Ермак Тимофеевич и его открытие
Краткая биография
О личности Ермака, его ратных подвигах и походе в Сибирь сложено множество легенд. Точная дата его рождения неизвестна, произошло это между 1532 и 1542 гг. по одной версии, на берегах реки Камы, по другой – на берегах Чусовой, по третьей – на Дону. Согласно летописям, он был младшим сыном Тимофея Аленина, а звали его – Василий. Прозвище Ермак, появившееся значительно позднее, произошло, скорее всего, от тюркского « ермак » – прорыв или « ерту » – рвать. Имел он и еще одно прозвище: Поволский, то есть человек с Волги. Некоторые историки полагают, что Ермак был благородного происхождения, тюркских кровей, а русское имя Василий получил при крещении (среди первых донских и волжских казаков встречалось немало крещеных татар). Эту версию косвенно подтверждает описание внешности Ермака, данное в конце XVII в. С.У. Ремезовым в «Ремезовской летописи»: «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом (т. е. ростом) середней, и плоск, и плечист».
Ермак Тимофеевич был одним из волжских атаманов, которые воевали с ногайскими мурзами и грабили их улусы, не пропускали они и караваны персидских и русских купцов. По данным летописи, в 1571 г. Ермак со своей дружиной сражались с войском крымского хана Давлет-Гирея под стенами Москвы, а во время Ливонской войны он командовал казачьей сотней в битве с литовцами за Смоленск.
С 1579 г. Ермак и его казаки защищали владения уральских купцов Строгановых от набегов сибирского хана Кучума. В 1582 г. он с отрядом казаков и ратных людей отправился в военный поход в Сибирь. Погиб Ермак в 1585 г.
Покорение Сибири
На берегах рек Тобола, Иртыша и Туры в XVI в. существовало татарское царство, называемое Сибирью, с главным городом Кашлык. С 1556 г. им правил жестокий хан Кучум. Его подданные нередко совершали грабительские набеги на приграничные русские поселения, в том числе и на владения русских промышленников и купцов Строгановых. Узнав об этом, русский царь Иван Грозный в 1574 г. прислал Строгановым грамоту, в которой приказывал им перейти за Урал и построить крепости на реке Тобол. У Строгановых же в те времена была лишь дружина казаков (примерно 540 человек) под предводительством нескольких атаманов, в том числе и Ермака Тимофеевича. Для дальнего похода необходимо было увеличить войско и вооружить его, Строгановы дали казакам еще 300 человек, припасы и оружие.
В.И. Суриков Покорение Сибири Ермаком. 1895 г.
1 сентября 1582 г. казаки поплыли на стругах вверх по Чусовой, затем по ее притоку – реке Межевая Утка, чтобы добраться до волока, который разделял бассейны рек Камы и Оби. Реки в то время были обычным, а в глухих диких краях – единственным путем передвижения. «Добрые струги» водоизмещением 6–8 т могли взять на борт 20 человек с грузом. Флотилия Ермака состояла примерно из 30 стругов. Волоком суда перетащили в реку Жеравлю, впадающую в Тагил, а затем поплыли вниз по Туре. При захвате городка Епанчин казаки применили неизвестное сибирякам огнестрельное оружие. Вскоре гонцы сообщали хану Кучуму: «Пришли воины с такими луками, что огонь из них пышет, а как толкнет, словно гром с небеси. Стрел не видно, а ранит и насмерть бьет, и никакими сбруями нельзя защититься! И панцири и кольчуги наши навылет пробивают!» Плывя по Тоболу, казаки наводили ужас на местных жителей, и некоторые селенья сдавались без боя.
Слово «казак» – тюркского происхождения, оно означает «утрата, беда, злоключение». У тюркских народов казаками были люди, ведущие самостоятельное от Орды хозяйство, но постепенно так стали называть опасных людей, промышлявших разбоем.
Кучум собрал свое войско и встал на берегу Иртыша недалеко от устья Тобола, вперед же выслал большой отряд под началом своего племянника – Маметкула, но Ермак с легкостью разгромил его. Войско Кучума состояло примерно из 10 тыс. человек, правда, вооружены они были хуже русских. Казаков же было меньше тысячи – на одного казака приходилоcь 30 сибиряков. Однако Ермак не привык отступать, он собрал своих воинов и держал перед ними речь, в которой были и такие слова: «Не положим на себя худой славы… если мы воротимся, то срам нам будет и преступление слова своего, а если всемогущий Бог нам поможет, то не оскудеет память наша в этих странах и слава наша вечна будет».
Знамя дружины Ермака. На одной из его сторон изображен Архистратиг Михаил на коне, разящий копьем чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети
И вот 21 октября недалеко от Кашлыка, у Чувашьего мыса (в 15 км от Тобольска) началась битва. Воины Кучума дрались отчаянно, но их стрелы не могли одолеть ружья и пушки, татары бежали. 26 октября Ермак вступил в столицу татарского ханства Сибирь. Татары, остяки (ханты) и вогуличи (манси) били челом победителю и привозили ему дары. Ермак облагал всех ежегодной податью – ясаком. Казаки приводили местное население к присяге – «шерти» русскому царю. Ермак, продвигаясь по Иртышу и Оби, покорял татарские городки и улусы, но везде встречал сопротивление. Татары во главе с Маметкулом устраивали засады небольшим казацким отрядам.
М.М. Антокольский. Ермак Тимофеевич. 1891 г.
Хан Кучум принимает дань в Кашлыке – своей главной ставке. Рисунок из Кунгурской летописи. Конец XVI в.
Во время битвы с Кучумом погибли 107 казаков, дружина Ермака была малочисленной, поэтому закрепиться на обширных сибирских пространствах ему было сложно. После взятия Назыма он отправил гонцов к купцам Строгановым и послов – к царю с известием о покорении Сибирской земли с подарками (собольими и беличьими мехами) и просьбой прислать подкрепление: воевод и ратных людей. Иван Грозный присвоил Ермаку титул «князь Сибирский», наградил всех участников Сибирского похода, простил преступников, примкнувших к Ермаку, и послал отряд из 300 стрельцов под руководством двух царских воевод: князя Болховского и Ивана Глухова Ермаку в помощь.
Но в 1584 г. удача отвернулась от Ермака: во время зимовки в Сибири начался страшный голод, люди гибли один за другим, казацкая дружина Ермака сильно сократилась. Воевода Болховский умер. Тем временем подданные Кучума не унимались, обманом заманивали они небольшие казацкие отряды в глубь сибирской земли и убивали один за другим. Так погибли несколько атаманов из отряда Ермака и много ратных людей. И все же летом 1585 г. дружина Ермака предприняла несколько походов в южные пределы Сибирского ханства. В тяжелейших условиях, командуя оставшимися казаками, Ермак одержал блестящие победы. Но из одного похода ему не суждено было вернуться.
Русские сабли. XVII в.
Доспехи русского воина XVI– XVII вв.
5 августа 1585 г. с небольшим отрядом из 50 человек Ермак остановился на ночевку на Иртыше в устье реки Вагай. Татары Кучума напали на спящих казаков и перебили весь отряд. Сам Ермак, облаченный в тяжелые доспехи, пытался доплыть до своего струга, но утонул. Татары двинулись к Кашлыку. Малое казацкое воинство во главе с атаманом Мещеряком и Иваном Глуховым не могло им противостоять. Они покинули Кашлык и поплыли вниз по Иртышу. Оставшиеся в живых казаки вернулись на Русь, они уступили Сибирь Кучуму после двухлетнего владения.
Однако через год новые отряды русских воинов отправились по следам Ермака: воевода Иван Мансуров основал в устье Иртыша Обский городок, в 1568 г. воевода Сукин основал Тюмень на реке Туре в устье реки Тюменки, в 1587 г. воевода Данила Чулков заложил Тобольск в устье Тобола близ Кашлыка. Успех Ермака не привел к немедленному присоединению Западной Сибири к России, но разгром Сибирского ханства означал для России возможность присоединения земель за Уралом.
Путь Ермака 1582 г.
Русские год за годом продвигались все дальше и дальше в Сибирь, были построены новые села и города. Сначала туда отправляли ссыльных, но постепенно, узнавая о богатстве новых земель, в Сибирь переселялись казаки, земледельцы, строители. В XVII в. главным богатством Сибири была пушнина, купцы обязаны были платить пошлины лучшими мехами в государеву казну. Затем важную роль стала играть добываемая в Сибири моржовая кость, а в XVIII в. в Сибири разведали богатейшие месторождения черных и цветных металлов, каменного угля, золота, они и сейчас являются одними из основных богатств этого края.
Вклад в географию
Отряды русских казаков под предводительством Ермака завоевали татарское ханство Сибирь. Несмотря на то, что через два года его пришлось на время уступить Кучуму, путь в Сибирь для русских был открыт.
Память о Ермаке Тимофеевиче жива и в наши дни, ему установлены памятники во многих городах России, именем Ермака названы города, площади, реки, корабли, спортивные команды и др.
Поделиться ссылкой
начало походов, легенда (предание) о покорении
Описание похода Ермака в Сибирь дошло до наших дней главным образом благодаря передающимся из поколения в поколение преданиям и легендам. Ведь казаки стали вести письменные записи гораздо позже, чем произошли события, связанные с покорением Сибири и Дальнего Востока.
Согласно устным источникам, поход Ермака начался весной 1582 г. В октябре 1582 г. хан Кучум был разбит, казаки захватили Сибирь.
Точных источников о сибирском походе Ермака нет, поэтому есть некоторые расхождения в данных о нем. Например, по одной из легенд, атаман Ермак пришел в Сибирь в 1581 г., а в августе был взят г. Чимги (Тюмень). Там Ермак провел зиму, а его казаки разъезжали для сбора.
Один из таких разъездов оказался в г. Тархан-калла, расположенном около устья р. Туры. Дальше располагались территории ханства Кучума. В Тархан-калла казаки захватили «знатного татарина» Кутугая (отправил его в этот город хан Кучум).
Ермак был учтив с Кутугаем и разузнал у него о хане Кучуме, а потом отпустил его с подарками и передал поклон хану, его семье и знати при дворе.
Кутугай все передал своему хану, но тот не поверил Ермаку. Кучум был уверен, что атаман не намерен возвращаться в Россию. Хан был обеспокоен и позвал волхвов для совета. Те пророчили хану, что приход Ермака в Сибирь несет беду и несчастье. Кучум после их слов решил собрать войско.
Весной, 9 мая 1581 г., Ермак двинулся по р. Туре и в устье р. Тобол встретился с войском татарских князей (Кашкара, Матмас и Варвара).
В легенде говорится, что сражение было жестокое, длилось несколько дней, исход битвы казался неопределенным. Сражение шло с переменным успехом, но в итоге Ермак одержал победу. Атаман продолжил путь по Тоболу.
Считают, что в том месте, где Тобол наиболее узок, хан Кучум устроил засаду — сказал натянуть железную цепь, но она не выдержала большого количества судов Ермака и разорвалась. До сих пор это место именуют Караульным Яром.
В приданиях о присоединении Сибири упоминается, что, будучи на р. Тавде, казаки захватили придворного хана Кучума по имени Таузан и узнали у него о г. Сибирь и о состоянии войска сибирского правителя.
Поняв, что численность ханского войска мала, Ермак решил осуществить поход на Сибирь.
1 июля 1581 г. с р. Тавда Ермак преступил к осуществлению этого плана. Он дошел до владений мурзы Бабазана и встретил войско Кучума, возглавляемое Маметкулом (его сыном).
Шедшее впереди судно («ертаульный струг») встретилось с татарским войском. Воины Ермака отважно сопротивлялись, а когда подошли остальные струги, началось основное сражение. Битва продлилась около пяти дней.
По легенде, во время боя Ермаку явился святой Николай Чудотворец, ободривший его. И в результате ни одна из стрел, выпущенных ханскими луками, не причинила вреда войску Ермака.
Говорили также, что над левым берегом р. Тобол в воздухе летал некий «царь» со своей дружиной, держащий меч в руке и размахивающий им над татарами. Все попытки стрелять в «царя» закончились неудачей. Небесное видение настолько напугало татар, что они бросились бежать.
Еще в легенде о завоевании Сибири Ермаком упоминается встреча с «шайтанщиком» (сибирским шаманом). Говорится, что Ермак пожелал увидеть его искусство.
Шаман сказал, чтобы его крепко связали веревками и прокололи ему живот саблей. Все было выполнено, и, находясь в таком положении, шаман стал говорить с атаманом и пророчествовать. Когда же его освободили и вынули саблю, он выпил крови из своей раны. Рана затянулась, и от нее не осталось и следа.
В предсказании Ермаку сообщалось, что Сибирь будет завоевана им, что он одержит много побед над ханом. Но в Россию, по предсказанию, Ермак уже не вернется.
После этого атаман собрал «казачий круг», на котором, по легенде, предложил казакам отправиться обратно за Урал, в Россию. Он считал, что они взяли уже немало добычи, а его дружина сильно поредела и им стоит вернуться.
Но казаки решили двинуться дальше — к столице земель Кучума, г. Сибирь (Кашлык, Искер).
14 сентября 1581 г. Ермак отправился на кораблях по Тоболу до р. Иртыш.
По преданию, с Ермаком осталось не больше 45 казаков.
23 октября 1581 г. произошла знаменитая битва на Чувашском мысу. Войско хана Кучума было разбито, победа была одержана Ермаком, хан бежал. Через несколько дней поход атамана Ермака закончился присоединением к Русскому государству г. Сибирь.
Поход Ермака положил начало дальнейшему освоению Сибири Россией.
От границы Сибири до российской колонии | Российская Америка: заморская колония континентальной империи, 1804-1867 гг.
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская Америка: заморская колония континентальной империи, 1804–1867 гг. Колониализм и империализмСовременная история (1700–1945 гг.) Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская Америка: заморская колония континентальной империи, 1804–1867 гг. Колониализм и империализмСовременная история (1700–1945 гг.) Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Vinkovetsky, Ilya,
‘от границы Сибири до российской колонии’
,
Российская Америка: зарубежная колония континентальной империи, 1804-1867
(
2011;
онлайн онлайн, онлайн-онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, Эдн, Эдн.
Oxford Academic
, 1 мая 2011 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195391282.003.0002,
, по состоянию на 8 ноября 2022 г.
3
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская Америка: заморская колония континентальной империи, 1804–1867 гг. Колониализм и империализмСовременная история (1700–1945 гг.) Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская Америка: заморская колония континентальной империи, 1804-1867 гг.Колониализм и империализмСовременная история (1700-1919 гг. )45)История России и Восточной ЕвропыИстория СШАКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе анализируется влияние кругосветных путешествий России на представления коренных народов русской Аляски и на практику колониализма. Русские кругосветные плавания между Санкт-Петербургом и Русской Америкой были начаты в первом десятилетии XIX века и продолжались до продажи Аляски Соединенным Штатам в 1867 году. и ее коренные народы. Трансокеанский маршрут сформировал предубеждения тех, кто отправился на Аляску, иначе, чем длинный континентальный маршрут через Евразию. Кругосветные корабли с морскими офицерами останавливались в портах других колониальных держав, способствуя притоку колониальных знаний из таких мест, как Латинская Америка, Африка и южная часть Тихого океана в Русскую Америку.
Ключевые слова: кругосветное плавание, плавания, представления, колониализм, коренные жители, морские офицеры
Тема
Колониализм и империализмИстория России и Восточной ЕвропыИстория СШАИстория Нового времени (с 1700 по 1945)
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
История России Том 44 Выпуск 4 (2017)
Завоевание Сибири и обращение ее народов в русское православие обычно рассматривается как результат успешной московской имперской политики, направленной на политическое подчинение территории к востоку от Урала царской воле и при хозяйственной эксплуатации Сибири. В то время как ученые склонны рассматривать даже определение сибирской идентичности как результат московской политической и религиозной мысли, в этой статье исследуется, как
- Заголовок:
- Есиповская летопись и создание концепции Сибири как особого сакрального пространства
- Тип статьи:
- научная статья
- DOI:
- https://doi. org/10.1163/18763316-04404010
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 594–607
- Ключевые слова:
- архиепископ Киприан (1621–1624); Архиепископ Нектарий (1636–1640); Ермак; провиденциализм; Савва Есипов; Сибирь; Урал
- В:
- История России
- В:
- Том 44: Выпуск 4
- Издатель:
- Брилл | Шёнинг
- E-ISSN:
- 1876-3316
- Распечатать ISSN:
- 0094-288Х
- Предметы:
- История, славяноведение и евразийство, Современная история, История
Все время | Прошлый год | Последние 30 дней | |
---|---|---|---|
Абстрактные просмотры | 150 | 10 | 4 |
Полнотекстовые просмотры | 205 | 1 | 1 |
Просмотры и загрузки PDF | 33 | 0 | 0 |
Завоевание Сибири и обращение ее народов в русское православие обычно рассматриваются как результат успешной московской имперской политики, направленной на политическое подчинение территории к востоку от Урала воле царя и Хозяйственное освоение Сибири. В то время как ученые склонны рассматривать даже определение сибирской идентичности как результат московской политической и религиозной мысли, в этой статье исследуется, как Есиповская летопись, , составленная в 1636 году дьяконом Софийского собора в Тобольске Саввой Есиповым, выразила мнение сибирских иерархов о значении их пограничной епархии для их московской родины. Есиповская летопись достигла этой цели, представив поход Ермака в Сибирь и поражение языческого царя Кучума как важную главу в христианской спасительной драме. Изображая зауральскую землю как место со своими местными религиозными традициями, Есиповская летопись создало представление о том, что Сибирь — это уникальное сакральное пространство, которое необходимо уважать. В начале XVII века московская повестка дня в отношении Сибири, по-видимому, еще не была полностью разработана, что позволяло сибирским иерархам формулировать свой собственный региональный взгляд на свою аванпостную епархию.
- Заголовок:
- Есиповская летопись и создание концепции Сибири как особого сакрального пространства
- Тип статьи:
- научная статья
- DOI:
- https://doi.