Биография п а вяземский: Родился русский поэт, литературный критик, тайный советник Пётр Андреевич Вяземский

Петр Вяземский — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, стихи

Биография

Биография Петра Вяземского отражает тот факт, что долгая жизнь не всегда синоним счастливой судьбы. Поэт похоронил всех друзей и почти всех детей. Одиночество, разочарование и непонимание стали спутниками князя в последние годы жизни.

Детство и юность

Петр Андреевич родился летом 1792 года. Отец Андрей Иванович Вяземский познакомился с матерью Джейн, когда совершал тур по Европе, «увел» ирландку у мужа. Несмотря на возражения старших родственников против союза с иностранкой, да еще и побывавшей замужем, князь повел избранницу под венец.

Петр Вяземский в молодости / Хронос

Мальчик рано осиротел: когда ему было 10 лет, умерла мама, а в 15 — отец. К этому времени единокровная сестра Екатерина Колыванова уже вышла замуж за Николая Карамзина, которого назначили опекуном юного Вяземского. Автора «Истории государства Российского» Петр впоследствии называл вторым отцом.

Вяземский получил домашнее образование (с ним занимались профессора Московского университета), а также 2 года проучился в Петербургском иезуитском пансионе. Юный князь был типичным гуманитарием, а к математике и иным точным наукам относился как к наказанию.

Портрет молодого Петра Вяземского. Художник Петр Соколов / Наше наследие

В 12 лет Петя написал первые стихи на французском языке, а в 15 впервые опубликовал произведение — печатным дебютом Вяземского стало сочинение «О магии». После смерти отца юноша предавался пьяным кутежам, только в карточных играх Петр растратил половину наследства. С юного Вяземского списаны портрет и забавы Пьера Безухова.

Как и герой Толстого, после нападения Наполеона на Россию Петр Андреевич вступил в ополчение, и хотя, подобно Безухову, нелепо смотрелся на передовой и не разбирался в тактике и стратегии, за геройский поступок получил орден Святого Владимира. Подвиг молодого князя заключался в спасении жизни раненого генерала Бахметьева. Интересный факт: пожилой Петр Вяземский негативно оценивал роман «Война и мир», считая, что книга принижает значение Отечественной войны для России.

Карьера и общественная деятельность

В жизни литератора периоды близости к царскому двору перемежались с периодами опалы. Вяземский успел побывать космополитом и почвенником-патриотом, другом декабристов и главой российской цензуры, заместителем министра просвещения и поднадзорным полиции. Оценки его деятельности на государственных постах полярны.

Петр Вяземский в пожилом возрасте / Альбом Августейших особ России, Википедия

Политическим идеалом князя была просвещенная монархия, поэт мечтал о постепенных демократических реформах и смягчении нравов. Вяземский не состоял в тайных обществах, хотя сочувствовал идеям декабристов, поскольку справедливо полагал, что в России любое восстание обернется кровавым и бессмысленным бунтом. Точность прогноза объясняется тем, что Петр Андреевич любил и знал историю, а впоследствии учредил Русское историческое общество.

Мужественным поступком князя было хранение на протяжении 30 лет папки с запрещенными бумагами, которые Вяземскому перед арестом отдал декабрист Иван Пущин. Среди спасенных Петром Андреевичем документов — рукописи стихов Пушкина и Рылеева, проект конституции, составленный Никитой Муравьевым.

Творчество

Столь же многолика, как общественная деятельность Вяземского, его поэзия. Первые стихи Петра Андреевича были подражанием произведениям Жуковского и Карамзина, однако затем у поэта «прорезался» собственный голос. Вяземский даже раньше Пушкина привнес в поэзию простую человеческую речь. Эволюция слога Петра Андреевича видна при сравнении стихотворений «Первый снег» (с длинными строками и тяжеловесными рифмами) и «Береза» (с афористичными определениями). Как и Пушкин, Вяземский довольно много стихов посвятил осени.

Петр Вяземский — «Тройка». Читает Павел Беседин

Лучшие произведения князя (например, «Тройка») стали народными песнями. Вновь обретенная литератором в зрелом возрасте религиозность нашла отражение в его духовных стихотворениях («Молитва»). При помощи Эльдара Рязанова и композитора Андрея Петрова баллады Вяземского получили новую жизнь в фильме «О бедном гусаре замолвите слово».

Излюбленным жанром князя была поэтическая сатира, включавшая как политические эпиграммы, так стихотворные шутки, адресованные друзьям. В поздних произведениях Вяземский предвосхитил литературные эксперименты Серебряного века. Не меньшее значение, чем поэзия, имеют заметки Петра Андреевича, собранные им анекдоты и остроты его авторства.

Личная жизнь

Родовитый и остроумный Петр Вяземский слыл завидным женихом. В 1809 году юноша в первый раз влюбился. Предметом воздыханий будущего друга Пушкина стала дочь пермского губернатора Софья Карловна, которая была на 20 лет старше юного Вяземского. На губернском балу пылкий влюбленный предложил даме бежать с ним в Петербург. Но светская львица ответила отказом и назвала Петра «наивным ребенком», на что Вяземский разрыдался посреди танца.

Вера Фёдоровна, жена Петра Вяземского. Художник Карл Рейхель / Хронос

Не прошло и 2 лет, как Петр Андреевич утешился и женился. С будущей женой князь познакомился, находясь в подмосковной усадьбе у друзей. Одна из барышень, сетуя на вырождение мужского рода, бросила в пруд башмачок. Два рыцаря нырнули за предметом обуви. Один из них — князь Вяземский — к вечеру слег с тяжелейшим воспалением легких.

Хворал он две недели, а выхаживала юношу хозяйская дочка — Вера Гагарина. Молодые люди прониклись взаимной симпатией, а мать девушки намекнула Вяземскому, что теперь он как порядочный человек обязан жениться. Поспешный союз оказался прочным и долговечным, принес супругам 8 (по другим сведениям – 9) отпрысков, из которых только Павел пережил родителей.

Интересный факт: брак Вяземских был необычным — испытывая взаимные симпатию и уважение, Петр и Вера, опередив персонажей Чернышевского, позволяли друг другу иметь внебрачные связи. Одним из возлюбленных княгини был Александр Пушкин, посвятивший Вяземской несколько стихотворений.

Дочери Петра Вяземского. Художник Фёдор Бруни / Википедия

В свою очередь Петр Андреевич ухаживал за супругой «солнца русской поэзии», особенно после того, как Наталья Николаевна овдовела. Эти увлечения не мешали дружескому общению Вяземского и Пушкина, обсуждению литераторами творчества, политических проблем и личной жизни. Александр Сергеевич написал Петру Андреевичу больше писем, чем своей жене.

Супруги Вяземские унесли в могилу тайну, почему, зная о дуэли Пушкина с Дантесом, не отговорили великого друга от рокового поступка. В произведениях Петр Андреевич неоднократно пытался объяснить причину этого, но, как говорится, «путался в показаниях». На противоречия в записных книжках отца указывал Павел Петрович Вяземский.

Смерть

В старости литератор страдал от духовного упадка, бессонницы и хандры. Нервное расстройство усугублялось приступами пьянства. За 7 лет до смерти бывший острослов написал стихотворную автоэпитафию.

Могила Петра Вяземского / Andrew Butko, Википедия

Петр Вяземский скончался в 86 лет. Причина смерти определена медиками как старческое истощение. Хотя печальное событие произошло в Баден-Бадене, тело перевезли в Санкт-Петербург и захоронили в Александро-Невской лавре. Полное собрание сочинений поэта и мемуариста опубликовали вскоре после его смерти. Вера Федоровна Вяземская прожила 96 лет.

Цитаты

  • «И жить торопится, и чувствовать спешит»
  • «Соблазнов всех я сладкий яд отведал,
    Вкусил и горечь всех возможных слез»
  • «Жизнь наша в старости – изношенный халат:
    И совестно носить его, и жаль оставить»
  • «Выражение “квасной патриотизм” шутя было пущено в ход и удержалось. В этом патриотизме нет большой беды. Но есть и сивушный патриотизм; этот пагубен: упаси Боже от него! Он помрачает рассудок, ожесточает сердце, ведет к запою, а запой ведет к белой горячке»

Библиография

  • 1848 – «Фон-Визин. Сочинение князя Петра Вяземского»
  • 1862 – «В дороге и дома. Собрание стихотворений князя П.А. Вяземского»
  • 1878-1896 – «Полное собрание сочинений князя П.А. Вяземского»
  • 1929 – «Старая записная книжка»
  • 1935 – «Избранные стихотворения»
  • 1963 – «Записные книжки (1813-1848)»
  • 1984 – Эстетика и литературная критика»
  • 1988 – «Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки»

Петр Вяземский | биография и творчество

Роль и место в литературе

Большим талантом во многих областях обладал Петр Андреевич Вяземский. Прежде всего, он вошел в историю как знаменитый русский поэт и литературный критик. Он был историком, государственным деятелем, журналистом, переводчиком, мемуаристом и публицистом. Огромный вклад внес в создание Русского исторического общества, был действительным членом Российской Академии.

Вяземский был выдающимся теоретиком русского романтизма. Он считал, что главная задача поэзии – раскрытие всего многообразия внутреннего мира, и выдвижение на первый план чувств отдельной личности.

Его творчество пронизано вольнолюбием. Это объясняется тем, что в молодости он был ярым противником крепостничества, и осуждал абсолютную монархию. Император Александр, по его мнению, должен был раз и навсегда покончить с позорной вехой в истории России, и обеспечить свободу своим подданным. Полное равенство всех перед справедливым законом – это то, к чему призывал П.А. Вяземский.

Происхождение и ранние годы

Дом Вяземских в Москве

Андрей Иванович Вяземский

Поэт родился 12 июля 1792 года в Москве, в состоятельной семье князя Андрея Ивановича Вяземского. Мать, ирландка Дженни Квин (впоследствии Евгения Ивановна), встретилась с отцом поэта, когда тот путешествовал по Европе. В Москву князь вернулся уже с невестой, а через некоторое время родился наследник Петр. По такому случаю Андрей Иванович приобрел под Москвой село Остафьево, где вскоре началось строительство двухэтажного дома (в наше время там расположен музей «Русский Парнас»).

В десятилетнем возрасте мальчик уже остался без матери. Суровый отец воспитывал сына, применяя жесткие методы. Например, мог отправить Петра ночью одного в рощу, или заставлял самостоятельно учиться плавать в приусадебном пруду. Таким образом, он прививал, как он считал, трусоватому сыну дисциплину и закалял его волю.

Образование

В 1805 году Петр был определен в иезуитский пансион Петербурга. На следующий год он продолжает обучение в благородном пансионе Петербургского пединститута. Здесь, в отсутствие родительского контроля, Петр стал проводить время с людьми сомнительного поведения. Все чаще случались прогулы занятий. Узнав об этом, отец перевел его на домашнее обучение, наняв самых лучших московских профессоров.

Петр Вяземский

К точным наукам у юноши не было ни тяги, ни способностей, но его так увлекли история и литература, что ради чтения он быстро овладел несколькими языками, и вскоре уже зачитывался Вольтером, Расином и Ломоносовым. В это же время совершаются робкие попытки самостоятельного сочинительства.

Через некоторое время князь Андрей выдал замуж свою внебрачную дочь Екатерину Колыванову. Ее избранником стал Н.А. Карамзин. После свадьбы молодые супруги перебрались в Остафьево, где вскоре начали устраивать литературные вечера с участием В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, И.И. Дмитриева и других знаменитостей. Четырнадцатилетний Петр с восхищением наблюдал за собраниями «властителей дум».

После смерти князя Андрея наставником Петра стал Н.А. Карамзин. Его влияние послужило формированию у Вяземского определенного литературного вкуса. Через некоторое время он становится соратником будущих «арзамасцев».

Творчество

В 1812 году Вяземский воевал в ополчении, и принял участие в Бородинском сражении. В 1818 году он отправляется в Европу в качестве чиновника, но вскоре попадает в опалу. В 1821году живет в Москве под надзором полиции. Оппозиционные взгляды выразились в стихотворениях того периода «Петербург» и «Негодование».

Своими меткими эпиграммами Вяземский воевал с членами «Беседы любителей русского слова», на страницах «Литературной газеты» и других изданий он защищал авторов, которых обвиняли в «литературном аристократизме».

Выступая в качестве критика, поэт продвигал становление романтизма. Об этом свидетельствуют его статьи, написанные в 20-е годы о Жуковском и Пушкине. Более 20 лет продолжалась работа над первой российской монографией о Д.И. Фонвизине.

Усадьба князей Вяземских в Остафьево

Поэзия Вяземского в период с 1810 по 1820 годы несет в себе элементы дружеских посланий и элегий – «Первый снег», «Уныние». В целях разнообразия поэтического языка он использует бытовую разговорную лексику, чем идет вразрез со школой гармонического стиха А.С. Пушкина.

Совсем иначе звучат стихи позднего периода, в частности, послепушкинского. Ноты необратимости времени и трагизм мировосприятия усугублялся семейными несчастьями. Безвременные уходы семерых детей подвели поэта к темам памяти об ушедших, одиночества и душевной пустоты. Это хорошо отразилось в стихотворениях «Все сверстники давно уж на покое», «Я пережил и многое и многих» и других.

Вместе с тем, все поэтические терзания происходят на фоне растущей карьеры. Ступенька за ступенькой приближает его сначала к должности товарища министра народного просвещения, затем члена Главного управления цензуры и, наконец, в 1859 году – члена Государственного совета.

Но этот подъем не может загасить в нем оппозиционный огонь. Установки поэта не меняются, он идеализирует времена своей молодости, и демонстративно отвергает все новое, начиная от нигилистов и заканчивая славянофилами.

Фрагмент стихотворения

Зимняя прогулка П. Вяземский

Ждет тройка у крыльца; порывом

Коней умчит нас быстрый бег.

Смотрите — месячным отливом

Озолотился первый снег.

Кругом серебряные сосны;

Здесь северной Армиды сад:

Роскошно с ветви плодоносной

Висит алмазный виноград;

Вдоль по деревьям арабеском

Змеятся нити хрусталя;

Серебряным, прозрачным блеском

Сияют воздух и земля.

Главные произведения

Поэзия Вяземского представлена в основном малыми жанрами, это элегии, короткие стихотворения, послания. Есть в копилке его творчества и эпиграммы, и стихи о любви к Родине.

Шуточные произведения высмеивали различные пороки, а стихи, написанные во время путешествий, явились отражением этой темы. Поздние стихотворения – это размышления о жизни и смерти, об одиночестве.

Памятник Вяземскому

В 1820 году было написано стихотворение «Негодование», изобличающее самодержавие. Пребывая в Польше, поэт вдохновился ее политической системой правления и, по возвращению в Россию решил обсудить этот вопрос с Александром I. Император принял Вяземского, но менять консервативную политику отказался. Протестом этому послужило написание «Негодования».

Стихотворение «Москва» может олицетворять эталон изящества и богатства выразительных средств. Написанное в 1868 году, оно поражает огромным чувством к родному городу поэта, который он сравнивает со святыней. Произведение можно назвать последним гимном человека городу в финале жизни.

Против «закручивания гаек» и всеобщей цензуры в резкой форме высказался поэт в стихотворении «Русский бог». Написано оно было в 1828 году, в эпоху правления Николая I, и жестко изобличает недостатки и несовершенства того времени.

Последние годы

В последние годы Вяземский мучился духовным упадком, физическое истощение усугублялось бессонницей и нервными расстройствами. Скончался литератор в Баден-Бадене 22 ноября 1878 года. Тело было перевезено в Петербург, и захоронено Александро-Невской лавре.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) Событие
1792 Год рождения Петра Вяземского
1805 Поступление в иезуитский пансион, первые стихи
1806 Учеба в благородном пансионе пединститута
1807 Служба в Межевой канцелярии
1808 Работа в «Вестнике Европы»
1812 Вступление в ополчение
1815 Членство в «Арзамасе»
1817 Переведен в Варшаву переводчиком
1818—1820 Участие в проекте Государственной уставной грамоты
1821-1828 Годы опалы
1830 Сотрудничество с «Современником»
1831 Получение звания камергера
1839 Членство в Российской академии, путешествие по Европе
1848 Выпускает биографию Д.
И. Фонвизина
1850 Посещает Иерусалим
1855 Выпускает «Письма русского ветерана»
1858 Оставляет все посты и уезжает в Европу
1862 Выход сборника «В дороге и дома»
1866 Основывает Русское историческое общество
1867 Выходит сборник стихов «Крымские фотографии»
1873 Окончательный переезд в Европу
1878 Не стало П.А. Вяземского
Интересные факты
  • после Отечественной войны был награжден орденом;
  • был отцом восьми детей, семерых из которых похоронил;
  • состоял в масонской ложе;
  • сын Павел стал историком, а внук Петр – военным;
  • его описание Бородинского сражения использовано в романе «Война и Мир»;
  • Вяземский сам дал название журналу «Современник»;
  • не признавал Некрасова и Островского.
Память о поэте

На территории Дома Российского исторического общества установлен памятник П.А. Вяземскому.

Памятник П.А. Вяземскому установлен в имении Остафьево.

Мемориальная доска в сквере Вяземского в ПГТ Красное-на-Волге Костромской области. Там же проводится «Праздник Вяземского» и конкурс его имени.

Улицы им. Вяземского в городах: Пенза, Сочи, Брянск, Макеевка и др.

Ссылки

Музей-усадьба в Остафьево «Русский Парнас»

Ирина Зарицкая | Просмотров: 9.8k

Президентская библиотека иллюстрирует дружбу князя Вяземского с первым поэтом России

23 июля 2020 года исполняется 228 лет со дня рождения Петра Андреевича Вяземского, поэта, литературоведа, публициста, государственного деятеля, единомышленника Александра Сергеевича Пушкина . В фондах Президентской библиотеки имеются электронные копии уникальных изданий, таких как «Письма Н. М. Карамзина к князю П. А. Вяземскому. 1810–1826», «Письма князя П. А. Вяземского: из бумаг П.Я. Чаадаева», прижизненные воспоминания князя об участии в Бородинском сражении «По следам Бородинского сражения и воспоминания 1812 года» (1869 г.), «Остафьевский архив князей Вяземских» и др.

Петр Вяземский происходил из старинного и знатного княжеского рода. Отец будущего поэта, Андрей Вяземский, в 25 лет был уже генерал-майором, а в в возрасте 40 лет и более он был назначен на должность нижегородского и пензенского генерал-губернатора.В 1792 году, когда родился Петр, он купил под Москвой имение Остафьево, и вскоре имение Вяземское стало одним из центров культурной жизни в Россия в начале 19 века.век. Женой его была ирландка Дженни О’Рейли, в крещении — Евгения Ивановна. Будущий поэт рано остался сиротой – мать умерла, когда сыну было 10 лет, через пять лет умер отец. И если отцовская линия ему была хорошо известна, то о матери он знал мало. Уже 30-летний мужчина просит своего друга, историка Александра Тургенева: «Сделай мне одолжение, найди моих родственников в Ирландии: мою мать звали О’Рейли. Ранее она была замужем за французом и развелась с ним, чтобы выйти замуж за моего отца, который тогда был в путешествии… Вот славное романтическое приключение!» Это письмо — одно из многих, вошедших в «Остафьевский архив князей Вяземских», который хранится в Президентской библиотеке. В архиве имеется переписка нескольких поколений семьи Вяземских, но эти документы сочетаются с той ролью, «которая принадлежала князю Петру Вяземскому в современной ему литературной жизни и тем дружеским связям, в которых он состоял с крупнейшими представителями русской литературы того времени. конец XVIII — первая половина XIX века».

После смерти родителей опекуном юного князя стал писатель и историк Николай Карамзин, которого он в одном из своих стихотворений назвал «вторым отцом». Именно благодаря ему Вяземский рано сблизился с кругом писателей — Василием Жуковским, Константином Батюшковым, Василием Пушкиным — дядей Александра Пушкина. Молодой князь оказался мастером эпиграммы, поэтом, которого все знают, все читают, но только в рукописях. Эпиграммы Вяземского вызывали и восторг читателей, и негодование тех, к кому они были обращены: «Я не милостив к петербургской литературе… Главное сердце на мне за Булгарина, литературного Фигаро (разум в сторону) и за Крылова , которую я ставлю ниже Дмитриева».

В 1815 году Вяземский вступил в Арзамасский литературный кружок вместе с Василием Жуковским, Константином Батюшковым, Денисом Давыдовым, Александром Пушкиным в его рядах. Вяземский одним из первых угадал в этом совсем юном «Арзамасе» блестящий талант. Он впервые встретился с Пушкиным заочно. Услышав «Воспоминания в Царском Селе» в чтении Василия Пушкина в январе 1815 года, в письме к Батюшкову Вяземский писал: «Что скажешь о сыне Сергее Львовиче? Чудо, и этим все сказано. Его «Воспоминания» вскружили голову Жуковскому. Какая сила, какая точность в выражении, какая жесткая и мастерская кисть в картинах. Дай Бог ему здоровья и учения, и будет в нем добро и горе нам. Давай, плут!».

25 марта 1816 года по дороге в Москву Вяземский решил посетить Императорский Царскосельский лицей. Здесь он впервые встретился с Пушкиным. Несмотря на семилетнюю разницу в возрасте, Вяземский и Пушкин понравились друг другу. Уже 27 марта Пушкин писал первое письмо Вяземскому: «Да будет так, не вини, если мое письмо заставит вас зевать, ваше поэтическое превосходительство; сами виноваты, зачем дразнила несчастную царскосельскую глушь, которую уже тащил бешеный демон бумаги… Любезный Арзамас! Утешьте нас своими посланиями – и я обещаю вам если не вечное блаженство, то хотя бы искреннюю благодарность всего лицея». В 1817 году, когда Вяземский гостил у Карамзиных в Царском Селе, он присутствовал на выпускных лицейских экзаменах и посетил Пушкина на его 18-летии. Вскоре они стали часто видеться. Оба ценили друг друга как достойных собеседников — их роднили взгляды на окружающую действительность, острота ума… Их дружба, переписка, сотрудничество и соперничество длились почти два десятилетия.

…»И торопится, и торопится чувствовать», — эти строки Вяземского из элегии «Первый снег» знакомы большинству как эпиграф к первой главе «Евгения Онегина». Пушкин высоко оценил творчество Вяземского, посвятил ему несколько стихотворений и третью редакцию поэмы «Бахчисарайский фонтан».

В свою очередь Вяземский с восхищением отзывался о творчестве Пушкина, посвятил ему перевод романа Адольфа, был благодарен за правки, внесенные им в некоторые его стихотворения, и сделал издателем поэму «Бахчисарайский фонтан», которая Сам Пушкин называл в письме к Вяземскому «отрывки» «бессвязными». Вяземский подготовил поэму к печати, и в марте 1824 года она была опубликована. Петр Андреевич оказался проницательнее своего гениального друга — Бахчисарайский Фонтан был встречен с восторгом читателями. Поэме предшествовал очерк Вяземского: «Разговор издателя с классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова. Вместо предисловия к «Бахчисарайскому фонтану»», где в роли романтического критика , — выдавил он себя.

9 августа 1824 года Пушкин прибыл в имение Михайловское, куда был сослан по указу императора.

1830-е годы в истории взаимоотношений Вяземского и Пушкина — время как плодотворного и творческого взаимодействия, так и разногласий, литературных и политических. В начале 30-х годов Пушкин и Вяземский были в числе постоянных авторов «Литературной газеты», которую издавал поэт Антон Дельвиг. В своей статье «Два равноценных писателя…» он называет Пушкина и Вяземского «самыми усердными» сотрудниками газеты. Когда в 1836 году Пушкин решил издавать «Современник», Вяземский (кстати, именно он предложил Пушкину название журнала и свою концепцию еще в 1827 году) согласился в нем сотрудничать, но журнал приносил одни убытки, а Пушкинская семья была в шаге от катастрофы. Со смертью Пушкина деятельность князя как критика и журналиста полностью исчезла.

Узнав о дуэли и ранении Пушкина, Вяземский немедленно отправился на Мойку, 12. На отпевании Пушкина в церкви на Конюшенной площади князь положил одну из своих перчаток в гроб поэта — в знак грядущей встречи .

В 1837 году Вяземский создал одно из самых сильных своих стихотворений. Полностью это откровенное признание имеется в издании «Письма князя Петра Вяземского: из бумаг П.Я. Чаадаева» (1897 г. ), представленной на портале Президентской библиотеки.

Вяземский прожил еще пятьдесят шесть лет… но был ли он счастлив?.. Смерть Пушкина подкосила князя — отчасти это была отчасти его смерть как поэта, смерть целого литературного поколения.

С 1863 года Вяземский в основном жил за границей и скончался в Баден-Бадене 22 ноября 1878 года. Похоронен в Петербурге, в Александро-Невской лавре.

Традиции русского фольклора в П.А. Стихи Вяземского «Другая тройка» и «Памяти художника Орловского»

Альманах

2020. Том. 21. № 3

Ключевые слова

фольклор, образы, мотивы, традиции, песни

Автор

Сейран А. Джанумов

Об авторе

https://orcid.org/0000-84703-0000-84003-0000-4703-0000-0003-0000-0003-0000-0003-0003-0003-0000-00003
Электронная почта: [email protected], тел.: +7 (499) 181-68-59
129226, Российская Федерация,
, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4 доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Гуманитарного института Московского городского университета

Получен

Дата публикации

DOI

https://doi.org/10.26158/tk.202021.3.004

9000 2

9000 2

9000 2

9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000. проблема соотношения литературы и фольклора на материале двух стихотворений русского поэта и литературоведа XIX века П.А. Вяземского (1792–1878), «Другая тройка» (1834) и «Памяти живописца Орловского» (между 1832 и 1837). В стихотворениях сочетаются народно-песенная образность, традиционные народные мотивы и проникновенная лирика. Автор отмечает, что обращение Вяземского к фольклору глубоко органично и вполне естественно для него, неразрывно связано с его пониманием национального характера литературы, поэзией природы, самобытностью.
Автор показывает, что связь стихотворений Вяземского с устным народным творчеством проявляется в широком и функционально разнообразном использовании поэтики народных песен, пословиц и поговорок, а также в обращениях к мифологическим персонажам русского фольклора. Используя фольклорные образы и мотивы, Вяземский преуменьшает изображение местного, национального колорита (т.н. couleur locale). Введение поэтических формул русского фольклора обусловлено идейно-художественным замыслом поэта и соответствует содержанию и образной структуре стихотворения. Именно органическая, неразрывная и глубокая связь поэзии Вяземского с русской национальной стихией — литературными и народно-поэтическими традициями — придает его произведениям непреходящую ценность и эстетическую значимость.

Ссылки

Гиллельсон М.И. (1969) П.А. Вяземский: Жизнь и творчество. Вяземский: жизнь и творчество. Ленинград: Наука. На русском.

Савушкина Н.И. (1988) Русская поэзия начала XX века и фольклор. Москва: Изд-во Московского университета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *