эпоха Ивана Грозного (1533-1584) — Виртуальный Pусский музей
Царь Иван IV Васильевич (Грозный) (1530–1584)
Сын великого князя Василия III из рода Рюриковичей и Елены Глинской, происходившей из рода литовских князей. Венчан на царство в 1547 году как первый «царь всея Руси».
В 1550-х при участии узкого круга приближенных лиц провел ряд реформ. На первом Земском соборе (1549) был принят общерусский свод законов — Судебник, создано регулярное войско из стрельцов – вооруженных людей, которые несли постоянную военную службу за жалованье, созван Стоглавый собор (1551) для унификации церковных обрядов и решения вопросов канонизации. Осуществил успешные походы по присоединению Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств, а также Башкирии (1557). Потерпел поражение в Ливонской войне за выход к Балтийскому морю (1558-1583). Столкновение с оппозиционными боярскими кругами привело к введению в 1565 году «опричнины» (от древнерусского «оприч» — особо, кроме), когда царь, выделив в свое отдельное управление часть страны и войска, провел чрезвычайные меры по сокрушению старых боярских родов с целью дальнейшей централизации власти.
Все произведения
Период:
Все ВсеДревнерусское искусствоКонец XVII – XVIII векПервая половина XIX векаВторая половина XIX векаКонец XIX – начало XX векаПервая половина XX века
Всего: 29
Сортировка:
по хронологии (в порядке возрастания) по хронологии (в порядке возрастания)по хронологии (в порядке убывания)по автору (в алфавитном порядке)
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Шедевры
Период:
Все ВсеДревнерусское искусствоКонец XVII – XVIII векВторая половина XIX века
Всего: 5
Сортировка:
по хронологии (в порядке возрастания) по хронологии (в порядке возрастания)по хронологии (в порядке убывания)по автору (в алфавитном порядке)
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Рекомендуем
Медиатека
Год создания: 2011 | Интерактивная программа, Виртуальный тур | Виртуальная экскурсия | Язык: русский
Виртуальная экскурсия по выставке «Избранники Клио.
Герои и злодеи русской истории» создана на основе временной выставки, проходившей в 2011 году в корпусе Бенуа.
Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре
Лекция «Образ Ивана Грозного в искусстве»
Н. Н. Мутья
21 декабря 2017
«Амвон 1533 года в историко-литургическом контексте (Пещное действо или хиротония)»
16 ноября 2017
Лекция «Амвон в цифрах. Символика образов»
О. В. Клюканова
27 июня 2017
Лекция «Амвон как наследие святителя Макария. Открытия – реставрации – консервации»
Ж. А. Максименко, К. С. Чарыкова
18 мая 2017
«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:
Россия в XVI столетии.
Эпоха Ивана ГрозногоГлавная > Материалы для подготовки к комплексному экзамену на ВНЖ > Россия в XVI столетии > Эпоха Ивана Грозного
Внутренняя жизнь страны во многом определялась личностью того, кто находился на престоле. В особой мере эта черта российской монархии проявилась в XVI столетии. Правление осмотрительного, но настойчивого Василия III было отмечено политической стабильностью, подъемом экономики, строительством новых городов. Его дело продолжила вдова — княгиня Елена Глинская (1533-1538). Преждевременная смерть Елены послужила началом боярского правления, продолжавшегося до совершеннолетия Ивана IV и принятия им царского титула в 1547 году.
Для первого периода самостоятельного правления Ивана IV (1547-1560) было характерно широкое участие в управлении страной не только Боярской думы, но и деятельных представителей приказной бюрократии, а также личных друзей царя (Избранная рада). Он был отмечен успехами во внешней политике и восстановлением порядка во внутренней жизни.
Консолидации общества и укреплению авторитета монарха способствовали Земские соборы — периодически созывавшиеся царем съезды представителей всех слоев русского общества, за исключением владельческих крестьян (интересы последних должны были выразить землевладельцы, а также сам царь). Деятельность Земских соборов — важный элемент системы сословно-представительной монархии.
Второй период правления Ивана IV (1560-1584) ознаменовался разительными переменами в его внутренней политике. Царь вознамерился устроить общественный порядок в стране исходя исключительно из своих собственных, зачастую болезненно-извращенных представлений о добре и зле, о пользе государства и пределах власти государя. Учредив в 1565 году опричнину, Иван IV начал гонения на «изменников»-бояр, которые, по его мнению, не были вполне преданны интересам государства, а главное — лично ему, царю. Опричнина быстро выродилась в слепой и безумный террор, жертвами которого становились преимущественно дворяне и горожане. Да и саму ее цель — сокрушить аристократию и утвердить абсолютное полновластие самодержца — вряд ли можно считать исторически оправданной.
Ведь именно этот слой общества — при всех его эгоистических притязаниях — был своего рода каркасом, несущей конструкцией Российского государства. Выступая в трех основных ипостасях — полководцев, администраторов и придворных, — бояре чаще всего были заинтересованы в успехах государства, служили царю не за страх, а за совесть. К тому же они были организаторами крупного вотчинного хозяйства — наиболее эффективного в то время.
Опричнина имела губительные последствия для экономики страны, для нравственного состояния общества. Соединившись с бедствиями Ливонской войны и страшной эпидемией чумы в 1570-е годы, она привела к запустению центральных уездов России. Их население частично вымерло, а частично разбежалось в более безопасные окраинные места. Стремясь сохранить остатки населения и укрепить материальное положение дворянства, правительство в 1580-е годы вынужденно было пойти на отмену Юрьева дня и окончательное прикрепление крестьян к земле. В 1590-е годы был установлен пятилетний срок сыска беглых крестьян.
Опричнина Ивана Грозного ярко продемонстрировала темную сторону русской политической системы: бесконтрольность монарха, его несменяемость могут при определенных условиях привести к тому, что свою гигантскую власть и авторитет он использует во вред обществу.
Иван Грозный Изабель де Мадариага
« Назад
Информация о продукте- Формат:
-
Мягкая обложка
- ISBN:
9780300119732
- Опубликовано:
29 сентября 2006 г.
- Выходные данные:
- Издательство Йельского университета
- Размеры:
526
страниц —235 х 156
мм- Иллюстрации:
16 ч-б иллюстр.
- Территории продаж:
Мир
- Категории:
Мягкая обложка
19,99 фунтов стерлингов
В наличии
19,99 фунтов стерлингов
В корзину
Вы можете приобрести это издание в ряде интернет-магазинов:
- Amazon.

co.uk - Электронные книги Google
- Hive.co.uk
- Книги Apple
- Кобо
Посетите нашу страницу электронных книг для более подробной информации
Категории:
- Описание
- об авторе
Описание товара
Иван Грозный
Полная биография Ивана Грозного, рассказывающая о печально известной жестокости царя в контексте России XVI века и размышления о месте России в мире». — Орландо Файджес, New York Review of Books
«Вероятно, на какое-то время станет окончательной работой об Иване».— Publishers Weekly, Starred Review
Иван IV, «Грозный» (1533–1584), — одна из ключевых фигур русской истории, но до сих пор она остается одной из самых забытых. Печально известный новаторством в политике безудержного террора и убийством собственного сына, ему приписывают установление самодержавия в России.
Изабель де Мадариага помещает Ивана на задний план политических событий в России в шестнадцатом веке. И с помощью показательных сравнений с английским, испанским и другими европейскими дворами она помещает его в международный контекст своего времени. Биография включает новый отчет о роли астрологии и магии при дворе Ивана и дает свежий взгляд на его внешнюю политику. Столкнувшись с проблемами подлинности (большая часть архива Ивана была уничтожена пожаром в 1626 г.) и противоречиями, которые парализовали западную науку, де Мадариага стремится представить Россию глазами Кремля, а не из-за границы, и осмыслить всю трагедию царствования Ивана. .
Об авторе
Изабель де Мадариага — заслуженный профессор русистики Лондонского университета. Она является автором книги Россия в эпоху Екатерины Великой , опубликованной издательством Йельского университета.
Отзывы
Родственные названия
Предыдущий Следующий
От Ивана Грозного до Сталина и сегодня: История России и применение силы и насилия (ч.1)
После специальной военной операции России в Украине вновь разгорелись дебаты о роли силы и насилия в истории , особенно в отношении истории самой России. Автор United Woeld International дал длинное интервью Эмра Мара шо, главному редактору турецкого ежемесячного журнала Bilim ve Ütopya (Наука и утопия).
Интервью было впервые опубликовано на турецком языке. UWI представляет его нашим читателям по главам.
В 1565 году Иван IV учредил особую организацию военных служащих под названием « Опричнина». В то время как некоторые историки видят в этом инструмент явной жестокости и тирании Ивана, историки, которые принимают марксистский метод, такие как Платонов и Покровский, рассматривают опричнину как средство устранения князей и аристократии, выступавших против единства России при царе, как институциональную структуру.
это привело к победе денежного хозяйства над натуральным и приписало ему прогрессивную функцию. Какова была роль Ивана Грозного в русской истории и с какой целью он использовал опричнину, которая является орудием его насилия? Считаете ли вы насилие Ивана прогрессивным?
Прежде всего, есть два разных взгляда на Ивана IV или Ивана Грозного. Эти разные взгляды сохраняются даже сегодня и соответствуют сегодняшним разногласиям и лагерям. В современном мире либералы, западники, те, кто выступает за более свободную модель государства, интеллектуалы неолиберализма воспринимают действия Ивана как деспотию и тиранию. С другой стороны, марксисты сталинской эпохи и сегодня, и даже не только марксисты, но и русские евразийцы и приверженцы православия, вроде Платонова и Покровского, придерживаются противоположного мнения.
Меры Ивана IV и основы современной России В эпоху Ивана IV Россия политически и религиозно подчинялась не одному центру, а разным властям.
Эти местные образования политически находились под властью Золотой Орды, а религиозно — под властью Константинополя/Стамбула. Ко временам Ивана эти две империи, Византийская и Золотая Орда, рухнули. Это готовит почву для появления России такой, какой мы ее знаем сегодня.
А меры, предпринятые Иваном IV в этот период, заложили основы сегодняшней России: Движение к постепенной ликвидации феодальных княжеств и аристократии, иначе говоря, к административной централизации. Кроме того, при Иване IV возникает потребность защитить Россию от других держав. Конечно, централизация напрямую ведет к авторитарной ситуации и насилию.
Предусматривает устранение тех, кто постепенно разлагался или чинил препятствия России, но также играет роль в предотвращении атак извне с целью подчинения России. С этой точки зрения мы видим мотив защиты России от других держав, как с точки зрения вооруженной мощи, так и экономики.
Сталин об Иване IV Например, Сталин сказал об Иване IV следующее: Мудрость Ивана Грозного в том, что он имел национальную перспективу и защищал страну от проникновения иностранных держав и иностранного влияния в его страна.
Таким образом, подчеркивая свой патриотизм, он также говорит, что защита своей страны от экономических и физических атак извне является основой его мудрости.
Кроме того, Сталин говорит, что в истории только Ленин и Иван Грозный облагали налогами иностранцев. Сталин также указывает на то, чем Иван отличается от Петра Великого. С одной стороны, они оба великие императоры, но именно Иван заложил основы сегодняшней России и централизовал ее, а Петр Великий полностью открыл страну Западу вместе с важными реформами. Иными словами, Иван строил структуру, опираясь на собственные корни России, а Петр прокладывал путь, следуя принципам и модели развития Запада. А Сталин утверждает, что дворец не был русским дворцом в царствование царей после Петра Великого, а наоборот превратился в немецкий дворец, особенно во время правления Екатерины II.
Украина: Где изменился путь историиДискуссия о Чингисхане
В России разница в оценках Ивана видна и в случае с Чингисханом.
О Чингисхане можно сказать, что он раздавил, сжег и уничтожил всех и вся… Есть произведение русского живописца, где изображены черепа, сложенные друг на друга, о приходе Чингисхана на русские земли. С одной стороны резня и зверское насилие, но евразийцы в России рассматривают Чингисхана с точки зрения создания государственной традиции в России. Русские многому научились у Чингисхана: от организации почты до организации армии и сбора налогов. Так что это зависит от того, как вы смотрите на вещи.
Я думаю, ориентализм также оказал влияние на эту перспективу европоцентризма.
Конечно… Либерализм и неолиберализм видят здесь только насилие, а не созидание. Причина, по которой эта точка зрения не признает конструктивности, состоит в том, что они считают невозможным для русских и турок быть конструктивными. Потому что для них эти народы некультурные, нецивилизованные и варварские. Есть востоковедческая точка зрения, мол, русские медведи, а турки резню.
Чтобы изобразить Россию и Турцию как деструктивных, агрессивных, диких, нецивилизованных, некультурных, диктаторских, как в прошлом, так и сегодня, они делают акцент на применении силы только с точки зрения разрушения. Это один из ключевых аспектов точки зрения западников и востоковедов, что вполне разумно, поскольку они не хотят сильной России и Турции. Сталин говорит, что Иван воздвиг стену, препятствующую иностранному влиянию.
Все это исторические источники препятствий для эксплуатации и оккупации Западом Турции или России. Потому что насилие или вооруженная сила, о которых мы говорим, или даже тарифные барьеры — тарифные барьеры, может быть, невидимы, но они ничем не отличаются от крепостных стен Кремля и Стамбула для предотвращения их эксплуатации — они хотят представить могущественное государство и защитный аппарат этого государства как дикость, варварство и разрушительность.
Вы только что упомянули Сталина. Интересно, что, впервые увидев фильм Эйзенштейна «Иван Грозный» в 1941 году, в то время, когда Советы и нацисты были согласны, Сталин очень разочаровался и жестко раскритиковал режиссера. Зачем стране, принявшей коммунизм, снимать жизнь царя и в чем был смысл критики Сталина? Как вы думаете, Сталин установил историческую преемственность между Иваном и им самим? Если так, то каким образом?
По какому поводу снимали фильм «Иван Грозный»?
Прежде всего, чтобы понять политику Сталина и советского руководства в то время, необходимо упомянуть, что они столкнулись с немецкой угрозой. Им пришлось организовать сильное сопротивление против этого. Иными словами, необходимо было предпринять шаги, при которых народ сражался бы до последней капли крови и всеми силами поддерживал фронт. Таким образом, они пытаются копнуть в глубины истории, в некотором смысле, чтобы всплыть на поверхность малейшие элементы в истории, и тем самым создать источник мотивации для людей.
Они пытаются внушить мысль, что «мы делали это в прошлом, мы можем сделать это и сейчас». В тот момент Россия была страной, где правил социализм почти два десятилетия после Октябрьской революции, но одних социалистических ценностей недостаточно для мобилизации людей. Россия – страна с очень сильными государственными традициями. И, конечно же, в стране есть люди с разным мировоззрением.
Путин программно бросает вызов АтлантикеАлександр Невский против тевтонского ордена
Собственно, первым шагом было расстрелять не Ивана, а Александра Невского в период действия пакта о ненападении с немцами. Они даже сняли фильм с кинотеатров после подписания пакта о ненападении, потому что фильм был полон отсылок к немецкому нацизму. В одной из сцен Александр Невский говорит: «Кого придут сюда друзьями, того встретят вином и хлебом, а с оружием ответят оружием». Там он сталкивается с тевтонскими рыцарями германской расы.
Конечно, германская раса представляет Германию, а доспехи на Тевтонских рыцарях символизируют немецкие танки. Эйзенштейн снял это по просьбе Сталина. Он даже получил «Сталинскую премию». Но когда договор был подписан, фильм сняли. Затем, когда договор был нарушен, его снова отпустили.
Про Ивана Грозного снимали не только фильмы. Были и фильмы о Кутузове, Нахимове, адмирале Синопского рейда. Все исторические царские полководцы и князья, и человек более древнего времени, чем царизм, Невский (как Алпарслан турок)… Невскому принадлежит важная роль в объединении княжеств. Как я уже говорил, всем этим они пытаются распространить ощущение, что «мы уже делали это в прошлом, мы можем сделать это сейчас». Были развешаны плакаты этих людей: Кутузова, Суворова, Невского и красноармейцев. Из слов Суворова и Невского делались знамена, ставились статуи Кутузову.
Связь между Иваном Грозным, Сталиным и Путиным Снимают первую часть «Ивана Грозного».
Главный акцент в «Иване Грозном» делается как на защиту страны, так и на установленную внутри страны власть. Потому что накануне Великой Отечественной войны внутри России были значительные разногласия и даже некоторые чистки. В этот момент идея сильного государства, авторитарного государства и обеспечения безопасности внутреннего фронта привела Сталина к установлению связи между собой и Иваном Грозным. Например, если мы посмотрим на ситуацию сегодня, либералы и западники ненавидят и Грозного, и Сталина, а те, кто любит Ивана Грозного, любят и Сталина, и наоборот, какими бы религиозными они ни были. Это люди одного фронта, который существует и по сей день. Возьмем Путина: он тоже сильный, авторитарный лидер, так что в этом смысле он продолжатель традиции Ивана Грозного и Сталина.
Эти фильмы снимали в тылу, в Казахстане. С одной стороны люди боролись, с другой стороны на эти фильмы выделялись бюджеты и ресурсы. Противостоять немецкому фашизму можно только силой и насилием, и все эти составляющие использовались для мотивации народа.

