СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ • Большая российская энциклопедия
Авторы: М. В. Печников; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)
СЕ́РГИЙ РА́ДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей) (сер. 1310-х – нач. 1320-х гг., Ростовское кн-во – 25.9.1392, Троице-Сергиев мон.), основатель и первый игумен Троицкого мон. (см. Троице-Сергиева лавра), святой Рус. православной церкви. Родился в семье обедневших ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся в Радонеж. С детства мечтал стать монахом. После смерти принявших монашество родителей в нач. 1340-х гг. со старшим братом Стефаном на холме Маковец поставил дерев. хижину и ц. Св. Троицы. Стефан, не выдержав тяжести жизни, покинул Маковец, а С. Р., приняв монашество, остался жить в глухом лесу. К нему стали приходить иноки, между 1353 и 1356 он стал игуменом возникшего монастыря. В кон. 1350-х гг. покровителем монастыря стал удельный кн. Владимир Андреевич Храбрый, владевший Радонежской землёй (1372–74).
В 1374 С. Р. по просьбе кн. Владимира посетил Серпухов и благословил основание Высоцкого мон., в том же году в Переяславле крестил сына вел. кн. Дмитрия Ивановича – Юрия. Вероятно, в 1376–77 (по др. данным, в 1354–55 или 1374) в Троицком мон. по грамоте патриарха Константинопольского Филофея и с согласия митрополита Киевского и всея Руси Алексия был введён общежительный устав. Часть монахов выразили недовольство новым уставом, поэтому С. Р. тайно ушёл и на р. Киржач основал обитель в честь Благовещения Богородицы, но вскоре уступил просьбам раскаявшейся братии и вернулся в Троицкий мон.
По благословению С. Р. его племянник Феодор основал Симонов монастырь, ученик Андроник стал игуменом Андроникова монастыря, мн. ученики возглавили др. обители, поэтому С. Р. часто именуется «игуменом земли Русской». Митр. Алексий предлагал ему возглавить Киевскую (Русскую) митрополию после смерти митрополита, но С.
Р. отказался. Благословил кн. Дмитрия Ивановича и рус. войска на битву с ордынской армией Мамая на Куликовом поле в 1380 (по сообщениям летописей, он прислал благословенную грамоту, а согласно «Сказанию о Мамаевом побоище» – князья пришли к нему за благословением).«Сергий Радонежский». Надгробный покров. 1420-е гг. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник.
Был духовным отцом кн. Дмитрия Донского (крестил его сына, свидетельствовал при составлении завещания). В 1385, после московско-рязанской войны, по поручению вел. кн. Дмитрия Ивановича вёл мирные переговоры с вел. кн. рязанским Олегом Ивановичем. Как духовный отец С. Р. 20.5.1389 участвовал в погребении Дмитрия Ивановича в Архангельском соборе Москвы.
В последний год жизни С. Р. поставил игуменом Троицкого мон. Никона. В 1422 были обретены нетленные мощи С. Р. Канонизирован не позднее 1448. Мощи С. Р. находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (вскрыты в 1919, возвращены в лавру в 1946). В лавре хранится дерев. гроб С. Р. (в Успенском соборе), его личные риза, части облачения и сандалии, скарпель (рабочий инструмент) и келейные иконы свт. Николая Чудотворца и Богородицы. Первое Житие С. Р. в кон. 14 – 1-й четв. 15 вв. написал Епифаний Премудрый. В 1440-е гг. Пахомий Серб составил неск. редакций этого Жития, добавив описания посмертных чудес святого.
Дни памяти – 5(18) июля, 25 сент. (8 окт.).
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва «Сергий Радонежский с Житием». Икона мастера круга Дионисия нач. 16 в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва (Москва).
Наиболее раннее изображение С. Р. – на шитом надгробном покрове (1420-е гг., Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник), сохранившее, как принято считать, портретные черты святого. Образ С. Р. появился на иконах, вероятно, вскоре после его кончины, ещё до канонизации. Его изображают старцем с длинной округлой бородой, с непокрытой головой, в монашеском облачении с параманом. После канонизации был создан ряд житийных икон: с поясным изображением С. Р. в среднике для Троицкого собора Троице-Сергиева мон. (мастер круга Дионисия, ок. 1480 или 1492) и с ростовым – для Успенского собора Московского Кремля (кон. 15 – нач. 16 вв., худ. Дионисий, ГТГ; обе – с 19 клеймами Жития) и для Успенского собора Дмитрова (нач. 16 в., мастер круга Дионисия, Центр. музей др.-рус. культуры и иск-ва им. Андрея Рублёва, Москва). Житийные сцены на них соответствуют Житию в редакции Пахомия Серба. Первый пример житийного цикла С. Р. в монументальной живописи, с оригинальной иконографией, – росписи ц. Сергия Радонежского на Архиепископском дворе в Новгороде (не позднее 1463).
В иконописи 16 в. сохранялась схема с 19 клеймами (икона иконописца Евстафия Головкина, находившаяся на гробе С. Р., 1591). В кон. 16 в. создан уникальный по полноте состава цикл житийных иллюстраций – 652 миниатюры рукописи Лицевого жития С. Р. (РНБ). Во 2-й пол. 17 в. появились иконы с большим количеством клейм, основанные на Житии С. Р. в редакции Симона Азарьина и включающие эпизоды осады Троице-Сергиева мон. поляками в 1608–09 (икона кон. 17 в. с 30 клеймами Жития, Центр. музей др.-рус. культуры и иск-ва им. Андрея Рублёва, Москва). Широкое распространение получили небольшие иконы с ростовым или поясным изображением С. Р., которые изначально писали в Троицком мон. Некоторые эпизоды Жития стали основой для самостоят. вариантов: напр., образ «Явление Богородицы с двумя апостолами Сергию Радонежскому» находился на гробе С. Р. ещё в 1446.
В дальнейшем этот сюжет, получивший обиходное назв. «Сергиево видение», многократно повторялся монастырскими художниками в иконах и литографиях. Не ранее 1521 возник иконографич. тип «Господь Вседержитель, с припадающими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским», который иллюстрирует видение слепой старицы Вознесенского мон. в Московском Кремле при нашествии крымского хана Мухаммед-Гирея I. Фреска с таким изображением (кон. 17 – 1-я пол. 18 вв.) находится над воротами Спасской башни Московского Кремля.В рус. иск-ве 19 – нач. 20 вв. образ С. Р. привлекал внимание таких художников, как А. Д. Кившенко, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих. Горельеф А. В. Логановского «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой» (1847–49) украшал первоначальное здание храма Христа Спасителя в Москве (ныне – в некрополе Донского мон. , Москва). Рельефное изображение С. Р. имеется также на памятнике Тысячелетию России в Вел. Новгороде (1862, скульпторы М. О. Микешин, И. Н. Шредер). Во многих городах РФ установлены памятники святому по случаю празднования его 700-летия.
Кем был Сергий Радонежский? — Детская энциклопедия Потому.ру
В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года. Его отец был служилым человеком ростовских удельных князей.
В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении, несмотря на то, что помногу занимался с учителем. Несмотря на откровенное недовольство родителей, учителя и насмешки товарищей, Варфоломей, благодаря терпению и труду, смог ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.
Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана постаревшие родители ушли в Хотьково-Покровский монастырь. После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже жил его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь и вскоре сделался там игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.
Памятник Сергию Радонежскому в Сергиевом ПосадеВысоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.
После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:
«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную… »
25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет были обретены «нетленными» его мощи( останки) В 1452 году он был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Андроников и Симонов в Москве, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский, Высотский и др. ), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.
Сергия Радонежского, Ул. | Encyclopedia.com
гейл
просмотров обновлено
Русский монах и подвижник; б. Ростов, 3 мая 1314 г.; д. Радонеж, Троицкий Сергиев монастырь (под Москвой), 25 сентября 1392 года. Сергий происходил из некогда богатой семьи, и ранние годы его, как пишет его биограф и ученик Епифаний Мудрый, были наполнены чудесными происшествиями. В детстве он прогуливал занятия, вместо того чтобы научиться читать и писать, пока однажды таинственный монах не изменил его жизнь. Затем он начал читать Библию, богослужебные книги и отцов, посещал близлежащие монастыри. Несмотря на стремление к уединению, он
оставался с родителями до их смерти (1334). Он удалился в Радонежский лес (1336 г.), стал священником и построил часовню в честь Троицы, ставшую к 1354 г. монастырским центром (троицкой лаврой) по просьбе Константинопольского патриарха. Строгий с самим собой, Сергий проявил великое человеколюбие к другим и в смирении отказался от Московской Патриархии (1378).
Его репутация святости, основанная на чудесах и видениях, которые ему приписывались, сделала его Троицкий монастырь центром религиозного притяжения для всех россиян. Он отправился с мирными миссиями к различным русским князьям в надежде укрепить русскую гегемонию под властью Московского княжества против разрушительных действий татар. По его совету князь Димитрий решил отразить нападение монголов в 1380 году. Хотя Сергий не оставил литературного наследия, его ученики основали множество монастырей и распространили его учение таким образом, что его Троицкий монастырь стал главным влиянием на русскую духовность.
Праздник: 25 сентября.
Библиография: Житие Епифания Мудрого в Памятники древней литературы 58 (Санкт-Петербург 1885). н. Зернов, Преподобный Сергий Строитель России (Общество распространения христианских знаний; Лондон, 1939). п. kovalevsky, Saint Serge et laspiritéité russe (Париж, 1958). л. Мюллер, Die Religion in Geschichte und Gegenwart , 7 т. (3-е изд. Тюбинген, 1957–65) 5: 1712–13. с. Стасевский, Lexikon für Theologie und Kirche , изд. Дж. Хофер и К. Ранер, 10 т. (2д, новое изд. Фрайбург, 1957–65) 9:689. я. kologriwof, Das andere Russland (Мюнхен, 1958) 93–123. я. smolitsch, Russisches Mönchtum (Вюрцбург, 1953). е. benz, Russische Heiligenlegenden (Цюрих, 1953) 292–362.
[стр. roche]
Новая католическая энциклопедия
Подробнее Из encyclopedia.com
Русские американцы , Для получения дополнительной информации об истории и культуре России см. Том. 4: русские. Термин «русские американцы» несколько сбивает с толку, поскольку может употребляться в… Русский язык, русский язык, называемый также великорусским, входит в восточнославянскую группу славянского подсемейства индоевропейской семьи языков (см. Сл… Фольклор , Фольклор сыграл огромную роль в жизни русского народа и оказал значительное влияние на литературу, музыку, танец и др.… Василий Осипович Ключевский , КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ (1841–1919 гг.11), выдающийся русский историк. Василий Ключевский родился в семье священника Пензенской губернии. В… Александр Николаевич Островский , ОСТРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1823–1886), драматург и защитник прав драматургов. Александр Николаевич Островский написал и соавтор с… Георгий Валентинович Плеханов , Георгий Валентинович Плеханов Георгий Валентинович Плеханов Русский революционер и социальный философ Георгий Валентинович Плеханов (1856-1…9).0003
Об этой статье
Обновлено Облизости Encyclopedia.com Содержание ПЕЧАТНАЯ СТАТЬЯ
Вы также можете как
Рядом срока. II, Папа
Сергий II, Патриарх Константинопольский
Сергий I, Папа, св.0003
Sergio Lapel’s Drawing Blood
Sergio
Sergii of Radonezh
Sergii
Serghi (Marcoff), Cella
Sergent, Edmond
Sergent, Bernard 1946-
Sergei, Patriarch
Sergei, Ivan 1972–
Прокофьев Сергей Сергеевич
Четвериков Сергей Сергеевич
Новиков Сергей Петрович
Сергей
сержант
Сержант по оружию Шоу, Патрик Майкл
Сержант по оружию Хамфрис, полковник Лантони Артур, К. Д.
Sergius of Radonezh, St.
Sergius of Resaina
Sergius, Patriarch of Moscow
Sergius, St.
Seri
Seri, dan Benaya
seria
serial access
serial adder
Последовательная и параллельная передача
Последовательная арифметика
Последовательный бомбардировщик
Последовательная корреляция
Серийная гомология
Serial IDE
Серийный на параллельном выпуске
Serial in Serial Out
Серийный вход/выход
Серийный график
Serial Killer
Serial Killing
Serials Serials. Мамасерийный единобрачий
серийный номер
Сергий Радонежский | Encyclopedia.com
просмотров обновлено
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1322?–1392) был русским православным монашеским святым и основателем Троице-Сергиевского монастыря (в современном Сергиевом Посаде). Жизнь Сергия известна в основном из двух агиографических свидетельств XV века, дополненных русскими средневековыми летописями. Сам Сергей ничего не писал.
Сергий (в светской жизни известный как Варфоломей) родился в Ростовском княжестве, но рано переехал с семьей в московское село Радонеж. В поисках подвижнической жизни он уговорил своего уже постриженного брата Стефана отправиться с ним в окрестные леса. Тяжесть их отшельнической жизни заставила Стивена уйти в течение года. Последующие два-три года (ок. 1345–1348) Сергий испытывал свое призвание в одиночестве. Однако весть об отшельнике распространилась, и он привлек компанию независимых монахов к деревянной Троицкой церкви, которую он воздвиг со своим братом. Около 1353 года Сергий принял игуменство и священство.
Вскоре Сергий получил грамоту Константинопольского патриарха с призывом установить общинное правило и таким образом преобразовать идиоритмический монастырь в общежительный. Хотя монастырь Сергия, возможно, не был первым русским монастырем раннемосковского периода, принявшим такое преобразование (ок. 1356 г.), он должен был оказать на это наибольшее влияние. Он послужил образцом (и отцами-основателями) для тридцати таких монастырей при жизни Сергия и, возможно, в пять раз больше к середине следующего века.
Установление общинной жизни в Троицком монастыре способствовало не только его духовному, но и хозяйственному развитию; быть может, поэтому Московское государство выступало и покровителем Сергия, и его клиентом. Считалось, что духовный авторитет Сергия подходит для выполнения нескольких сложных дипломатических задач. Благословение, которое он дал великому князю Дмитрию (1380 г.) на выступление против монгольской орды, послужило жизненно важным толчком для московских войск и помогло обеспечить их победу в Куликовской битве, переломном моменте в русской истории.
Но Сергия нельзя назвать просто политическим святым. Когда ему предложили возведение в архиерейские (а со временем и в митрополичьи) кафедры, он решительно отказался. Независимо от должности, которую он занимал или предлагал, он продолжал одеваться в самые грубые одежды и усердно выполнял самую черную работу. Его смирение было глубоко укоренено: оно наполняло его молитвы и предрасполагало к видениям. Эти видения были многочисленны и разнообразны. Некоторые из них были сосредоточены на свете или огне, и два из них были связаны с празднованием Евхаристии. Но самым тщательно описанным в житиях Сергия было явление Богородицы, заверившей Сергия, что его обитель находится под Ее непосредственным покровительством.
Подобные видения не имели прецедентов в русской агиографии, и даже где-либо точные параллели найти трудно. Может быть, они являются одними из первых плодов той школы мистической (исихастской) молитвы, которая начинала проникать в Россию с Афонской горы в Греции.
Сергий скончался в 1392 году. Его мощи были выставлены на почитание в 1422 году. Монастырь (вскоре переименованный в Троице-Сергиев монастырь) расширялся и к 1561 году был признан первым среди всех русских монашеских общин. Екатерина Великая конфисковала большую часть его крупных земельных владений, но это была большевистская революция 1917, что бросило вызов самому его существованию.