Эпоха возрождения и средние века: Г. Косиков. Средние Века и Ренессанс. Теоретические проблемы. 1

«Каковы различия между эпохой Возрождения и Средневековья?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

СредневековьеРазличия+2

Анонимный вопрос

  ·

106,0 K

ОтветитьУточнить

Андрей Миллер

История

22,7 K

Популяризатор истории, писатель  · 14 авг 2019  ·

grand_orient

Основных отличий Ренессанса от Средневековья (которые, в общем-то, конец Средневековья собой и знаменуют) можно выделить три.

1) Разложение феодализма на всех уровнях: то есть политический переход к абсолютизму (во Франции и Англии уже в XVI веке вполне оформляется), новые экономические отношения и социальные отношения — развитие «третьего сословия» и его постепенный выход на первый план во многих регионах Европы.

Это прослеживается даже в военной сфере: происходит закат рыцарства, неразрывно связанно с формированием феодальных отношений ранее.

2) Снижение роли церкви к связанных с религией областях жизни — что прежде всего включает Реформацию и итоги Тридцатилетней войны, конечно, но в целом процесс ещё более комплексный. Я придерживаюсь мнения, что именно глубокое влияние Ватикана на всех сферы жизни Европы является вообще главной отличительной характеристикой Средневековья. Ослабевать это влияние стало именно в эпоху Возрождение, а его полное исчезновение в середине XVII века — собственно, старт следующей эпохи, Нового Времени.

3) Формирование гуманизма как системы мышления. Это не тот гуманизм, что сейчас — это сама концепция того, что в центре у нас теперь стоит не Бог, а человек. Его развитие, его познание, его добродетели, пороки и потребности. Это кардинально отличается от типичного средневекового мышления, прямо связанного с христианской идеей бренности земной жизни и спасения души как главной её задачи.

Именно у эпоху Возрождения люди по-настоящему обратили внимание на самих себя, что и дало возможность добиться таких изменений в искусстве, например — хотя на самом деле во всех сферах, просто в этой нагляднее. При этом надо отметить, что гуманизм сам по себе не содержал противопоставления христианству, т.е. это не какая-то борьба за атеизм — это смена акцентов.

Вкратце так. Разумеется, каждый из этих пунктов можно разбить ещё на множество и долго о них рассуждать…

Популяризация исторической науки каждый день:

Перейти на vk.com/grand_orient

47,8 K

Алексей Стрибуль

23 октября 2020

А в чём сходство?

Комментировать ответ…Комментировать…

Дмитрий Асиновский

2,3 K

Специалист по истории России и Ближнего Востока. Путешественник.  · 14 авг 2019

Разделение на исторические эпохи является инструментом историков -в реальности, как можно догадаться, изменения происходят достаточно пдлавно и потому ярко выраженная разница видна только с течением времени. Сами философы Возрождения активно противопоставляли себя Средневековью, что даже вызвало у более поздних историков критику демонизации «Темных веков». Традиционно… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Виктор Сорокин

305

Ну, что тут рассказывать? Пенсионер, до пенсии — инженер геофизик. Интересуюсь очень…  · 11 нояб 2020

Ну, если не считать, что сами термины немножко искусственные… Самое (ИМХО) глубокое различие — это изменение структуры (и, соответственно, места в обществе) церкви. Сформировались две формы — привычный нам католицизм (именно привычный нам) и реформатские церкви. А что было сему причиной, какие вызвало последствия, и т.д. — тут перечислять можно до морковкина… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

T P

119

Какая разница? Доверяйте своему пониманию, а не высоте авторитета.   · 6 дек 2020

Основное отличие в том, в эпоху возрождение власть христианской церкви наконец отступает и люди начинают возрождать свою живую исконную культуру (потому эпоха так и названа). Кстати, современные времена чем-то напоминают средневековье — церковь пытается лезть и вмешиваться во все сферы жизни человека. Но как известно, история циклична, и за средневековьем последует возрождение.

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

АЙШЕ ШЕВКЕТОВНА.

2

18 мар 2020

Средневековье: В центре мира — Бог. Человек отходит на второй план как исполнитель Божьей воли. Глубокая религиозность пришла на смену античной мифологии, отказ от античного искусства. Искусство Средневековья характеризуется скудностью изобразительных средств, примитивизация, повышенное внимание к духовному, телесное отходит на второй план, символичность, отсутствие реал. .. Читать далее

T P

6 декабря 2020

Не бог в центре мира, а христианская религия. Не отказа от античного искусства, а его запрет. Телесное не уходит… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Mat Mекалль

989

4 нояб 2019

— Ослабление идеологического контроля со стороны христианской церкви — упоминалось выше. — Ослабление системы гильдий и цехов. — Развитие университетов. — Книгопечатанье. — Система копирайта. Но главное — копирайта и патентного права, серьёзно ограниченного во времени. В результате, знания и умения приближаются к идеалу свободы. Они не стали вполне и свободно общедост… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

2 ответа скрыто(Почему?)

Средние века и эпоха Возрождения.

Архтектурный стиль Возрожде…

  Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии — 14—16 вв., в других странах — 15—16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях.

    Областями, в которых с особой наглядностью проявилось переломное значение эпохи Возрождения, стали архитектура и изобразительное искусство. Религиозный спиритуализм, аскетические идеалы и догматическая условность средневекового искусства сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность. Коллективный опыт средневековых мастеров уступил место индивидуальному творчеству художника и архитектора. Возросла роль светской архитектуры (общественные здания, дворцы, городские дома) и светских жанров изобразительного искусствва (портрет, пейзаж). Наиболее полно отличительные особенности культуры Возрождения проявились в искусстве Италии. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском искусстве с аналитическим изучением действительности; была последовательно разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки. Античное искусство было не только классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе, в стремлении полнее раскрыть гармоничные закономерности бытия. В итальянском искусстве Возрождения, не считая предренессансных явлений рубежа 13 и 14 вв. (Проторенессанс), различают: Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (кон. 15—1-я четв. 16 вв.) и Позднее Возрождение (16 в.).

    Передовая торгово-промышленная гуманистическая Флоренция (Флорентииская школа) стала в 15 в. средоточием новаторства во всех видах искусства. Здесь были созданы многие произведения архитектуры Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л. Б. Альберти. Б. Росселлино, Дж. да Майано, Дж. да Сангалло). Античная ордерная система, творчески переосмысленная итальянскими архитекторами, внесла в зодчество Возрождения логическую соразмерность и гармоническую ясность, обогатила тектонику зданий.

    За пределами Тосканы выделялось творчество Л. Лаураны в Урбино и красочные, ещё во многом готические постройки венецманских архитекторов. Опыты планировки и застройки городской площади (Пиенца). района или города, утопические мечты итальянских архитекторов и теоретиков архитектуры (Альберти, Филарете. Ф. ди Джорджо Мартини) и гуманистов об идеальном городе открывали новые перспективы градостроительству.

    Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к сюжетам античности. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реапистически портретный бюст, конный монумент. Для итальянской живописи 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и С. Боттичелли во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.

    В период Высокого Возрождения борьба за идеалы Возрождения приобрела напряженный и героический характер, отражая мечты об освобождении и объединении страны. Общенациональный подъём ярче всего выразился в архитектуре и изобразительном искусстве, отмеченных синтетическим обобщением действительности и мощью героических образов, полных духовной и физической активности. Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения нашёл своё наивысшее выражение в произведениях, созданных в Риме; позднее в число ведущих центров выдвинулась Венеция (Венецианская школа). В архитектуре (Д. Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло) достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность архитурных образов; были созданы крупные архитектурные ансамбли, обладающие совершенством и художественной цельностью замысла, богатством и разнообразием композиционных решений. Изменилось социальное положение художника, занявшего достойное место в общественной жизни. Творчество крупнейших мастеров Высокого Возрождения в Италии (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана) обладало разносторонностью и широтой охвата явлений действительности.

    Со 2-й четв. 16 в. в Италии в условиях наступления феодализма, а затем и католической реакции, искусство Высокого Возрождения переживало кризис, вызванный глубоким разочарованием в гуманистических идеалах самого Возрождения. Как следствие этого кризиса возникло антиклассическое в своей основе искусство маньеризма. Творчество мастеров, верных гуманистическим идеалам, приобрело сложный, драматический характер. В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола, Джулио Романо, Б. Перуцци) возрос интерес к пространственному развитию композиции: здания всё больше подчинялись градостроительному замыслу, активнее вступали во взаимодействие с природной средой; ясная тектоника построек Раннего Возрождения сменилась большей напряжённостью и конфликтностью. Ренессансные типы обществ зданий, виллы, дворцы, принципы композиции городской площади и района получили богатую и сложную разработку (Я. Сансовино, Г. Алесси, М. Санмикели. А. Палладио). Одной из главных тем живописных и скульптурных произведений позднего Микеланджело и картин Тициана стали трагическая непримиримость конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя; небывалой глубины и сложности достигла психологическая характеристика образов. Реализм Позднего Возрождения (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано) обогатился пониманием противоречивости мира, интересом к изображению массового действия, народным образам, взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике. Многие черты искусства Позднего Возрождения подготовили почву для новых тенденций, получивших развитие в последующие эпохи.

    Периоды развития искусства Возрождения в Италии и в странах к северу от Альп, как правило, не совпадают по времени, часто различны по формальному и идейному содержанию. Общепринятое, но условное понятие «Северное Возрождение» (ок. 1500—40/80) применяется по аналогии с итальянским Возрождением, к культуре и искусству 16 в. главным образом Германии, Нидерландов, Франции. На рубеже 14 и 15 вв. в Нидерландах, а позднее во Франции и отчасти Германии отмечается зарождение новых черт в традиционно готическом искусстве, получивших своё полное гуманистическое выражение в 15—16 вв. Одной из главных особенностей, характерных для искусства Возрождения в странах этого региона, является его связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии. В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет единства в эволюции разных его видов (архитектура, отчасти скульптура и декоративно-прикладное искусство отставали в своём развитии от миниатюры и живописи).

    Истоки нового, реалистического в своей основе искусства Нидерландов и Франции следует искать на рубеже 14 и 15 вв. в Бургундии, центре придворно-рыцарского позднеготического искусства. В произведениях живописцев Ж. Малуэля, А. Бельшоза, М. Брудерлама, скульптора Клауса Слютера, в миниатюрах братьев Лимбург заметны стремление к созданию целостной картины мира, интерес и пристальное внимание к красоте и многообразию природного окружения человека, к индивидуальной характеристике полных жизненных сил образов; новая реалистическая форма (эмпирические попытки передачи пространств глубины, интерес к световой насыщенности цвета, к верному натуре изображению пластического объёма) придавала старым, во многом ещё средневековым идеям новое жизненное содержание. 15 в. был временем интенсивного формирования национальных европейских художественных школ, искусство которых, при всём их местном своеобразии, объединяли обращение к реальному миру как источнику художественных образов, к раскрытию индивидуальных черт личности, пристальное наблюдение природы и любование её красотой. Нидерландская школа живописи 15 в. (алтарные картины, портреты, миниатюры), новаторски переработавшая духовные и художественные традиции средневековой культуры, была важнейшей среди североевропейских школ: она отмечена интересом к человеку и природе, пантеистическим восприятием мира, пристальным вниманием к ценности и неповторимости каждой детали и каждого явления, слитых с одухотворённым миром и таящих в себе глубокий символический смысл (работы Р. Кампена, крупнейшего мастера этой школы Я. ван Эйка, Д. Баутса. Хуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, X. Мемлинга и др.). На рубеже 15 и 16 вв. X. Босх создавал сатирико-морализирующие картины, в которых обращался к наследию средневековой культуры. В 16 в. из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникли классические принципы Возрождения, не получившие, однако, преобладающего развития. Под влиянием гуманистических идей и реформационных движений 16 в. религиозная картина утрачивала своё ведущее значение, получали развитие светские жанры: портрет (А. Мор), пейзаж (И. Патинир), бытовой жанр (Лука Лейденский). Эклектическому течению романизма, подражавшему художественным приёмам итальянского искусства, противостояло искусство, основанное на национальных традициях, широко отражавшее жизнь народа и социальные противоречия эпохи. Его наиболее ярким представителем был П. Брейгель.

    Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг. (Л. Мозер. Х. Мульчер, К. Виц). Собственно Возрождение началось в Германии на рубеже 15 и 16 вв. и закончилось уже в 1530—40-х гг. Искусство Возрождения в Германии было тесно связано с национальной позднеготической традицией и несёт на себе отпечаток классовых битв. На него оказали большое влияние идеи Реформации и Крестьянской войны 1524—26, придав ему во многом социальную, а нередко и классовую направленность. Своеобразие немецкого Возрождения раскрывается в живописи и графике А. Дюрера, М. Нитхардта, Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, X. Хольбейна Младшего, в острой публицистичности станковой и книжной графики, скульптуре Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса, А. Крафта и др.

    Во Франции искусство Возрождения развивалось на основе богатых местных готических традиций, его становлению способствовали знакомство с античным наследием (особенно на юге страны), культурные связи с Италией и Нидерландами. Для французского искусства 15 в. характерны тонкая поэтичность и мягкий лиризм, стремление к иллюзорной передаче пространства, острота жизненных наблюдений (скульптура М. Коломба, портреты и миниатюры Ж. Фуке и С. Мармиона, картины Муленского мастера, Ж. Фуке и др.). В 16 в. в условиях складывающегося абсолютизма искусство французского Возрождения достигает расцвета. Возросший интерес к человеческой личности проявился в карандашном и живописном портрете (Ж. Клуэ Младший, Корнель де Лион, Э. и П. Дюмустье). В скульптуре гуманистический идеал Возрождения выразился в классически совершенных образах Ж. Гужона. Противоречия Позднего французского Возрождения, усиление драматического начала проявились в скульптурных группах и портретах Ж. Пилона. Со 2-й половины 15 в. в архитектуре Франции формируется изящный стиль Возрождения, проявившийся в королеских и дворянских замках, а также в городских особняках (П. Леско, Ф. Делорм, Ж. Дюсерсо, Ж. Бюллан).

    Элементы стиля Возрождения в искусстве Англии (в большой мере под влиянием работавшего в Англии X. Хольбейна Младшего) нашли выражение в миниатюрном портрете (Н. Хиллиард, А. Оливер), в усадебном (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и дворцовом строительстве.

    В Дании, Швеции и Финляндии черты Возрождения проявились в основном в архитектуре замков, усадеб и общественных зданий.

    Под влиянием Джотто и сиенской живописи, а также нидерландского искусства в Испании на местной почве сформировался национальный стиль, где преобладали суровые, аскетически выразительные фигуры и лики, торжественная декоративность. Традиционная склонность к пышной декоративности породила в 16 в. стиль платереско, в котором богатое скульптурное убранство сплошь покрывало стены, структурные членения зданий. В 16 в. растущее влияние итальянского искусства Возрождения было плодотворно использовано в творчестве А. Берругете, Д. де Силоэ, А. Санчеса Коэльо и др. В проникнутых спиритуализмом и мистикой образах выразились трагические противоречия эпохи католической реакции (Л. Моралес, Эль Греко).

    Искусство Португалии развивалось сходными с Испанией путями, обладая, однако, и местным своеобразием (Н. Гонсалвиш). Архитектурный стиль «мануэлино» (нач. 16 в.) отличался от испанского платереско большей лаконичностью и сдержанностью декора.

    Крупными центрами культуры и искусства Возрождения были также страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы — Хорватия, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. В Хорватии культура Возрождения переживала расцвет в 15 — начало 16 вв. в богатых торговых городах Дубровницкой республики на Адриатическом побережье (Дубровник, Трогир, Шибеник), испытывавших воздействие Италии (Венеции и Флоренции). Отдельные ренессансные черты в зодчестве уживались здесь с местными средневековыми (романскими и готическими) традициями (постройки Юрая Далнатинца, Николы Флорентинца). Высокого уровня достигли ренессансная декоративная скульптура (архитектурно-скульптурное убранство капеллы Урсини в соборе в Трогире. 1468-нач. 16 в., собора в Шибенике и др.) и алтарная живопись (Н. Божидаревич, Л. М. Добричевич и др.). Проводником влияний итальянского Возрождения в Центральной и Восточной Европе был в 15 в. двор венгерского короля Матьяша Хуньяди (Корвина), где работали итальянские мастера. Стиль Возрождения, насаждавшийся в этом районе местной аристократией, получил широкое распространение в 16 — начале 17 вв. В наиболее чистом виде он проявился в архитектуре дворцов (в Буде и Вишеграде, ныне в Будапеште, Кракове, Праге и др.) и замков (в Чехии, Словакии и Польше), в которых использовались ордерные архитектурные элементы (в оформлении порталов и аркадных внутренних дворов), а также в убранстве церковных капелл (капелла Бакоца в Эстергоме а Венгрии; капелла Сигизмунда в соборе на Вавеле в Кракове, Польша). В городском строительстве (ратуши, дома богатых горожан) отдельные формы зодчества итальянского Возрождения сочетались порой с воздействием нидерландского маньеризма, а также местными строительными традициями, что придавало архитектуре каждой из стран своеобразные национальные черты (постройки в Кракове, Торуни, Казимеже-Дольны — в Польше; в Праге, Таборе, Тельче и др. — в Чехии: в Левоче, Прешове и др. — в Словакии). По схеме «идеального» ренессансного Возрождения, созданной итальянским архитектором Филарете, выстроены замки в городах Нове-Замки (Словакия) и Замосць (Польша; оба—1580). Высокого уровня в Центральной и Восточной Европе достигли алтарная скульптура сочетавшая поздне-готические и ренессансные черты (работы В. Ствоша, Польша, и Павла из Левочи, Словакия), а также миниатюра, стенная и алтарная живопись (мастер Литомержицкого алтаря, Чехия; Мастер «MS», работавший в Словакии и Венгрии). Широкое распространение в Польше получили ренессансные скульптурные надгробия (Я. Михалович из Ужендова и др.). Развивались многие светские виды и жанры декоративной росписи — сграффито, портрет и др. В 16 в. влияния искусства Возрождения проникли также в Трансильванию (ныне северо-запад Румынии), Западную Украину (дома на пл. Рынок во Львове) и Литву (Вильнюс, Каунас и др.).

    Некоторые учёные склоняются к более расширительному применению понятия » Возрождение», не ограничивая его территориальными рамками Европы. Ряд востоковедов обращает внимание на ренессансные черты культуры отдельных стран Азии, Закавказья в определенные исторические периоды (например, Китая 8—12 вв., Закавказья 12—13 вв.) и считает возможным говорить о Возрождении в Китае, Закавказье. Возрождение рассматривается, таким образом, как всемирно-историческое явление. Но эта проблема остаётся в науке дискуссионной и спорной.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Жизнеописания известных писателей: правда или вымысел?

5 компонентов информационных систем

«Вы» просто внутри вашей кожи или ваш смартфон является частью вас?

Средневековье | Определение, даты, характеристики и факты

Средневековье

Смотреть все СМИ

Дата:
500 — 1500
Местонахождение:
Европа
Контекст:
гуманизм
Основные события:
Период миграции
Ключевые люди:
Артур М. Саклер

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Когда началось Средневековье?

Средневековье — период европейской истории от краха римской цивилизации в 5 веке н. э. до эпохи Возрождения (по-разному интерпретируемой как начало 13, 14 или 15 века, в зависимости от региона Европы и другие факторы).

Какова была роль христианского мира?

После распада Римской империи возникла идея о Европе как о едином большом церковном государстве, называемом христианским миром. Христианский мир состоял из двух отдельных групп функционеров: священства, или церковной иерархии, и империума, или светских лидеров. Теоретически эти две группы дополняли друг друга, заботясь о духовных и мирских нуждах людей соответственно. На практике эти два института постоянно спорили, не соглашались или открыто воевали друг с другом.

Как долго длился период миграции?

Период Великого переселения народов был историческим периодом, иногда называемым Средневековьем, Поздней Античностью или Ранним Средневековьем. Период длился от падения Рима примерно до 1000 года с коротким перерывом во время расцвета каролингского двора, установленного Карлом Великим.

Каковы основные художественные эпохи Средневековья?

Романское искусство было первой из двух великих интернациональных художественных эпох, процветавших в Европе в средние века. Романская архитектура возникла около 1000 г. и просуществовала примерно до 1150 г., к тому времени она превратилась в готику. Готическое искусство было второй из двух великих международных эпох, которые процветали в Западной и Центральной Европе в средние века. Готическое искусство развилось из романского искусства и просуществовало с середины 12 века до конца 16 века в некоторых областях.

Какой социально-экономический строй считается характерным для Средневековья?

Феодализм обозначает социальные, экономические и политические условия в Западной Европе в период раннего Средневековья, длительный промежуток времени между 5-м и 12-м веками. Феодализм и связанный с ним термин «феодальная система» — это ярлыки, изобретенные намного позже того периода, к которому они применялись. Они относятся к тому, что те, кто их изобрел, считали наиболее значительными и отличительными характеристиками раннего и среднего средневековья.

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Средневековье , период европейской истории от краха римской цивилизации в 5 веке н.э. до эпохи Возрождения (по-разному интерпретируется как начало 13, 14 или 15 века, в зависимости от региона Европы) и другие факторы).

Далее следует краткое описание Средневековья. Полную трактовку см. Европа, история: Средневековье.

Викторина «Британника»

Древние цивилизации

От древних египтян и финикийцев до металла, связанного с концом каменного века, проверьте свои знания о божествах, наскальных статуях и многом другом в этой викторине.

Термин и его общепринятое значение были введены итальянскими гуманистами с завистническими намерениями. Гуманисты занимались возрождением классического знания и культуры, и представление о тысячелетнем периоде тьмы и невежества, отделяющем их от древнегреческого и римского мира, служило выдвижению на первый план собственных работ и идеалов гуманистов. Казалось бы излишним замечать, что мужчины и женщины, жившие в течение тысячи или около того лет, предшествовавших Ренессансу, не осознавали, что живут в Средние века. Некоторые — Петрарка был среди них самым заметным — считали, что их судьба выпала на темные времена, начавшиеся с закатом Римской империи. В самом деле, Петрарка предоставил гуманистам что-то вроде основополагающего утверждения, написав: «Ибо кто может сомневаться в том, что Рим немедленно воскреснет, если начнет познавать себя?»

В некотором смысле гуманисты изобрели Средневековье, чтобы отличаться от него. Они демонстрировали чувство свободы, но в то же время имплицитно принимали средневековую концепцию истории как серии четко определенных эпох в ограниченных временных рамках. Они не говорили о шести веках мира Августина и не верили в хронологию пророчества Иоахима, но тем не менее унаследовали философию истории, которая началась с Эдемского сада и закончилась Вторым пришествием Христа. В такой схеме тысячу лет с 5-го по 15-й век вполне можно было бы рассматривать как отдельный респектабельный период истории, который четко выделялся бы в провиденциальном узоре. Однако на протяжении всей европейской истории никогда не было полного разрыва со средневековыми институтами или способами мышления.

Разграбление Рима Аларихом Вестготом в 410 г. н.э. оказало огромное влияние на политическую структуру и социальный климат западного мира, поскольку Римская империя обеспечила основу социальной сплоченности для большей части Европы. Хотя германские племена, насильственно мигрировавшие в южную и западную Европу в V веке, в конечном итоге были обращены в христианство, они сохранили многие свои обычаи и образ жизни. Изменения в формах общественной организации, которые они внесли, сделали централизованное управление и культурное единство невозможными. Многие из улучшений качества жизни, введенных во времена Римской империи, такие как относительно эффективное сельское хозяйство, разветвленная сеть дорог, системы водоснабжения и судоходные пути, существенно пришли в упадок, как и художественные и научные усилия.

Этот упадок сохранялся на протяжении всего периода Великого переселения народов, исторический период, который иногда называют Средневековьем, Поздней Античностью или Ранним Средневековьем. Период миграции длился с падения Рима примерно до 1000 года с коротким перерывом во время расцвета каролингского двора, установленного Карлом Великим. Помимо этой интерлюдии, в Европе не возникло ни одной крупной политической структуры, обеспечивающей стабильность. Два великих королевства, Германия и Италия, начали терять свое политическое единство почти сразу после того, как оно его приобрело; им пришлось ждать до 19века, прежде чем они нашли его снова. Единственной силой, способной обеспечить основу для общественного единства, была Римско-католическая церковь. Таким образом, Средневековье представляет собой запутанную и часто противоречивую картину общества, пытающегося структурировать себя политически на духовной основе. Эта попытка пришла к окончательному концу с ростом художественной, коммерческой и других видов деятельности, прочно укоренившихся в светском мире в период, непосредственно предшествующий эпохе Возрождения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Знайте о борьбе за власть между папой Григорием и королем Германии Генрихом IV и походе короля Генриха IV в Каноссу

Посмотреть все видео к этой статье

После распада Римской империи возникла идея о Европе как о едином большом церковном государстве , называемый христианским миром. Считалось, что христианский мир состоит из двух отдельных групп функционеров: sacerdotium , или церковной иерархии, и imperium , или светских лидеров. Теоретически эти две группы дополняли друг друга, заботясь о духовных и мирских нуждах людей соответственно. Верховная власть принадлежала папе в первой из этих областей и императору во второй. На практике эти два института постоянно спорили, не соглашались или открыто воевали друг с другом. Императоры часто пытались регулировать церковную деятельность, заявляя о своем праве назначать церковных чиновников и вмешиваться в доктринальные вопросы. Церковь, в свою очередь, не только владела городами и армиями, но и часто пыталась регулировать дела государства. Это напряжение достигло предела в конце 11-го и начале 12-го веков во время столкновения между императором Генрихом IV и папой Григорием VII по вопросу об инвеституре мирян.

В 12 веке произошло культурное и экономическое возрождение; многие историки прослеживают истоки Возрождения до этого времени. Баланс экономической мощи постепенно начал смещаться из региона восточного Средиземноморья в Западную Европу. Готический стиль развивался в искусстве и архитектуре. Города начали процветать, путешествия и общение стали быстрее, безопаснее и проще, начали развиваться торговые классы. Развитие сельского хозяйства было одной из причин этого развития; в XII веке выращивание фасоли впервые в истории сделало сбалансированную диету доступной для всех социальных классов. Таким образом, население быстро увеличивалось, что в конечном итоге привело к распаду старых феодальных структур.

13 век был вершиной средневековой цивилизации. Были достигнуты классические формулировки готической архитектуры и скульптуры. Распространялось множество различных социальных единиц, включая гильдии, ассоциации, гражданские советы и монашеские капитулы, каждая из которых стремилась получить некоторую степень автономии. Возникла важнейшая правовая концепция представительства, результатом которой стало политическое собрание, члены которого обладали plena potestas — полной властью — принимать решения, обязательные для исполнения избравшими их сообществами. Интеллектуальная жизнь, в которой доминировала Римско-католическая церковь, достигла кульминации в философском методе схоластики, выдающийся представитель которого св.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *