Медный всадник пушкин описание: «Медный всадник» краткое содержание поэмы Пушкина – читать онлайн пересказ

Структурный анализ поэмы Пушкина «Медный всадник» (Медный всадник Пушкин)

Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен…». Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»). Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики это необходимо для процветания страны:

…Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась:
…юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво. ..

Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва». Однако отношение поэта к Петру было противоречивым. Если в «Стансах» Пушкин видит в деятельности царя образец государственного служения Отечеству, то позднее, в «Заметках по русской истории XVIII века», он указывает на жестокость этого монарха и па самодержавный характер власти в его царствование.

Это противоречие будет тревожить Пушкина во время его работы пал поэмой «Медный всадник». Петр-самодержец представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто славит дело Петра уже слышна интонация тревоги:

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен.

Стихия сметает все а своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». Образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы. Евгений «человек обыкновенный»: он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь:

И станем жить и так до гроба,
Рука с рукой дойдем мы оба…

В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом Евгения, его внешности, чертах характера. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, безликого человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину «ничтожества».

В мире бушующих стихий идиллия невозможна. Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»?

«Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». Словно древний пророк, достигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими.

Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана».

Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» и его превращение Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного»), две Невы (украшение города, «державное теченье» и главная угроза жизни людей и городу), два Петербурга («Петра творенье», «юный град» и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, по и главная философская мысль Пушкина Мысль о человеке, его самоценности.
«Медный всадник» это и героическая поэма о созидательной деятельности Петра I, и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, жертве «исторической необходимости» (не случайно автор придал поэме многозначительный подзаголовок: «Петербургская повесть»).

А. С. Пушкин, как и многие писатели, неоднократно в своем творчестве обращался к историческому прошлому России с тем, чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности.

Раздумья автора над историческими судьбами России отражены в поэме «Медный всадник», написанной в 1833 году. Это творение относится к циклу произведений о Петре I, о его преобразовательской деятельности наряду с такими, как поэма «Полтава», «Стансы», «Арап Петра Великого».

Поэма «Медный всадник» — это историческое, социальное и философское произведение. Ее можно назвать гимном самодержавию. Одни утверждают, что в поэме осуждается жестокая политика царя, другие — что Петр совершил великое национальное дело — вывел Россию из «тьмы лесов и топи блат». Петр предстает в поэме как вершитель великих национально-исторических деяний, могучий преобразователь, смелый созидатель «юного града», «прорубивший окно в Европу»:

Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен…
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам.

Но вместе с тем сооружение города «под морем» таит в себе постоянную угрозу бедствия для простого народа, который больше всего страдает от наводнения. На конкретном примере автор показывает всю беспощадную жестокость петровских преобразований, столь дорого обошедшихся народу.

Сложная диалектика петровских преобразований глубоко познана и выражена Пушкиным в контрасте двух Петербургов, показанных в «Медном всаднике». Петербург во вступлении — это «полнощных стран краса и диво», с его башнями, дворцами, садами, столица Российского государства.

В то же время — это город «бедного Евгения», бедных окраин, ветхих домиков, чердаков, «пожитков бедной нищеты». Отсюда — двойственность образа Петра. С одной стороны, это великий исторический деятель, «мощный властелин судьбы», «повелитель стихий», с другой — это «грозный царь», «горделивый истукан», «беспощадный и ужасный».

Это исторически обусловленное единство противоречий в облике и делах Петра I выражено в заключительной формуле-обращении к Медному Всаднику:

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Петр I поднял Россию «над бездной» с помощью «железной узды». Этим Пушкин хотел сказать, что цена петровских преобразований была слишком велика для простого народа, все тяготы нововведений легли на его плечи. Евгений, маленький человек, протестует против великого чудотворца, «держателя полумира», но его протест: «Ужо тебе!» — слаб, он ничего решить не может. Автор ставит в поэме вопрос: что же важнее -интересы государства или интересы маленького человека, песчинки, лежащей в основе великого государства, созданного гением Петра? Автора также волнует вопрос: по какому пути развиваться дальше России, куда поведет ее будущее?

Пушкин философски осмысливает проблему истории Отечества, рисует в своем произведении противоречивый сложный образ, с одной стороны, гения-преобразователя, а с другой — «злого гения», нарушителя естественного хода исторического развития России. По замечанию И. С. Аксакова, в Пушкине «чрезвычайно живо было историческое чувство, чувство своей кровной связи с прошедшим». Он и сам стал частью истории России.

Петербург в поэме «Медный всадник» Пушкина: образ, характеристика, описание

Петербург.
Иллюстрация к «Медному всаднику».
Художник А. Н. Бенуа

Петербург является одним из центральных образов в поэме «Медный всадник» Пушкина.

В этой статье представлен образ Петербурга в поэме «Медный всадник» Пушкина: описание и характеристика города в поэме.

Смотрите: 
Краткое содержание поэмы
Все материалы по поэме «Медный всадник»

Петербург в поэме «Медный всадник» Пушкина: образ, характеристика, описание

По словам Белинского, настоящим героем поэмы «Медный всадник» Пушкина является не император Петр I и не чиновник Евгений.

Настоящим героем поэмы является Петербург:

«…Настоящий герой ее [поэмы] — Петербург. Оттого и начинается она грандиозною картиною Петра, задумывающего основание новой столицы, и ярким изображением Петербурга в его теперешнем виде…» (В. Г. Белинский)

Действительно, образ Петербурга в поэме «Медный всадник» занимает особое место. Описанию Петербурга автор отводит значительную часть поэмы. Наиболее развернутое описание города и его истории мы видит во «Вступлении» к поэме.

Во «Вступлении» Петербург представлен в двух состояниях: «до» и «после» основания города.

Так, в начале XVIII века, территория будущего Петербурга — это малозаселенные, болотистые берега:

«…По мшистым, топким берегам 
Чернели избы здесь и там, 
Приют убогого чухонца…»
 
«…Где прежде финский рыболов. .. 
Бросал в неведомые воды 
Свой ветхий невод…»

Проходит сто лет. Петербург начала XIX века — это крупнейший город Европы, торговый и культурный центр России. Теперь берега петербургских рек застроены красивыми каменными зданиями, а в порт Петербурга принимает корабли «со всех концов земли»:

«…ныне там 
По оживленным берегам 
Громады стройные теснятся 
Дворцов и башен; корабли 
Толпой со всех концов земли 
К богатым пристаням стремятся…»

В том же «Вступлении» к поэме Пушкин признается в любви к прекрасному Петербургу — городу, с которым поэта связывает многое:

«…Люблю тебя, Петра творенье, 
Люблю твой строгий, стройный вид…»

Говоря о Петербурге, Пушкин, конечно же, упоминает о знаменитых белых ночах:

«. ..Твоих задумчивых ночей 
Прозрачный сумрак, блеск безлунный, 
Когда я в комнате моей 
Пишу, читаю без лампады…»,
«…Одна заря сменить другую 
Спешит, дав ночи полчаса…»

Поэт с не меньшей любовью отзывается о петербургской зиме, несмотря не ее «жестокость» и «мороз»:

«…Люблю зимы твоей жестокой  
Недвижный воздух и мороз, 
Бег санок вдоль Невы широкой…»

Печальный вид обретает Петербург во время наводнения в ноябре 1824 года:

«…Обломки хижин, бревны, кровли, 
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты, 
Грозой снесенные мосты, 
Гроба с размытого кладбища 
Плывут по улицам!.

Несмотря на трагические последствия наводнения, Петербург вскоре приходит в себя и жизнь идет «прежним порядком»:

«…В порядок прежний все вошло. 
Уже по улицам свободным 
С своим бесчувствием холодным 
Ходил народ. Чиновный люд, 
Покинув свой ночной приют, 
На службу шел…»

На протяжении всей поэмы Пушкин ни разу не упоминает слово Петербург, кроме подзаголовка «Петербургская повесть». Вместо названия «Петербург» Пушкин использует такие выражения, как: «Петра творенье»«град Петров» , «Над омраченным Петроградом», «И всплыл Петрополь». 

Почему Пушкин не захотел упоминать оригинальное название города «Петербург»? Что именно он хотел этим сказать? Исследователи не перестают задаваться этим вопросом.

Это были материалы об образе Петербурга в поэме «Медный всадник» Пушкина: описание и характеристика города в цитатах.  

Смотрите: Все материалы по поэме «Медный всадник»

Легенды о Медном Всаднике

#Достопримечательности
#Медный Всадник
#Экскурсия по городу
#Петр I
#Достопримечательности

Знаменитый Медный Всадник, символ Санкт-Петербурга, фигурирует во многих баснях. И амбициозная идея, и зрелищная история ее создания стали объектами городской мифологии, а камень, на котором установлен монумент, стал самым популярным объектом легенд.

Кстати, в русском языке Медный Всадник обычно называется Медным Всадником, хотя сделан он из бронзы. В медь он превратился после того, как было опубликовано одноименное стихотворение Александра Пушкина. Сама поэма стала источником новых петербургских легенд и поверий, одна из которых — легенда о оживающем памятнике.

Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

Архитектор Фальконе решил воздвигнуть фигуру Петра I на лошади
, возвышающуюся на волнообразной скале, которая символизировала бы великий достижения императора в развитии России как морской державы. На поиски подходящего камня ушло много лет: поиски велись по всему Петербургу и пригородам. Согласно легенде, камень нужного размера в конце концов был найден в Лахте, которая сегодня является городским районом к северу от Санкт-Петербурга. Местные жители утверждали, что во время Северной войны на эту самую скалу когда-то поднимался Петр I, чтобы осмотреть местность. С большими трудностями и с помощью невероятных приспособлений камень был доставлен в Санкт-Петербург, где его поставили на Сенатской площади под копыта бронзового императорского коня.

«Более консервативная часть общества, отвергавшая петровские реформы и считавшая их чистым злом, окрестила новый памятник «Всадником Апокалипсиса»

Если прогрессивные россияне гордились Медным всадником, то более консервативная часть Общество, отвергавшее петровские реформы и считавшее их чистым злом, окрестило новый монумент «Всадником Апокалипсиса». Говорили, что он принес России смерть и разруху, а появление всадника знаменовало скорое пришествие антихриста и конец света. В окрестных деревнях крестьяне слагали свои легенды о честолюбивом императоре. Они считали, что Петр был проклят и обращен в камень.

Император Александр II

Истинные патриоты и петербуржцы искренне считают Медного Всадника хранителем родного города и берегут его как зеницу ока. Некоторые говорят, что во время наполеоновского нашествия император Александр II хотел вывести Медного всадника из города, чтобы защитить его от захватчиков. Но ему сказали, что одному из его офицеров, майору Батурину, приснился странный сон. Майор увидел Петра I на коне, спускающегося с пьедестала, направляющегося в императорскую резиденцию и извещающего свою волю молодому императору. Медный всадник упрекнул Александра II в нерадивом управлении и пообещал охранять город от врагов до тех пор, пока он останется на своем месте на Сенатской площади. Поэтому король отменил свой указ о переносе памятника.

По сей день Петр держит свое детище, простерев руку над городом, и горожане верят, что создатель Петербурга, увековеченный в Медном всаднике, не оставит их одних ни в беде, ни в радости.

Медный всадник Александра М. Шенкера


« Назад

Памятник Петру Великому работы Фальконе

Подробная информация о продукте
Формат:

Мягкая обложка

ISBN:

9780300212235

Опубликовано:
Выходные данные:
Издательство Йельского университета
Размеры:

416

страниц —

235 х 156

мм
Иллюстрации:

61 ч-б иллюстр.

Территории продаж:

Мир — на всех языках, кроме русского (см. редакцию соглашения от 20 декабря 2006 г.)

Категории:
  • История и археология
  • История

Мягкая обложка

25,00 фунтов стерлингов

В наличии

25 фунтов стерлингов

В корзину

Вы можете приобрести это издание в ряде интернет-магазинов:

  • Amazon. co.uk
  • Электронные книги Google
  • Hive.co.uk
  • Книги Apple
  • Кобо

Посетите нашу страницу электронных книг для более подробной информации

Категории:

  • Описание
  • об авторе
Описание продукта

Медный всадник

Эта книга представляет собой первое всеобъемлющее изложение на каком-либо языке самого значимого произведения искусства, когда-либо созданного в России, — конного памятника Петру Великому, или Медный всадник, , как он стал известен с тех пор, как он появился в поэме Александра Пушкина с таким названием.

Автор рассматривает культурную среду, подготовившую почву для памятника, и приводит истории жизни тех, кто был причастен к его созданию: скульпторов Этьена-Мориса Фальконе и Мари-Анн Колло, инженера Марина Карбури, дипломата Дмитрия Голицына.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *