В чем было принципиальное различие коминтерна и социалистического: Прочитайте этот текст и скажите В чем была принципиальное различие Коминтерна и социалистического Интернационала в…

Содержание

Последствия войны: революции и распад империй



1. Какие социальные сдвиги произошли в европейском обществе в итоге Первой мировой войны? Почему утрата социального статуса толкает людей к восприятию радикальных взглядов и крайностям общественного поведения?

Лишения периода войны выбили из привычной жизни десятки миллионов людей, довели до нищеты и голода прежде всего жителей городов — рабочих, служащих, торговцев, ремесленников и другие социальные группы населения. Нелегким оказалось и положение тех солдат, которые уцелели на войне и вернулись с фронта.

В ряде европейских произошли революции – России, Германии, Австро-Венгрии, Турции. На Ближнем Востоке произошел передел колоний Османской империи. Участие широких масс населения в организованных политических и социальных движениях было большим прогрессом. Расширение избирательного права и создание массовых политических партий, профсоюзов и других общественных организаций давало большие возможности влиять на политику государства, добиваться удовлетворения своих требований.

В условиях политических и экономических потрясений «власть толпы», ее стихийно-уравнительный коллективизм, эмоциональность могут быть использованы в разрушительных целях фанатиками и авантюристами. Маргинальные (оказавшиеся на обочине общественной жизни) группы населения были восприимчивы к социальной демагогии, т. е. заведомо невыполнимым обещаниям быстрого улучшения жизни и решения всех проблем. Они шли за сторонниками крайних взглядов — леворадикальными и праворадикальными движениями и партиями. Оформились новые движения и партии с новейшими идейно-политическими платформами, хотя предпосылки их формирования уходят корнями еще в довоенное прошлое.

В 1919 г. был создан Коминтерн. В 1918-1919 гг. зародился фашизм.

2. Выясните, почему на развалинах Австро-Венгерской империи образование новых государств происходило через революции и рост национализма.

Австро-Венгрия – многонациональное государство. Появление идей национального возрождения сплотило силы самой различной ориентации в польских, венгерских, чешских, югославянских землях империи. Это привело к революции и росту национализма.

3. Сравните, что общего и особенного было в революциях в Германии, Австрии, Венгрии, России.

В Германии и Австрии свержение монархии произошло без вооруженного восстания. Объявлялись демократические свободы и республиканский тип правления. Венгерское правительство, придя к власти, не спешило с проведением реформ. Построение политики по образцу Советской России.

В России революция произошла в ходе вооруженного восстания и привела к длительной гражданской войне.

4. Почему после войны углубился раскол в европейском рабочем и социалистическом движении? В чем было принципиальное различие Коминтерна и Социалистического интернационала в определении путей преобразования общества?

Раскол еще более углубился и организационно оформился в связи с активизацией леворадикального движения и созданием коммунистических партий. Компартии под руководством коммунистической партии России создали в 1919 г. Коммунистический интернационал (Коминтерн).

Коминтерн выбрал революционный путь. Они отвергали либеральную демократию и парламентаризм. В послевоенные годы компартии в ряде стран выступали с лозунгами «сделать как в России» (Германия и Венгрия)

Социалистический интернационал отвергал теорию революционной ломки парламентского и либерально-демократического строя и считали возможным переход к социализму посредством реформ и постепенных преобразований.

Вопросы и задания к таблице.

1. Объясните причины пестрого национального состава населения вновь созданных государств.

При установлении границ не учитывалась этническая принадлежность населения.

2. Проследите по карте: к каким приграничным районам тяготели национальные меньшинства в том или ином государстве и почему?

Германия потеряла часть своей территории после Первой мировой войны. Часть немецкого населения оказалось в составе других государств. В составе Польши было значительное количество украинцев и белорусов, стремившихся воссоединиться со своим народом. То же касается и Чехословакии. Этнический состав Югославии был более разнообразен, что в последующем приведет к этническим конфликтам.

Том 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941 — 1964 гг.

Единая модель

Во всех странах утвердилась единая и единственная государственная идеология, официально называвшаяся марксизмом-ленинизмом, а на самом деле – сталинизм. Операция была осуществлена точно так же, как это делалось десятью годами раньше в СССР, посредством все того же излагавшего доктрину «краткого курса» истории советской партии. Уже в самом начале диспута с Белградом Молотов упрекал югославов в том, что они не изучают в достаточной мере этот учебник[54]. Позднее то же самое говорилось о Гомулке. В октябре 1948 г. газета Коминформа посвятила один из своих номеров, полностью отданных одной теме, этой знаменитой книге[55], с того момента «краткий курс» стал своего рода Талмудом. Культ Сталина распространился повсюду, что отнюдь не равносильно росту его престижа. Семидесятилетие Сталина в декабре 1949 г. явилось поводом для безмерно экзальтированного прославления вождя не только в СССР. Оно стало предметом колоссальной международной кампании преклонения перед ним: из самых различных стран шли адресованные Сталину подарки и послания.

О различных путях к социализму более не упоминали. Был только один путь: советский. К такому повороту – перед самой своей смертью он провозгласил отказ от концепции плюрализма в выборе дороги социалистического строительства, хотя его личный вклад в развитие этой теории был одним из основных. В декабре 1948 г. Димитров сказал на съезде своей партии, что необходимо «уточнить» и «исправить» ряд положений, касающихся /356/ этого «сложного вопроса»: «народная демократия» не может быть чем-либо совершенно новым, она может и должна «выполнять функции диктатуры пролетариата»[56]. В то же самое время в ходе полемики с Гомулкой польский деятель Берут заявлял: «Польская дорога к социализму не есть нечто по существу своему отличное, это лишь вариант общей дороги.

.. она основывается на опыте социалистического строительства в СССР»; предосудительным было бы «проводить принципиальное различие» между собственным путем и путем Советского Союза[57]. Другие страны присоединились к этой позиции; любые дискуссии по поводу специфической природы народной демократии были пресечены: использование формулы, которая идентифицировала ее с «диктатурой пролетариата», в действительности не означало ничего иного, как движение по тому историческому маршруту, который был проложен сталинским Советским Союзом.

В Восточной Европе был предан полному забвению весь опыт развития, исходной точкой которого был VII конгресс Коммунистического Интернационала и его политическая линия антифашистского единства. Об этом конгрессе никто более не говорил, так же как предпочитали не упоминать вообще об истории Коминтерна в целом. В полемике с философом Лукачем венгерский деятель Реваи утверждал, что нет оснований считать ошибочной или «сектантской» линию, которую проводило коммунистическое движение в начале 30-х гг.

(то есть ориентацию на фронтальное столкновение «класс против класса» коммунистов со всеми остальными политическими силами). Напротив, именно политика Народного фронта была простым «историческим отклонением, которое фашизм вынудил совершить»[58]. Если и не все руководители выражались с такой откровенностью, то в своих действиях они исходили из тех же предпосылок. Длительный опыт сотрудничества коммунистов с другими политическими течениями в антифашистской борьбе был сведен к приему, тактической уловке, которая в конце концов должна была стать губительной как для противника, так и для союзника. Те и другие были обречены рано или поздно сойти со сцены, как это и начало происходить в рамках народной демократии. Такое обесценение политической тенденции, которая была на самом-то деле важнейшим историческим явлением, позволило утвердить на Востоке Европы новую власть в более авторитарной форме, но нанесло тяжелый удар по способности коммунистического движения к политической инициативе и принесло ущерб представлению о коммунистах повсюду в мире.

Коммунистические партии в восточноевропейских странах никогда не знали спокойной жизни на протяжении всех послевоенных лет. В каждой из этих стран были социальные силы, которые чувствовали себя лишенными своих привилегий. «Холодная война» пробуждала в них надежду, что американцы приблизят день их реванша. Сталинское направление в политике хотя и облегчало новым режимам политическую борьбу против подлинных врагов, но одновременно сокращало социальную базу, на которую они рассчитывали /357/ как на свою опору. Это было верно даже для таких стран, как Чехословакия и Болгария, где такая база была более широкой. В политической жизни, как и в жизни экономической, общим правилом стала имитация советской модели. Оставалось все же одно фундаментальное отличие от СССР. Там сталинская система со всеми ее противоречиями была плодом внутренней эволюции, результатом столкновения тенденций, имевших глубокие корни в русской революции и советском обществе. В страны народной демократии эта система была привнесена извне, отсюда ее имманентная слабость.

Правительства действовали в соответствии с социалистическими программами. В этом смысле они решали важные задачи своих стран: осуществляли индустриализацию, боролись с отсталостью сельского хозяйства, распространяли образование. Но несмотря на очевидные различия в объективных условиях, отличавших одну страну от другой, социализм в них копировал одну и ту же советскую схему. В 1948 г. были приняты радикальные законы о национализации в тех странах, где они еще не были до того приняты. В течение скорого времени эти законы стали применяться гораздо шире, чем было предусмотрено самими законами: была подавлена почти любая частная деятельность в мелкой промышленности, в торговле и в ремесле[59]. Кооперативы, которые в некоторых странах получили заметное развитие, были практически национализированы, поскольку их автономный статус был сведен к пустой формальности, а их деятельность полностью направлялась государством[60]. В период 1949– 1950 гг. повсюду было начато осуществление политики коллективизации сельского хозяйства.

Но проводилась она с большей осмотрительностью и не так быстро, как в СССР; несмотря на эти предосторожности, дело с самого начала пошло с трудом[61].

Развитие экономики повсюду регламентировалось и направлялось с помощью пятилетних планов. То, что все народные демократии стремились к осуществлению индустриализации, понятно: речь идет о странах, где преобладало нищенское сельское хозяйство. Но даже это необходимое направление деятельности, которое принесло в последующие годы важные результаты, реализовывалось путем механического перенесения советского опыта. Все исходили из необходимости преобладания тяжелой промышленности: Чехословакия, которая уже была страной индустриально развитой, хотя в ней и был такой отсталый регион, как Словакия, следовала той же линии и превратилась в базу индустриализации для всего лагеря. Организации, планирование и управление экономикой повсюду были централизованы, производство регулировалось по вертикали, каждая отрасль отдельно, как это было принято в СССР. Во имя политических целей жертвовали рыночным равновесием: постоянная нехватка потребительских товаров привела в различных странах к продлению или к восстановлению нормирования потребления.

Распространение повсюду единой модели не повлекло за собой, однако, ни координации планов, ни интеграции народного хозяйства /358/ различных стран, как это предлагал сделать Димитров. Во всех странах внешняя торговля была национализирована в соответствии с жестким подходом, согласно которому только центральное правительство компетентно вступать в какие-либо сношения с заграницей. Раскол Европы и ужесточавшийся бойкот, которому страны западного блока подвергали не только СССР, но и все страны Востока, сделали необходимой общую переориентацию международных экономических связей: обмен стал осуществляться почти исключительно внутри отдельных блоков, что вызвало тяжелые последствия и необходимость реконверсии для стран, которые, подобно Чехословакии, имели в прошлом широкие и крепкие связи с Западом. В январе 1949 г. в Москве был создан Совет Экономической Взаимопомощи, в состав которого вошли СССР, Чехословакия, Польша, Венгрия, Румыния и Болгария (эта организация известна под сокращенным названием СЭВ). К нему впоследствии присоединились Албания и Германская Демократическая Республика. Но эта коллективная организация, которая в момент своего создания противопоставлялась формам международного сотрудничества, возникшим на Западе в рамках «плана Маршалла», в течение целого ряда лет оставалась пассивной[62]. Торговый обмен носил по-прежнему двусторонний характер и был ограничен. Новые связи первоначально устанавливались скорее между СССР и каждой страной в отдельности, а не между всеми заинтересованными странами. Воспроизведение всеми одной и той же советской модели вело, помимо всего прочего, к возникновению новой международной концепции развития – варианта все того же «социализма в одной, единственной стране».

В организации политической жизни также копировался пример сталинского СССР. Все народные демократии в период с 1947 по 1952 г. провели пересмотр своих конституций на базе критериев, которые в очень большой степени определялись влиянием советской конституции 1936 г.[63] Так же как в СССР, это были не столько основные законы, регулирующие деятельность государства, сколько отражение практики, истоки которой уходили в сталинскую концепцию. В различных странах сохранились наряду с коммунистическими партиями некие призраки других партий, которые включили прямо в свои собственные программы пункты о принятии «руководящей роли» коммунистов: их назначение было сведено к функции «приводных ремней», хотя и не слишком эффективных, предназначенных для передачи директив господствующей партии в сферы общества, менее доступные для ее прямого политического влияния. «Приводными ремнями», согласно сталинской идеи, должны служить также все общественные организации, от народных или национальных фронтов, которые стояли у истоков этих режимов, до профсоюзов, лишенных самостоятельности даже там (как, например, в Чехословакии), где они имели за плечами давние традиции борьбы, каких в СССР никогда не было. Распространение этой единообразной системы вызывало во многих странах скрытое политическое напряжение, против /359/ которого вели борьбу в основном с помощью репрессий (надо учитывать общий климат подозрительности при исследовании факторов, сделавших возможными инсценированные судебные процессы против ряда руководителей компартий).

В самих правящих партиях влияние сталинских методов руководства растекалось, как жирное пятно. Их внутренняя жизнь моделировалась в соответствии с авторитарными указаниями с верхних ступеней иерархической лестницы. Собрания членов партий и заседания компетентных органов играли роль лишь формальную, позволяя совершать переход к принципу единоначалия и передачи распоряжений сверху, который стал правилом для партии в СССР. Также и в верхах партий реальное принятие решений все более концентрировалось в руках немногих и в весьма замкнутых органах, часто совсем не в тех, какие предусматривались уставом партии[64]. В каждой стране верховная власть принадлежала вождю партии, но его широкая личная власть была прежде всего отражением власти Сталина и результатом «доверия» со стороны Сталина. Москва не стеснялась прямо вмешиваться в процесс выбора ответственных лиц для наиболее деликатных постов и областей работы, таких как армия и полиция; уже в 1948 г. советские руководители сообщили Праге, что не доверяют министру обороны Свободе, несмотря на то, что он не раз доказывал свою лояльность режиму[65]. В конце 1949 г. Сталин направил маршала Рокоссовского командовать вооруженными силами Польши; решение это не могло не задеть наиболее глубоких национальных чувств польского народа.

В деле организации социалистического лагеря Сталин, следовательно, решительно отказался от «широты взглядов», которую его собственные действия в конце войны, казалось, предвещали. В то время он объяснял американцам, что «советизация» Польши невозможна, поскольку условия страны совершенно отличны от советских и польские коммунисты «настроены против советской системы ввиду того, что их народ не желает коллективизма и других форм (этой системы)»[66]. Место этих идей заняло стремление насадить внутри блока союзных стран «монолитность», какую он считал необходимой и возможной в советском обществе. Кроме того, одно являлось следствием другого. Сохранение и ужесточение политики обеспечения монолитности внутри потребовали того же и во внешней сфере. Не допуская никакой политической диалектики в СССР, он не мог терпеть ее и в государствах, которые тяготели к его стране. Страх перед переносом идей между народами социалистического лагеря привел к блокированию передвижения людей между государствами, которое, казалось, должно было сделать возможным общность установок и политических позиций: границы оставались герметично закрытыми, исключения делались только для передвижения редких официальных миссий. /360/

Новая единая валюта

Новая единая валюта Период валютных потрясений завершился сравнительно благополучно. Правда, 1970-е годы прошли под знаком стагфляции – невиданного дотоле сочетания инфляции с экономическим застоем[52]. Но правые, пришедшие к власти в большинстве развитых стран к концу

Единая партия

Единая партия Хочу обратить ваше внимание еще и на такой дополнительный вопрос. Если созданием политических партий в стране не управляют из одного центра, то в стране множество политических течений так или иначе формируют либо две основные партии, либо два

2. Единая судовая и портовая администрация

2. Единая судовая и портовая администрация После сражения у Лейте тоннаж судов Японии с каждым днем быстро уменьшался, а в результате действий авиации и подводных лодок противника значительно сократился район плавания, а также время пребывания наших судов в море;

Партийное «начальство» и «единая воля» ГУЛАГа

Партийное «начальство» и «единая воля» ГУЛАГа В документах ГУЛАГа часто можно встретить указания на единую координирующую волю, руководившую ходом волнений в том или ином особом лагере. Однако то, что воспринимается как «единая воля» забастовщиков (удивительное

Единая лютеранская культура

Единая лютеранская культура Условия материального быта в королевстве диктовались экономическими и политическими реалиями. Одновременно шел процесс укрепления духовной дисциплины населения, который в XVII в. получил выражение в форме единой общегосударственной

Единая воплотившаяся природа Бога-Слова

Единая воплотившаяся природа Бога-Слова В течение столетий, последовавши после Халкидонского Собора, не только «несторианское» учение о лице Христа, но, прежде всего, «монофизитские» воззрения непрестанно противоборствовали халкидонскому определению православной

«Единая душа Индии»

«Единая душа Индии» Представьте себе глухую индийскую деревню недавнего прошлого; она не слишком отличается от настоящего: Индия все еще аграрная страна, и большая часть ее населения – крестьяне, живущие в деревне, а в деревне многое, изменяясь внешне, остается без

2. Единая судовая и портовая администрация

2.  Единая судовая и портовая администрация После сражения у Лейте тоннаж судов Японии с каждым днем быстро уменьшался, а в результате действий авиации и подводных лодок противника значительно сократился район плавания, а также время пребывания наших судов в море;

IX. ДЛЯ СОЛДАТА ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИЯ — РОССИЯ БЫЛА ЕДИНАЯ

IX. ДЛЯ СОЛДАТА ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИЯ — РОССИЯ БЫЛА ЕДИНАЯ Широкое чувство любви и уважения к России было общим для всей массы русских солдат-военнопленных, без различия национальностей. Россия была действительно, а не на словах, — великая, единая и неделимая. Вся масса

1. Единая власть

1. Единая власть Жизнь сотворила к августу на территории России 19 автономных правительств. Были правительства с территорией, были правительства без неё; были правительства областного типа, были правительства национальные. Разного калибра были эти подчас эфемерные

4. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОКТРИНА

4. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОКТРИНА Тот или, вернее, те, кто организовал первые масонские ложи, были почти гениями. Все так называемые русские общественные и политические деятели не заметили тот факт, что масонство если не при самом его возникновении, то в начале

32. МАСОН-ПОБЕДИТЕЛЬ И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОКТРИНА.

32. МАСОН-ПОБЕДИТЕЛЬ И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОКТРИНА. В самом начале второй русской эмиграции в начале двадцатых годов выдающиеся русские писатели-мыслители стали в тупик, высчитывая и определяя, как это могло случиться, что, казалось бы, сильнейшее в мире государство

«Мы единый народ – русичи. У нас единая Родина – Русь!»

«Мы единый народ – русичи. У нас единая Родина – Русь!» 1648 год, май. Битва под жёлтыми водами. Войско Богдана Хмельницкого, 8000 казаков, громит передовой отряд польской армии С. Потоцкого, 6000 воинов. Писарь Выговский И. Е. из польской армии, будущий гетман «Малой» Руси,

Коммунизм против социализма: в чем разница?

Коммунизм и социализм — это политические и экономические системы, которые связаны между собой, но их часто путают. Оба они отвергают капитализм в пользу большего равенства и предоставления экономической власти рабочему классу.

Вот как социализм и коммунизм сравниваются в теории и на практике.

Ключевые выводы

  • Коммунизм и социализм — это политические и экономические системы, которые разделяют определенные идеологии, включая большее равенство в распределении доходов.
  • Оба являются отказом от капитализма, вместо этого предоставляя экономическую власть рабочему классу.
  • Одним из исторических отличий коммунизма от социализма является то, что первый призывает к передаче власти рабочему классу революционным, а не постепенным путем.
  • И коммунизм, и социализм выступают за общественный контроль над средствами производства, хотя социализм допускает дальнейшее существование капитализма в некоторых сферах экономики.
  • На самом деле, коммунистические системы пока не очень успешны.

Коммунизм

По своей сути коммунизм — это философия, основанная на справедливом распределении богатства между гражданами страны и общем владении всей собственностью. В частности, он призывал к контролю рабочего класса или пролетариата над средствами производства, такими как промышленность и сельское хозяйство. Его конечной целью было создание бесклассового общества, после чего государство (или правительство) «отмирало».

Современный коммунизм является ответвлением социализма, и его иногда называют революционным социализмом за то, что он выступает за захват государственной власти рабочим классом посредством революции, а не постепенных реформ.

Социализм

Социализм охватывает более широкий спектр политических убеждений, но разделяет акцент коммунизма на справедливом (если не обязательно равном) распределении богатства между гражданами, а также на общественной собственности на средства производства (хотя и не обязательно на все). В этом смысле социалистические программы и политика могут существовать наряду с капитализмом в обществе, что менее вероятно в настоящей коммунистической системе. Социалисты могут видеть или не видеть коммунистическую систему своей конечной целью.

История коммунизма

Коммунизм в сегодняшнем понимании восходит к 19 веку, особенно с публикацией в 1848 году «Коммунистического манифеста » Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Изложенную ими философию часто называют марксизмом.

«Основная мысль, пронизывающая Манифест, — писал Энгельс в предисловии, — заключалась в том, что вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, между угнетаемыми и господствующими классами на различных ступенях общественного развития; борьба, однако, достигла теперь такой стадии, когда эксплуатируемый и угнетенный класс (пролетариат) уже не может освободиться от класса, который его эксплуатирует и угнетает (буржуазии), не освобождая в то же время навсегда все общество от эксплуатации. , угнетение, классовая борьба…»

Энгельс отвергал социализм как движение среднего класса, возглавляемое «социальными шарлатанами, которые всяческими ухищрениями заявляли, что без какой-либо опасности для капитала и прибыли устраняют всевозможные социальные недовольства». Коммунизм, напротив, был рабочим движением, направленным на полный демонтаж структуры власти.

Маркс и Энгельс проследили неравенство своего времени до промышленной революции, начавшейся в 18 веке, утверждая, что механизация производства усугубила социальное неравенство, разделив общество на два класса: тех, кто владеет средствами производства и кто владеет богатством (буржуазия ) и рабочих, находившихся в их экономической власти (пролетариат).

Для решения проблемы они предписали систему, при которой рабочие сами «берут в свои руки контроль над промышленностью и всеми отраслями производства», наряду с отменой частной собственности и «общественной собственности на товары».

Коммунистические революции

После русской революции 1917 года Владимир Ленин, лидер победивших большевиков, расширил принципы марксизма, как и возможный преемник Ленина Иосиф Сталин. Их идеи превратились в марксизм-ленинизм, который вместо того, чтобы видеть отмирание государства, призывал к правлению одной политической партии. Это была система, которая управляла Советским Союзом до его распада в 1991.

Сегодня только пять стран — Китай, Куба, Северная Корея, Лаос и Вьетнам — имеют коммунистические правительства, хотя они могут называть себя социалистическими или иметь социалистическую экономику. Вьетнам, например, это Социалистическая Республика Вьетнам. Кроме того, в ряде других стран есть коммунистические партии, которые в той или иной степени участвуют в политическом процессе.

Одно из ключевых различий между социализмом и коммунизмом заключается в способе реализации каждой из этих экономических философий в обществе. Коммунизм возникнет в результате насильственного ниспровержения статус-кво, а социализм — в результате постепенных внутренних изменений.

История социализма

Как и марксизм, современный социализм возник в 19 веке в ответ на промышленную революцию и то, что многие считали эксцессами капитализма. Вместо индивидуализма, поощряемого капиталистической системой, упор делался на «коллективное благо» или коллективизм. Оно выросло из идей о перераспределении богатства, сложившихся в эпоху Просвещения и революционных движений 18 в.

Еще одно важное различие между социализмом и коммунизмом заключалось в том, что социализм обычно выступал за более постепенную, даже добровольную передачу власти от богатых к рабочему классу. Среди ее ведущих сторонников по обе стороны Атлантического океана был Роберт Оуэн, преуспевающий владелец текстильных фабрик, родившийся в Уэльсе.

Некоторые ранние социалисты, в том числе Оуэн, которого часто называют социалистами-утопистами, создавали сообщества на основе общей собственности в Европе, Великобритании и США. Подобные идеи повлияли на шейкеров , секту квакеров, сформировавшуюся в Англии, которая основала поселения на востоке и Среднем Западе США, начиная с конца 18 века.

После формулирования Марксом и Энгельсом коммунистических принципов в 1848 году социалистическое движение раскололось на две широкие фракции. Приверженцы, которые все еще называли себя социалистами, сохраняли свой постепенный подход, в то время как коммунисты призывали к более агрессивным действиям.

Начиная с 19 в. социалистические принципы оказывали влияние на государственную политику Великобритании, Франции и др. стран, в частности через законы, направленные на защиту прав трудящихся, включая право на создание профсоюзов и заключение коллективных договоров.

Социал-демократия — это вариант социализма, который позволяет капитализму существовать, но пытается обуздать его эксцессы посредством регулирования, а также устранять неравенство с помощью государственных социальных программ. Он получил распространение после Второй мировой войны, отчасти в ответ на экономические неудачи и жестокое управление Советского Союза сталинской эпохи. Такие страны, как Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция, являются примерами социал-демократий, функционирующих в соответствии с так называемой скандинавской моделью. Многие программы социального обеспечения в Соединенных Штатах и ​​других странах также можно рассматривать как социал-демократические инициативы. Страны, которые таким образом сочетают социализм и капитализм, иногда называют странами со смешанной экономикой.

В некоторых странах, где социализм не стал официальной формой правления, большое влияние оказывают политические партии, такие как Социал-демократическая партия Германии и Лейбористская партия Великобритании.

Коммунизм и социализм в США

Коммунизм так и не закрепился в Соединенных Штатах, хотя Коммунистическая партия США, основанная в 1919 году, на протяжении многих лет выдвигала кандидатов на государственные должности. В результате красной паники в США после Второй мировой войны Конгресс принял закон, запрещающий Коммунистическую партию в 1919 г.54. Но большая часть этого закона с тех пор была отменена, и партия продолжает существовать.

Социализм добился большего успеха, но также имел свои взлеты и падения. Многие социалисты были избраны на посты мэров, а некоторые из них были избраны членами Конгресса. Юджин В. Дебс, который был кандидатом в президенты от социалистов на пяти выборах (1900, 1904, 1908, 1912 и 1920), на своей последней попытке набрал около 1 миллиона голосов. Совсем недавно сенатор от Вермонта Берни Сандерс, называющий себя демократическим социалистом, был серьезным претендентом на выдвижение Демократической партией в президенты в 2016 и 2020 годах.

На протяжении десятилетий термины «коммунист» и «социалист» использовались в США для нападок на политических оппонентов, которые часто не являются ни тем, ни другим. Точно так же бесчисленные правительственные программы и законодательные предложения были осуждены как социалистические или коммунистические теми, кто выступает против них по той или иной причине. Обе эти традиции сохранились и по сей день.

Кем были первые современные социалисты?

Двумя самыми известными мыслителями раннего социализма были Роберт Оуэн и Анри де Сен-Симон. Оуэн был валлийским фабрикантом, жившим в 18-19 вв.го века и был влиятельным сторонником утопического социализма. Он участвовал в общественных экспериментах по обе стороны Атлантического океана. Сен-Симон, чья жизнь также охватила XVIII и XIX века, родился в бедной аристократической французской семье. Он стал социальным теоретиком и был одним из основателей христианского социализма, движения христианских активистов середины 19-го века, которые стремились создать социальные программы для облегчения бедственного положения бедных.

Что такое демократический социализм?

Это вариант социализма, в котором экономика социалистическая — производство и богатство, как правило, находятся в коллективной собственности — но правительство является демократическим. Демократический социализм выступает против авторитарных форм правления, и демократические социалисты считают, что правительство должно помогать обеспечивать основные потребности всех граждан страны, такие как здравоохранение и образование, бесплатно или по сниженной цене.

Является ли коммунизм формой социализма?

Хотя социализм и капитализм связаны между собой, они различны, но социализм, например, стремится обеспечить равенство средств производства для рабочего класса. Коммунизм делает еще один шаг вперед и революционизирует как аспекты производства, так и потребления. В этом отношении коммунизм можно рассматривать как более крайнюю версию социализма.

В чем разница между социализмом и капитализмом?

В двух словах, эти две экономические системы различаются своими целями, а также структурами собственности и производства. В капиталистической экономике, также известной как рыночная или рыночная экономика, частные лица и предприятия владеют средствами производства и правом на получение прибыли от них. Напротив, в социалистической экономике правительство владеет средствами производства и контролирует их, а государственные чиновники регулируют торговлю, движение капитала и другие ресурсы. В некоторых странах есть элементы того и другого в так называемой смешанной экономике.

Коммунизм против социализма — разница и сравнение

Ключевые элементы Централизованное правительство, плановая экономика, диктатура «пролетариата», общая собственность на орудия производства, отсутствие частной собственности. равенство между полами и всеми людьми, международный фокус. Обычно антидемократична с однопартийной системой. Расчет в натуральной форме, Коллективная собственность, Совместная общая собственность, Экономическая демократия, Экономическое планирование, Равные возможности, Свободная ассоциация, Промышленная демократия, Модель «затраты-выпуск», Интернационализм, Трудовые ваучеры, Балансировка материалов.
Политическая система Коммунистическое общество не имеет государства, не имеет классов и управляется непосредственно народом. Это, однако, никогда не было достигнуто. На практике они носили тоталитарный характер, когда обществом управляла центральная партия. Может сосуществовать с разными политическими системами. Большинство социалистов выступают за партиципаторную демократию, некоторые (социал-демократы) выступают за парламентскую демократию, а марксисты-ленинцы выступают за «демократический централизм».
Идеи Все люди одинаковы, поэтому классы не имеют смысла. Правительство должно владеть всеми средствами производства и землей, а также всем остальным. Люди должны работать на правительство, а коллективная продукция должна распределяться поровну. Все люди должны иметь доступ к основным предметам потребления и общественным благам для самореализации. Крупномасштабные отрасли представляют собой коллективные усилия, и поэтому отдача от этих отраслей должна приносить пользу обществу в целом.
Социальная структура Все классовые различия устранены. Общество, в котором каждый является одновременно и собственником средств производства, и собственным наемным работником. Классовые отличия уменьшены. Статус производился больше от политических различий, чем от классовых различий. Некоторая подвижность.
Ключевые сторонники Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Петр Кропоткин, Роза Люксембург, Владимир Ленин, Эмма Гольдман, Лев Троцкий, Иосиф Сталин, Хо Ши Мин, Мао Цзэдун, Иосип Броз Тито, Энвер Ходжа, Че Гевара, Фидель Кастро . Шарль Холл, Франсуа-Ноэль Бабёф, Анри де Сен-Симон, Роберт Оуэн, Шарль Фурье, Луи Огюст Бланки, Уильям Томпсон, Томас Ходскин, Пьер-Жозеф Прудон, Луи Блан, Мозес Гесс, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Михаил Букинин .
Религия Отменено — всякая религия и метафизика отвергается. Энгельс и Ленин согласились, что религия — это наркотик или «духовная выпивка», и с ней нужно бороться. Для них воплощение атеизма означало «насильственное ниспровержение всех существующих социальных условий. Свобода вероисповедания, но обычно пропагандирует секуляризм.
Философия От каждого по способностям, каждому по потребностям. Свободный доступ к предметам потребления стал возможен благодаря достижениям в области технологий, обеспечивающим сверхизобилие. От каждого по способностям, каждому по вкладу. Акцент на распределении прибыли среди общества или рабочей силы в дополнение к индивидуальной заработной плате.
Экономическая координация Экономическое планирование координирует все решения, касающиеся инвестиций, производства и распределения ресурсов. Планирование осуществляется в физических единицах, а не в деньгах. Плановый социализм опирается главным образом на планирование для определения инвестиционных и производственных решений. Планирование может быть централизованным или децентрализованным. Рыночный социализм опирается на рынки для распределения капитала между различными предприятиями, находящимися в общественной собственности.
Частная собственность Упразднен. Концепция собственности отрицается и заменяется концепцией общего пользования, а право собственности — «правопользованием». Два вида имущества: Личное имущество, такое как дома, одежда и т. д., принадлежащее физическому лицу. Общественная собственность включает фабрики и средства производства, принадлежащие государству, но находящиеся под рабочим контролем.
Дискриминация Теоретически все члены государства считаются равными друг другу. Люди считаются равными; законы принимаются, когда это необходимо для защиты людей от дискриминации. Иммиграция часто строго контролируется.
Структура собственности Средства производства находятся в общей собственности, что означает, что ни юридическое, ни физическое лицо не владеет производственной собственностью. Важность приписывается «пользовательскому праву» над «владением». Средства производства находятся в общественной собственности, при этом произведенная прибавочная стоимость достается либо всему обществу (в моделях общественной собственности), либо всем наемным работникам предприятия (в моделях кооперативной собственности).
Экономическая система Средства производства являются общими, что отрицает концепцию собственности на капитальные блага. Производство организовано таким образом, чтобы обеспечивать потребности людей непосредственно, без использования денег. Коммунизм основан на условии материального изобилия. Средства производства находятся в собственности государственных предприятий или кооперативов, а физические лица получают компенсацию на основе принципа индивидуального вклада. Производство может по-разному координироваться посредством экономического планирования или рынков.
Свободный выбор Либо коллективное «голосование», либо правители государства принимают экономические и политические решения за всех остальных. На практике митинги, сила, пропаганда и т. д. используются правителями для контроля над населением. Религия, работа и брак зависят от человека. Обязательное образование. Бесплатный равный доступ к здравоохранению и образованию, предоставляемый через социальную систему, финансируемую за счет налогов. Производственные решения больше зависят от решения государства, чем от потребительского спроса.
Политические движения Марксистский коммунизм, ленинизм и марксизм-ленинизм, сталинизм, троцкизм, маоизм, денгизм, путь Прачанды, ходжаизм, титоизм, еврокоммунизм, люксембургизм, советский коммунизм, левый коммунизм. Демократический социализм, коммунизм, либертарианский социализм, социальный анархизм и синдикализм.
Определение Международная теория или система социальной организации, основанная на совместном владении всей собственностью, при этом фактическая собственность приписывается сообществу или государству. Отказ от свободного рынка и крайнее недоверие к капитализму в любой форме. Теория или система социальной организации, основанная на совместном владении большей частью собственности, при фактической собственности, приписываемой рабочим.
Способ перемен Правительство в коммунистическом государстве является проводником перемен, а не рынком или желанием со стороны потребителей. Изменения со стороны правительства могут быть быстрыми или медленными, в зависимости от изменения идеологии или даже прихоти. Рабочие в социалистическом государстве являются номинальным агентом перемен, а не каким-либо рынком или желанием со стороны потребителей. Изменения со стороны государства от имени рабочих могут быть быстрыми или медленными, в зависимости от изменения идеологии или даже прихоти.
Современные примеры Недавние крайне левые диктатуры включают СССР (1922-1991) и его территорию по всей Восточной Европе. В настоящее время только пять стран имеют коммунистические правительства: Китай, Северная Корея, Куба, Лаос и Россия. Современные примеры социалистических стран включают Китай, Кубу, Лаос и Вьетнам. Такие страны, как Индия, Португалия, Северная Корея и Шри-Ланка, также называют себя социалистическими в своей конституции.
Вариации Левый анархизм, советский коммунизм, европейский коммунизм, чучхейский коммунизм, марксизм, национальный коммунизм, домарксистский коммунизм, первобытный коммунизм, религиозный коммунизм, интернациональный коммунизм. Рыночный социализм, коммунизм, государственный социализм, социал-анархизм.
Примеры В идеале нет лидера; народ управляет напрямую. На самом деле это никогда не практиковалось, а просто использовалась однопартийная система. Примерами коммунистических государств являются бывший Советский Союз, Куба и Северная Корея. Союз Советских Социалистических Республик (СССР): хотя фактическая категоризация экономической системы СССР оспаривается, ее часто считают формой планового социализма.
Средства контроля Теоретически нет государственного контроля. Использование правительства.
Самые ранние остатки Теоретизированный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX века как альтернатива капитализму и феодализму, коммунизм был опробован только после революции в России в начале 1910-х годов. В 1516 году Томас Мор пишет в «Утопии» об обществе, основанном на общей собственности. В 1776 году Адам Смит отстаивал трудовую теорию стоимости, игнорируя предыдущую точку зрения Кантильона, согласно которой цены определяются спросом и предложением.
История Основные коммунистические партии включают Коммунистическую партию Советского Союза (1912–1991 гг. ), Коммунистическую партию Китая (1921–н.в.), Рабочую партию Кореи (1949–н.в.) и Коммунистическую партию. Кубы (1965-ОН). Исторические социалистические примеры включают Парижскую коммуну, коммуну Странда, Венгрию, Румынию и Болгарию; ни у кого по-прежнему нет коммунистических правительств.
Вид на войну Коммунисты считают, что война полезна для экономики, поскольку стимулирует производство, но ее следует избегать. Мнения варьируются от провоенных (Чарльз Эдвард Рассел, Аллан Л. Бенсон) до антивоенных (Юджин В. Дебс, Норман Томас). Социалисты склонны соглашаться с кейнсианцами в том, что война полезна для экономики, поскольку стимулирует производство.
Взгляд на мир Коммунизм — международное движение; Коммунисты одной страны видят себя солидарными с коммунистами других стран. Коммунисты не доверяют националистическим нациям и лидерам. Коммунисты сильно не доверяют «большому бизнесу». Социализм — это движение как рабочего, так и среднего класса, все ради общей демократической цели.
Литература Коммунистический манифест, «Капитал», Государство и революция, Джунгли, реформа или революция, Капитал (Том I: Критический анализ капиталистического производства), Социализм: утопический и научный, Гроздья гнева . Коммунистический манифест, «Капитал», Государство и революция, Джунгли, Реформа или революция, Капитал (Том I: Критический анализ капиталистического производства), Социализм: утопический и научный, Гроздья гнева.
Недостатки Исторически сложилось так, что коммунизм всегда сводился к единоличному контролю над обществом. Это может быть связано с его базовой структурой консолидации всей власти и ресурсов, но тогда они никогда не отдаются народу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *