Джучиев улус: от древности к Новому времени

История Улуса Джучи

В совершенной беспечности…

Однако название «Золотая Орда» прочно укоренилось в историографии и современном массовом сознании. Поэтому сегодняшний разговор, думается, правильнее будет начать с названия Улуса Джучи (старшего сына Чингисхана), поскольку в науке уже давно установлено, что «Золотая Орда» является поздним обозначением его улуса, которое вначале закрепилось в русско­язычной литературе, а позднее – в мировой историографии.

Научному осмыслению традиций преемственности в истории Улуса Джучи посвящена новая книга «Орды в политической истории Джучиева улуса», изданная Институтом востоковедения им. Р. Б. Сулейменова. Ее автор – историк Айболат Кушкумбаев.

Почему же «Золотая Орда»? Начнем с того, что корни слова «орда» берут начало из традиций таких древних кочевых империй, как Хунну (Сюнну), которые существовали еще до нашей эры, тюркские каганаты, киданьская держава Ляо. Свои дворцовые ставки они называли «оуто-орда» в значении ханской ставки-резиденции, большой юрты, шат­ра-дворца.

Древняя традиция сооружения переносной золотой юрты-орды, по словам Айболата Кушкумбаева, существовала в степях Центральной Азии очень давно, еще до имперского периода Чингисхана и его преемников. В «Сокровенном сказании монголов» сообщается, что накануне падения Кереитского ханства «Ван-хан… беспечно пировал, воздвигнув себе золотой терем». Посланные Чингисханом разведчики Хариудар и Чахурхан также сообщали, что «Ван-хан в совершенной беспечности пирует и веселится в золотом терему».

После разгрома кереитов золотой шатер Ван-хана передали в награду верным воинам Бадаю и Кишлику за их личные заслуги и преданность. Более точный перевод, осуществленный востоковедом Б. И. Панкратовым, звучит так: «Чингисхан еще соизволил сказать: «За услугу, оказанную Бадаем и Кишликом, пусть они получат большой золотой шатер Он-хана».

Другие переводы «Сокровенного сказания монголов» поясняют, что под «золотым теремом» Ван-хана следует понимать золотую юрту. Сведения о таких юртах-ордах час­то встречаются в исторических источниках. Например, в «Юань-ши» имеется запись за 1208 год, согласно которой Чингисхан после возвращения из военного похода на Си-Ся находился в своей ставке-орде. В комментарии к термину «орда» дается пояснение, что имеется в виду императорская ставка.

Исключительное великолепие

Одно из наиболее ранних сочинений, где встречается термин «орда» в связи с Монгольской империей, относится к китайским источникам. Так, в «Си ю цзи», описывающем путешествие даосского монаха Чань Чуня на запад, сообщается: «Орда, по-нашему сказать, походный дворец. Колесницы и юрты орды имеют величественный вид; такого великолепия не было у древних Шаньюй».

Китайский посол Сюй Тин, один из авторов сочинения «Хэй-да ши-люэ», посетил территорию Монголии в 30-х годах XIII века и оставил подробное описание чингизидских шатров и орд-ставок: «Шатер правителя обращен входом к югу и располагается один впереди остальных. Ряд шатров жен, наложниц – за ним. Гвардия с… чиновниками и подчиненными – в следующем за ними ряду. Обычно то место, где находится охотничий шатер главы татар, все называют ордой».

Сюй Тин далее пишет: «Большой ордой называют только то стойбище, в котором вместе подняты золотой шатер (так называется, потому что его подпорки покрыты золотом) их правителя и все остальные шатры – незаконных императриц и подчиненных. …Когда я, Сюй Тин, прибыл в степи, татары установили золотой шатер. Думаю, его поставили, чтобы показать величественное зрелище послу, которого лично отправил император нашей династии…

Он, золотой шатер, делается из того войлока, который во множестве катают в степи. Для золотого шатра снизу доверху используется войлок в качестве внешнего покрытия. Посередине купола, между связанных ивовых пруть­ев каркаса – окно-отверстие для света, используется более тысячи веревок, чтобы натянуть войлок на каркас. Единственная дверь, порог со столбами внутри шатра – все они обложены золотом, поэтому такое название – золотой шатер.

Внутри него можно поместить несколько сотен человек. Ложе, на котором владетель татар восседает в шатре, походит на амвон внутри буддийского храма, который также декорирован золотом. Жены и наложницы расположены согласно рангам и сидят как будто в загородке».

Китайский посол поделился своими впечатлениями, а затем записал, что внезапно увидел «владетеля татар, который вышел наружу из шатра вместе с одним или двумя спутниками, чтобы пострелять из луков. Владетель татар лично выстрелил 4–5 стрел, дальность стрельбы вышла в 200 шагов. Постреляв, они сразу же вошли в золотой шатер».

Судя по рассказу Сюй Тина, правом воздвигать золотые шат­ры обладали только верховные правители империи – хаганы. А рассуждения китайского посла о том, что монголы возвели такой шатер, чтобы поразить его великолепием и пышностью, вряд ли можно принять всерьез, поскольку такой обычай был известен еще до монголов: он существовал у древних тюрков, киданей и других народов.

Династийная история

До сих пор продолжаются дис­куссии о роли и значении Улуса Джучи в истории народов Евразии. Полемика порой сводится к вопросу, какой современный этнос может считаться прямым наследником Золотой Орды? В российском научном сообществе, например, неоднократно звучала идея о том, что Россия является наследницей Золотой Орды. Другие ученые выступают против отнесения Московского княжества к постордынским государствам.

– Для средневековой истории Казахстана и казахов как титульной нации приоритетное значение имела и будет иметь эпоха чингизидских завоеваний и история Улуса Джучи, – поясняет Айболат Кушкумбаев. – Казахское ханство как исторический преемник появилось именно на культурно-исторической основе Улуса Джучи.

Но как же называли свою империю сами джучиды? Однозначного ответа на этот вопрос нет, хотя он разбирается на протяжении последних 200 лет.

Наиболее известной работой по истории Золотой Орды первой половины XX века является книга Б. Д. Грекова и А. Ю. Якубовского 1937 года. Со ссылкой на восточные источники эти авторы описывают Улус Джучи как большое государство, известное как Синяя Орда (Кок Орда), а в русских летопи­сях – как Золотая Орда. Основателем этого государства, по их мнению, был Бату (он же Батый, второй сын Джучи, внук Чингисхана). Восточнее Золотой Орды находились владения младшего брата Бату – Шейбана (Шибана). Старший брат Бату – Орда-Ичен (Еджен) управлял Белой Ордой (Ак Ордой), располагавшейся вдоль реки Сырдарьи вплоть до гор Улытау на севере.

Именно Белая Орда, вышедшая из состава Золотой Орды, стала предтечей Казахского ханства. В «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней», изданной в 1943-м, записано: «Среди владений, выделившихся из состава Золотой Орды, наиболее тесно была связана с историей будущего Казахского ханства Белая Орда со столицей в городе Сыгнак на Сыр-Дарье. Обособление Белой Орды в отдельное ханство произошло в начале XIV века после смерти хана Токты. Первый хан Белой Орды Сасы-Бука правил государством еще как вассал Золотой Орды».

– Истоки такого понимания кроются в династийном наследовании потомков Джучи, – продолжил Айболат Кушкумбаев. – Динас­тийное понимание истории Улуса Джучи закреплено в итоговой академической истории Казах­стана 1997 года, согласно которой существовали два самостоятельных государства: Золотая Орда, где властвовали потомки Бату, и Ак Орда, где управляли потомки Орда-Ичена.

Один из признанных современных исследователей по Золотой Орде Владимир Костюков писал, что казахстанские историки выб­рали в качестве предшественника Казахского ханства восточное крыло Джучиева улуса, где правили потомки Орда-Ичена – старшего сына Джучи, от которого происходит династия казахских ханов.

От улуса – к Великому государству

Вернемся к термину «Золотая Орда», утвердившемуся в российской историографии. Востоковеды призывают понимать всю условность этого названия, которое восходит к названию ставки Бату «Алтун босағалы ақ өргә» – «Белая орда (юрта) с золотым порогом».

В современной историографии бытует точка зрения, согласно которой на политическом пространстве Улуса Джучи было несколько государств. В прошлой, да и современной публицистике называют такие государства, как Ак Орда, Кок Орда, улус Орда-Ичена, государство кочевых узбеков (или государство Абулхаир-хана), Улус Шибана. При этом каждый из исследователей использует различные версии отождествления данных понятий, что вносит путаницу. Например, для одних авторов Ак Орда тождественна улусу Орда-Ичена, для других – это улус Шибана. Встречаются даже авторы, для которых Ак Орда – это улус Бату.

В новой книге, изданной Институтом востоковедения, указывается, что Улус Джучи появился как административная единица объединенной державы Чингисхана – Великого Улуса кочевников (монголов и тюрков). Но как назывались владения Джучи в составе Монгольской империи?

Согласно «Сокровенному сказанию» Рашида ад-Дина, по отношению к владениям Джучи использовалось понятие улуса – выделенного удела, части, доли. Степень самостоятельности улуса в составе Монгольской империи до сих пор неизвестна. После кончины Джучи в 1225⁄26 году улус был поделен между его старшими сыновьями Орда-Иченом (левое, восточное крыло) и Бату (правое, западное крыло).

Изучение сохранившихся докумен­тов джучидской канцелярии показало, что Улус Джучи позднее, в конце XIV века, стал называться Улуг улусом – Великим государством, что стало явным заимствованием наименования империи Чингисхана. Так, тюркское название Улуг улус фигурирует в ярлыке хана Токтамыша, адресованного литовско-польскому королю Ягайле. Весьма интересным считает Айболат Кушкумбаев, что и в тюркских устных памятниках таким же общим термином обоз­начен улус-держава Джучидов, за которым позднее закрепилось наименование «Золотая Орда».

Чокан Валиханов в свое время писал: «По преданиям своим киргизы (казахи. – Авт.) почитают себя потомками татар Золотой Орды, которая в героических поэ­мах-джирах называется «Ұлұг ұлыс Ноғайлынын Ауыр йурт». В другом документе ученый пишет, что казахский народ «образовался не ранее XIV века при распадении Джучиева улуса», тем самым напрямую связывая появление казахов как отдельной этнокультурной общности с падением Золотой Орды.

Далее Чокан Валиханов указывает, что «во всех ярлыках Золотая Орда называется Ұлұг ұлыс… Мне кажется, слово орда имело и прежде в Золотой Орде такое же значение, как теперь у киргизов и калмыков, и означало в обширном смысле место столицы хана, в тесном – его ставку. Золотая Орда – золотой шатер и юрта, в которой сидел хан. Впоследствии оно обратилось в название городских ставок, где жили ханы. Так что слова ак орда, кук орда, сары орда нужно принимать не как название улуса, а как название главной стоянки, резиденции ханов».

Степное восприятие

Научные выводы Чокана Валиханова находят подтверждение в работах современных исследователей.

– При обозначении государства, существовавшего на территории Улуса Джучи, следует понимать, что Ак Орда, Кок Орда, Боз Орда, Алтын Орда – это прежде всего названия кочевых ставок ханов (в том числе таких стационарных резиденций, как Алтун Таш, Ак Сарай), но никак не названия государств и улусов, – подчеркнул Айболат Кушкумбаев. – Таким образом, сегодня совершенно очевидно, что правители и кочевое тюрко-монгольское население Улуса Джучи не называли свое государство Золотой Ордой.

В народном эпосе «Едиге» встречается словосочетание «Алтыннан соққан ақорда», что буквально означает «золотом насеченная (покрытая) белая орда». Здесь орда – это ставка, резиденция ханов. Для степного тюркского населения ханские ставки Алтын Орда, так же, как и Ак Орда, являлись центрами верховной власти, а свое государство они называли Улусом или Улуг Улусом.

Именно в словосочетании «Улуг Улус», как считает Айболат Кушкумбаев, видится особенность степного восприятия истории Золотой Орды. Сведения из устных эпических произведений ногайлинского цикла о Едиге также подтверждают информацию, что ордой тюркоязычные народы называли ставку – резиденцию ханов.

%d0%94%d0%b6%d1%83%d1%87%d0%b8%d0%b5%d0%b2%20%d1%83%d0%bb%d1%83%d1%81 в английский

4.3.2 [20] <4.1, 4.2> Покажите, как может быть реализован этот блок.

4.3.2 [20] <4.1, 4.2> Show how this block can be implemented.

Literature

Если государство, не являющееся участником Статута, согласилось оказать Суду помощь в соответствии с пунктом 5 статьи 87 и не выбрало язык, на котором такие просьбы должны представляться, просьбы о сотрудничестве представляются либо на одном из рабочих языков Суда, либо сопровождаются переводом на один из таких языков.

When a State not party to the Statute has agreed to provide assistance to the Court under article 87, paragraph 5, and has not made a choice of language for such requests, the requests for cooperation shall either be in or be accompanied by a translation into one of the working languages of the Court.

Коэффициент применения кесарева сечения в Италии заметно вырос за последние 20 лет с 11,2 процента (1980 год) до 33,2 процента (2000 год), и его значение превысило рекомендованные показатели ВОЗ на 10–15 процентов и показатели других европейских стран (например, 21,5 процента в Великобритании и Уэльсе, 17,8 процента в Испании, 15,9 процента во Франции).

Caesarean section rate in Italy has remarkably increased in the last 20 years, from 11.2% (1980) to 33.2% (2000), a value exceeding WHO suggestions by 10 to 15% and other European Countries’ values (i.e. 21.5% in Great Britain and Wales, 17.8% in Spain, 15.9% in France).

Кроме того, в статье 20 Конституции говорится, что начальное образование в государственных школах является обязательным и бесплатным.

Article 20 also provides that basic education is compulsory and is free of charge in Government schools.

В 20 ч. 40 м. два вражеских израильских боевых самолета нарушили воздушное пространство Ливана над Марджаюном.

At 2040 hours, two enemy Israeli warplanes violated Lebanese airspace over Marjaayoun, flying north.

Его сбила машина 20 декабря прошлого года.

Died in a traffic accident on December 20.

OpenSubtitles2018.v3

Если содержимое чувствительно к нагреву или если аэрозольные распылители изготовлены из пластмассы, которая размягчается при такой испытательной температуре, температуру воды следует поддерживать в пределах 20-30°C; однако, в дополнение к этому, один из 2 000 аэрозольных распылителей должен быть испытан при более высокой температуре.

If the contents are sensitive to heat or if the aerosol dispensers are made of plastics material which softens at this test temperature, the temperature of the bath shall be set at between 20 °C and 30 °C but, in addition, one aerosol dispenser in 2000 shall be tested at the higher temperature.

Насколько же это было уместно, ведь выпускники назначались служить в 20 стран мира!

(Matthew 28:19, 20) How appropriate that was, since the graduates are being sent to serve in 20 different countries!

jw2019

Совет управляющих Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в своем решении 25/10 от 20 февраля 2009 года отметил итоги первого специального межправительственного совещания с участием многих заинтересованных сторон, посвященного межправительственной научно-политической платформе по биоразнообразию и экосистемным услугам, состоявшегося 10–12 ноября 2008 года в Путраджайе, Малайзия, а также признал и подчеркнул необходимость укрепления и усиления научно-политического взаимодействия в области биоразнообразия и экосистемных услуг в интересах благосостояния людей и устойчивого развития на всех уровнях.

The Governing Council of the United Nations Environment Programme (UNEP), by its decision 25/10 of 20 February 2009, noted the outcomes of the first ad hoc intergovernmental and multi-stakeholder meeting on an intergovernmental science-policy platform on biodiversity and ecosystem services, held in Putrajaya, Malaysia, from 10 to 12 November 2008, and recognized and emphasized the need to strengthen and improve the science-policy interface for biodiversity and ecosystem services for human well-being and sustainable development at all levels.

Еще 10 минут на 20 подъемов.

10 more minutes you got two 20s.

OpenSubtitles2018.v3

Тебе останется 20 процентов, как агенту, а я возьму 80 процентов.

You keep 20 percent of the royalties, like an agent.

OpenSubtitles2018.v3

Я знала, как высоко Бог ценит человека и его тело, но даже это не останавливало меня. Дженнифер, 20 лет

I knew of God’s high regard for the human body, but even this did not deter me.” —Jennifer, 20.

jw2019

Внедрение расширенной беспроводной сети в целях обеспечения более полного охвата всех основных помещений МООНЛ (залов заседаний) и мест, в которых находятся 20 или более пользователей из числа сотрудников МООНЛ, включая жилые помещения.

Implementation of extended wireless system to cover all main UNMIL facilities (conference rooms) and areas where 20 or more UNMIL users are present, including residences.

Если вы готовы принять небольшой совет друга – отдохните, поспите”20.

If you will now accept some advice from a friend—get some rest, get some sleep.

Literature

В 1998 г. постановлением Кабинета Министров Украины N 513 от 20 апреля ей присвоено имя выдающегося государственного деятеля и ученого профессора Платона Лукича Шупика (1907-1986), который дважды занимал должность министра здравоохранения Украины (1952-1954, 1956-1969), внес весомый вклад в развитие материальной, учебной и научной базы академии, на протяжении 14 лет (1965-1979) заведовал кафедрой социальной медицины и организации здравоохранения (теперь кафедра управления здравоохранением).

The Institute got a new qualification in 1996, in the year of the 5th anniversary of Ukrainian independence. On the 13th of May 1996 the Resolution of the Cabinet of Ministers «On the Formation of Kyiv Medical Academy of Post-graduate Education» was issued, according to it the Academy was considered to be an educational institution of a new type and higher (IV) level of accreditation.

Common crawl

Обращаем внимание на то, что приложение к докладу сопредседателей уже было распространено среди государств-членов в качестве документа Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета (А/63/85‐Е/2008/83).

We would like to point out that an annex to the report of the co-Chairs has already been distributed to Member States as a document of the General Assembly and the Economic and Social Council (A/63/85-E/2008/83).

парламент Венгрии принял Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом (10 сентября 2002 года) и Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма (20 декабря 2002 года).

The Hungarian Parliament promulgated the International Convention for the Suppression of Terrorist Bombings (on 10 September 2002) and the International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism (on 20 December 2002).

К 20-м числам сентября крупная группировка советских войск, включая 42-ю дивизию, оказалась запертой в киевском «котле».

By 20 September a large group of Soviet troops, including the 42nd Division, was locked in Kiev cauldron.

WikiMatrix

Рабочая группа согласилась с тем, что текст проекта статьи 92, как он содержится в документе A/CN.9/WG.III/WP.81, является приемлемым и будет дополнен необходимыми данными.

The Working Group agreed that the text of draft article 92 as contained in A/CN.9/WG.III/WP.81 was acceptable and would be supplemented as needed.

Это предписание указано в виде замечания 35 в колонке 20 таблицы С главы 3.2.

This requirement is indicated by remark 35 in column (20) of Table C of Chapter 3.2;

Согласно национальному обзору культивирования коки за 2015 год, проведенному в Многонациональном Государстве Боливия, площадь культивирования кокаинового куста в 2015 году практически не изменилась и составила 20 200 га, что является самым низким с 2001 года показателем.

According to the 2015 national coca monitoring survey in the Plurinational State of Bolivia, the level of cultivation of coca bush remained stable, at 20,200 ha in 2015, the lowest level recorded since 2001.

Бог требует поклонения себе и возвещает, что Он — Бог–ревнитель (Исх 20:5, Втор 5:9).

God demands worship and announces himself to be a jealous God (Ex 20:5; Deut 5:9).

Literature

Например, в таких городах как Душанбе и Худжанд, в зимний период не удовлетворяется 20-30% спроса на отопление в жилых и административных зданиях по причине недостаточности тепло- и электроснабжения.

In the cities of Dushanbe and Khujand, for example, it is estimated that as much as 20-30 percent of residential and public heating demands are not met during winter months due to insufficient heat and electricity supplies.

worldbank.org

Что касается новых методов финансирования, то Европейский союз поддерживает декларацию глав государств и правительств, глав международных организаций и руководителей гражданского общества, принятую 20 сентября 2004 года на совещании, проходившем под эгидой Организации Объединенных Наций.

Regarding innovative financing, the European Union supported the declaration by Heads of State and Government, heads of international organizations and civil society leaders adopted on 20 September 2004 at the meeting held at the United Nations.

Кроме того, ожидается, что при выработке такой рамочной программы и целей устойчивого развития будут учтены итоги 20-летнего обзора хода осуществления Пекинской декларации и Платформы действий, включая анализ важнейших проблемных областей.

In addition, it is expected that the 20-year review of the implementation of the Beijing Declaration and Platform for Action, including critical areas of concern, will inform the elaboration of such a framework and the sustainable development goals.

Султан Мохаммед Оз-бек Правитель улуса Джучи, Узбек-хан Золотой Орды (1282 — 1341)

О султане Мухаммед Оз-бек Правитель улуса Джучи, Узбек-хан Золотой Орды

  • Википедия

Родился: 1282, Золотая Орда

Умер: 1341, Сарай

УЗБЕК, сын ТОГРИЛЧА ([1299/1313]-1341). Абул-Гази Бахадур сообщает, что «Узбек-хан» был провозглашен ханом после смерти «Туктагу-хана филс де Мангу Тимур-хана», хотя ему было всего тринадцать лет[153]. В 1313 году он стал узбекским ханом Золотой Орды. Ко времени его правления Золотая Орда превратилась в сильное, богатое государство. Он принял ислам под руководством Узбека. Он был агрессивным правителем, который пытался сохранить жесткий контроль над Россией, запрещая коалиции между русскими князьями, выступавшими против сюзеренитета хана. В связи с этим он предпринял жестокие карательные походы на Тверь. вышла замуж (а) (после авг. 1312 г.) за своего третьего мужа, за его мачеху, БУЛУГАН, вдову сначала ТОГРИЛЧА, а затем ТОХТАЙ-хана

Дети: Джани Бег, Тини Бег, Абдулла Хан

Внуки: Берди Бег, Кулпа, Навруз Бег

Султан Мохаммед Оз Бег, более известный как Узбег или Озбег (1282–1341, правление 1313–1341), был самым длинным -правящий хан Золотой Орды, при котором государство достигло своего расцвета. Ему наследовал его сын Джани Бег.

[УЗБЕК ([1299/1300]-1341). Он стал ханом Золотой Орды в 1313 году как УЗБЕК.}

Он был сыном Тогрилчи и внуком Менгу-Тимура, который был ханом Золотой Орды с 1267 по 1280 год. Отец Озбека Тогрилча был одним из чингизидских князей, свергнувших Тоде-Менгу (годы правления 1280–1287). Позднее он был казнен Тохтой (129 г.1–1312). Тохта взял жену Тогрилчи, а его сына Оз-бека отправил в ссылку в далекий край Золотой Орды: то ли в Хорезм, то ли в страну черкесов.

Обращенный в ислам Ибн Абдул Хамидом, суфийским бухарским сайидом и шейхом ордена Ясави, Озбек вступил на престол после смерти своего дяди Тохты в январе 1313 года с помощью бывшего ханского визиря Темура Кутлуга и Булагана. (или Баялун) хатун.


  • https://it.wikipedia.org/wiki/Узбек_Хан

Узбек хан, Мухаммад Султан Узбек хан (ок. 1280—1341) — хан Золотой Орды (1313—1341). Из династии ханов Бату, внук Менгу Темир хана.

Узбекский хан
Султан Мухаммад Должность 9-й хан Золотой Орды 1312 — 1341

Религия Ислам Рождение 1280 Казахстан Умереть 1341 Дворец Батыя

После смерти Токта-хана Золотая Орда пришла к власти с помощью султанов закрыть властвовать. В период правления хана Узбека в государстве Золотой Орды произошли значительные изменения. Ислам стал официальной религией Золотой Орды. Есть сведения, что узбекский хан жестоко наказал потомков Чингисхана за отказ принять ислам. Некоторые современные историки представляют Чингисхана и дворян Московской Орды. Он приписывает этим событиям его частую службу князьям. В период его правления Золотая Орда пережила период реального роста своей политической и военной мощи и экономики. развитие достигло своего пика. Этот подъем обусловлен ростом городов, людей. Это видно по развитию отношений и внешней торговли, культуры. Процветала и возводилась новая столица Золотой Орды Сарай аль-Джадид. По приказу хана Узбека в городах Поволжья, Крыма и Хорезма были построены мечети, медресе и различные дворцы. При нем Москва стала особенно сильной среди русских княжеств, подчиненных Золотой Орде. Узбек-хан в борьбе Владимира Великого за княжество Московское поддерживал князей. Как и его предшественники, узбекский хан не преследовал православие в России, но сохранил за собой все их привилегии.

Торговля, культура, дипломатия с Египтом, которым правили мамлюки Золотой Орды. активировал соединение. 1319, 1335 Совершил два похода в удерживаемый Хулагу Азербайджан. Узбекский хан в 1330 г. Чтобы восстановить прежнюю зависимость акордынских ханов, Мубарак сразился с ходжой и поставил на ханский престол в Сыганаке своего сына Тыныбека. После смерти узбекского хана на престол Золотой Орды взошел его сын Жанибек. [1]

Кыпчакское ханство Сводка — TurkicWorld

Кыпчакское ханство Сводка
1236-1480

Ссылки

http://holmogor.livejournal.com/5441927.html

Введение в публикацию

Предлагаемая модификация адреса артикула некоторые социальные аспекты кыпчакского ханства, часто омрачаемые политическими играми и междоусобицами. раздор.

Примечательно, что общепринятый термин «Золотая Орда» относится только к западному крылу кипчаков. Ханское государство, когда-то это было почетное прозвище резиденции правителя Западного крыла, которое окаменело в русском языке, и неоднозначно применяется как ко всему государству, так и к его западная часть; английский термин «Золотая Орда» — это английская калька, неправильно применяемая ко всему Улус Джучи и его правопреемник Кыпчакское ханство. Британская энциклопедия правильно отдает предпочтение имени Кипчакское ханство.

Кыпчакское ханство Сводка
1236-1480

Кыпчакское ханство, Улус Джучи, именуемый в славянских и русских источниках Золотой Ордой, было феодальным государством, основанным в первой половине 13 в. сыном Джучи-хана Бату-ханом в Хорезме и на Северном Кавказе, в Восточной Европе. В 1236-1255 годах Батый завоевал территории волжских булгар, Причерноморские степи, Крым, Русь княжеств и Западной Сибири.

В середина 14 в. Кыпчакское ханство было одним из крупнейших государств в Европа и Азия. Его южные территории включали Тебриз (современный Иран), северную территории включали Русские княжества, Волжскую Булгарию и Башкирию, на западе включал современную Молдавию к Дунаю и Дунайской Болгарии, а на востоке к рекам Обь и Иртыш. При внуке Орда-хана Кочу-хане в состав улуса Джучи входили территории Газны и Бамиана (Северный Афганистан).

Кыпчакское ханство Протяженность Сибирской части
Государственный флаг с тамгой  

В Кыпчакском ханстве и восточных источниках государство Джучидов обычно обозначалось термином улус, с добавлением эпитета или имени правителя: Улуг улус (Великий Улус), Улус Джучи, Улус Берке. В западных источниках его называли Татарией, Тартарией и Кыпчакским ханством или Кыпчаком.

Словом орда обозначалась столица правителя. Сочетание Золотая Орда (Алтын Орду, в персидских источниках Урду-и Заррин) для золотого церемониальный чадыр (шатер) встречается в источниках применительно к резиденции Чингис-хана и Гуюк-хана, и в 14 в. на резиденцию чингизидов, в том числе правителя Улуса Джучи Узбек-хана. Список правителей Кыпчакского ханства насчитывает линию из 63 ханов, из них 12 великих ханов. правивший как Восточным/(Белая Орда), так и Западным (Синяя Орда) крылом (канатами), правитель Западного (Синяя Орда) Крыло служило наместникам Великого хана: Бату-хан был наместником Великого хана Орду-хан в Западном (Синей Орде) крыле. Согласно боковому порядку престолонаследия, на со смертью старшего брата Орду-хана (1251 г.) Бату-хан выдвинулся на положение великого хана (1251-1255), а Сартак-хан выдвинулся на позиции наместника Западного (Синей Орды) крыла хана. должность. Внутри своего крыла хан имел полную автономию и неограниченную власть, сдерживаемую только Великим Хан из уважения.
Зависимости в его крыле управлялись крылатым ханом, таким образом русские княжества должны были иметь дело исключительно с администрацией западного крыла, а славянское наименование Золотая Орда относилось исключительно к западному крылу Полынского ханства.

Власть хана была неограниченной. Кроме членов его дома (сыновей, братья и племянники), хана окружали основные представители знати Полынского ханства — Беки (нойоны). Бекляре-бек (князь князей) заведовал государственными делами, визири — отдельными отделы. К в города и улусы присылались даругачи, главной обязанностью которых было следить за сбором податей и обязанности. Наряду с даругачами были назначены военачальники — баскаки. Государственная структура имела полувоенный характер. Порядок наследования был латеральным.

Важнейшие должности занимали представители правящей династии князей (огланы), которым было отведено управление улусными подразделениями в Кыпчакском ханстве и которые возглавили войска. Беки (нойоны) и тарханы составляли крупный военный командный состав: Туманы (10 000), милленарии (1000), центурионы (100) и бакаулы (чиновники, отвечающие за военные припасы, платежная ведомость, добыча и т. д.). Государство располагалось в очень удобном месте государства: через него проходила магистраль древнего Шелкового пути караванной торговли, он был близок к другим монгольским государствам. В Сарай-Бату съезжались со своими товарами купцы из далекого Египта, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Волжская Булгария, Русские княжества, Западная Европа и Индия. Ханы покровительствовали торговле и ремеслам. На берегу р. Итиль (Волга), Яик (Урал), в Крыму и др. территории были застроены городами.

Остатки первой столицы Кыпчакского ханства Сарай-Бату (Бату Город») у современного поселка Селитренное поражают своими размерами. левый берег Ахтубы (русла Волги), раскинувшийся на многочисленных холмах, более чем на 15 км. Город был основан между 1242 и 1254 годами. и вырос очень быстро. В начале 14 в. это была столица сплошными рядами домов, мечетей (13 мечетей были соборными), дворцов с сияющие мозаичными украшениями стены, с прудами, наполненными прозрачной водой, с большими рынки и склады. На самом высоком холме над берегом Ахтубы стоял ханский дворец. Ханский дворец был украшен золотом, поэтому впоследствии русские историки сложили легенду объясняя, почему по-русски государство Полынское ханство называлось Золотой Ордой. Еще сегодня в в районе села Селитренное можно найти изразцы с яркие восточные орнаменты, монеты чеканки XIII-XIV вв., осколки керамики, вода из обожженной глины труб и др. В городе были керамические, литейные, ювелирные и др. мастерские.

Сарай отличался этнически разнообразным населением и многочисленными конфессиями. Правящие монгольские завоеватели составляли незначительное меньшинство населения. Они растворились в массе завоеванных народ, преимущественно тюркский, прежде всего кипчаки. Культурный пояс на низовьях Волги был так близок в степи, что легко сочетали оседлое и кочевое хозяйство. Основное население городов и степей были кипчаки. В степи также царил традиционный закон, вся земля распределялась выборными местными вождь, который возглавлял рядовых кочевников. Эта система предшествовала возникновению Русского и Полынского ханств. на много столетий и с перерывами и искажениями пережила и то, и другое, достигнув раз земство (местное самоуправление) в 19 в. и колхоз (колхоз) в 20 в. В Средней Азии крестьянство продолжало жить при системе феодального хозяйства, созданной Саманиды. Согласно фальшивой российской историографии, все средневековые города, расположенные на берегах Волги и его каналы были затоплены, и жителям пришлось покинуть их. История знает иначе: здания были разграблены, разобраны, все ценное взято для строительства окрестных русских крепостей и хуторов притока переселенцев за полтысячелетия.

До начала 14 в. в основной религией среди монгольских племен была их традиционная исконная религия тенгрианство, ибо исторические причины синкретизировались с буддизмом, манихейством и несторианским христианством. Они поделились Тенгрианство с большинством евразийских тюркских племен. Среднеазиатские и западнотюркские племена в основном исповедовали ислам, укоренившийся в VIII-X вв. в Средней Азии и Волжской Булгарии, и Христианство европейского образца, прозелитизированное и навязанное им в 8-12 вв. веков. Традиционная монгольская и тюркская религиозная терпимость и непредвзятая склонность к синкретизм доминировал над религиозными установками, каждый мог свободно исповедовать свою религию, и религиозные учреждения были защищены и освобождены от налогообложения. Сарай был домом для христиан епископство подчинялось наряду с другими восточноевропейскими церквями византийскому православному иерархии, в ханстве и его столице было значительное еврейское население и институты. богатство религиозных конфессий сохранилось до времени русского завоевания в 16-17 вв. веков.

Кыпчакское ханство процветало в торгово-экономической, политической и идеологической условия. Европейские страны, находящиеся в тяжелом состоянии из-за угрозы их самой существование и независимость от кочевников-завоевателей, превращенные в их самое сильное оружие, религиозная контратака, уже успешно опробованная для подавления европейских народов. Кипчакское ханство было наводнено византийскими православными и Римско-католические христианские миссионеры и эмиссары. Кыпчакское ханство оставалось преимущественно исламским. с крупными мусульманскими центрами в Болгарии, Крыму, на Кавказе, в Хорезме и на большей части Средней Азии. в истории Кыпчакского ханства религия играла важную роль, но не как средство политической объединения государства на новой идеологической платформе, а как мобилизующей силы, в первую очередь национально-освободительного движения против политической зависимости, а затем колониальные войны.

С 1257 по 1266 год Берке-хан правил Кыпчакским ханством, в этот период Ислам был повсеместно принят правящей элитой. К тому времени лидерство ислама было настигнуто тюркскими народами. Затем центр ислама находился в Каире в Египте, это было время теневого Аббасидского халифата, Египтом правили мамлюки, в основном тюркские лидеры войско в основном из булгар и кипчаков, привезенное к различным исламским династиям в качестве военного новобранцами и претенциозно переведенным бессмысленным термином рабы, хотя вооруженный раб всегда правит своим неумелым хозяином. Египтом и зависимой от него Сирией правил мамлюкский султан Байбар. (12601277). В 1262 году Берке-хан отправил посольство к султану Байбарсу, чтобы известить его о том, что правящий династия Кыпчакского ханства приняла ислам.

Менгу-Тимур бен (сын) Тукан бен Бату бен Джучи (1266-1282) был первым правителем Джучи Улуса, который провозгласил себя главой независимого кыпчакского ханства. Монеты Менгу-Тимура чеканились только в его имени, и с его личной тамгой вообще четыре монетных двора, в Булгаре, Крыму, Сарае и Хорезме, и с арабской легендой. Первый дошедший до нас ярлык (удостоверение) на освобождение Русская церковь из дани кыпчакскому ханству была написана от имени Менгу-Тимура, который был Тенгриан. Духовенство Руси освобождалось от воинской повинности и оскорбляло православную религию (в том числе мусульман) каралось смертью. Мусульманские купцы не назначались сборщиками налогов. для русских крестьян. В 1261 году митрополит Кирилл основал православный епархия в Сарае. Сарайский православный епископ Афиноген был назначен главой татарской миссии в Константинополь.

В период правления Узбек-хана (1312-1342 гг.) распространилась мусульманская религия. В этот период в Кыпчакском ханстве строились мечети и медресе, государство заняло подобающее ему место в мусульманском мире. Известный путешественник и историк того времени Ибн Арабшах писал: Сарай стал средоточием науки и фонтан благотворителей, и за короткое время собралась добрая и здоровая порция ученые и знаменитости, лингвисты и художники, всевозможные достойных людей, подобных которым не собиралось ни в многолюдных местах Египта, ни в его селах. С распространения исламской религии, в стране стали развиваться науки: математика и астрономия, история и география, медицина и философия. Особенно быстро начала прогрессировать языкознание.

Монгольская документация сначала использовала уйгурское письмо, пишется в столбцах слева направо. В Восточной Европе было множество укоренившихся письменностей и литературы. традиции, связанные с религиозной и национальной культурой. В степях были разные версии тюркского рунического письма, арабское письмо преобладало в исламских центрах. использовались версии греческого письма, особенно его славянская версия кириллицы, армянское письмо было используемый на Кавказе, в армянской диаспоре и ее соседях в других местах, использовалась грузинская письменность. на Кавказе внутри и вне Грузии евреи и хазары пользовались древнееврейским алфавитом. Принятие ислама правящей династией способствовало Распространение арабской письменности в стране. Купола, ворота, двери, большинство важные общественные здания несли цитаты из Корана и выдержки из восточных классическая литература. Арабская вязь использовалась даже на предметах повседневного обихода, таких как посуда. Книги писались от руки с помощью камыша и птичьих перьев, в Поволжье постепенно представил металлические стилусы для письменности, в том числе для копирования Корана.

Булгары и кыпчаки и, вероятно, все остальные тюркские люди продолжили древнюю скифо-тюркскую традицию установки надгробий над курганом захоронения. Принятие христианства и ислама повлияло на форму надгробий, но тенгрианская традиции курганных захоронений сохранились и были синкретизированы с обеими новыми религиями. надгробия были исписаны местными письменами и языками, арабскими надписями. стремительно вытеснили старые формы, содержащие цитаты из Корана, имя умершего, время о его смерти и добрые пожелания. Надгробные надписи продолжали традиции резного изображения, а добавлена ​​форма выпуклых букв.

Большую часть тюркского населения Кыпчакского ханства составляли булгары и кыпчаки. В период с 7 в. до 10 в. древние огурские языки булгар, гуннов, акафиров, Скифы и другие тюркские народы постепенно вытеснялись огузскими языками выходцев из середина и Средней Азии, и считается, что после 10 в. стали господствовать языки огузского типа Восточная Европа. Самые первые булгарские литературные произведения VIII-IX вв. мы уже написаны на тюркском языке уйгуро-огузского типа. Довольно скоро кипчакский язык стал литературный и государственный язык, называемый тюрки (тюрки теле). С тех пор большинство языков тюркских народов сблизились и часто взаимно понимаются без перевода.

Хотя в Кыпчакском ханстве религия иногда использовалась как политический инструмент, она так и не достигла злая природа страдала в христианских и исламских владениях. Тенгрианские традиции в значительной степени смягчил ненависть и жадность, которые привели к распространению мировых религий, и неиерархическая и общинная модель тенгрианства предотвратила создание самовоспроизводящегося господства и автократическая религиозная иерархия, обеспечивающая относительную терпимость к ханской версии ислама. тенгрианство не был полностью проштампован вон, а в ханстве испытало влияние старых верований, в том числе среди народа и джучидской аристократии.

В столице Полынского ханства Сарае-граде мирно ужились богословы различные мазхабы (доктрины), такие как маликитское и шафиитское, а также различные суфийские общины.

После бедственного правления Тохтамыша (13781397) начался раздробление кипчаков Ханство. В 15 в. кыпчакское ханство распалось на Казанское ханство (1438 г.), Крымское ханство. (1443 г.), Ногайская Орда (ок. 1445 г.), Астраханское ханство (1459 г.), Великая Ордынское ханство (1466 г.) и Сибирское ханство (149 г.).0). В течение длительного периода времени, когда междоусобный бедлам смущал всех, бедняки Русские не знали, перед кем отчитываться, и в конце концов решили, что должны жить сами по себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *