Искусство и власть в древнем египте: 2.1 Искусство Древнего Египта. | Искуству.ру

Пирамида власти | История искусства

Центром всего древнеегипетского общества был фараон. Он считался богом, только младшим по сравнению с небесными богами. Ему, живому, молились, ставили священные изображения, ему посвящали храмы.
Но фараон был не только духовным владыкой, он был владыкой и всех материальных ценностей страны — земли, воды, и всего, созданного на земле его подданными. Все выращенные продукты сельского хозяйства принадлежали фараону, их выдавали людям как оплату за труд ( денег тогда еще не было). Каждый человек был обязан отработать на фараона 72 дня в году во время разлива Нила.

В деле управления людьми у фараона были помощники , возглавляемые визирем. Он делал смотры населения, вел учет трудовых резервов и направлял людей по указанию фараона туда, где они требовались. Дети писца, художника, скульптора, военного, чиновника обязаны были посещать школу. Они учились письму, изучали общественное устройство, географию, поэзию. религию и т. д..

Кстати, грамоте учили и девочек.

Вообще, у женщины в Древнем Египте было особое положение для древнего мира. Перед законом женщина имела равные права с мужчиной, имела право на половину имущества и могла самостоятельно составлять на него завещание. Если юноша не выказывал стремления к учебе, то ему по окончании учебы не давали должности, требующей знаний.

Большую часть горожан составляли ремесленники. Они работали с 8 утра до 12 часов в своих мастерских, а с 4 часов и до 8 работали в государственных мастерских или у богатого чиновника. В календаре Египта было много религиозных и государственных праздников, когда горожане отдыхали, однако, это не распространялось на рабов, они работали во все дни. За невыполнение плана били, но не работника, а его начальника.

Жизнь богатых египтян была роскошной: они ездили на колеснице. жили в богатой укрепленной усадьбе, в трехэтажном доме, ели -пили изысканные яства, одевались в роскошные одежды. Но и они были зависимы от фараона. А фараон был, в основном, занят строительством «дома для вечной жизни», т.

е. пирамиды. Строить пирамиду начинали задолго до смерти фараона, под его руководством. Например, фараон Хеопс строил свою пирамиду более 20 лет.

Никому из подданных не позволялось забыть, что фараон — бог. Даже самому главному визирю нельзя было до него дотронуться. Это позволялось только парикмахерам, поскольку любимым занятием фараона было отдать себя во власть парикмахера: он брился ежедневно, носил парик и в торжественных случаях ему наклеивали бороду. Впрочем, все египтяне сбривали волосы и носили волосяные парики, даже женщины.

Высоко над остальными людьми стояли жрецы. Они заботились о фараоне даже после его смерти — заботились о его мумии. Жрецы высоко оплачивались и к концу жизни владели огромным количеством скота и земельных угодий. После смерти фараона его мумифицировали, помещали в пирамиду, туда же — огромные богатства, чтобы фараон после «воскресения» ни в чем не нуждался.

Гробницу тщательно укрывали глыбами камня от разграбления . Однако, никакие ухищрения не спасали от разграбления, и довольно скоро после смерти фараона пирамиды разоряли мародеры.

Экономика древнего Египта долгое время была очень эффективной, однако, и она перенесла кризис, после чего страна распалась. Причинами кризиса в Древнем Египте явились: разрастание чиновничьего аппарата, чрезмерный расцвет культа мертвых ( умершие поглощали немыслимые богатства), а также решение фараона Снофру разделить страну на 42 области. В каждой области правили назначенные фараоном люди и не всегда ему подчинялись.

Искусство в Древнем Египте | Turazbuka NEWS™

Культура Древнего Египта внесла огромный вклад в формирование всего античного искусства. Египетские мастера первыми в мире придумали монументальную каменную архитектуру, подарившую миру множество великолепных шедевров.

Скульптурный портрет, отличающийся своей потрясающей реалистичной правдивостью. Египетские зодчие и скульпторы, благодаря великолепному владению навыками обработки камня,оставили нам потрясающие каменные статуи, от величия которых просто захватывает дух. Получили развитие и другие виды художественных ремёсел, оставивших потомкам в наследие ювелирные изделия из тончайшего золота, серебра и самоцветов, предметы из цветного стекла и фаянса, наряды из тончайших тканей.

Архитектура в Древнем Египте.

Древнеегипетская архитектура отличается некоторым однообразием. Долгое время Египет был изолирован от других государств, поэтому не было такого необходимого обмена опытом и идеями в строительстве. Нил до сих пор является единственной хорошей дорогой в государстве.

В связи с тем, что в Египте жаркий и сухой климат — единственным деревом, растущим в Египте, является пальма, а она, как известно, не лучший строительный материал. Поэтому в Египте дома строились из влажного ила, оставленного сохнуть на солнце. Этим и объясняется некоторая ограниченность архитектурных форм: пирамида, колонна, пандус и пилон.

 

Большое влияние на искусство оказала религия и незыблемость верховной власти, которые являлись первоосновой египетского общества. Так уже в V веке до н.э. жилища вождей племен на фоне других выделялись своими размерами, а их могилы обкладывались кирпичом. Помимо этого могила вождя имела прямоугольную форму, в то время как могилы простых людей имели форму простой овальной ямы.

Египетское искусство создавалось больше не как эстетическое наслаждение, а как утверждение безграничной власти фараона. Поэтому было придумано огромное число канонов, которые способствовали возвышению фараона. Но помимо этого эти каноны сдерживали развитие всего египетского искусства.

Своего расцвета искусство строительства достигло во времена правления фараона Хеопса. Именно в это время появляется знаменитая пирамида, ставшая ему усыпальницей. После этого, несмотря на появление новых форм в архитектуре, качество строительства заметно ухудшается.

Скульптура в Древнем Египте.

Скульптура также как и архитектура, создавалась и развивалась, по большей мере для подтверждения незыблемой власти древнеегипетских богов, фараонов. Статуи, которых, обычно ставились на площадях, чтобы любой желающий мог полюбоваться их красотой и величием. Как правило, статуи сохраняли форму каменной глыбы или куска дерева, из которых они были высечены.


Для скульптуры также имеются очень строгие каноны: цвет тела мужчин темнее цвета женщины, фараон либо сидит, либо стоит, причем руки сидящего должны покоиться на коленях, а стоящего — опущены вниз. Эта статичность позволяла делать фараонов и богов более величественными.

Скульптуры же рабов наоборот изображались подвижными, выполняющими какую-нибудь работу, при этом передавая позы и жесты, характеризующие ту или иную работу.

Этим канонам древнеегипетские скульпторы следовали настолько строго, что они не претерпели изменений почти за трехтысячелетнию историю.

Наиболее известна скульптура, дошедшая до наших дней – это статуя Рамсеса II. Она находится в Карнаксом храме, у входа в одноименный зал и поражает туристов своим величественным видом.

Также сохранилось множество деревянных статуэток рабов, которые клались в гробницу вельможам, чтобы они сопровождали богачей в загробной жизни.

Фигурки фараонов и богов изготавливались из алебастра. Чего только стоит бюст Нефертити, который завораживает своей красотой.

Живопись Древнего Египта

До наших дней дошло огромное количество росписей на стенах. Древние мастера так искусно передавали, то, что они видят: будь то качание тростника, бег колесницы, труд раба или движения танцовщиц, — что когда смотришь на эти росписи, то без труда можно представить всю жизнь Древнего Египта. От такой правдивости изображения и яркости красок захватывает дух.

 

Картины, как и все искусство, создавалось с целью улучшить загробную жизнь. Сцены, изображенные на картинах, повествуют о путешествии в загробный мир, а также о божестве, которое вершило суд, по результатам которого умерший направлялся в ад или рай – все это получило название «Суда Осириса». Также часто изображалась земная жизнь человека, чтобы он и после смерти мог заниматься тем, чем привык. В период нового царства в гробницу обязательно клали «Книгу мертвых», которая помогала умершему фараону в его загробной жизни.

Всего этого египетские мастера добивались следующим образом: вначале готовилась поверхность из камня, для этого вначале ложился слой грязи, затем слой гипса, и в довершение поверхность покрывалась известняком, — все это делало поверхность идеально гладкой.

Краски, которые использовались, делались из яичной темперы, дополненной разнообразными вязкими веществами и смолами. А сверху рисунок покрывался лаком. Минеральный состав красок и сухой климат Египта позволили росписям сохраниться до наших дней, практически в неизменном виде.

Ювелирное искусство в Египте.

Главной особенностью древнеегипетских ювелирных украшений было то, что по форме они напоминали собой божеств и чаще всего носились у сердца. Лоб также считался важной точкой на теле человека, которая олицетворяла собой «третий глаз». Поэтому в эту область часто вешались символы могущества, в частности и змея Буто или Урия, которую использовали фараоны. Но самым распространенным символом был скарабей Кефер, так как он символизировал смерть и перерождение.

Древнеегипетские ювелиры чаще всего использовали для своих украшений такие металлы

как золото, серебро и электрум. Электрум представлял собой сложный сплав из золота, серебра и других металлов. Изделия из этого сплава были похожи на изделия из серебра, но с великолепным блеском. К сожалению, сейчас получить электрум невозможно.

Наибольшую ценность у египтян имели изделия из серебра, украшенные золотом и драгоценными камнями. Это связано с Культом Богини Исиды и другими религиозными таинствами.

Литература в Древнем Египте.

Несмотря на то, что в Древнем Египте грамотных людей был всего лишь 1%, литература занимала значительное место в египетской культуре. Основными жанрами в литературе, являлись заупокойные тексты, любовные песни, гимны и сказки.

Первыми заупокойными текстами были тексты пирамид, начертанные на их стенах. Согласно верованиям египтян подобные тексты обеспечивали фараонам счастливую жизнь после смерти.

 

Первыми такими текстами, нанесенными на стены пирамиды, были сделаны по приказу фараона Униса в XXII веке до н.э. Чаще всего тексты содержали в себе легенды об Асирисе, Исиде, о борьбе Бога Ра со змеем Апопом. Впоследствии это стало традицией.

Во времена Среднего царства подобные тексты начали писать на каменных саркофагах, получивших название «Тексты саркофагов».

В период Нового царства тексты составлялись в скрипториях и записывались на папирусе. Сейчас эти заупокойные тексты сейчас известны под названием «Книга мёртвых».

Главной особенностью этой книги являлись ее многочисленные иллюстрации.

Большое разнообразие дидактической литературы, которая пользовалась огромной популярностью у египтян, показывала, как должен был жить человек, чтобы достойно пройти земной путь. Один из наиболее знаменитых образцов подобной литературы – «Поучение Аменемопе». Текст, которого сильно напоминает библейский.

Во время правления XVIII династий — стали пользоваться огромной популярностью любовные песни.

Интересным фактом является то, что первые сказки появились в Египте, причем притчи, описанные в Евангелиях, по содержанию частенько перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса». В этих сказках повествуется о приключениях Сатни-Хемуасе, являющегося старшим сыном Рамсеса II, верховном жреце бога Птаха и о его сыне Са-Осирисе.

Театр в Древнем Египте.

Зарождение театра произошло в Древнем Египте. Причём актерами, в этом театре были жрецы, и даже сами фараоны. А репертуар театра – это драматические религиозные представления. Наиболее популярной была мистерия под названием «страсти Осириса», в которой показывалась его жизнь и смерть. Также ставились мистерии, посвященные Исиде и Хору. Несмотря на разнообразные репертуары, их главная тема это всегда борьба добра со злом и тьмы с мраком.

Древний Египет оставил бесценное культурное наследие, повлиявшее на развитие искусства всего мира. Египетские архитекторы создавали настоящие шедевры: величественные пирамиды, храмы и дворцы, украшенные непревзойденными росписями и обелиски, вдохновляющие воображение путешественников и исследователей в течение не одного столетия. Следует признать, что все к чему бы ни прикасались египетские мастера – пронизано изумительным вкусом, необычной формой и материалом, в сочетании с превосходным исполнением.

Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте настолько высокий, что это привело к возникновению целой науки – Египтологии.

Поделиться:

Искусство и сила | Древнеегипетское искусство и архитектура: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДревнеегипетское искусство и архитектура: очень краткое введениеОчень краткое введениеАрхеологияЕгиптологияИстория искусстваКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДревнеегипетское искусство и архитектура: очень краткое введениеОчень краткое введениеАрхеологияЕгиптологияИстория искусстваКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Риггс, Кристина,

‘Art and Power’

,

Древнее египетское искусство и архитектура: очень короткое введение

, очень короткие введения

(

Oxford,

2014; онлайн-издание,

Oxford Academic

, 23 октября 2014 г.

), https://doi.org/10.1093/actrade/9780199682782.003.0004,

, по состоянию на 2 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДревнеегипетское искусство и архитектура: очень краткое введениеОчень краткое введениеАрхеологияЕгиптологияИстория искусстваКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДревнеегипетское искусство и архитектура: очень краткое введениеОчень краткое введениеАрхеологияЕгиптологияИстория искусстваКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

«Искусство и власть» рассматривает, как произведения искусства и архитектуры использовались для согласования властных отношений между людьми в сложном иерархическом обществе Древнего Египта, а также между людьми и миром богов. . Тело царя — забота о нем и его украшение, его изображение в искусстве и его безопасность — были важной заботой, которую египетское искусство исследовало во многих отношениях. Архитектура египетских храмов была разработана таким образом, чтобы не пускать людей внутрь, чтобы поддерживать чистый и желанный дом для богов. Но они также играли центральную роль в египетском обществе, поскольку жрецы помогали контролировать административную, экономическую и культурную жизнь страны.

Ключевые слова: Аменхотеп, архитектура, Британский музей, Египет, Гор, Ислам, Хонсу, магия, Метрополитен-музей, мумификация, сила

Предмет

АрхеологияИстория искусстваЕгиптология

Серия

Очень краткое введение

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Искусство в Древнем Египте — Австралийский музей



  • Автор(ы)
    Дебора Уайт
  • Обновлено
    21. 11.18
  • Время чтения
    2 минуты



Нажмите, чтобы увеличить изображение

Древнеегипетский амулет-скарабей с крыльями из фаянса, голубая глазурь. Поздний период (664–332 гг. до н. э.). Амулеты часто клали на грудь или на сердце мумии, чтобы помочь в путешествии в загробный мир. Считалось, что они обладают особыми способностями защищать тело и приносить удачу. Некоторые амулеты носили в повседневной жизни, но были и специальные погребальные амулеты, на которых часто изображались важные боги и богини. Изображение: Стэн Флорек
© Австралийский музей

Древнеегипетское искусство существует уже более 5000 лет и продолжает очаровывать людей со всего мира. Древняя посылка стала современной реальностью: искусство – это путь к вечной памяти.

В Древнем Египте искусство было магическим. Будь то в форме живописи, скульптуры, резьбы или письма, искусство обладало властью поддерживать вселенский порядок и даровать бессмертную жизнь, призывая различных богов действовать от имени людей — как в жизни, так и в смерти.

Искусство было повсюду. С 4500 г. до н.э. символическое искусство Египта было неотъемлемой частью общественных зданий, таких как храмы и дворцы. Широко понимаемые символы легли в основу этого искусства, поскольку считалось, что они обеспечивают защиту от злых влияний в этой жизни и в следующей. Поэтому неудивительно, что искусство также было важным элементом в тщательно продуманных гробницах, в которых хранились мумифицированные останки людей.

Искусство гробницы

Искусство гробницы считалось точкой соприкосновения между землей живых и землей мертвых. Если следовать определенным формулам создания искусства и взывать к правильным богам, все египтяне, от богатых до бедных, могут рассчитывать на завершение своей земной жизни, успешное путешествие по опасному подземному миру и переход к благословенной, вечной загробной жизни.

Египетские гробницы были подобны секретным художественным галереям, которые никогда не предназначались для просмотра. Вместо этого эти удивительные образцы художественного мастерства обращались только к элитной группе посетителей – богам.

Художественный стиль

При изображении человеческих фигур в произведении гробницы было важно показать богам как можно большую часть тела. Поэтому в одну фигуру были объединены как анфас, так и профиль тела. Это не должно было быть натуралистичным; он должен был служить знаком, означающим «человек». Этот метод помог богам узнать человека, а также сделал фигуру объектом ритуальной деятельности.

Королей изображали больше, чем жизнь, чтобы символизировать богоподобные силы правителя и, следовательно, его важность в загробной жизни. Точно так же с размахом изображались и владельцы гробниц, как важнейший предмет оформления их гробницы. Напротив, жены и дети, слуги и животные были нарисованы меньше, что указывало на их меньшую важность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *