Ересь жидовствующих иосиф волоцкий: ЕРЕСЬ ЖИДОВСТВУЮЩИХ — Древо

Ересь жидовствующих — Русская историческая библиотека

Содержание:

Происхождение ереси жидовствующих и основы её учения

Борьба против жидовствующих архиепископа Геннадия

Иосиф Волоцкий в борьбе против жидовствующих

Осуждение жидовствующих на соборе 1504 года

Борьба с жидовствующими и русское духовное просвещение

Происхождение ереси жидовствующих и основы её учения

В конце XV и в начале XVI в. стала распространяться здесь новая ересь – ересь жидовствующих. В Новгород занес ее киевский ученый еврей Схария. Переиначивая христианство на манер иудейской религии, Схария отрицал учение о Троице, о божественности Иисуса Христа, Ветхий Завет ставил выше Нового, отвергал учения отцов церкви, почитание св. мощей и икон, церковные таинства, обряды, монашество. Ересь жидовствующих представляла смесь иудейства и христианства. В Новгороде Схария нашел много сторонников: между ними были духовные лица и самые образованные новгородцы. Главные еретики-жидовствующие отличались благочестивою жизнью, большой ученостью; говорили они убедительно, спорить с ними было не под силу малообразованным священникам, и лжеучители легко могли сбивать с толку людей, вовлекать их в ересь, и она расходилась все шире и шире.

В 1480 г. был в Новгороде великий князь. Тут ему понравились два священника – Дионисий и Алексей. Он взял их с собою в Москву, назначил их протопопами, одного – в Архангельский, а другого – в Успенский собор. Оба они были заражены ересью жидовствующих и стали тайно распространять ее в Москве. Тут нашлось много последователей, даже между духовными лицами: к ереси пристал архимандрит Симонова монастыря Зосима, любимый государев дьяк Федор Курицын и невестка князя Елена.

Жидовствующие вели себя очень осторожно: перед людьми твердыми в православной вере они старались казаться строгими ревнителями православия, но людей слабых мало-помалу опутывали и склоняли в ересь. Особенно хлопотали они о том, чтобы на священнические места проводить своих соумышленников, и это им часто удавалось. Таким образом, ересь жидовствующих втайне разливалась все шире и шире.

 

Борьба против жидовствующих архиепископа Геннадия

Первый открыл ее новгородский владыка Геннадий. Напал он на явный след ее в 1487 г. случайно: некоторые жидовствующие в пьяном виде сами проговорились. Геннадий велел произвести розыски. Дознались, что еретики хулят Сына Божия, Богородицу, ругаются над святыми иконами. Добыты были и некоторые их книги и тетради. Геннадий дал знать о ереси в Москву великому князю и митрополиту.

Митрополит Геронтий, человек слабый, не ладил с Геннадием и был не в милости у великого князя. Решительных мер против жидовствующих не принималось; у еретиков были сильные заступники при дворе.

Когда умер Геронтий, то по проискам жидовствующих князь пожелал, чтобы в митрополиты был избран Зосима, симоновский архимандрит. Еретики торжествовали: новый митрополит, зараженный ересью, был для них свой человек. Он стал донимать Геннадия разными придирками.

Но Геннадий, решительный, настойчивый и строгий ревнитель православия, не оставил начатого дела: он писал послания не только великому князю, митрополиту, но и другим архиереям – убеждал их требовать немедленно собора, розыска еретиков-жидовствующих и самого строгого суда над ними. В послании к князю Геннадий указывал ему на пример Фердинанда, испанского короля, который лютыми казнями и кострами искоренял ересь в своих землях. Своим товарищам-владыкам он советовал ни под каким видом не допускать прений о вере с еретиками.

«Люди у нас просты, – писал он, – не умеют говорить, лучше о вере не плодить никаких речей, а для того только собор учинить, чтобы еретиков казнить, жечь и вешать… Надобно их пытать накрепко, чтобы дознаться, кого они прельстили, чтобы искоренить их совсем и отрасли их не оставить».

В XIII в. епископ владимирский Серапион сильно восставал против людей, вздумавших убивать волхвов как еретиков, а теперь ревнитель православия требовал лютой казни еретикам; другого средства бороться с ними не было; невежественным духовным лицам пускаться в споры с жидовствующими было даже опасно. Невежество таким образом вело к жестокости, противной христианскому духу…

Благодаря посланиям Геннадия дело получило такую огласку, что уже нельзя было его замять, как хотелось митрополиту. По настоянию архиереев, он принужден был в 1490 г. созвать собор. Здесь жидовствующие были преданы проклятию… Некоторые из них, которых нельзя было укрыть, сосланы были в ссылку. Еретиков, бежавших из Новгорода, отправили к Геннадию.

Невиданное еще до тех пор зрелище пришлось увидеть новгородцам. По городу возили еретиков, посаженных верхом на кляч лицом к хвосту; на жидовствующих была надета одежда навыворот; на головах у них были соломенные венцы, остроконечные берестовые колпаки с мочальными кистями и с надписью: «Се есть сатанино воинство». Нашлись такие, что плевали еретикам в глаза и кричали: «Вот враги Божий, хулители Христа!» После поругания еретиков на головах у них зажгли берестовые колпаки.

 

Иосиф Волоцкий в борьбе против жидовствующих

Но позором и казнью ересь жидовствующих не была ослаблена. Наиболее сильные еретики уцелели. А тут еще случилось обстоятельство, которое на время придало новую силу ереси. Еще в древние христианские времена на Востоке составилось суеверное убеждение, будто бы мир будет существовать только 7000 лет. В 1492 году как раз истекала седьмая тысяча лет (от сотворения мира до Р. X. считалось 5508 лет). Наступал конец мира и Страшный суд… Ужас обуял суеверных. Раньше и духовенство держалось мысли, что чрез 7000 лет от сотворения наступит кончина мира. Но роковой 1492 год прошел, и жидовствующие стали смеяться над православными, ругались над их книгами, над воскресением мертвых, над Страшным судом.

Геннадий продолжал всеми силами бороться с ересью. Нашелся ему сильный помощник – Иосиф Волоцкий. С юных лет Иван Санин (мирское имя Иосифа) полюбил строгую иноческую жизнь. Страшно сурова была жизнь в Боровском монастыре, где постригся юный подвижник, но он был из тех могучих духом людей, которых не пугают тяжкие труды и лишения, не останавливают никакие препятствия. Как ни сурова была жизнь в Боровском монастыре, но Иосифу казалась она недостаточно строгой. Он основал свой собственный монастырь в лесах Волоколамских с самым строгим уставом. Вот этот суровый подвижник с несокрушимой волей выступил борцом против ереси, которая видимо крепла, находя опору в митрополите.

Иосиф Волоцкий. Икона XIX века

 

«С того времени, – писал Иосиф суздальскому епископу, – как воссияло в земле нашей солнце православия, у нас никогда не бывало такой ереси: в домах, на дорогах, на рынке – все иноки и миряне с сомнением рассуждают о вере, опираются они не на учении пророков апостолов и ев, отцов, а на словах еретиков, отступников христианства; с ними дружатся, учатся от них ереси, а от митрополита еретики не выходят из дому, даже спят у него».

Иосиф в своих посланиях к русским епископам, к великому князю смело изобличал в ереси самого митрополита, требовал, чтобы владыки, верные православию, отказались от всякого общения с Зосимою, не принимали бы от него благословения. Наконец он добился своего: Зосима был отставлен (1494 г.) от митрополии «за пьянство и нерадение о церкви».

Иосиф уговаривал великого князя казнить жидовствующих; но тот долго медлил. В это время большую силу при дворе имела Елена, невестка великого князя, зараженная ересью, да и сам великий князь одно время склонялся к ней: по крайней мере, он впоследствии сам каялся, что знал о ереси. Понятно, как трудно было ревнителям православия бороться с жидовствующими. Притом не все духовные лица, подобно разгоряченному борьбой Геннадию и суровому Иосифу, стояли за лютые казни.

В то время, как Иосиф требовал, чтобы огнем беспощадно выжечь язву ереси из русского народа, слышался голос другого великого русского подвижника – кроткого Нила Сорского и его последователей, старцев Кирилло-Белозерского монастыря. Они напоминали о христианской кротости, о христианском прощении.

 

Осуждение жидовствующих на соборе 1504 года

Но Иосиф настойчиво добивался у князя расправы с жидовствующими. Наконец великий князь после долгих колебаний созвал собор (1504 г.), чтобы окончательно решить дело о ереси. Иосиф требовал, чтобы без пощады казнить главных еретиков, не обращая внимания на их раскаяние. Собор обвинил и предал проклятию нескольких уличенных лжеучителей. Великому князю неудобно было дольше отстаивать их – и 28 декабря главные еретики были сожжены в железных клетках. В Новгороде также сожгли нескольких. Остальных, менее виновных, одних заключили в тюрьмы, а других разослали по монастырям. Иосифу это было не по душе.

«Этим ты, государь, – говорил он великому князю, – творишь мирянам пользу, а инокам погибель».

Ересь жидовствующих не была совершенно истреблена. Она еще существовала втайне и лет чрез 50 снова сказалась.

 

Борьба с жидовствующими и русское духовное просвещение

Борьба с жидовствующими показала, как необходимо просвещение, подняла вопрос и о церковном настроении. Геннадий жалуется, как сказано выше, что приводят к нему почти безграмотных людей ставиться в священники, и прямо заявляет о необходимости училищ.

«Челом бью государю, – пишет он митрополиту, чтобы велел училища учинити, да его разумом и грозою, а твоим благочестием то дело исправится; а ты бы, господин отец наш, государям нашим, а своим детям, великим князьям, печаловался, чтобы велели училища учинити; а мой совет учить в училищах азбуке с толкованием да псалтырь с объяснениями, а потом могут читать всякие книги. А то мужики-невежды учат ребят, только речь им портят. Выучат прежде всего вечерне, за это мастеру  (т. е. учителю) надо принести каши да гривну денег; за заутреню также, даже больше того, за часы особо, да сверх того еще подарки, как рядился. А кто отойдет от такого мастера, то ничего не умеет – только по книге бредет, а церковного устава совсем не знает».

Неизвестно, насколько эти советы принесли пользы делу.

Понадобились и книги. Жидовствующие ссылались на Библию, а полной Библии не было на Руси; не было также ни одного вполне исправного списка псалтыри. Геннадий озаботился составить полный список Библии; недостающие книги ее были переведены с латинского языка. Борьба с ересью вызвала и новые сочинения. Иосиф написал несколько посланий. Они вошли частью в замечательную его книгу «Просветитель». Здесь заключаются история ереси жидовствующих, обличения ее; тут же приводятся все главные основания православного вероисповедания.

 

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ, НИЛ СОРСКИЙ И ЕРЕСЬ ЖИДОВСТВУЮЩИХ

22 сентября ежегодно мы отмечаем память Преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца.

Преподобный Иосиф Волоцкий, как и Преподобный Нил Сорский жили в Московской Руси в XV веке. Хотя и один и другой были монахами, пути к Богу у них были разные: на некоторые вопросы жизни они отвечали по-разному. Но Церковь приняла оба этих пути: как Нил, так и Иосиф были причислены к лику святых.

Святой Нил стремился к углубленной, созерцательной жизни. Он хотел следовать древним преподобным. Чтобы постичь науку духовной брани, он изучал и переписывал сочинения отцов Церкви и поселился не в многолюдном монастыре, но нашел себе место в глухом лесу на берегу реки Сорки. Потому его и прозвали Сорским.

Там он основал монастырь нового типа – так называемый скит, состоящий из нескольких домиков – келий. В скиту поселилось совсем немного братий. Но они стремились к одному – к духовной жизни, молитве. Потому их хозяйство было минимальным, только чтобы прожить. А имущества вообще не было. Святой Нил считал, что всякое владение привязывает мысли и внимание человека к делам земным, а это отвлекает от молитвы и вообще мешает жить исключительно для Бога.

Монастырский устав, написанный Нилом для своих монахов, практически ничего не говорит о внешней жизни монастыря, зато учит чистоте помыслов и непрестанной молитве.

Преподобный Иосиф был сторонником другого идеала монастырской жизни. Монастырь должен быть большим и устроенным на началах общежития. В нем должна совершаться строго уставная служба и при этом вестись развитое, обширное хозяйство. Монастырь должен владеть землями и всяческими угодьями, которые приносили бы ему большой доход. От такого монастыря – польза государству и людям.

Важной стороной деятельности подобного монастыря является благотворительность. Сам святой Иосиф был учеником другого славного русского подвижника – преподобного Пафнутия Боровского. После смерти святого Пафнутия Иосиф был избран в игумены. Но в Боровском монастыре свой устав ему осуществить не удалось.

Тогда Иосиф оставил обитель и основал вблизи Волоколамска собственный монастырь. И при жизни святого, и после его кончины Иосифо-Волоколамская обитель, благодаря образцовому строю жизни в ней, была ведущей среди русских монастырей.

Святые Нил и Иосиф были согласны в одном важном вопросе – отношении к еретикам. В то время в Москве и Новгороде появилась так называемая ересь жидовствующих. Еретики отрицали Святую Троицу, церковные таинства и священство, увлекались магией.

Жизнь святого аввы Иосифа не была легкой и покойной. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями.

Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни.

Как святые отцы и учителя Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей – духоборческих, христоборческих, иконоборческих, – так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих. И создать первый свод русского православного Богословия – великую книгу “Просветитель”.

Еще к святому Равноапостольному Владимиру приходили из Хазарии проповедники, пытавшиеся совратить его в иудейство. Но великий креститель Руси гневно отверг притязания раввинов.

После этого, пишет преподобный Иосиф: Русская великая земля пятьсот лет пребывала в православной вере. Пока враг спасения, диавол, не привел скверного еврея в Великий Новгород.

Со свитой Литовского князя Михаила Олельковича в Новгород прибыл в 1470 году иудейский проповедник Схария (Захария). Пользуясь несовершенством веры и учености некоторых клириков, Схария и его приспешники внушали малодушным недоверие к церковной иерархии. Склоняли к мятежу против духовной власти, соблазняли «самовластием», то есть личным произволом каждого в делах веры и спасения.

Постепенно соблазнявшихся толкали к полному отречению от Матери-Церкви, поруганию святых икон, отказу от почитания святых, являющегося основой народной нравственности.

Наконец, вели ослепленных и обманутых к отрицанию спасительных Таинств и основных догматов Православия, вне которых нет Богопознания. Нет жизни, нет спасения – догмата о Пресвятой Троице и догмата о Боговоплощении.

Если бы не было принято решительных мер – «погибнуть всему православному христианству от еретических учений». Так был поставлен вопрос историей.

Великий князь Иоанн III, обольщенный жидовствующими, пригласил их в Москву. Сделал двух виднейших еретиков протопопами – одного в Успенском, другого – в Архангельском соборах Кремля. Звал в Москву и самого ересиарха – Схарию.

Все приближенные Князя, начиная с возглавлявшего правительство дьяка Феодора Курицына, брат которого стал вождем еретиков, были совращены в ересь.

Приняла иудейство и невестка великого князя Елена Волошанка.

Наконец, на кафедру великих московских святителей Петра, Алексия и Ионы был поставлен митрополит – еретик Зосима. Борьбу с распространением ереси возглавили преподобный Иосиф и святитель Геннадий, епископ Новгородский.

Успенский Волоколамский монастырь с самого начала стал духовным оплотом Православия в борьбе с ересью. Здесь написаны главные богословские творения святого аввы Иосифа. Здесь возник «Просветитель», создавший ему славу великого отца и учителя Русской Церкви. Здесь родились его пламенные противоеретические послания.

Исповеднические труды преподобного Иосифа Волоцкого и святого архиепископа Геннадия увенчались успехом. В 1494 году был сведен со святительской кафедры еретик Зосима.

В 1502-1504 годах были соборно осуждены злейшие и нераскаявшиеся жидовствующие – хулители Святой Троицы, Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Церкви.

Как Нил, так и Иосиф в своих сочинениях говорили о ложности и опасности этого учения. Но если Иосиф стоял за строгие наказания и казнь еретиков, то Нил полагал, что исправлять их надо было кротким убеждением.

В 1503 году был созван Церковный Собор, который поддержал идеи преподобного Иосифа и не принял мнения заволжских старцев. Церковная внешняя жизнь пошла путем, предложенным Иосифом Волоцким. Но подспудно в ней текла и струя созерцательной жизни, которую проповедовал Нил Сорский. Он положил начало целой традиции в русском монашестве, к которой принадлежали впоследствии святой Паисий Величковский, старцы Оптиной пустыни, а также святитель Тихон Задонский и преподобный Серафим Саровский. Оба пути оказались праведными перед Богом.

 

Иосифа Волоцкого, ул. | Encyclopedia.com

(ок. 1439–1515), общежительный и воинствующий защитник православия.

Провинциальный служилый по происхождению Иван Санин стал монахом Иосифом (Иосифом) около 1460 года при харизматическом Пафнутии Боровском. Обладая крепким телом, превосходным голосом, сильной волей, ясным умом, прекрасной памятью и ясным пером, Иосиф был вынужден Иваном III стать игуменом в 1477 году. Вскоре они поссорились из-за крестьян, и в 1479 году Иосиф вернулся с шестью опытными коллегами в Волоцком основать собственную обитель под покровительством брата Ивана Бориса. Иосиф привлек дополнительные таланты и быстро превратил свой фонд в центр обучения, конкурирующий с его моделью Кириллов-Белоозерск. Дионисий, крупнейший иконописец того времени, безвозмездно расписал Иосифову Успенскую церковь.

Иосиф присоединился к походу архиепископа Геннадия против новгородских еретиков в конце 1480-х гг. Руководя литературной защитой православия, Иосиф лично убедил Ивана III санкционировать синод (1504 г.), который приговорил нескольких диссидентов к смерти, а других к монастырским тюрьмам. Знаменитая ссора с учеником Нила Сорского Вассианом Патрикеевым и «кирилловскими и заволжскими старцами» вспыхнула вскоре после этих расстрелов, которые, по мнению последних, не имели канонически оправданного характера.

В 1507 году, утверждая, что его новый местный князь притесняет его, Иосиф поставил свой монастырь под королевскую защиту. Затем он был отлучен от церкви своим новым духовным настоятелем, архиепископом Новгородским Серапионом (годы правления 1505–1509), за то, что не посоветовался с ним. Василий III, митрополит Симон (годы правления 1495–1511) и Московский собор епископов поддержали Иосифа и низложили Серапиона, но Иосиф был запятнан как придворный великого князя и как клеветник, а звезда Вассиана взошла. Тем не менее монастырь продолжал процветать. Поскольку Джозеф физически ослабел, он официально учредил совет соуправления, который обеспечил преемственность при его преемниках.

Главным наследием Иосифа были Иосифово-Волоколамский монастырь и его Просветитель ( Просветитель ) или Книга Против Новгородских Еретиков. Под его руководством монастырь ввел новшества и рационализировал прибыльные службы поминовения умерших, покровительствовал религиозному искусству, положил начало одной из величайших библиотек страны и скриптории и стал квази-академией, воспитывающей прелатов на протяжении полувека. Среди его учеников и сотрудников были выдающийся подвижник Кассиан Босой (ум. 1531), учивший Ивана III стрельбе из лука и живший, чтобы помочь крестить Ивана IV; племянник Досифей Топорков, составивший Русский Хронограф в 1512 году; переписчик Нил Полев, подаривший Иосифову самые ранние из сохранившихся экземпляров сочинений Нила Сорского и Иосифа; и предприимчивый преемник Иосифа, будущий митрополит Даниил.

Просветитель, , выпущенный до 1490 года и переработанный в год смерти Джозефа, был его наиболее авторитетной и копируемой работой. Он служил одновременно основанием Православия для воинствующего церковника и вероучительно-этическим пособием для мирян и духовенства. Его драматическое и искаженное вступительное «Рассказ о новой ереси новгородских еретиков» задает тон дьявольским жидовствующим, противостоящим героическим защитникам веры. Последующие одиннадцать полемико-дидактических рассуждений оправдывают тринитарное и искупительное учение Православия (1–4), почитание икон и других святынь (5–7), непостижимость Второго пришествия и авторитет Писания и святоотеческой науки (8–4). 10) и монашество (11). Стандартная заключительная часть, либо приложенные послания, составленные до синода 1504 г. в краткой редакции, либо четыре или пять дополнительных речей расширенной редакции после 1511 г., защищают репрессии и казни еретиков. Сознательная риторическая стратегия Иосифа, заключающаяся в том, чтобы свалить в одну кучу все инакомыслие, позволяет ему приписать еретикам возражения соратников-православных против инквизиционных мер. Среди его примечательных утверждений — то, что следует до смерти сопротивляться кощунственным приказам тирана; что убийство еретика молитвой или руками эквивалентно; что следует ловить еретиков божественно мудрыми уловками; и, самое известное, что православный Царь подобен Богу в своей власти.

Расширенный, четырнадцатый дискурс и девять преданий Монашеский устав, изложенный в краткой редакции из одиннадцати проповедей, был самым подробным и проповедническим трудом в России в своем роде, но в основном внутренним трудом для его монастыря. План успеха монастыря содержится в его полемическом заявлении о представлении местных традиций и его настойчивости на внимательности к ритуалам, скромности, воздержании, полном послушании, труде, ответственности за должность, точном проведении поминок, защите общественной собственности, пастырской заботе, и полномочия совета. Кроме того, десять из его дошедших до нас посланий защищают имущество монастыря конкретными способами. Сомнительные источники 1540-х и 1550-х годов, связанные с борьбой его последователей, также связывают его с общей защитой монастырской собственности, предположительно на церковном соборе в 1503 году. Он составил множество других наставлений, в том числе призыв к установлению цен во время местный голод.

Канонизированный в 1591 году, Иосиф почитался и старообрядцами. Русская церковь сегодня называет его «русской звездой», но некоторые наблюдатели с 1860-х годов считали его ритуализм и инквизиторскую нетерпимость досадным явлением и наследием.

См. также: базилик III; церковный совет; Даниил, митрополит; дионисий; Иван III; иудействующие; православие; владельцы и невладельцы

Goldfrank, David. (2000). Монашеский устав Иосифа Волоцкого, ред. изд. Каламазу, Мичиган: цистерцианские публикации.

Лурия, Яков С. (1984). «Нерешенные вопросы истории идеологических движений конца пятнадцатого века». В Средневековая славянская культура, изд. Хенрик Бирнбаум и Майкл С. Флиер, том. 1 из 2. Калифорнийские славянские исследования 12: 150–171.

Дэвид М. Голдфранк

Божественное домостроительство и покаяние в 4-й речи «Просветителя» Иосифа Волоцкого

%PDF-1. 4 % 1 0 объект >поток приложение/pdf10.1080/00085006.2018.1440845en

  • Божественное домостроительство и покаяние в 4-й речи «Просветителя» Иосифа Волоцкого
  • Т. Аллан Смит
  • Рутледж
  • Canadian Slavonic Papers, 2018. doi:10.1080/00085006.2018.1440845
  • Просветитель
  • Иосиф Волоцкий
  • Жидовствующие
  • ересь
  • покаяние
  • ЖурналCanadian Slavonic Papers© 2018 Canadian Association of Slavists0008-50062375-2475000011910.1080/00085006.2018.1440845https://doi.org/10.1080/00085006.2018.1440845VoR2018-04-24T23:40:20+05:30Arbortext Advanced Print Publisher 11.0.3433/W Unicode2018-030184:057-184:020184:0301816T085-184 -05-16T08:14:53-07:00Просветитель; Иосиф Волоцкий; жидовствующие; ересь; repentanceiText 4.2.0 by 1T3XTuuid:b0cea390-ae6a-4502-8811-afa5a5aa0828uuid:003693d6-01ae-42ac-ae7c-0cd3c5acad1e2018-05-09true
  • www.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *