Энциклопедия сергия радонежского о его жизни: СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, СВ. | Энциклопедия Кругосвет

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ • Большая российская энциклопедия

Авторы: М. В. Печников; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)

СЕ́РГИЙ РА́ДОНЕЖСКИЙ (в ми­ру Вар­фо­ло­мей) (сер. 1310-х – нач. 1320-х гг., Рос­тов­ское кн-во – 25.9.1392, Трои­це-Сер­ги­ев мон.), ос­но­ва­тель и пер­вый игу­мен Тро­иц­ко­го мон. (см. Трои­це-Сер­гие­ва лав­ра), свя­той Рус. пра­во­слав­ной церк­ви. Ро­дил­ся в се­мье обед­нев­ших рос­тов­ских бо­яр Ки­рил­ла и Ма­рии, пе­ре­се­лив­ших­ся в Ра­до­неж. С дет­ст­ва меч­тал стать мо­на­хом. По­сле смер­ти при­няв­ших мо­на­ше­ст­во ро­ди­те­лей в нач. 1340-х гг. со стар­шим бра­том Сте­фа­ном на хол­ме Ма­ко­вец по­ста­вил де­рев. хи­жи­ну и ц. Св. Трои­цы. Сте­фан, не вы­дер­жав тя­же­сти жиз­ни, покинул Ма­ко­вец, а С. Р., при­няв мо­на­ше­ст­во, ос­тал­ся жить в глу­хом ле­су. К не­му ста­ли при­хо­дить ино­ки, ме­ж­ду 1353 и 1356 он стал игу­ме­ном воз­ник­ше­го мо­на­сты­ря. В кон. 1350-х гг. по­кро­ви­те­лем мо­на­сты­ря стал удель­ный кн. Вла­ди­мир Ан­д­рее­вич Храб­рый, вла­дев­ший Ра­до­неж­ской зем­лёй (1372–74).

В 1374 С. Р. по прось­бе кн. Вла­ди­мира по­се­тил Сер­пу­хов и бла­го­сло­вил ос­но­ва­ние Вы­соц­ко­го мон., в том же го­ду в Пе­ре­яс­лав­ле кре­стил сы­на вел. кн. Дмит­рия Ива­но­ви­ча – Юрия. Ве­ро­ят­но, в 1376–77 (по др. дан­ным, в 1354–55 или 1374) в Тро­иц­ком мон. по гра­мо­те пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Фи­ло­фея и с со­гла­сия ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ру­си Алек­сия был вве­дён об­ще­жи­тель­ный ус­тав. Часть мо­на­хов вы­ра­зи­ли не­до­воль­ст­во но­вым ус­та­вом, по­это­му С. Р. тай­но ушёл и на р. Кир­жач ос­но­вал оби­тель в честь Бла­го­ве­ще­ния Бо­го­ро­ди­цы, но вско­ре ус­ту­пил прось­бам рас­ка­яв­шей­ся бра­тии и вер­нул­ся в Тро­иц­кий мон.

По бла­го­сло­ве­нию С. Р. его пле­мян­ник Фео­дор ос­но­вал Си­мо­нов мо­на­стырь, уче­ник Ан­д­ро­ник стал игу­ме­ном Ан­д­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря, мн. уче­ни­ки воз­гла­ви­ли др. оби­те­ли, по­это­му С. Р. час­то име­ну­ет­ся «игу­ме­ном зем­ли Рус­ской». Митр. Алек­сий пред­ла­гал ему воз­гла­вить Ки­ев­скую (Рус­скую) ми­тро­по­лию по­сле смер­ти митрополита, но С.

 Р. от­ка­зал­ся. Бла­го­сло­вил кн. Дмит­рия Ива­но­ви­ча и рус. вой­ска на бит­ву с ор­дын­ской ар­ми­ей Ма­мая на Ку­ли­ко­вом по­ле в 1380 (по со­об­ще­ни­ям ле­то­пи­сей, он при­слал бла­го­сло­вен­ную гра­мо­ту, а со­глас­но «Ска­за­нию о Ма­мае­вом по­бои­ще» – кня­зья при­шли к не­му за бла­го­сло­ве­ни­ем).

«Сергий Радонежский». Надгробный покров. 1420-е гг. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник.

Был духовным отцом кн. Дмитрия Донского (крестил его сына, свидетельствовал при составлении завещания). В 1385, по­сле мо­с­ков­ско-ря­зан­ской вой­ны, по по­ру­че­нию вел. кн. Дмит­рия Ива­но­ви­ча вёл мир­ные пе­ре­го­во­ры с вел. кн. ря­зан­ским Оле­гом Ива­но­ви­чем. Как ду­хов­ный отец С. Р. 20.5.1389 уча­ст­во­вал в по­гре­бе­нии Дмит­рия Ива­но­ви­ча в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре Мо­ск­вы.

В по­след­ний год жиз­ни С. Р. по­ста­вил игу­ме­ном Тро­иц­ко­го мон. Ни­ко­на. В 1422 бы­ли об­ре­те­ны не­тлен­ные мо­щи С. Р. Ка­но­ни­зи­ро­ван не позд­нее 1448. Мо­щи С. Р. на­хо­дят­ся в Тро­иц­ком со­боре Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры (вскрыты в 1919, возвращены в лавру в 1946). В лав­ре хра­нит­ся де­рев. гроб С. Р. (в Ус­пен­ском со­бо­ре), его лич­ные ри­за, час­ти об­ла­че­ния и сан­да­лии, скар­пель (ра­бо­чий ин­ст­ру­мент) и ке­лей­ные ико­ны свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и Бо­го­ро­ди­цы. Пер­вое Жи­тие С. Р. в кон. 14 – 1-й четв. 15 вв. на­пи­сал Епи­фа­ний Пре­муд­рый. В 1440-е гг. Па­хо­мий Серб со­ста­вил неск. ре­дак­ций это­го Жи­тия, до­ба­вив опи­са­ния по­смерт­ных чу­дес свя­то­го.

Дни па­мя­ти – 5(18) ию­ля, 25 сент. (8 окт.).

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва «Сергий Радонежский с Житием». Икона мастера круга Дионисия нач. 16 в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва (Москва).

Наи­бо­лее ран­нее изо­бра­же­ние С. Р. – на ши­том над­гроб­ном по­кро­ве (1420-е гг., Сер­гие­во-По­сад­ский ис­то­ри­ко-ху­дожественный му­зей-за­по­вед­ник), со­хра­нив­шее, как при­ня­то счи­тать, порт­рет­ные чер­ты свя­то­го. Об­раз С. Р. поя­вил­ся на ико­нах, ве­ро­ят­но, вско­ре по­сле его кон­чи­ны, ещё до ка­но­ни­за­ции. Его изо­бра­жа­ют стар­цем с длин­ной ок­руг­лой бо­ро­дой, с не­по­кры­той го­ло­вой, в мо­на­ше­ском об­ла­че­нии с па­ра­ма­ном. По­сле ка­но­ни­за­ции был соз­дан ряд жи­тий­ных икон: с по­яс­ным изо­бра­же­ни­ем С. Р. в сред­ни­ке для Тро­иц­ко­го со­бо­ра Трои­це-Сер­гие­ва мон. (мас­тер кру­га Дио­ни­сия, ок. 1480 или 1492) и с рос­то­вым – для Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля (кон. 15 – нач. 16 вв., худ. Дио­ни­сий, ГТГ; обе – с 19 клей­ма­ми Жи­тия) и для Успенского собора Дмитрова (нач. 16 в., мастер круга Дионисия, Центр. музей др.-рус. культуры и иск-ва им. Андрея Рублёва, Москва). Жи­тий­ные сце­ны на них со­от­вет­ст­ву­ют Жи­тию в ре­дак­ции Па­хо­мия Сер­ба. Пер­вый при­мер жи­тий­но­го цик­ла С. Р. в мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си, с ори­ги­наль­ной ико­но­гра­фи­ей, – рос­пи­си ц. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го на Ар­хи­епи­скоп­ском дво­ре в Нов­го­ро­де (не позд­нее 1463).

В ико­но­пи­си 16 в. со­хра­ня­лась схе­ма с 19 клей­ма­ми (ико­на ико­но­пис­ца Ев­ста­фия Го­лов­ки­на, на­хо­див­шая­ся на гро­бе С. Р., 1591). В кон. 16 в. соз­дан уни­каль­ный по пол­но­те со­ста­ва цикл жи­тий­ных ил­лю­ст­ра­ций – 652 ми­ниа­тю­ры ру­ко­пи­си Ли­це­во­го жи­тия С. Р. (РНБ). Во 2-й пол. 17 в. поя­ви­лись ико­ны с боль­шим ко­ли­че­ст­вом клейм, ос­но­ван­ные на Жи­тии С. Р. в ре­дак­ции Си­мо­на Азарь­и­на и вклю­чаю­щие эпи­зо­ды оса­ды Трои­це-Сер­гие­ва мон. по­ля­ка­ми в 1608–09 (ико­на кон. 17 в. с 30 клей­ма­ми Жи­тия, Центр. му­зей др.-рус. куль­ту­ры и иск-ва им. Ан­д­рея Руб­лё­ва, Мо­ск­ва). Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли не­боль­шие ико­ны с рос­то­вым или по­ясным изо­бра­же­ни­ем С. Р., ко­то­рые из­на­чаль­но пи­са­ли в Тро­иц­ком мон. Не­ко­то­рые эпи­зо­ды Жи­тия ста­ли ос­но­вой для са­мо­сто­ят. ва­ри­ан­тов: напр., об­раз «Яв­ле­ние Бо­го­ро­ди­цы с дву­мя апо­сто­ла­ми Сер­гию Ра­до­неж­ско­му» на­хо­дил­ся на гро­бе С. Р. ещё в 1446.

В даль­ней­шем этот сю­жет, по­лу­чив­ший оби­ход­ное назв. «Сер­гие­во ви­де­ние», мно­го­крат­но по­вто­рял­ся мо­на­стыр­ски­ми ху­дож­ни­ка­ми в ико­нах и ли­то­гра­фи­ях. Не ра­нее 1521 воз­ник ико­но­гра­фич. тип «Гос­подь Все­дер­жи­тель, с при­па­даю­щи­ми Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским и Вар­лаа­мом Ху­тын­ским», ко­то­рый ил­лю­ст­ри­ру­ет ви­де­ние сле­пой ста­ри­цы Воз­не­сен­ско­го мон. в Московском Крем­ле при на­ше­ст­вии крым­ско­го ха­на Му­хам­мед-Ги­рея I. Фре­ска с та­ким изо­бра­же­ни­ем (кон. 17 – 1-я пол. 18 вв.) на­хо­дит­ся над во­ро­та­ми Спас­ской баш­ни Мо­с­ков­ско­го Крем­ля.

В рус. иск-ве 19 – нач. 20 вв. об­раз С. Р. при­вле­кал вни­ма­ние та­ких ху­дож­ни­ков, как А. Д. Кив­шен­ко, М. В. Не­сте­ров, Н. К. Ре­рих. Го­рель­еф А. В. Ло­га­нов­ско­го «Пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский бла­го­слов­ля­ет Дмит­рия Дон­ско­го пе­ред Ку­ли­ков­ской бит­вой» (1847–49) ук­ра­шал пер­во­на­чаль­ное зда­ние хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в Мо­ск­ве (ны­не – в нек­ро­по­ле Дон­ско­го мон. , Мо­ск­ва). Рель­еф­ное изо­бра­же­ние С. Р. име­ет­ся так­же на па­мят­ни­ке Ты­ся­че­ле­тию Рос­сии в Вел. Нов­го­ро­де (1862, скульп­то­ры М. О. Ми­ке­шин, И. Н. Шре­дер). Во мно­гих го­ро­дах РФ ус­та­нов­ле­ны па­мят­ни­ки свя­то­му по слу­чаю празд­но­ва­ния его 700-ле­тия.

Кем был Сергий Радонежский? — Детская энциклопедия Потому.ру

В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года. Его отец был служилым человеком ростовских удельных князей.

В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении, несмотря на то, что помногу занимался с учителем. Несмотря на откровенное недовольство родителей, учителя и насмешки товарищей, Варфоломей, благодаря терпению и труду, смог ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана постаревшие родители ушли в Хотьково-Покровский монастырь. После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже жил его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь и вскоре сделался там игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.

Памятник Сергию Радонежскому в Сергиевом ПосадеВысоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:
«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную… »

25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет были обретены «нетленными» его мощи( останки) В 1452 году он был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Андроников и Симонов в Москве, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский, Высотский и др. ), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

Сергия Радонежского, Ул. | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

Русский монах и подвижник; б. Ростов, 3 мая 1314 г.; д. Радонеж, Троицкий Сергиев монастырь (под Москвой), 25 сентября 1392 года. Сергий происходил из некогда богатой семьи, и ранние годы его, как пишет его биограф и ученик Епифаний Мудрый, были наполнены чудесными происшествиями. В детстве он прогуливал занятия, вместо того чтобы научиться читать и писать, пока однажды таинственный монах не изменил его жизнь. Затем он начал читать Библию, богослужебные книги и отцов, посещал близлежащие монастыри. Несмотря на стремление к уединению, он

оставался с родителями до их смерти (1334). Он удалился в Радонежский лес (1336 г.), стал священником и построил часовню в честь Троицы, ставшую к 1354 г. монастырским центром (троицкой лаврой) по просьбе Константинопольского патриарха. Строгий с самим собой, Сергий проявил великое человеколюбие к другим и в смирении отказался от Московской Патриархии (1378).

Его репутация святости, основанная на чудесах и видениях, которые ему приписывались, сделала его Троицкий монастырь центром религиозного притяжения для всех россиян. Он отправился с мирными миссиями к различным русским князьям в надежде укрепить русскую гегемонию под властью Московского княжества против разрушительных действий татар. По его совету князь Димитрий решил отразить нападение монголов в 1380 году. Хотя Сергий не оставил литературного наследия, его ученики основали множество монастырей и распространили его учение таким образом, что его Троицкий монастырь стал главным влиянием на русскую духовность.

Праздник: 25 сентября.

Библиография: Житие Епифания Мудрого в Памятники древней литературы 58 (Санкт-Петербург 1885). н. Зернов, Преподобный Сергий Строитель России (Общество распространения христианских знаний; Лондон, 1939). п. kovalevsky, Saint Serge et laspiritéité russe (Париж, 1958). л. Мюллер, Die Religion in Geschichte und Gegenwart , 7 т. (3-е изд. Тюбинген, 1957–65) 5: 1712–13. с. Стасевский, Lexikon für Theologie und Kirche , изд. Дж. Хофер и К. Ранер, 10 т. (2д, новое изд. Фрайбург, 1957–65) 9:689. я. kologriwof, Das andere Russland (Мюнхен, 1958) 93–123. я. smolitsch, Russisches Mönchtum (Вюрцбург, 1953). е. benz, Russische Heiligenlegenden (Цюрих, 1953) 292–362.

[стр. roche]

Новая католическая энциклопедия

Подробнее Из encyclopedia.com

Русские американцы , Для получения дополнительной информации об истории и культуре России см. Том. 4: русские. Термин «русские американцы» несколько сбивает с толку, поскольку может употребляться в… Русский язык, русский язык, называемый также великорусским, входит в восточнославянскую группу славянского подсемейства индоевропейской семьи языков (см. Сл… Фольклор , Фольклор сыграл огромную роль в жизни русского народа и оказал значительное влияние на литературу, музыку, танец и др.… Василий Осипович Ключевский , КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ (1841–1919 гг.11), выдающийся русский историк. Василий Ключевский родился в семье священника Пензенской губернии. В… Александр Николаевич Островский , ОСТРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1823–1886), драматург и защитник прав драматургов. Александр Николаевич Островский написал и соавтор с… Георгий Валентинович Плеханов , Георгий Валентинович Плеханов Георгий Валентинович Плеханов Русский революционер и социальный философ Георгий Валентинович Плеханов (1856-1…9).0003

Об этой статье

Обновлено Облизости Encyclopedia.com Содержание ПЕЧАТНАЯ СТАТЬЯ

Вы также можете как
Рядом срока. II, Папа

Сергий II, Патриарх Константинопольский

Сергий I, Папа, св.0003

Sergio Lapel’s Drawing Blood

Sergio

Sergii of Radonezh

Sergii

Serghi (Marcoff), Cella

Sergent, Edmond

Sergent, Bernard 1946-

Sergei, Patriarch

Sergei, Ivan 1972–

Прокофьев Сергей Сергеевич

Четвериков Сергей Сергеевич

Новиков Сергей Петрович

Сергей

сержант

Сержант по оружию Шоу, Патрик Майкл

Сержант по оружию Хамфрис, полковник Лантони Артур, К. Д.

Sergius of Radonezh, St.

Sergius of Resaina

Sergius, Patriarch of Moscow

Sergius, St.

Seri

Seri, dan Benaya

seria

serial access

serial adder

Последовательная и параллельная передача

Последовательная арифметика

Последовательный бомбардировщик

Последовательная корреляция

Серийная гомология

Serial IDE

Серийный на параллельном выпуске

Serial in Serial Out

Серийный вход/выход

Серийный график

Serial Killer

Serial Killing

Serials Serials

. Мама

серийный единобрачий

серийный номер

Сергий Радонежский | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1322?–1392) был русским православным монашеским святым и основателем Троице-Сергиевского монастыря (в современном Сергиевом Посаде). Жизнь Сергия известна в основном из двух агиографических свидетельств XV века, дополненных русскими средневековыми летописями. Сам Сергей ничего не писал.

Сергий (в светской жизни известный как Варфоломей) родился в Ростовском княжестве, но рано переехал с семьей в московское село Радонеж. В поисках подвижнической жизни он уговорил своего уже постриженного брата Стефана отправиться с ним в окрестные леса. Тяжесть их отшельнической жизни заставила Стивена уйти в течение года. Последующие два-три года (ок. 1345–1348) Сергий испытывал свое призвание в одиночестве. Однако весть об отшельнике распространилась, и он привлек компанию независимых монахов к деревянной Троицкой церкви, которую он воздвиг со своим братом. Около 1353 года Сергий принял игуменство и священство.

Вскоре Сергий получил грамоту Константинопольского патриарха с призывом установить общинное правило и таким образом преобразовать идиоритмический монастырь в общежительный. Хотя монастырь Сергия, возможно, не был первым русским монастырем раннемосковского периода, принявшим такое преобразование (ок. 1356 г.), он должен был оказать на это наибольшее влияние. Он послужил образцом (и отцами-основателями) для тридцати таких монастырей при жизни Сергия и, возможно, в пять раз больше к середине следующего века.

Установление общинной жизни в Троицком монастыре способствовало не только его духовному, но и хозяйственному развитию; быть может, поэтому Московское государство выступало и покровителем Сергия, и его клиентом. Считалось, что духовный авторитет Сергия подходит для выполнения нескольких сложных дипломатических задач. Благословение, которое он дал великому князю Дмитрию (1380 г.) на выступление против монгольской орды, послужило жизненно важным толчком для московских войск и помогло обеспечить их победу в Куликовской битве, переломном моменте в русской истории.

Но Сергия нельзя назвать просто политическим святым. Когда ему предложили возведение в архиерейские (а со временем и в митрополичьи) кафедры, он решительно отказался. Независимо от должности, которую он занимал или предлагал, он продолжал одеваться в самые грубые одежды и усердно выполнял самую черную работу. Его смирение было глубоко укоренено: оно наполняло его молитвы и предрасполагало к видениям. Эти видения были многочисленны и разнообразны. Некоторые из них были сосредоточены на свете или огне, и два из них были связаны с празднованием Евхаристии. Но самым тщательно описанным в житиях Сергия было явление Богородицы, заверившей Сергия, что его обитель находится под Ее непосредственным покровительством.

Подобные видения не имели прецедентов в русской агиографии, и даже где-либо точные параллели найти трудно. Может быть, они являются одними из первых плодов той школы мистической (исихастской) молитвы, которая начинала проникать в Россию с Афонской горы в Греции.

Сергий скончался в 1392 году. Его мощи были выставлены на почитание в 1422 году. Монастырь (вскоре переименованный в Троице-Сергиев монастырь) расширялся и к 1561 году был признан первым среди всех русских монашеских общин. Екатерина Великая конфисковала большую часть его крупных земельных владений, но это была большевистская революция 1917, что бросило вызов самому его существованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *