Дуализм платона: 1. Дуализм Платона

1. Дуализм Платона

В западной философии, начиная с Платона, заостряется дилемма души и тела. Ч. у Платона выступает как изначально дуальное существо, своим телом принадлежа суетному миру природных процессов, а своей разумной душой ностальгируя об утерянных космической гармонии и вечных идеях. Согласно Платону, именно наличие души делает человека человеком, а тело – это враждебная душе материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем – душа тирана. Человеческая душа вечна, тело же смертно. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Платоновское учение о двойственной природе человека оказало влияние на средневековое религиозное учение о нем. В философии Платона содержится также оригинальный вариант осмысления взаимосвязей между человеком и обществом. По убеждению Платона, в одиночку человеческое существо не может удовлетворять свои потребности.

Людям необходима коллективная жизнь и совместная деятельность. В сочинении «Государство» Платон писал: «Каждый из нас не может удовлетворить себя сам, но нуждается еще во многом». Поэтому для человека нужна определенная форма общежития – государство.

2. Человек – существо общественное (Аристотель)

Альтернативой Платону в античности стал Аристотель, обосновавший укорененность Ч. в природе, основные потенции которой он наиболее совершенно воплощает в вегетативной и сенситивной частях своей души. Рассматривая душу как энтелехию тела, Аристотель, в противоположность Платону, примирил Ч. не только с природным миром, но и с самим собой, ориентировав его на достижение счастья в конкретном эмпирическом опыте, а не в космических странствиях души. Ученик Платона – Аристотель вообще рассматривал человека как существо общественное, государственное, политическое. Эта социальная природа отличает человека от животного и от «сверхчеловека», т.е. божества. Еще один отличительный признак человека – его разумность; «человек и есть в первую очередь ум».

Таким образом, человек, по Аристотелю, это общественное животное, наделенное разумом. Социальность, разумность, способность различать добро и зло – таковы основные характеристики, присущие человеку.  В своих рассуждениях о человеке Аристотель предстает как философ, ратовавший в условиях рабовладельческого общества за гармоничное развитие личности свободного человека. Гармоничное сочетание возвышенной моральности, внешней и внутренней красоты и общественно-политической зрелости он выражал при помощи термина «калакагатия». Калакагатией человек обладает лишь тогда, когда он становится добродетельным существом, когда развиты его внутренние силы. Поэтому задача каждого члена общества состоит в том, чтобы выявить и развить свои потенциальные задатки и возможности.

3. Христианство: человек как образ и подобие Божие (персонализм)

Средневековая философия, провозгласив человека образом и подобием Бога, впервые в истории культуры утвердила ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром природной необходимости и судьбы. Уже тот факт, что Бог стал человеком, говорит о величии человеческой онтологии. Сначала сотворены были Адам и Ева… Фундаментальным принципом христианской антропологии выступает персонализм. В соответствии с ним каждый человек – личность, именно так понимаются библейские слова о человеке как «образе Божием». Отношения между Богом и человеком, между людьми – прежде всего личностные, высшее из них – любовь. Бог наделяет человека разумом, речью, свободой выбора, властью над природой. Дает каждому душу и является ее Верховным Судьей. Люди созданы телесными. Тело – храм души, в нем и через него душа является, действует, творит, с ним неразрывно связана особенность, индивидуальность личности. Грехопадение – злоупотребление Божественным даром свободы, выбор гордыни, отказ от благоговейного отношения к Святыне, отпадение от Бога. Каждый из людей виновен в этом и ответственен перед Богом. Человек – соединение ценностно противоположного, его природа по сути противоречива, антиномична, в ней противостоят образ Божий и греховность.

Личность – единство духовности, душевности и телесности. Высшее в человеке – это дух, открытый Божественному Духу, благодати. В душе идет борьба добра со злом. Существует благая духовная телесность и несовершенная, страдающая, смертная плоть. Поскольку главный источник зла – в грехе, наличие зла в мире не противоречит Божественной всеблагости и всемогуществу Творца. На этом строится христианская теодицея (богооправдание): не по вине Бога зло существует в мире. Бог не оставляет людей без помощи. Им дается Откровение. Богочеловек Христос приходит в мир, чтобы подвигом жертвенной любви искупить грех, спасти людей, вывести из состояния отчуждения. Для отдельного человека вера в Христа всеобъемлюща, ценность ее – наивысшая: Бог – надмировой, запредельный абсолют и в то же время – предельно близкая, по-особому для каждой души, Личность. Следование заветам и примеру Христа помогает личности преодолевать греховность и восстанавливать образ Божий в себе – идти по пути искупления и спасения. Добро – это Бог как обязывающая к самосовершенствованию сверхцель и все, что отвечает целям приближения к Нему, зло – то, что отдаляет от Бога.
Христос в Его человеческой природе (а она у Него безгрешна) – идеал, Его подвиг деятельной, сострадательной, всепрощающей любви – высочайший образец для личности. Ближе всего к нему подходит святой-подвижник, занимающий в христианском средневековье высшую ступеньку на лестнице идеалов, досягаемых для земных, отягощенных первородным грехом людей.

Дуализм Платона — homo legens — LiveJournal

homo legens

Pour moi, les grands livres ont une ambition philosophique

02:32 pm February 3rd, 2013

sibkron

Дуализм Платона

«Бросая общий взгляд на платоновскую теоретическую конструкцию, попробуем догадаться о проекте, по которому она была построена.
В этом проекте, созданном великим архитектором, ясно различим фундаментальный дуализм платоновской мысли. В области логики этот дуализм проявляется в форме противопоставления Единого и Многого. В области эпистемологии рациональное знание, основанное на чистом мышлении, противопоставляется мнению, основанному на индивидуальном опыте. В области онтологии это — противопоставление одной, неизменной и подлинной реальности многим изменчивым и обманчивым видимостям, чистого бытия — становлению, точнее — изменениям. В области космологии то, что созидает, противопоставляется тому, что созидается и разваливается. В этике благо, т. е. то, что сохраняет, противопоставляется злу, т. е. тому, что растлевает. В политике — это противопоставление единого коллектива, государства, способного достичь совершенства и автаркии, огромной массе индивидов, частных граждан, всегда остающихся несовершенными, чьи особенности должны подавляться во имя сохранения единства государства (см. следующую главу). Я думаю, этот платоновский дуализм коренился в его сильнейшей потребности объяснить противоположность между мечтой об идеальном обществе и ненавистным ему действительным положением дел в общественной жизни — противоположность между стабильным обществом и обществом, находящимся в процессе революционных преобразований.
«

Карл Поппер. Открытое общество и его враги

Tags: Авт: Поппер Карл, Общ: Цитаты

Thread started by profi30

From: profi30Date: February 3rd, 2013 08:15 am (UTC)(Link)

слишком заумно я думаю у Платона на самом деле все было гораздо проще

From: sibkronDate: February 3rd, 2013 09:05 am (UTC)(Link)
У Платона, по крайней мере, по прочитанным мной диалогам так и было. Например, тот же «Горгий».

Платона можно по-разному воспринимать. Можно воспринимать только эстетику и поэтику его произведений. Такое прочтение тоже имеет право на существование. Начинал-то он как драматург и поэт. И многое в диалогах сохранилось от Платона-художника. Для меня он всё же больше философ.

Edited at 2013-02-03 09:06 am (UTC)

From: profi30Date: February 3rd, 2013 11:24 am (UTC)(Link)

для меня он только философ)

Thread started by Dr. Faustus

From: l0vecraftDate: February 3rd, 2013 08:36 am (UTC)(Link)
По Попперу получается, что противопоставление вечного мира идей миру становления — вытекает из взгляда Платона на политическую ситуацию в современном ему обществе. В принципе, такой взгляд, конечно, тоже имеет право на жизнь, но мне кажется, он недостаточно обоснован.

А вообще странно. Поппер во втором томе «Открытого общества» яростно критикует социологию знания Маннгейма, при том что на протяжении всей книги пользуется по сути его же методом: сводит философские представления различных мыслителей к социальной ситуации в которой они находились.

From: sibkronDate: February 3rd, 2013 09:26 am (UTC)(Link)
>>По Попперу получается, что противопоставление вечного мира идей миру становления — вытекает из взгляда Платона на политическую ситуацию в современном ему обществе. В принципе, такой взгляд, конечно, тоже имеет право на жизнь, но мне кажется, он недостаточно обоснован.

Стоит согласиться, недостаточно.

>>А вообще странно. Поппер во втором томе «Открытого общества» яростно критикует социологию знания Маннгейма, при том что на протяжении всей книги пользуется по сути его же методом: сводит философские представления различных мыслителей к социальной ситуации в которой они находились.

До второго тома ещё не дошёл. Но, спасибо, обращу внимание:)

From: sibkronDate: February 12th, 2013 03:39 am (UTC)(Link)
>>яростно критикует социологию знания Маннгейма, при том что на протяжении всей книги пользуется по сути его же методом

Поппер при рассмотрении случая с Бетховеном признал, что пользовался этим методом:

«В конце концов, я и сам попытался в этой книге сделать нечто похожее, например в своей трактовке Платона. «

Его ответ:

«Против чего же тогда, хотелось бы уточнить, направлена моя критика? Она направлена против преувеличения и обобщения любого такого подхода. »

From: l0vecraftDate: February 12th, 2013 05:55 pm (UTC)(Link)

Ну Вы меня прямо таки пристыдили. Я получается взял мысли Поппера и выдал его за свои. Что любопытно — совершенно не помню, чтобы Поппер об этом писал! Вот уж воистину, привет Фрейду!)))

Платонический дуализм

Платонический дуализм

Платонический Дуализм: разделение тела и души

Платон предлагает первый, старейший аргумент, что физическое тело и душа человека являются отдельными сущностями и что один живет после того, как другой умер.

Нет упоминания о загробной жизни вообще в Торе, оригинальное/самое старое писание (написанное между 1000-400 гг. до н.э.).

Когда Бог общается с евреям в Торе, в его завете явно упоминаются награды в это жизни, а не загробной жизни: нравственные поступки ведут к земным наградам, а пороки наоборот

Адам и Ева явно изгнан из Эдема до поедания дерева бессмертия.

Напротив, шумерский, Месопотамские, египетские и греческие мифы явно ссылаются на и часто центр вокруг загробной жизни. Однако когда месопотамцы, египтяне и греки войти в эту загробную жизнь, она как тело, как личность: Гильгамеш и Одиссей (и Геркулес) путешествие в преисподнюю в образе человека (или, можно сказать, богочеловека), где Гильгамеш также узнает, что только боги могут иметь бессмертие, и где Одиссей видит «тени» физических форм своих друзей и семьи; египтянин хоронили фараонов с предметами, необходимыми для продолжения физической жизни в загробный мир и т. д. 

Нет ссылок на «душа» отделена от физического тела в старых книгах Библии, и те, что в более новых книгах, довольно расплывчаты.

Проблемы перевода, снова: Септуагинта

Филон Александрийский или «Филон Еврей» (20 г. до н.э. — 50 г. н.э.), возможно, был первым успешно примирил платонизм с еврейскими писаниями, и хотя его сочинения (дошедшие до нас насчитывают около 35 томов) в основном игнорировались евреями, их переняли и поддерживали зарождающиеся христианская община. Как и многие эллинизированные евреи, Филон знал греческий, а не еврейский язык. а так он изучал и цитировал греческое Септуагинта . Здесь мы снова обнаруживаем глубокое влияние, которого перевод не оказал. только в интерпретации текста, но и в самой истории. Филон умеет примирить дуалистическую концепцию Платона о человеке как теле/душе из-за простого неправильный перевод еврейского языка на греческий. Цитата из Септуагинта , Филон пишет:

«Для пищи тела приносит наслаждения земные и, казалось бы, правильно. Ибо есть два вещи, из которых мы состоим, душа и тело. Тело, конечно, сформировалось. от земли, но душа принадлежит верхнему воздуху, осколок, оторвавшийся от Божество: «Ибо Бог вдохнул в лицо [Адама] дыхание жизни, и человек стал душа живая » [Бытие 2:7].

Здесь «живая душа» буквально Английский перевод   psyche zoe Септуагинты. Однако в оригинальном иврите используются следующие слова: nephesh hayyah, что означает «живое существо», как в «движущемся, дышащем» (Король Джеймс также использует термин «живая душа»).

Когда появились христиане читая еврейские писания, это снова было бы на греческом, а не на иврите, где эти христиане тоже снова и снова читали неправильные переводы уникальных еврейских слов – и, таким образом, идей – преобразованы в греческие идей.

Авторы Нового Завет также цитирует Септуагинта , а не еврейская версия еврейских писаний.

Последствия этого «Грекоподобное» чтение, конечно, будет усугубляться, когда сама аудитория греко-римскую аудиторию, которая уже изучала и почитала Платона за не менее 400 лет.

По иронии судьбы оказывается, что древние и средневековые христиане нашли платоническое происхождение этих «христианских» концепции несколько утешительны, потому что они уже с большим уважением относились к Платону. и, во всяком случае, платоническое происхождение помогло узаконить иностранное, экзотическое, азиатская религия иудеев и христиан; Платон считался (и остается?) самое лучшее из того, что могли предложить блестящие греки. Конечно, отцы христианской церкви, как Августин, видел это таким образом.

Теперь, конечно, обучение эта концепция в современной Америке кажется почти кощунственной, но, вероятно, потому что американские христиане в целом происходят от североевропейского Протестантское/кальвинистское происхождение и Реформация/протестантизм были среди многое другое, попытка оторвать христианство от римского (и, таким образом, греческие) традиции.

Подробнее об иудаизме и загробная жизнь, см. Иудаизм и загробная жизнь I и Иудаизм и загробная жизнь II

Подробнее о Platonic Дуализм, читай Федона Платона, или посмотреть здесь.

 

Платонический дуализм | Монист

Фильтр поиска панели навигации The MonistЭтот выпускФилософияКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации The MonistЭтот выпускФилософияКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Журнальная статья

Получить доступ

Л. П. Герсон

Л. П. Герсон

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google Scholar

The Monist , том 69, выпуск 3, 1 июля 1986 г., страницы 352–369, https://doi.org/10.5840/monist198669318

Опубликовано:

17 декабря 2014 г.

    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Процитируйте

    Л. П. Герсон, Платонический дуализм, The Monist , том 69, выпуск 3, 1 июля 1986 г., страницы 352–369, https://doi.org/10.5840/monist198669318

    9000 2 Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Фильтр поиска панели навигации The MonistЭтот выпускФилософияКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации The MonistЭтот выпускФилософияКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Предварительный просмотр первой страницы статьи PDF

Закрыть

Этот контент доступен только в формате PDF.

© 1986, THE MONIST, La Salle, Illinois 61301.

Раздел выпуска:

Статьи

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

Скачать все слайды

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *