Фёдор Достоевский «Дядюшкин сон»
Год примерно назад был я в Третьяковской галерее и обратил внимание на известную картину «Неравный брак» Василия Пукирева, которую ранее, понятно, видел только на репродукциях. А картина-то немаленькая, под два метра в высоту. И все подробности, скрадываемые в размере картинки, в подлиннике явлены во всем своем великом безобразии. Старик венчается на юной девице — и все сдерживаемое похотливое самодовольство этой развалины и вся неизбывная горечь девушки, ее покорность, написанные на лице. И прочие гадости наших свадебных ритуалов — все слишком жестко и обнаженно в своей правде так и бросается в глаза.
Подобная же трагедия едва не произошла в богоспасаемом городе Мордасове. Разве что Зинаида Афанасьевна Москалева, несостоявшаяся невеста, не того сорта была девица, чтобы горестно опускать очи долу. Она боец, девушка с чертом, провозвестница таких дерзких бунтарок, как Аглая Епанчина, Лизавета Тушина и Катерина Верховцева.
Однако, пусть сюжет и взят Достоевским из водевиля.
Темы выявленные и явленные в повести слишком обширны, чтобы считать ее чем-то проходным, забавным пустячком, а то и вовсе «неудачей» автора. Да 99,999% авторам в принципе не удастся достичь такого уровня мастерства, что проявил Федор Михайлович в этой безделке, писанной нехотя и второпях.
Нравоописательная часть повести поражает своей актуальностью. Это просто сконцентрированный микс той бытовухи, что окружает каждого из нас повседневно. Сплетни ,склоки, битва мелких амбиций, желание урвать кусок послаще и попроще пройти через узкое место. Человек редко живет на высоте эмпирей духа, в основном хлопочет. Вот эти-то ужасные, смешные, дикие и обыденные хлопоты Достоевский и вскрывает как механизмы жизни. Вот ,мол, полюбуйтесь на самих себя! Как живете! Ну да ,мерзковато становится. Приосанишься, сделаешь на одну гадость меньше. Уже автор не зря старался.
Но есть в повести линия более критическая, и для нас злободневная увы. Социально-политическая. Повесть предреформенная, описывает конкретное время после катастрофы Крымской войны.
И причины, к ней приведшие, столь вопиющие, что явно выразились и в этой легкой шутейной повестушке.
Старый маразматик князь К. покупал себе накладные волосы и парики. И купил такую же накладную бороду своему ямщику Фелофею ,а у того самого родная борода в два раза обширнее. Князь приказал сбрить и надеть накладную. Для беззащитного Фелафея это была целая трагедия. Причем произошло это накануне поездки в Мордасов. Так что может быть действительно неслучайно кибика князя перевернулась ,а сам он чуть не убился.
Также князь вспоминает своего крепостного слугу Селифана ,который сбежал от него в Германии. А потом князь встретил его в Париже под ручку с очаровательной девицей. Селифан имел вид самый респектабельный и важно раскланялся с князем.
А сбор самых важных кумушек в городе, которые уже несколько месяцев не могут организовать благотворительную постановку. А душераздирающая история любви нищего учителя и поэта и гордой дворянки Зины Москалевой.
Все это черточки, которые складываются в неприглядную, а точнее, чудовищную картину угнетения, рабства, человеконенавистничества.
Кучка паразитов после смерти Петра Великого захватили власть в стране и сосали из нее все соки, пуская доходы, тяжким трудом добытые народом, на брюлики, шмотки и поездки по заграничным курортам. И тянули Россию в выгребную яму всеобщей гибели.
Наверняка, Достоевский о таком не думал, да и царской цензуре ничего подозрительного в повести не увиделось. Но Федор Михайлович был крепкой выучки критический реалист. Поэтому нам из сегодня понятно, читая этот страшный документ, что итог похождений всех этих князей-маразматиков и генералов с аксельбантами был закономерен. Россию от них удалось спасти, но какой дорогой ценой!
Вот цена за запоздалые реформы.
Персонажи повести великолепны и многогранны. Целая плеяда ярких индивидуальностей. Остановлюсь на г-же Москалевой и ее дочери.
В первых же строках повести Достоевский представляет Марью Александровну Москалеву как провинциального Наполеона Бонапарта. И дальше виртуозно проводит эту аналогию через все перипетии происходящего — она действует решительно, напористо, ввязывается в драку, а потом смотрит по обстановке.
Она блестящий тактик, и никакущий стратег. И даже поражение терпит грандиозное на своем собственном Ватерлоо. В общем, видно, что фигура Наполеона очень интересовала Достоевского задолго до создания «Преступления и наказания», и он отлично разбирался в его биографии и характере. И гениально смог воплотить это в образе провинциальной дамы.
При этом г-жа Москалева совершенно шекспировский тип, просто новое явление чудовищного Ричарда Глостера, только в юбке.
Дочь ее Зина самовольница и бунтарка, и поумнее матушки будет ,однако не это привлекает к ней пристальное внимание. Более поздние героини ФМД, инфернальницы и истерички, более относятся к сфере духа, чем к сфере обыденности. В них влюбляются, но решительно непонятно за что. Наверно за тот самый пресловутый богатый духовный мир.
Зиночка же очерчена едва ли не пером Ренуара. Это существо из плоти и крови, пылкая и провоцирующая с первого же взгляда мужчин на то, чтобы воспылать к ней страстью. И Достоевский крайне убедителен, давая ее портрет в движении.
Возможно был прототип, уж слишком зримая красотка получилась. Ну, и душевная осанка прекрасна.
Как написано. Гениально, чего уж. Но тут хотелось посетовать на досадное разделение истории литературного процесса в России на гоголевскую и пушкинскую школу, довольно долго довлеющее в нашей науке. Сатира и сугубый реализм. Но вот в «пустяковом» «Дядюшкином сне» Достоевский виртуозно сочетает обе эти традиции. Повесть насыщена реминисценциями из Гоголя, есть просто потрясающая «сцена вранья», да и не одна. И как уже верно было замечено, финал повести — чисто пародийная аллюзия на финал «Евгения Онегина». (И кстати, стало понятно, откуда в Пушкинской речи Достоевского взялся «старик-генерал», за которого якобы вышла Татьяна Ларина. Ведь у Пушкина муж-генерал — ровесник Онегина. Перепутал Федор Михайлович с собственным сочинением))
В общем ,если делать подробный анализ этой «пустяшной» повести, то можно извлечь большие объемы обогащенной литературной руды, лучащейся чистой гениальностью.
Только черпай, да пользуйся.
П.С. Кстати, г-же Москалевой Достоевский адресовал чистую психологическую максиму в совершенно французском духе: «Тирания есть привычка, становящаяся потребностью». Я даже проверил — может, цитата? Нет. Его идея, к которой он потом еще возвращался. Он и так — глубоко, тонко, лапидарно — умел.
Дядюшкин сон
в спектакле играют
- Марья Александровна Москалева
Ольга Прокофьева
- Зинаида,
её дочьПолина Лазарева
- Афанасий Матвеич,
муж Марьи АлександровныДмитрий Прокофьев
Виктор Довженко Павел Александрович Мозгляков,
жених ЗинаидыВсеволод Макаров
Макар Запорожский- Князь
Игорь Марычев
- Настасья Петровна Зяблова,
дальняя родственница МоскалевыхВалерия Забегаева
- Софья Петровна Фарпухина,
жительница г.
МордасоваНаталия Филиппова
- Анна Николаевна Антипова,
жительница г. МордасоваАлександра Ровенских
- Наталья Дмитриевна Паскудина,
жительница г. Мордасова Любовь Руденко - Фелисата Михайловна,
жительница г.
МордасоваМария Фортунатова
- Мать Васи
Татьяна Рогозина
- Казачок-Гаврюшка
Владимир Гуськов
Денис Денисов
Лакей князя Феофил — Роман Потапов
В уездный город к Марье Александровне Москалевой приезжает давно не бывавший в этих местах престарелый князь.
Хозяйка имения решает любыми средствами сосватать за него свою 23-летнюю красавицу-дочь, которой здесь не находится достойной партии. Барышня сначала противится таким планам, но затем соглашается очаровать полубезумного богатого старика. Свадьба кажется уже делом решенным, когда князь вдруг заявляет, что все это был сон…
В анекдоте Достоевского о нравах провинциального общества режиссер Екатерина Гранитова видит историю незаурядной женщины, волею судьбы прикованной к захолустью, бежать из которого – ее почти маниакальная потребность. Она здесь – и главная актриса, и главный режиссер, способный из всего сделать ослепительное зрелище. Красивые исторические костюмы, русские, испанские и французские музыкальные мотивы создают феерическую игровую атмосферу для спектакля, разыгрываемого Москалёвой, приз за который – путевка в роскошную великосветскую жизнь.
Премьера состоялась 4 сентября 2012 г.
пресса о спектаклепремии и номинации
Театральная премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая женская роль» (Ольга Прокофьева) (2013)
Дядюшкин сон; и «Постоянный муж» Федора Достоевского
Скачать эту электронную книгу
| Формат | URL-адрес | Размер | ||||
|---|---|---|---|---|---|---|
| Читать эту книгу онлайн: HTML5 | https://www.gutenberg.org/ebooks/38241.html.images | 935 КБ | ||||
| Читать эту книгу онлайн: HTML (как отправлено) | https://www.gutenberg.org/files/38241/38241-h/38241-h.html | 994 КБ | ||||
| EPUB3 (электронные книги, включая функцию отправки на Kindle) | https://www. gutenberg.org/ebooks/38241.epub3.images | 332 КБ | ||||
| EPUB (старые электронные книги) | https://www.gutenberg.org/ebooks/38241.epub.images | 345 КБ | ||||
| https://www.gutenberg.org/files/38241/38241-pdf.pdf | 1,8 МБ | |||||
| EPUB (без изображений) | https://www. gutenberg.org/ebooks/38241.epub.noimages | 328 КБ | ||||
| Разжечь | https://www.gutenberg.org/ebooks/38241.kf8.images | 644 КБ | ||||
| старые Kindles | https://www.gutenberg.org/ebooks/38241.kindle.images | 549 КБ | ||||
| Обычный текст UTF-8 | https://www. gutenberg.org/files/38241/38241-0.txt | 599 КБ | ||||
| Дополнительные файлы… | https://www.gutenberg.org/files/38241/ |
Читатели также скачали…
Библиографическая запись
| Автор | Достоевский, Фёдор, 1821-1881 |
|---|---|
| Переводчик | Уишоу, Фредерик, 1854–1934 гг., 90 033 |
| Титул | Дядюшкин сон; и постоянный муж |
| Язык | Английский |
| LoC Класс | PG: Языки и литературы: славянские (в том числе русские), Языки и литературы |
| Тема | Россия — Общественная жизнь и нравы — 1533-1917 — Художественная литература |
| Тема | Князья — Россия — Художественная литература |
| Категория | Текст |
Электронная книга №.![]() | 38241 |
| Дата выпуска | 6 декабря 2011 г. |
| Статус авторского права | Общественное достояние в США. |
| Загрузки | 87 загрузок за последние 30 дней. |
| Книги Project Gutenberg всегда бесплатны! | |
Возвращение славы и статуса, Pt. 1: Сон дяди
Автор Феликс Пурат
Пожалуйста, прочитайте этот блог и сообщите (оставьте сообщение), если вы хотите, чтобы VM Production рассмотрела адаптацию Дядюшкин сон — как историческая пьеса, так и современная история, происходящая в Лос-Анджелесе (в рамках нашего проекта «Достоевский-Л.
А.») — см. дополнительную информацию ниже. Спасибо.
В 1849 году Федор Достоевский, 27-летний писатель с тремя новеллами за плечами ( Бедные люди, Двойник и Хозяйка ), около 11 рассказов, в том числе Белые ночи и роман, который он начал п/п Неточка Незванова , арестована за политическую деятельность в кружке Петрашевского. После имитационного расстрела, сильно повлиявшего на его психическое здоровье, он был приговорен к четырем годам ссылки в Сибирь, после чего еще несколько лет провел на военной службе.
Но хотя юный Федор еще никоим образом не написал свой последний рассказ, он был удален из литературного мира Петербурга, спустившись с зенита популярности, достигнутого его первым романом « Бедные души». № в самый разгар раннего сибирского ГУЛАГа, где он, признанный «одним из самых опасных заключенных», был скован кандалами до своего освобождения. Если у кого-нибудь из писателей душа была «бедной», так это у него.
В самом деле, потребовалось бы не менее трех романов, прежде чем Достоевский вновь утвердился бы в том мире, из которого он выпал к моменту написания Дом мертвых, , сериализованный между 1860 и 1862 годами и укрепивший его возвращение на вершину.
Достоевский начал с комедийного подхода, написав повесть под названием Дядюшкин сон. Неожиданный роман от человека, только что приехавшего из Сибири, Дядюшкин сон играет осторожно в мире провинциальных сплетен, высмеивая высшие слои провинциального общества до самых костей.
История вращается вокруг Марьи Александровны, светской сплетницы номер один в городке Мордасове, некоего князя К. (намек будущему Кафке?), именуемого на протяжении всей истории князем, и дочери Марьи Александровны, прекрасной надменная и вместе с тем романтичная Зинаида. Суть сюжета проста: попытка выдать Зинаиду замуж за князя и таким образом улучшить их семейные перспективы. Принц, со своей стороны, дряхлый старый бывший денди, который всегда наносит много косметики, фальшивый парик и тому подобное, чтобы выглядеть моложе.
Результаты, конечно, обеспечивают много развлечений, и точно так же, как Раскольникову не удается избежать наказания за убийство в Преступление и наказание , в Дядюшкин сон не обязательно все идет так, как планировалось. Однако так далеко в своей карьере Достоевский, несмотря на то, что он почти десятилетие не был в перьевом загоне, представляет наиболее сильных развитых персонажей, которых он создал до сих пор. Стремясь вернуться в Санкт-Петербург, в свой город и на сцену, из которой он был вырван, пожилой и мудрый Федор возвращается из ссылки с сообщением: что он вернулся, и пока он доволен тем, что он Мистер Приятный комик. он по-прежнему не боится высмеивать тех, кто об этом просит, и что его психологические исследования далеки от завершения.
Рассказы о великих — это не рассказы о мгновенном успехе, а Uncle’s Dream считался провалом. Когда эта история вышла, она осталась практически незамеченной, получив только одну рецензию, в которой редактор сказал, что не может ее закончить.
Сам Достоевский в конечном итоге не очень любил эту историю, потому что торопился. Тем не менее, вот три причины прочитать Uncle’s Dream :
Вышеупомянутое развитие персонажа
- Сплетни — это здесь и там, это повсюду. Те, кто живет в маленьких городах и деревнях, находятся в его власти, а те, кто живет в городе, вероятно, живут там, потому что их предки терпеть не могли сплетни соседей в те времена. Анализ Достоевским сплетен столь же глубок, как и самоанализ своего величайшего порока в «Игроке», , и хотя он является частью сатиры, он также является очень человечным для главного героя, подробно описывающего это происшествие.
- Драма снаружи и внутри – Достоевский однажды сказал о своем современнике Иване Тургеневе: «Тургенев не знает русской жизни вообще. О жизни простых людей он узнал от крепостного лакея, с которым когда-то ходил на охоту («Записки охотника»), и больше ничего не знал».


Мордасова
Мордасова
gutenberg.org/ebooks/38241.epub3.images
gutenberg.org/ebooks/38241.epub.noimages
gutenberg.org/files/38241/38241-0.txt
