Египетский бог с головой ибиса: Египетский бог с головой ибиса 3 букв

Египетский бог с головой ибиса, 3 (три) буквы

Вопрос с кроссворда

Ответ на вопрос «Египетский бог с головой ибиса «, 3 (три) буквы:
тот

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова тот

Бог, который «вытеснил» Заячий культ в Древнем Египте

Священные животные этого бога — ибис и павиан

Бог с головой ибиса

В древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства

Кто весел — … смеётся (песня)

«… самый Мюнхгаузен» (фильм)

«…, кто гасит свет» (фильм)

Бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель наук в древнеегипетской мифологии

Определение слова тот в словарях

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

та, то, род. того (тово), той, того (тово) (см. 69), местоим. указательное (ср. также то 2). Указывает на что-н. более отдаленное в пространстве или времени, находящееся не в непосредственной близости, не прямо Перед глазами, не в данную минуту; противоп. …

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
та, то, мн. те-. мест. указат. Указывает на что-н. удаленное в пространстве или во времени, а также на уже упоминавшееся в речи и уже известное. Г: дом. В т. раз. В т. год. На том берегу. По ту сторону. В от. день было холодно. мест. указат. В главном предложении …

Примеры употребления слова тот в литературе.

Нужды в них я никакой не чувствую, еды хватает, так что пожалуйста не присылай, к тому же дома они всегда могут пригодиться, а вот если бы ты прислала мне варюшки, то это было бы для меня большим счастьем.

Чего стоит матери родить ребенка, чего стоит поставить его на ноги, чего стоит ребенку пройти через прорезывание зубов, крупы, кори, скарлатины, коклюши, поносы, запоры — смерть так и бьется за него с жизнью, а если жизнь побеждает, то для того, чтобы ребенок сделался со временем чиновником или офицером, барышнею и барыней.

Документов я доставлять вам не могу, а если хотите, то буду писать только о том, что знаю,— продолжал незнакомец.

В его виде, словах, движениях было столько непринужденности, вместе — не с тем добродушием, которое имеют люди вялые, пресные и чувствительные, — а именно с добродушием людей сильных и уверенных в себе.

Но не надобно забывать, что и клиентизм наш перед западными авторитетами шел из той же казармы, из той же канцелярии, из той же передней — только в другие двери, а именно, обращенные к барину, начальнику и командиру.

Эмигрантам хотелось слышать от меня подтверждение своим желаниям, своим предположениям, а не то, что я знал.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Боги и люди Чёрной земли

В час, когда на востоке сверкала рассветная корона Ра, а на западе гасли последние звезды, двери в покои владыки Черной Земли — Египта распахивались словно сами собой, пропуская величественного и неспешного жреца Тота Носатого, на вытянутых руках которого переливался всеми цветами радуги магический шар. Остановившись в центре зала, вошедший нараспев произносил священные слова: «Приди ко мне, Тот, священный ибис, бог, любящий Шмун, главный писец Эннеады богов! Приди ко мне, направь меня, сделай меня умелым…» Фараон молча внимал жрецу, наблюдая через окно за тем, как на Земле Та-Кемет начинался еще один день, точно такой же, какие бывали прежде и какие будут повторяться еще десятки веков…

Арена славы

Бог Тот — «который высчитывает небеса, звездочет и измеритель земли», изображаемый обычно с головой ибиса, — по рождению принужден был оставаться в тени Ра, победителя бессмертных, который «пожирал их внутренности вместе с их чарами». Как сказано в начертанной на стенах гробницы Сети I «Книге Коровы», Ра назначил Тота, божество луны, правителем лишь на то время, пока его светило скрывалось за горизонтом, то есть на ночь.

Но не так просто и не гладко складывались отношения Извечных. Бог солнца был по натуре до того горяч, что однажды, как записано на папирусах, даже проклял все до единого дни года. Лишь благодаря Тоту, рисковавшему впасть в немилость, удалось освободить пять дней от этой грозной кары. Ведь Тот был мудрейшим из небожителей, определявшим меру вещей, чтобы умиротворять все сущее на земле и в небесах…

Трудно сказать, как повелитель луны относился к тому, что ему постоянно приходилось быть на вторых ролях. Но, что бы ни творилось в небесной выси, на берегах священной реки тысячелетиями длилось противоборство жрецов, поклонявшихся бессмертным Тоту и Ра, и не было видно конца этой вражде. Как не было в Та-Кемет и предела благам, которые получал победитель. А потому борьба под знаменами небожителей имела совершенно земные корни…

Удел сына солнца

Египетский царский род, согласно преданию, произошел от любви Ра и супруги верховного жреца, и, значит, фараон мог считаться сыном солнца по плоти. Царь был сам Ра, «чье видимое тело — солнечный диск, и который живет вечно». Он был «тот, кто умножает добро, кто умеет дарить.

Он — бог, царь богов. Он знает всех, кто его знает. Он вознаграждает тех, кто ему служит».

Так было начертано на папирусах. В реальности фараон жил, разумеется, не в заоблачных высотах. Даже дворец его был всего лишь окруженной садами просторной постройкой, которая отличалась от домов знати только размерами. Молясь Извечным, царь просил того же, в чем возникает нужда даже у самого незаметного из людей: благополучной жизни для себя, счастливой судьбы для сына и — главное — щедрых разливов Нила, дарующего жизнь всем обитателям страны, раскинувшейся на берегах Великого Потока.

На восходе, приподняв свое чело с изголовья в форме полумесяца, точно такого же, на каком проводил ночи любой житель его страны, фараон приступал к ежедневным делам, соответствующим одной из основных заповедей Книги мертвых: «Накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого». И все выполнялось в точности, однако… Как это случается чаще всего, единственными «обделенными жизнью», с которыми «тот, который знает всех» имел дело изо дня в день, были жрецы.

Мудрость и золото

О том, как жрецы боролись за место у трона и за возможность давать сыну солнца советы, рассказывается во многих папирусах. Более того, судя по этим свидетельствам, бывали времена, когда служители богов стремились оттеснить царя и править страной по своему разумению. Известно также, что фараоны, чьей обязанностью являлось поддержание страны в мире и согласии, даровали храмам многое — до 10 процентов египетских земель и шести процентов населения страны.

Хозяином сокровищ, что веками скапливалось в стенах храмов, считались, разумеется, сами боги, но и жреческая служба оплачивалась совсем неплохо. Оттого и появилась в семьях египетского духовенства традиция передавать должность по наследству. Иной раз не только сыновья, но даже жены или дочери служителей культа занимали место главы семейства, удалившегося на просторы Иалу — нивы праведников, куда попадали безгрешные души. 

Существует папирус, повествующий о борьбе семьи — деда, отца и внука по имени Потенсе — с группой жрецов, претендовавших на их доходное место. В этом необычайно жестоком противостоянии были хороши любые средства: клевета, интриги — все, вплоть до устранения врага с помощью яда песчаной змеи…

Верховный жрец Ра именовался «Великий Созерцанием Бога», верховный жрец Тота — «Великий Пятерик Храма». Оба они, избираемые непосредственно царем, назначали себе помощников: хемнечеров (рабов божьих»), совершавших в храмах обряды; херихебов — чтецов, выбиравших имя сыну фараона; неокоров («метельщиков храма»), чья работа считалась особенно почетной, а также писцов Дома Жизни, составлявших заупокойные тексты.

Кстати, профессия писца в Древнем Египте считалась почтенной, но порой бывала и опасной. Человек, увы, слаб, искушения поджидают его на каждом шагу, а за всякую подделку или неправильную запись закон Черной Земли карал беспощадно, предписывая публично отсекать преступнику обе руки. Казнь, безусловно, жестокая… Но желание стать грамотным у жителей Та-Кемет данный закон ни в коей мере не отбивал, потому что Тот, даровав людям письменность, одновременно защитил их от соблазнов.

Школы назывались на берегах священного Хапи «здравницами души», так как дурные мысли, согласно представлениям египтян, вызываются к жизни лишь одним — невежеством. Тем же, кто не ленится учиться, обязательно помогает «рассеивающий потемки сердца» бог мудрости с головой ибиса.

Древняя поговорка: «Много мудрости — много печали» — на образование не распространялась. Следуя заветам Тота Носатого, египтяне прилежно учились читать и писать, причем занимались этим усердно и охотно, что доказывают пережившие тысячелетия письма и изображения древних почтальонов, развозивших весточки в огромных, навьюченных на коней мешках…

Каждому по справедливости

Ни одно дело в государстве не совершалось без участия жрецов. И за каждое им несли плату — золотые и серебряные кольца. Все имело свою, определенную законом цену. К слову, даже за поиск пропажи расплачивались установленной суммой. В особых списках, где были зарегистрированы все без исключения египтяне, имелась графа, в которой указывались источники их дохода.

Это правило распространялось и на воров, объединенных в особую касту, во главе которой стоял выборный старшина. Поэтому, обнаружив, что у него из дома пропала какая-либо вещь, любой житель Та-Кемет, охраняемой Извечными, мог обратиться к главе «гильдии воров». Старшина, которому рядовые грабители сдавали добычу по описи, сверялся со своей «конторской книгой» и возвращал вещи пострадавшему. Делалось это, естественно, небескорыстно. Потерпевший платил четверть стоимости собственного имущества, что составляло прибыль вора.

Членов касты воров, при условии точного соблюдения ими устава своего объединения, никакое наказание не ожидало. Губительные серебряные и медные копи, куда ссылали тех, кто посмел восстать против сына Ра, им не грозили. А значит, можно было, получив вознаграждение, вволю попировать, заменив надоевшие лепешки из сердцевины стеблей лотоса на окорок газели и запивая ужин соком благородной лозы из Библа. Принимая от слуги наполненную чашу, они произносили над маленькой позолоченной фигуркой мумии застольную фразу: «Да будем мы петь и веселиться, пока не стали такими, как она!»

Что же касается пострадавших, их траты уплатой четвертины не заканчивались. Разве можно было не возблагодарить богов за то, что семейные ценности возвращены в дом?..

Лекари души

В дни затмения, когда бог солнца закрывал свой лик, его служители говорили: «Ра сделал это, ибо знает, что человек способен предать Извечного в угоду тщеславию или корысти». Рассказывали они и о том, что жена верховного жреца Раусера когда-то зачала от бога Ра троих детей, которым их отец предрек великое будущее. Историю эту завершали словами: «Думай и цени свою жизнь. Так советуют тебе жрецы Ра». Так разве возможно было после таких речей не подарить храму Всевидящего и Всезнающего участок пашни?!

Жрецы Тота без устали напоминали, что именно Тот Носатый определяет высоту, до которой должен подняться великий Хапи во время разлива, отчего зависит плодородие и, следовательно, существование всех жителей Египта. Именно этот милостивый бог вел протокол во время суда Осириса и при этом старался сделать так, чтобы покойного оправдали. Служители Тота, дающего знания врачам, посылали лекарей к тем, у кого нарушался «ход сердца, из которого ведут сосуды к любой части тела», утверждая, что выздоровление будет напрямую зависеть от пожертвований храму. И как же можно было обойти стороной дом бога-избавителя, не принеся ему в жертву хотя бы теленка?

Жрецы были везде. Они знали все и не посвящали в свои таинства никого. Мальчики, отдававшие своих осликов внаем за небольшую плату; колдуньи, готовившие снадобья из глаз обезьяны, перьев ибиса и полотняных тряпиц с черными знаками; верховный судья — джати, носивший на груди изображение богини истины Маат; и даже сам сын солнца — все нуждались в их помощи. При этом далеко не каждый служитель богов проводил в священных трудах целые дни без перерыва. Большинство из них были обязаны исполнять свою работу в храме лишь один месяц из четырех. В эти дни они вели аскетический образ жизни, ежедневно совершали обряд омовения и давали обет воздержания. По истечении же данного срока жрецы возвращались домой и три месяца жили, ни в чем себе не отказывая. Более того, они не были должны служить всю жизнь одному и тому же богу и поэтому время от времени переходили из храма в храм.

Жрецы ценили установившийся порядок жизни и готовы были на многое, лишь бы сохранить и приумножить сыпавшиеся на них блага. Они были посредниками между людьми и богами, но при этом сами оставались всего лишь людьми, которым ничто человеческое не было чуждо.

А между тем, как показала история, ни одному из великих богов, денно и нощно занятых собственными проблемами, не было никакого дела до живущих на Земле Та-Кемет людей. Которые возводили в их честь храмы и, прикрываясь их именами, решали свои личные проблемы: богатели или разорялись, играли на систре или провожали в последний путь усопших, красили волосы, строили канал Та-Тенат или писали повесть о жреце Сетне Хаемусе. И это было правильно…


Тот — Энциклопедия всемирной истории

Тот — египетский бог письма, магии, мудрости и луны. Он был одним из самых важных богов древнего Египта, о котором поочередно говорили, что он был создан сам или рожден из семени Гора из лба Сета. Как сын этих двух божеств (представляющих порядок и хаос соответственно) он также был богом равновесия.

В этом отношении он также был тесно связан как с принципом маат (божественное равновесие), так и с богиней Маат, которая олицетворяла этот принцип (и которую иногда считали его женой). Другой его супругой была богиня Нехеметави («Та, что обнимает тех, кто в нужде»), богиня-покровительница. В образе Аана Тот руководил судом над мертвыми вместе с Осирисом в Зале Истины и теми душами, которые боялись они могли не пройти через суд благополучно, их поощряли обращаться к Тоту за помощью Супругой, наиболее часто связанной с Тотом, была Сешат, богиня письма, хранительница книг и богиня-покровительница библиотек и библиотекарей, которая попеременно была его женой или дочерью.

Удалить рекламу

Реклама

Поклонение Тоту началось в Нижнем Египте, скорее всего, в додинастический период (ок. 6000–3150 гг. до н. э.) и продолжалось в течение птолемеевского периода (323–30 гг. до н. э.), последней династической эры в истории Египта. самый длинный из египетских богов или любое божество любой цивилизации. Его имя часто брали цари Египта (например, Тутмос — «Рожденный Тотом»), писцы и жрецы. Чаще всего его изображают в виде человека с головой ибиса или сидящего бабуина с лунным диском над головой или без него. Он был богом-покровителем писцов, и было сказано, что писцы прольют одну каплю своих чернил в честь Тота, прежде чем приступить к своей повседневной работе.

Название и происхождение

Египетское имя Тота было Джехути (также dhwty ), что означает «Тот, кто подобен ибису». Ибис был священной птицей в Древнем Египте, а также популярным домашним животным и ассоциировался с мудростью. Другими формами его имени являются Джехути, Тахути, Техути, Зехути, Течу, Тету и Владыка Хемену (позже город Гермополис), который был его главным культовым центром. Гермополис был назван так из-за греческой ассоциации Тота с их богом Гермесом, а для греков Тот стал Гермесом Тримегистом (Тот Трижды Великий, часто называемый «Трижды Великий, Великий»). Он был также известен как «Владыка Маат», «Владыка божественных слов», «Писец Маат в компании богов», а также как справедливый и неподкупный судья.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Тот был также известен как «Владыка Божественных Слов» и как справедливый и неподкупный судья.

Согласно одному преданию, Тот родился «из уст Ра» в начале творения и был известен как «бог без матери». В другой сказке Тот сотворен сам в начале времен и, как ибис, откладывает космическое яйцо, в котором содержится все творение. Он всегда был тесно связан с Ра и понятием божественного порядка и справедливости. В третьем рассказе Борьба Гора и Сета (египетская рукопись ок. 1190-1077 гг. до н.э.), когда Гор и Сет борются за право на власть, говорят, что Тот был создан из семени Гора, которое было случайно проглочено Набор во время борьбы.

Тот родился из лба Сета и, в некоторых версиях, затем выступил посредником в борьбе между богами (в других версиях битва между Гором и Сетом разрешается Нейт, а в других — Исидой). В каждой версии Тот — писец, который записывает события состязания и дает советы богам. Он исцеляет Гора и Сета в разное время в их битве, чтобы убедиться, что обе стороны одинаково способны, и ни одна из них не может получить преимущество над другой, чтобы битва была честной. Таким же образом Тот руководил справедливостью на земле среди людей. Египтолог Джеральдин Пинч пишет:

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Тот подал божественный пример как справедливый судья и неподкупный чиновник. Он поднял Маат, богиню справедливости, к ее отцу Ра. Тот отвечал за разработку и соблюдение законов маат. В этой роли он мог быть как милостивым миротворцем, так и беспощадным палачом. (210)

Поскольку Тоту приписывают создание целого ряда отраслей знания (право, магия, философия, религия, наука и письменность), он считался непогрешимым судьей, способным выносить абсолютно справедливые решения. Греки так восхищались им, что считали его создателем всех знаний на земле и на небесах. Он был так важен для богов, и особенно для Ра, что был избран богом, чтобы вернуть дочь Ра из далеких земель, куда она иногда убегала.

Тот, Рельеф храма в Абидосе

Олаф Тауш (CC BY)

Тот и далекая богиня

Мотив Далекой Богини появляется в ряде египетских мифов, но всегда имеет одно и то же значение, независимо от того, кто эта конкретная богиня или куда она ушла: дочь Ра не соглашается с ним в каком-то вопросе и оставляет его исчезнуть в каком-то далеком земля, и нужно послать кого-то, чтобы вернуть ее; по возвращении она преображает людей. История Далекой Богини также всегда включала Око Ра, всевидящее око, в котором Ра нуждался ежедневно; поэтому необходимо было быстро вернуть богиню и вернуть глаз, но она была слишком сильна, чтобы ее можно было заставить, и задача требовала тонкости. Джеральдин Пинч пишет:

Удалить рекламу

Реклама

Ра выбрал Тота, чтобы вернуть эту далекую богиню из далекой пустыни. Переодевшись бабуином или обезьяной, Тот выполнил свою задачу благодаря смирению, хитрости и настойчивости. Согласно одному сообщению, ему пришлось просить богиню вернуться домой 1077 раз. (210)

В награду за свои услуги Тот получил богиню Нехемтауи в качестве своей супруги, которая, как утверждает Пинч, была «умиротворенной версией Далекой Богини» (210).

Тот также сыграл важную роль в рождении первых пяти богов Египта. Когда Нут забеременела от Геба в начале мира, Ра (также известный как Атум) был так зол, что постановил, что она не будет рожать в любой день года. Тот играл в азартные игры с Иахом, богом луны, на пять дней лунного света. Он выиграл игру и разделил лунный свет Иаха на пять солнечных дней, которые не были частью года, как постановил Ра. Затем Нут смогла родить каждого из своих детей (Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду и Гора) в каждый из дней.

Несмотря на то, что Ра был зол на свою дочь Нут, он уступил и почтил Тота за его участие в обходе указа Ра. Тот получил почетное место в небесной лодке, которая днем ​​пересекала небеса, а ночью Тот помог прогнать змея Апофиса, который стремился уничтожить бога солнца. Его участие в свержении Апофиса связало его с круговоротом дня и ночи и, таким образом, тесно связало его с жизнью людей.

Удалить рекламу

Реклама

Тот и письменное слово

Тот создал письменное слово, которое люди использовали для записи своей истории и отслеживания своей повседневной жизни. Согласно некоторым историям, Тот изобрел слово и дал его человечеству, в то время как в других Тот был создателем, а его супруга Сешат дала людям слова. В других вариантах Тот был создателем, но Осирис или Исида давали слова человечеству. В любом случае Тот является создателем письменности и литературного искусства как для людей, так и для богов. Джеральдин Пинч пишет:

Тот, «превосходный разум», наблюдал и записывал все, что происходило, и каждое утро сообщал об этом Ра. Как хранитель записей богов он был в паре с библиотекарем Сешат. Тот и Сешат знали будущее так же хорошо, как и прошлое. Они писали судьбу человека на кирпичах, на которых родила их мать, и продолжительность правления короля на листьях состаренного дерева. (210)

Таким образом, Тот был связан с концепцией судьбы, хотя эта ответственность была разделена, в различных вариациях мифов разных эпох, с семью Хаторами или другими божествами. Будучи летописцем богов, Тот также вел счет дням людей. Он изображен на ряде изображений, отслеживающих дни и нумерующие годы, по которым египетские писцы смогли записать историю страны.

Тот в образе бабуина

Стивен Г. Джонсон (CC BY-SA)

Писцы, естественно, провозгласили Тота своим покровителем и начали каждый день чтить его. Статуя 18-й династии изображает Тота в виде бабуина с лунным диском на голове, сидящего над работающим писцом за письменным столом. Мы надеемся, что работа этих писцов была одобрена Тотом, который затем разрешил Сешат разместить их в своей бессмертной библиотеке и защитить их в земных.

Удалить рекламу

Реклама

Идея письма, делающего автора бессмертным, пользовалась большим уважением в Египте, поскольку работа писца продолжала жить после его смерти благодаря написанным словам в книгах, но также была известна богам, поскольку Сешат также хранила слова в своих небесных книгах. Писцы имели все основания полагать, что после смерти их тепло встретят в Зале Истины и отправят в рай на Тростниковом поле.

Тот в загробной жизни

Тот регулярно появляется рядом с Осирисом и Анубисом в Зале Истины как писец, который ведет отчеты о жизни души умершего и записывает результат взвешивания сердца против пера истины. Ученый Ричард Х. Уилкинсон комментирует:

В виньетках Книги Мертвых [Тот] стоит перед весами, которые взвешивают сердце умершего и записывают приговор. Эта роль дала Тоту репутацию человека правдивого и честного, и она проявляется в распространенном утверждении, что человек вел свою жизнь «прямо и верно, как Тот». (216)

Его дом в загробной жизни, известный как Особняк Тота, предоставлял душам безопасное место для отдыха и получения магических заклинаний, помогающих им против демонов, которые мешают им достичь рая. Его магия также способствовала оживлению души, которая возвращала мертвых к жизни в подземном мире. Связь письма с магией породила веру в то, что Тот написал магические трактаты, основанные на всем, что он знал о небесах, земле и загробной жизни, и что эти книги были спрятаны, чтобы их могли найти посвященные более поздних поколений. Пинч пишет:

Все погребальные заклинания можно считать творениями Тота. Сложилась традиция, согласно которой Тот написал сорок две книги, содержащие все знания, необходимые человечеству. Часть этого была оккультным знанием, которое открывалось только посвященным, которые не злоупотребляли силой, которую оно им давало. Греки отождествляли Тота со своим богом-посланником Гермесом. Совокупность литературы, известной как «Герметика», претендовала на сохранение учения Гермеса Трисмегиста (Тота Трижды Великого). Со временем Гермес Трисмегист был переосмыслен как великий мыслитель, живший тысячи лет назад. (211)

Это утверждение относительно Тота и 42 книг было впервые сделано отцом церкви Климентом Александрийским (ок. 150-215 гг. н.э.), который записал в своем Stromata , что они были написаны богом Гермесом. Гермес-бог позже был понят как Гермес-мудрец, и в значительной степени таким образом Книга Тота вошла в современное понимание. Вымышленные изображения Книги Тота , написанной либо египетским богом, либо греческим богом, либо греческим мудрецом, появлялись в книгах и фильмах на протяжении прошлого столетия. Постоянное увлечение Тотом и его обширными знаниями является свидетельством его непреходящей популярности.

Статуя Тота [Иллюстрация]

Жорж Перро и Шарль Чипье (1883 г.) (общественное достояние)

Поклонение Тоту и наследие

Главный центр поклонения Тота находился в Гермополисе, но он широко почитался во всей земле Египта. Как и в случае с другими богами, его храмы и святилища служили центром внимания сообщества и источником советов, духовных советов и общей помощи в добыче еды или медицинской помощи. Жрецы Тота были высокообразованными писцами, и его культ был тесно связан с правящим классом. Однако не только монархия или образованная элита восхищались Тотом, как указывает Уилкинсон:

Появление Тота в именах нескольких монархов Нового Царства свидетельствует о важном принятии королевской властью и покровительстве культу бога, но более ранние упоминания о подношениях, сделанных в частных гробницах на празднике Тота, также показывают важность этого бога для лиц, не принадлежащих к королевской семье, и его поклонение, по-видимому, всегда имело широкое распространение среди древних египтян … Амулеты бога в виде ибиса или человека с головой ибиса — иногда встречаются амулеты с божественным глазом веджат, хотя более распространены были амулеты, изображающие его в виде бабуина. Эти амулеты носили при жизни, многие, предположительно, писцы. Мудрость и магические силы, приписываемые Тоту, означали, что он естественным образом вызывался во многих заклинаниях, используемых в народной магии и религии. (216-217)

Его культовый центр в Гермополисе был чрезвычайно популярен. Мумифицированных ибисов и бабуинов продавали паломникам, пришедшим на праздник, в качестве подношений богам по обету. Раскопки близлежащего некрополя Туна-эль-Гебель обнаружили тысячи этих мумифицированных животных. Уилкинсон пишет: «Еще одно большое захоронение ибисов и бабуинов было расположено в Саккаре, и эти катакомбы хорошо иллюстрируют постоянную широкую популярность Тота в религии более поздних периодов (217). Непреходящее почитание Тота также подтверждается количеством амулетов, его, которые были найдены в разные периоды истории Египта.0003

Даже сегодня Тот признан важной духовной сущностью. Помимо тех, кто почитает бога в нью-эйдж, викканских или неоязыческих общинах, он является одним из наиболее известных египетских божеств в популярной культуре. Каирский университет изображает Тота на троне в качестве своего логотипа, а скульптура бога остается одной из самых популярных и узнаваемых после изображений короля Тутанхамона, королевы Нефертити и богини Бастет в современном мире.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Тот, египетский бог-ибис

Хотите узнать больше о Тоте, боге с головой ибиса? Вы хотите узнать больше о различных мифах, окружающих его: миф об Осирисе, миф о Сехмет, миф о Сете и миф об Анубисе?

Вы находитесь в правильном месте: египетская мифология — одна из наших любимых тем!

Египетский бог-ибис, Тот — бог знания, письма, мудрости и писцов. Тот чаще всего изображался в виде человека с головой ибиса, но иногда мог быть представлен и с головой бабуина. 9

  • Характеристики и атрибуты Тота знаний.

    Начнем эту статью с египетских мифов о боге ибисе!

    1) Кто такой Тот?

    Тот играл важную роль во многих египетских мифах.

    Как очень мудрый бог, Тот наблюдает за двумя вечными конфликтами между добром и злом :

    — Битва между Ра  (бог Солнца и царь египетских богов) и Апоп  (змей хаос). Действительно, этой вечной битве нет конца, потому что Апеп каждую ночь хочет съесть Солнце, но Ра все равно мешает ему это сделать.

    — Битва между Гором (бог всех фараонов) и Сетом  (бог хаоса). В египетских мифах Гор сражается с Сетом, чтобы помешать Сету выйти из египетской пустыни с целью свержения нынешнего фараона Египта. Действительно, в египетской мифологии Сет убил Озириса (первого из фараонов и отца Гора) и желает свергнуть каждого «человеческого фараона», сменившего бога Осириса.

    Тот наблюдает и отмечает каждую великую битву египетского пантеона. Он очень осторожен, чтобы никакая посторонняя помощь не могла вмешаться, чтобы помочь ни одному из противников.

    A) Тот и Осирис

    Тот также присутствовал в m yth Осириса , оказывая большую помощь Изиде . После того, как Исида собрала части тела Осириса, расчлененного Сетом, Тот дал ей волшебные слова, чтобы воскресить его, чтобы она могла забеременеть Гором, богом-соколом.

    B) Глаз Уджат

    Когда Гор был ослеплен Сетом во время битвы с ним, именно Тот сделал ему новый волшебный глаз. Именно этот новый глаз позволил Гору видеть даже лучше, чем до потери глаза (знаменитый «уджатский глаз» Гора позволял ему видеть будущее).

    C) Тот и Ра

    Тот известен как « Голос Ра «, поскольку Ра доверил ему миссию произнесения своих божественных желаний . Таким образом, точно так же, как «Бог» в Библии произносит некоторые магические слова для сотворения небес и Земли, Тот – это бог, который произносит магические слова, необходимые для сотворения мира в египетской мифологии.

    D) Создание египетского мира

    Египетская мифология также приписывает Тоту создание 365-дневного календаря . Изначально в египетской мифологии год длился всего 360 дней. Богиня неба Нут, к сожалению, была истощена за все эти дни и поэтому не могла иметь детей.

    Чтобы решить эту проблему, проницательный Тот устроил состязание загадок с египетской Луной, богом Хонсу, и заключил с ним пари 5 дней в году.

    Очевидно, что как бог знаний Тот знал о Вселенной все. В результате Тот легко выиграл состязание загадок (и так 5 дней). В течение этих 5 дополнительных дней Нут могла родить Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.

    Без изобретательности Тота не существовало бы Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды, Анубиса и Гора.  

    2) Мифы о Тоте

    В древнем Египте Тот присутствует в четырех великих мифах:

    — «Миф о богине-льве Сехмет»

    — «Миф об убийстве Осириса его братом Сетом»

    — «Миф о борьбе Сета и Гора»

    — «Миф о взвешивании сердца»

    А) Миф о Сехмет

    Впервые мы находим Тота в заключении мифа о Сехмет.

    Миф о Сехмет начинается с рождения мира, созданного солнечным богом-соколом Ра. Согласно египетской мифологии, вначале существовали только первозданный океан Нун и первобытная Тьма.

    В результате встречи Нун и Тьмы возник божественный зов жизни в образе бога Атума. К Атуму немедленно присоединилось глубоко доброжелательное существо: бог Ра. Бог Солнца с головой сокола Ра смешал с гармонией Тьму и океан Нун, чтобы сформировать все, что составляет вселенную.

    Перемещенный после того, как сформировал Землю и окружающие ее звезды, Ра пролил единственную слезу, из которой родилось человечество. Чтобы вести человечество по добродетельному пути, Ра создает других богов, чтобы они пришли к человечеству :

    Маат : будущая крылатая богиня правосудия. Маат даст миру справедливые, честные и ясные законы (в виде 42 правил, называемых «42 закона Маат»).

    Тот : будущий бог знаний. Тот предложит человечеству мудрость, которая отличит его от животных.

    Осирис : будущий бог-фараон человечества. Миссия Осириса будет заключаться в том, чтобы вести людей по пути к процветанию и миру.

    Ревность Сета к своему брату Осирису повредит планам Ра относительно человечества. Действительно, Сет очень разочарован тем, что Ра не выбрал его первым фараоном человечества, несмотря на то, что он является старшим братом Осириса 9.0016

    В первые дни существования мужчин все шло хорошо. Однако быстро вмешалось катастрофическое событие: убийство Осириса его братом Сетом.

    Когда Ра уехал совершенствовать какие-то звезды далеко от Земли, он не сразу понял, что происходит. Однако на Земле конец совершенного правления Осириса нарушил баланс.

    Лишенные правления Осириса люди впервые испытали на себе великие бедствия, от которых они до сих пор избегали: войну, ненависть, ложь, предательство и грех. Все 42 закона Маат были нарушены, и великое знание, данное Тотом, было в значительной степени утеряно  .

    Когда Ра вернулся на Землю, он увидел теневую часть человечества и решил ее истребить.

    Для этого он приказал своему глазу трансформироваться и истребить все живое на Земле. Его глаз вышел из своей орбиты, чтобы превратиться в богиню-львицу: богиню Сехмет.

    Последняя начала свою гибельную миссию с грусти, но по мере того, как резня прогрессировала, она начала получать от нее все больше и больше удовольствия. Сехмет становилась все более и более жестокой и дошла до того, что стала пить кровь своих беспомощных жертв. Ра, наблюдая за бойней, происходящей на Земле, сжалился над своими человеческими детьми.

    Видя горе Ра, Тот предложил ему план помощи человечеству : вылить в Нил 7000 бочонков пива и красного гренадина, чтобы заманить Сехмет и напоить ее до усталости.

    Сехмет попала в ловушку: она приняла Нил за реку, полную человеческой крови, и обильно выпила смесь пива и гренадина, состряпанную богом-ибисом. Это большое количество алкоголя погрузило ее в глубокую алкогольную кому на целых три дня.

    Очнувшись, богиня-лев уже не имела убийственных намерений и смогла покинуть Землю: древнеегипетский народ был спасен!

    В ознаменование изобретательности бога с головой Ибиса древние египтяне всегда пили пиво, смешанное с гренадином, на берегу Нила во время праздника Сехмет.

    B) Миф об Осирисе

    Прежде чем начать это повествование, кажется, уместно кратко рассказать о египетских божествах. Вот генеалогическое древо, которое позволит вам найти различных божеств великой семьи египетского пантеона:

    События мифа об Осирисе проистекают из ревности Сета к Осирису . Эта ревность может быть объяснена двумя причинами:

    — Первая состоит в том, что Осирис считается совершенным, справедливым и добрым существом. Именно по этой причине их прадед Ра назвал Осириса (а не его старшего брата Сета) своим наследником престола Египта.

    — Вторая причина в том, что Нефтида (сестра-жена Сета) не безразлична к обаянию и харизме Осириса. Однажды ночью, воспользовавшись темнотой, она замаскировалась под Исиду (сестру-жену Осириса), чтобы одурачить Осириса, который действительно принимает ее за свою жену. Благодаря этой хитрости родился Анубис, незаконнорожденный сын Осириса и Нефтиды.

    Эти два события заставили Сет почувствовать ужасную обиду на своего брата . Поэтому он решил разработать уловку, чтобы убить Осириса. Для этого он устроил большой банкет со множеством гостей, в том числе и с Осирисом.

    Во время трапезы Сет приглашает своих гостей принять участие в небольшой игре с бесценным золотым сундуком в качестве трофея для победителя.

    Правила игры просты: тот, кому удастся попасть в этот золотой сундук, получит его. Ранее вырезанный по размерам Осириса, только ему удается попасть внутрь этого сундука. Однако, как только Осирис оказался внутри сундука, Сет закрыл крышку и бросил его в реку Нил, в результате чего его брат утонул.

    Исида немедленно отправилась на поиски сундука, в котором лежало тело ее мужа. Сундук с золотом сел на мель в реке Нил, так что она могла легко его найти.

    Используя свои целительные силы, Изиде удалось воскресить Осириса, но только на одну ночь . Эта единственная ночь позволит Изиде родить Гора, сына, которого она родит от Осириса.

    Исида тогда сделала все, чтобы скрыть тело Осириса от глаз ужасного Сета. Затем Исида начала готовить ритуал, чтобы окончательно вернуть Осириса к жизни.

    К сожалению, все ее попытки спрятать Осириса оказались напрасными, потому что Сет случайно находит тело Осириса, участвуя в большом праздновании его коронации в качестве нового фараона Египта.

    В ярости Сет разрезал тело своего брата на четырнадцать отдельных частей и разбросал их по всему Египту.

    Исида, однако, не растерялась и отправилась на поиски всех частей тела своего мужа. С помощью Тота, Нефтиды и Анубиса она наконец находит тринадцать из четырнадцати частей тела (последняя часть была съедена и переварена рыбой).

    С их помощью ей удается собрать эти тринадцать элементов, связав их полосками. На этот раз, объединив свои силы с силами своей сестры Нефтиды, Изиде удается навсегда вернуть Осириса к жизни.

    Исида, однако, поняла, что недостающая часть Осириса была его репродуктивным органом. Лишенный его, Осирис считался «неполным» и, таким образом, не мог отобрать трон Египта у Сета.

    Тем не менее, на этом история не закончилась: именно в этот момент Гор вступает в игру . Действительно, через 20 лет после смерти своего отца, теперь уже взрослого, Хорус поклялся отомстить за убийство своего отца и вернуть власть, которую узурпировал его дядя.

    C) Гор и Сет

    Когда он почувствовал, что готов, Гор созвал божественное жюри, чтобы доказать, что он является законным царем Египта.

    В состав этого жюри входят Тот (ибис, бог мудрости), Шу (бог ветра) и Ра (бог Солнца). Тот и Шу тут же сходятся во мнении, что восхождение к власти Сета путем убийства (которое к тому же является братоубийством) недопустимо. Поэтому они придерживаются мнения, что трон по праву должен принадлежать Гору.

    Тем не менее, Ра обижен, что его мнение по этому поводу не спросили первым (хотя он первый из богов).

    Таким образом, бог солнечного сокола решает пойти против решения, принятого двумя другими божествами совета. Он заявляет, что Сет, как брат Осириса, имеет такое же право, как и Гор, править египетской землей .

    Таким образом, после этого разделения божественный совет провозглашает, что Гор и Сет должны доказать свою ценность, противостоя друг другу в различных испытаниях. В конце этих тестов жюри будет предложено выбрать между двумя соперниками в соответствии с их соответствующими характеристиками во время этих тестов.

    Если бы Тот и Шу воздержались от высказывания своего мнения, прежде чем спросить его у Ра, никакой конфронтации между Гором и Сетом никогда бы не произошло.

    Противостояния разнообразны и разнообразны: испытание силы, испытание интеллекта, гонки на колесницах и всевозможные дуэли. Во время этих испытаний Сет постоянно использует уловки и жульничество: он побеждает в каждом из событий.

    Исида, мать Гора, заметив многочисленные махинации Сета с правилами, решает вмешаться.

    Во время того, что сегодня называют «испытанием гиппопотама», Сет и Хорус должны принять участие в соревновании по фридайвингу . Они превращаются в бегемотов и ныряют в Нил, затаив дыхание. Тот, кто первым всплывет на поверхность, объявляется проигравшим.

    Чтобы помочь своему сыну, Исида создала волшебный гарпун, чтобы коснуться Сета и забрать у него кислород, пронзив его легкие (чтобы он первым вытащил голову из воды). Исиде удалось коснуться Сета, что привело к поражению Сета (и, таким образом, к первой победе Гора).

    Следуя этой знаменитой части мифа о Сете и Горе, бегемот стал священным животным Сета.

    Несмотря на эту победу, Хорус был далеко не удовлетворен, потому что его план состоял в том, чтобы выиграть честно . Затем он сильно разгневался на свою мать и обезглавил ее. Узнав о действиях Гора, Тот немедленно воскресил Исиду.

    Тем не менее, в качестве наказания за неприемлемое поведение Гора, божественный совет позволил Сету выбрать тему последнего испытания . Затем Сет выбрал очень специфическое последнее событие: лодочную гонку по Нилу с той особенностью, что используемые лодки будут построены только из камня. Тот, кто выиграет гонку, выиграет Египет.

    Измученный трудным днем, Гор решил переночевать на вершине горы. Желая обеспечить себе победу, Сет незаметно последовал за Гором. После того, как его соперник уснул, Сет выколол себе левый глаз, разрезал его на шесть частей и разбросал по долине Нила.

    Опять же, Тот, в интересах честности и справедливости, не мог принять такой дисбаланс. Он отправился на поиски осколков глаза Гора, но нашел только пять из шести. Как следствие, Тот дополнил глаз божественной частицей и вернул его Гору. Благодаря Тоту глаз Гора стал глазом Уджат (глазом, который видит «то-что-не-видимо», то есть прошлое и будущее) .

    Его новый глаз с божественными способностями открыл Хорусу, что «он не выиграет гребную гонку». Обеспокоенный судьбой Египта, Гор должен был найти уловку, чтобы взять верх над своим конкурентом.

    Хорус решил построить деревянную лодку, на которую нанес слой штукатурки, напоминающий гранит. Итак, со стороны легко подумать, что эта лодка на самом деле полностью построена из камня.

    В день гонки Сет не жульничает. Наоборот, он думает, что естественно выиграет, используя вершину горы как лодку. Однако, как только он спускается на воду, его «лодка» опускается на дно Нила (вопреки всем ожиданиям!).

    В приступе гнева Сет бросается на лодку Гора и уничтожает ее. Так раскрывается обман: присяжные понимают, что лодка Гора была не из камня. Сет проигрывает гонку, но Хорус дисквалифицируется.

    Трое присяжных не могут выбирать между неудачником и мошенником, поэтому они не могут решить, кто станет новым царем Египта.

    Затем Ра, Шу и Тот обратились к мудрому и праведному Осирису, который после своей смерти и воскресения стал богом мертвых.

    Осирис не может смириться с тем, что его брат и палач находится у власти. Затем Осирис встал на сторону своего сына Гора. Чтобы убедиться, что жюри следует его выбору, он просит все звезды неба присоединиться к нему в его подземном царстве. Солнце, Луна и звезды, будучи давними друзьями Осириса, явно соглашаются ему помочь. Таким образом, мир живых лишен всего, что дает свет.

    Ра, Шу, и Тот не имеют другого выбора, кроме как принять решение Осириса .

    Фильм «Боги Египта» восходит к мифу об Осирисе, а затем к мифу о Горе (по модулю некоторых приближений!).

    Хор встречает счастливый конец : он становится бесспорным царем Египта и берет Хатор, богиню любви, в жены.

    Тем временем Сет сослан в пустыню . Он начнет вечное путешествие покаяния вместе с Ра на «Солнечной ладье». Его новая задача — сопровождать бога Солнца в его миссии по освещению небес и Земли.

    Именно Сет защищает отца всех богов от злых существ, желающих поглотить Солнце, которое Ра носит на голове. Сет особенно отличился в своих битвах против Апепа, гигантского бога-змея, пожирающего звезды.

    Его моральное искупление делает Сета популярным и любимым богом среди древних египтян. Сет стал символом победы добра над грызущим его злом.

    D) Взвешивание сердца

    Наконец, Тот встречается в египетском мифе о ритуале суда над мертвыми, называемом «Взвешивание сердца».

    У древних египтян рай описывался как одновременно подземный, земной и небесный:

    «Подземная загробная жизнь» была местом обитания злых духов , содержащих преступников и еретиков. Они обречены вечно терпеть страдания и лишения.

    «Земная загробная жизнь» была раем праведных и честных египетских духов . Эти древние египтяне живут второй нормальной жизнью: они работают на своих полях (или, по крайней мере, выполняют работу, которая была у них при жизни). Однако этот мир – рай, потому что все урожаи превосходны, а условия труда изо дня в день всегда идеальны.

    «Небесная загробная жизнь» была раем бывших фараонов . Действительно, правители Египта имеют право иметь место на небесах рядом с богами. Здесь фараоны могут помочь различным богам управлять миром мертвых с помощью опыта, полученного ими при жизни.

    Тот, бог-ибис, вмешивается, чтобы распределить мертвых по этим трем разным местам.

    Миф о «Взвешивании сердца» поощряет добрые дела и удерживает от плохих, вызывая вечное наказание через богиню Аммит.

    Тот присутствует на заключительном этапе W взросления   Сердца  , которое завершает путешествие душ умерших. Вот различные этапы этого долгого путешествия :

    Когда египтянин умирает , его душа (его «ба») отделяется от его тела (его «ка»). Затем ба спускается в подземный мир и должен полностью пересечь его. Затем душа стремится достичь последних врат, где находятся боги Осирис, Тот, Анубис и Аммит.

    Суд весов может начаться : Анубис кладет сердце только что прибывшей души на одну чашу весов. В качестве противовеса сердцу Анубис деликатно кладет перо Маат (богини справедливости). Вес души зависит от грехов и добрых дел того египтянина, которому она принадлежала. Очень быстро отягощенные несколькими грехами, добрые дела предлагают небольшой запас терпимости к тяжести сердца. Поскольку перо почти ничего не весит, если душа слишком виновата, чаша весов склонится в ее сторону.

    Затем Анубис объявляет результат решения Взвешивания Сердца. Тот принимает к сведению это суждение и проверяет с помощью Осириса, что никакое возмущение не могло исказить суждение.

    Затем выносится решение . Если душа добра, она имеет право войти в рай. Тем не менее, если сердце души слишком испорчено грехами, душа будет поглощена египетской богиней, пожирающей душу: Аммит. Душа, поглощенная таким образом, будет обречена оставаться в египетском аду («Подземная загробная жизнь») на всю вечность.

    3) Тот в египетской мифологии

    В египетском божественном пантеоне Тот отвечал за разрешение споров между богами, за магию, за систему письма, за развитие науки и за ведение записей суда над всеми умершими .

    В древнеегипетской империи Тот носил несколько титулов:

    — «Тот, кто измеряет небеса, звезды и землю»

    — «Счетчик времени и времен года»

    — «Бог и повелитель равновесия»

    — «Владыка небесного и божественного тела»

    — «Писец божественного пантеона»

    — «Голос Ра»

    — «Автор все труды по всем отраслям человеческого и божественного знания»

    — «Познавший все, что сокрыто под небесным сводом»

    — «Счетчик династий фараонов Карнака, Фив и Луксора»

    Древние египтяне считали Тота саморожденным существом (точно так же, как бог Ра, создатель всего сущего). Только Тот знал объяснение сложного и бессмысленного явления своего рождения, будучи властелином физических и божественных законов.

    Тоту также приписывают расчеты, использованные Ра для создания небес, звезд, Земли и всего, что на них находится. Также говорят, что Тот руководил движением небесных тел.

    Согласно легенде, создание планов комплекса пирамид Гизы или гробницы Рамсеса II было бы для Тота лишь формальностями.

    Египтологи  (современные историки Египта) обнаружили, что Тот считается автором всех произведений науки, религии, философии и магии . Древние египтяне также утверждали, что он был истинным автором всех прошлых, настоящих и будущих писаний мира. Его миф также хочет, чтобы он спрятал под Землей библиотеку, где бережно хранятся все эти знания.

    Греки также утверждали, что Тот был изобретателем астрологии, математики, геометрии, пирамид, медицины, египетской цивилизации, иероглифического алфавита, папируса и письменности.

    4) Иероглифы в египетской мифологии

    Тот широко известен как изобретатель и создатель иероглифов . Это письмо было настоящей загадкой на протяжении многих веков, потому что его перевод был давно утерян в конце египетской древности.

    Пришлось ждать несколько тысячелетий, пока французский археолог и египтолог Жан-Франсуа Шампольон расшифровал их с помощью знаменитого Розеточного камня .

    Последний имел особенность повторять 3 раза одно и то же заявление на 3 разных языках, провозглашая коронацию король Птолемей V (текст, известный как «Указ Розеттского камня»).

    Шампольон открыл значение иероглифической части текста на основе двух других текстов (на греческом и демотическом, которые были хорошо известными языками того времени).

    Таким образом, мы многим обязаны Шампольону, потому что благодаря этому успешному переводу все иероглифы стали расшифровываемыми. Целый раздел истории Древнего Египта, который казался потерянным навсегда, можно было открыть заново.

    Шампольон не только позволил нам выучить новый мертвый язык. Он также был тем, кто позволил нам приоткрыть завесу над многими тайнами Египта, значения которых скрыты в иероглифах. Бальзамирование мумий, история Книги Мертвых, легенда о Сфинксе и множество других замечательных фактов о цивилизации Верхнего и Нижнего Египта!

    Бог Тот

    Теперь вы знаете все о боге Тоте . Таким образом, вы сейчас осваиваете следующие предметы:

    • Характеристики бога ибиса
    • История 4 великих мифов об основании с участием Тота
    • Связь между Тотом и египетскими иероглифами

    После этого фантастического прочтения мы можем только порекомендовать вам посетить наши различные коллекции украшения, связанные с Египтом Тота и Ра: наши египетские ожерелья, египетские браслеты и египетские кольца для вас!

    Откройте для себя нашу коллекцию ожерелий анкх , вдохновленную мифами 9-го века.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *