенные росписи, а также принятие римлянами определенной этрусской одежды, религиозных обрядов и архитектуры являются убедительным свидетельством большого процветания и значительного вклада в средиземноморскую культуру, достигнутого первой великой цивилизацией Италии.

Виллановская культура

Виллановская культура развивалась в железном веке в центральной Италии примерно с 1100 г. до н.э. Название на самом деле вводит в заблуждение, поскольку на самом деле культура этрусков в их ранней форме. Нет никаких доказательств миграции или войн, позволяющих предположить, что эти два народа были разными. Культура Вилланова выиграла от более активной эксплуатации природных ресурсов района, что позволило сформироваться деревням. Дома обычно были круглыми, с плетеными и глинобитными стенами и соломенными крышами с добавлением деревянных и терракотовых украшений; Сохранились модели глиняной посуды, которые использовались для хранения праха умершего. С гарантией регулярных, хорошо управляемых урожаев часть сообщества могла посвятить себя производству и торговле. О важности лошадей свидетельствуют многочисленные находки бронзовых конских удил на больших виллановских кладбищах, расположенных недалеко от их поселений. Примерно к 750 г. до н.э. виллановская культура стала собственно этрусской культурой, и многие из виллановских памятников продолжали развиваться как крупные этрусские города. Теперь этруски были готовы зарекомендовать себя как одна из самых успешных групп населения древнего Средиземноморья.

Удалить рекламу

Реклама

Этрусские города были независимыми городами-государствами, связанными друг с другом только общей религией, языком и культурой в целом.

Этрурия

Этрусские города были самостоятельными городами-государствами, связанными друг с другом только общей религией, языком и культурой в целом. Географически простираясь от реки Тибр на юге до частей долины реки По на севере, основные этрусские города включали Черветери (Цисра), Кьюзи (Клевсин), Популония (Пуплона), Тарквиния (Таркуна), Вейи (Вей), Ветулония. (Ветлуна) и Вульчи (Велч). Города развивались независимо, поэтому инновации в таких сферах, как производство, искусство и архитектура, управление государством происходили в разное время и в разных местах. Вообще говоря, прибрежные районы с их более тесным контактом с современными культурами развивались быстрее, но в конечном итоге передали новые идеи во внутренние районы Этрурии. Тем не менее этрусские города по-прежнему развивались по-своему, и в одном городе очевидны существенные отличия от другого.

Этрусская цивилизация

Норман-Эйнштейн (GNU FDL)

Процветание было основано на плодородных землях и улучшенных сельскохозяйственных орудиях, позволяющих лучше их использовать; богатые местные минеральные ресурсы, особенно железо; производство металлических инструментов, гончарных изделий и изделий из драгоценных материалов, таких как золото и серебро; и торговая сеть, которая соединяла этрусские города друг с другом, с племенами на севере Италии и через Альпы, а также с другими морскими торговыми народами, такими как финикийцы, греки, карфагеняне и Ближний Восток в целом. В то время как рабы, сырье и промышленные товары (особенно греческая керамика) были импортированы, этруски экспортировали железо, свою местную глиняную посуду и продукты питания, особенно вино, оливковое масло, зерно и кедровые орехи.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Исторический обзор

С расцветом торговли с 7 века до н.э. культурное влияние последующего увеличения контактов между культурами также стало более глубоким. Ремесленники из Греции и Леванта поселились в эмпориях — полунезависимых торговых портах, возникших на Тирренском побережье, наиболее известным из которых был Пиргри, один из портов Черветери. Пищевые привычки, одежда, алфавит и религия — вот лишь некоторые из областей, в которых греческие и ближневосточные народы трансформировали этрусскую культуру в так называемый период «ориентализации».

этрусских города объединились с Карфагеном, чтобы успешно защитить свои торговые интересы от греческого военно-морского флота в битве при Алалии (также известной как битва в Сардинском море) в 540 г. до н.э. Господство этрусков на морях и в морской торговле вдоль итальянского побережья было таким, что греки неоднократно называли их негодяями-пиратами. Однако в V веке до н. Хуже было, когда сиракузский тиран Дионисий I решил напасть на этрусское побережье в 384 г. до н.э. и разрушить многие этрусские порты. Эти факторы в значительной степени способствовали потере торговли и последующему упадку многих этрусских городов, наблюдаемых с 4 по 3 века до нашей эры.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Этрусский бронзовый воин

Метрополитен-музей (авторское право)

Внутренняя война этрусков, по-видимому, изначально следовала греческим принципам и использованию гоплитов — в бронзовом нагруднике, коринфском шлеме, поножах на ногах и большом круглом щите — развернутых в виде статической фаланги, но с 6 века до н. , большее количество меньших круглых бронзовых шлемов предполагает более мобильную войну. Хотя в этрусских гробницах было обнаружено несколько колесниц, вполне вероятно, что они предназначались только для церемониального использования. Чеканка монет V века до нашей эры предполагает, что наемники использовались в войне, как и во многих современных культурах. В том же веке многие города построили обширные крепостные стены с башнями и воротами. Все эти события указывают на новую военную угрозу, и она придет с юга, где вот-вот должна была быть построена великая империя, начиная с завоевания этрусков. Рим вышел на тропу войны.

Начиная с 6 века до н.э. большее количество меньших круглых бронзовых шлемов предполагает более мобильную войну.

В 6 веке до н.э. некоторые из первых римских царей, хотя и легендарные, были из Тарквинии, но к концу 4 века до н.э. Рим уже не был меньшим соседом этрусков и начал играть мускулами. Кроме того, делу этрусков никоим образом не помогли вторжения с севера кельтских племен с 5 по 3 века до нашей эры, даже если они иногда были их союзниками против Рима. За этим последуют около 200 лет прерывистой войны. Мирные договоры, союзы и временные перемирия перемежались сражениями и осадами, такими как 10-летнее нападение Рима на Вейи в 406 г. до н. э., осада Кьюзи и битва при Сентинуме в 29 г.5 г. до н.э. В конце концов, профессиональная армия Рима, его более высокие организационные навыки, превосходящие силы и ресурсы, а также критическое отсутствие политического единства среди этрусских городов означали, что победитель мог быть только один. 280 г. до н.э. был знаменательным годом, когда, среди прочего, пали Тарквиния, Орвието и Вульчи. Черветери пал в 273 г. до н. э., одним из последних, кто устоял против безжалостного распространения того, что быстро становилось Римской империей.

Удалить рекламу

Реклама

Римляне часто вырезали и продавали в рабство побежденных, основывали колонии и вновь заселяли области ветеранами. Конец, наконец, наступил, когда многие этрусские города поддержали Мариуса в гражданской войне, которую выиграл Сулла, который быстро разграбил их снова и снова в 83 и 82 годах до нашей эры. Этруски романизировались, их культура и язык уступили место латыни и латыни, их литература была уничтожена, а их история стерта с лица земли. Потребовалось 2500 лет и почти чудесное открытие нетронутых гробниц, наполненных изысканными артефактами и украшенных яркими настенными росписями, прежде чем мир понял, что было потеряно.

Сцена битвы, Могила Франсуа, Вульчи

Янн Забыть (общественное достояние)

Правительство и общество

Раннее правление этрусских городов было основано на монархии, но позже превратилось в правление олигархии, которая контролировала и доминировала над всеми общественными должностями и народным собранием граждан там, где они существовали. Единственным свидетельством политической связи между городами является ежегодное собрание этрусского союза. Это тело, о котором мы почти ничего не знаем, за исключением того, что 12 или 15 самых важных городов послали старейшин для встречи, в основном в религиозных целях, в святилище под названием Fanum Voltumnae, местонахождение которого неизвестно, но, вероятно, оно находилось недалеко от Орвието. Существует также достаточно свидетельств того, что этрусские города время от времени воевали друг с другом и даже вытесняли население из меньших поселений, что, без сомнения, является следствием конкуренции за ресурсы, которая была вызвана как ростом населения, так и желанием контролировать все более прибыльные торговые пути.

Этрусское общество имело различные уровни социального статуса от иностранцев и рабов до женщин и мужчин-граждан. Мужчины из определенных клановых групп, по-видимому, играли ключевые роли в сферах политики, религии и правосудия, и членство в клане, вероятно, было важнее, чем даже то, из какого города он прибыл. Женщины пользовались большей свободой, чем в большинстве других древних культур, например, они могли наследовать собственность по собственному праву, даже если они все еще не были равны мужчинам и не могли участвовать в общественной жизни, кроме социальных и религиозных мероприятий.

Удалить рекламу

Реклама

Этрусская религия

Религия этрусков была политеистической с богами для всех тех важных мест, объектов, идей и событий, которые, как считалось, влияли или контролировали повседневную жизнь. Во главе пантеона стоял Тин, хотя, как и большинство подобных фигур, вероятно, не считалось, что он сильно интересуется мирскими человеческими делами. Для этого существовали всевозможные другие боги, такие как Танур, богиня рождения; Айта, бог подземного мира; и Усил, бог Солнца. Национальным этрусским богом, по-видимому, был Вельта (он же Велтун или Вольтумна), который был тесно связан с растительностью. Меньшие фигуры включали крылатых женщин, известных как Вант, которые кажутся вестниками смерти, и героев, среди которых Геракл, который, наряду со многими другими греческими богами и героями, был усыновлен, переименован и изменен этрусками, чтобы сидеть рядом со своими собственными божествами. .

Этрусская модель печени для гадания

Ян ван дер Краббен (CC BY-NC-SA)

Двумя главными чертами религии были гадание (чтение предзнаменований по птицам и погодных явлений, таких как удары молнии) и гаруспия (исследование внутренностей принесенных в жертву животных для предсказания будущих событий, особенно печени). То, что этруски были особенно набожны и озабочены судьбой, судьбой и тем, как на нее положительно повлиять, было отмечено древними авторами, такими как Ливий, который классно описал их как «нацию, преданную больше всех других религиозным обрядам» (Haynes, 268). Священники обращались к своду (теперь утерянных) религиозных текстов, называемых Этруска дисциплина . Тексты были основаны на знаниях, данных этрускам двумя божествами: мудрым младенцем Тагесом, внуком Тина, который чудесным образом появился с поля в Тарквинии, когда его вспахивали, и нимфой Вегоей (Векуи). Etrusca disciplina диктовали, когда следует проводить определенные церемонии, и раскрывали значение знаков и предзнаменований.

Такие церемонии, как жертвоприношения животных, выливание крови в землю, музыка и танцы обычно происходили вне храмов, построенных в честь определенных богов. Обычные люди оставляли подношения на этих храмовых площадках, чтобы поблагодарить богов за оказанную услугу или в надежде получить ее в ближайшем будущем. Вотивные приношения, помимо продуктов питания, обычно представляли собой гончарные сосуды с письменами и статуэтки или бронзовые статуэтки людей и животных. Амулеты носили, особенно дети, по той же причине и для защиты от злых духов и неудач. Наличие в этрусских гробницах как драгоценных, так и бытовых предметов является показателем веры в загробную жизнь, которую они считали продолжением жизни человека в этом мире, подобно древним египтянам. Если настенные росписи во многих гробницах являются показателем, то следующая жизнь, по крайней мере, для тех обитателей, началась с воссоединения семьи и перешла в бесконечный круговорот приятных банкетов, игр, танцев и музыки.

Удалить рекламу

Реклама

Этрусская архитектура

Самыми амбициозными архитектурными проектами этрусков были храмы, построенные на священном участке, где они могли делать подношения своим богам. Начиная с храмов, построенных из высушенного сырцового кирпича с деревянными столбами и соломенными крышами, к ок. 600 г. до н.э. постепенно превратились в более прочные и внушительные сооружения с использованием камня и тосканских колонн (с основанием, но без каннелюр). В каждом городе было по три главных храма, как это было предписано Этруска дисциплина . Как и греческие храмы по дизайну, они отличались тем, что обычно только переднее крыльцо имело колонны, и они простирались дальше наружу, чем те, что были спроектированы греческими архитекторами. Другими отличиями были более высокая базовая платформа, трехкомнатная целла внутри, боковой вход и большие терракотовые украшения на крыше. Эти последние были впервые замечены в зданиях виллановской культуры, но теперь стали гораздо более экстравагантными и включали скульптуры в натуральную величину, такие как шагающая фигура Аполлона из ок. 510 г. до н. э. Храм Портоначчо в Вейи.

Модель этрусского храма

Кэрол Раддато (CC BY-SA)

Частные дома начала 6 века до н.э. имеют несколько смежных комнат, иногда с холлом и частным двором, все на одном этаже. Крыши двускатные и поддерживаются колоннами. У них был атриум, открытый к небу вестибюль в центре и с неглубоким бассейном на полу посередине для сбора дождевой воды. Напротив была большая комната с очагом и цистерной, а также боковые комнаты, включая помещения для слуг.

Некоторые круглые гробницы огромны и достигают 40 метров в диаметре.

Погребальные обычаи этрусков ни в коем случае не были одинаковыми по всей Этрурии или даже во времени. Общее предпочтение кремации в конечном итоге уступило место погребению, а затем снова кремации в эллинистический период, но некоторые места менялись медленнее. Погребение членов одной и той же семьи на протяжении нескольких поколений в больших засыпанных землей гробницах или в небольших квадратных постройках над землей, по сути, является величайшим архитектурным наследием этрусков. Некоторые круглые гробницы достигают 40 метров в диаметре. У них есть выступающие или куполообразные потолки, и часто к ним ведет выложенный камнем коридор. Кубические структуры лучше всего видны в некрополе Banditaccia в Черветери. Каждая имеет один дверной проем, а внутри стоят каменные скамьи, на которых клали усопших, резные алтари, иногда ставились каменные сиденья. Построенные ровными рядами гробницы свидетельствуют о большей заботе о градостроительстве того времени.

Искусство этрусков

Без сомнения, величайшим художественным наследием этрусков являются их великолепные настенные росписи гробниц, которые дают уникальный и красочный взгляд на их затерянный мир. Только 2% гробниц были расписаны, что говорит о том, что такую ​​роскошь могла позволить себе только элита. Картины наносятся либо непосредственно на каменную стену, либо на тонкий базовый слой штукатурки, при этом художники сначала рисуют контуры мелом или углем. Использование затенения минимально, но цветовых оттенков много, так что изображения ярко выделяются. Самая ранняя датируется серединой 6 века до нашей эры, но темы остаются неизменными на протяжении веков с особой любовью к танцам, музыке, охоте, спорту, процессиям и обеденным сценам. Иногда есть также исторические сцены, такие как сражения, изображенные в гробнице Франциска в Вульчи. Картины дают нам не только представление о повседневной жизни этрусков, их привычках в еде и одежде, но также раскрывают социальные отношения, особенно к рабам, иностранцам и женщинам. Например, присутствие замужних женщин на банкетах и ​​попойках (на что указывают сопутствующие надписи) показывает, что они имели более равный социальный статус со своими мужьями, чем в других древних культурах того периода.

Танцоры, Гробница Триклиния, Тарквиния

Йоркский проект (общественное достояние)

Керамика была еще одной областью знаний. Bucchero — это местная керамика Этрурии, имеющая характерную почти черную глянцевую поверхность. Произведенный в начале 7 века до нашей эры, этот стиль часто имитировал бронзовые сосуды с тиснением. Популярные формы включают миски, кувшины, чашки, посуду и антропоморфные сосуды. Изделия Bucchero обычно помещали в гробницы и широко экспортировали по всей Европе и Средиземноморью. Еще одной более поздней специализацией было производство терракотовых погребальных урн, на крышке которых была вылеплена фигура усопшего в натуральную величину в натуральную величину. Они были нарисованы, и хотя иногда несколько идеализированы, тем не менее представляют собой реалистический портрет. Стороны этих квадратных урн часто украшены рельефной скульптурой, изображающей сцены из мифологии.

Работа из бронзы была еще одной этрусской специальностью, восходящей к виллановскому периоду. В материале изготавливались всевозможные предметы быта, но рука художника лучше всего видна в небольших статуэтках и особенно в бронзовых зеркалах, которые были украшены гравированными сюжетами, опять же, обычно из мифологии. Наконец, масштабная металлическая скульптура была изготовлена ​​исключительного качества. Сохранилось очень мало примеров, но те, что сохранились, особенно Химера из Ареццо, свидетельствуют о воображении и мастерстве этрусского художника.

Этрусское наследие

Римляне не только отобрали у соседей, сколько могли, земли и сокровища, но и украли немало идей у ​​этрусков. Римляне переняли этрусскую практику гадания (которая сама по себе является адаптацией ближневосточной практики) вместе с другими чертами этрусской религии, такими как ритуалы основания новых городов и раздела территорий, что они получат широкие возможности для практики по мере расширения своей империи. Кроме того, этрусские предсказатели и прорицатели стали основными членами элитных семей и армейских частей, признанных средиземноморскими экспертами в таких вопросах.

Тосканская колонна, арочные ворота, частная вилла с атриумом, гробницы с нишами для нескольких погребальных урн и масштабные храмы на впечатляющих приподнятых ступенчатых платформах — все это элементы этрусской архитектуры, которые римляне переняли и адаптировали. Другие культурные влияния включают победное шествие, которое впоследствии стало римским триумфом, и этрусское одеяние белого, пурпурного или с красной каймой, которое впоследствии стало римской тогой. Наконец, в языке этруски передали много слов своим преемникам в Италии, и через свой алфавит, который сам был адаптирован из греческого, они оказали влияние на североевропейские языки, создав руническое письмо.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Откуда пришли древние этруски? | Умные новости

Ранние этруски обладали глубокими познаниями в области искусства, земледелия и металлургии, что побудило некоторых историков полагать, что цивилизация зародилась в другом месте, прежде чем обосноваться на территории нынешней Италии. Анализ ДНК показывает, что они на самом деле были местными жителями. Общественное достояние через Wikimedia Commons

До славы Рима этруски правили большей частью нынешней Италии. Некоторые из первых царей Рима были выходцами из Этрурии, и этруски, возможно, основали город-государство, которое веками доминировало над большей частью известного мира.

Эта ранняя цивилизация с уникальным и до сих пор малоизвестным языком существенно отличалась от других обществ железного века, обладая сложными знаниями в области земледелия, металлообработки и скульптуры, которые оказали сильное влияние на древнегреческую и римскую культуру.

«Первая известная сверхдержава Западного Средиземноморья», по словам Бена Тернера из Live Science , этруски процветали веками, но были завоеваны римлянами в третьем веке до нашей эры. и полностью ассимилировались Римской республикой к 90 г. до н. э.

На протяжении поколений исследователи задавались вопросом, кто такие этруски и откуда они пришли. Еще в пятом веке до нашей эры греческий историк Геродот писал, что загадочный народ сначала жил в далекой стране, а затем переселился на итальянский полуостров.

Этрусская цивилизация зародилась в северной Италии, на территории нынешней Тосканы, а затем распространилась на другие части итальянского полуострова. Мишель О’Рейли, MPI SHH

Теперь, сообщает Ариэль Давид для Haaretz , масштабное генетическое исследование подтвердило происхождение этрусков, предполагая, что они были местными, и доказывая, что Геродот ошибался. Новый анализ ДНК, основанный на анализе 82 человек, живших между 800 г. до н. э. и 1000 г. н.э., показывает, что эти древние люди имели многие из тех же генов, что и их римские соседи. Исследователи собрали генетические образцы скелетов, найденных в бывшем регионе Этрурия, который охватывал Тоскану в северной Италии и центральную часть полуострова, а также остров Корсика.

Как пишут авторы исследования в журнале Science Advances , «местный генофонд в значительной степени сохранялся на протяжении первого тысячелетия до нашей эры». Это открытие резко изменилось во времена Римской империи, когда имперская экспансия вызвала включение населения со всего Средиземноморья.

«Этот огромный генетический сдвиг в имперские времена превращает итальянцев из людей, прочно вписанных в генетическое облако Европы, в генетический мост между Средиземноморьем и Ближним Востоком», — ведущий автор Козимо Пост, генетик из Тюбингенского университета в Германии, рассказывает Гаарец .

Более ранние археологические и генетические исследования показали, что Италия была первоначально заселена около 8000 лет назад людьми, мигрировавшими из Европы каменного века, а затем из евразийских степей и Анатолии.

«Этруски выглядят неотличимыми от латиноамериканцев, и они также имеют большую долю степных предков», — говорит Пост Эндрю Карри из журнала Science .

Язык этой цивилизации, по большей части не поддающийся расшифровке, заметно отличается от языка других обществ той эпохи, но имеет некоторые общие черты с греческим, включая похожие алфавиты; действительно, Геродот однажды предположил, что этруски на самом деле были древними греками из Анатолии.

По словам Мишель Старр из Science Alert , новое исследование предполагает, что этрускам удалось противостоять поглощению более поздними миграциями индоевропейских народов и сохранить свой уникальный язык — по крайней мере, на какое-то время.

Это языковое постоянство в сочетании с генетическим оборотом ставит под сомнение простое предположение о том, что гены равны языкам.

«Обычно, когда приходит индоевропейский язык, он вытесняет языки, существовавшие раньше», — говорит соавтор исследования Гус Кроонен, лингвист из Лейденского университета в Нидерландах. 0085 Наука . «Так почему же этруски говорят на неиндоевропейском языке?»

Тот факт, что этруски смогли сохранить свой язык, несмотря на волны более поздней миграции, свидетельствует о силе их культуры. Исследование предполагает, что древнее общество передало языковые характеристики другим цивилизациям, которые позже возникли на итальянском полуострове.

«Эта лингвистическая устойчивость в сочетании с генетическим оборотом бросает вызов простым предположениям о том, что гены равны языкам», — говорит в своем заявлении соавтор исследования Дэвид Карамелли, антрополог из Университета Флоренции в Италии.

Он добавляет, что это «предполагает более сложный сценарий, который мог включать ассимиляцию ранних носителей италийского языка этрусским говорящим сообществом, возможно, в течение длительного периода смешения во втором тысячелетии до нашей эры».

Хотя язык просуществовал столетия после распада общества, Этрурия в конце концов была поглощена Римом. Позже этрусский язык и культура также исчезли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *