Эллинизм кратко: Эллинизм. Кратко история Древнего мира

Содержание

ЭЛЛИНИЗМ | Энциклопедия Кругосвет

ЭЛЛИНИЗМ общепринятое определение в современной историографии этапа развития стран Восточного Средиземноморья после завоевательных походов Александра Македонского (334–323 до н.э.) вплоть до завоевания Египта Птолемеев римлянами в 30 до н.э. Глагол hellenizein в основном своем значении означал просто «говорить по-гречески». Впервые термин был введен в научный обиход во второй четверти 19 в. немецким ученым-историком И.Г.Дройзеном (см. также ДРОЙЗЕН, ИОГАНН ГУСТАВ).

Огромная империя Александра Македонского, включавшая в себя обширные территории Балканского полуострова, острова Эгейского моря, Египет, Переднюю Азию, часть южных районов Средней Азии и часть Центральной Азии до нижнего Инда, после смерти Александра, не оставившего прямого наследника, в результате длительных и ожесточенных войн диадохов распалась на ряд отдельных государств под властью Антигона, Птолемея, Селевка, и др.

См. также АНТИГОНИДОВ ДИНАСТИЯ; ПТОЛЕМЕИ; СЕЛЕВКИДЫ.

Началась невиданная по своим масштабам колонизация Востока населением греческих полисов Македонии, Греции, Иллирии, Фракии, островов Эгейского архипелага. Колонизация происходила в традиционной греческой форме – основывались новые полисы и поселения военных колонистов. На завоеванных территориях Востока греки и македоняне внедряли свои государственные и правовые нормы, принесли свои производственные, ремесленные и сельскохозяйственные навыки, а так же свою религию и культуру.

Однако греческие колонисты вынуждены были приспосабливаться к существующим на Востоке социально-экономическим реалиям и ко всему жизненному укладу. Впрочем, экономическая, политическая и полисная структура греков, а так же античные формы рабства сравнительно быстро привились на оккупированных территориях. В свою очередь, завоеватели многое переняли из общественно-политической практики и идеологии завоеванных государств.

Таким образом постепенно исчезало резкое различие двух типов рабовладельческих государств – греческого античного полиса и восточной деспотии.

Впоследствии во всех эллинистических государствах Востока термин «эллин» утратил свой этнический смысл и стал применяться ко всем привилегированным слоям общества – эллинизированной знати и жречества в противовес разноплеменным эксплуатируемым массам.

Непрерывные войны той эпохи породили возникновение массового обращения людей в рабство, возникли крупные рабовладельческие рынки, процветало пиратство.

Установление господства колонизаторов в эллинистических государствах дало толчок для экономического развития Восточного Средиземноморья: совершенствовались орудия труда для сельского хозяйства; развивалось виноделие, садоводство и скотоводство; возникали новые ремесленные центры по обработке кожи, изготовлению тканей, металлов, керамики, ювелирных изделий; совершенствовалось строительство; развивались новые военные технологии, более совершенный военный и торговый флот.

В эллинистических государствах бурно развивалась торговые отношения. Возникли новые крупнейшие политические и торговые центры – египетская Александрия, сирийская Антиохия, Селевкия на Тигре, Пергам, Коринф, Родос и т.д.

Установилось регулярное морское сообщение между Македонией, Грецией, Малой Азией (современная Турция), Сирией, Египтом. Появились торговые пути по Красному морю, Персидскому заливу до самой Индии. Впоследствии торговля распространилась на Рим, Карфаген, Причерноморье. Развивалась эллинистическая архитектура и изобразительное искусство (храм Зевса Олимпийского в Афинах, Александрийский маяк, скульптурные изваяния греческого классицизма – Венера Милосская, Ника Самофракийская и др.).

На эпоху эллинизма приходится расцвет греческой математики (Евклид, Архимед, Эрастофен, Диофант) и философов (Платон, Аристотель, Пиррон, Эпикур, Демокрит, см. раздел Эллинистическая философия в ст. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ).

Огромное влияние эллинизм оказал на могущественных и непримиримых соперников за влияние в западном Средиземноморье – Рим и Карфаген. После Пунических войн и падения Карфагена, экспансия Рима была направлена на восток. В результате длительного противостояния (II–I вв. до н.э.) практически все эллинистические государства Восточного Средиземноморья вошли в состав Римской империи. Концом эллинизма считается завоевание римским императором Октавианом Августом Египта Птолемеев в 30 до н.э. и гибелью последней правительницы Египта Клеопатры, покончившей жизнь самоубийством в Александрийском дворце. См. также АВГУСТ.

На смену эллинизму пришла новая длительная эпоха гегемонии великой средиземноморской римской цивилизации.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»

Какой римский политик каждую свою речь в сенате заканчивал словами «Карфаген должен быть разрушен»?

Эллинизм [Эллинистический период] — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Эллинистические государства

После смерти Александра Македонского его огромная империя распалась на не­сколько царств, во главе которых стояли диадохи (преемники), осно­вавшие собственные династии. Эти государства, сформировавшиеся на развалинах империи Александра, получили название эллинисти­ческих, а период истории Древней Греции и Ближнего Востока от во­царения Александра Македонского до конца I в. до н. э. — эллинисти­ческого.

Заселение Востока

После походов Александра Македонского на завоёванные тер­ритории стали переселяться греки и македоняне, которые рассчи­тывали стать состоятельными крестьянами, ремесленниками, мо­ряками или воинами-наёмниками, надеялись получить от царей плодородные земли, захватить пленников и богатства. На Востоке возникало множество новых военных поселений, деревень и го­родов.

Архитектура эллинизма

Градостроительство

Основанные царями города возводились с учётом новых прин­ципов градостроительства, разработанных архитектором Гипподамом, жившим ещё в V в. до н. э.: они получали правильную плани­ровку, делились на кварталы, имели удобные широкие улицы и до­роги. В новых городах строились храмы, гимнасии, театры, стадионы, проводились водопроводы, для защиты от врагов возво­дились крепостные стены и ворота. Приморские города обзаводи­лись удобными портовыми сооружениями для развития морской торговли. Многие города назывались в честь царей — Птолемаида в Египте, Антиохия и Селевкия в Сирии, Атталия в Пергамском царстве. Во всех новых, а также старых городах успешно развива­лось ремесленное производство, судостроение, строительство, тор­говля. Города привлекали не только греков и македонян, но и пред­ставителей местных народов — египтян, сирийцев, персов.

Строительство

Заметных успехов достигло строительство: появились грандиозные сооружения, которые требовали сложных архитектурных решений и строи­тельных технологий. Среди таких знаменитых построек выделя­ются маяк в Александрии высотой 120 метров, алтарь бога Зевса в Пергаме.

Хозяйство эллинизма

В эллинистических государствах наметились определённые сдвиги в развитии хозяйственной жизни — на Востоке более ши­роко распространялись товарно-денежные отношения, развива­лась торговля, новые ремесленные технологии.

Культура эллинизма

В эллинистический период изменилось само общество. Многие представители восточных народов восприняли культуру и тради­ции греков, их образ жизни, религию. Особенно активно протека­ла эллинизация в среде местной восточной знати. В городах дети из аристократических семей проходили воспитание и обучение в со­ответствии с греческими традициями, усваивали греческий язык и античную культуру. Значительная часть восточной знати вошла в состав господствующей части общества и заняла важные должно­сти на государственной, военной или храмовой службе. В свою оче­редь, греки также испытывали влияние местных восточных традиций и культуры. Особенно заметным такое влияние оказалось в по­вседневной жизни, быту и религии. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Важным явлением в религиозной жизни эллинистических госу­дарств стало культовое почитание царей: царям при жизни оказы­вались божественные почести, в их честь устраивались религиоз­ные празднества, торжественные процессии, жертвоприношения, строились храмы и алтари. Цари получали от греков культовые имена Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель), Теос (Бог) и др.

Окончание эллинизма

Между эллинистическими государствами складывались сложные отношения, нередко вспыхивали войны. Во II—I вв. до н. э. эллини­стические страны переживали внутренний кризис, который выра­зился в ослаблении власти, внутренних раздорах, обострении социальных противоречий. Этим воспользовалась Римская респуб­лика, которая постепенно завоевала эллинистические государства, присоединив их к своим владениям.

Картинки (фото, рисунки)

  • Распад державы Александра Македонского
  • jpg»>
    Пергамский алтарь. Фрагмент
Вопросы к этой статье:
  • В чём своеобразие и достижения эллинистического периода истории Древней Греции и Ближнего Востока?

Суть эллинизма | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Эллинистический период (IV в. — 146 г. до н. э.)

Легенда гласит, что когда Александр Македонский умирал, друзья его спро­сили, кому он оставляет царство. На что он ответил: «Самому лучшему, — и при­бавил, — вижу, что будет большая борьба над моей могилой». Предсказание пол­ностью сбылось: началась жестокая борьба между ближайшими соратниками царя за престол. Огромная империя Александра была поделена между полко­водцами. В итоге образовалось пять государств: Македонское царство, в кото­рое вошла и Греция, Пергамское и Греко-Бактрийское царства, огромное госу­дарство Селевкидов, а также Египет. Правителями этих государств стали бывшие соратники и полководцы Александра — диадохи — или их потомки — эпигоны.

Диадохи — полководцы Александра Македонского, между которыми после его смерти шла борьба за власть.

Эпигоны — потомки полководцев Александра Македонского: в III в. до н. э. — сыновья героев, борцов за власть.

Эллины Птолемей, Деметрий, Кассандр, Лисимах, Антиох, став правителями восточных государств, стремились сохранить связь с родиной, греческой культурой. При их дворах тепло встречали греческих скульпторов, поэтов, философов. Греческие крестья­не, ремесленники и купцы заселяли восточные земли. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Это создавало условия для продвижения на восток культуры Эллады. Начался процесс объединения ан­тичной и восточной культур. Духовные достояния обеих цивилизаций настолько глубоко проникли друг в друга, что впоследствии образовалась культура, приобретшая новое содержание. Это оказалось нас­только важными для человечества, что период расцве­та новой культуры получил отдельное название — эл­линизм. Сочетание греческой и восточной культур было названо эллинистической культурой.

Началом эллинизма принято считать год заверше­ния завоеваний и смерти Александра Македонского — 323 г. до н. э., так как именно деяния этого полковод­ца создали предпосылки для формирования новой эпохи. Эпоха эллинизма закончилась в 30 г. до н. э., когда Рим покорил эллинистические государства.

На этой странице материал по темам:
  • Суть эллинизма

  • Суть понятия эллинизм

Вопросы по этому материалу:
  • Какой период истории называется эллинизмом?

  • Назовите хронологические рамки эллинизма.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА. Древняя Греция

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

Каковы же были главные тенденции, имевшие место в эпоху эллинизма? Какие важнейшие процессы развертывались на протяжении этой новой исторической эпохи? В первую очередь следует отметить, что феноменом эпохи эллинизма стало объединение двух цивилизационных ареалов – античного греческого мира и Древнего Востока. Ранее эти два «мира» развивались порознь и даже противостояли друг другу, как бы воплощая исконную борьбу Востока и Запада, а теперь они вошли в единую систему государств. Бесспорно, объединение произошло насильственным путем, в результате военных походов Александра Македонского, но это ни в коей мере не означает, что объединительные процессы не имели внутренних, объективных предпосылок. Не случайно многие ученые считают возможным говорить о периоде «предэллинизма», когда в IV в. до н. э. (пока еще в скрытом виде) шла подготовка к становлению эллинистической цивилизации, причем как в Греции, так и на Востоке.

Основные предпосылки, приведшие к возникновению эллинизма, сложились в древнегреческом обществе IV в. до н. э. и были связаны с кризисом классического полиса. С одной стороны, общество эпохи поздней классики перерастало оказавшиеся со временем тесными рамки античного полиса, тяготело к более широкому объединению, но на греческой почве создать такое объединение не могло. С другой стороны, на Востоке, который к этому времени был уже в значительной своей части объединен под властью персов, были накоплены огромные материальные ресурсы, но они оставались невостребованными из-за недостаточной степени хозяйственного развития, низкого уровня экономических связей между отдельными регионами, а также в силу некоторых специфических черт древневосточного менталитета. Грандиозные сокровищницы персидских царей в Сузах и Персеполе, где в течение веков накопились тысячи тонн драгоценных металлов, совершенно не использовались в хозяйственных интересах.

Таким образом, держава Ахеменидов нуждалась в некой динамичной структуре, которая оживила бы ее экономику. Фактически накануне возникновения эллинистической цивилизации существовали два феномена, которые не могли не вступить во взаимодействие, – «активная бедность» греков и «пассивное богатство» Востока. В результате в эпоху эллинизма возникло общество, не похожее ни на классическое античное, ни на традиционное восточное, но в значительной мере являвшееся их синтезом.

Это взаимодействие греческих и восточных начал охватило практически все области жизни. В экономической сфере для древневосточных обществ было характерно преобладание натурального сельского хозяйства традиционного типа при крайне незначительной роли ремесла и торговли. В греческом мире, наоборот, уже с архаической эпохи началось бурное развитие ремесленного производства и торговли. В эллинистических государствах эти две сферы хозяйствования как бы наложились друг на друга и в результате возникла «смешанная» экономика: сельское хозяйство осталось основой хозяйственной деятельности, но над ним появилась динамичная торгово-ремесленная надстройка.

Если в Греции было достаточно широко распространено классическое рабство, то для патриархального, доэллинистического Востока было характерно закабаление зависимых крестьян, особенно со стороны государства. В эпоху эллинизма и в этой области отмечается взаимодействие двух начал. Рабов классического типа в эллинистических царствах было немного, однако уже само их наличие в немалой степени влияло на обращение с крестьянами, эксплуатация которых зачастую ужесточалась под воздействием «рабских» образцов.

Новые формы приобрели в эллинистическом мире и политические структуры. Ранее на Востоке повсеместно преобладала монархия, характеризовавшаяся порой обожествлением царя и весьма значительной его властью, доходящей до абсолютной (восточная деспотия). По отношению к монарху все без исключения жители государства находились в положении подданных, полностью подчиненных воле правителя. В государстве большую роль играл бюрократический аппарат, на который опирались цари при управлении подвластными им землями. Греческому же миру была свойственна полисная форма государственности с республиканским устройством. Гражданин полиса обладал политической и личной свободой, подчинялся лишь закону и принимал участие в управлении государством. Бюрократии практически не существовало, все должностные лица были выборными. В эпоху эллинизма полисные и монархические принципы государственного устройства тоже вступили во взаимодействие.

Эллинистический царь, или Диадох  (III—II вв. до н. э.)

Держава Александра Македонского и возникшие после ее распада эллинистические государства сложились как монархии, причем с огромными, порой абсолютными полномочиями царя (в этом отношении они Ж напоминали восточные деспотии). Однако при этом греко-македонские эллинистические монархи в большей степени опирались на полисы античного типа, основанные Александром Македонским, которые заселяли греками – выходцами из Эллады. Подчас даже некоторым из старых восточных городов давался полисный статус. Полисы стали одним из важных устоев власти государей эпохи эллинизма. Монархи старались поддерживать дружественные отношения с гражданскими коллективами полисов и принимали на себя определенные обязательства, и прежде всего обязательство не нарушать автономию полиса в вопросах внутреннего самоуправления. Они уже не выступали по отношению к греко-македонскому населению в качестве столь же неограниченных властителей, как по отношению к местным жителям. Характерно, что в большинстве эллинистических государств вооруженные силы комплектовались именно из греков– граждан полисов, а не из представителей народов Востока.

Греческие полисы в составе эллинистических монархий представляли собой довольно своеобразные политические образования. В них сложилась (хотя и не была до конца осознана современниками) категория «гражданина-подданного»: граждане эллинистических полисов Востока одновременно являлись подданными того монарха, на чьей территории этот полис был расположен. Это не было чем-то совершенно новым. Ведь, по сути дела, в классическую эпоху такими же гражданами-подданными были жители греческих полисов Малой Азии, находившиеся под властью персидских царей. Так же обстояло дело и в полисах, которые входили в состав территориальных держав, созданных некоторыми тиранами (держава Дионисия Сицилийского, Боспорское царство). Но если ранее в греческом мире подобное явление было нетипичным, то теперь оно получило широкое распространение.

Эллинистические полисы по-прежнему конституировались как гражданские общины с соответствующими выборными органами управления. Но в отличие от полисов предшествующих столетий они не были независимыми государствами. Теперь у полисов был верховный суверен – царь. Как бы ни пытались эллинистические монархи затушевать этот неприятный для греческого свободолюбия факт, давая полисам различные привилегии, даруя им земли, населенные местными жителями, тем не менее новая реальность эпохи постоянно давала о себе знать: отныне полисы ни в какой мере не решали вопросы внешней политики и их гражданским коллективам доверялось лишь внутреннее самоуправление.

Поскольку объединение двух столь разных «миров» было насильственным, во многих отношениях произошло как бы наложение античных структур на традиционные восточные, которое где-то привело к их органичному взаимопроникновению, а где-то – только к механическому сращиванию. В одних сферах преобладали греческие начала, в других – восточные, в третьих – их соотношение было приблизительно равным.

Так как этот «баланс начал» зависел еще и от региона, в котором происходило взаимодействие, то эллинистические государства были образованиями весьма неоднородными и нестабильными. Сложившиеся в них общества оказались крайне сложно структурированными. Пришлые греки – граждане полисов – и местные крестьяне, покорившиеся новым властителям, но сохранявшие устоявшиеся веками обычаи и привычки; потомки македонских полководцев-завоевателей, все больше перестраивавшие свой образ жизни на восточный лад, и представители персидской, египетской, финикийской знати, приобщавшиеся к античной цивилизации; обосновавшиеся в огромных городах Востока эллинские философы, поэты, ученые и рядом с ними – астрологи из Вавилона, маги из Мидии, жрецы из святилищ долины Нила, излагавшие теперь свои учения на греческом языке, – все это, сосуществуя бок о бок, сплелось самым причудливым образом. Эллинистический мир как бы дробился на разные, несхожие «миры».

К тому же масштабы и глубина синтеза греко-восточных начал, роль античных и восточных элементов в нем были, естественно, неодинаковы в различных регионах эллинистического мира. Наиболее интенсивная эллинизация – процесс приобщения местного населения к греческому образу жизни, греческим цивилизационным ценностям – наблюдалась в областях Восточного Средиземноморья: в Малой Азии, Сирии и Финикии, отчасти в Египте. Впрочем, этот процесс затронул, как правило, города, поскольку именно они были основным местом обитания греков; сельское население – а оно повсюду составляло большинство – предпочитало придерживаться старых, догреческих традиций. Кроме того, эллинизация коснулась в основном высших слоев восточного общества, которые имели возможность и желание войти в «греческую среду». Что же касается дальних регионов – Месопотамии, Ирана, Средней Азии, то, за редкими исключениями, по мере удаления от Средиземного моря греческое влияние ощущалось все менее.

В то же время были регионы, где отсутствовало влияние Востока. Речь идет прежде всего о территориях, расположенных на Балканском полуострове (Македония, собственно Греция) и западнее его (Великая Греция). Это были земли, откуда начались завоевания Александра Македонского. В них не было покоренного восточного населения. Однако и эти области составляли неотъемлемую часть системы эллинистических государств, разделяли их историческую судьбу. Дело в том, что эллинистический мир, несмотря на всю свою разнородность, был целостной системой, компоненты которой, в том числе и территориальные, были тесно взаимосвязаны. Любые сколько-нибудь важные события, происходившие в одном государстве, немедленно откликались эхом во всех остальных.

Эпоха эллинизма была временем очень большой мобильности населения. Особенно это касалось греков: решив переселиться на Восток, они зачастую начинали постоянно перемещаться из одной страны в другую. Эллинские воины, торговцы, деятели культуры могли оказаться сколь угодно далеко от родины: и в новой столице Египта Александрии, и в древнем Вавилоне, и где-нибудь в Бактрии или Согдиане. И повсюду они чувствовали себя в известной мере как дома, ибо оказывались среди соотечественников, говорящих на родном греческом языке, среди близких и понятных культурных ценностей.

По сравнению с предшествующими эпохами политическая ситуация радикально изменилась: вместо множества независимых, враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Немаловажно, что эти государства в цивилизационном отношении представляли собой единство, различаясь, в сущности, лишь правящими династиями. Повсюду элита общества состояла из греков и македонян (восточные аристократы, приобщившиеся к греческому образу жизни, воспринимались уже как «эллины»), повсюду государственным языком был греческий. Более того, повсюду господствовала греческая финансовая система, основанная на драхме. Иными словами, наемник, получив жалованье за службу одному эллинистическому царю, вполне мог тратить эти деньги во владениях другого монарха.

Таким образом, система классического греческого полиса, и без того уже расшатанная кризисом IV в. до н. э., в эпоху эллинизма окончательно утратила свою исключительность, уступив место иным реалиям.

Источники

В эллинистическое время было достаточно много эпиграфических памятников, хотя по содержанию они зачастую были более стереотипными и менее информативными, чем в классическую эпоху. Надписи позволяют увидеть, как постепенно приходила в упадок политическая жизнь греческих полисов, как их народные собрания, вместо того чтобы решать важные государственные вопросы, теперь в основном занимались декретированием разного рода почестей эллинистическим монархам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. Сущность эллинизма. Периодизация. История Древней Греции

2.  Сущность эллинизма. Периодизация

Что же такое эллинизм, каковы его характерные черты? Эллинизм стал насильственным (т. е. достигнутым в результате ожесточенных войн) объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств, имеющих много общего в своей социально-экономической структуре, политическом устройстве, культуре. В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого (если исходить из особенностей Греции V–IV вв. до н. э.), так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры и представляли сплав, синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации, который дал качественно новую общественно — экономическую структуру, политическую надстройку и культуру.

Как синтез греческих и восточных элементов эллинизм вырастал из двух корней, из исторического развития, с одной стороны, древнегреческого общества и прежде всего из кризиса греческого полиса, с другой — он вырастал из древневосточных обществ, из разложения его консервативной, малоподвижной общественной структуры. Греческий полис, обеспечивший экономический подъем, исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом исторического развития.

Греции, создание динамичной социальной структуры, зрелое республиканское устройство, включая разные формы демократии, создание замечательной культуры, к середине IV в. до н. э. исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом исторического прогресса. На фоне постоянной напряженности в отношениях между классами развернулась острая социальная борьба между олигархией и демократическими кругами гражданства, которая вела к тирании и взаимоуничтожению. Раздробленная на несколько сотен мелких полисов небольшая по территории Эллада стала ареной непрерывных войн между коалициями отдельных городов-государств, которые то объединялись, то распадались. Исторически необходимым для дальнейших судеб греческого мира представлялось прекращение внутренних беспорядков, объединение мелких враждующих между собой независимых полисов в рамках крупного государственного образования с твердой центральной властью, которая бы обеспечила внутренний порядок, внешнюю безопасность и тем самым возможность дальнейшего развития.

Царь Македонии Демитрий Полиоркет

Другой основой эллинизма стал кризис древневосточных общественно-политических структур. К середине IV в. до н. э. древневосточный мир, объединенный (кроме Индии и Китая) в рамках Персидской империи, также переживал серьезный общественно-политический кризис. Застойная консервативная экономика не позволяла освоить обширные пространства пустующих земель. Персидские цари не возводили новых городов, уделяли слабое внимание торговле, в подвалах их дворцов лежали огромные запасы валютного металла, которые не пускались в оборот. Традиционные общинные структуры в наиболее развитых частях Персидской державы — Финикии, Сирии, Вавилонии, Малой Азии — разлагались, и частные хозяйства как более динамичные производственные ячейки получили некоторое распространение, но этот процесс шел медленно и болезненно. С политической точки зрения Персидская монархия к середине IV в. до н. э. представляла собой рыхлое образование, связи центральной власти и местных правителей ослабели, а сепаратизм отдельных частей стал обычным явлением.

Если Греция середины IV в. до н. э. страдала от излишней активности внутриполитической жизни, перенаселенности, ограниченности ресурсов, то Персидская монархия, напротив, от застойности, слабого использования огромных потенциальных возможностей, дезинтеграции отдельных частей. Таким образом, на очередь дня вставала задача некоего объединения, своеобразного синтеза этих различных, но могущих дополнить друг друга социально-экономических и политических систем. И этим синтезом стали эллинистические общества и государства, образовавшиеся после распада державы Александра Македонского.

Какие сферы жизни охватил этот синтез греческих и восточных элементов? По этому вопросу в научной литературе существуют различные точки зрения. Одними учеными (И. Дройзен, В. Тарн, М.И. Ростовцев) синтез восточных и греческих начал понимается в плане объединения некоторых элементов культуры и религии или, самое большее, как взаимодействие греческих и восточных начал в области политических учреждений, культуры и религии. В отечественной историографии эллинизм понимается как сочетание и взаимодействие греческих и восточных элементов в области экономики, классово — социальных отношений, политических учреждений, культуры и религии, т. е. во всех областях жизни, производства и культуры. Эллинизм стал новым и более прогрессивным этапом в судьбах древнегреческого и древневосточного общества в обширном регионе Восточной половины Средиземноморья и Передней Азии. Синтез древнегреческих и древневосточных начал в каждом регионе эллинистического мира, в каждом эллинистическом государстве был неодинаковым по степени своей интенсивности и роли участвующих в нем элементов. В одних государствах и обществах превалировали греческие начала, в других — восточные, в третьих их соотношение было более или менее равномерным. К тому же этот синтез в одних странах охватил больше одни элементы, например общественные структуры, в других — политические учреждения, в третьих — сферу культуры или религии. Различная степень сочетания греческих и восточных начал зависела от конкретно — исторических особенностей существования тех или иных эллинистических обществ и государств.

Каковы географические рамки эллинистического мира? В его состав включаются мелкие и крупные по территории государственные образования от Сицилии и Южной Италии на западе до северо-западной Индии на востоке, от южных берегов Аральского моря до первых порогов Нила на юге. Иначе говоря, в состав эллинистического мира вошла территория классической Греции (включая Великую Грецию и Причерноморье) и так называемый классический Восток, т. е. Египет, Передняя и Средняя Азия (без Индии и Китая). В рамках этой обширной географической зоны можно выделить четыре региона, имеющих ряд общих признаков как географического, так и исторического порядка, известную общность общественного и культурного развития: 1) Египет и Ближний Восток (Восточное Средиземноморье, Сирия, Армения, Вавилония, большая часть Малой Азии), 2) Средний Восток (Иран, Средняя Азия, северо-западная часть Индии), 3) Балканская Греция, Македония и западная часть Малой Азии (Пергам), 4) Великая Греция и Причерноморье. Наиболее характерные черты эллинизма как синтеза греческих и восточных начал во всех областях жизни, производства и культуры проявились в Египте и на Ближнем Востоке, так что этот регион может рассматриваться как район классического эллинизма. В других регионах было больше социально-экономических, политических и культурных отличий от классического эллинизма Ближнего Востока. В частности, в двух последних регионах, а именно в Балканской Греции и Македонии, Великой Греции и Причерноморье, т. е. на территории собственно Древней Греции, синтеза древнегреческих и древневосточных начал не существовало. Историческое развитие в этих областях проходило на одной основе, а именно основе древнегреческой цивилизации как таковой. Тем не менее и эти регионы стали частью эллинизма по нескольким причинам. Прежде всего они входили в общую систему эллинистических государств как определенного социально-экономического, политического и культурного целого. Эмигрировавшие из Эллады, Македонии и других областей греческого мира эллины и македоняне как воины (они составляли костяк армий эллинистических правителей), как администраторы (государственный аппарат в центре и частично на местах комплектовался из них), как граждане многочисленных греческих городов, основанных в разных частях эллинистического мира, стали играть крупную роль в жизни новых обществ и государств. Отлив значительной части населения из собственно Эллады на Восток разрядил на некоторое время острую социальную ситуацию в греческих городах и способствовал преодолению кризисных явлений в полисах.

Образование более значительного территориального единства, установление тесных связей между разными частями эллинистического мира расширило возможности эллинистической экономики в целом, включая Элладу, Македонию, Великую Грецию и Причерноморье. В этих регионах усилились хозяйственные, этнические и культурные контакты с окружающими их местными племенами (фракийцами, скифами, сарматами и др.). В самой Элладе кризис системы независимых и враждующих между собой полисов в IV в. до н. э. привел к росту объединительных тенденций и возникновению более прочных, чем в классическое время, полисных федераций (Ахейский союз, Этолийский союз) или государственных образований нового типа, в состав которых включались кроме греческих полисов территории местных племен (Сицилийское государство, Боспор и др. ).

Общие тенденции эллинизма как нового этапа социально-экономического, политического и культурного развития древнегреческого и древневосточною мира действовали с разной степенью интенсивности как на территориях, завоеванных войсками Александра Македонского, так и в тех регионах, которые такому завоеванию не подвергались.

Каковы хронологические рамки эллинистического этапа греческой и древновосточной истории? Эллинизм начался с походов Александра Македонского на Восток в 334 г. до н. э. и закончился завоеванием последнего эллинистического государства (Египетского царства) римлянами в 30 г. до н. э., т. е. общая продолжительность эллинизма составляет около 300 лет. Можно выделить следующие три периода эллинизма как целостной системы: 1) 334–281 гг. до н. э. — образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э. — середина II в. до н. э. — период зрелости эллинизма, создание социально-экономической структуры, государственности и культуры эллинизма; 3) середина II в. до н. э. — 30 г. до н. э. — поздний эллинизм, разложение эллинистических государств и завоевание их Римом на западе и Парфией на востоке. Не все эллинистические страны прошли через эти три периода развития, но они характерны для эллинизма как целостной социально-экономической, политической и культурной системы.

Эллинистическое искусство: эллинизм в античном мире

Что такое эллинизм?

В «Классической античности» значение термина «эллинизм» можно резюмировать как «восхищение или подражание идеям, стилю или культуре классической греческой цивилизации». Эллинизм был широко распространен в течение «эллинистической эпохи», которая традиционно определялась как период с 323 г. до н.э. (смерть Александра Великого) до 30 г. до н.э. (вскоре после битвы при Акциуме в 31 г. до н.э. и последующего завоевания Птолемеевского Египта). Эллинистический век характеризовался глубоким уважением, если не почтением к греческой культуре, которое ощущалось во всем цивилизованном мире на Западе. Например, на страны и колонии вокруг Восточного Средиземноморья большое впечатление произвело греческое искусство – включая все виды греческой скульптуры и греческой керамики – и греческая архитектура, особенно архитектурные «Ордена». Вообще говоря, эллинистические стили скульптуры и архитектуры практиковались во всех греческих колониях, особенно на материке Анатолии (современная Турция), в то время как эллинистическая живопись иллюстрируется египетскими портретами мумии Фаюм (с 50 г. до н.э.). Египет, однако, не принимал греческие строительные конструкции и династия Птолемеев (305-30 гг. до н.э.), основанная в Египте македонским греческим генералом Птолемеем I, придерживалась традиционных египетских конструкций. На материковой части Европы как этрусское, так и римское искусство находились под сильным влиянием греческих стилей. Это особенно заметно в области римской скульптуры, хотя римская рельефная скульптура была почти такой же хорошей, как и у греков. Что касается римской архитектуры, это привело к ряду критических улучшений греческих конструкций, включая изобретение арки, свода, купола и бетона.

Смерть Александра Великого

Когда Александр Великий умер в июне 323 г. до н.э., он оставил обширную империю, простирающуюся от Греции до Индии. Это включало части современной Сербии, Болгарии, Турции, Сирии, Ливана, Египта, большей части Персии, большей части Афганистана и части Пакистана. За контроль над этой империей тогда боролись главные генералы Александра (известные как «Diadochi»), которые должным образом установили много правящих династий. Среди них: «Селевкиды» в Месопотамии и Сирии; «Птолемеи» в Египте, «Атталиды» в Пергаме и так далее.

Эллинистическая архитектура

Это было непосредственно затронуто разделением империи Александра, так как каждая из этих династий имела значительное покровительство, а также необходимость утвердиться в глазах своих подданных. Эта комбинация привела к ряду крупных городских комплексов, таких как Антиохия, Пергамон и Селевкия на Тигре. Пергамон особенно характерен для эллинистической архитектуры. Первоначально скромная цитадель, расположенная в Акрополе, она была преобразована королями Атталидов в колоссальный архитектурный комплекс. Он включал в себя монументальный алтарь Зевса в Пергаме (ок.166-156 до н.э.), украшенный мраморным фризом длиной 370 футов с изображением гигантомахии из греческой мифологии. Эллинистический архитектурный гигантизм также иллюстрируется (неполным) вторым храмом Аполлона в Дидиме, Иония (начатым около 305 г. до н.э.), спроектированным Дафнисом из Милета и Паионием из Эфеса.

ПРИМЕЧАНИЕ: для более поздних дизайнеров и движений, вдохновленных эллинистической архитектурой, см.: Классицизм в искусстве (800 г. и далее).

Эллинистическая скульптура

В отличие от спокойствия и безмятежности древнегреческой скульптуры (450-400 гг. до н.э.), на примере статуй и рельефов Парфенона, греческая скульптура эллинистической эпохи была более захватывающей и, как правило, отличалась большей подвижностью и более сильными эмоциями. Эллинистические скульпторы больше не ограничивались идеализированными предметами классической скульптуры, а изображали более широкий круг личностей, настроений и сцен. Лучший пример драмы эллинистического пластического искусства – мраморная рельефная скульптура в Пергаме, в то время как другой известный пример – Лаокоон и его сыновья (42–20 гг. до н.э., Музей Пилио Клементино) Хагесандера, Афинодора и Полидора. См. Также: Пергамская школа эллинистической скульптуры (241-133 гг. до н.э.).

Но, будучи более активными, чем классические формы, эллинистические работы сохранили несколько классических особенностей, таких как всесторонняя видимость статуй, тщательная драпировка и гибкость позы – см., Например, поворот бедер на Венере Милосской (c. 130). -100 г. до н.э.) и расслабленная поза спящего сатира, известного как фавн Барберини (ок. 200 г. до н. э., Глиптотек, Мюнхен). Чувственность также была изображена в таких работах, как «Афродита», «Пан и Эрос» (ок. 100 г. до н.э., Национальный археологический музей, Афины) или «Афродита Киренская» (ок. 100 г. до н.э., Музей делле Терме, Рим). Эллинизм также привел к растущему интересу к индивидуальной психологии: см., Например, меланхоличную статую Демосфена (ок. 280 г. до н.э.) Полиуктоса.

Для сравнения посмотрите на рельефы Ара Пациса Августа в Риме (c.13-9 до н.э.)

Достижения в бронзовом литье способствовали созданию монументальной бронзовой скульптуры, такой как 32-метровый Родосский Колосс – одно из знаменитых Семи Чудес Света (292-280 г. до н.э.), сделанное Чаресом Линдосским (fl. 300-280). до н.э.). К сожалению, большинство эллинистических бронз были расплавлены и использованы для изготовления оружия или монет.

В эллинистической Греции также широко использовалась терракотовая скульптура как в погребальных, так и в декоративных целях. Новые техники литья позволили художникам создавать высокодетализированные миниатюрные статуи с высоким уровнем натурализма. В отличие от этих непринужденных статуэток, эллинистические скульпторы в Греции и Египте создали множество «гротесков» – горбунов, эпилептиков и других искаженных или замученных персонажей, – которые, кажется, нарушают большинство канонов «греческой красоты». Возможно, это была ранняя форма искусства карикатуры.

]]>

Эллинистическое искусство пластики также оказало большое влияние на индийскую скульптуру, особенно на греко-буддийские скульптуры в школе Гандхара в Пешаваре, а затем в Таксила в Пенджабе.

Подробнее о влиянии эллинизма на художников 20-го века см.: Классическое возрождение в современном искусстве (1900-30).

Статьи по Теме