Платон. Учение Платона о душе
Учение о душе — первая глубоко продуманная психологическая концепция в античной философии. Рассмотрим ее основные положения и узнаем, как великий философ рассуждал о соотношении души и тела, частях души и бессмертии.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике
🙌 По Платону человек состоит из двух совершенно разных начал — его телесное начало является материальным, а душа человека является эйдосом.
🧍♂️ Тело состоит из множества частиц, оно всю жизнь изменяется, хрупко и как только душа покидает тело, оно начинает разлагаться.
🌟 Душа есть эйдос — нематериальная, вечная и неуничтожимая сущность. Она не имеет частей и существовала еще до рождения тела.
🔎 Суть философских занятий — внимание к своей душе. Платон подчеркивает, как важно человеку заботиться о своей душе. «Неосознанная жизнь не стоит быть прожитой» — эти слова принадлежат Сократу. Вслед за ним Платон видит главной задачей человеческой жизни не просто выжить, прожить какую-нибудь биографию, а прожить жизнь осознанно. Внимание к своей душе, к той части человека, которая противоположна материальному началу, для Платона составляет всю суть философских занятий.
✨ Вырваться из плена материального существования. Если мы присмотримся, то заметим, что противопоставление души и тела тоже условно, потому что душа и тело очень тесно связаны. Но мы можем понять, почему для Платона важнее их противопоставить, чем соединить.
Он искренне желает помочь людям вырваться из плена своего обыденного материального существования, открыть глаза души. Согласно Платону душа — это то единственное в человеке, о чем имеет смысл всю жизнь заботится.😍 Прекрасная душа в прекрасном теле. Нельзя сказать, что Платон презирал тело. В работах Платона мы часто встречаем понятие «калокагатия». Это слово составлено из двух греческих корней: «калон» означает «прекрасное» — это понятие применительно к телу, «агатон» означает «доброе» — это моральное понятие, которое применимо к душе. Калокагатия — гармония души и тела. Платон воспевает прекрасную душу в прекрасном теле и считает ее вершиной человеческого существования.
Рассмотрим три части души, которые выделяет Платон.
Платон выделяет три части души 👇
🧠 Высшая, главная часть души — разумная. Она обращена вверх к царству идей, она занята безмолвной беседой ума с самим собой и достижением вечных истин.
💪 Вторая часть души — волевая. Она связана не с интеллектуальным стремлением к истине, а с решимостью, мужеством, ей присуще активное начало. Именно она заставляет нас двигаться и совершать поступки в материальном мире.
😋 Низшая часть души — чувственная. Она самая пассивная и зависимая. Это та сторона души, которой мы пришиты к телу. В ней сосредоточены телесные потребности, например, именно этой частью души мы испытываем удовольствие от вкусной еды.
👤 Место души в теле. Греки делили человеческие органы на две части: над диафрагмой — чистая часть, под ней — грязная. Платон считал, что разумная часть души расположена в грудной клетке над диафрагмой, в нашем дыхании, а остальные части души под диафрагмой. По-настоящему бессмертна только разумная часть души, а волевая и чувствующая умирают вместе со смертью тела.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Главной формой бессмертия души Платон считает метемпсихоз — переселение душ.
🌌 Как происходит переселение душ? Душа — эйдос. Обиталище всех душ — на небе, в царстве идей. Периодически эйдосы падают вниз в материальный мир и приобретают телесную оболочку — так рождается человек. Когда душа оказывается внутри тела, она становится привязанной. Тело в некотором смысле выступает темницей, тюрьмой души на протяжении всей жизни.
🕊 Когда человек умирает, душа освобождается от оков тела, но это не значит, что она сразу воспаряет на небо в царство эйдосов, где ей положено быть. Потому что за одну человеческую жизнь у нее не успевают отрасти крылья. Ей нужно прожить серию человеческих жизней, перевоплощаясь из одного тела в другое, пока, наконец, отрастут крылья души и она сможет прекратить переселения и обрести блаженство на небе. Эта концепция во многом похожа на буддистскую концепцию нирваны как выхода из цепи перерождений.
Согласно Платону есть две формы бессмертия 👇
1️⃣ Простая форма — переселение души из одного тела в другое.
2️⃣ Высшая форма — переселение прекратилось и душа вместе с богами пребывает в царстве эйдосов.
⚡️ В жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни. Некоторые исследователи считают, что эти поэтические образы не нужно принимать слишком буквально. Внимательный анализ показывает, что тема бессмертия души у Платона всегда оказывается связана с понятием справедливости. Возможно, концепция бессмертной души нужна Платону для того, чтобы обосновать простую вещь — в жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни, есть что-то большее, ради чего иногда не страшно и умереть. Для Платона это большее — справедливость и вера в нее, которая придает смысл нашей жизни.
🩸 Почему Сократ не боялся смерти? Сократ добровольно принял яд по приговору суда. Похоже, что Платон всю жизнь размышлял о том, почему Сократ не боялся смерти? Вряд ли из-за буквальной веры в бессмертие, как это описано в мифах. Скорее, он всем своим существом ощущал, что в жизни есть что-то больше, чем сама жизнь. Это ощущение и порождает концепцию бессмертия: бессмертие есть не просто отрицание смерти, а преодоление ее. Что-то, что порождено жизнью, но при этом неподвластно смерти — знания, поступки, духовные ценности.
курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽
1450₽
подробнее о курсе
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Психология Аристотеля > Фундаментальная проблема гиломорфизма (Стэнфордская философская энциклопедия)
Если мы полагаемся на простую иллюстрацию гиломорфизма Аристотеля, затем, как впервые указал Акрилл (1972–1973), мы приходим с удивительным быстроты в серьезную проблему для привлекательного в других отношениях Аристотеля. Лечение отношений души и тела. Согласно гиломорфной теории Аристотеля анализ изменения и зарождения, когда рождается кусок бронзы в образе Гермеса появляется статуя Гермеса. существование. Когда эту же бронзу позже расплавят и переделают в статую Домициана, то статуя Гермеса исчезает, а статуя Домициана возникает. Решающее значение для этого простого описания гиломорфное поколение есть мысль о том, что бронза, которая сначала приобретает, а затем теряет одну форму (форму Гермеса), а затем приобретает новая форма (форма Домициана) сама по себе формируется лишь случайно.
Таким образом, кажется, что любая материя, лежащая в основе зарождения, есть только обусловлена той формой, которую оно приобретает в процессе поколение. Теперь, однако, возникает странность для гиломорфизма в случае отношений души и тела: Аристотель, очевидно, считает, что человеческое тело по существу формируется душой, телом которой она является. То есть в отличие бронза, тело, материя человека, не может потерять свою форму, свою душа, и остаться в существовании. Это, во всяком случае, кажется прямым следствие утверждения Аристотеля о том, что тело, утратившее свою душа вовсе не тело, «кроме как омонимично» (9).0005 Де Анима
II 1, 412b10-24). Апеллируя к омонимии в этом связи, Аристотель имеет в виду, что тело без души не больше тело, чем глаз в скульптуре человеческого существа является глазом. Мы назовите это глазом, но только расширением термина. Глаз в скульптуре или картине, висящей на стене в музее, на самом деле не глаз; это не орган, используемый для зрения. Итак, предложение Аристотеля заключается в том, что мертвое тело или труп больше похоже на статую тела, чем на это как настоящее тело. Похоже на тело, возможно, но это не так, на самом деле тело вообще. По-видимому, поэтому Аристотель говорит о таком тела: «Тело, потерявшее душу, не то, что потенциально живой; это скорее тот, у которого есть душа» (Итак, какими бы ни были мотивы Аристотеля для обращения к омонимии в этом связь может быть, сначала следует оценить, что она имеет непосредственный и проблематичные последствия его гиломорфного анализа души и тело. Ибо из этого следует, что ни одно человеческое тело не одушевлено случайно; скорее, каждое человеческое тело по существу одушевлено и выходит из существование в тот момент, когда оно теряет свою душу, то есть в момент смерть. Это может показаться нелогичным, поскольку это кажется специфическим для говорят о человеческом теле как о прекращении существования в момент смерти. Мы сказать ведь, что многие граждане в СССР делали особый попытка увидеть «тело Ленина» на выставке в Москве, или что «Тело Тутанхамона» было сохранено путем мумификации. Впрочем, пожалуй, можно согласиться, что все это лишь манера говоря, что тело забальзамировано и выложено для обозрения или тело возили по разным музеям для демонстрации, больше похоже на статую, чем на это подобно дыхательному организму, принадлежащему живому человеку. Это однако это не реальная проблема, которую заметил Акрилл. Скорее это гиломорфное объяснение изменений, по-видимому, требует, чтобы частицы материи формируются только условно; бронза не бронза это бронза приобретая ту или иную форму. Вместо этого бронза есть бронза из-за того, что это был сплав меди и олова, что-то вроде прежде чем он был сформирован формой Гермеса, что-то остается в то время как форма, и, конечно, что-то это все еще после того, как эта форма была потеряна. Если человеческие тела не тела, когда они не одушевлены, и если души тел, как Аристотель претензии, их формы, то человеческие тела не поддаются гиломорфная обработка. Применение общего гиломорфного рамки в случае души и тела даже не кажутся возможными. Материя, согласно гиломорфизму, формируется случайным образом; так, тела, трактуемые Аристотелем как материя, также должны быть условно информированный. Если же тела являются омонимичными телами только тогда, когда они потеряли свою душу, то тела обязательно формируются: тела обязательно на самом деле живой. Таким образом, человеческие тела одновременно и случайны, и обязательно информируется. Это кажется несчастным и довольно непосредственным последствие. На самом деле Аристотель, кажется, противоречил сам себе.
Учитывая этот, казалось бы, противоречивый результат, естественно Интересно, почему Аристотель прежде всего утверждает, что человеческое тело только омонимично тело, когда оно потеряло свою душу. Наверняка это то требование, которое является корнем его трудности; это точно его апелляция к омонимии, которая делает применение гиломорфизма к отношения души и тела проблематичны. Пожалуй, тогда самое простое решение для Аристотеля было бы просто отказаться от своего утверждения, что тело без душа вовсе не тело, кроме как омонимично. Затем человеческое тело может быть, подобно другим частицам материи, только случайно сформированным.
К сожалению, мало надежды на то, что Аристотель просто отменив свое заявление о том, что мертвое тело не является телом, кроме как омонимично. Ибо он регулярно использует широкий тезис функционального определение, согласно которому «все вещи определяются их функция» ( Meteorologica iv 12, 390a10–15; ср. Поколение животных ii 1,734b24–31; Политика я 2, 1253a19–25). В этом тезисе сформулированы необходимые и достаточные условия для что-то является членом какого-то F такой, что все и только F вещей проявляют функцию, характерную для этого Добрый. (Так, например, что-то является компьютером тогда и только тогда, когда оно может использоваться для того, чтобы делать то, что делают компьютеры. Ни один кусок салями не компьютер; и все, что можно использовать для обработки слов, создания электронные таблицы, и в целом для реализации программ является компьютер.) Результат такого подхода к индивидуализации вида для тело, кажется, ни на что неспособно включиться в жизнь функции, свойственные человеку (прием пищи, восприятие, мышление) будет человеческое тело. Вот почему тело без души, тело, которое совершенно безжизнен, не является человеческим телом, кроме омонимов. Этот Вот почему бездушное тело больше похоже на статую или картину тело, чем оно похоже на человеческое тело. Хотя это может выглядеть как тело, труп может дышать не больше, чем статуя может ходить и воспринимать. Таким образом, Аристотель не волен отозвать свое обращение к омонимии. по крайней мере не без ущерба для глубокого принципа рода индивидуация.
Таким образом, остается только одно направление для решения противоречие, которое, по-видимому, является результатом сочетания гилеморфизм и омонимия. Аристотель может, пожалуй, допустить, что в помимо человеческого тела, которое обязательно действительно живое, есть тело, которое только случайно одушевлено и поэтому только случайно в живых. Это тело, по-видимому, относится к типу материи, которую Аристотель характеризует как непрямое ( Метафизика v 6, 1016a19–24; viii 4, 1044a15–25; IX 7, 1049а24–7). Неблизкое дело материя, которая лежит в основе материи, фактически используемой в образование какого-либо соединения, даже если оно на самом деле не присутствует или заметно в этом соединении. Так, например, в то время как кирпичи и Известковый раствор — это ближайшая материя дома, а глина — это Дело в кирпичах также, хотя и не в прямом смысле, в предмете дом, так как он использовался в качестве материала для формирования кирпичей. Хотя в случае с живым существом это не так очевидно, непосредственная материя уже очень высоко структурирована, ниже Ближайшая материя будет лежать не ближайшей материей, которая тогда может быть только контингентно сформирован. Эта материя не обязательно на самом деле живая. Это также было бы предметом неявного противопоставления тому, что Аристотель идентифицируется как органическое вещество ( De Anima ii 1, 412a28–b1), то есть полностью сформированная и живая человеческая материя, существующий человек. Тогда неорганическое вещество можно было бы квалифицировать как то, что продолжается через гиломорфное поколение, как сохраняется бронза через утрату и приобретение различных форм. Итак, будет фактически два тела, одно органическое и одно неорганическое, первое из которое действительно необходимо действительно живое, но второе из которых есть нет. Возможно, различие между органическим и неорганическим телом в некоторой степени параллели с нашими собственными различными способами говорить о «плоти». Можно сказать, что плоть восстанавливается при порезе или повреждении , хотя, очевидно, это говорится только о живых плотях, хотя мы также говорим о тленных вещах как о , идущих по пути всех плоть . Только в первом случае мы неявно ограничиваем нам говорить о плоти живой. Так также и с органическим телом: это живое тело, о котором мы говорить, хотя есть и тело, неорганическое тело, которое путь всякой плоти.
Такое решение может показаться в той или иной степени экстравагантным, неразумно или просто противоречит здравому смыслу. Это оговорки, которые справедливо озвучены и исследованы; они очевидно начните, однако, с признания того, что Аристотель не должен сгибаться перед заряд внутреннего противоречия. Итак, гиломорфный проект, который он инициирует остается, по крайней мере, такая большая часть открытой возможности. В любом случае, это сохраняет все преимущества общей гиломорфной структуры, используемой может носить с собой. Однако, безусловно, беспокойство, вызванное проблема глубокая, с многогранными последствиями для нашего понимание и окончательная оценка гиломорфного программа по философии сознания.
Вернуться к психологии Аристотеля
Структура души Что такое душа, это таинственное нечто, составляющее нашу истинную сущность? Много говорят о душе, но редко кто пытается сказать, что это такое. И так душа остается расплывчатым, но глубоким знаком вопроса в центре нашей жизни. Смеем ли мы ждать, пока мы умрем, чтобы исследовать нашу душу, в надежде, что смерть даст луч ясности? Несмотря на замешательство, мы чувствуем, что наша душа — это то, кто мы есть на самом деле, бесспорно важно, даже если всегда скрыто. Чтобы понять это, мы можно обратиться к основным духовным традициям за руководством по вопросам душа. Все религии выдвигают представления о душе, уровнях души и соответствующий уровень опыта. Душа служит мостом между Небом и Земли и, таким образом, занимает центральное место во всей духовности. христианство, ислам, Даосизм, индуизм, иудаизм и древние греки рассматривают душу как составную часть, включающую в себя различные уровни или части. Нижний уровень имеет сходство с нашим физическим тело. Более высокие уровни постепенно становятся более совершенными, с самым высоким приближением к Бог. Христианство говорит о плотском, природном и духовном телах. исламский Суфии называют части нафс, рух и сирр. Индуистская душа имеет эфирное, астральное, и каузальные тела, в то время как иудейская каббала учит о нефеш, руах и нешамах. Буддизм, напротив, отрицает понятие вечной, индивидуализированной души. Однако, Буддизм действительно включает в себя некоторые идеи, подобные душе, такие как сбор совокупности, или сканды, переносящие карму человека в будущие жизни. Тибетский буддизм учит, что самые продвинутые практикующие могут достичь Радужного тела, которое позволяет человеку существовать в теле за пределами физического тела. Подробное сравнение всех этих системы души лучше оставить для академической диссертации. Здесь мы сосредоточимся на дистилляцию тех аспектов души, которые можно считать общими для некоторых или всех Великие религии и духовные пути. Начнем с того, что заметим, что различные уровни души взаимопроникают и влияют друг на друга. полностью развитый человек представляет собой органическое целое со всеми интегрированными аспектами. Итак, мы следует начать с физического тела и всех его удивительных подсистем, которые взаимодействовать с фундаментальной частью души. Наши мысли, эмоции и физические ощущения, в значительной степени управляемые нашим физическим телом, сделаны из основного вещества нашего душевного тела, чувствительного энергии, о чем мы подробно поговорим позже. Из традиций [1] мы узнаем, что эта энергия, обычно представляющая собой аморфное облако, может накапливаться, организовываться и смешиваться с более высокими энергиями. пока не сформирует первое тело нашей души. Говорят, что это внутреннее тело, или тело души, похоже по форме на физическое тело, но состоит из более тонкой субстанции. Хотя мы не рождаемся с нашим внутренним телом, мы можем создать его с помощью духовной практики. Суфийские, даосские, индуистские, иудейские и другие учения связывают этот уровень души с дыханием и, в частности, с жизненной силой в воздухе, которая становится доступной нам через энергетическое дыхание. Чувствительная энергия в теле души удерживает нас в настоящем моменте в нашем физическом теле. Поэтому всякий раз, когда мы работаем над тем, чтобы присутствовать в нашем физическом теле или дыхании, мы, по сути, работаем над созданием своего тела-души. Чтобы сформировать наше душевное тело, наша чувствительная энергия должна быть организована в форму нашего физического тела и смешана с сознанием, энергией, качественно отличной от чувствительной энергии. Чувствительная энергия обеспечивает основу или матрицу для укоренения сознания, в то время как сознание формирует чувствительную энергию. Без поддержки чувствительной энергии сознание, чистое осознание приходит и уходит неустойчиво. Практики, требующие сознательного присутствия в настоящем, ведут прежде всего к фрустрации, если только они не основаны на физических ощущениях. Благодаря присутствию и медитации сознательная энергия дает нам место в высшем мире, который мы воспринимаем как неподвижность или тишину. Сознание открывает нам безвременное, всегда присутствующее сейчас. Традиции учат, что когда наша практика достигает стадии, на которой мы всегда пребываем в сознании, тогда этот внутренний проводник души достигает завершения. Христианская [2], иудейская и другие традиции говорят нам, что мы получаем высшую часть нашей души, наш дух, как дар при рождении. Это, наша уникальная индивидуальность и свобода, исходит от Божественной Воли. Однако вскоре мы теряем связь с этой сокровенной частью самих себя. Чтобы преодолеть разрыв с нашим обычным сознанием и дать ему возможность действовать в этом мире, нашему духу нужны проводники в виде тела души. Через самоотверженную духовную практику по формированию и очищению этой нижней части наш дух может вернуться в служении Божеству как частица Великой Цели. Мы движемся к нашему духу через молитву, глубокую медитацию, невозмутимость и, на конечном этапе пути, через подчинение нашей воли Божественной Воле. Совершенная воля – это «Я есть» человека, полностью и свободно отданного на служение Богу и ближнему. На более ранних стадиях развития души мы переживаем свой дух через посредство совести [3], побуждающей нас к ответственности, к правильному поступку, к любви и к постоянной внутренней работе. Мы можем служить целому своей внутренней и внешней ответственностью в нашем собственном масштабе. Великая Цель, ответственная за весь космос, остается непостижимой. Но совесть переводит Его на нашу местную ситуацию. Чтобы ясно слышать совесть, мы должны быть внутренне свободными. Эгоизм, эгоцентризм, привязанности и отождествления искажают голос совести. Таким образом, наш дух зависит от внутренней души сознания, чтобы обеспечить основу для возвращения к свободе от тирании маленького «я». Искусство и наука формирования души, наряду с возможным служением, охватывают всю широкую сферу духовной практики. Если правда, что наша душа не сформирована и несовершенна, то становится всеобщим императивом, что мы должны делать все, что в наших силах, чтобы следовать духовному пути, пути внутреннего совершенства, любви и служения. |