Социальное устройство спарты: 1)Государственное устройство афин и спарты . 2) Социальное устройство афин и спарты . 3) Образ…

5.4. Социальное и политическое устройство Спарты.

Наряду с Афинским полисом, среди древнегреческих государств был ещё один, обладавший таким же могуществом, но в социальном плане являвший собою полную противоположность Афинам. Речь идёт о Спарте, главном политическом и военном сопернике Афин.

Подобно Месопотамии времён III династии Ура, мы с полным основанием можем назвать Спарту государством-казармой, ¾ правда, здесь в казармах содержались не рабы, а избранная каста господ: спартиаты.

Ещё в период Тёмных веков их предки, дорийцы, завоевали две смежных области, Лаконию и Мессению, и обратили местных жителей в рабство. Рабов в количественном отношении оказалось больше, чем завоевателей, и, кроме того, эти потомки некогда гордых и сильных ахейцев часто восставали. Перед спартиатами стояла задача: во что бы то ни стало удержать власть на завоёванной ими земле. Чтобы этого достичь, им пришлось превратить свою страну в сплошной военный лагерь.

Легендарный правитель спартанцев, царь Ликург, явился своеобразным реформатором: он издал законы, которые неукоснительно выполнялись спартиатами в течение столетий. Вся пригодная к обработке земля Спарты была поделена на 9000 одинаковых наделов. Их запрещалось дарить, продавать, делить на части, передавать по наследству. Они принадлежали семье спартиата; земля обрабатывалась прикреплёнными к ней государственными рабами ¾ илотами. Каждый мужчина в спартанской семье, начиная с 7 лет, забирался из дома и воспитывался в казарме. Дети в этих казармах подвергались зверской муштре: помимо ежедневных физических упражнений, они должны были сами себе добывать пищу, рвать голыми руками тростник для постелей, зимой и летом ходить босыми в одной лёгкой накидке и т.д. За малейший проступок следовала порка, а раз в году устраивалась коллективная экзекуция в храме Артемиды: мальчиков пороли не в качестве наказания, а лишь для того, чтобы они учились стоически переносить боль (некоторые, не проронив ни звука, умирали под ударами).

Спартиатам была запрещена любая производительная деятельность: они не могли заниматься ни земледелием, ни ремеслом, ни торговлей как профессией; их «делом» была война, а в мирных условиях ¾ спорт и военная подготовка. Вместо них на земле работали илоты, а ремеслом и торговлей занимались периэки ¾ свободная часть населения, не принадлежавшая к избранной касте спартиатов.

Идеалом этих людей было полное равенство, но не «равенство возможностей», которое отличает демократический тип общества, а равенство образа жизни: они носили одинаковую одежду, ели в общественных помещениях одну и ту же грубую пищу, владели одинаковыми участками земли, пользовались одинаковой и самой простой домашней утварью. Никто из спартиатов не имел никакой возможности к обогащению. Предметы роскоши нельзя было ни производить, ни ввозить; в качестве денег («оболов») использовались неудобные в употреблении железные стержни. Государство регламентировало абсолютно все стороны жизни граждан, вплоть до супружеских отношений и формы бород и усов.

Конечно, ни эстетика, ни философия не могли быть популярны в таких условиях. В суровой жизни спартиатов не было места даже искусству красноречия: разговорчивость не была у них в ходу. Согласно известной легенде, одна спартанская мать, провожая сына на войну, вручив ему щит, сказала: «С ним или на нём!», что означало ¾ «Вернись с победой или погибни с честью». В этом и состояло всё напутствие. Неудивительно, что Спарта не оставила миру ни поэтов, ни мыслителей, ни сколько-нибудь известных произведений искусства; в духовном отношении такое общество было обречено на полное бесплодие. Зато на театре военных действий спартиаты заслуженно прославились как непревзойдённые воины.

В противоположность Афинам, в Спарте, в течение всех веков её существования, сохранялся аристократический тип правления. Но даже и в самом принципе аристократизма идея равенства была главенствующей. Во главе государства стояли два царя, представители двух параллельных династий, наделённые одинаковыми правами (никто из них, таким образом, не мог бы узурпировать власть). Совещательным органом была герусия ¾ совет старейшин, имевший весьма широкие полномочия. Наибольшей властью обладали эфоры (надзиратели): их было пятеро, они следили за порядком в государстве и за неукоснительным соблюдением всеми гражданами полиса законов Ликурга.

К этому ещё следует добавить, что полноправные жители этой страны были абсолютно замкнутым обществом: они не общались с посторонними, не принимали у себя гостей, не обменивались с соседями идеями или произведениями искусства. Должны ли мы удивляться, что замкнутая в себе, отгородившаяся от внешнего мира глухой стеной вражды и недоверия, Спарта становится главным очагом политической реакции среди греческих государств, опорой всех врагов демократии? Однако ни её бесспорная военная мощь, ни даже победа над Афинами в Пелопонесской войне не позволили Спарте стать гегемоном в Греции: не только в культурном, но и в экономическом отношении она сильно отставала от своих соседей. Установление «ликургова строя» резко затормозило развитие спартанской экономики, вернув её вспять, почти на стадию натурального хозяйства гомеровской эпохи.

Социальное и политическое устройство Спарты — Студопедия

Поделись  

Наряду с Афинским полисом, среди древнегреческих государств был ещё один, обладавший таким же могуществом, но в социальном плане являвший собою полную противоположность Афинам. Речь идёт о Спарте, главном политическом и военном сопернике Афин.

Подобно Месопотамии времён III династии Ура, мы с полным основанием можем назвать Спарту государством-казармой, ¾ правда, здесь в казармах содержались не рабы, а избранная каста господ: спартиаты.

Ещё в период Тёмных веков их предки, дорийцы, завоевали две смежных области, Лаконию и Мессению, и обратили местных жителей в рабство. Рабов в количественном отношении оказалось больше, чем завоевателей, и, кроме того, эти потомки некогда гордых и сильных ахейцев часто восставали. Перед спартиатами стояла задача: во что бы то ни стало удержать власть на завоёванной ими земле. Чтобы этого достичь, им пришлось превратить свою страну в сплошной военный лагерь.

Легендарный правитель спартанцев, царь Ликург, явился своеобразным реформатором: он издал законы, которые неукоснительно выполнялись спартиатами в течение столетий. Вся пригодная к обработке земля Спарты была поделена на 9000 одинаковых наделов. Их запрещалось дарить, продавать, делить на части, передавать по наследству. Они принадлежали семье спартиата; земля обрабатывалась прикреплёнными к ней государственными рабами ¾

илотами. Каждый мужчина в спартанской семье, начиная с 7 лет, забирался из дома и воспитывался в казарме. Дети в этих казармах подвергались зверской муштре: помимо ежедневных физических упражнений, они должны были сами себе добывать пищу, рвать голыми руками тростник для постелей, зимой и летом ходить босыми в одной лёгкой накидке и т.д. За малейший проступок следовала порка, а раз в году устраивалась коллективная экзекуция в храме Артемиды: мальчиков пороли не в качестве наказания, а лишь для того, чтобы они учились стоически переносить боль (некоторые, не проронив ни звука, умирали под ударами).

Спартиатам была запрещена любая производительная деятельность: они не могли заниматься ни земледелием, ни ремеслом, ни торговлей как профессией; их «делом» была война, а в мирных условиях ¾ спорт и военная подготовка. Вместо них на земле работали илоты, а ремеслом и торговлей занимались периэки ¾ свободная часть населения, не принадлежавшая к избранной касте спартиатов.

Идеалом этих людей было полное равенство, но не «равенство возможностей», которое отличает демократический тип общества, а равенство образа жизни: они носили одинаковую одежду, ели в общественных помещениях одну и ту же грубую пищу, владели одинаковыми участками земли, пользовались одинаковой и самой простой домашней утварью. Никто из спартиатов не имел никакой возможности к обогащению. Предметы роскоши нельзя было ни производить, ни ввозить; в качестве денег («оболов») использовались неудобные в употреблении железные стержни. Государство регламентировало абсолютно все стороны жизни граждан, вплоть до супружеских отношений и формы бород и усов.

Конечно, ни эстетика, ни философия не могли быть популярны в таких условиях. В суровой жизни спартиатов не было места даже искусству красноречия: разговорчивость не была у них в ходу. Согласно известной легенде, одна спартанская мать, провожая сына на войну, вручив ему щит, сказала: «С ним или на нём!», что означало ¾ «Вернись с победой или погибни с честью». В этом и состояло всё напутствие. Неудивительно, что Спарта не оставила миру ни поэтов, ни мыслителей, ни сколько-нибудь известных произведений искусства; в духовном отношении такое общество было обречено на полное бесплодие. Зато на театре военных действий спартиаты заслуженно прославились как непревзойдённые воины.

В противоположность Афинам, в Спарте, в течение всех веков её существования, сохранялся аристократический тип правления. Но даже и в самом принципе аристократизма идея равенства была главенствующей. Во главе государства стояли два царя, представители двух параллельных династий, наделённые одинаковыми правами (никто из них, таким образом, не мог бы узурпировать власть).

Совещательным органом была герусия ¾ совет старейшин, имевший весьма широкие полномочия. Наибольшей властью обладали эфоры (надзиратели): их было пятеро, они следили за порядком в государстве и за неукоснительным соблюдением всеми гражданами полиса законов Ликурга.

К этому ещё следует добавить, что полноправные жители этой страны были абсолютно замкнутым обществом: они не общались с посторонними, не принимали у себя гостей, не обменивались с соседями идеями или произведениями искусства. Должны ли мы удивляться, что замкнутая в себе, отгородившаяся от внешнего мира глухой стеной вражды и недоверия, Спарта становится главным очагом политической реакции среди греческих государств, опорой всех врагов демократии? Однако ни её бесспорная военная мощь, ни даже победа над Афинами в Пелопонесской войне не позволили Спарте стать гегемоном в Греции: не только в культурном, но и в экономическом отношении она сильно отставала от своих соседей. Установление «ликургова строя» резко затормозило развитие спартанской экономики, вернув её вспять, почти на стадию натурального хозяйства гомеровской эпохи.



Общество в Древней Спарте –teachnthrive.com

«Спартанец» означает жить просто, без комфорта. Древняя Спарта была организованным, военно ориентированным обществом. Тремя социальными классами Спарты были небольшой класс граждан, торговцы (perioeci) и большое количество рабов (илоты). Небольшая группа спартанских граждан мужского пола управляла остальным населением. Женщины не могли быть полноправными гражданами, но в некотором смысле имели больше прав и свобод, чем другие греческие женщины того времени.

Как люди относятся к Спарте сегодня

 

Слово «спартанец» означает жить просто, без комфорта.

Древние спартанцы имеют репутацию военного, организованного общества. Верховный суд однажды определил наш взгляд на «свободу» как противоположность спартанской жизни.

Давайте взглянем на спартанское общество и посмотрим, как эти взгляды совпадают с историей.

Происхождение 

Спарта была крупным городом-государством в Древней Греции. Греция — страна в юго-восточной Европе с Африкой на юге и Азией на западе, таким образом, она находится на пересечении трех континентов.

В древности это была не одна страна, а множество городов-государств. Организованная вокруг города, каждая единица города-государства контролировала окружающую территорию. Иногда город-государство был достаточно могущественным, чтобы контролировать другие области как часть империи.

Люди жили на территории, которая стала Спартой, более 5000 лет, хотя мы мало знаем о том, как жили первые жители.

Спарта сыграла важную роль в мифических рассказах о Троянской войне, рассказанных Гомером, но впервые эти истории были рассказаны спустя сотни лет после предполагаемых событий. Таким образом, точность рассказов Гомера о спартанской жизни неясна.

(Елена, предполагаемая причина Троянской войны, была спартанской царицей.)

Возникший позже город Спарта был основан около 1000 г. до н.э. Ликург, возможно, легендарный создатель спартанского военного образа жизни, жил двести лет спустя. Пик могущества Спарты пришелся на 400-е гг. Рим завоевал его в 146 г. до н. э.

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Спартанский путь 

Главным соперником Спарты были Афины, известные как центр искусства, образования и философии. Спарта, напротив, была военным обществом. Когда Спарта победила Афины, это был один из немногих случаев, когда историю писали не победители. Мы знаем о нем главным образом от афинских писателей; Спартанцы не особо заботились о написании рассказов о своей победе.

Три класса

В Древней Спарте существовало три класса людей.

Небольшое меньшинство состояло из спартанских граждан. Когда мы читаем о «Спартанцах», часто обсуждается именно эта группа. Тем не менее, многие другие жили среди этих людей.

Полноправными гражданами могут быть только мужчины. Спарта была олигархией , управляемой немногими.

Была большая группа людей, которые «жили вокруг» Спарты в своих городах. Эти люди были свободными (не рабами) и назывались «периоэки» (или периикои).

Периоэки имели некоторую способность контролировать внутренние дела своих родных городов. Спартанцы сохранили общий контроль и не предоставили им спартанского гражданства. Они могли путешествовать в другие города, владеть землей и торговать. Периеки изготавливали доспехи и оружие для спартанцев. Они также иногда служили дополнительной военной поддержкой во время сражений.

Самым многочисленным народом, возможно, от восьмидесяти до девяноста процентов населения, была группа рабов, известная как «илоты». У периэков могли быть свои илоты.

Тиртай, спартанский поэт, рассказывал о тяжелой жизни илотов:

…как ослы, страдающие от тяжелой ноши,
болезненной силой вынуждены были приносить своим хозяевам половину
всех продуктов, которые произвела земля.

Илоты были в основном земледельцами. Илоты производили еду для всех спартанцев. Илоты были обязаны отдавать часть своего урожая правительству, а остальное оставляли себе. Спартанская диета состояла в основном из ячменя, вина, сыра, зерна и инжира.

С илотами обращались жестоко, но они выполняли важные задачи для спартанского общества.

Жизнь мальчиков

Спартанские мальчики с семи лет покидали дом и обучались воинам. Их учили читать и писать, но обучение было в основном жестким физическим соревнованием. Мальчиков даже поощряли учиться воровать еду, но наказывали только в том случае, если их ловили.

Подростки могут стать членами специальной тайной полиции, созданной для контроля над илотами. В двадцать лет спартанец становился солдатом и оставался им до шестидесяти лет. Затем мужчины стали лидерами города, а тридцать старейшин, включая двух королей, были законодателями.

ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ

Girls Life 

Спартанские девочки тоже ходили в школу в семь лет, и их образование делало акцент на спорте, а также на таких вещах, как пение и танцы. Девушки обычно выходили замуж около восемнадцати.

Мужья по закону контролировали своих жен, хотя жены часто имели большую независимость в повседневной жизни, так как мужья так часто отсутствовали, сражаясь в войнах и тому подобном.

Женщины не могли принимать участие в правительстве или в армии. Армия занимала центральное место в спартанской жизни, поэтому неспособность принимать участие в ней делала спартанских женщин в лучшем случае гражданами второго сорта.

Спартанские женщины могли владеть имуществом и имели репутацию независимых.

Гречанкам часто приходилось оставаться дома. Спартанки были обязаны участвовать в обязательных физических упражнениях на свежем воздухе и проводить спортивные соревнования.

Их «крутая» и феминистская репутация может быть несколько преувеличена, но у спартанских женщин были привилегии, которых не было у некоторых греческих женщин.

Жизнь женщин-илотов, которыми было бы подавляющее число спартанцев, была очень суровой.

Религия 

Спарта была политеистической, верящей во многих богов.

Считалось, что Спарта была основана сыном главы греческих богов (Зевса). Афины относились к Афине с особым уважением. У многих городов-государств также был особый фаворит, божество-покровитель. Спарта не имела единого божества-покровителя, отдавая предпочтение нескольким из них, включая Афину.

Спартанцы также считались потомками великого греческого героя Геракла. Позже возникла история о том, что спартанцы обратились к евреям, которыми теперь правили греки, почитая их совместное наследие, происходящее от Геракла. Предположительно, они оба были «из рода Авраама».

Заключение 

Фильм 300 рассказывает историю о трехстах спартанских воинах и их лидере, готовых сражаться насмерть, потому что отступать было бы позорно. Их храбрость и самопожертвование остаются символом героического упорства даже перед лицом невероятных трудностей.
У фильма, как и у многих подобных исторических рассказов, были проблемы. В милитаристской культуре, изображенной в фильме, есть определенная правда. Тем не менее, как это обычно бывает при сравнении фильма с реальностью, спартанское общество было более сложным, чем такие стереотипные вымышленные рассказы.

ЩЕЛКНИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ СКАЧАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ в формате PDF

Иерархия социальной структуры Спарты

Спарта была древним независимым городом и составляла большую конкуренцию одному из самых популярных греческих городов Афинам. Расположенный на полуострове Пелопоннес, Спарта была городом, который находился на юго-западной стороне Афин. Спартанцы были очень популярными и могущественными воинами, а в Спарте большую часть времени правила олигархическая форма правления. Согласно правительству Спарты, каждый человек государства должен был жить в государстве и для государства на протяжении всей своей жизни и всецело ему принадлежать.

Что касается социальной иерархии, то спартанцы придерживались очень необычной системы. В их общественном строе деление людей на классы полностью зависело от их физической силы, и никто по рождению не принадлежал к какому-либо определенному классу. Следующая информация разъяснит больше о социальной иерархии спартанцев:

  • Короли и Совет старейшин
  • Аристократы
  • Класс периэков
  • Илоты

Короли и Совет старейшин

На вершине пирамиды спартанской иерархии стояли два царя, которые вместе правили городом. Помимо двух основных родов, было еще 28 членов, которые были известны как совет старейшин. Этот совет старейшин помогал королям управлять управлением и обязанностями. Эти члены избирались народом, и их основная обязанность заключалась в ведении суда по уголовным делам. Они также помогали советами королям в различных вопросах, связанных с государством. Они практиковали олигархию для управления людьми, в которой структура власти разделялась небольшой группой людей, обычно принадлежавших к аристократическому классу.

Аристократы

После короля и совета старейшин пришли аристократы, которые были людьми самого высокого уровня среди других граждан. В цивилизации Спарты каждый должен был явиться на выпускной экзамен в возрасте 20 лет, после того как он изучил все такты и приемы ведения войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *