история создания, краткое содержание сюжета, прототипы главных персонажей
Александр Сергеевич Пушкин, величайший поэт и писатель. Его произведения бесценны и неповторимы. В романе «Дубровский» блестяще описан не только быт и жизнь людей того времени, но и взаимоотношения между различными слоями общества, их социальные отрывы друг от друга. Не зря это произведение входит в обязательный курс литературного изучения в 6 классе школьной программы.
Содержание:
- История создания романа «Дубровский»
- Краткий обзор произведения
- Образ главного героя
- Критика
- Заключение
- Видео
История создания романа «Дубровский»
В основе произведения лежат жизни и судьбы реальных людей:
- Одним из таковых стал Островский. Он был небогатым белорусским дворянином, имевший судебный процесс с соседом из-за земли. В результате тяжбы, Островский лишился своего имения. В результате чего, Островский занялся грабежом и впоследствии попал в тюрьму. Вот такую историю сообщил писателю его друг П. В. Нащекин.
- А также Пушкину было известно еще одна не менее трагичная история одного человека. Поручик Муратов, владел имением Новоспасским, состоявшим из 186 крепостных душ. В 1759 году, имение было продано отцу Муратова, но в 1790 году, в результате пожара, документы подтверждающих право владения на имение сгорели. Поэтому новый владелец не смог доказать в суде, что была сделка по продаже имения, поэтому право собственности отошло предыдущему владельцу. В этом деле судебные чиновники не стали поднимать архивы уездного суда, в котором были доказательства на право владения имением поручиком Муратовым. Копия выписка из судебного дела легла в рукопись романа.
Эти сообщения из истории живых людей, которыми был так впечатлен Пушкин. После писательской переработки получилось целое произведение. К созданию «Дубровского» Пушкин приступил 21 октября 1832, а последняя глава датирована 6 февралем 1833 годом. К сожалению, книга так и не была закончена и не подготовлена для издания. Сама же книга не получила название от автора, ведь в оглавлении оригинала рукописи стояла только дата его начала, а название прозе дали его издатели. Впервые роман был напечатан в 1841 году после смерти Пушкина. Первое издание было подвергнуто жесткой цензуре, многое было вырезано и не допущено к изданию.
Краткий обзор произведения
В основу романа заложен конфликт социального неравенства. С одной стороны состоятельный, богатый помещик Кирила Петрович Троекуров, весьма своенравный человек по характеру, привыкший к жестокому обращению с людьми и к тому, что все окружающие ему угождают. С другой стороны, небогатый помещик Дубровский (отец героя), которых связывает давняя дружба по службе. По отношению к Троекурову, Дубровский держится независимо и гордо. Именно их сходный характер, стал основой их дружбы и этот же характер сделал их врагами.
Однажды происходит ссора на псарне между друзьями из-за случая с одним из крепостных, который весьма дерзко подметил финансовое благополучие Дубровского. Начало будущей вражды положена, отныне бывшие друзья превращаются в непримиримых врагов.
Троекуров подает иск в губернский суд, использует свое влияние и деньги, в итоге он выигрывает дело и забирает имение Дубровского — Кистеневку. Во время суда отец Дубровского сходит с ума, поэтому сын вынужден бросить учебу в Петербурге и вернуться к тяжелобольному отцу.
После его смерти, Владимир поджигает имение вместе с судебными чиновниками и уходит на путь разбойника. Его дерзким налетам и грабежам подвергаются местные помещики, все, кроме Троекурова. Власти губернии предпринимают попытки уничтожить разбойников, но у них ничего не выходит. Дубровский распускает свою банду и отправляется за границу. На этом заканчивается повесть. Хотя некоторые исследователи считают, что в возможном пушкинском замысле дальнейшего продолжения рассказа, Дубровский возвращается в Россию для встречи с Машей, дочерью Троекурова, которая была отдана замуж за старого князя Верейского, но на него поступит донос о его старых разбойничьих делах.
Образ главного героя
В начале повествования, главный герой под стать своему врагу: он также беззаботен, легкомысленный и чрезмерно горд. С легкостью тратит деньги своего отца, его не интересует жизнь простых крестьян. После смерти отца, Дубровский начинает понимать и ценить жизнь других людей. К нему приходит понимание об ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь людей, которые его окружают. Несмотря на то, что главный герой перешел за черту закона, избрал путь «злодея», он не теряет вновь приобретенные качества, остается мужественным, честным и человеком способным на высокое чувство — любовь.
Критика
Многие критикуют «Дубровского» за «копию» уже вышедших за границей произведений с похожей тематикой, за создание «русского Робин Гуда», мол это попытка легкого заработка денег на столь актуальной теме, как отозвалась А. Ахматова. Несмотря на это, другие критики оценили в романе высокую достоверность помещичьего быта тогдашней России, подробное описание героев повествования.
Заключение
Пушкин в своем произведении талантливо раскрыл, что происходит:
- когда у одних людей есть большие деньги и связи, неограниченные простыми нормами человеческой морали;
- если процветает алчность и жажда наживы чиновников.
- когда нет возможности добиться справедливости законными путями.
Видео
Из этого видео вы можете узнать о том, как создавался роман «Дубровский».
Новоселов — Санькин марал: краткое содержание, пересказ для читательского дневника
Содержание:
- 1 Читательский дневник по рассказу «Санькин марал» Новоселова
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
- 2 Анализ рассказа «Санькин марал»
Глава 1
Сибирские, алтайские просторы больше ста лет назад. Алексей Карпыч, крепкий веселый бородатый мужчина, владелец «сада»-маральника. В нем почти сто маралов (благородных оленей). Сад надежно огорожен стеной. А чтобы «свободный, дикий зверь» не скучал по воле – в загоне есть где разгуляться. Все для того, чтобы продавать отросшие рога маралов китайцам. Те хорошо платят и делают из них какие-то лекарства.
Гордость Алексея – «Санькин марал-семилеток». Пугливым теленочком он подарил его маленькому сероглазому сынишке – на счастье. И не прогадал – марал вырос красавцем с великолепными рогами. Санька и сено ему косил, и рога «снимать» хотел сам: «Зверь теперь свой у меня».
Глава 2
Дальше повествование идет от лица оленя. «Седьмое лето» – лучшая пора в жизни каждого марала. У сильного, с большими умными глазами, Санькиного марала четырежды срезали рога. Хозяину, его прикорму и ласке, он уже не верил. Зато подросший Санька был ему «как товарищ». Марал ни разу не видел его среди тех, кто обламывал ветвистые рога.
Глава 3
Середина лета – время срезки «созревших» рогов. Маралы это знают, но привыкнуть к такому нельзя. Они хотят бежать, но кругом изгородь. Прошлым летом Санькин марал вырвался на свободу, умчался в сопки – люди не догнали. Но на свободе он был один – всех маралов переловил и запер человек.
Тогда молодой марал вернулся в сад, чтобы помериться силой с лучшими, но безрогими быками. Одних убил, других покалечил – маралухи (самки) признали в нем вожака. И этим летом он готовился к побегу.
Глава 4
Мужики на лошадях гнали его к изгороди. Среди них зверь заметил Саньку. Наконец, загнанный, обессиленный, Санькин марал упал, «как труп», у стены. Люди связали его, лили воду, чтобы привести в чувство. А потом пилой отрезали мягкие рога. Марал ревел от боли, кровь хлестала из отростков. Кто-то из мужиков напился свежей крови, потом раны обвязали тряпками с глиной.
От удара кнута он вскочил на ноги. И оглянулся. Санька с гордостью показывал маралу добытый трофей – тяжелые рога. Марал не снес предательства. Он со злобой бил Саньку копытами и кровоточащими отростками рогов. Подбежал Алексей Карпыч, ударил зверя топором по спине. Мужчина тащил из-под умирающего марала сына. А зверь прощался с лесом и солнцем.
Читательский дневник по рассказу «Санькин марал» Новоселова
Сюжет
Алексей Карпыч – хозяин выгодного бизнеса, торгует с китайцами рогами маралов. Зверей он держит в маральнике (загоне). Одного теленка с детства опекает сын хозяина Санька. Марал ему доверяет. Но через семь лет он видит Саньку среди тех, кто режет ему рога. Весь в крови, марал кидается на парнишку. Его отец убивает марала топором.
Отзыв
Прошло больше ста лет, но ничего не изменилось, рога и даже кровь маралов продают китайцам до сих пор. В рассказе природу человек сделал предметом наживы, торга. Ради денег он жестоко обращается с прекрасными и гордыми животными – маралами (оленями). На свободе их почти не осталось. Это история непокорного, свободного зверя. Главная мысль – дикое животное должно обитать на свободе, не быть в плену у людей. Иначе случится беда, трагедия, что и произошло в рассказе. Тема доверия и предательства, выгоды и боли. Рассказ учит состраданию, бескорыстному отношению к природе, дружбе.
Анализ рассказа «Санькин марал»
Это правдивый рассказ о трагедии укрощения человеком дикой природы, об обществе потребления, преданном доверии и расплате. Название обманчиво, ведь мальчик предает любимца и друга. А марал «любит Саньку и верит ему». Но жадность ни для кого не делает исключений. На умных, свободолюбивых, непокорных животных смотрят как на вещь.
Люди, не задумываясь, причиняют маралам боль. Семилеток в ответ причиняет боль Саньке и его отцу. Сострадание важно воспитывать с детства. Отец научил Саньку быть безжалостным. Дельцы забыли, что маралы необходимы природе края. Рассказ натуралистичен, идет от имени марала, с яркими описаниями природы, чувств и характеров, психологии, повадок маралов. Кульминация (предательство друга) – в 4 главе.
Содержание рассказа о человеческом бездушии перекликается со сказкой про мать-олениху из повести «Белый пароход» Айтматова. Только вот мальчики-герои этих произведений по-разному реагируют на страдания маралов. Схожие проблемы бездумного истребления природы поднимаются Телешовым в «Белой цапле».
сравнительная характеристика персонажей
Собрание сочинений нашего любимого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина насчитывает более 10 томов. «Дубровский» — роман, известный нам со школьных лет. Широкая по своему охвату и глубокая по психологическому содержанию, она затрагивает душу каждого читателя. Главные герои романа Троекуров и Дубровский. Сравнительная характеристика главных героев, а также основные события произведения будут изучены более подробно.
Русский мастер
Действие романа происходит в 19 веке. Он достаточно подробно описан в произведениях многих классиков того времени. Как известно, в те времена было крепостное право. Крестьяне, или, как их называли, души, принадлежали дворянам.
Русский барин надменный Кирила Петрович Троекуров был очень знатный человек. Перед ним порхали не только подопечные крепостных, но и многие чиновники.
Образ жизни Троекурова оставлял желать лучшего: дни он проводил праздно, часто пьянствовал и страдал обжорством.
Крестьяне порхали перед ним, а он, в свою очередь, обращался с ними довольно капризно, показывая свою полную власть над ними.
Любимым развлечением Троекурова было издевательство и издевательство над животными и людьми. Достаточно вспомнить медведя, который катал бочку с торчащими гвоздями и злился от боли. Это вызвало смех у мастера. Или сцена с медведем, прикованным к цепям в маленькой комнате. На каждого, кто входил в нее, нападало бедное животное. Троекуров наслаждался яростью медведя и человеческим страхом.
Скромный дворянин
Троекуров и Дубровский, сравнительная характеристика которых будет нами подробно рассмотрена, очень разные люди. Андрей Гаврилович — честный, доблестный, спокойный по характеру, он разительно отличался от своего друга. Когда-то старший Дубровский и Троекуров были коллегами. Но карьерист Кирила Петрович, предав свою честь, встал на сторону нового царя, и заслужил высокий чин. Андрей Гаврилович, сохранивший верность своему правителю, закончил службу скромным поручиком. Тем не менее отношения между Троекуровым и Дубровским были вполне дружескими и взаимоуважительными. Они часто встречались, бывали друг у друга в имениях, вели беседы.
У обоих героев были схожие судьбы: они вместе начали службу, вскоре овдовели, имели на воспитании ребенка. Но жизнь развела их по разным сторонам.
Ссора
Ничто не предвещало беды. Но однажды отношения Троекурова и Дубровского дали трещину. Фраза, написанная приказчиком Кирилла Петровича, сильно оскорбила Андрея Гавриловича. Крепостное говорило, что с Троекуровым крепостные живут лучше, чем некоторые дворяне. Это был, конечно, скромный Дубровский.
Сразу после этого он отправился в свое поместье. Кирила Петрович приказал вернуть его, но Андрей Гаврилович ни за что не хотел возвращаться. Такая наглость задела мастера, и он решил во что бы то ни стало добиться своего.
Сравнение Дубровского и Троекурова будет неполным, если не описать, каким методом Кирила Петрович решил отомстить своему товарищу.
Коварный план
Не подействовав на Дубровского, Троекуров задумал страшное — отобрать имение его друга. Как он посмел ослушаться его! Несомненно, это было очень жестоко по отношению к старому знакомому.
Были ли Троекуров и Дубровский настоящими друзьями? В этом поможет сравнительная характеристика этих персонажей.
Кирила Петрович подкупал всех без разбору чиновников, подделывал бумаги. Дубровский, узнав о судебном процессе, оставался достаточно спокойным, поскольку был убежден в своей абсолютной невиновности.
Шабашкин, нанятый Троекуровым, занимался всеми пакостями, хотя знал, что имение Кистеневка по полному законному праву принадлежит Дубровскому. Но все повернулось иначе.
Сцена в суде
И вот настал этот волнующий час. Встречаясь в здании суда, Троекуров и Дубровский (сравнительная оценка которой будет дана нам позже) держались гордо и прошли в зал заседаний. Кирила Петрович чувствовал себя очень свободно. Он уже почувствовал вкус победы. Дубровский, напротив, вел себя очень спокойно, стоял, прислонившись к стене, и нисколько не беспокоился.
Судья начал читать длинное решение. Когда все закончилось, наступила тишина. Дубровский был совершенно сбит с толку. Сначала он некоторое время молчал, а потом, придя в ярость, с силой оттолкнул секретаря, предложившего ему подписать бумаги. Он начал бредить, громко крича что-то о псиарнах и собаках. Его с трудом усадили и отвезли домой на санях.
Такого поворота событий торжествующий Троекуров не ожидал. Увидев бывшего товарища в ужасном состоянии, он расстроился и даже перестал торжествовать свою победу над ним.
Андрея Гавриловича отвезли домой, где он почувствовал себя плохо. Под наблюдением врача он провел не одни сутки.
Покаяние
Сравнение Дубровского и Троекурова основано на полном противопоставлении героев. Кирила Петрович, такой надменный и властный, и Андрей Гаврилович, добрый и честный человек, не могли долго продолжать свое общение. Но после суда сердце Троекурова оттаяло. Он решил пойти к своему бывшему другу и поговорить.
Однако он и не подозревал, что к тому времени Владимир, его сын, уже находился в доме Дубровского-старшего.
Увидев в окне приехавшего Кирилла Петровича, потрясенный Андрей Гаврилович не выдержал этого и скоропостижно скончался.
А Троекуров не мог объяснить причину своего приезда, не мог покаяться перед другим в совершенном им преступлении.
И этот роман меняет свой оборот: Владимир решает отомстить врагу за своего отца.
Внешность Владимира
Стоит сказать несколько слов о личности этого молодого человека. Рано оставшись без матери, мальчик находился на попечении отца. В возрасте двенадцати лет он был направлен в кадетский корпус, а затем продолжил военную подготовку в высшем учебном заведении. Отец не жалел денег на воспитание сына, хорошо их обеспечивал. Но юноша проводил время в разврате и карточных играх, имел большие долги. Сейчас, когда он совсем один, да еще и без жилья, чувствует себя очень одиноким. Ему пришлось быстро повзрослеть и круто изменить свою жизнь.
Троекуров и Владимир Дубровский становятся яростными врагами. Сын обдумывает план мести обидчику отца.
Когда имение отобрали и перешли во владение Кириллы Петровича, Владимир остался без средств к существованию. Он должен стать грабителем, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Любимый своими крепостными, он смог собрать целую команду единомышленников. Они грабят богатых людей, но имение Троекурова обходят стороной. Он, конечно, думает, что юноша боится его, поэтому не идет к нему с грабежом.
Троекуров в романе «Дубровский» показал себя человеком гордым, но в то же время боялся, что Владимир придет к нему однажды, чтобы отомстить.
Дубровский в доме Троекурова
Но наш юный герой был не так прост. Он неожиданно появляется в имении Кирилла Петровича. Но его там никто не знает — его не было дома много лет. Обменявшись документами с учителем-французом и хорошо заплатив ему, Владимир предстает перед семьей Троекуровых учителем Дефоржа. Он хорошо говорит по-французски, и никто не может заподозрить в нем Дубровского.
Возможно, молодой человек и смог бы воплотить все свои планы мести в жизнь, но ему мешает одно — любовь. Неожиданно Владимир увлекся Машей, дочерью своего врага Троекурова.
Эта любовь меняет жизнь всех героев романа. Теперь Дубровский-младший не хочет мстить. Он отрекается от злых помыслов во имя любимой женщины. Но Маша еще не знает, кто такой на самом деле Дефорж.
Сам Троекуров стал уважать молодого француза, гордился его дерзостью и скромностью. Но пришло время, и Владимир признается Маше в своих чувствах и кто он на самом деле. Девушка в замешательстве — отец не позволит им быть вместе.
Когда Кирила Петрович узнает правду, он решает вопрос кардинально — выдает дочь замуж за богатого князя Верейского вопреки ее желанию.
Во время венчания Владимир не успевает прийти в церковь, и теперь она уже не его Маша, а княгиня Верейская. Владимиру ничего не остается, как идти далеко. Кирила Петрович более чем доволен ситуацией.
Заключение
Троекуров и Дубровский, сравнительная характеристика которых представлена нами во всех подробностях, совершенно разные по типу герои. Нельзя сказать, что Кирила Петрович был страшным человеком — он еще раскаивался в своем подлом поступке. Но жизнь не дала ему шанса на прощение.
И Андрей, и Владимир Дубровские — очень амбициозные, благородные люди. Их уважают крепостные, а те, в свою очередь, их не притесняют. Однако всех нас учит Пушкин: никакие обстоятельства не должны вести к крайним мерам. Дружба – это больше, чем просто общение, и ее нужно уметь дорожить.
История российской подводной акустики в каталоге SearchWorks
- Ответственность
- Олег А. Годин, Дэвид Р. Палмер.
- Выходные данные
- Сингапур: World Scientific, © 2008.
- Физическое описание
- 1 интернет-ресурс (xx, 1250 страниц): иллюстрации
Онлайн
Доступно онлайн
Описание
Создатели/Соавторы
- Автор/Создатель
- Годин О.
- Участник
- Палмер, Дэвид Р.
Содержание/Резюме
- Библиография
- Включает библиографические ссылки и указатель.
- Содержимое
- I. Введение: подводная акустика и гидроакустика океана: что это такое? / М.В. Журкович. Слушая великое неизвестное: океан / Л.М. Бреховских
- II. Гидроакустика в России с 19 века по настоящее время. Краткая история отечественной гидроакустики / Я. С. Карлик, В.А. Семендяев и Ю. Ф. Тарасюк
- III. Физика подводного звука. Развитие теории распространения звука в СССР и в России / В.В. Гончаров. Советские и российские исследования подводного рассеяния звука и флуктуаций акустического сигнала / Е.П. Гулин и Ю. П. Лысанов. Российские исследования океанских шумов / Б.Ф. Курьянов
- IV. Закладка научно-практических основ бытовой гидроакустики. Водтрансприбор
- Высшая школа техники бытового гидроакустического приборостроения / В.А. Берсенев и Б.Я. Голубчик. ЦНИИ «Морфизприбор» (ЦНИИ) и его роль в развитии отечественной гидроакустики / Ю. А. Корякин, А.И. Шампаров и Г.В. Яковлев. Развитие исследований по гидроакустике в Академ. Н.Н. Андреева / Н.А. Дубровский и В.И. Мазепов. История создания и работы Сухумской морской научной станции АКИН РАН / Ю. М. Сухаревский. Разработка некоторых тем гидроакустики в Академ. А.Н. Крылов ЦНИИ / Б.П. Григорьев [и др.]. НИИ атолл и его роль в создании стационарных гидроакустических средств наблюдения за подводными лодками / Л.Ш. Гумеров. П.П. Ширшова: его место и роль в отечественной гидроакустике / И.И. Тынянкин. Лаборатория распространения акустических волн Института им. П.П. Ширшова Институт океанологии / В.М. Куртепов. Развитие гидроакустики в институтах Нижнего Новгорода / В.А. Зверев. Краткий обзор гидроакустических исследований в НИИ Сахалина / Ю.В. С. Шумилов. Обзор гидроакустических исследований, проведенных научно-исследовательскими организациями Камчатки / А.
- В. Гидроакустическое оборудование подводных лодок. Гидроакустические системы для подводных лодок довоенного и первого послевоенного поколений / В.Е. Зелях. Гидроакустический комплекс Керчь: история создания / Б.Я. Голубчик. Рождение Рубина / Ю. А. Михайлов. Вспоминая Енисей / В.Б. Идин. О гидролокаторе Рубикон / Ю. А. Михайлов. Третье поколение акустических систем для подводных лодок: гидроакустический комплекс «Скат» / М.В. Журкович [и др.]. Создание гидроакустического комплекса Скат-3 / В.А. Какалов. Создание первых отечественных систем классификации гидроакустических комплексов подводных лодок / Ю. С. Перельмутер. Аппаратура обнаружения звуковых сигналов (SSD) / Стрелков И.М.
- VI. Гидроакустические комплексы надводных кораблей. Разработка надводных корабельных гидроакустических комплексов обнаружения подводных лодок / З.А. Еремина [и др.]. История развития производства гидроакустических комплексов на Таганрогском заводе «Прибой» / Н. Н. Борисенко
- VII. Стационарные гидроакустические системы. Стационарные и автономные гидролокаторы для обнаружения подводных лодок / Л.Б. Карлов и Я. С. Карлик. История развития Волховского наземного гидролокатора / В.Н. Канарейкин и Е.В. Яковлев. История развития наземного гидроакустического комплекса «Лиман» / Г.И. Афруткин и В.С. Касаткин. Инфразвуковой стационарный гидролокатор «Лиман-М» / Г.И. Афруткин. Пассивный гидролокатор наземного базирования «Амур» / Е.В. Батаногова и Л.Б. Карлов. Рождение «Агам Сонар» / В.В. Демьянович. Начало разработки гидроакустической системы «Днестр» / Б.И. Лашков. Днестр
- прорыв в области раннего гидроакустического обнаружения / Р.Х. Бальян. История участия ЦКБ «Лазурит» в разработке антенных систем для стационарных гидролокаторов / Г.В. Витюгов, Ю. К. Дружинин и Н.И. Кваша
- VIII. Специализированные гидроакустические системы. Гидролокаторы для заякоренных мин / В.Е. Зелях. Краб: Взрыватель акустических мин / З. Н. Умиков. Гидроакустические средства навигации и позиционирования с маяками-ответчиками и аварийными источниками сигналов / Ю.В. А. Николаенко. Из истории создания отечественных эхолотов / И.М. Короткин [и др.]. Из истории создания отечественных эхолотов / Ю. Ф. Тарасюк и Л.С. Филимонов. К истории создания отечественных гидроакустических систем связи (записки конструктора) / В.З. Кранц. О поисково-съемочных гидролокаторах / А.В. Богородский. Бытовые гидроакустические измерители скорости звука / В.А. Комляков. Гидроакустические доплеровские каротажи / А.Г. Зацепин. Гидроакустические средства противодействия и обмана / А.О. Марковский. Аспекты истории пассивных гидроакустических систем с упором на адаптивную обработку / В.И. Клячкин и Ю. П.Подгайского
- IX. Сонарные массивы. Типы гидроакустических антенн и этапы их развития / А.А. Шабров. В исследованиях рождаются результаты / В.И. Клячкин. Об основных направлениях развития носовой гидроакустической антенны подводных лодок / М. Д. Смарышев. История создания буксируемых, гибких, протяженных массивов / В.И. Позерн. История ступенчатого массива / Г.Х. Голубева. О параметрических массивах / Д.Б. Островский. Ностальгия по куполам / В.Т. Малярова и Е. Л. Шендеров. Экраны гидролокационных антенн / В.Е. Глазанов. Пьезоактивные материалы в гидроакустике / И.А. Серова. Заметки о развитии за последние годы методов изготовления пьезопреобразователей / М.К. Бушер. Некоторые мысли о силе гидроакустической техники / В.И. Кириллов и Ю. П. Межевитинов. Об отделе акустики завода «Водтрансприбор» / Д.И. Каляева и Л.Д. Степанов. История развития гидроакустических измерений в ЦНИИ Морфизприбор / Н.Н. Федоров и Р.И. Эйхфельд
- X. Роль радиотехнического отдела и Военно-морского РИ в создании гидроакустической аппаратуры. Отделение морской радиотехники и развития гидроакустики / А.И. Баранцев и Г.Н. Корольков. Военно-морской научно-исследовательский институт радиоэлектроники и его роль в развитии отечественной гидроакустики / А. А. Бараненко. Вклад исследователей и специалистов Военно-морских институтов в создание гидроакустических систем подводных лодок / К.П. Лугинец. Вклад исследователей и специалистов РИЭ ВМФ в решение задач классификации целей / А.И. Машошин. Вклад сотрудников гидроакустики Военно-морского РИЭ в экспериментальное изучение Мирового океана / В.Н. Матвиенко. Гидроакустические исследования, проведенные Государственным научно-исследовательским институтом навигации и гидрографии МО РФ / П.С. Волосов и А.В. Федотов. Работа военного агентства при ЦНИИ Морфизприбор / Л.Б. Карлов и И.А. Яковлева
- XI. Организация разработки гидроакустического оборудования. 10-е главное управление Министерства судостроительной промышленности СССР: его роль и место в развитии отечественной гидроакустики / Н.Н. Свиридов и Б.И. Трущелев
- XII. Подготовка гидроакустических инженерных и научных кадров. Кафедра электроакустики и ультразвуковой техники СПбГЭУ (ЛЭТИ) и ее роль в развитии акустического приборостроения / С.
- XIII. Ветераны помнят. Первая в России гидроакустическая лаборатория: ковка специалистов для промышленности / М.В. Журкович и З.Н. Умиков. Проект СИГАК: первое использование подводного звукового канала для нужд флота / В.Б. Идин. Наша помощь КНР в разработке гидроакустической техники / В.Н. Канарейкин и А.Н. Максимов. Подводный мир Нептуна глазами главного конструктора / Я. С. Карлик. Учения Северного флота с участием Военно-морского института электроники и ЦНИИ «Морфизприбор» / Л.Б. Карлов. Военное применение гидроакустики: первые неперископные атаки советских подводников / В.Ф. Мартынюк, Ю. Ф. Тарасюк и Л.С. Филимонов. Дельфины и человек / Н.А. Дубровский.
- Резюме
- В этой книге подробно обсуждаются многие ключевые проблемы неравновесной физики. Происхождению макроскопического необратимого поведения уделяется особое внимание, и оно иллюстрируется в рамках разрешимых моделей. Обновленное обсуждение линейного отклика сосредоточено на правильных электродинамических аспектах, которые важны, например, при доказательстве теоремы Найквиста.