Эпоха раннего ренессанса: Эпоха Возрождения: Проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение | by Dana Markova | Dana Markova

Содержание

Эпоха Возрождения: Проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение | by Dana Markova | Dana Markova

История искусств #8

Возрождение, или Ренессанс — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени.

Возрождение возникло в Италии — его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.

В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса — возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи Возрождения

Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий:

  • Проторенессанс (дученто) — 2-я половина XIII в.-XIV в.
  • Раннее Возрождение (треченто) — начало XV-конец XV в.
  • Высокое Возрождение (кватроченто) — конец XV-первые 20 лет XVI в.
  • Позднее Возрождение (чинквеченто) — середина XVI-90-е годы XVI в.

Для истории итальянского Возрождения решающее значение имел глубочайший перелом в сознании, взглядах на мир и человека, который относится к эпохе коммунальных революций 2-й половины XIII века.

Именно этот перелом открывает новый этап в истории западноевропейской культуры. Связанные с ним принципиально новые тенденции нашли свое наиболее радикальное выражение в итальянской культуре и искусстве так называемой «эпохи Данте и Джотто» — последней трети XIII века и двух первых десятилетий XIV-го.

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.

А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими, романскими и готическими традициями.

Делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.

Для искусства проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения).

У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине XIII века в Пизе мастер Никколо. Он стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до середины XIV века и распространившей свое внимание по всей Италии.

Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы.

Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства.

В 1260–1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.
Новые веяния проникают и в живопись Италии.

Подобно тому, как Никколо Пизано реформировал итальянскую скульптуру, Каваллини заложил основу нового направления в живописи. В своем творчестве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники, которыми в его время был еще богат Рим.

Заслуга Каваллини состоит в том, что он стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, которые были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи”византийской” или”греческой” манере.

Он вводил заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм.

Однако со второго десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме замерла. Ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе.

Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла главное направление развития ее искусства.

Но самым радикальным реформатором живописи был Джотто ди Бондоне (1266/67–1337).

В своих работах Джотто подчас достигает такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения.

Трактуя евангельские эпизоды как события человеческой жизни, Джотто помещает его в реальную обстановку, отказываясь при этом от соединения в одной композиции разновременных моментов. Композиции Джотто всегда пространственны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие, обычно не глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены действию. Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя к смысловому центру.

Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века — первой половины XIV века была Сиена.

Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и декоративизма. В Сиене ценили французские иллюстрированные рукописи и произведения художественных ремесел.

В XIII-XIV столетиях здесь был воздвигнут один из изящнейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284–1297 годах Джованни Пизано.

Для архитектуры проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие.

Представитель: Арнольфо ди Камбио.

Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства.

Представитель: Никколо Пизано, Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио.

Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм.

Представители: Джотто, Пьетро Каваллини, Пьетро Лоренцетти, Амброджо Лоренцетти, Чимабуэ.

В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры.

Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессанского реализма, существенно отличавшегося от того”реализма деталей”, который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто.

Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма.Они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности.

В своей борьбе с традицией готики художники раннего Возрождения искали опору в античности и искусстве Проторенессанса.

То, что только интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.

Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений.

Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.

Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата.

Для архитектуры раннего Возрождения характерна логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений

Представитель: Палаццо Ручеллаи, Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти.

Для скульптуры этого периода характерно развиватие свободно стоящей статуи, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.

Представитель: Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо.

Для живописи характерно ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.

Представители: Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино.

Кульминация искусства (конец XV и первые десятилетия XVI века), преподнесшая миру таких великих мастеров как Рафаэль, Тициан, Джорджоне и Леонардо да Винчи именуется этапом Высокого Возрождения.

Сосредоточение художественной жизни Италии в начале XVI века перемещается в Рим.

Папы добивались под властью Рима объединить всю Италию, делая попытки обратить его в культурный и ведущий политический центр. Но, так и не став политической точкой отсчёта, Рим преображается на некторое время в цитадель духовной культуры и искусства Италии. Причиной этому послужила также и меценатская тактика пап, которые привлекали лучших художников в Рим.

Флорентийская школа и многие другие (старые локальные) теряли свою прежнюю значимость.

Единственным исключением стала богатая и независимая Венеция, демонстрирующая яркую оригинальность культуры на протяжении всего XVI.

За счёт постоянной связи с великими произведениями архаики, искусство освобождалось от многословия, зачастую столь характерному творчеству виртуозов кватроченто.

Художники Высокого Возрождения обрели способность опускать маленькие подробности, не влияющие на общий смысл и стремиться достичь в своих творениях гармонию и сочетание лучших сторон реальности.

Творчество характеризуется верой в неограниченность человеческих возможностей, в его индивидуальность и в рациональный мировой аппарат.

Главным мотивом искусства Высокого Возрождениявыступает образ гармонически развитого и сильного как телом, так и духом человека, который находится выше повседневной обыденности.

Так как скульптура и живопись избавляется от беспрекословного рабства зодчества, что и даёт жизнь к формированию новых жанров искусства таких как: пейзаж, историческая живопись, портрет.

В этом периоде архитектура Высокого Ренессанса набирает наибольшие обороты. Теперь все без исключения заказчики не желали видеть в своих домах и капли средневековья. Улицы Италии стали пестреть не просто роскошными особняками, а дворцами с обширными насаждениями. Надо отметить, что известные в истории сады эпохи Возрождения появились как раз в этот период.

Религиозные и общественные сооружения также перестали отдавать духом прошлого. Храмы новой застройки, как будто восстали из времен Римского язычества. Среди памятников архитектуры этого периода можно встретить монументальные здания с обязательным наличием купола.

Грандиозность данного искусства было почитаемо ещё и современниками, — так Вазари говорил о нём как о: «высшей ступени совершенства, которой ныне достигли наиболее ценимые и наиболее прославленные творения нового искусства».

Для архитектуры высокого Возраждения характерны монументальность, представительное величие, грандиозность замыслов (пришедшие из Древнего Рима), интенсивно проявившиеся в брамантовских проектах собора святого Петра и перестройки Ватикана.

Представитель: Донато Браманте, Антонио да Сангалло, Якопо Сансовино

Для скульптуры этого периода характерны героический пафос и, одновременно трагическое ощущение кризиса гуманизма. Ппрославляется сила и мощь человека, красота его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.

Представитель: Донателло, Лоренцо Гиберти, Брунеллески, Лука делла Роббиа, Микелоццо, Агостино ди Дуччо, Пизанелло.

Для живописи характерна передача мимики лица и тела человека, появляются новые способы передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам.

Представители: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Тициан, Якопо Сансовино.

В это время происходит затмение и появление новой художественно культуры. Не вызывает потрясений и тот факт, что творчество данной поры крайне сложно и отличается преобладанием противоборства различных направлений. Хотя если не рассматривать самый конец XVI века — время вступления на манеж братьев Карраччи и Караваджо, то можно сузить всё разнообразие искусства к двум основным тенденциям.

Феодально-католическая реакция нанесла смертельный удар Высокому Возрождению, но не смогла убить мощную художественную традицию, которая формировалась на протяжении двух с половиной столетий в Италии.

Только богатая Венецианская республика, свободная и от власти Папы, и от господства интервентов, обеспечила развитие искусства в этом регионе. Возрождение в Венеции обладало своими особенностями.

Если говорить о творениях известных художников второй половины XVI века, то им ещё присущ ренессанский фундамент, но уже с некоторыми изменениями.

Судьба человека уже не рисовалась столь беззаветной, хотя отголоски темы героической личности, которая готова сражаться со злом и ощущение реальности всё же до сих пор присутствуют.

Основы искусства XVII столетия были заложены в творческих поисках этих мастеров, благодаря которым были созданы новые выразительные средства.

К данному течению относятся немногие художники, но зато именитые мастера старшего поколения, пойманные кризисом на кульминации их творчества, такие как Тициан и Микеланджело. В Венеции, которая занимала неповторимое положение в художественной культуре Италии XVI века, это направленность присуща и для художников младшего поколения — Тинторетто, Бассано, Веронезе.

Представителями второго направления являются совершенно разные мастера. Их объединяет лишь субъективность в восприятии мира.

Данное направление получает своё распространение во второй половине XVI века и, не ограничиваясь Италией, перетекает и в большинство европейских стран. В искусствоведческой литературе конца прошлого столетия именуясь «маньеризмом».

Пристрастие к роскоши, декоративности и нелюбовь к ученым изысканиям задерживали проникновение в Венецию художественных идей и практики флорентийского Возрождения.

Основные характерные черты творчества живописцев, скульпторов, архитекторов Флоренции и Рима не отвечали вкусам, сложившимся в Венеции.

Здесь ренессансное искусство питалось любовью не к античности, а к своему городу, определялось его особенностями.

Синее небо и море, нарядные фасады дворцов способствовали формированию особого художественного стиля, проявлявшегося в увлечении цветом, его переливами, сочетаниями. Венецианские художники, которые были только живописцами, видели в красочности и цвете основу живописи.

Пристрастие к цвету объясняется и укоренившейся в них любовью к богатым украшениям, ярким краскам и обильной позолоте в произведениях искусства Востока.

Для второй половины XVI века характерным является и возникновение бесчисленных художественных академий. Они существенно отличаются от ранее созданных свободных кружков, которые объединяли художников, стремившихся покончить с цеховым порабощением, и занимались утверждением своего места в социальной иерархии общества. Новые превращения предоставляют им статус общественных учреждений, который обладают правом самостоятельно руководить художественной жизнью.

Для архитектуры позднего Возраждения характерны эксперименты с формами, разработкой и комбинированием античных образов, усложнение деталей, изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи.

Представитель: Микеланджело, Джакомо Бароцци да Виньола, Андрее Палладио.

Для живописи характерны взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, зачастую обнажённых, напряжённость и неестественность поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции.

Представители: Пармиджанино, Понтормо, Бронзино.

Коперник — произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

Торунь: дом, где родился Коперник

Николай Кузанский — один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.

Леонардо Бруни — итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

Доменико Тинторетто. Портрет Галилео Галилея, 1605–1607

Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

Мишель Монтень — французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.

Мартин Лютер — выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения — протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность. Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами — англичанин Уильям Шекспир (1564–1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562–1635).

Слева- единственное известное достоверное изображение Шекспира — гравюра из посмертного «Первого фолио» (1623) работы Мартина Друшаута. Справа- Лопе де Вега

Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265–1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

Ад. Сандро Боттичелли (Ватиканская апостольская библиотека)

Франческо Петрарка (1304–1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви.

Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313–1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469–1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474–1533) и Торквато Тассо (1544–1595).

Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

Эпоха Возрождения: основные черты

Термин, хронология, ключевые понятия

В самом начале большого путешествия по страницам истории эпохи Возрождения важно остановиться на ключевых вопросах:
Что такое «Возрождение»?
Когда оно возникло? Сколько продлилось?
Какие ключевые понятия определяют этот период?

Содержание

1. Что такое Возрождение?
2. Проторенессанс — путеводная звезда Возрождения
3. Хронология эпохи Возрождения
4. Основа Возрождения — античность
5. Гуманизм — философия Возрождения
6. Человек эпохи Возрождения
7. Перспектива — ключ к искусству эпохи Возрождения

Что такое Возрождение?

Возрождение (Ренессанс) — это период в культурном развитии европейских стран, пришедший на смену Средним векам. Это небывалый расцвет изобразительного искусства, время географических и научных открытий, развития банковского дела, торговли и ремесел.

Значение эпохи Возрождения огромно: это не только художественный стиль, не только обращение к античности.
Возрождение — это гигантский шаг вперед для всей европейской цивилизации и связанные с этим качественные преобразования.
Изменилось не только искусство, но и сам человек. Освободившись от средневековых представлений, он по-новому смотрит на окружающий мир и на самого себя. Меняется его отношение к Богу, его устремления и сам образ мышления. А новое искусство, подобно зеркалу, отражает эти изменения.

Проторенессанс — путеводная звезда Возрождения

Возрождение возникло во Флоренции в начале XV века, но его первые признаки проявились уже во второй половине XIII века. Этот период, названный Проторенессансом, не предшествовал Возрождению напрямую, но без него невозможно представить появление новой культуры.

Джотто первым в своем искусстве обратил внимание на человека и его переживания, наделил изображения реалистичностью, сумел передать объемы фигур.
Грандиозный гений, опередивший свое время, умер в 1337 году. Следующий революционер итальянской живописи, Мазаччо, родится только в 1401 году.
Великих художников разделяют десятилетия, в течение которых мастера, лишь подражали новаторской манере Джотто или оставались верны византийским и готическим традициям.

Творцы Проторенессанса станут источником вдохновения для художников, скульпторов, архитекторов и гуманистов эпохи Возрождения.
Именно от них тянутся линии преемственности к создателям революционно нового видения в изобразительном искусстве. Филиппо Брунеллески будет изучать архитектуру Арнольфо ди Камбио, Донателло будет вдохновлен человечностью скульптур Николы Пизано, традиции Джотто положат начало живописи Мазаччо.

Проторенессанс стал яркой вспышкой, озарившей тьму Средневековья, путеводной звездой, предсказавшей скорое наступление Возрождения.

Хронология Возрождения

По хронологии итальянское Возрождение можно разделить на 4 этапа:

Без чего же невозможно представить себе итальянское Возрождение?

Основа Возрождения — античность

Интерес к античности стал определяющим для становления Возрождения.

Главной целью самых выдающихся и передовых умов стало изучение античной культуры, в особенности литературы. В начале XV века древние книги и списки с древних рукописей ценились на вес золота. Их искали по всей Европе: в старых библиотеках и монастырских кельях, их переводили, переписывали, изучали и хранили почти как церковные реликвии.

Именно античная литература легла в основу гуманизма, мировоззрения нового времени.

Микеланджело — Битва кентавров, 1492, дом Буонарроти, Флоренция

Гуманизм — философия Возрождения

Гуманизм — еще один ключевой термин для понимания эпохи Возрождения. Это интеллектуальное движение полностью изменило картину мира и породило великое искусство.

Гуманистам XV века была невыносима жизнь в средневековых тисках церковных догм, невежества, подавления и страха. Сущим кошмаром была для них мысль о ничтожности земной жизни и о несовершенстве человеческой природы.

В этой связи античные рукописи и статуи не были мертвыми предметами из далекого прошлого, для гуманистов они становились подлинными учителями, помогавшими воспитать себя и изменить мир.

«Это не камни, дерево и бумага, а материал для возведения памятника собственной личности».
Поджо Браччолини

Важно, что стремление к возрождению культуры Древней Греции и Древнего Рима не несло в себе жажды слепого подражания. Гуманисты стремились к созданию нового видения, в основе которого в равной степени лежали бы и плоды древних цивилизаций, и основы христианской веры.

Рафаэль — Афинская школа, 1509−1510, станца делла Сеньятура, Ватикан

Гуманизм быстро развивается как идейное движение, из центра во Флоренции распространяясь по всей Италии. Гуманисты много путешествуют, преподают в университетах, служат наставниками в богатых семьях купцов и банкиров, состоят советниками при государях и кардиналах, становятся членами городских советов.

Они создают свои кружки, в подражание древним называя их академиями, проводят время за городом, в частных домах и библиотеках. Гуманистов отличает смелость и дерзость, общительность и вызов церковным догмам, пренебрежение к сословным предрассудкам, вера в человека и его безграничные возможности.

Самым известным и влиятельным кружком XV века стало собрание гуманистов под покровительством Лоренцо Великолепного во Флоренции. По сути Лоренцо получил место его председателя в наследство от своего деда, Козимо Старшего, стоявшего у истоков Возрождения и основавшего кружок.

Двери дома Лоренцо всегда были открыты для творческих людей. В семейном палаццо на виа Ларга и на виллах Медичи в пригородах Флоренции собирались члены «Платоновской академии», вольного общества людей, увлеченных античной культурой.

На природе в окружении античных статуй и в сопровождении музыки они вели философские беседы, изучали древние рукописи, читали стихи. В этих собраниях принимали участия самые выдающиеся люди своего времени: Лоренцо и его брат Джулиано, философы Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы, такие как: Перуджино (будущий учитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа дель Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли, а позднее и сам юный Буонарроти.

Вилла Медичи в Кареджи

На этих собраниях из споров о церковных догмах, из любви к античной литературе и учению Платона родилась новая концепция, получившая название «неоплатонизм».

Неоплатоники находили вдохновение в поэзии древности, воспевали красоту тела и души человека. Они искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую античность и христианство.
Казалось, что в мир, где господствовала церковь, ворвалась свобода светской жизни.

Сандро Боттичелли — Весна, ок. 1478, галерея Уффици, Флоренция

Главным идеологом «Платоновской академии» был философ и католический священник Марсилио Фичино.
Он утверждал, что человек стоит на вершине творения благодаря тому, что сам способен к творческому созиданию. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется в труде самого человека, который с точностью подражает Богу и соединяется в этом с ним.

И если гуманисты Возрождения воплощали идеи словом, то скульпторы и художники — резцом и кистью.
Вот слова Микеланджело Буонарроти, только расписавшего свод Сикстинской капеллы:

Человек эпохи Возрождения

И, конечно, гуманисты по-новому понимали место человека в мире, его отношения с Богом, с природой, с другими людьми и с самим собой.

Человек Возрождения — венец творения, властелин своей судьбы и окружающего мира. Перед ним открыты все дороги, он создан по образу и подобию Бога. Он способен познать мир, подчинить его своей воле и добиться всего, к чему он устремлен своим разумом и своим сердцем.

Именно эту концепцию творцы эпохи будут воплощать в своих произведениях. Человек Донателло, Микеланджело или Мазаччо неизменно доминирует в пространстве, ему, герою и творцу, подчинено все: пейзаж, предметы, архитектура.

Пьеро делла Франческа — Урбинский диптих, ок. 1465, галерея Уффици, Флоренция

Перспектива — ключ к искусству эпохи Возрождения

Возрождение — время, полностью изменившее искусство.
Изучение наследия античности, развитие наук и ремесел, возникновение гуманистической философии — вот те факторы, которые стали причиной радикальных перемен в изобразительном искусстве.

Важнейшим шагом, спусковым механизмом для развития живописи, скульптуры и архитектуры стало открытие линейной перспективы. Ее практическая разработка принадлежит Филиппо Брунеллески, а теоретическим обоснованием позже занимались Леон Баттиста Альберти и Пьеро делла Франческа.

Это позволило художникам создавать трехмерное пространство на плоской поверхности. Окружающий мир не выступает более как простое перечисление, ведь с помощью перспективы мы видим вещи не сами по себе, а пропорционально соотнесенные друг с другом.

Одновременно изучение светотени, исследование пропорций человеческого тела, развитие анатомии и медицины позволили художникам и скульпторам добиться невиданной прежде реалистичности в изображении человека.

Пьеро делла Франческа — Бичевание Христа, 1450−1460, Национальная галерея Марке, Урбино

© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Европа накануне Возрождения

С чего начинается эпоха Возрождения?

Новая архитектура: Филиппо Брунеллески

Донателло и новая скульптура

Мазаччо: революция в живописи

Пьеро и Альберти: рыцари Возрождения

Это интересно:

Узнайте, что еще полезного есть на этом сайте

  • Путеводители

    все для вашего путешествия

    Перейти

  • Искусство Италии

    изучайте онлайн

    Перейти

  • Лекции в Москве

    афиша и билеты

    Перейти

  • Сувенирный магазин

    авторские украшения и не только

    Перейти

Раннее Возрождение — Изучение искусства периода раннего итальянского Возрождения

Период раннего Возрождения был началом культурного возрождения в Италии. Это было время в истории большей части Европы, когда изобразительное искусство радикально эволюционировало от двухмерного к трехмерному, в прямом и переносном смысле. В этой статье мы обсудим, что сделало искусство Раннего Возрождения таким уникальным и открывающим большие возможности для будущего. Мы также рассмотрим некоторые из основных характеристик и важных художников того времени.

Table of Contents

  • 1 Early Renaissance: Starting in Florence
  • 2 Early Renaissance Art
    • 2.1 Pre-Renaissance Artwork
    • 2.2 Characteristics of Early Renaissance Art
  • 3 Early Renaissance Artists
    • 3.1 Filippo Brunelleschi (1377 – 1446)
    • 3.2 Донателло (1386 – 1466)
    • 3.3 Мазаччо (1401 – 1428)
    • 3.4 Пьеро делла Франческа (1420 – 1492)
    • Санделли 3.50010
  • 4 Высшие взгляды: к более утонченному вкусу
  • 5 Часто задаваемые вопросы
    • 5.1 Когда было Раннее Возрождение?
    • 5. 2 Каковы основные характеристики раннего Возрождения?
    • 5.3 Кто были известные художники раннего Возрождения?
    • 5.4 Какие основные техники использовались в эпоху раннего Возрождения?

 

 

Раннее Возрождение: начало во Флоренции

Искусство раннего Возрождения возникло в 1400-х годах (15 век н.э.), точнее с 1400 по 1495 год н.э. Этот период был также известен как Quattrocento , что в переводе с итальянского означает «400». Оно происходит от итальянского слова millequattrocento , что означает «1400» ( Mille означает «тысяча» по-итальянски). Прежде чем мы начнем, давайте взглянем на Флоренцию, культурную столицу искусства раннего итальянского Ренессанса . Это также даст нам представление о состоянии и форме Италии того времени и о том, как развивалось изобразительное искусство.

Флоренция стала культурной столицей изобразительного искусства Италии, которое со временем распространилось по всей Европе. Однако этому культурному развитию предшествовали значительные экономические и политические потрясения. Это было также время Средневековья и готики Искусство .

К Раннему Возрождению привели два важных события: падение Рима (или Западной Римской империи) в 476 г. н.э. и Средневековье, которое произошло как постепенный сдвиг в европейском обществе. В конечном итоге это привело к проторенессансу (предренессансу), за которым последовало раннее Возрождение.

Хотя обширный исторический отчет обо всех событиях, предшествовавших Раннему Возрождению, безусловно, обеспечит целостный контекст, важно помнить, что в Позднем Средневековье Италия находилась в состоянии разделения. Другими словами, она состояла из многочисленных городов или национальных государств, а именно Флоренции, Милана, Неаполя, Рима и Венеции.

Увеличилось количество торговцев, обладающих властью и богатством. Деньги также стали основным средством обмена, заменив феодализм и вотчину. Кроме того, многие крепостные также были освобождены от рабства и долгов. Произошел общий сдвиг в экономической и социальной власти и структуре.

Флоренцией, как одним из отдельных городов-государств в Италии, управляли богатые купцы среднего и высшего класса (например, владельцы магазинов) и банкиры. Важные семьи, такие как семья Медичи , также были богатыми меценатами в то время. Это был центр высококачественных товаров и высококачественного восприятия себя, включая восприятие божественного.

Il corteo di Gasparre  («Шествие самого молодого короля», 1459–1464) Беноццо Гоццоли. По заказу семьи Медичи вы можете увидеть некоторых членов семьи в окружении короля; Беноццо Гоццоли, общественное достояние, ссылка

Флоренция также предлагала своим гражданам больше свободы, поскольку она была республикой и включала граждан в правительственные структуры. С ростом свободы и личной власти город стал известен как «Новые Афины». Он пользовался большим уважением наравне с идеалами классической Римской империи. Ценности классической античности также были изменены и пересмотрены в рамках изобразительного искусства и философских верований.

С этой экспансивностью и свободой происходило возрастающее развитие того, как люди рассматривали себя по отношению к вселенной. По всей Италии возникла новая философия под названием гуманизм, поставившая человека, так сказать, в центр мира. Люди по-прежнему поклонялись Богу и оставались преданными христианству, но разница заключалась в том, какое значение придавалось величию и внешнему виду человека. Например, визуальные образы, такие как картины или скульптуры, посвященные религиозным или святым деятелям, а также библейские повествования, будут изображать человеческую форму с проницательными анатомическими деталями.

Другими словами, этот акцент на реалистическом изображении человеческого тела стал полностью отличаться от более идеализированных изображений, наблюдаемых в периоды предшествующего искусства, такие как византийское искусство. Наблюдалась повышенная трехмерность по сравнению с двумерностью периодов предшествующего уровня техники.

Это было революционное время в культуре и изобразительном искусстве. Появились новые техники, которые изменили форму — в прямом и переносном смысле — отношения искусства к миру. На самом деле Ренессанс в переводе с итальянского означает «возрождение». Безусловно, это было возрождением культуры, искусства, политики, экономики, науки и общества в Европе.

Scuola di Atene Афинская школа », 1511) Рафаэля, фреска в комнатах Рафаэля, Апостольский дворец, Ватикан. На этой картине изображены величайшие художники, философы, ученые и математики классической античности и эпохи Возрождения; Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

 

 

Искусство раннего Возрождения

Стоит изучить, как изобразительное искусство развивалось во Флоренции как культурном центре Италии в эпоху Раннего Возрождения. Во-первых, давайте обсудим нескольких важных художников, которые проложили путь в искусстве до Возрождения. Затем мы рассмотрим некоторые общие характеристики искусства раннего Возрождения и выдающихся художников этого периода.

 

Искусство до Возрождения

Предварительный Ренессанс также называют Проторенессансом, который произошел в 1300-х годах (14 -й век н.э.). Его также называли периодом trecento , что в переводе с итальянского означает «300». Этот период также включал стиль Gothic Art , более поздний международный готический стиль и сиенскую школу живописи.

Византийское искусство было доминирующим художественным стилем в то время, где произведения искусства изображались более двухмерными, более плоскими и идеализированными формами.

В то время было два важных итальянских художника, а именно Чимабуэ (также известный как Ченна ди Пеппи) и Джотто ди Бондоне . Оба художника стали изображать больше «фигуративного реализма» в своем искусстве в византийском стиле. Например, человеческая фигура имела больше анатомических деталей и повышенное чувство натурализма. Это, в свою очередь, создало большую выразительность сюжета, пример которого изображен в распятом теле Христа в «Распятии Санта-Кроче » Чимабуэ.0056 (с 1287 по 1288).

Санта-Кроче Распятие (1287-1288) Чимабуэ; Чимабуэ, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Джотто стал художником-революционером своего времени, потому что он начал включать в свои фрески больше «гуманизма», а не «плоских», менее личных изображений фигур. Знаменитый историк эпохи Возрождения, писатель и художник Джорджо Вазари назвал его «отцом живописи» в своей основополагающей публикации под названием «».0055 Жизнеописания виднейших художников, скульпторов и зодчих (1550).

Мы видим это на знаменитой фреске Джотто под названием Плач (Оплакивание Христа) (1304-1306). Джотто создает трехмерность в своем фундаментальном использовании перспективы и ракурса , что видно в удаляющейся процессии людей слева от композиции. Он также создает более эмоциональные выражения через черты лица и язык тела фигур и ангелов вокруг и над мертвым телом Христа.

 

Характеристики искусства раннего Возрождения

Фрески Джотто и его стиль открыли новый способ живописи и осмысления композиции. Как ведущий флорентийский художник, он проложил путь к тому, чтобы искусство раннего Возрождения приобрело совершенно новый стиль. Каковы же тогда были особенности искусства Раннего Возрождения?

Некоторые из основных характеристик искусства раннего Возрождения сосредоточены на реализме и натурализме в изображении фигур. Было увеличение глубины и размерности, чтобы создать ощущение пространства. Это было достигнуто за счет использования таких методов, как ракурс и одноточечная перспектива.

Венера и Марс (ок. 1485) Сандро Боттичелли;  Sandro Botticelli, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Цвет и контраст также создавали больше реализма и драматического акцента, достигаемого с помощью таких техник, как chiaroscuro , которые фокусировались на затенении между светлыми и темными областями для создания глубины. Хотя эти техники начали развиваться в этот период, они стали более отточенными в последующий период Высокого Возрождения.

Тема стала более разнообразной, не ограничиваясь только религиозными и библейскими персонажами. Художники стали изображать в своих композициях мифологические персонажи из классической Греции и римских повествований. Возврат к мифологическим нарративам уже не считался языческим, как это было в IX в.0003 Средневековье .

 

 

Художники раннего Возрождения

В период раннего Возрождения предшественниками считались три художника. В живописи это был Мазаччо, в архитектуре — Брунеллески, а в скульптуре — Донателло. Однако было множество других художников, высоко оцененных за их художественный вклад и инновации. Ниже мы рассмотрим некоторых известных художников раннего Возрождения и их пути внедрения новых методов в то, что было известно как «Эпоха Просвещения».

 

Филиппо Брунеллески (1377 – 1446)

Брунеллески был выдающимся архитектором эпохи Раннего Возрождения благодаря его обширным исследованиям в области римской архитектуры , а также математических теорий перспективы и пропорций Витрувия, римского архитектора и автор из 1-го -го века до нашей эры. Брунеллески оказал влияние на многих художников и архитекторов своими новаторскими новыми архитектурными проектами, в том числе на Леонардо да Винчи из более позднего периода Высокого Возрождения. Одно из его самых важных и влиятельных зданий включает собор Санта-Мария-дель-Фьоре (129 г.6 до 1436 г.).

Хотя строительство этого собора было начато по проекту архитектора Арнольфо ди Камбио в 1296 году в типичном готическом стиле, именно Брунеллески разработал новаторские решения для купола, который был завершен примерно с 1434 по 1436 год.

Купол Брунеллески, Флоренция; Чарльз Герберт Мур, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Благодаря своим обширным исследованиям классических теорий ему удалось спроектировать и построить купол с внутренним и внешним усилением, чтобы предотвратить падение купола на вершину восьмиугольной церкви. . Брунеллески также сконструировал уникальный подъемный кран и подъемник, которые помогали ему в процессе строительства, что еще раз продемонстрировало его искусные навыки и понимание архитектуры и инженерии.

Для города Флоренции этот собор был и остается важной достопримечательностью. Как одна из крупнейших церквей в Италии, она символизирует величие города, подражая классическим добродетелям пропорции и гармонии. Само собой разумеется, что он также подражает архитектурному гению, стоящему за дизайном конструкции. Купол, сделанный из красного кирпича, также является одним из самых больших построенных куполов, его высота составляет около 372 футов. Сегодня это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Донателло (1386 – 1466)

Донато ди Никколо ди Бетто Барди, или просто Донателло , был флорентийским скульптором и близким другом Брунеллески. На самом деле оба художника ездили в Рим и изучали там древнюю классическую архитектуру и скульптуры из разных мест. Донателло создал множество скульптурных шедевров в свое время, но некоторые из наиболее распространенных включают его бронзовую скульптуру под названием Давид (1440–1443) и Кающаяся Магдалина 9.0056 (ок. 1453–1455).

Давид — одна из самых известных бронзовых скульптур Донателло . Он имеет пять футов в высоту и является одной из первых отдельно стоящих скульптур обнаженной мужской фигуры (обнаженные скульптуры были созданы в классическую эпоху). Это также контрастирует со скульптурами готической эпохи, которые были прикреплены к входам в соборные здания.

Бронзовая статуя Давида работы Донателло, ок. между 1430 и 1469 годами; Донателло, CC BY-SA 2.0, через Wikimedia Commons

На нем изображена библейская фигура Давида с головой Голиафа между ног. В правой руке он держит длинный меч, на голове шляпа с лавровым венком и сапоги, украшенные декоративными деталями. Он также стоит в классической контрапостной стойке, опираясь большей частью своего веса на правую ногу. Его левая нога более расслаблена, из-за чего он выглядит более непринужденно. Это добавляет общей динамичности скульптуре, придавая ей повышенное ощущение реализма.

Донателло также изобрел и применил новую технику рельефа в своих скульптурных работах, известную как рельеф скьяччато , которая включает постепенное истончение рельефа от переднего плана к заднему. Эта техника предлагала больше трехмерности, давая более острое ощущение глубины.

Он также включил линейную перспективу, чтобы создать ощущение глубины. Примером этого является бронзовый рельеф под названием Праздник Ирода (1423–1427). Здесь мы видим две группы людей слева и справа. Между ними пустое пространство. Перспектива здесь предполагает форму буквы «V». Донателло использует ортогональные и поперечные линии перспективы, чтобы привлечь внимание к композиции, делая ее более трехмерной.

Донателло Праздник Ирода (1427 г.), купель Сиенского баптистерия;

 

Мазаччо (1401 – 1428)

Томмазо ди Сер Джованни ди Симоне, или просто Мазаччо, был одним из основоположников живописи раннего Возрождения. Он черпал вдохновение в основании и применении Брунеллески теорий перспективы, включая линейную перспективу в свои картины, создавая больше трехмерности.

Кроме того, он изобразил свой предмет с более глубоким чувством реализма и натурализма, что также оказало влияние на многих других художников эпохи Возрождения, таких как Пьеро делла Франческа , Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль из-за этого. Его работы действительно произвели волновой эффект в период искусства эпохи Возрождения и далее.

Среди некоторых его общих произведений искусства: Триптих Сан-Джовенале (1422), Мадонна с младенцем и Святой Анной (1424–1425), Деньги дани (1425–1427), Изгнание из Эдема 9005 (1425–1427) по 1427) и Троица (с 1427 по 1428).

Деньги на дань (ок. 1426-1427) Мазаччо; Masaccio, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Tribute Money — одно из самых популярных произведений искусства Мазаччо, ярко отражающее его художественное мастерство. На нем изображена история Христа и его учеников, платящих налоги в Капернауме. Повествование также разбито на три этапа: мы видим Петра, стоящего на коленях с левой стороны, берущего золотые монеты из рыбы, Христа и его последователей в центре, а Петра, платящего сборщику налогов, с правой стороны.

Отступающие горы на заднем плане и здание на переднем плане предполагают использование Мазаччо линейной перспективы, создающей ощущение трехмерности. Мазаччо создал реализм в этой работе, в отличие от многих других до него, потому что это не просто двухмерная плоскость изображения.

Кроме того, то, как фигуры носят свои одежды и их позы, напоминает фигуры философов классической эпохи. Также внимание уделяется внешнему виду фигур и композиции больше, чем реальной изображаемой сюжетной линии.

 

Пьеро делла Франческа (1420–1492)

Пьеро делла Франческа — еще один великий художник эпохи Раннего Возрождения. Он также овладел такими приемами, как линейная перспектива, и придал своим фигурам классическое сходство, изображая библейские повествования. Это поставило его работы рядом с Мазаччо и Брунеллески.

Одна из его самых известных работ — Бичевание Христа (ок. 1455). Это сцена, где мы ясно видим различие между передним и задним планами, что свидетельствует об искусном изображении перспективы и ракурсе художника. На заднем плане слева мы видим Христа, привязанного к тому, что кажется отдельно стоящей колонной с золотой статуей наверху. Его хлещет римлянин в окружении трех других.

Бичевание (ок. 1455 г.) Пьеро делла Франческа; Пьеро делла Франческа, общественное достояние, через Wikimedia Commons

На переднем плане мы видим три фигуры справа, которые ведут содержательный разговор, не обращая внимания на то, что происходит на заднем плане. Вся композиция как бы разделена на две сцены перспективными линиями, созданными мозаикой и колоннами. Мы видим это в толстой вертикальной белой столбчатой ​​линии, почти как продолжение колонны в центре композиции, сразу за фронтальной фигурой слева. Это также указывает на трехмерность, потому что мы видим зазор, созданный между фронтальной левой фигурой и колонной позади него, что указывает на пространственное осознание.

Мы также заметили два разных набора и узоров плиток, предполагая, что фон — это внутреннее пространство, а передний план — это внешнее пространство. Когда мы смотрим на архитектурное пространство, сцена на заднем плане также как бы обрамлена двумя колоннами коринфского ордера вдоль центральной линии горизонта композиции. Потолок также изображается в виде архитектурно-декоративных квадратов, и прямо напротив этого внутреннего пространства мы видим то, что кажется зданием из красного кирпича.

Вся сцена носит таинственный характер, но изображена с точным соблюдением законов перспективы и пространства.

Другие работы Франчески включают Крещение Христа (ок. 1448–1450), Смерть Адама (1452–1466) и Воскресение (1460–1465). Во всех трех вышеупомянутых работах мы видим ручную работу художника по изображению иллюзии пространства и взаимодействия переднего плана, фона и различных нарративов в одной композиции.

Воскресение Иисуса Христа (ок. 1463-1465) Пьеро делла Франческа; Пьеро делла Франческа, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Воскрешение , похоже, приглашает нас, зрителей, на сцену. Мы видим, что Христос стоит на видном месте как центральная фигура, держа знамя в правой руке. На заднем плане пейзаж с деревьями по обеим сторонам, почти обрамляющими фигуру Христа. Создается контрастный эффект между Христом, смотрящим прямо на нас, и четырьмя спящими римскими солдатами на переднем плане.

Кроме того, Христос стоит, подняв левую ногу и опираясь ступней на могилу, которая находится между ним и четырьмя римскими солдатами. Надгробие как бы создает горизонтальную границу между передним и задним планами, еще больше подчеркивая всю вертикальность композиции и вертикальное господство Христа. Это также составляет пирамидальную форму.

Солдаты одеты в современную римскую одежду, что делает сюжет более понятным для зрителей, особенно для зрителей того времени, когда была создана эта картина. Это также может создать контрастный эффект между Франческой и другими художниками, которые изображали фигуры, более соответствующие классической античности.

 

Сандро Боттичелли (1445 – 1510)

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, или просто Сандро Боттичелли, отличался стилем от других художников того времени. Он был пионером в определенных аспектах, таких как включение более светских тем, таких как мифологические сцены и персонажи.

В то время как он изображал характерные идеалы гуманизма в своих картинах, с острым вниманием к перспективе и анатомической правильности человеческого тела, он также изобразил более декоративный стиль.

Основной движущей силой этого декоративного стиля было изображение красоты, и это часто приводило к тому, что художник жертвовал пропорциями и симметрией, чтобы лучше передать идею красоты. Говорят также, что его фигуры обладают более глубокой эмоциональной выразительностью, что делает их более «родственными» зрителю по сравнению с идеализированным и часто безличным иконографическим искусством Средневековья. Некоторые из известных произведений Боттичелли включают La Primavera (1477–1482), Венера и Марс 9.0056 (ок. 1482 г.) и Рождение Венеры (ок. 1486 г.).

Рождение Венеры (ок. 1485) Сандро Боттичелли , революционная картина для изображения обнаженной натуры без оправдания христианской религии. Это связано с идеализированным представлением о любви, где фигура Венеры символизирует любовь духовную и любовь материальную; Сандро Боттичелли, общественное достояние, через Wikimedia Commons

На всех трех картинах изображены мифологические сцены греческой богини Венеры. Когда мы смотрим на изображенные фигуры, мы замечаем больше символизма и акцента на изображенной красоте, а не на реализме. Это видно по кажущимся вытянутым конечностям фигур, например, тело Венеры в Рождение Венеры . Кроме того, тело Венеры стоит на краю раковины, в ее позе оно кажется почти таким же легким, как перышко, что еще больше указывает на отсутствие реализма, но на более символическую красоту.

Одна из ранних картин Боттичелли, Поклонение волхвов (ок. 1475 г.), представляет собой изображение семьи Медичи, причем сам художник стоит в крайнем правом углу на переднем плане картины. Что примечательно в этой картине, так это архитектурные руины, составляющие сцену на заднем плане. Они напоминают о классической античности, предполагая возвращение к гармонии и красоте в греческие и римские времена. Руины, возможно, могут быть символом тех времен, что является еще одним свидетельством стиля Боттичелли, смещающего его внимание с изображения предмета как верного природе.

Поклонение волхвов (ок. 1476) Сандро Боттичелли; Сандро Боттичелли, общественное достояние, через Wikimedia Commons

 

 

Высшие перспективы: к более утонченному вкусу

Раннее Возрождение переросло в Высокое Возрождение, продолжавшееся в духе гуманизма и изображавшее более натуралистичные предметы иметь значение. Художники эпохи Высокого Возрождения взяли вышеупомянутые техники из эпохи Раннего Возрождения и усовершенствовали их, чтобы создавать произведения искусства, которые выдержат испытание временем и будут увековечены на века вперед.

Три великих художника пришли из периода Высокого Возрождения , а именно Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. В это время было много других художников, которые освоили новые техники, такие как , сфумато, и квадратура. В то время как Раннее Возрождение происходило в основном во Флоренции как центральном художественном центре, Высокое Возрождение происходило в основном в Риме, которым руководил Папа. Многие художники были заказаны Папой Римским в его попытках восстановить город до его славы.

 

Раннее Возрождение было периодом в истории Европы, который построил новый мост между искусством и людьми. Это сделало искусство визуально доступным и по-разному соотносимым с тем, как искусство было представлено в средневековье. Это растущее дыхание жизни возродило классическую древность в искусстве и переопределило искусство за пределами структур романского и готического стилей.

 

 

 

Часто задаваемые вопросы

 

Когда было Раннее Возрождение?

Период раннего Возрождения пришелся на 1400-е годы (15 век н.э.) с 1400 по 1495 год н.э. Его также называют периодом Quattrocento , что в переводе с итальянского означает «400».

 

Каковы основные характеристики раннего Возрождения?

Искусство раннего Возрождения было сосредоточено на реализме, который соответствовал идеалам гуманизма, преобладавшим во время этого культурного сдвига в европейской истории. В искусстве было больше натурализма. Фигуры изображались с большим анатомическим реализмом и эмоциональными качествами по сравнению с двухмерностью более раннего византийского искусства. Художники также включили новые иллюзионистские техники, такие как chiaroscuro и trompe l’oeil , которые внесли свой вклад в общую трехмерность произведений искусства.

 

Кто были известные художники раннего Возрождения?

Хотя было много великих художников раннего Возрождения, наиболее известными из них были Мазаччо, который изобрел новые приемы в живописи, Брунеллески, который первым применил линейную перспективу в архитектуре и вдохновил многих других художников, и Донателло, один из выдающихся скульпторов. Донателло также путешествовал с Брунеллески к древним классическим руинам, которые повлияли на многие их произведения искусства.

 

Какие основные приемы использовались в эпоху раннего Возрождения?

Некоторые из основных техник, использовавшихся в период раннего Возрождения, создавали общую трехмерность и реализм. Эти методы использовались в качестве цветовых контрастов, таких как chiaroscuro , которые включали постепенные переходы от темного к светлому. Линейная перспектива и ракурс использовались для создания иллюзии пространства, позволяя зрителю чувствовать себя более погруженным в картину. Другие методы, используемые в скульптуре, включали облегчить schiacciato , который был постепенным истончением уже использованных техник барельефа, создавая большую глубину.

 

Раннее Возрождение во Флоренции

Раннее Возрождение во Флоренции

Обзор

Во Флоренции пятнадцатого века многие люди верили, что живут в новом веке. Термин «Возрождение», уже придуманный в шестнадцатом веке, описывает «возрождение» из темных веков интеллектуального упадка, которые последовали за блеском древней цивилизации. Особенно в Италии Возрождение было вызвано возрождением греческой и римской учености. Были заново открыты произведения классических авторов, веками потерянные для Запада, а вместе с ними и новое, гуманистическое мировоззрение, которое ставило человека и человеческие достижения в центр всего сущего.

Брунеллески, Донателло и Мазаччо

Гуманисты Флоренции назвали свой город «новыми Афинами». Это было крайне коммерческое государство, боровшееся за сохранение независимости и приверженное республиканским добродетелям, хотя на практике находившееся под контролем могущественной семьи Медичи.

Ни один фактор не может объяснить непревзойденный художественный расцвет, который он пережил в начале 1400-х годов, но вклад Брунеллески в архитектуру, Донателло в скульптуру и Мазаччо в живопись навсегда изменил западное искусство. Брунеллески измерил древние постройки в Риме, чтобы понять гармонию классических пропорций, и вновь ввел такие элементы классической архитектуры, как колонная аркада. Он применил инженерный гений для проектирования огромного купола Флорентийского собора и изобрел систему одноточечной перспективы (см. ниже). Донателло, сопровождавший Брунеллески в Рим, вырезал одни из первых крупных отдельно стоящих статуй со времен античности. Как и те древние фигуры, он иногда был обнаженным. В капелле Бранкаччи во Флоренции Мазаччо написал серию новаторских фресок, в которых использовался свет, сильно и последовательно исходящий из одного направления, для моделирования фигур с тенью и придания им надежной трехмерности. Он применил на практике теории Брунеллески о том, как проецировать глубину за пределы плоской окрашенной поверхности, используя линии нарисованной архитектуры для создания убедительной иллюзии пространства.

Мазаччо , итальянский, 1401 — 1428, Мадонна смирения , ок. 1423/1424, темпера (?) на доске, Коллекция Эндрю У. Меллона, 1937.1.7

1 из 10

Перспектива

Художники и зрители всегда воспринимали живописное пространство способами, которые соответствуют их мировоззрению — их способу , буквально, «смотреть на мир». В религиозной живописи позднего Средневековья, например, пространство как бы раскрывается из плоскости картины. Он охватывает зрителя, чтобы сделать его частью изображаемых священных событий, вводя его в одну сферу со святыми фигурами Иисуса, Марии и святых.

Однако в период раннего Возрождения, когда гуманизм сосредоточил внимание на человеке и человеческом восприятии, зритель берет на себя активную роль. Теперь, вместо того, чтобы проецироваться наружу, пространство удаляется — с определенной регулярностью — от глаз зрителя в плоскость изображения. Поскольку точкой отсчета является сам зритель, иллюзия пространства становится более реалистичной, чем когда-либо прежде.

Брунеллески приписывают «изобретение» одноточечной перспективы, но она получила систематическую форму поколением позже в трактате Леона Баттисты Альберти о живописи De pictura, опубликованном в 1435 году. В одноточечной, также называемой линейной, перспективе все линии сходятся в одной точке на расстоянии — точке схода. Часто можно увидеть, где художник провел эти перспективные линии на поверхности картины, чтобы они служили ориентирами.

Фра Филиппо Липпи , итальянский, ок. 1406–1469, Святой Бенедикт приказывает Святому Мору спасти Святого Плацида

, ок. 1445/1450, панель, темпера, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1952.5.10

2 из 10

Зрители этого Благовещения в пятнадцатом веке узнали бы не только его общий сюжет, но и конкретный момент, который Мазолино выбрал для рисования. Уличные проповедники живо рассказывали о послании Гавриила Марии о рождении Христа, и зрители также могли увидеть воссоздание Благовещения в день его праздника. Во Флоренции Брунеллески разработал устройство, позволяющее спустить актера, изображающего Габриэля, с купола собора, когда маленькие дети, одетые как ангелы, висят на такелаже. События в драме происходили последовательно. Сначала Мария была поражена внезапным появлением ангела; она обдумала его сообщение и спросила Габриэля о ее физической форме; наконец, преклонив колени, она покорилась воле Божией. Здесь опущенные глаза Марии и задумчивый жест — рука, неуверенно положенная ей на грудь — предполагают вторую и наиболее часто изображаемую из этих стадий: размышление. Как и актеры в религиозных пьесах, художники использовали жесты и позы для передачи душевного состояния.

Мазолино наиболее известен своим сотрудничеством с Мазаччо над фресками капеллы Бранкаччи во Флоренции, а также своей неудачей в реализации инноваций Мазаччо. Мазолино продолжал рисовать в тонком и декоративном стиле. Его цвета подобны цветам, его фигуры элегантны, но нереальны. Они кажутся не столько существующими внутри нарисованного пространства, сколько помещенными перед ним. На потолке красочные плитки, прием, который Мазаччо использовал для создания перспективных линий, носят просто декоративный характер и оставляют пространство неоднозначным.

Masolino da Panicale , Италия, ок. 1383 — 1435 или позже,

Благовещение , ок. 1423/1424, темпера (и, возможно, масляная глазурь) на панели, Коллекция Эндрю У. Меллона, 1937.1.16

3 из 10

Этот портрет является одним из первых портретов эпохи Возрождения. В позднем средневековье изображения отдельных дарителей часто включались в религиозные картины, но только в начале пятнадцатого века были заказаны независимые портреты. Самые ранние из них, как и эти, представляют собой простые — даже строгие — профили. Скорее всего, на них повлияли портретные бюсты и профильные головы на древних геммах и монетах, которые жадно собирали гуманисты эпохи Возрождения. Популярность независимого портрета была вызвана новым вниманием к личности и признанием индивидуальных достижений — новой концепцией славы.

Вероятно, это портрет Маттео Оливьери — его имя указано на выступе — и изначально он был совмещен с одним из его сыновей Микеле, который, возможно, заказал обе работы.

Хотя он был написан спустя много времени после смерти Маттео (он оставил завещание в 1365 году), на портрете изображен молодой человек, как и на портрете его сына, которому должно было быть не менее шестидесяти пяти лет, когда были написаны работы. Большинство портретов, вероятно, были заказаны в память об умерших семьями, которые хотели помнить их в расцвете сил. Как заметил теоретик искусства эпохи Возрождения Альберти, портрет, «как и дружба, может заставить отсутствующего человека казаться присутствующим, а мертвого — живым».

Флоренция, 15 век , Маттео Оливьери (?) , 1430-е годы, темпера (и масло?) на панели, перенесенной на холст, Коллекция Эндрю У. Меллона, 1937.1.15

4 из 10

5

5 Эта панель и Святой Франциск получает стигматы из одной из главных работ Доменико, большого запрестольного образа в церкви Санта-Лючия-де-Маньоли во Флоренции. Они составляли часть его пределлы

, нижнего яруса небольших сцен, которые обычно иллюстрировали события из жизни святых, которые появлялись на большей центральной панели алтаря выше.

Иоанн Креститель Доменико необычен. Ранее художники изображали его пожилым бородатым мужчиной со спутанными волосами, одетым в шкуры животных. Однако здесь мы видим юного Иоанна в тот момент, когда он сбрасывает прекрасные одежды мирской жизни для духовного существования. Его изящная фигура, обнаженная и смоделированная как античная статуя, является одним из первых воплощений ренессансной увлеченности искусством Древней Греции и Рима. Фигура убедительно трехмерна, потому что тона, которые Доменико использовал для своей плоти, градуированы, один цвет непрерывно смешивается с другим. Однако пейзаж вокруг святого принадлежит более ранней традиции. Его острые, стилизованные формы усиливают наше понимание запустения, которое Иоанн собирается принять в каменистой пустыне; они драматизируют его решение и придают его действию большее значение.

Доменико Венециано , итальянский, ок. 1410 — 1461, Святой Иоанн в пустыне , ок. 1445/1450, панель, темпера, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1943.4.48

5 из 10

Опись личных покоев Лоренцо Медичи включала круглое Поклонение — возможно, это. Это была самая ценная из перечисленных картин, хотя древние камеи и чудеса природы, такие как «рога единорога», стоили в несколько раз больше.

Художник, указанный в описи, был Фра Анджелико, но эта работа обычно считается результатом сотрудничества между ним и флорентийцем Фра Филиппо Липпи. Вполне вероятно, что картина оставалась в одной из их мастерских (о которой до сих пор ведутся споры) в течение ряда лет, время от времени привлекая внимание нескольких художников мастерской. Сладко-ангельская Дева с младенцем, толпа молящихся в правом верхнем углу и богатый ковер из растений на переднем плане, вероятно, были написаны Фра Анджелико. Однако на большей части работ стоит печать Филиппо. Его фигуры более крепкие и четко очерченные. Сравните, например, широкое лицо Иосифа справа с более тонкими чертами Девы Марии.

Все элементы композиции — фигуры, городской пейзаж, пейзаж — спиралевидны в ответ на круглую форму панно. Это один из первых примеров тондо, или циркулярной живописи, которая в 1400-х годах стала популярной для домашней религиозной живописи. В случае с Поклонением форма могла быть предложена deschi da parto , расписными тарелками, на которых приносили фрукты, сладости и подарки, чтобы освежить молодых матерей после родов.

Фра Анджелико , Италия, ок. 1395 — 1455, Фра Филиппо Липпи , итальянский, ок. 1406 — 1469, Поклонение волхвов , ок. 1440/1460, панель темпера, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1952.2.2

6 из 10

Осиротевший в молодом возрасте, Филиппо Липпи вырос в кармелитском монастыре Санта-Мария во Флоренции, где он, несомненно, видел Мазаччо и Мазолино за работой над фресками капеллы Бранкаччи. Он сам принял обеты, но оказался совершенно неподходящим для религиозной жизни. Его имя часто всплывает в судебных документах. Судимый за растрату (даже пытаемый на дыбе), он открыто жил с монахиней-кармелиткой Лукрецией Бути, которая была его моделью и от которой у него был сын — художник Филиппино Липпи. Его покровитель Козимо Медичи приютил Филиппо под «защитой» во дворце Медичи, надеясь подтолкнуть его к выполнению запоздалых заказов, но художник сбежал. В конце концов ему разрешили покинуть свой орден и жениться на Лукреции, но он продолжал носить монашескую одежду и подписывать свои работы Фра («брат») Филиппо.

Дева Филиппо задумчива и немного меланхолична, а тяжелая, почти мускулистая форма младенца напоминает подчеркнуто трехмерные фигуры Мазаччо. Мазаччо использовал сильно направленный свет, чтобы показать форму своих фигур. С другой стороны, Мадонна с младенцем Филиппо купаются в общем сиянии, которое не позволяет моделированию фигур пересилить изящную и четкую линию его композиции. По мере того, как Филиппо становился старше, его зависимость от линии росла, а влияние Мазаччо уменьшалось.

Фра Филиппо Липпи , итальянский, ок. 1406 — 1469, Мадонна с младенцем , ок. 1440 г., панель, темпера, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1939.1.290

7 из 10

Необычная форма этой работы объясняется тем, что она изначально использовалась в качестве парадного щита. Его нарисованная сцена чрезвычайно редка — большинство парадных щитов были украшены простыми гербами. Его могли носить на гражданских или религиозных процессиях или делать в знак власти гражданина-губернатора.

Изображения юного Давида, преодолевшего, казалось бы, непреодолимые трудности, чтобы убить великана, были популярны во Флоренции пятнадцатого века, самой маленькой крупной державе Италии. Город видел, что ему угрожают такие голиафы, как папа, герцог Миланский, король Неаполя и дож Венеции. Образ Давида особенно подходит для украшения щита, поскольку во всех псалмах поэзия Давида повторяет представление о Боге как о его щите: «Его истина будет твоим щитом и щитом» (Пс. 90:4).

Как и многие художники раннего Возрождения, Кастаньо представил действие и его развязку одновременно: Давид держит нагруженную пращу, но уже у его ног лежит голова убитого Голиафа. Энергичная поза Давида, возможно, основанная на древней статуе, создает четкий контур, который был бы четким и «разборчивым» при переноске щита. Тем не менее, тело юноши хорошо смоделировано, округлено светом и тенью, чтобы создать убедительное подобие тела в действии.

Андреа дель Кастаньо , Италия, до 1419 — 1457, Давид с головой Голиафа , ок. 1450/1455, кожа, темпера, дерево, коллекция Уайденера, 1942.9.8

8 из 10

Контракт на запрестольный образ, заключенный между художником и Братством Очищения Богородицы, содержит четкие инструкции. Художник «обязан посвятить себя этой картине, чтобы указанная картина превосходила или, по крайней мере, выгодно отличалась от каждой хорошей картины, созданной [им] до сих пор». Внешний вид центральной части тщательно прописан: Богородица должна быть окружена Иоанном Крестителем и пятью другими названными святыми «со всеми обычными атрибутами». Гоццоли также должен «собственной рукой… рисовать внизу, то есть в пределла …рассказы упомянутых святых.»

Это одна из тех пределла панелей. И здесь Гоццоли имел свободу проявить свое особое мастерство рассказчика. В этой небольшой картине он упаковал три эпизода. рассказывается в Евангелии от Матфея 14: 6–8. В центре картины мы видим вращающуюся фигуру Саломеи, танцующую, чтобы развлечь Ирода и его гостей, все из которых одеты в наряды пятнадцатого века. Ирод был так очарован, что пообещал Саломее все, что угодно. — могла бы она спросить, и по наущению матери, жаждавшей отомстить Иоанну, просьба Саломеи была кровавой: «Дайте мне голову Иоанна Крестителя». Саломея преподносит отрубленную голову своей матери 9.0507

Беноццо Гоццоли , итальянский, ок. 1421–1497, Праздник Ирода и обезглавливание святого Иоанна Крестителя , 1461–1462, панель, темпера (?), Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1952.2.3

9 из 10

Стиль Фра «Карнавал», основанный на работах старых художников, таких как Фра Филиппо Липпи, также свидетельствует о новых тенденциях, особенно в его трактовке дальнего космоса. Следуйте линиям архитектуры: размеренный ритм аркад и арок отходит на второй план. Сетка, образованная двором, измеряет расстояние для нашего глаза.

Эти сходящиеся линии перспективы ведут к двери, за которой открывается вид на пышный сад. Это не случайный выбор ландшафта. Художник использовал перспективу не только для того, чтобы создать убедительное изображение пространства, но и для того, чтобы мы увидели богословский подтекст его сцены. В связи с ее девственностью Мэри часто называли hortus conclusus (закрытый сад) и porta clausa (закрытая дверь). Многие «Благовещения» переводят эти темы визуальными образами запертых дверей и обнесенных стеной садов. Здесь вместо этого перспектива ведет нас через открыть дверь в небесный сад рая. Благовещение, поскольку оно является началом человеческого существования Христа, также предвещает искупление человечества. Открытая дверь подчеркивает обещание спасения, а также роль Марии в Воплощении и как заступницы в молитвах мужчин и женщин.

Fra Carnevale , итальянский, действующий c. 1445 — 1484, Благовещение , ок. 1445/1450, панель, темпера, Коллекция Сэмюэля Х.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *