история, песни, традиции терского казачьего войска
О кубанских и донских казаках нам известно, прежде всего, по произведениям культуры и искусства. А вот кто такие терские казаки? Этот вопрос у многих вызовет затруднение. Но вспомните рассказы Льва Толстого и других русских писателей, служивших на Кавказе. Нередко там упоминаются казачьи разъезды и заставы. Вряд ли в этой роли можно представить донцов или кубанцев, это была прерогатива именно терских казаков. Однако не только Кавказская война стала для них возможностью отличиться и послужить России.
История происхождения терского казачества
После того как Иван Грозный завоевал Астрахань, русские люди начали продвигаться на Кавказ. И выяснилось, что здесь уже живут их соотечественники. На берегах Аграханского залива и реки Сунжи на тот момент расселялись люди, чей субэтнос несколько позже назовут терскими казаками. По мнению исследователей, они являлись наследниками волжских ушкуйников, путешествовавших во времена Средневековья по Каспию.
Воевода Плещеев привел за собой на Терек в 1563 году волжских казаков. А через четыре года здесь же, на Тереке, был построен знаменитый Терский город. Он стал форпостом дальнейшего проникновения Руси на Кавказ. Город был уничтожен турками, но вновь отстроен спустя 10 лет. Эта дата (1577 год) стала точкой отсчета для терского казачества – оно ведет свое старшинство именно от нее.
К XVII веку терские казаки имели несколько своих городов: на Сунже и Тереке было поставлено четыре поселения. Постепенно войска их углублялись в Кабарду и помогали местному населению отбиваться от ногайцев и кумыков. Те казаки, которые расселились вдоль Терского хребта, начали со временем называться гребенскими (ведь они жили как бы на гребне).
XVIII век стал для казачества знаковым. В этот период они не только начали расселяться по нижнему течению Терека, но и принимали участие в Хивинском походе. Одна за другой строились станицы. Так, в 1735 году был заложен Кизляр, в 1763-м поставлено военное укрепление, которое позже стало городом Моздоком, а в 1784 году – Владикавказ.
В это столетие было окончательно сформировано Гребенское казачье войско, которое в 1776 году вместе с несколькими другими объединениями преобразовалось в Астраханское. К 1786 году образовалось Кавказское линейное войско, состоящее из Терского-Семейного, Гребенского, Волгского, Терского войска.
Казаки-кавказцы принимали активнейшее участие во всех событиях, происходивших в этом регионе. Так, в 1768 году Россия вступила в войну с Османской империей. Моздокскую линию обороняли представители Терского казачьего войска, они же отражали нападения горцев и турок на станицы. На страницы истории вписана оборона станицы Наурской в 1774 году. Большая часть казаков этого поселения была в походе, так что сражаться со штурмующими выпало, в основном, женщинам и старикам. Атака кавалерии с однаженными наголо шашками вселяла настоящих ужас на обороняющихся. Несмотря на малочисленность жителей, они смогли отстоять станицу, а со стороны неприятеля потери составили около 800 человек.
Кавказская война 19-го столетия также проходила с активным участием терского казачества.
За подвиги в этой военной кампании нескольким казачьим полкам император пожаловал Георгиевские знамена. Участвовали казаки и в Первой мировой войне.
К началу ХХ века было сформировано 12 терских полков, в том числе:
- три Кизлярско-Гребенских;
- три Горско-Моздокских;
- три Волгских;
- три Сунженско-Владикавказских.
Имелись также две казачьи батареи, представляющие собой артиллерийские части. После революции большевики начали административный передел территорий. В результате Терские земли были сформированы в Горскую АССР, а казакам сделали предложение о дислокации в Сунженском округе. Впрочем, впоследствии он также был упразднен.
Форма одежды и символика терцев
На протяжении всей своей истории казачество не только мирно уживалось с местным кавказским населением, но и многое переняло. Особенно это отразилось на форме терских казаков. Основным предметом одежды здесь традиционно считается черкеска и бешмет. В некоторых казачьих станицах использовались наряды и костюмы, в которых наблюдались явно азиатские мотивы.
Папахи терцев – это не только знак отличия, но и символ казачьей чести. Традиционно этот головной убор изготавливался из овчины, а вот форма его могла быть какой угодно. У каждого казака было в запасе несколько папах на разные случаи жизни, вплоть до похорон. Еще один неотъемлимый атрибут — газыри. Даже после появления патронов и исчезновения необходимости, было принято иметь их нагруди слева и справа в ряд по 10 штук.
Официальные цвета терского казачества – синий и черный. Даже флаг терского казачьего войска является синим, по которому проходит серебряная вышивка. В качестве изображений использовались либо имперский орел, либо Спас Нерукотворный.
Культура и песни терских казаков
Уникальным явлением можно назвать песни терских казаков. Дело в том, что в них интереснейшим образом соединились традиционные русские мотивы с горским интонационным строем. В свое время казаки принесли с собой песенное наследие с Волги и Дона. Эти песни попадали сюда и с новыми переселенцами, которые приезжали на Кавказ служить и оставались здесь навсегда.
Здесь выделяется традиция так называемой исторической песни, которая стала ярким атрибутом любого казачьего праздника.
Исторические песни представлены в широком репертуаре. Слушателям предлагаются рассказы об атаманах, целые повествования о знаменитых героях (таких, как Ермак). Существует много песен, где речь ведется как от лица отдельного человека, так и целого казачьего отряда или полка. В подобных сочинениях присутствуют размышления о жизни, возможной предстоящей смерти в бою. Чаще всего, такие произведения проникнуты патриотизмом и готовностью сложить голову за страну. В них по-своему отражена вся история терского казачества, его мировоззрение.
Как правило, песни исполняются многоголосным способом. Здесь тоже наблюдается связь между традициями казаков-походников и горских воинов. Преобладание низких мужских голосов эффектно оттеняется одноголосным дискантным сопровождением.
В танцах терских казаков также прослеживаются кавказские обычаи. Например, знаменитая казачья песня «Ойся» исполняется терцами зачастую под местную лезгинку. Практически ни один праздник у казаков-терцев не может обойтись без музыкального сопровождения и танцев с бубнами и барабанами. При этом, исполняются не только горские, то и традиционные русские казачьи пляски.
Обычаи и традиции терских казаков
Как и все казачьи субэтносы, терцы имеют свои укоренившиеся традиции. Где бы ни жили терские казаки, они исповедуют христианскую религию, поддерживают правила уважения к старшим. Быт терцев начинается с домостроения. В постройке нового дома в старину принимала участие вся станица, да и сегодня соседи активно помогают застройщикам.
В казацкой среде долгое время (начиная со второй половины 19 века) бытовала традиция оформления фотографиями домашних интерьеров. Из развешанных по стенам дома семейных фотоснимков составлялись целые стенды.
Наряду с основными станичными праздниками (Рождество, свадьбы и так далее) у терцев существовал и обычай проводов казаков на службу.
Он становился настоящим праздником, на котором гуляло все поселение. Свадьбы же, как правило, праздновались осенью либо зимой, когда заканчивались заботы об уборке урожая. Кстати, община могла вмешаться вопросы брака. Она не только определяла возраст, когда можно было жениться, но и могла воспрепятствовать уходу девушки-казачки в другую станицу, если в ее родной оставались вдовые и неженатые мужчины. В целом, быт терских казаков можно назвать разумно-домостроевским.
По страницам истории терских казаков
Главная » НОВОСТИ » Общество » По страницам истории терских казаков
28.08.2017 15:58
- возрождение
- гребенцы
- история
- казачество
- Терек
- теркские казаки
- ЧР
Мало кто знает, что терское казачество является одним из старейших среди казачьих военных формирований России. Терские казаки или гребенцы – это казаки, которые проживают вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума и Покумо на Северном Кавказе.
Терское казачье войско является третьим по старшинству среди всех казачьих войск, и основной штаб терских казаков находится в городе Владикавказе. На территории терского казачьего войска проживают гребенцы, низовые терцы, аграханцы, терцы-семейцы, кизлярцы, волгцы, моздокцы, владикавказцы и сунженцы.
Фото с сайта Bivouac.ru
Когда в районе реки Терек появились первые поселенцы-казаки — неизвестно. Официальная дата начала истории терского казачества — 1577 год. В 1588 году Российские власти заложили город в устье реки Терек, который просуществовал 100 лет.
Согласно истории терских казаков, их зависимость от российской власти оставалась «прозрачной». Воеводы продолжали привлекать казаков для выполнения разведки или охраны. В переводе с тюркского языка слова «казак» переводится как «вольный» и на протяжении всей истории терских казаков, они не раз доказывали, что они свободный народ. Казаки несли добровольную службу, однако постепенно всё большее и большее количество терских казаков поступали на службу к царю.
Гребенское войско обеспечило России 1000 воинов, половина которых состояли на жаловании, а другая половина несла службу бесплатно.
В XVII веке начинается глобальное переселение терских казаков на другой берег Терека. Российские власти не были довольны тем, что казаки принимают беглых крестьян и поэтому настояли на том, чтобы терские казаки переселились на левый берег реки. Казакам пришлось основать несколько крупных городов. В 1721 году гребенское войско приняло присягу верности Военной коллегии, и было включено в состав вооружённых сил России. В 1723 году была заложена первая крепость Святой Крест, на территории которой проживало 1000 семей терских казаков. В 1860 году Кавказское линейное казачье войско было упразднено и было переименовано в Терское казачье войско. Тогда количество казачьих войск Российской империи было увеличено. Стоит заметить, что казачьи войска Российской империи были очень хорошо подготовлены и принимали участие во всех сражениях с неприятелем.
Быт терских казаков складывался под влиянием чеченцев, ингушей, кабардинцев и кумыков.
Согласно обычаям терских казаков, в каждом городском доме имелся свой собственный арсенал оружия. Оружие являлось неотъемлемой частью любого терского казака. Казаки высоко ценили умение чеченцев изготавливать оружие, а шашка также была неотъемлемой частью жизни казака. Терская шашка и по сей день является частью парадной одежды казаков. По обычаям терских казаков, мужчины носили кавказскую бурку, бешмет, папаху, башлык и черкеску. Терские казачки осваивали горскую одежду, однако с течением времени они стали перенимать стиль одежды у русских.
Терские казаки и чеченцы осуществляли постоянный культурный обмен.
В 1921 году в была образована Горская АССР со столицей во Владикавказе. Казачьему населению Горской АССР была выделена ограниченная автономия — Сунженский казачий округ c центром в станице Слепцовская. После упразднения Горской АССР в 1924 году казачий округ вошел в Северо-Кавказский край, однако в 1929 году округ вошел в состав Чечни, реорганизованной в 1934 году в Чечено-Ингушетию сначала на правах автономной области, а затем и республики. В упразднении казачьей автономии сыграла свою роль политика коллективизации, поскольку казаки воспринимались советской властью как кулаки.
С 2005 года, происходит возрождение терского казачества.
На сегодняшний день терское казачество постоянно развивается благодаря многочисленным мероприятиям, которые постоянно организовываются терским казачьим обществом.
Использована информация из открытых источников
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА «Грозный-информ» обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Новости СМИ2
Также в разделе «Общество»:
- 26.05.2023 / 22.08
- В ЧР планируют в 2024 году начать строительство битумного завода
- 26.05.2023 / 20.20
- Кадыров рассказал о гуманитарной помощи беженцам мусульманам-рохинджа из Мьянмы
- 26.05.2023 / 20.09
- В ЧР коммунальные платежи семей погибших на СВО бойцов будет оплачивать государство
- 26.05.2023 / 17.27
- М. Солтаев: Силовые структуры Москвы не преследуют чеченцев по национальной или религиозной принадлежности
- 26.
05.2023 / 17.23 - Жители Грозного смогут выбрать общественные территории для благоустройства в 2024 году
терских казаков испытывают внутренние трудности и недоверие правительства
Публикация: Eurasia Daily Monitor Том: 12 Выпуск: 30
18 февраля 2015 г., 19:01 Возраст: 8 лет
(Источник: vestnikkavkaza.net)
Терское казачье войско переживает кризис, так как казаки и российские власти не могут найти кандидата на руководящую должность в организации, который удовлетворил бы обе стороны. Первоначальный план провести выборы нового атамана (казачьего атамана) в феврале провалился, и ближайшая возможная дата выборов была перенесена на апрель. Сообщалось, что терские казаки «предлагали явно непроходимых кандидатов», в то время как власти также воздерживались от принуждения казаков к избранию кандидата без их одобрения (Kavpolit.com, 12 февраля).
Предвыборный митинг терских казаков был запланирован во Владикавказе, Северная Осетия, на 21 февраля.
Трое из четырех кандидатов на должность атамана были выходцами из ставропольских казаков и один из кизлярских казаков. После избрания кандидатов терским казачеством их делопроизводство передается в Совет по делам казаков при президенте РФ и администрацию Северо-Кавказского федерального округа. После официального одобрения кандидаты переходят к третьему этапу, на котором один из них избирается атаманом Терского казачьего войска (Terkv.ru, по состоянию на 18 февраля).
Терское казачье войско является квазигосударственной организацией, потому что оно является частью так называемого «реестрового казачества». «Реестровые казаки» официально состоят на государственном довольствии и выполняют государственные заказы, в том числе участвуют во многих локальных войнах на постсоветском пространстве. Так называемые «вольные казаки» имеют менее прямую аффилированность с государством, что позволяет им поднимать казачьи вопросы, которые не одобряет правительство в Москве или правительствах регионов, например, реабилитацию казачества.
Вопрос казачьей идентичности стоит сегодня особенно остро. Общеизвестно, что многие терские казаки и их соседи с запада кубанские казаки являются предками этнических украинцев. Родным казачьим языком считается ломаный украинский, который также называют «мова». Таким образом, признание казаков отдельной нацией противоречило бы всей российской официальной парадигме «единой русской нации», которая якобы включает в себя не только этнических русских, но также этнических украинцев и этнических белорусов (Kremlin.
ru, 27 июля 2013 г.). В этом грандиозном видении Русского мира («Русский мир») казаки не могут считаться ничем иным, как московскими прихвостнями, выполняющими правительственные заказы. Проблема такого подхода, однако, видится в том, что казаки также перестают быть сплоченной силой в обществе и либо саботируют приказы правительства, либо не могут их выполнять из-за отсутствия идентичности.
Один из кандидатов в атаманы Терского казачьего войска, Николай Спирин, казачий лидер из Кизляра, Дагестан, по сообщениям, подал в отставку вскоре после того, как его выдвинули кандидатом на выборах. Спирин был замешан в фальсификации деятельности казаков в Дагестане, представив на бумаге большой казачий отряд, имея в наличии всего около 50 человек. Не была использована квота на поступление 100 молодых казаков в дагестанские вузы и не была реализована большая республиканская государственная программа поддержки казачества в республике. Казаки в Чечне в значительной степени являются «декоративными» сообществами, учитывая, что казачьи станицы совсем недавно утратили свое казачье население и по сути стали чеченскими станицами.
Немногочисленные казаки, оставшиеся в Чечне, все чаще покидают республику навсегда, несмотря на значительные усилия республиканского правительства по сохранению казачьего населения. Даже сердце Терского казачьего войска, Ставропольский край, переживает свои проблемы. Коррупция и другие криминальные скандалы коснулись ставропольских казаков (Kavpolit.com, 12 февраля). Местное казачье руководство также было причастно к вопиющему убийству мужчины в больнице города Минеральные Воды в сентябре 2014 г. (сайт «Аиф.ру», 30 сентября 2014 г.).
Недавние скандалы вокруг казачьих организаций стали поводом для более тщательного изучения деятельности терских казаков российским правительством. Кроме того, на фоне падения доходов правительство может планировать сокращение поддержки казаков. Реестровые казаки говорят, что сами до конца не понимают, чего от них хочет власть. В то время как Москва использовала казаков во время войн с Чечней и в региональных конфликтах на постсоветском пространстве, казаки сейчас, похоже, неуместны, по крайней мере, в некоторых регионах.
Москва вырастила новое поколение региональных диктаторов, таких как чеченский лидер Рамзан Кадыров, которые не в состоянии делить власть с казаками. В то же время Москва не желает укреплять казачью идентичность, признавая их отдельным этносом. Учитывая нынешнюю де-факто российско-украинскую войну, такое признание особенно опасно для планов Москвы, потому что казачья этническая принадлежность на Северном Кавказе будет иметь поразительное сходство с этническими украинцами.
Россия: Терские казаки: им грозит преследование?
Запрос:
Сведения о терских казаках
Терским казакам грозит преследование в России?
Фон
Большинство историков возводят происхождение казаков к крепостным переселенцам, которые в 14 и 15 вв. Название казак происходит от турецкого слова казак , что означает «свободный человек». «Изначально казаки были свободными наемниками, которые проживали на ничейной земле. Со временем они стали частью нерегулярных вооруженных сил России с основной целью защиты окраин России.
Таким образом, они были идентифицированы по месту их проживания». ( Энциклопедия мировых культур , 1992, 103).
Терские казаки считаются ответвлением донских казаков и, как и донцы, имеют русское или украинское происхождение. Однако важно отметить, что сегодня многие этнические русские «перешли» к казачьему образу жизни, не будучи прямыми потомками старых казачьих войск (McAuley, 19).97, 171). Далее, в то время как большинство казаков в 19 веке были либо русскими православными, либо старообрядцами (более ранняя форма русского православия), казаки сегодня вообще не исповедуют никакой религии, хотя большинство все еще считают себя христианами ( Энциклопедия Мировые культуры , 1992, 107).
19
-й и 20 -й Век Казаки обычно считались верными царю и использовались как особая военная или полицейская сила для подавления внутренних беспорядков. В конце 19 в.-й -й век, царское правительство России использовало казачьи войска для погромов евреев; многие казаки сегодня все еще имеют репутацию антисемитских убеждений (Conflict Studies Research, 1997, 15).
Во время русской революции казаки перешли на сторону белых армий; в результате, когда к власти пришли большевики, они добились суровой расплаты. «Репрессии против казачества начались в 1919 году, пострадало около 1 250 000 человек. Их имущество и скот были конфискованы, а их учреждения, законы и обычаи упразднены. 19 апреляТолько 21 марта с Северного Кавказа было насильственно депортировано 70 000 казаков. К концу 1920-х годов казачьи братства прекратили свое существование» (Тишков, 1997, 36).
Казачье культурно-политическое возрождение
В последние годы существования СССР казачьи организации пережили резкое возрождение. Первоначально цели обновленных казачьих объединений носили культурно-исторический характер — возрождение казачьих традиций и пропаганда исторической достоверности казачьего быта. Однако в 1991 г., вызванные убийством пятерых казаков на Северном Кавказе, казаки оказались вовлеченными в политику и вооруженные конфликты (Encarta, 1993, 2). В том же году Закон о репрессированных народах 1991 г.
, который предусматривал предоставление территориальных и иных компенсаций репрессированным большевиками этническим группам, распространялся на казаков.
Сегодня казаки получили статус этнической группы от президента Бориса Ельцина и вновь взяли на себя роль протектората российских границ. Кроме того, несмотря на обширные споры, Ельцин также согласился вооружить казачьи отряды, чтобы защитить этнических русских от репрессий и помочь стабилизировать ситуацию на Северном Кавказе, например в Чечне.
В связи с тем, что несколько казачьих объединений (в частности, Донское, но в меньшей степени Терское) заняли более радикальные националистические взгляды, многие политики и правозащитники обеспокоены последствиями деятельности вооруженных казачьих отрядов. «Мобилизация», проводимая казаками в приграничных районах, где проживает большое неславянское население, могла фактически спровоцировать гражданскую войну, а не уменьшить конфликт в этом районе. В статье «Конфликты на Северном Кавказе» Сванте Э.
Корнелл утверждает:
«Недавние обсуждения в Москве полуофициального статуса казачьих военизированных формирований вызвали сильный протест со стороны мусульманской части населения. Однако очевидно, что российское правительство возвращается к своей традиционной политике использования казаков в качестве инструмента. и союзник на Северном Кавказе. В 1993 году некоторые казачьи части были включены в состав вооруженных сил России. В том же году напряженность в Карачаево-Черкесии возросла, поскольку казаков обвиняли в том, что туши свиней подбрасывали в мечети». (Корнелл, 1998, 422).
Согласно отчетам по правам человека, казаки регулярно преследуют нерусских, таких как армян и чеченцев, проживающих на юге России, и власти мало что делают для сдерживания агрессивного поведения казаков (Кричевский, 1997, 1).
Заключение
Очевидно, казакам пришлось столкнуться с масштабными репрессиями и гонениями в начале 20 го века. Однако в конце 20 века, казалось бы, некоторые казаки скорее могут оказаться в роли гонителей, чем гонимых.
Тем не менее потомки казаков (не причастные к националистическому казачьему движению) могут столкнуться с негативной реакцией неславян на Кавказе.
На самом деле, после того как атаман (предводитель) Великого Войска Донского предложил переименовать Союз казаков в Союз казачьих войск, руководитель Всероссийской казачьей группы Евгений Мартынов отметил, что «название «армия» будут наши похороны!» В отличие от других казачьих лидеров и ассоциаций, Мартынов призвал казачьи группы сосредоточиться на возрождении казачьей культуры и создании гражданских организаций, а не армий. Однако многие казаки по происхождению, не участвующие в казачьем движении, бежали с Кавказа в районы с более однородным, этнически русским населением, чтобы избежать возможной ответной реакции (Маштакова, 19).96, 2).
Этот ответ был подготовлен после изучения общедоступной информации, доступной в настоящее время для RIC и в Интернете.
Каталожные номера
Исследовательский центр конфликтологии: «Продолжающийся спор».

05.2023 / 17.23