В Эрмитаж приехала жемчужина Лувра. Мадонна Рафаэля прогостит два месяца — 16 июля 2021
Афиша Plus
Выставки
16 июля 2021, 17:03
обсудить«Прекрасная садовница», или «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», Рафаэля Санти наконец добралась до Эрмитажа и станет доступна для осмотра с 21 июля. Выставку одного шедевра откроют в Аполлоновом зале. Произведение, считающееся одной из жемчужин Лувра, можно будет увидеть своими глазами в течение двух месяцев — до 19 сентября.
Картина должна была прибыть в Петербург еще в декабре 2020 года, чтобы стать частью выставки «Линия Рафаэля. 1520–2020». Однако доехать вовремя шедевру помешали ограничения, связанные с коронавирусом. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал приезд знаменитой картины «символом верности музейного сообщества своим обещаниям даже в условиях форс-мажора». «Мы благодарны братскому Лувру за возможность любоваться «Прекрасной садовницей» в эрмитажном стиле — уединенно», — сказал он.
Фото: фото с сайта https://ru.wikipedia.org/Поделиться
«Прекрасная садовница» (таким названием ее наделил коллекционер и знаток искусства Пьер Жан Мариетт в 1720 году, до этого ее неофициально называли «Мария в платье крестьянки») была написана в 1507 или 1508 году во Флоренции. Ее заказчик неизвестен (возможно, им был секретарь папы Льва Х). Полотно не было дописано Рафаэлем, по основной версии, из-за его поспешного отъезда в Рим, и темный синий мафорий (длинное женское покрывало) дописал близкий друг художника Ридольфо Гирландайо.
Поделиться
Композиция картины вобрала в себя и традиции в изображении Марии — в частности, цвета ее одежды, нимбы над головами детей. Но в то же время более свободный характер передачи образа (накидка — ниспадает, показывая прозрачную вуаль на волосах) по-новому преподносит зрителю библейских персонажей. Растения, изображенные с высокой точностью, имеют символические значения: фиалки означают смирение Марии, водосбор (аквилегия) — страсти Христовы, клубника — райский плод.
По теме
- Эрмитаж с 1 сентября меняет схему осмотра экспозиций, открыв новые залы
01 сентября 2021, 12:04
- Эрмитаж объявил о превращении «Чёрного квадрата» в NFT и времени первой выставки
20 августа 2021, 20:02
- Эрмитаж готовит «Флору». «Фонтанка» посмотрела, как «оживают» произведения в закрытом музее
11 июля 2021, 17:17
- Ренуар с Ван Гогом на полгода уехали на Урал: в Екатеринбурге открыли филиал Эрмитажа
02 июля 2021, 12:48
- «Исключительно для петербуржцев». Как выглядит новая экспозиция Эрмитажа на месте импрессионистов
30 мая 2021, 21:13
- Эрмитаж покажет уникальное искусство Умбрии и Тосканы
17 мая 2021, 13:26
- «Здесь есть лючок…» Эрмитаж открыл для публики церковь, где реставрировали «Данаю»
05 мая 2021, 19:53
УДИВЛЕНИЕ0
ПЕЧАЛЬ0
Комментарии 0
Пока нет ни одного комментария.
Добавьте комментарий первым!
добавить комментарийПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
- ВКонтакте
- Телеграм
- Яндекс.Дзен
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости СМИ2
сообщить новость
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.
- Группа вконтакте
Новости компаний
КомментарииНовости компаний
Когда музей закрыт. Петербуржцев приглашают на концерты в Манеж
МТС представляет серию музыкальных концертов и аудиовизуальных перфомансов в рамках проекта МТС Live Sessions(16+), которые пройдут в ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге. В пространстве одного из крупнейших выставочных залов России выступят Тося Чайкина, POLE и Zventa Sventana. Проект «МТС Live Sessions» нацелен на знакомство массового зрителя с многогранностью и разнообразием музыкальных жанров и других форм искусства через живые выступления артистов на известных творческих площадках Москвы и Санкт-Петербурга. Вот уже второй раз проект проходит…
20 и 21 сентября – «Турандот» и «Золушка» Ростовского музыкального театра на сценах Мариинского театра
С 20 по 22 сентября в Санкт-Петербурге состоятся Дни культуры Ростовской области. В честь 85-летия, которое в этом году отмечает Ростовская область, ведущие учреждения культуры Дона представят свое творчество на одних из крупнейших площадках Северной столицы. В Мариинском театре две свои яркие премьеры покажет Ростовский музыкальный театр. Оперу «Турандот» Дж.Пуччини ростовчане покажут 20 сентября на сцене Маринский-2. В ростовской постановке задействованы видеопроекция и LED-экраны, неон, мобильные двухуровневые декорации, футуристичные. ..
Заслуженный коллектив России исполнит две великие симфонии ХХ века
7 и 13 февраля в Большом зале Петербургской филармонии Заслуженный коллектив России выступит под управлением народного артиста России Николая Алексеева. Прозвучат две великие симфонии XX века — Девятая Густава Малера и Пятая Дмитрия Шостаковича. Концерт Заслуженного коллектива 7 февраля входит в цикл «Филармония — 100. История в зеркале десятилетий», посвященный 100-летию Петербургской филармонии, которое она отмечает в 2021 году. Цикл объединяет программы знаменитых дирижеров, исполненные в разное время в Большом зале. 7 февраля прозвучат…
ТОП 5
1Дела не будет — Григорий Лепс заплатил извинениями. Петербуржец их принял, деньги тоже
179 887
852Желтый уровень опасности в Петербурге: фото и видео из эпицентра снежного шторма
76 177
293Шторму — быть. Главный синоптик Петербурга рассказал, с чего начнется рабочая неделя
57 182
84ОРВИ идет в атаку. «Фонтанка» показывает постановление, которое возвращает в Петербурге масочный режим
48 118
255Пранк, который вышел из-под контроля. Что за кротовуха, о которой все говорят, и можно ли ее попробовать
47 929
14Новости компаний
Рафаэль Санти: Сикстинская Мадонна и Лоджии Ватикана
«Святое семейство» Рафаэля в залах ЭрмитажаОсобое почитание Рафаэля началось в России в XVIII веке при формировании коллекции Эрмитажа. Екатерина II — основательница коллекции Эрмитажа разбиралась в живописи, желала иметь у себя в России все самое лучшее. Не смотря на то, что она не выезжала за пределы своей страны, пожелала иметь копию ватиканских лоджий Рафаэля.
Лоджии Рафаэля в Эрмитаже (Санкт-Петербург)Мастерская Рафаэля начала в 1518 году роспись Лоджий Ватикана. Длинная галерея (65 метров) разделена на 13 частей. В каждой из них изображены по 4 эпизода Ветхого и Нового заветов. Лоджии Ватикана были расписаны учениками Рафаэля по эскизам и под наблюдением самого художника. Спустя три с половиной столетия, по указу российской императрицы архитекторы и художники обмеряли и копировали оригинальные лоджии и с течением времени в Санкт-Петербурге была сделана копия части Папского дворца в Ватикане. Надо отметить, что та часть Папского дворца, где расположена лоджии Рафаэля в данный момент закрыты для посещения туристами. В Эрмитаже любой купивший билет в музей может насладиться легкостью и изяществом галереи, копирующей замысел и творение Рафаэля.
Лоджии Рафаэля в Эрмитаже (Санкт-Петербург)Рафаэль был любим А.С. Пушкиным, хотя поэт не был в Италии и мог видеть работы художника только в Эрмитаже. В своем творчестве поэт сравнивал своих возлюбленных с мадоннами Рафаэля. Из классиков литературы самым большим приверженцем художника был Ф.М. Достоевский. Он много путешествовал и подолгу жил в Европе. Копия Сикстинской мадонны висела в доме Ф.М. Достоевского. Писатель восхищался работой Рафаэля.
Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Кузнечном переулке (Санкт-Петербург). На стене расположен фрагмент «Сикстинской мадонны»Идеально прекрасная молодая женщина с младенцем-Богом на руках, которого она отдает в искупление человеческих грехов. Взгляд Мадонны, направленный сквозь зрителя, полон скорбного предвидения трагической судьбы сына (взор которого также недетски серьезен). Жена Ф.М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».
Ясная поляна. Кабинет Л.Н. Толстого. На стене расположены фрагменты «Сикстинской мадонны»В усадьбе Ясная поляна, у Л. Н. Толстого так же висела копия «Сикстинской Мадонны».
В середине XIX века первый директор музея Эрмитаж приобрел «Мадонну Конестабиле» Рафаэля. Это одно из самых ранних произведений Рафаэля. Свою прелестную «Мадонну Конестабиле» Рафаэль поместил в круг — символ совершенства и бесконечности. Великолепна и сама рама обрамляющая картину, она была изготовлена по рисункам Рафаэля. Художник написал картину в 20-летнем возрасте. Император Александр II приобрел ее у семьи графа Конестабиле из города Перуджа в 1871 году.
Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504. Эрмитаж (Санкт-Петербург)В России сегодня представлены две картины Рафаэля Санти – «Мадонна Конестабиле» и «Святое семейство», обе в коллекции Эрмитажа. Когда-то их было больше. В конце 1920х годов в начале 30х годов в связи с голодом в стране многие шедевры музея Эрмитаж были проданы за рубеж. В связи с этим картины Рафаэля «Святой Георгий» и «Мадонна Альба» сейчас находятся в Вашингтонской Национальной галерее искусств.
«Святое семейство» (или «Мадонна с безбородым Иосифом»). Изображение Святого семейства: Марии, Иосифа и младенца — были в Европе очень популярны. Картина много раз неудачно реставрировалась, в связи с этим ее не смогли продать в начале ХХ века за рубеж.
«Святое семейство» Рафаэля в залах ЭрмитажаСтатья о картинах Рафаэля на выставке «Рафаэль. Поэзия образа» в ГМИИ имени Пушкина (Москва, улица Волхонка) расположена в этой статье: 8 картин Рафаэля Санти в ГМИИ
Статья о картинах Рафаэля на выставке шедевров Пинакотеки Ватикана расположена здесь: Рафаэль и кровавая история картин на выставке в России
Драгоценностей Эрмитажа — Путеводитель Экскурсии
Эрмитаж входит в «высшую Лигу» музейных сокровищ мира. В его коллекции — три миллиона экспонатов, и большая коллекция, начатая Екатериной Великой, пополняется и по сей день. Предлагаем небольшую экскурсию по Эрмитажу и 10 картин, которые обязательно нужно увидеть.
Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Бенуа)
Италия, 1478-1480
Второе название происходит от имени владельцев картины. При каких обстоятельствах творчество великого Леонардо попало в Россию, до сих пор неизвестно. Существует легенда, что семья Бенуа купила его у бродячего цирка. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества — Бенуа) по наследству от отца. В 1914 году Эрмитаж приобрел у нее эту картину. Однако после революции, в трудные 1920-е и 30-е годы, советское правительство едва не продало ее министру финансов США, страстному коллекционеру Эндрю Меллону. Искусствоведам, выступавшим против продажи, повезло: сделка сорвалась.
Рафаэль. Мадонна с младенцем (Conestabile Madonna)
Италия, около 1504
«Мадонна с младенцем» — одно из ранних произведений Рафаэля, написанное хоть и не так мастерски, как остальные его работы, но с большим чувством. Александр II приобрел картину в Италии у графа Конестабиле для своей любимой жены Марии Александровны. В 1870 году этот подарок обошелся императору в 310 тысяч франков. Продажа картины Рафаэля возмутила местную публику, но у итальянского правительства не было средств, чтобы купить картину у владельца. Имущество императрицы тут же было выставлено в здании Эрмитажа.
Тициан. Даная.
Италия, около 1554 года
Картина Тициана, приобретенная Екатериной Великой в 1772 году. Картина написана по мотивам мифа, в котором царь Акрисий предсказал, что погибнет от руки собственного внука, и для предотвращения это, он заключил в тюрьму свою дочь Данаю, она была в темнице. Однако находчивый бог Зевс все же проник в нее в виде золотого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея.
Екатерина II была просвещенным монархом, обладала прекрасным вкусом и знала, что покупать в свою коллекцию. В Эрмитаже есть еще несколько картин с похожим сюжетом. Например, «Даная» Фервиля и «Даная» Рембрандта.
Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Апостолы Петр и Павел
Испания, 1587-1592
Картина подарена музею в 1911 году Петром Дурново. До этого за несколько лет до этого Дурнов показал ее на выставке Императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным художником, говорили как о гении. В этом полотне живописец, всегда далекий от европейского академизма, был особенно близок к византийской иконописной традиции. Он пытался передать духовный мир и характеры апостолов. Павел (в красном) напорист, решителен и уверен, а Петр, наоборот, сомневается и колеблется… Считается, что в образе Поля Эль Греко запечатлел себя. Но исследователи до сих пор спорят об этом.
Караваджо. Юноша с лютней
Италия, 1595-1596
Караваджо — известный мастер барокко, превративший своими «похоронами» свет в сознание нескольких поколений европейских художников. В России хранится только одна его работа, написанная художником в ранние годы. Для картин Караваджо характерен некий драматизм, есть он и в «Лютне». В нотную тетрадь, изображенную на столе, записана популярная в то время мелодия мадригала Джейкоба Аркадельта «Ты знаешь, что я люблю тебя». Треснувшая лютня в руках молодого человека – символ несчастной любви. Полотно было приобретено Александром I в 1808 году.
Питер Пауль Рубенс. Портрет горничной инфанты Изабеллы
Фландрия, середина 1620-х годов
Несмотря на название, считается, что это портрет дочери художника — Клары Серены, умершей в возрасте 12 лет. был создан уже после смерти девушки. Художник тонко написал и пушистые волосы, и нежную кожу, и задумчивый взгляд, от которого невозможно отвести взгляд. Перед зрителем возникает одухотворенный и поэтичный образ.
Картина в собрание Эрмитажа была приобретена Екатериной II в 1772 году.
Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына
Голландия, около 1668
Одна из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта, купленная Екатериной II в 1766 году. Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей жизни: первые рисунки и офорты на эту тему он создал в 1630-40 годах, а к картине взялся в 1660 году. Рембрандт стал источником вдохновения для других творческих личностей. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен был впечатлен этим произведением и написал оперу. А режиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» в одной из финальных сцен «Соляриса».
Эдгар Дега. Конкорд (Виконт ЛеПик с дочерьми пересекает площадь Согласия)
Франция, 1875
Картина «Площадь Согласия» была перевезена в Россию после Второй мировой войны из Берлина — где хранилась в частной коллекции. Полотно интересно тем, что, с одной стороны, это портрет, а с другой — типичная жанровая зарисовка импрессионистов из жизни города. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Луи Лепика, вместе с двумя его дочерьми. Многофигурный портрет до сих пор хранит немало загадок. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах была создана картина. Искусствоведы предполагают, что произведение было написано в 1876 году и не на заказ. Другой подобной картины ни до, ни после художник не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал все тому же холст графу ЛеПику и до конца XIX века не знал об этом. После падения Берлина в 1945 г. шедевр в числе прочих «трофейных» работ был отправлен в Советский Союз и находился в Эрмитаже.
Анри Матисс. Танец
Франция, 1909-1910
Картина выполнена по заказу Сергея Щукина, известного русского коллекционера французской живописи XIX — начала XX века. Композиция написана на тему Золотого века человечества, а потому на ней изображены не конкретные люди, а символические образы. Матисса вдохновляли народные танцы, которые, как известно, хранят в себе ритуал языческого действа. Ярость античной вакханалии Матисс воплотил в сочетании чистых цветов — красного, синего и зеленого. Как символы Человека, Неба и Земли. Картина была передана в Эрмитаж из московского собрания Государственного музея нового западного искусства в 1948.
Василий Кандинский. Композиция VI
Германия, 1913 год
В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского. «Композиция VI» была создана в Мюнхене в мае 1913 года — за год до начала Первой мировой войны. Динамичная яркая картина написана свободными и размашистыми мазками. Изначально Кандинский хотел назвать его «Всемирный потоп»: в основе абстрактного полотна лежал библейский сюжет. Однако позже художник отказался от этой идеи, чтобы название произведения не мешало зрительскому восприятию. Полотно поступило в музей из Государственного музея нового западного искусства в 1948.
Рафаэль и «Мадонна Лактанс» — рефрейминг «Ренессанс»
Рисунок 1: Рафаэль, Мадонна Никколини-Каупер , 1508, масло на панели, Национальная художественная галерея Вашингтона, округ Колумбия.Рафаэлевская Мадонна Никколини-Каупер 1508 года (рис. 1) типична для Рафаэля благодаря своему сюжету в виде образа Мадонны с младенцем. Однако композиция с Младенцем Христом, цепляющимся за платье Марии, когда она прикрывает одну из своих грудей, выглядит как жест кормления грудью и напоминает Мадонна Лактанс иконография. Мадонна Лактанс является частью изображений Мадонны с младенцем. Обычно у Марии обнажена одна грудь, а Христос либо тянется к обнаженной груди, либо уже кормит грудью. Сначала кажется, что эти изображения имеют сексуальный компонент из-за раскрытой природы Марии. Однако образ глубоко укоренен в религиозной доктрине и подчеркивает материальность Марии и собственной человечности Христа. Хотя эта тема обычно связана с искусством Северной Европы, на самом деле эта тема была разработана в Италии и присутствует по всей Италии и Европе в раннехристианском искусстве и искусстве эпохи Возрождения.
Хотя Мария не обнажена, как это типично для этих изображений, жест Христа точно имитирует реалистичные жесты кормления младенцев. Кроме того, его прямой взгляд со зрителем и положение собственной руки Мэри, привлекающее внимание к ее груди, служат для обрамления левой груди Мэри и подразумевают Лактанскую Мадонну , если действие будет продолжаться. Изучая четко определенные Мадонны Лактансы , иконографию Мадонны Лактансы , а также собственное творчество и творческий процесс Рафаэля, я утверждаю, что эта картина на самом деле является .0104 Madonna Lactans
, но собственный уникальный взгляд Рафаэля на эту тему. Кроме того, я утверждаю, что эта работа на самом деле является частью группы работ, созданных Рафаэлем (большинство из которых сейчас утеряно), когда он экспериментировал с иконографией Мадонны Лактанской . Термин Мадонна Лактанская относится к специфической и относительно небольшой части образов Марии, которая начала появляться в конце 14 го века. Хотя это иконографическое направление сегодня не часто обсуждается, особенно в связи с итальянским искусством, оно было популярно в Италии и во всей Западной Европе. Часто ассоциируется с Мадонной Смирения, Madonna Lactans происходит от религиозного акцента на телесности Иисуса и других религиозных деятелей. Грудь рассматривалась как женский маркер, сексуальный идентификатор и источник новой жизни. Эта концепция возникла не в эпоху Возрождения, а использовалась еще в Древнем Риме и Греции с изображениями Венеры, где ее обнаженная грудь указывала на человеческое совершенство. Вместе эти две концепции привели к
В случае с Мадонной Никколини-Каупер Мария явно попадает во вторую категорию, описанную выше, поскольку ее грудь не обнажена, однако на некоторых рисунках Рафаэля, сделанных в то время, грудь показана обнаженной. Заметно отсутствие обнаженной груди, но это не единственный такой пример. Андреа ди Бартоло Мадонна смирения из ок. 1410 (рис. 2) находится в том же положении, что и рафаэлевская Niccolini-Cowper Madonna , и также не имеет обнаженной груди. Однако Андреа ди Бартоло Мадонна Смирения, Благословляющий Христос, два ангела и даритель из ок. 1380/1390 (рис. 3) очень обнажен, так как Христос, кажется, дергает грудь Марии, когда он кормит грудью. По крайней мере, для Андреа ди Бартоло художникам не приходилось выбирать между 90 104 Мадонной Лактанс и 90 105 с обнаженной грудью или более консервативными интерпретациями.
Теперь считалось, что эти изображения имеют как минимум сексуальный подтекст, если не эротический, однако в то время это было не так. Физическое тело святых фигур, которое наиболее отчетливо видно в Культе Богородицы, было предметом споров. Было замечено, что Святое тело отсутствует в физическом мире, но у верующих также было желание иметь физическое, человеческое взаимодействие со Святым телом.
Это взаимодействие привело к появлению множества религиозных произведений искусства, таких как реликварии и другие предметы, которые поощряли прямое физическое взаимодействие между зрителем и произведением искусства. Хотя это и не предназначено для физического воздействия, Madonna Lactans возникла из этого же желания. В частности, во флорентийском обществе того времени Мадонна Лактанская служила важным культовым образом для Культа Богородицы, а также для Культа Молока Девы. Эта религиозная группа сосредоточилась на священной природе грудного молока Марии и чудесах, которые стали ассоциироваться с ее молоком как с чистым и питательным источником. Эта религиозная направленность возникла в Тоскане во второй половине пятнадцатого века и послужила важным мотивирующим фактором для многихЧеловечность младенца Иисуса, нуждающегося в кормлении от Девы Марии, напрямую связана с физическими свойствами их тел. Это также был важный аспект Святого семейства, который исследовали и поощряли как художники, так и меценаты. Акт кормления грудью и потребность в пропитании рассматривались как очень человеческая характеристика. Любое искусство, изображающее Иисуса в образе неразвитого младенца, способствовало возникновению этого чувства человечности и идеи о том, что Иисус должен был вырасти, прежде чем стать спасителем. С точки зрения эротики также важно отметить, что эротическая природа святых фигур наблюдалась все чаще и чаще. Изображения, изображающие такие сцены, как мученичество святой Агаты и других святых женщин, регулярно показывали святых женщин, полностью обнаженных в том, что в другом случае сочли бы эротичным.
Однако, как уже упоминалось, в то время эти работы не считались эротическими. В это время изменение представленной сексуальности фигур стало более очевидным, поскольку возродился интерес к натурализму. Для Марии и других святых женщин это означало, что обнаженная грудь выглядела так, как будто это действительно была грудь, и она была бы анатомически правильной. Натурализм привел к менее четким границам между сакральным и профанным визуально, а также к размытию этих границ тематически, как это можно увидеть вХотя его жизнь оборвалась, Рафаэль был плодовитым художником, создававшим работы для большого числа покровителей по всей Италии. Однако одной из самых распространенных тем в его творчестве является Мадонна с младенцем. Он рисует пару в различных композициях, экспериментируя с позами, фоном, масштабом и почти всеми остальными деталями на протяжении всей своей жизни. Он часто исследовал эти детали в серии картин или рисунков, ведущих к картинам, делая свой творческий процесс понятным современным и современным зрителям. Поскольку в его творчестве так много Мадонн, отсутствие Мадонна Лактанс заметна. Это особенно верно во время завершения Мадонны Николини-Каупер в 1508 году. Рафаэль как раз заканчивал свое пребывание во Флоренции, где большинство его законченных работ были изображениями Мадонны с младенцем и где изображения Мадонны Лактансы были самыми популярными. . Именно в это время Рафаэль больше всего экспериментировал с идеями в своих рисунках и более общих композициях Мадонны с младенцем. Таким образом, чтобы не выполнить явное Мадонна Лактанская Живопись этого периода необычна, если рассматривать ее в этом контексте. Даже Леонардо да Винчи нарисовал Мадонну Лактанскую в середине 1490-х годов (рис. 4).
Начиная с его современников и покровителей, рисунки Рафаэля считались центральными в его работе и подготовке к его картинам. Из больших коллекций рисунков ученые, такие как Пол Джоаннидес, определили, что рисунки были сделаны с расчетом на конечный результат, а не только как случайное творческое самовыражение. Существует очень мало чертежей, не связанных с готовыми проектами. Рафаэль использовал свои рисунки для разработки композиций и в качестве основной части своего рабочего и творческого процесса. В то время покровители поручали художникам нарисовать определенную тему или композицию, но множество деталей зависело от художника. Рафаэль и другие художники того времени использовали рисунки, чтобы экспериментировать с композициями, изучать места или фигуры из жизни и работать над другими деталями, прежде чем приступить к самой картине. Поэтому с помощью рисунков ученые могут увидеть, как те или иные композиции развивались от ранних эскизов до готовых картин.
Поскольку рисунки были частью его творческого процесса, многие из рисунков Рафаэля не предназначались для всеобщего обозрения, поэтому у них нет названий и дат. Однако рисунки, подобные этим двум (рис. 5 и 6), показывают, что Рафаэль не только знал о более традиционной иконографии, но и экспериментировал с ней, по крайней мере, двумя различными способами: один с Иисусом, уже кормящим грудью и один с Марией, направляющей Иисуса к своей груди. Эти рисунки не являются завершенными произведениями или композициями, но ясно показывают, что Иисус кормит грудью на одном, а Мария обхватывает свою грудь, когда она подносит к ней рот Иисуса на другом. Другие интерпретации Madonna Lactans , кажется, подчеркивает обнаженную грудь более сексуальным, чем натуралистическим образом. Грудь часто кажется отделенной от остального тела и взаимодействия между Иисусом и Марией. Однако в случае рисунков Рафаэля и Мадонны Николини-Каупер Иисус и Мария, кажется, взаимодействуют реалистично, как мать и дитя, не только через свои позы, но и через взаимодействие Иисуса с обнаженной грудью Марии. Грудь больше не кажется сексуальной, а вместо этого кажется естественным продолжением, поскольку Иисус смотрит на Марию в поисках пищи. Эти эксперименты с рисунками и картинами показывают творческий процесс Рафаэля, когда он пробовал разные позы, чтобы показать взаимодействие Марии и Иисуса.
Рисунок 5: Рафаэль, Богородица с младенцем, перо, кисть и темно-серая заливка на бумаге, Стокгольм, Национальный музей. Рисунок 6: Рафаэль, Дева-младенец , черный мел на бумаге, Парижский Лувр.Хотя это и не традиционная композиция, Рафаэля Niccolini-Cowper Madonna все же следует считать Madonna Lactans . Поза Мэри повторяет другие изображения Мадонны Лактанс , несмотря на то, что ее грудь прикрыта. Ее левая рука по-прежнему привлекает внимание к ее груди и потенциалу грудного вскармливания. Младенец Христос обращается к зрителю напрямую, как это часто можно увидеть в Мадонна Лактанс образы. Но самое главное — это левая рука Иисуса. Он хватает платье Мэри, пытаясь стянуть его и обнажить ее грудь. Это служит не только для дополнительного обрамления груди Марии, но и является очень распространенным жестом кормления младенцев в целом. Кроме того, Пол Барольский сделал важное замечание о том, что выражение лица Иисуса имитирует выражение лица младенца, которого только что закончили кормить грудью. Раскрасневшиеся щечки и слегка ошеломленное выражение еще больше подчеркивают человечность этого момента и аккуратность младенца у материнской груди. Иконография может немного отличаться от нормы, но необходимые темы для Madonna Lactans присутствуют и явно приоритетны в образе.
Рисунок 7: Марко Денте да Равенна по утраченной картине Рафаэля ок. 1508, Мадонна-дель-Латте , гр. 1515 г., гравюра, Британский музей в Лондоне.Помимо собственных рисунков работы учеников Рафаэля и членов его мастерской также проливают свет на уже не существующие готовые картины или композиционные темы, над которыми работал Рафаэль. Картины двух его учеников, Марко денте да Равенна и Пьетро Торриджано, показывают более явные Madonna Lactans указывает на то, что Рафаэль, по крайней мере, обдумывал эту тематическую группировку. Кроме того, Марко денте да Равенна выгравировал Мадонну дель Латте (рис. 7) в 1515 году, которая была описана как «по утраченной картине Рафаэля ок. 1508», в том же году, когда была закончена модель Niccolini-Cowper Madonna . (Joannides, «A Sorority of Madonnas», 752.) 1515 год был еще относительно ранним в карьере Рафаэля, и его ученики, как и Марко, все еще находились на ранних стадиях своего образования и чаще копировали Рафаэля, чем экспериментировали со своими собственными темами. Это в сочетании с его описанием, как после картины Рафаэля, указывает на то, что Рафаэль не только экспериментировал с Мадонна Лактанская иконография и разные композиции, но что он уже создал как минимум одну картину на эту тему. Эта картина могла бы быть более консервативным изображением, как Niccolini-Cowper Madonna , которую Марко хотел скорректировать. Однако это также мог быть более традиционный Madonna Lactans с обнаженной грудью. Эта потерянная картина больше всего походила на Мадонну Лактанскую , к которой вели другие картины и рисунки Рафаэля и которой больше не существует.
После изучения творчества Мадонны Рафаэля, а также его рисунков, два упомянутых выше выделяются как явно не связанные с каким-либо законченным проектом, поскольку нет известных существующих Мадонны Лактанс с обнаженной грудью. Однако мы знаем, что очень немногие чертежи, если вообще были, не имели прямого отношения к проекту. Имея в виду эти рисунки, я предлагаю, чтобы Niccolini-Cowper Madonna была частью более крупной группы, в которой Рафаэль экспериментировал с Madonna Lactans 9.0105 иконография и композиция. Это не было предложено ранее по нескольким причинам, которые я оспаривал в этой статье. Прежде всего, ученые утверждают, что Мадонна Лактанс не были достаточно известной темой и что они были слишком нишевой композицией для такого художника, как Рафаэль. Однако, поскольку Культ Богородицы и такие художники, как Леонардо, интересовались этой темой, этот аргумент не имеет веса. Кроме того, его рисунки показывают, что Рафаэль явно думал о Мадонна Лактанс . Существование как минимум двух разных рисунков, на которых Рафаэль экспериментирует с разными аспектами Мадонны Лактанс , показывает, что Рафаэль думал об этой теме не только в целом, но и более конкретно, когда дело доходило до его собственных работ. Второй аргумент заключался в том, что Рафаэль был слишком консервативен, чтобы изображать Марию с обнаженной грудью. Однако это неубедительно из-за множества обнаженных женщин в его работах, особенно La Fornarina 9.0105 . La Fornarina полностью открыт и имеет явный сексуальный подтекст, который Рафаэль подчеркивает в своей интерпретации. Его рисунки также не поддерживают этот консервативный аргумент. Вместо этого они указывают на конкретный выбор, сделанный Рафаэлем, чтобы изобразить тип Мадонны Лактанс , который сосредоточился на взаимодействии между Иисусом, зрителем и Марией, а не на обнаженной груди Марии.
Последний аргумент против того, чтобы это была Мадонна Лактанс , заключается в том, что Рафаэль создал так много других изображений Мадонны с Младенцем, многие из которых каким-то образом связаны, и все же Niccolini-Cowper Madonna не имеет связанных с ним Madonna Lactans . Этот аргумент на самом деле в пользу утерянной Мадонны Лактанс . Мало того, что рисунки Рафаэля были сгруппированы и привели к законченной картине, многие из его картин были разными экспериментами на одну и ту же тему. Однако, как Madonna Lactans , Niccolini-Cowper Madonna изолирована. Рисунки указывали на более открытую законченную картину, и нет других подобных работ, на которых Мария и Иисус взаимодействовали бы подобным образом. Однако, если изначально было Madonna Lactans Рафаэля, изображающая Марию с обнаженной грудью, послужила бы для соединения этих двух разрозненных аспектов и объяснения существующего несоответствия в творчестве Рафаэля. Рисунки были бы первым шагом творческого процесса Рафаэля. Вторым шагом была бы эта потерянная картина. Последним шагом была бы Niccolini-Cowper Madonna . Raphael не работает над более откровенным изображением с Niccolini-Cowper Madonna , а вместо этого делает уже откровенный Мадонна Лактанс более консервативна.
Независимо от того, существует ли реальное Мадонна Лактанс изображение Рафаэля или Мадонна Никколини-Каупер настолько далеко, насколько Рафаэль был готов зайти, не может быть окончательно известно. Впрочем, неважно, была ли еще Мадонна Лактанс . Рисунки и работы его учеников могли привести к созданию Мадонны Николини-Каупер и находиться под ее влиянием. Даже этот сценарий поддерживает идею о том, что Niccolini-Cowper Madonna на самом деле означала Madonna Lactans и должна интерпретироваться как таковая. Это не обязательно меняет существующие интерпретации этой картины, однако есть дополнительная глубина интерпретации, которую необходимо обсудить. Это не просто образ Мадонны с Младенцем, но также образ, подчеркивающий важность телесности и человечности Марии и Иисуса и проникновение Культа Богородицы, Молока Девы и Мадонна Лактанс тем в мейнстрим художественного общества Флоренции и остальной Италии. Мадонна Никколини-Каупер , а также рисунки и интерес Рафаэля к изображениям Мадонны с младенцем показывают, что Рафаэль думал об изображении Святого семейства и о том, как взаимодействовать с существующими художественными тенденциями, такими как Мадонна Лактанс , в его собственной работе. Очевидно, существовала тенденция впитывать в христианскую иконографию то, что современные зрители считают сексуальным зарядом, будь то Мария или другие религиозные деятели. Хотя Рафаэль и не использовал эту тему косвенно, он ответил на эту тенденцию в своих картинах «Мадонна с младенцем». Большое количество картин Мадонны с младенцем, которые Рафаэль создал при жизни, показывают, что это была не только важная художественная тема, но и та, с которой Рафаэль сталкивался и экспериментировал на протяжении всей своей жизни.
За свою карьеру Рафаэль написал десятки изображений Мадонны с младенцем, но Мадонна Niccolini-Cowper остается уникальной в его творчестве. Однако схожая композиция и жест кормления, сделанный Христом, связывают эту работу с темой Мадонны Лактансы поверх простых изображений Мадонны с Младенцем или Мадонны на троне. В сочетании с этими аспектами и его рисунками, изображающими грудного младенца Иисуса, мы можем заключить, что эта работа является версией Рафаэля Мадонны Лактанса 9. 0105 .
-Taylor
Ресурсы:
Барольский, Пол. «Рафаэль и грудное вскармливание». Источники: Заметки по истории искусства 34, № 1 (2014): 16-17.
Берк, Джилл. «Секс и духовность в Риме 1500-х годов: Мученичество Святой Агаты Себастьяно дель Пьомбо ». Художественный бюллетень Том. 88, № 3 (сентябрь 2006 г.): 482–495.
Иоаннидес, Пол. «Общество Мадонн». Журнал Burlington Vol. 146, № 1220, Рафаэль (ноябрь 2004 г.): 749-752.
Иоаннидес, Пол. Рисунки Рафаэля с полным каталогом . Беркли: University of California Press, 1983.
Джоаннидес, Пол. Рафаэль и его эпоха: рисунки из Дворца изящных искусств, Лилль. Лилль: Воссоединение национальных музеев, 2002 г.
Холмс, Меган. «Раздевание Богородицы: Мадонна Лактанс во флорентийском искусстве пятнадцатого века». в Изображение женщин в Италии эпохи Возрождения и барокко , ред. С. Мэтьюз Грико и Г. Джонсон. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, (1997): 167-195.