Египет древний мифология: Египетская мифология

Мифология смерти. Часть 3. Древний Египет

Одним из загадочных периодов на Земле, до сих пор неизведанных и не раскрытых для умов учёных, остаётся эпоха Древнего Египта. Быть может, современный человек никогда не узнает правды возникновения пирамид, Сфинкса, рисунков в гробницах, но мы имеем овеянные мистикой, пропахшие жжёными травами и умасленные ароматными маслами мифы и ритуалы народа, жившего на берегу священной реки Нил под тенью фиников и пальм. Продолжая рубрику «Мифология смерти», поговорим о похоронной культуре Древнего Египта.

«…каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким прочих людей», — писал Гомер о египтянах.

На самом деле сфинксов в Древнем Египте было больше, чем один знаменитый – это вообще было распространённое символичное украшение и оберег во многих царских дворцах и Божественных храмах с необъятными колоннадами.

В Древнем Египте существовал огромный по площади некрополь, расположенный и сохранившийся до наших дней на левом берегу Нила.

«Город мёртвых», «Мемнониум», Долина Царей и Цариц, укрыл в своей тишине не меньше ста пятидесяти миллионов человек. И первая усыпальница была возведена для фараона Тутмоса Первого. На той территории в хижинах сразу и жили бальзамировщики, располагались лавки с каменными и деревянными саркофагами, полотнами для пеленания мумий, украшениями и животными для жертвоприношений.

Египтяне поклонялись Богу Солнца – Ра. Подземным царством ведал Бог Осирис, своим образом олицетворявший вечное возрождение и смерть природы (по легенде, его растерзал брат Сет, а супруга Богиня Исида и сын Гор оживили). В египетском пантеоне занимали немаловажное место обожествлённые животные – Бог Луны Тот (в облике птицы Ибис), бык Апис, кошки.

Именно Древнему Египту присуща в большей мере философия смерти. В их картине мира после жизни земной всегда наступает – загробная, а её обеспечивало соблюдение сложной системы ритуалов. Предметы жизни под солнцем должны были перекочёвывать в жизнь после смерти, поэтому могилы и пирамиды всегда были начинены оружием, транспортом, всевозможными фигурками слуг, кувшинами, драгоценностями, всего, что понадобиться там.

Мумификация связана с представлением египтян о месте человека в мире. Если тело исчезнет, возможности жить уже не будет. Поэтому много усилий прилагалось для качественного бальзамирования умершего и хранения в саркофаге, и, в том числе, было немаловажно передавать в скульптурах и настенных рисунках сходство с первообразом.

Изначально египтяне хоронили людей даже без использования гробов – закапывали в горячий сухой песок, что сохраняло тело, подсушивая, как при смерти. Но затем появилась искусство мумифицирования, достигшее высоты в период Нового царства. Перед процессом, чтобы осушить, в тело вводили соду или клали его в порошковые содовые ванны до 60-70 дней. Через разрез в диафрагме добирались до внутренних органов. Сердце оставляли на своём месте и, бывало, почки. Органы обрабатывали и перекладывали в отдельные сосуды. Мозг удаляли изогнутыми инструментами через ноздрю.

После этого тело набивали пеплом, опилками для принятия формы, возвращали вынутые внутренние органы, раскрашивали, надевали парик и устанавливали искусственные глаза из камня или ткани. А разрезы на теле склеивали.

На пеленание уходило много ярдов ткани. Обмотав спиралью раз, на ткань клали амулеты, а затем обмазывали смолой, и так в несколько этапов.

Живые относились к умершим как к продолжающим жить, и нередко в гробницах археологи находят «Письма к мёртвым», где родственники обращаются с вопросами и пожеланиями (чаще всего, если у них случались неприятности, то спрашивали, за что так поступил покойный, насылая проблемы?).

У египтян существовали свитки, на которых были написаны заговоры, позволявшие мёртвым пройти свой загробный путь, не поддавшись злым демонам. Название им «Книга мёртвых». Она вмещала описания пути, толкование обычаев, расшифровка деталей. Главной задачей свитков было декларирование жизни покойных.

Писательница Барбара Мерц в книге «Красная земля, Чёрная земля» выразилась, что «страх перед мёртвыми вызывается страхом перед смертью. […] способ защиты от мёртвых – это забота о них: если вы содержите их в достатке и счастии, они не будут вредить и даже могут помочь вам». И в то же время: «Забота о мёртвых – это шаг вперёд. […] Старый спор о том, что именно породило захоронения – страх или привязанность, — бессмыслен: ничто не препятствовало этим причинам действовать вместе».

Мифология древнего Египта. История мировой культуры

Мифология древнего Египта

Мифология египтян неоднородна по сравнению, скажем, с греческой, что не удивительно, так как она более древняя. Обычным было наличие нескольких представлений об объекте. Так, небо изображалось в виде крыльев коршуна, поддерживаемых двумя столпами, коровы и т. д. Отсюда делается вывод, что все представления рассматривались как символы. «Нет сомнения, что в самом начале их истории, около 3000 г. до н. э., египтяне понимали, что идею неба нельзя постичь непосредственно разумом и чувственным опытом. Они сознательно пользовались символами для того, чтобы объяснить ее в категориях, понятных людям их времени.

Но поскольку никакой символ не может схватить всю суть того, что он выражает, увеличение числа символов скорее способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение» (Мифологии древнего мира… С. 59–60).

В египетской мифологии отсутствует логическая последовательность, что указывает на древность мифов. Каждый бог выполняет много функций, и сами боги часто замещают друг друга. То, что многие из них имеют головы животных, указывает на тотемические корни египетской мифологии. Такие боги – модификации тотемов отдельных поселений.

В доисторических мифологических представлениях фигурирует первобытный океан, из которого поднялся земляной холм «в виде пламени и породил первое живое существо. Это была либо змея, которую рассматривали как первое» тело» любого местного божества в исторические времена, либо жук, впоследствии ставший скарабеем египетской религии» (Там же. С. 67). Эти представления перекликаются с реальным ежегодно повторяющимся освобождением земли, когда нильское половодье идет на убыль.

Позже появилось представление о боге Солнца Ра, который создал все на Земле и из слез которого появились люди.

В мифе о сотворении мира верховный бог утверждает, что все создал из первоначального хаоса, который был его отцом. Из вод хаоса выступил бугорок сырой земли. На нем появился Атум, создатель. Он породил бога Шу и богиню Тефнут, воздух и влагу. Шу и Тефнут породили богов земли и неба Геба и Нут, родивших Изиду, Осириса, Сета и Нефтис. Эта группа составила «гелеопольскую девятку»; Атум слился с богом Солнца Ра и стал называться Ра-Атум.

В другой мемфисской версии творцом мира является Птах, главный бог Мемфиса, а мир создается не физическим процессом, а материализацией слов, являющихся следствием мыслей сердца.

Наиболее значительный в Египетской мифологии и популярный не только в Египте миф об Осирисе известен 5000 лет. Согласно «Текстам пирамид» Осирис был древним царем Египта. Все любили его, за исключением брата Сета, который, завидуя, убил его. Жена Осириса Изида долго искала тело мужа и, наконец, найдя его, воскресила и зачала от него ребенка, Гора.

Сет, не успокоившись, во второй раз убив Осириса, разрубил его тело на мелкие куски и разбросал по всему Египту. Изида собирала эти части и хоронила каждую там, где находила. Воскрешенный богами Осирис стал правителем царства мертвых, а сын его Гор, одолев дядю, возвратил отцовский трон. Смерть Осириса – символ ежегодной смерти растительности, воскресающей в побегах следующего года. Это миф о вечном возвращении творящего бога. Погибший бог растительности воскресает в виде новых растений. Предполагают, что находимые в пирамидах кучи зерна могут олицетворять Осириса. Так или иначе, параллель между мифом об убийстве Осириса и основополагающей для Древнего Египта сельскохозяйственной реальностью очевидна.

В последний месяц сезона наводнения, когда вода начинала спадать, в Древнем Египте совершался обряд прорастания зерна и праздновалось воскрешение Осириса. «Ликующий крик» мы нашли его, мы радуемся» громко звучал по всей стране, когда нильской водой смачивали землю и помещали ее с зерном в глиняную форму» (Мифология древнего мира… С. 106).

Данный миф повторяется в сказке о двух братьях Правде и Кривде. Кривда ослепляет Правду, а сын последнего борется с Кривдой на суде, чтобы отомстить за отца. Связь умирающего и воскресающего Осириса с воскресением мертвых позволяет вспомнить и представление о Фениксе – священной птице древних египтян, сжигающей себя и возрождающейся из пепла.

Миф об Осирисе важен для египтян еще и потому, что человек мог надеяться воскреснуть после смерти, как Осирис. В пользу этого предположения говорит то, что погребальный ритуал повторял легенду об Осирисе, отождествляя покойного с этим богом. А сам гроб делался в форме Осириса.

Миф о борьбе Осириса и его сына Гора с Сетом можно трактовать как борьбу почитаемых на севере богов Осириса и Гора с богом юга Сетом. В мифе Гор побеждает Сета, тогда как в реальности, наоборот, юг завоевал север.

Так как в основе мифов лежат мистические представления, можно комментировать их мистически, что и делает Р. Штайнер. Он интерпретирует миф об Осирисе как миф о рождении мира путем разрывания тела Осириса. Это первое рождение через жертву. Ставший жертвой бог возрождается, чтобы умереть вновь. Осирис – бог-отец, а Изида – великая мать, не только дающая людям пропитание, но и приобщающая их к божественному.

Идея вечного и вселенского бога засвидетельствована в самом начале египетской истории и возникла вследствие политического объединения страны. На звание высшего божества претендовали также бог Фив Амон и бог Атон, которого приказал почитать в качестве высшего и единственного фараон Эхнатон, названный «первой личностью в истории». Попытка ввести монотеизм, предпринятая во II тысячелетии до н. э., погибла вместе с Эхнатоном, который правил с 1419 по 1402 г.

Одним из важнейших для египтян, определявшим их погребальные ритуалы и содержание древнейших текстов, было представление о суде после смерти, который решает дальнейшую судьбу человека. Загробный суд – один из высших культурных принципов человечества наравне с концепцией происхождения и развития мира. На загробном суде, возглавляемом Осирисом, обвинителем был бог мудрости и божественный писец Тот с головой ибиса – очень важный бог, изобретший весьма ценимое египтянами письмо, а Анубис, бог с головой шакала, взвешивал сердце покойного на весах, причем оно должно было уравновесить страусовое перо, символ богини истины, закона и справедливости Маат. Рядом был Пожиратель Теней, зверь с головой крокодила, передней частью туловища льва и задней – гиппопотама. Тот заставлял свидетельствовать душу покойного. Вот один из ответов. «Я давал хлеб голодному, воду жаждущему, одежду нагому. Никогда не делал я ничего дурного против какого?либо человека. Я защищал слабого от того, кто был сильнее его. Я судил между двумя людьми так, что они были удовлетворены. Я был почтителен к моему отцу и добр к моей матери. Никогда не брал я вещи, принадлежащие другому. Никогда не говорил я ничего дурного ни против кого. Я говорил правду, я поступал по справедливости» (Цит. по: Мерц Б. Красная земля… С. 392–393).

Тот объявлял заключение суду, основываясь на показаниях весов. Суд принимал доводы Тота и выносил приговор. Если умерший был оправдан, он получал земельный участок в одну десятину, находящийся в Полях Удовлетворения. В потустороннем мире праведник тоже работал, только злаки там вырастали выше человеческого роста. Но если человек грешил на Земле, его сердце перевешивало перо и приговором была «смерть во второй раз». Если боги решали, что злодеяния человека более многочисленны, чем добрые дела, они отдавали его во власть Пожирателя Теней, который разрывал на части его душу и тело, так что дыхание жизни к нему уже не возвращалось никогда.

Египетская цивилизация имела самый сложный посмертный ритуал из известных на Земле. В основе была надежда на достижение вечной жизни при надлежащем погребении. Погребальные обряды основывались на двух представлениях. «Первое – это вера в то, что умершие вели некое призрачное существование и могли быть враждебны по отношению к оставшимся в живых… Второе… естественное человеческое побуждение снабдить покойного тем, что ему принадлежало, в чем он нуждался и что любил на земле, чтобы он мог радоваться этому и пользоваться этим так долго и таким образом, как только возможно» (Мифологии древнего мира… С. 86).

Древние египтяне заботились о богах и мертвых больше, чем о живых. Что касается богов, то в этом на них похожи некоторые другие нации, а вот что касается мертвых, то здесь египтяне уникальны. Для них, как потом для Гильгамеша, смерть была врагом № 1, которого нужно победить во что бы то ни стало. Для этого строились пирамиды и применялось бальзамирование. К этому прибавлялась боязнь духов умерших и вреда, который они могут причинить оставшимся в живых (это характерно в наибольшей степени для китайской культуры, но также и для египтян). В «Письмах к мертвым» муж спрашивает у своей покойной жены: «Что дурного сделал я тебе, за что должен был я прийти к такому жалкому состоянию, в котором я нахожусь?» (Цит. по: Мерц Б. Красная земля… С. 327).

Египтяне считали, что на подобающее существование после смерти нельзя надеяться без надлежащего погребения. Это относилось ко всем людям, но особые размеры приобрело в отношении к правителям. Фараон в соответствии с египетской мифологией с начала первой династии считался богом Гором, который изображался в виде сокола. Таким образом, Гор представлялся троицей из небесного царя, земного царя и сокола. Цель египетской космологии состояла не только в том, чтобы объяснить происхождение мира, но и доказать божественность царя. Вот отрывок диалога, который происходит после смерти царя с его сыном, становящимся царем и богом.

«Вопрос: Ты человек. Это твой отец Гор.

Ответ: Я бог Гор, потому что мой отец – Гор, умер. Он стал Осирисом, потому что тело его погребено в земле, как зерно, а его дух поднялся к небу в виде растительности.

Вопрос: Как случилось, что Гор, бог умер?

Ответ: Смерть бога не может произойти иначе, как посредством убийства. Только равный Гору, его брат Сет, имел достаточно силы, чтобы убить его» (Мифологии древнего мира… С. 76).

Боги давали царям новую жизнь. Как зерно, прорастая в земле, возрождается, так и фараон, обретя вновь душу, возрождается. Тело его должно сохраняться и быть готовым к тому, чтобы в него снова вошла душа. В сохранении тела суть мумификации, что может стать причиной бальзамирования и в наше время. Смысл строительства пирамид понятен из следующих слов: «Умерший царь становится Осирисом в своей гробнице, где должен теперь начаться цикл трансформации: мертвый бог будет рожден вновь» (Там же. С. 84).

Египтяне верили в то, что умершие продолжают существовать. Пирамида была местопребыванием тела бога, обожествленного и преображенного царя. Все излишки средств шли на строительство пирамид для фараонов, саркофагов – для элиты, что считалось важнейшим делом. Пирамиды, как и сфинксы, стали символами египетской цивилизации.

Божественность фараона можно интерпретировать как его приобщение к вечному, находящемуся в человеке. После ознакомления с мистикой понятны слова Штайнера, что «Осирис, как мировое существо, есть Единый, и однако он пребывает неделимо в каждой человеческой душе. Каждый человек – Осирис, но тем не менее должен быть представлен и Единый Осирис, как некое определенное существо. Человек подлежит развитию, и в конце пути его ожидает божественное бытие… Живя, как Осирис, и проделав все, что проделал он, человек становится совершенным. Миф об Осирисе приобретает, так сказать, более глубокое значение. Он становится прообразом того, кто хочет пробудить в себе вечное» (Штайнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности. Ереван, 1991. С. 79–80).

Древний Египет – это классическая цивилизация мистерий. Мистерии в духовном аспекте столь же характерны для египетской культуры, как в материальном – пирамиды и мумии. Основу мистерий составляет борьба между низшей, животной, и духовной природой. Мистерия является формой приобщения к высшему знанию. «Человек, стремящийся к высшему бытию, должен микрокосмически повторить в себе макрокосмический мировой процесс Осириса. Таков смысл египетского» посвящения»… Все, что мы знаем об обрядах посвящения, получает свое объяснение отсюда. Человек подвергался таинственным процедурам. Этим убивалась его земная природа и пробуждалась высшая» (Там же. С. 80–81).

Вера в загробный мир не была безусловной и разбавлялась скептицизмом. «Никто еще не приходил оттуда, чтобы рассказать, что там», – читаем в одном из текстов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Энель: Корни «творения» и учение храмов Древнего Египта[253]

Энель: Корни «творения» и учение храмов Древнего Египта[253] Конечно, очень трудно и, может быть, даже совершенно невозможно в настоящее время узнать, чем на самом деле была древнеегипетская традиция, полностью исчезнувшая за столько прошедших веков; различные же

Небо Египта

Небо Египта На небе души проходят через три этапа. Поля Иалу,[126] блаженная страна, где урожай в шесть локтей высотой вознаграждает труд умерших; Поля Подношений, где стол всегда накрыт, и неисчислимых воздаяний достигаешь без труда и усилия; Дуат, куда умерший проникает в

Энель: КОРНИ «ТВОРЕНИЯ» И УЧЕНИЕ ХРАМОВ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА[77]

Энель: КОРНИ «ТВОРЕНИЯ» И УЧЕНИЕ ХРАМОВ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА[77] Конечно, очень трудно и, может быть, даже совершенно невозможно в настоящее время узнать, чем на самом деле была древнеегипетская традиция, полностью исчезнувшая за столько прошедших веков; различные же

1.

Мифология

1. Мифология Любители античности будут осчастливлены тем, что для такой универсальной античной категории, как гармония, имеется специальный мифологический образ, который тоже носил имя гармонии.а) Оказывается, что Гармония была не больше и не меньше, как дочерью Ареса и

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях События волшебных сказок отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность…Анализ сказок и мифов – путь контактирования с архетипическими идеями. Если мы понимаем

ТАЙНАЯ МУДРОСТЬ ЕГИПТА

ТАЙНАЯ МУДРОСТЬ ЕГИПТА «Если, покинув тело, ты поднимаешься в свободный эфир, то станешь богом бессмертным, избегнувшим смерти». В этом изречении Эмпедокла как бы вкратце заключено то, что древние египтяне думали о вечном начале в человеке и о его связи с божественным.

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях События волшебных сказок отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность… Анализ сказок и мифов – путь контактирования с архетипическими идеями. Если мы понимаем

История Египта

История Египта «Aegiptos» – так древнегреческие писатели называли резиденцию фараонов Мемфиса – «жилище богов». Египетскую цивилизацию можно рассматривать как древнейшую из полноценных цивилизаций, т. е. обладающих городами и письменностью. В том, что она находится здесь,

Искусство древнего Египта

Искусство древнего Египта Египетская письменность, изобретенная более 5000 лет назад, представляла собой употребление рисунков в виде знаков. «Некоторые знаки обозначали звуки, другие – идеограммы и целые слова, третьи – целые классы объектов, к которым принадлежало

Мифология древнего Рима

Мифология древнего Рима Первичные мифы римской цивилизации, например, миф о выкармливании волчицей двух братьев – основателей Рима, – мало чем отличаются от мифов первобытных народов. Тит Ливий пишет, что первый культ, учрежденный на римской земле Ромулом, был культ

КОНЕЦ ЕГИПТА

КОНЕЦ ЕГИПТА I«Так говорит Господь: опустеет Египет среди опустошенных земель, и города его будут среди опустошенных городов. И узнают, что Я — Господь» (Иез. XXX, 6–8).Это пророчество исполнилось и доныне исполняется. Над другими землями опустошение проходит однажды, а над

Конец Египта

Конец Египта I «Так говорит Господь: опустеет Египет среди опустошенных земель, и города его будут среди опустошенных городов. И узнают, что Я – Господь» (Иез. XXX, 6–8).Это пророчество исполнилось и доныне исполняется. Над другими землями опустошение проходит однажды, а над

Ра, Бог-Творец Древнего Египта

В северо-западном квартале пригорода Каира, покрытом 20 метрами земли, развития и утраченных отголосков истории, находится древний Иун, город, ставший свидетелем сотворения вселенной. Этот город, позднее названный греками Гелиополисом (городом бога солнца), а арабами позднее Айн-Шамс (глаз солнца), вероятно, является одним из старейших религиозных мест в мире. В то время как его нераскопанные остатки лежат под вековыми полями и поселениями, это место остается символическим памятником Ра, величайшему богу древнего Египта. История происхождения того, как Ра породил все, что известно, одновременно увлекательна и проливает свет:

До сотворения, согласно египетской мифологии, только Тьма заключала в себе Первозданный Океан, из которого должна была выйти жизнь. Когда дыхание жизни стало сильным и готовым, сущность по имени Атум решила, что пришло время начать Творение. Остров появился из воды, чтобы поддержать это божество, которое проявилось в форме Ра, бога солнца Египта.

На Первобытном холме Ра сотворил из себя первых богов Шу (Сухость и Воздух) и свою партнершу Тефнут (Влажность), которые породили других богов для завершения Космоса: Геба, бога Земли, и Нут, богиню Неба. . В свою очередь, эти двое породили Принципы жизни, а именно Осириса, Совершенного Существа, который в конечном итоге будет править остальным миром, который Ра был занят созданием, называя элементы. И кстати, человечество произошло из слез его глаз.

Осирис был добрым и мудрым правителем, который научил людей сельскому хозяйству и цивилизации. Со своей сестрой/женой Изидой, которая помогала мужу в творчестве и магии, они образовали идеальную пару. Их брат Сет был сильным, но непокорным, в отличие от своего брата. На самом деле Сет так сильно завидовал Осирису, что убил его, чтобы он мог унаследовать его трон и править Египтом так, как он хотел. Сестра/напарница Сета Нефтида не смогла остановить убийство, несмотря на свою любовь к их братьям и сестрам.

Убить Осириса оказалось не такой уж плохой идеей. Он был воскрешен с помощью магии своей жены достаточно долго, чтобы оплодотворить ее сыном Гором, который позже отомстит за своего отца и вернет себе трон Египта. Затем Осирис отправился в Иной мир, чтобы править умершими, тем самым обеспечив воскресение и цикл жизни.

Но на этом мифы не заканчиваются. Пока стареющий Ра доводил свои творения до совершенства, человечество восстало против него. Бог решился на истребление, снова попросив помощи у своего слезоточивого глаза. Чтобы выполнить свою задачу, глаз превратился в свирепую львицу и начал резать человечество, наслаждаясь ее кормлением. Когда Ра увидел бойню, ему стало жаль любимых детей, которые, как слезы, «вышли из его глаз». Он остановил резню, но отказался больше жить среди людей. Это привело его к путешествию в Потусторонний мир, где Ра создал 12 часов дня, плывя по небу от восточного горизонта к западу, освещая мир и позволяя всем творениям процветать под его лучами. Достигнув западного горизонта, Ра затем оставил землю во тьме на 12 часов ночи, пока он плыл по Подземному миру, освещая мертвых, уничтожая врагов творения и возрождаясь в союзе с Осирисом, богом воскресения.

Когда Ра появился на рассвете на восточном горизонте, он принял форму сокола, известного как Хор-ахты, или Гор Горизонта, сокола, который летит высоко в небе (Гор = тот, кто находится высоко). Но у Ра были другие формы. Он также может быть представлен в виде скарабея по имени хепер (тот, кто возникает) — аналогия, основанная не только на каламбуре между именем скарабея и глаголом «случаться», но и на том, что скарабей, возникающий из пески пустыни при первых лучах солнца, толкая шарик навоза, несущий яйца, считался самосотворенным. К полудню богом солнца снова стал Ра, представленный солнечным диском. На закате он стал Атумом, стариком, завершившим свой жизненный цикл и готовым исчезнуть, чтобы возродиться для нового дня.

Учитывая эту историю, бог Солнца Ра всегда был величайшим богом Египта. В Древнем царстве (2800 г. до н. э.), когда Египет создал свои институты и выразил свою царскую идеологию, обожествленный царь Египта считался сыном бога Солнца. Во время коронации имя царя как сына Ра было начертано на картуше рядом с именем царя Верхнего и Нижнего Египта. Короли возводили для него храмы, наделяя эти храмы землями и духовенством для служения его культу, и они добавляли часовни бога солнца к своим мемориальным храмам по всей стране. К Новому царству (ок. 1500–1000 гг. до н. э.) культ Амона, политического бога Империи, пытался затмить важность Ра. Но короли 18-й династии отреагировали резко. Украшения их гробниц в Долине Царей в Западных Фивах подтверждают верховенство бога солнца, в которого цари слились после смерти, чтобы участвовать в вечной жизни. В коротком «монотеистическом эпизоде» Эхнатона царь отрицал какого-либо бога, кроме самого бога солнца, и написал богу такие чудесные гимны, что позднее они нашли отражение в библейских псалмах царя Давида. Даже после правления Эхнатона большинство великих богов Египта синтезировались с Ра как Амон-Ра, Хнум-Ра, Собек-Ра и так далее. Потребовалось еще несколько столетий и римское завоевание, прежде чем культ Ра пришел в упадок.

И тем не менее, даже сегодня в современном Египте, очарованном своей древней цивилизацией, сказка живет. Отражения Ра до сих пор звучат в фольклоре, поскольку его огненный взгляд восходит к популярным песням и местным выражениям. Слово Ра также появляется во всем, от голливудских фильмов до видеоигр. Ясно, что воскресение этого величайшего древнего Бога продолжается так же предсказуемо, как и восход солнца на востоке.

Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта Джеральдин Пинч

Брэдли

Автор 5 книг3 876 подписчиков

29 июля 2021 г.

Прежде всего, я действительно должен упомянуть, что это хорошее ВВЕДЕНИЕ в египетскую мифологию. Это дает нам хорошую основу для египетской империи, периодов времени, ландшафтов и влияний, прежде чем погрузиться прямо в богов и богинь.

То, чем это НЕ является, является сборником рассказов в стиле греческой мифологии Эдит Гамильтон. В нем действительно есть несколько историй из разных периодов времени, и он дает нам правдоподобную морфологию главных богов, поскольку они становятся менее важными, уступая место другим. Опять же, это естественно для любого общества, которое меняется и хочет дистанцироваться от прошлого, но местами я был немного озадачен.

Вместо того, чтобы копаться достаточно глубоко, чтобы познакомить нас с Осирусом, Исидой, Сетом или Гором, по моему скромному мнению, он уделяет слишком мало времени ни одному из них. А все остальные боги и богини? Иногда мы получаем немного больше, чем имена.

Это может быть просто то, с чем у меня проблема, или, возможно, сами легенды немного скупы на детали. Я пока просто предполагаю, что это последнее. Но я хочу большего.

На самом деле, я думаю, мне следует обратиться прямо к источнику великих вещей, которые у нас ДЕЙСТВИТЕЛЬНО есть, таких как Геродот.

Тем не менее, это очень удобочитаемо, и это был бы очень хороший справочный материал для нового ученика. Итак, вот что.

    Документальная литература на полке 2021 года

3 марта 2010 г.

Это абсолютно необходимая книга для всех, кто изучает религию, богов и богинь Древнего Египта. Он дает превосходное и правдоподобное объяснение происхождения и содержания египетской религии, а также прослеживает мифы и легенды в различных итерациях, доступных в «Текстах пирамид», «Текстах гробов» и «Книге мертвых». Это отличный справочник по многочисленным религиозным центрам и различным сочетаниям божеств, правивших в каждом из них. Среди многих интересных фактов, которые я узнал, было то, что, хотя Египет как страна граничит со Средиземным морем, и, конечно же, древние египтяне были знакомы с плаванием по Нилу на лодках, они не занимались мореплаванием в традиционном смысле, и у них не было Бога/Богини. моря. Однако было несколько божеств, описывающих различные этапы и состояния реки. Просто отличная книга!


    10 июня 2017 г.

    С самого детства меня очень интересовал Египет. После греческой мифологии я решил прочитать египетскую мифологию. Отличное введение! Пинч хорошо структурировал книгу: первые два раздела были разделены на более длинные главы, посвященные очень важным темам египетской мифологии (например, мифическим временным шкалам и т. д.). Это хороший справочник для изучения древнеегипетской мифологии.


      Джеймс

      373 отзыва19 подписчиков

      17 октября 2018 г.

      Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта Джеральдин Пинч, египтолог из Восточного института Оксфордского университета и член редакционной коллегии Журнала древних ближневосточных религий является хорошим справочником по Древнему Египту в целом и их мысли, космологии и религии в частности.

      Она объясняет, что древние египтяне представляли время как линейным, так и циклическим, содержащимся в мифах Древнего Египта. Они переживали прошлое, настоящее и будущее линейного времени (прямолинейного). Линейная мифологическая история Древнего Египта содержала семь этапов: «хаос (предтворение), появление творца (Бога Солнца), сотворение мира и его обитателей, правление бога Солнца, период прямого правления другими божествами (Богами), период (срок) правления полубожественных царей (история) и возвращение к хаосу» (57). Непрерывные циклы распада, смерти и возрождения происходили в циклическом времени. Символически змея, заглатывающая свой хвост (ГК — Уроборос), означает вечность, обновляющуюся вселенную: каждый конец может быть началом. Примеры включают разлив Нила, египетский год, кажущееся путешествие солнца из ночи в день и вечное путешествие души.

      Энциклопедический раздел от А до Я охватывает основные темы и концепции египетской мифологии, а также наиболее важных божеств, демонов и других персонажей. Под буквой «P» появляется PRIMEAVAEL MOUND «первая земля, поднявшаяся над первобытным океаном на заре времен» (180). Комплексный указатель описывает Ка как «жизненную сущность человека, которая продолжала нуждаться в питании после смерти. Показана как двойник человека» (229).

        фольклор-миф история-политика религия-духовность-гностика

      saïd

      5 794 отзыва499 подписчиков

      20 мая 2022

      Один из лучших справочников от ABC-CLIO. Доктор Джеральдин Пинч — признанный египтолог и ученый, и это хорошее введение, вероятно, лучше всего предназначенное для неспециалистов.

        2_nonfiction kmt мифопейя

      22 июля 2022 г.

      Хотелось бы меньше информации в стиле словаря и больше историй, но все же интересно читать.


        Дрю

        168 отзывов4 подписчика

        6 июля 2018 г.

        Эта книга знаменует собой то, что я считаю концом моего увлечения древним Египтом, поскольку единственные книги, которые у меня остались о Египте, — это руководство для начинающих по переводу иероглифов и воплощение французским художником древних мест/городов в период их расцвета. (и книга на французском языке). Я не уверен, насколько полезным будет чтение иероглифов в повседневной жизни, так что кусочки, которые я изучал, уже исчезают. Мне придется некоторое время продолжать учить французский, прежде чем я смогу заняться и другой книгой.

        Так или иначе, эта книга стала отличным завершением этой мини-одержимости, длившейся около 6 месяцев. Уже впитав в себя истории, богов и сквозную историю Древнего Египта, эта книга предоставила столь необходимый и долгожданный контекст.

        Книга начинается с (относительно) краткого обзора 3000-летней истории Древнего Египта, доказывающего историю страны и ее правящих династий. Но где он сиял, так это в объяснении долгосрочных сдвигов в древнеегипетских верованиях, погружении в культурные верования, которые контекстуализируют религиозные практики, и в добавлении деталей о египетском понимании мира/космоса.

        После этого богатого вступительного раздела книга превращается в каталог древнеегипетских богов, мифов и религиозных верований. Даже зная немного о египетских богах, я был взволнован, читая отрывки о моих любимых, так как каждый отрывок содержал подробности, которых я раньше не видел и не слышал.

        Жаль, что я не начал свое небольшое одержимое погружение в древний Египет с этой книги. Это лаконично, проницательно и приземленно, даже когда речь идет о мифах о сотворении мира и богах. Сам Тот держал его на своей полке.

          2018 г. в наличии

        23 июля 2011 г.

        Это хороший справочник по изучению древнеегипетской мифологии. Обратите внимание, что вы не найдете литературу, представленную здесь как таковую, а скорее познакомитесь с Древним Египтом в целом и его мыслью, космологией и религией в частности. Книга начинается с краткого введения в мифы и историю Древнего Египта. Затем он знакомит читателя с тем, как древние египтяне представляли свой мир как с точки зрения линейного времени, так и с точки зрения циклического времени. Безусловно, большая часть книги представляет собой замечательный справочник от А до Я по божествам, темам и концепциям древнеегипетской мифологии. По размеру эта небольшая книга довольно всеобъемлюща и определенно станет полезным ресурсом для будущих исследований Ближнего Востока.

          религиоведение

        12 марта 2022 г.

        Хотя в целом я смог кое-что узнать из этой книги, я не был слишком впечатлен. Я нашел книгу Бетро по иероглифам намного легче для чтения. Хотя меня отталкивает стиль книги, возможно, потому, что эта книга не предназначена для прочтения насквозь. Если он используется только в качестве справочника, то я бы сказал, что было бы очень полезно и полезно держать его в качестве руководства. Однако это не та книга, которую нужно читать насквозь.

          документальная литература

        12 июня 2019 г.

        Хороший обзор богов, богинь и традиций различных египетских династий с использованием примеров из археологических построек и иллюстраций.

        Связи с различными древними текстами помогают объяснить, откуда взялась информация. Некоторые объяснения естественной жизни на Ниле. Хорошее введение, хотя некоторые описания богов, их действий и историй кажутся повторяющимися.

          африка мифология

        Клэр

        431 отзыв32 подписчика

        13 октября 2018 г.

        В основном это было не то, что я искал, а истории из египетской мифологии. Это определенно справочник с кучей исторических сведений, а затем списком богов и богинь от А до Я.

        Истории упоминаются, но это очень сухое чтение. Признаюсь, я просмотрел его.

        Полезнее, если вы занимаетесь исследованиями.

          Справочник по документальной литературе

        10 мая 2022 г.

        Простой для понимания обзор египетской мифологии. Хорошо написан. Первая половина книги представляет собой хороший обзор развития Египта и духовного мировоззрения, а вторая половина дает краткие сведения о каждом из главных божеств.

          slavic-magic-research

        26 февраля 2022 г.

        Очень помогает разобраться в бесчисленных и запутанных египетских богах, богинях и мифологии


          Читать

          просто верили в одного бога, они верили во многих богов. Самым египетским богом был Ра, и египтяне верили, что Тот был его секретарем и советником. В египетской мифологии Тот всегда оставался рядом с Ра, куда бы тот ни пошел. Египтяне верили примерно в 2000 богов, но Ра был богом богов. Давным-давно в Древнем Египте египтяне верили, что люди сделаны из глины. Дело в том, что египтяне обычно делали следующее: когда они начинали превращать тело в мумию, бальзамировщик вытаскивал мозг мертвого человека из носа с помощью длинного металлического крючка. В египетской мифологии кошки были известны как священные животные, а у Тота, секретаря и советника Ра, был лучший животный аватар — ибис. Ра, бог богов, фигурировал во многих мифах и легендах. В египетской мифологии было много богов, но было 12 важных богов, начиная с Ра, затем Анубис, Гор, Тот, Осирис, Исида, Сет, Сехмет, Птах, Хатхор и Нефтида. Наконец, египтяне также верили в реинкарнацию.

          Египетская мифология и греческая мифология на самом деле немного знакомы друг с другом. В каждой мифологии у них обоих есть бог богов, которым являются Зевс и Ра. После этого у них есть 12 очень важных богов. В греческой мифологии всего 13 богов, но по сравнению с египтянами это ничто, потому что у египтян более 2000 богов и богинь. Обе мифологии верят в загробную жизнь и имеют одни и те же правила входа в загробную жизнь, например, веру в богов, религиозные верования и традиции. Как сказано в первом абзаце, египтяне верили в реинкарнацию, но греки в нее не верили. В греческой мифологии кошки не были священными животными, но для египтян это было так.

          Эту книгу можно рекомендовать для многих классов, например, для 6-9 классов, потому что это очень увлекательная книга. Прошло много времени с тех пор, как люди не читали о египтянах, и на самом деле очень весело читать о них. Эту книгу можно порекомендовать многим типам людей, в том числе тем, кто любит читать о мифологии, а также о забавных богах. После этого, если люди прочитают эту книгу, они узнают больше о древней истории Египта. Наконец, люди, способные понять эту книгу, никогда не отдадут ее в библиотеку, потому что она им понравится, и всем понравится книга «Египетская мифология».


            26 августа 2018 г.

            Пока я читал, я обязательно делал заметки о богах и богинях, которые занимали мой разум. Я узнал, что древние греки перерабатывали знания египтян, что неудивительно. Жаль, что европейцы так увлечены египетской культурой, но никоим образом не могут уважать знания, которыми с ними поделились египтяне. Древние египтяне были черными. Арабы не вторгались до 7 века. Зачем пытаться стереть мою историю? Доказательство в пудинге; мы можем посмотреть на одежду, которую носили, и сравнить с материалом, который использовали жители Западной Африки. Даже арабский язык относительно отличается от того, что использовали египтяне. Египтяне потеряли свою землю, когда решили разделить власть. Когда вы разделяете власть, вы теряете способность эффективно управлять, поэтому в Египет вторглись персы, греки и арабы. После тысячелетнего вторжения наша кровь была разбавлена. Я никому не позволю удалить коренное население из Египта.

            На уроке биологической антропологии я узнал, что европейцы выкапывали тела африканцев и коренных американцев, чтобы доказать свое физическое и умственное превосходство. Из этой книги мы узнаем, что в 19 веке европейцы устраивали вечеринки по развёртыванию мумий. Полное игнорирование ритуалов, которые использовались для направления мертвых в загробную жизнь. Песнопения были написаны внутри и снаружи гробов, чтобы защитить умершего.

            Мое последнее обращение ко всем читателям будет таким:

            Уважайте мой разум, уважайте мертвых и уважайте моих богов.

            Мир!


              Mac

              416 отзывов8 подписчиков

              20 сентября 2016 г.

              Недавно я прослушал цикл лекций по истории Древнего Египта. Меня увлекла эта тема, и я захотел узнать больше о мифологии и религии людей в долине Нила. «Египетская мифология» Джеральдин Пинч была именно тем, что я искал.

              В своей книге Пинч сначала исследует историю Египта, обращая внимание на различные сохранившиеся источники, которые дают подсказки о египетских богах и богинях. Во втором разделе делается попытка рассказать историю создания египтян и события, которые привели к появлению первых царей на Ниле. Я говорю «пытается», потому что существует много противоречивых версий этих историй. Pinch предлагает варианты, давая хорошее представление об общем потоке. Третий раздел представляет собой алфавитный список важных богов, богинь и концепций египетской мифологии. Многие списки имеют перекрестные ссылки с родственными богами, и Пинч также отмечает первоисточники (тексты пирамид, тексты гробов, Книги мертвых и т. Д.) Для своих интерпретаций. Наконец, в конце книги есть хорошая аннотированная библиография, а также глоссарий технических терминов.

              Если вас интересует эта тема, я очень рекомендую эту книгу. Если не убедительно, текст информативен и понятен. Книга также хорошо иллюстрирована изображениями египетского искусства, которые поддерживают текст.


                31 марта 2016 г.

                Отличное знакомство! Пинч хорошо структурировал книгу: первые два раздела были разделены на более длинные главы, посвященные очень важным темам египетской мифологии (например, мифические временные рамки и т. д.). Их следует прочитать перед прочтением последнего раздела, который состоит из записей о различных божествах и меньших понятиях. В целом книга написана хорошо, хотя я вижу, как кому-то может быть скучно, если они прочитают ее полностью. Учитывая, что я на самом деле *прочел* это, мне иногда хотелось, чтобы она просто использовала имена божеств вместо того, чтобы говорить только Далекую Богиню или Бога Солнца, хотя я понимаю ее причины, по которым она этого не делала. Кроме того, в конце книги есть очень хороший список дополнительных источников!

                В целом, я очень доволен книгой и чувствую, что знаю намного больше о египетской мифологии.

                  Древний Египет История Религия

                Томми

                439 отзывов5 последователей

                2 сентября 2009

                Эта книга была очень хорошим справочным пособием. Я думаю, что Пинч отлично структурировал эту книгу. В нем есть разделы линейного времени, циклического времени и алфавитный справочник Божеств и концепций. Этот план не только прекрасно улавливает все нюансы египетской религии/мифологии, но и показывает различные способы понимания этих идей.

                Пинч очень хорошо объясняет территориальную и изменчивую природу египетских верований и делает все возможное, чтобы поместить их в исторический контекст и показать, какими могли быть настоящие верования (или как они изменились).

                Этот тип книг может быть менее полезным сейчас с преобладанием таких вещей, как википедия, но я все еще думаю, что эта книга — прекрасный ресурс. Достаточно подробный, чтобы быть ценным, но достаточно легкий, чтобы его можно было прочитать.

                  документальная литература

                12 июля 2020 г.

                Поначалу я чувствовал себя немного обманутым, потому что почти половина этой книги представляет собой просто алфавитный каталог различных божеств, демонов и странностей древнеегипетской религии. Однако после того, как я закончил с этим, я смог увидеть логику такой организации. Первые 100 страниц дают достойный обзор религии и ее развития. Вторая половина предназначена для ознакомления. В Египте так много богов и смешанных традиций. Очень сложно держать все в порядке. Так что словарь в конце действительно помогает. В целом книга служит хорошим введением в предмет и будущим справочником.


                  30 ноября 2019 г.

                  Это информативное и легко читаемое введение/справочник по египетской мифологии. Поскольку древние египтяне, похоже, не интересовались ортодоксией или каноническими текстами, их мифы имеют многочисленные и противоречивые версии, а их божества часто взаимозаменяемы или сливаются друг с другом. Результатом является богатый, хотя и несколько сбивающий с толку, цикл мифов, который сам по себе очарователен, но живет и в других мифологиях и религиях мира.


                    24 января 2014 г.

                    Это отличное введение в мифологию Древнего Египта. Эта книга представляет собой не просто энциклопедию богов и богинь, она использует тематический подход и представляет основные истории с использованием основных понятий (таких как творение, смерть, мораль и т. д.). Мне было очень легко пройти через это, и теперь я чувствую, что готов углубиться в эту тему (используя превосходные ресурсы, перечисленные в книге)!


                      Джон

                      306 отзывов1 подписчик

                      1 мая 2018 г.

                      В первых трех главах автор хорошо поработал, дав упрощенное, но всестороннее представление о древней культуре Египта. В четвертой главе он проделал невероятную работу, оживив различных божеств, их истории и отношения с другими божествами. Отличная книга, очень информативная.


                        22 декабря 2019 г.

                        Мне это очень, очень понравилось, и как руководство по древнеегипетским мифам оно было идеальным, но многое из этого предназначено для тех, кто ничего не смыслит в этой теме. Я уже делал, так что многое из этого было как бы освежить в памяти тему, а теперь надо найти что-то поглубже. Тем не менее, это увлекательный очерк предмета, хорошо написанный, и я определенно рекомендую его.


                          5 октября 2020 г.

                          Я многое узнал о божествах древнего Египта. Знаете ли вы, что у древних египтян одновременно были разные космогонии, и они не разбирали их? Или как они считали людей слезами бога-творца? Эта книга наполнена интересными фактами и мифами, вы обязательно узнаете что-то новое.

                            история

                          3 августа 2015 г.

                          Это отличный справочник, и он очень хорошо структурирован. Есть введение с некоторыми мифами и историями, которое сопровождается указателем божеств. Легко переходить назад и вперед и добавлять информацию, чтобы получить более широкую картину. Обязательна к прочтению любителям древней истории.


                            13 марта 2020 г.

                            Очень полное руководство по египетской мифологии, в этой книге есть все, что хотелось бы знать.
                            Поскольку здесь нет связного повествования, в некоторых моментах его трудно отследить, но, тем не менее, это действительно читабельный рассказ.

                              regal-gro

                            16 мая 2020 г.

                            Эта книга представляет собой превосходный и подробный учебник по египетской мифологии. Я был слегка разочарован отсутствием подробностей о некоторых религиозных обрядах, но библиография дает достаточно подробностей о том, где я мог бы найти больше информации на этот счет.


                              6 мая 2011 г.

                              Я купил это, чтобы пополнить свою коллекцию справочников по Древнему Египту. Это ценное дополнение к моей коллекции.


                                Бет

                                684 отзыва58 подписчиков

                                24 июля 2013

                                Чего-то не хватило, пока не понял чего, но суховато.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *