«Илиада» краткое содержание по песням поэмы Гомера
Настройки
Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона
Древнегреческая эпическая поэма, включающая в себя 24 песни, была написана автором во второй половине VIII века. Краткое содержание поэмы Гомера «Илиада» по песням является своего рода преданием о Троянской войне. Гомер осветил в своем произведении не всю битву, а взятый из нее последний день, раскрыв в его описании характер сражения и ее основных действующих лиц.
Главные герои
- Гектор – военачальник. Предводитель троянцев и их союзников в битвах.
- Парис – брат Гектора. Зачинщик войны, выкравший Елену.
- Ахилл – сын Фетиды.
- Агамемнон – царь. Предводитель ахейцев.
- Менелай – муж Елены.
Второстепенные персонажи
- Одиссей – царь острова Итака. Один из главных участников Троянской войны.
- Патрокл – лучший друг Ахиллеса.
Песнь 1
Разгневался Ахиллес на ахейского вождя Агамемнона не на шутку. Яблоком раздора стала похищенная дочь жреца. Не захотел Агамемнон отдавать девушку отцу ни за какое вознаграждение. Жрец ушел ни с чем. Он просит помощи у Аполлона, чтобы отомстил он за обиду нанесенную. Аполлон внял его мольбам, напустив на воинство ахейское язву.
На собрании Ахиллес предлагает отдать дочь жреца. Агамемнон снова против. Он высказывается по поводу обмена. Он вернет Хризеиду при условии, что Ахиллес подарит ему свою любимую наложницу. Договориться им не удалось. Оскорбленный и обиженный Ахилл, взывая к матери Фетиде, просит ее уговорить Зевса отомстить за него.
Песнь 2
Не спалось Зевсу в ту ночь. Он все думал о просьбе Фетиды, строя планы о мести. Решил он наслать на Агамемнона обманчивый сон, в котором он становится завоевателем Трои. Агамемнон поверил в сон настолько, что поутру собрал старейшин, рассказав сон. Он понимал, что за десять лет войны армия выдохлась, да и воины домой хотят. Одиссей уговорами да угрозами усмирил смятение народное, подняв боевой дух войска. Вовсю идет подготовка к бою. Трояне, прослышав об этом, тоже собирают армию против ахейцев.
Песнь 3
До начала сражения Парис вызвал на бой самого храбрейшего из ахиян. Им оказался Менелай. В качестве приза победителю достанется прекрасная Елена вместе с ее богатством. Так решил Гектор. Парис терпит поражение. Менелай хватает его за шлем и тащит к ахейскому войску. Афродита спасает его от смерти. Она похищает его и уносит в опочивальню к Елене. Агамемнон требует выдать Елену ахейцам исходя из заключенного ранее соглашения.
Песнь 4
Боги пиршествуют у Зевса, между делом обсуждая бывшее единоборство. На совете было решено продолжить войну. Зевс посылает Афину с целью помочь троянцам нарушить перемирие. Богиня подстрекает Пандара выпустить стрелу в Менелая. Менелай ранен. Агамемнон в ярости. Договор нарушен. Агамемнон поднимает войска на бой.
Песнь 5
Больше всего подвигов в битве было у Диомеда, которому всячески содействовала Афина. Без ее помощи не обошлось. Она залечивала раны, придавала сил и снова отправляла в бой, призывая бить всех врагов, кроме бессмертных богов. Исключение сделать лишь для Афины. Ее можно разить. Диомед убивает Пандара и ранит Энея. Он мог его убить, но не сделал этого. На защиту своего сына встала Афродита, за что получила ранение в руку. Передав сына Аполлону, богиня летит к Зевсу пожаловаться на смертного ранившего ее.
Песнь 6
Победа на стороне ахейцев. Гелен повелевает Гектору всенародно просить о помощи Палладу. Восстановив бой, Гектор отходит в город. Он наведывается к Парису домой и упреками убеждает его начать сражение. С чувством выполненного долга он идет к себе домой, навещает Андромаху, супругу свою. После трогательной беседы с женой и сыном он поручает их богам. По дороге от них его настигает Парис в полной боевой готовности.
Песнь 7
Гектор и Парис вступают в сражение. Гелен прорицатель советует Гектору вызвать на бой сильнейшего бойца из ахейцев. Жребий падает на Аякса Теламонида. Аякс во время схватки с Гектором одерживает победу. Агамемнон устроил пир в честь победы Аякса. На собрании троян принято решение вернуть Елену и сокровища для прекращения войны. Парис не согласен, но вернуть сокровища не против. Его ответ Приам просит передать ахейцам через вестника, а заодно попросить перемирия для погребения убитых воинов.
Песнь 8
Зевс запрещает богам помогать воюющим сторонам. С высоты он долго взирал на битву, но взвесив силы обеих сторон бросил молнию, предвестника скорого поражения ахеян. Трояне, заручившись поддержкой Зевса, заставляют обратиться в бегство ахеян. Гера и Паллада возмущены тем, как Зевс вершил правосудие, считая его несправедливым. Они хотели помочь ахейцам, но Зевс не дал им этого сделать. С наступлением ночи бой был прерван.
Песнь 9
Ахейцы после поражения провели ночь в страхе и беспокойстве. Агамемнон, отчаявшись спастись, созывает собрание и велит бежать. Диомед отговаривает его от безрассудного поступка и советует обратиться за помощью к Ахиллесу. Ахиллес послов выслушал, но категорично им отказал. Не готов он возглавить ахейское войско.
Песнь 10
Агамемнон с Менелаем проводят бессонную ночь. На общем совете, где присутствовали все вожди, порешили отправить соглядатая во вражеский стан. Диомед вместе с Одиссеем берутся выполнить сложную задачу. Гектор со своей стороны тоже посылает разведчика в стан ахейский. Им стал Долон. Выполняя задание, он попадается в руки Диомеда. Во время допроса им удалось выудить у него все интересующую их информацию. После убийства Долона, они отправляются к стану Реза, убивая там всех сподвижников. Чувствуя себя героями, они возвращаются к своим.
Песнь 11
С восходом Зевс посылает Вражду, чем провоцирует очередное сражение между троянами и ахейцами. Долго сражались обе рати с равным успехом, пока в полдень ахейцам не удалось разорвать ряды троян. Особенно в бою отличился Агамемнон, убив огромное количество врагов.
Песнь 12
Ахейцы заключились внутрь стены своей. У троян не получилось перейти ров с первого раза. Тогда они решили разбиться на несколько отрядов и подойти к нему с разных сторон. Гектор вновь проявил себя. Несмотря на предупреждение Полидамаса, он идет, чтобы напасть на стену и ему это удается. Пробив ворота камнем, он обращает ахеян в бегство.
Песнь 13
Зевс и Посейдон были по разные стороны баррикад. Первый благоговел троянцам, второй ахейцам. Посейдон решил помочь им отразить очередную атаку Гектора. Долгий шел бой между двумя воинствами. То одни одерживали верх, то другие.
Песнь 14
Гера, коварная и обольстительная, ниспослала на Зевса сладкий сон, чтобы он не мешал ей помогать ахейцам. Тогда Посейдон преклоняет успех битвы на сторону ахеян. Гектор падает без чувств от удара камнем. Аякс попал точно в цель. Ахейцы воодушевлены победой. Им удалось отразить все атаки троян от кораблей. Более всех проявил себя Аякс младший, преследуя бегущих.
Песнь 15
Зевс проснулся от сладкого сна и сразу не понял, что происходит вокруг, почему бегут троянцы. Он требует Геру объясниться, а после предсказывает участь Патрокла, Гектора и исход Троянской битвы, но сначала он отомстит ахеянам за оскорбление Ахиллеса. Он дал слово Фетиде, что прославит ее сына. Гектор, предводимый Аполлоном и устремляемый Зевсом вновь нападает на ахеян, заставив их отступить к своим кораблям.
Песнь 16
Патрокл умоляет Ахиллеса о помощи войску ахейскому. Сам он не справится. Ахиллес соглашается, но берет с него слово, чтобы после того, как он отразит троян от кораблей, немедленно вернулся в стан. Аякс совсем обессилел после боя. Троянцы воспользовались этим, подступив к кораблю, подожгли его. Появление Ахиллеса с войском, обратило троян в бегство. Корабль удалось потушить. Патрокл нагоняет бежавших и нещадно уничтожает их. В своем преследовании он чуть не убил Гектора, хорошо что Аполлон оказался рядом. Он помог избавиться ему от противника.
Песнь 17
Менелай защитил тело убитого Патрокла, но Гектору все равно удалось обнажить Патрокла, сняв с него доспехи. Ахиллес еще не знал о смерти друга, пока гонец не принес ему печальную весть.
Песнь 18
Ахиллес жаждет мести. Фетида утешает сына, обещая достать ему оружие, а поможет ей в этом Гефест. Она торопится на Олимп. Бой при теле Патрокла возобновился. Помешать овладеть им Гектору не дал Ахиллес. Своим видом и голосом ему удалось обратить троян в бегство. Ахейцы под покровом ночи приносят тело Патрокла к Ахиллесу. Трояне собирают совет.
Песнь 19
Фетида приносит обещанное оружие Ахиллесу. Ахиллес решает сразу использовать его по назначению. На собрании он объявляет ахейцам, что оставляет свой гнев и требует битвы безотлагательно. Народ радуется примирению вождей. Агамемнон хотел преподнести дары в знак примирения, но Ахиллес мечтал об одном, отомстить. Вооружившись новым доспехом, он всходит на колесницу. Его не останавливает да же то, что он слышит от одного из коней, предсказание скорой смерти.
Песнь 20
Сошли с Олимпа боги по велению Зевса, чтобы наблюдать за начавшейся схваткой и оказывать помощь нуждающейся стороне. Их приближение к брани сопровождалось громом, молниями, дрожанием земли. Ахиллесу и Гектору так и не удалось сразиться в поединке. Месть за убитого брата не состоялась. Аполлон помешал этому. Разъяренный Ахиллес после этого начал убивать троян без счета, покрывая поле боя телами и оружием пораженных.
Песнь 21
Ахиллес разогнал троян по разные стороны. Часть из них убил в реке, выживших забрал в плен в жертву Патроклу. Речной бог Ксанф просил Ахиллеса остановить это безумие, но безрезультатно. Он продолжал убивать и снова оказался в центре реки. Тогда взбунтовавшаяся река напала на него волнами, выгнала из воды и погнала по полю, желая утопить его. Аполлон входит в Трою, чтобы защитить ее от Ахиллеса. Приам, наблюдая с башни за бегущими в ужасе троянами, приказывает растворить ворота дав им возможность спастись.
Песнь 22
Троянцам удалось спастись. Вооруженный Гектор поджидает Ахиллеса, но при виде его приходит в страх и пускается в бега. Ахиллес преследует его. Боги наблюдают за происходящим. Схватка все же состоялась. Ахиллес на условия Гектора не пошел. Силы были равны, пока Гектор не потерял в бою копье. Напав с мечом на противника, он не подрасчитал свои возможности. Ахиллес пронзает его насквозь. Оплакивал Гектора весь город.
Песнь 23
Ахиллес, вернувшись в стан, начинает обряд погребения Патрокла. Ночью его посещает дух Патрокла, просящий чтобы его кости как можно быстрее были преданы земле. На заре обряд был доведен до конца. В честь усопшего Ахиллес предложил подвиги разного рода и награды, устроив спортивные состязания.
Песнь 24
Наутро Ахиллес привязывает тело Гектора к колеснице, совершая круги вокруг могилы друга. Зевс просит Фетиду повлиять на сына, чтобы он оставил свирепство, отдав тело троянцам. Приам собирает дары, запрягает колесницу, отправляется в путь. Ахиллес принимает выкуп, возвращает тело и дает 12 дней на погребение. Уже дома троянцы отдали почести герою. После этого тело сожгли на костре и отпраздновали погребение пиршеством у Приама.
Развернутый комментарий первой песни «Илиады»
Илиада начинается с конфликта в стане осаждающих Трою ахейцев (называемых также данайцами -в древнегреческой мифологии (в частности, у Гомера) древнее название греков). Царь Агамемнон похитил дочь жреца Аполлона (в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце), за что в войске ахейцев начинается мор. Ахилл (в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои.)выступает с критикой Агамемнона (в древнегреческой мифологии царь микенский, сын микенского царя Атрея и Аэропы). Но тот соглашается заменить одну пленницу на Брисеиду (персонаж древнегреческой мифологии, одна из центральных фигур сюжета поэмы Гомера «Илиада». Брисеида — «отчество», прозвище по отцу Брису из Мисии [1], её собственное имя — Гипподамия.), которая принадлежит Ахиллу. 9-ти летняя осада (I, 259) на грани срыва, но ситуацию исправляет Одиссей (в древнегреческой мифологии царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы и отец Телемаха, прославившийся как участник Троянской войны, умный и изворотливый оратор.).
Первая песня содержит завязку (”гнев Ахилла”)
Дело начинается с ссоры Ахиллеса и Агамемнона.
А все из-за дочери жреца Хриса, которую тот пришел к кораблям ахейцев выкупать из плена. Якобы, возьмите дары, победы вам нам моими соратниками троянами, а дочку верните. Даже жезл свой принес (знак власти), надев на него повязку с голову статуи Аполлона (знак мольбы): мол, перчатка бархатная, да рука в ней железная. ахейцам дары понравились, они изъявили согласие. А Агамемнону нравилась Хрисеида. Аполлон, он же Сминфей, он же Феб и много кто, разозлился и начал морить стан ахейцев «страшной язвой». Сначала мески (мулы/лошаки) полегли, потом собаки, а потом и люди начали потихоньку загибаться. девять дней жгли трупы ахейцы. жгли-жгли, устали. на десятый день Пелид (он же Ахиллес) созвал народ на собрание. Первый выступил Ахилл с разумным вопросом «кто знает, в чем дело?» отозвался Калхас Фесторид, жрец Аполлона (он же Сминфей, он же Феб и много кто): «я все знаю, я подсматривал, но расскажу, только если защитишь меня от гнева Агамемнона». «да без проблем», — ответил Ахилл. «не за жертвы обильные, не за невыполненный обет сердит на нас Аполлон. за дочь Хриса». тут Агамемнон вскочил, глазами засверкал, завопил: «аааа, ворона ты, никогда ничего хорошего не скажешь! девка-то прелесть! саму Клитемнестру, супругу мою, туда ее в качели, затмевает.
Как легкое облачко, вышла из волн богиня Фетида, ласково обняла сына и, гладя его по плечу, спросила: «Что такое, сын мой? Поделись, что тебя тревожит». Прерывающимся от слез голосом рассказал ей Ахиллес о своих бедах, а затем попросил: «Ты говорила, как-то Зевса от интриг Геры, Посейдона и Афины спасла, приведя Бриарея? Напомни ему тот случай, пусть агривяне проигрывают, пусть терпят страшные потери, путь Агамемнон тяжко пожалеет, что оскорбил меня!» «Бедный мой сын! Мало тебе суждено жить, да и эту краткую жизнь отравляют всякие Агамемноны! Зевс сейчас на пире у эфиопов, но, как возвратится, буду его умолять помочь тебе», — Фетида расплакалась и скрылась в море, оставив сына скорбеть о потерянной возлюбленной. Тем временем Одиссей доплыл до Хрисы и вернул дочку жрецу. Быстро приготовили все к очистительному жертвоприношению, Хрис помолился, морды быков осыпали ячменем и солью, потом их зарезали, освежевали, кишки и все, что не могли есть люди, бросили в огонь — богам, остальное поджарили и стали есть, запивая вином. Это называлось — совместный пир. Весь день пировали, пели песни, веселя Аполлона. На следующее устро двинулись обратно.
Книга Илиады 1. Резюме и анализ
Ярость — Богиня, воспей ярость сына Пелея Ахиллеса, смертоносного, обреченного, стоившего ахейцам бесчисленных потерь
См. объяснение важных цитат
Краткий обзор
Поэт взывает к музе, которая помогает ему рассказать историю ярости Ахилла, величайшего греческого героя, сражавшегося в Троянской войне. Повествование начинается через девять лет после начала войны, когда ахейцы грабят союзный троянцам город и захватывают двух прекрасных девушек, Хрисеиду и Брисеиду. Агамемнон, главнокомандующий ахейской армией, берет Хрисеиду в качестве приза. Ахиллес, один из самых ценных воинов ахейцев, утверждает Брисеида. Отец Хрисеиды, человек по имени Хрис, который служит жрецом бога Аполлона, умоляет Агамемнона вернуть его дочь и предлагает заплатить огромный выкуп. Когда Агамемнон отказывается, Хрис молит Аполлона о помощи.
Аполлон насылает на греческий лагерь чуму, в результате которой погибает множество солдат. После десяти дней страданий Ахиллес созывает собрание ахейского войска и просит прорицателя открыть причину чумы. Калхас, могущественный провидец, встает и предлагает свои услуги. Хотя он опасается возмездия со стороны Агамемнона, Калхас раскрывает чуму как мстительный и стратегический ход Хриса и Аполлона. Агамемнон приходит в ярость и говорит, что вернет Хрисеиду только в том случае, если Ахиллес отдаст ему Брисеиду в качестве компенсации.
Требование Агамемнона унижает и приводит в ярость гордого Ахилла. Мужчины спорят, и Ахиллес угрожает выйти из битвы и забрать свой народ, мирмидонцев, домой во Фтию. Агамемнон угрожает пойти к палатке Ахиллеса в армейском лагере и взять с собой Брисеиду. Ахиллес готов обнажить свой меч и убить ахейского полководца, когда богиня Афина, посланная Герой, царицей богов, является ему и сдерживает его гнев. Руководству Афины вместе с речью мудрого советника Нестора, наконец, удается предотвратить дуэль.
Той ночью Агамемнон сажает Хрисеиду на корабль к ее отцу и посылает вестников, чтобы вывести Брисеиду из шатра Ахилла. Ахиллес умоляет свою мать, морскую нимфу Фетиду, попросить Зевса, царя богов, наказать ахейцев. Он рассказывает ей историю о своей ссоре с Агамемноном, и она обещает обсудить этот вопрос с Зевсом, который должен ей услугу, как только он вернется после тринадцатидневного пира с эфиопами. Тем временем ахейский полководец Одиссей ведет корабль, на который взобралась Хрисеида. Когда он приземляется, он возвращает девушку и приносит жертвы Аполлону. Хрис, обрадовался, увидев дочь, молит бога избавить ахейский стан от чумы. Аполлон признает его молитву, и Одиссей возвращается к своим товарищам.
Но окончание чумы на ахейцах знаменует собой лишь начало еще более тяжелых страданий. После ссоры с Агамемноном Ахилл отказывается участвовать в битве, и через двенадцать дней Фетида, как и обещала, обращается к Зевсу. Зевс не хочет помогать троянцам, потому что его жена Гера благосклонна к грекам, но в конце концов он соглашается. Гера приходит в ярость, когда обнаруживает, что Зевс помогает троянцам, но ее сын Гефест убеждает ее не втягивать богов в конфликт из-за смертных.
Анализ
Подобно другим древним эпическим поэмам, «Илиада» с самого начала ясно излагает свою тему. В самом деле, поэма называет свой фокус в первом слове: менин, или «ярость». В частности, «Илиада » посвящена гневу Ахиллеса — как он начинается, как калечит ахейскую армию и как в конце концов перенаправляется на троянцев. Хотя Троянская война в целом занимает видное место в произведении, этот более крупный конфликт в конечном итоге дает тексту фон, а не предмет. К тому времени, когда Ахиллес и Агамемнон вступают в ссору, Троянская война продолжается уже почти десять лет. С другой стороны, отсутствие Ахиллеса в битве длится всего несколько дней, и эпопея заканчивается вскоре после его возвращения. Поэма не описывает ни истоков, ни конца войны, обрамляющей гнев Ахилла. Вместо этого он тщательно исследует истоки и конец этого гнева, тем самым сужая масштаб поэмы от более крупного конфликта между враждующими народами к меньшему конфликту между враждующими людьми.
Прочитайте цитату из поэмы, в которой ярость Ахилла является предметом.
Но хотя поэма больше всего сосредоточена на ярости смертного, она также сильно затрагивает мотивы и действия богов. Еще до того, как Гомер описывает ссору между Ахиллесом и Агамемноном, он объясняет, что в этом конфликте виноват Аполлон. В общем, боги в поэме участвуют в делах земных двояко. Во-первых, они действуют как внешние силы на ход событий, как, например, когда Аполлон насылает чуму на ахейскую армию. Во-вторых, они представляют собой внутренние силы, воздействующие на индивидуумов, как, например, когда Афина, богиня мудрости, не дает Ахиллесу отказаться от всякого разума и убеждает его поразить Агамемнона словами и оскорблениями, а не мечом. Но в то время как боги выполняют серьезную функцию, частично определяя серьезные вопросы мира и насилия, жизни и смерти, они также выполняют одну последнюю функцию — функцию комического облегчения. Их интриги, двурушничество и бессмысленные склоки часто кажутся смехотворно мелочными по сравнению с массовым кровопролитием, которое пронизывает царство смертных. Ссора между Зевсом и Герой, например, представляет собой гораздо более легкую параллель с горячим обменом мнениями между Агамемноном и Ахиллесом.
Подробнее об участии богов из их дома на горе Олимп.
Действительно, в своем подчинении низменным аппетитам и мелкой обиде боги Илиада часто кажутся более склонными к человеческим глупостям, чем сами человеческие персонажи. Зевс обещает помочь троянцам не из каких-либо глубоких моральных соображений, а скорее потому, что он в долгу перед Фетидой. Точно так же его нерешительность при даче этого обещания проистекает не из какого-то достойного желания позволить судьбе играть самой, а из его страха досадить своей жене. Когда Гера действительно раздражается, Зевс может заставить ее замолчать, только угрожая задушить ее. Подобные случаи предвзятости, обиды и домашних раздоров, обычны среди богов 9-го века.0023 «Илиада», изображает богов и богинь менее непобедимыми и невозмутимыми, чем мы можем себе представить. Мы ожидаем такого рода чрезмерную чувствительность и иногда дисфункциональные отношения человеческих персонажей, но не божественных.
Прочитайте подробный анализ Зевса.
Столкновение между Ахиллесом и Агамемноном подчеркивает один из наиболее важных аспектов древнегреческой системы ценностей: жизненно важное значение личной чести. И Агамемнон, и Ахиллес ставят свою индивидуальную славу выше благополучия ахейских сил. Агамемнон считает, что как вождь ахейских сил он заслуживает наивысшей доступной награды — Брисеиды — и поэтому готов противодействовать Ахиллесу, самому важному ахейскому воину, чтобы обеспечить то, что, по его мнению, ему должны. Ахилл скорее защитит свои претензии на Брисеиду, свою личную добычу победы и, следовательно, то, что, по его мнению, ему должны, чем разрядить ситуацию. Каждый мужчина считает уступку другому скорее унижением, чем актом чести или долга; Таким образом, каждый ставит свои интересы выше интересов своего народа, ставя под угрозу военные усилия.
Узнайте больше о том, почему Ахиллес отказывается сражаться.
«Илиада», книги 23 и 24. Сводка и анализ
Сводка: Книга 23
В ахейском лагере Ахиллес и мирмидонцы продолжают оплакивать Патрокла. Ахиллес, наконец, начинает принимать пищу, но по-прежнему отказывается мыться, пока не похоронит Патрокла. Той ночью во сне ему является его мертвый товарищ, умоляющий Ахиллеса поскорее провести его похороны, чтобы его душа могла войти в страну мертвых. На следующий день, после тщательно продуманной церемонии, в ходе которой он приносит в жертву двенадцать троянских пленников ахейцев, Ахиллес молится о помощи ветрам и зажигает погребальный костер Патрокла.
На следующий день после захоронения костей Патрокла Ахиллес проводит серию состязаний в честь Патрокла. Предлагаются чудесные призы, соревнуются и командиры, и солдаты. События включают бокс, борьбу, стрельбу из лука и гонки на колесницах, которые Диомед выигрывает с некоторой помощью Афины. После этого Ахилл думает лишить приза Антилоха, занявшего второе место, чтобы дать в качестве утешения занявшему последнее место, у которого Афина лишила победы, чтобы победить Диомеда. Но Антилох приходит в ярость при мысли о том, что у него отнимут его приз. Затем Менелай добавляет к аргументу, заявляя, что Антилох совершил фол во время гонки. После нескольких горячих слов мужчины примиряются друг с другом.
Краткое содержание: Книга 24
Помни своего отца, великого богоподобного Ахиллеса —
столь же стар, как я, перешагнувший порог смертельной старости! См. объяснение важных цитат
Ахиллес продолжает оплакивать Патрокла и издеваться над телом Гектора, таская его вокруг могилы своего мертвого товарища. Тем временем Аполлон защищает труп Гектора от повреждений и гниения, а также отпугивает собак и падальщиков. Наконец, на двенадцатый день после смерти Гектора, Аполлон убеждает Зевса , что Ахиллес должен позволить выкупить тело Гектора. Зевс посылает Фетиду сообщить новости Ахиллесу, а Ирис идет к Приаму, чтобы поручить ему инициировать выкуп. Гекуба опасается, что Ахилл убьет ее мужа, но Зевс успокаивает ее, посылая орла в качестве доброго предзнаменования.
Приам отправляется в путь со своим возницей Идеем и колесницей, полной сокровищ. Зевс посылает Гермеса, переодетого доброжелательным воином-мирмидонцем, провести Приама через ахейский лагерь. Когда колесница подъезжает к шатру Ахилла, Гермес раскрывает себя и оставляет Приама наедине с Ахиллесом. Приам со слезами на глазах умоляет Ахиллеса о теле Гектора. Он просит Ахиллеса подумать о своем отце Пелее и о любви между ними.
Той ночью Приам спит в шатре Ахилла, но среди ночи к нему приходит Гермес и будит его, предупреждая, что он не должен спать среди врагов. Приам и Идей просыпаются, сажают Гектора в свою колесницу и незамеченными ускользают из лагеря. Все женщины Трои, от Андромахи до Елены, плачут от горя, когда впервые видят тело Гектора. Девять дней троянцы готовят погребальный костер Гектора — Ахиллес дал им отсрочку от сражения. Троянцы зажигают костер Гектора на десятый день.
Анализ: Книги 23 и 24
Игры на похоронах Патрокла служат прежде всего промежуточным звеном между двумя кульминационными событиями — смертью Гектора и его похоронами. Соответственно, они не играют никакой роли в сюжете рассказа. Однако некоторые соревнования, особенно гонки на колесницах, представляют некоторую драму, но ни одно из событий Книги 24 не зависит от их исхода. В сцене, которая сильно перекликается с инцидентом, вызвавшим первоначальный гнев Ахилла на Агамемнона, Ахиллес — по иронии судьбы — пытается лишить возничего, занявшего второе место, Антилоха, его по праву завоеванного приза. Точно так же, как Антилох занимает второе место после Диомеда, Ахиллес занимает второе место после Агамемнона; Антилох, как и Ахиллес ранее, отказывается терпеть несправедливость и унижение из-за того, что его достижения остаются неоцененными. Однако, в отличие от конфликта между Ахиллесом и Агамемноном, этот вопрос решается мирным путем и не имеет долгосрочных последствий ни для одного из персонажей. В конечном счете, игры действуют на читателя так же, как и на персонажей — как отвлечение от горя.
Подробнее о непостоянстве человеческой жизни и ее творениях как теме.
«Илиада» заканчивается почти так же, как и начиналась: как и Хрис в Книге 1, Приам теперь пересекает линию врага, чтобы молить человека, у которого есть его ребенок. Однако на этот раз молитвы отца немедленно исполняются. Воззвание Приама к собственному отцу Ахилла, Пелею, создает мгновенную связь между ним и Ахиллесом. Ахиллес знает, что ему суждено никогда не вернуться во Фтию, а это означает, что однажды Пелей станет осиротевшим отцом, которого Ахиллес сделал Приамом, оплакивающим ребенка, вырванного из его рук на вражеской территории. Осознание того, что его собственный отец обречен на страдания, которые сейчас испытывает Приам, окончательно растапливает ярость Ахилла, принося ощущение завершения стихотворения.
Узнайте больше о мольбе Приама о теле своего сына.
Однако связь между Ахиллесом и Приамом оказывается совершенно преходящей. Ни один альянс не изменился; Агамемнон обязательно взял бы Приама в плен, если бы нашел его в стане ахейцев. Ахиллес и Приам остаются врагами, о чем вскоре напоминает Гермес Приаму. Первая верность Ахиллеса по-прежнему принадлежит Патроклу, о чем ему нужно напоминать себе после того, как он отказался от тела убийцы Патрокла. Судьба Трои все еще решена, городу суждено жестоко пасть от рук ахейцев, как напоминает нам Андромаха, когда она видит, как тело Гектора несут в город. Тем не менее, хотя Ахиллес и Приам остаются врагами, их враждебность стала более благородной и уважительной.
Подробнее о судьбе Трои.
Это изменение, по-видимому, связано с развитием характера Ахилла. Начав эпос как темпераментный, гордый, эгоистичный и импульсивный человек, Ахиллес показывает в книге 24, что он испытывает чувство сочувствия к другим. На протяжении всей поэмы Гомер отмечает неспособность Ахиллеса мыслить дальше себя — его уязвленная гордость заставляет его упрямо позволять другим ахейцам терпеть поражение, а его ярость из-за смерти Патрокла заставляет его совершенно не уважать труп благородного Гектора. Однако теперь Ахиллес не только уважает просьбу Приама, возвращая тело Гектора, но и позволяет троянскому народу передышку в битве, чтобы почтить и оплакать своего героя основательно и должным образом.
Узнайте больше об Ахиллесе как главном герое.
То, что перемена взглядов Ахиллеса приводит к заключению поэмы, подчеркивает центральную роль гнева Ахилла в поэме. Гомер решает завершить «Илиаду» не смертью Ахилла или падением Трои, а скорее увяданием могучего гнева Ахилла. Отсутствие акцента на драматической кульминации в пользу исследования человеческих эмоций дополняет антиклиматический характер стихотворения в целом.