Древняя Греция и Древний Рим. Историческое значение античной цивилизации.
АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Древняя Греция занимает уникальное место в истории человечества. Именно здесь, в восточной части Средиземноморья, в тесном контакте с древнейшими цивилизациями Востока, несколько тысяч лет назад зародилась европейская цивилизация. Античную Грецию характеризует небывало высокое развитие всех сторон существования общества – социальной, экономической, политической и культурной жизни. И эти удивительные достижения античного мира во многом определили ход всей истории человечества.
Термин «античность» (лат. antiquus– древний) означает не просто далекую древность, но особую эпоху в развитии греко-римского мира. Греки и римляне принадлежали к одной южноевропейской, средиземноморской расе, к одной индоевропейской языковой семье. Их характеризовала историческая близость. Они создали сходные общественные институты, обладали близкими культурными традициями и оставили во многом похожие памятники материальной и духовной культуры. Но, конечно, все это не исключало и различия путей и форм конкретно-исторического развития древних греков и римлян. Таким образом, история Древней Греции является первым этапом истории античной цивилизации.
Античная цивилизация возникла в Древней Греции, где достигла своего расцвета. Затем достижения Греции продолжил развивать Древний Рим, и с падением Римской империи завершила свое развитие и античная цивилизация.
Основным феноменом, отличавшим цивилизацию античного мира от других древних цивилизаций, является возникновение городской гражданской общины как основной социально-экономической, политической и социокультурной структуры. В античной
Греции государство, существовавшее в рамках гражданской общины, получило название пОлис. Полисный тип государства отличался рядом особенностей. Важнейшей из них было появление понятия «гражданин». Это был свободный, независимый член общества, пользовавшийся всей полнотой гражданских и политических прав, которые рассматривались в неразрывном единстве с его обязанностями. Государство-полис в лице гражданского коллектива гарантировало соблюдение всех политических прав и свобод, а также социально-экономические и духовные условия достойного существования каждого своего члена.
Система ценностей в гражданском коллективе имела гуманистическую направленность. На первое место выдвигались интересы общины, гражданского коллектива. Это означало, что коллективное, общественное благо превалировало над индивидуальным, частным. Но при этом в период расцвета античной цивилизации гражданину были созданы все условия для всестороннего развития своей личности, проявления всех способностей. Это обеспечивало гармоничную и нерасторжимую связь личности и коллектива.
Именно гражданин полиса, который выступал одновременно как мелкий свободный производитель (прежде всего крестьянин – собственник и труженик), как носитель высшей государственной власти и как воин, защитник полисных институтов и ценностей, был олицетворением и носителем античной цивилизации.
Но помимо полноправных граждан, которых было запрещено порабощать, в античном полисе существовал и антипод свободного гражданина – стоящие вне гражданского коллектива подневольные работники. Античное общество породило наиболее полную и развитую форму зависимости и принуждения иноплеменников – классическое рабство. Раб не признавался человеком, а считался говорящим «орудием труда». Но именно благодаря использованию рабского труда стали возможны многие достижения античной цивилизации.
Таким образом, античная цивилизация– это полисная цивилизация. С историей полиса и его гражданского коллектива связаны все взлеты и падения этой уникальной цивилизации Древнего мира.
Античный Рим
Римское государство возникло на Апеннинском полуострове. Вместе с островом Сицилией «итальянский сапог» представляет собой естественный мост между Европой и Африкой. Природные условия полуострова позволяли заниматься как хлебопашеством и скотоводством, так и ремеслом, строительством (имелись строевой лес, медь и олово), мореплаванием.
В VII–VI вв. до н. э. наиболее могущественным народом Италии были этруски. Они были хорошими земледельцами, обрабатывали металлы, изготавливали зеркала и вазы, изделия из золота и слоновой кости. Они активно торговали с соседями[45]. Династия этрусских царей Тарквиниев правила Римом с момента его предполагаемого основания 21 апреля 753 г. до н. э. Предпоследний царь Сервий Туллий провел реформы, схожие с реформой греческого Солона. Население и территория Рима были разделены на 4 округа (трибы) и 5 имущественных классов в зависимости от доходов. Беднейшие граждане назывались «пролетариями» (те, у кого нет ничего, кроме детей). В народном собрании преобладали более состоятельные граждане. Царский период в истории Древнего Рима окончился изгнанием рода Тарквиниев и установлением в 510 г. республики.
В республиканский период, с 510 по 27 г. до н. э., римляне создали развитую демократическую систему, завоевали огромные территории[46].
Всей полнотой прав обладали римские граждане. Наиболее влиятельными были потомки старинных родов, землевладельческая аристократия, которых называли патрициями, а тех, кто мог в военное время выступить с оружием и на коне, называли всадниками. Основную массу составляли плебеи (простолюдины) – мелкие и средние крестьяне, ремесленники и торговцы. Не гражданами были провинциалы, т. е. те, кто жил вне Рима, но на территории римских владений, а также рабы. Борьба низших групп населения за равные права с высшими слоями пронизывала общественную жизнь на протяжении веков. Все неримляне стремились стать полноправными гражданами.
Формально высшим государственным органом республики было народное собрание с участием всех полноправных граждан, на котором выбирались должностные лица. Фактически Римом управлял сенат, в работе которого пожизненно участвовали главы крупнейших патрицианских фамилий и некоторые должностные лица, также выбиравшиеся из числа сенаторов. За несколько веков число сенаторов выросло со 100 до 600. Высшими представителями власти, избираемыми на один год, были два консула, которые, советуясь друг с другом (консультируясь), управляли всеми делами, включая военные. Суд осуществляли преторы, которые при вступлении в должность издавали эдикты, давая в них толкование действующих законов. В особо сложных случаях заключение о виновности давал суд присяжных, состоявший из 75 свободных граждан, которые заседали в суде в определенной очередности. Эдилы наблюдали за порядком на рынках, улицах и в общественных зданиях, организовывали и оплачивали общественные зрелища. Финансами ведали квесторы. Проверкой списка сенаторов, заключением государственных договоров, организацией общественных работ и сбором налогов занимались цензоры. В чрезвычайных обстоятельствах сроком на 6 месяцев мог назначаться диктатор, обладавший огромными полномочиями.
В республике все государственные должности не оплачивались, их отправление считалось почетным делом в богатых, аристократических семьях, активно участвовавших в политической жизни. Семью (фамилию), в которую входили жена и дети главы, жены и дети его сыновей, а также рабы, возглавлял патерфамилиас (отец семейства), обладавший огромной властью. Так, отец мог трижды продать в рабство своих сыновей. К семьям, настоящим первичным ячейкам римского общества, присоединялись иностранцы, вольноотпущенники (бывшие рабы) и другие лица, не имевшие нормальной правовой поддержки. Они назывались клиентами, а их покровители – патронами. Жены глав семейств именовались матронами. Жизнь Древнего Рима в значительной степени регулировалась развитым законодательством. Первым сводом законов были Двенадцать таблиц, обнародованные в 450 г. до н. э. Плебеи, свободные небогатые римляне для защиты своих прав ежегодно избирали народного трибуна, который имел право приостанавливать действие любого закона, принятого сенатом, чтобы не доводить дело до острого столкновения интересов. Тем не менее такие столкновения происходили постоянно. В конце II в. до н. э. началась почти непрерывная политическая борьба, временами перераставшая в настоящую гражданскую войну. На протяжении нескольких десятилетий на развитие событий решающее влияние оказывали политические амбиции, лидерские качества Мария, Суллы, Помпея, Красса, Цицерона, Марка Антония, Юлия Цезаря, Октавиана и других выдающихся деятелей. Сложившиеся политические «партии» оптиматов, выступавших за сохранение твердой власти сената, и популяров, которые считали возможным расширить участие населения в решении государственных дел, своей ожесточенной борьбой довели римскую республику до установления диктатуры сначала Юлия Цезаря, а затем Октавиана Августа. Огромную роль в событиях сыграла армия. Этот бурный период римской истории закончился в 27 г. до н. э. установлением империи.
Внешняя политика римлян, вдохновляемая сенатом, была чрезвычайно активной и агрессивной. На протяжении V–III вв. до н. э. Рим объединяет под своим господством всю Италию, ведя войны против вольсков, эквов, этрусков, самнитов, галлов и др. От этого времени остались выражения «гуси спасли Рим», когда защитники холма Капитолия сбежались на крик гусей и отразили неожиданный приступ противника, а также «пиррова победа», которая была связана с тем, что противник, победивший римлян, понес невосполнимые потери и был ими повержен.
studfiles.net
Лекция 3. Древняя Греция и Древний Рим
Основные черты античного мира на примере Древнего Рима и Древней Греции.
Эпоху древнего Рима и древней Греции ученые назвали античностью. На рубеже 3-2 тысячелетий до н.э. на территорию Балканского полуострова из-за Дуная вторглись предки древних Греков. Они положили начало древнегреческой цивилизации и не принадлежали, ни к индоевропейской языковой группе народов, ни к ксиницкой. Историю древней Греции принято делить на 5 периодов:
Эгейский (Крито-микенский): 3-2 тыс. до н. э.
Гомеровский: 11-9 в. до н.э.
Архаический: 8-6 в. до н. э.
Классический: конец 6, первая половина 4 в. до н.э.
Эименастический: вторая половина 5 и середина 1 веков до н.э.
Народы, пришедшие на Балканский полуостров, или вытеснившие местное население, или ассимилировались (смешивались с ними). На этой территории стали образовываться царства, которые объединяли несколько с/х общин. Государство, в отличие от восточных, не защищалось здесь организацией производства. Территория, как правило, делилась на районы, которыми управляли поместники, а крестьяне платили подать и несли трудовую повинность. Вне общины находились рабы, они могли быть коллективной собственностью или индивидуальной. Основным занятием было земледелие и скотоводство, но греки пытались, и обустроить свою жизнь. До н.э. у них был водопровод, канализация, пытались осуществить подготовку к войнам, использовали самое передовое оружие, изобрели слоговое линейное письмо. К 14 веку усиливается соседнее государство Македония, претендующее на роль главного царства. Она поднимает Спарту, Пилос и территории находящиеся за Балканским полуостровом. Но войны и спор за лидерство ослабляли государство. В конце 9 в. до н.э. предпринимается попытка создать новую форму государственности. После возникают полисы государства. В них население было представлено 3-мя классами: господствующими, свободные представители и рабы. Здесь быстрее идет процесс сформирования частной собственности и развития товарного производства. Греция в принципе и представляла собой единое государство, а выглядела как объединение 300 полисов. Особое явление характеризовало Грецию – колонизация. Греки все время пытались распространить свое влияние на другие территории. Так появились колонии на побережье Черного моря: Херсонес, Оливия, Гелитикопей, Греки не только осваивали колонии. У них появился алфавит, развивалась литература, составлялись поэмы, развивалось художественное творчество. Однако постоянная борьба между полисами ослабляла в целом греческий конгломерат. Вновь возвышается Македония. Ее правитель Александр Македонский создал целую империю от р. Дуная до р. Ид. После его смерти (323 г. до н.э.) разгорелась борьба за наследство, которая привела к крушению империи. Но греческая культура оставила большой след на территории, которую завоевал А. Македонский: страны восточного средиземноморья, передней Азии, Причерноморья. Произошло смешение древнегреческой и древневосточной культур. Это явление вошло в историю под названием “Эллинизм”. В это время возникает такое понятие как “Космополитизм” – гражданин мира. Во 2ом веке до н.э. греческая территория и Македония были подчинены Риму. Свою независимость сохранили Спарта и Афины.
Рим возник в 773 г до н.э. как полис, а затем превратился в мировую дорисовку, в которую вышла часть Европы, часть Азии и Африки. Рабство здесь прошло все стадии: от патриархального до классического.
8-6 в. до н.э. – период возникновения государств (Царский).
509-27 г. до н.э. – годы республики.
27 г. до н.э. – 476 г. н.э. — период Империи.
В 476 году империя прекратила существование только в западной части. В 1453 прекратила существование и восточная часть под ударами турков. В середине 8-го века до н.э. латины, сабины и этрусски объединились в единую общину с центром в Риме. Римские граждане назывались патриции. Ячейкой общества являлся род. Все члены рода были совладельцы земли. Всего насчитывалось 300 родов. Верховная власть принадлежала царю. Его избирали пожизненно, но при этом по наследству он передать корону не мог. Он опирался на военную дружину пешую\конную. У него был совещательный орган – сенат. В то же время действовало народное собрание, которое могло принять решение царя или отвергнуть. Вне рода были плебеи (это были пришельцы добровольные, которых привлекали торговцы, или это пленные, которые могли иметь какую-либо собственность, были свободны, но не имели политических прав).
Развернулась борьба между патрициями и плебеями. Плебеи победили, родовая община была разрушена, образовалось государство. Все население было разделено на имущественные разряды. Было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов. В этих округах староста собирал налоги. В 509 году до н.э. Римляне свергли царя за несправедливость и провозгласили республику, которая просуществовала 500 лет. Власть вручалась 2ум консулам на 1 год. Один из них был плебей. Обязательными решениями были только, если они совместные. Рим так же участвовал постоянно в военных действиях. Был сожжен Карфаген, разгромлена Македония, разбит Сирийский царь, подчинена Греция, Западная часть малой Азии. Кроме того империю ослабляли восстания рабов. Было 20 тыс. человек. В результате восстания Спартака 6 тыс. Считается, что Империей Рим стал при Цезаре Гай Юлии (144 год до н.э.). Был объявлен пожизненным диктатором. При нем народное собрание потеряло всякое значение. Со временем сенаторы организовали заговор, и Цезарь был убит, но Республику восстановить не удалось. Используя рабский труд, правители заранее обрекали империю на экономический упадок. К этому добавлялись постоянные нашествия варваров. Учитывая, что Западная часть постоянно подвергалась нападениям, Столицу перенесли в Константинополь. Это привело к распаду империи: на Западную и Восточную. В 476 год под ударами германцев западная Римская империя окончательно прекратила свое существование.
studfiles.net
Античные игрища шокирующая древняя Греция и Рим — Русские Афины
Вот во времена античности мир таки падал в тартарары. Что было нормой для древних греков и римлян, повергло бы нас в шок. Итак, экскурс во времена античных нравов.
Похищение Европы
Пришел, увидел, поимел
Чтобы понять психологию людей того времени, надо ознакомиться с их мифами. Ибо своих богов греки и римляне писали с себя, так что поведение небожителей — это воплощение сокровенных желаний простых смертных. Греческие мифы — то, что детям до шестнадцати лет читать не рекомендуется. Секса, крови и жестокости там столько, что порнофильмы уровня XXX кажутся невинной передачей «Спокойной ночи, малыши!». Возьмем Зевса (у римлян — Юпитера), повелителя неба, грома, молний, ведающего всем миром. Этот сексуальный террорист изменяет направо и налево своей супруге Гере и руководствуется одним: оплодотворить все, что движется. Ради этого он готов стать хоть тушкой, хоть чучелом. Он одинаково любит женщин и мужчин: в облике змея соблазняет Деметру и Персефону, в шкуре быка — Европу, под видом лебедя — Леду, прикинувшись орлом — прекрасного юношу Ганимеда, в облике муравья — Евримедусу, в качестве голубя — Фтию, в огненном обличье — Эгину, в качестве сатира — Антиопу, под видом облака — Ио, в облике ежика… нет, ежика, кажется, не было. Но даже подземный бункер, куда от этого маньяка спрятали Данаю, для него не преграда. Зевс превращается в золотой дождь, просачивается сквозь потолок и проникает в ее лоно. Ну а что вы хотите? У парня дурная наследственность: папа-богоед. Его отец Кронос глотал своих детей, чтобы не свергли, и Зевс не был переварен лишь потому, что мудрая мама подсунула мужу вместо новорожденного камень, завернутый в пеленки. Впрочем, папа Зевса выкидывал штуки и похлеще. Поскольку его собственный отец Уран плохо обращался с мамой Землей, Кронос однажды сел в засаду у родительской опочивальни и в самый момент папиного оргазма махнул серпом по яйцам, отчекрыжив папаше самое дорогое. Детородный орган отца он бросил в море, благодаря чему на свет появилась прекрасная Афродита.
Рождение Афродиты — Тициан
Да, разочарую прекрасных дам, уверенных, что богиня любви явилась из морской пены, нежной и ароматной, как немецкое средство «Бадусан». Все гораздо брутальнее. Вот что пишет на этот счет исследователь античной культуры Ганс Лихт: «В древнейшем источнике (Гесиод, «Теогония») недвусмысленно сказано следующее: «Долгое время член носился по морю, и вокруг него взбилась белая пена, исходившая из бессмертного члена, и в ней родилась Афродита». То есть детородный орган, отсеченный в момент полового акта, был полон семени, которое извергается теперь наружу, порождая Афродиту, в море и вместе с морем. Здесь нет и намека на морскую пену». А теперь на минуточку представьте, что для людей античного мира все это отнюдь не сказки. Это — история, столь же реальная, как для нас — татаро-монгольское иго. Древние греки не сомневались в подвигах Геракла и равнялись на богов во всем — от поступков до секса.
Никаких секс- меньшинств
Первое, что нас бы поразило в античном обществе, — отсутствие твердой сексуальной ориентации. Греки и римляне не делились на гетеросексуалов, гомосексуалов или бисексуалов — они были всесексуальны. Даже к зоофилии (от ритуальной до бытовой) они относились вполне терпимо, ибо ее не чурались и их сексуально озабоченные боги. Подтверждением чему могут служить мифы о Леде и лебеде, Минотавре, Тритоне, ненасытных козлоногих сатирах, кентаврах и уродливых кинокефалах — людях с собачьими головами. Все это — отголосок сексуальных контактов древних с представителями других биологических видов. Для античных язычников секс не был грехом ни при каких обстоятельствах. Наоборот — это бесценный дар богов. Это они сделали человека сексуально всеядным, и в знаменитом диалоге «Симпосий» Платона сказано, как это было. Зевс при создании человека сразу опирался на три пола: мужчину, женщину и муже-женщину (андрогина). Каждый пол он разделил пополам — вот почему те, кто произошел от изначального мужчины, ищут свою половинку в виде мужчин, кто произошел от изначальной женщины — предпочитают женщин. И лишь от андрогинов повели свой род мужчины, любящие женщин, и женщины, любящие мужчин. Так что любовь к своему полу естественна и богоугодна в Элладе и Древнем Риме. Даже специальных слов, соответствующих нашим «гей» или «лесбиянка», у них не было. А вот личное имя Педофил — было. И древние греки не видели в нем (как и в самом явлении) ничего предосудительного.
Платоническая любовь
Расхожую современную шутку про то, что «педофил отличается от педагога тем, что первый любит детей по-настоящему», древние греки вряд ли бы оценили. Педофилия и педерастия являлись важнейшей частью интеллектуального, духовного и физического становления юноши. Методом воспитания, санкционированным государством. По достижении двенадцатилетнего возраста каждый греческий подросток должен был обзавестись старшим наставником, который оказывал бы ему всяческие знаки внимания, дарил подарки, восхищался его красотой и наставлял во всех мужских доблестях, действуя как опекун, советник, друг, тренер и сексуальный партнер. Младший в таких парах именовался «аитом» — слушателем, а старший — «эйспнэлом», вдохновителем. И для мужчины считалось нарушением долга не привлечь к себе юношу, а для юноши позором — не удостоиться такой дружбы.
Кстати, тем, кто выражение «платоническая любовь» считает синонимом любви без физического контакта, любопытно будет узнать, что как раз по Платону высшее проявление любви — это гармоничное слияние духовного начала и физических тел наставника и ученика. «Платоническая любовь» — это любовь гомосексуальная. Греки считали гомосексуальную любовь более возвышенной и глубокой, нежели расслабляющая и изнеживающая мужчин любовь к женщинам. Мир древней Эллады — это мужской мир. Женщина в нем — существо низшее, неспособное удовлетворить интеллектуальные запросы мужчин. Она пригодна лишь для деторождения и плотских утех. Тогда как юношам открыты высокие помыслы, вот почему лишь с ними возможны высокие отношения. Прекрасный юноша для грека всегда предпочтительней прекрасной женщины. Недаром Платон в «Протагоре» пишет: «Юношеский цвет двенадцатилетнего мальчика приводит меня в радость, но предпочтительнее мальчик лет тринадцати. Тот, кому четырнадцать, — еще более сладостный цветок Эротов, и еще прелестнее тот, кому только исполнилось пятнадцать.
Шестнадцатый год — это возраст богов, а желать семнадцатилетнего — удел не мой, а Зевса…» Ему вторит Стратой: «Меня не прельщают ни роскошь волос, ни курчавые локоны, если они произведены не природой, а усердием искусства. Нет, мне мила густая грязь на мальчике, который только что из палестры, и нежный блеск его тела, увлажненного свежим оливковым маслом. Мне сладостна любовь без прикрас, а искусственная краса — дело женской Киприды». Никто бы не смог переубедить древнего грека в воспитательной пользе педерастии, ибо именно из педерастов, по их мнению, вырастали лучшие защитники отечества. Ведь влюбленный в своего партнера не бежал от врага, а яростно сражался за возлюбленного до самого конца. И это чистая правда. Сформированный в Фивах элитный Священный отряд, состоящий из 150 любовных пар, героически проявил себя на полях сражений и полностью полег в битве при Херонее. Наконец, любой в Элладе знал, что гомосексуализм — полезен для здоровья. Знаменитый Гиппократ был двумя руками за гомосексуальные связи, ибо «взрослым мужчинам они несут молодость и здоровье, а мужественность и другие положительные качества взрослого мужчины через его семя передаются подросткам». Правда, были и ограничения. Гомосексуализм — удел свободных граждан, рабы не имели права вступать в связь со свободнорожденными мальчиками. Не приветствовалась и мужская проституция — считалось, что торгующий собственным телом за деньги легко отречется и от общих интересов государства. Рим, перенявший от эллинов сексуальные обычаи, также был весьма лоялен к гомосексуализму. Эдуард Гиббон, английский историк 18 века, говоря о первых пятнадцати императорах, констатирует, что «Клавдий был единственным, чей вкус в любовных отношениях был полностью естественным». Все остальные сожительствовали с мальчиками. Более того, император Адриан, страстно влюбленный в грека-подростка Антиноя, после того как тот утонул, официально обожествил его и воздвиг ему статуи по всей империи.
Закон суров
И тем не менее ни древних греков, ни древних римлян нельзя назвать адептами свободной любви. У них существовали жесткие правила сексуального поведения.
Римский гражданин мог предаваться любым сексуальным забавам с женщинами, мужчинами и подростками. Но — при соблюдении двух условий. Первое: в интимных отношениях с партнером он всегда должен доминировать. Быть активным, а не пассивным. Пассивная роль в анальном сексе считалась позором, так как гражданин становится «женоподобным» и, утратив свое virtus (мужество, доблесть), оказывается бесполезным в гражданском и военном отношении. В армии пассивный гомосексуализм считался преступлением, уличенного в нем солдата просто забивали палками. На гражданке же тех, кому нравилось исполнять пассивную роль, презрительно именовали «кинедами» или «патикусами», опуская их юридический статус ниже плинтуса. Подобно проституткам, гладиаторам и актерам пассивные гомосексуалисты не имели права голоса на выборах, а также не могли представлять себя в суде. Второе правило: предмет сексуального вожделения гражданина должен стоять на более низкой социальной ступени, чем он. Это диктовалось чисто экономическими причинами: чтобы появление незаконнорожденного сына того же ранга не подвергало опасности наследственные права законного потомства. Если оба правила соблюдались, никто и никогда не укорял римлянина в его сексуальных пристрастиях.
Камасутра для рабов
Сексуальная жизнь семейных пар была в Древнем Риме достаточно пресна. Хотя в римском доме открыто говорят о сексе, ничего не скрывая от подрастающего поколения. Зачастую жена и муж, удалившись в спальню, даже не задергивают полог над кроватью. Все могут видеть акт соития хозяина и хозяйки — вплоть до домашней прислуги, которая продолжает спокойно прибираться до дому. Однако на отношения мужа и жены в постели накладывался ряд ограничений. Жене никогда бы не пришло в голову попросить мужа доставить ей оральные ласки. Равно как об этом не попросил бы ее и муж. На оральный секс между равными в Древнем Риме существовало табу. Скажу больше — за это лишали гражданства. Свободный римлянин мог получать наслаждение, но не доставлять его. Это считалось постыдным и неприличным. Зато на рабов, вольноотпущенников и неграждан это табу не распространялось. А посему древнеримский гражданин, как и древнеримская гражданка, могли получить свое, прибегнув к услугам низших по рангу. Они могли позвать раба или рабыню, отправиться за недоступными ласками в ближайший бордель, но никак не получить их от законного супруга.
Как пишет в свой замечательной книге «Один день в Древнем Риме» археолог и историк Альберто Анджела, «римляне были просто зациклены на рте. Для них рот — нечто благородное, почти священное. Это социальный инструмент, потому что люди говорят, обращаются друг к другу, обмениваются информацией, произносят речи а следовательно, он должен быть чистым и неоскверненным. В сенате же рот вообще становится политическим инструментом. Поэтому (…) обвинить сенатора в том, что он занимался оральным сексом, назвать его Fellator — значит нанести ему тяжкое оскорбление. Это было равноценно обвинению в измене за то, что он осквернил рот, имеющий столь важную функцию на службе обществу». В этом ключе любопытно выглядит скандал Клинтон — Левински, едва не стоивший президенту США его кресла. Наделенный нешуточной властью человек дал себя удовлетворить орально своей подчиненной. Был в своем праве. Живи Клинтон в античное время, ему не пришлось бы ни извиняться перед супругой, ни платить адвокатам. Зато Левински не превратилась бы в знаменитость и миллионершу, а оказалась бы на одной ступени с рабами и проститутками. Двери приличных домов закрылись бы перед ней навсегда…
Ручная работа
Христианские теологи и священники веками пугали рукоблудников дурдомом и кладбищем, утверждая, что онанизм приводит к слабоумию, слепоте, желудочным судорогам, поносу, чахотке и эпилепсии. А греки видели в мастурбации отдушину. Онанизм снижал, по их мнению, количество изнасилований, число незаконнорожденных и самоубийств по поводу неразделенной любви, поэтому дело полезное. Они обожали изображать такие сценки на вазах, а в их языке имелось поразительно много слов для отражения этого понятия, включая поэтичные «петь свадебную песнь рукой» и «сражаться рукой с Афродитой» К слову, руку греки для этой цели предпочитали использовать левую (ближе к сердцу). И не стеснялись делать это на людях. В частности, яркий представитель философской школы киников Диоген Синопский (тот, что жил в бочке, а точнее, в пифосе — здоровенном глиняном сосуде для зерна). Призывая на площади сограждан довольствоваться малым и отрешиться от страстей, дабы вкушать безмятежную радость бытия, он частенько задирал тунику и начинал мастурбировать, сопровождая действо мудрой сентенцией: «О, если бы я мог так же просто, потирая живот, избавиться от голода и нужды». Женщины в этой сфере не отставали от мужчин. В спальне каждой гречанки имелись приспособления, именуемые баубонами или олисбами. Эти фаллоимитаторы изготавливали повсеместно, но лучшими считались самоудовлетворители из города Милет, откуда они шли на экспорт по всей Ойкумене. Ими женщины гордились и частенько обменивались между собой. Так, в шестом мимиямбе Геронда, озаглавленном «Две подруги, или Доверительный разговор», девушка Метро сетует, что у ее подруги Коррито был замечательный олисб, но она, не успев им воспользоваться, передала его своей подруге Евбуле, а та еще кому-то, а жаль — ведь Метро очень хотела бы заполучить этот инструмент, поскольку сделал его искусный мастер.
Верность — понятие относительное
По свидетельству Еврипида, греки первыми из древних народов начали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в дом множество жен — обычай варварский и недостойный благородного эллина. Но при этом супружеская измена во времена античности распространялась лишь на женщин. Измена жены сурово осуждалась, и муж имел полное право убить ее любовника, а иногда и ее саму. На измену мужа и наличие у него множества наложниц общество закрывало глаза.
Как пишет Ганс Лихт, «греческому общественному мнению были неизвестны доводы, воспользовавшись которыми, можно было бы осуждать мужчину, уставшего от вечного однообразия супружеской жизни и ищущего отдохновения в объятиях умной и очаровательной куртизанки или умеющего скрасить повседневную рутину беседой с хорошеньким юношей». И нельзя не признать, что в этом греки были более нравственны, нежели мы, так как они признавали наличие у мужчины склонности к полигамии и действовали не тайком, а в открытую.
Посему поэтами восхвалялся идеал понимающей женщины, не мешавшей любовным похождениям мужа. К примеру, грек был в полном праве даже завалиться с друзьями в компании девочек к себе домой — супруге в этом случае полагалось проявить скромность, удалиться в женскую часть дома и терпеливо дожидаться окончания пирушки. В Спарте измена фактически приветствовалась. Это небольшое и воинственное государство было кровно заинтересовано в преумножении числа крепких телом и духом воинов. Более того, спартанские мужья в возрасте могли препоручать свои супружеские обязанности выбранным ими мужчинам помоложе, так как каждый из них одинаково распоряжался и своими детьми, и чужими.
В Риме законы Августа предусматривали строгую кару за нарушение супружеской верности, за прелюбодеяние с чужой женой, однако за конкубинат, за связь с наложницей, мужчин не наказывали. Ну и, конечно же, каждый мужчина античного мира имел полное право посещать публичные дома. Ведь связь с проституткой изменой вообще не считалась.
Ночные бабочки
Недостатка в домах терпимости и проститутках не знали ни Древняя Греция, ни Древний Рим. На продажную любовь античный мир смотрел без предрассудков. Дело нужное, полезное, прибыльное. Причем весьма выгодное для госбюджета.
Публичные дома находились в Греции под надзором городских должностных лиц, а содержатели публичных домов обязаны были выплачивать ежегодный налог государству. Римляне к посещению борделей относились примерно так, как мы к посещению общественных уборных. Шел, прижало, зашел, вышел. При этом жена могла запросто подождать мужа в таверне напротив и даже попросить его особо не торопиться. Нам это кажется диким. Для римлян — совершенно нормальным. Ведь прелюбодеяния они в этом не усматривали. Прелюбодеем муж становился только тогда, когда он занимался сексом с равной себе. А остальное — как справить нужду, как почистить зубы. Поэтому римская матрона запросто могла, скучая, грызть персик у себя в комнате, в то время как в соседней ее муж с дикими криками вовсю резвился с рабыней или рабом. И ее совершенно не шокировало, что вечером он отправлялся вместе с приятелями спустить пар в ближайший бордель. Борделей же (они назывались лупанариями) в Вечном городе было как грязи, и все они работали по принципу конвейера, которому позавидовал бы сам Генри Форд. Для ускорения обслуживания клиентов и автоматизации процесса оказания секс-услуг владельцы лупанариев ввели даже специальные жетоны — спинтрии.
Они изготавливались из бронзы, реже — из кости, и напоминали монеты. На одной ее стороне изображался половой акт, на другой стояла цифра. Изображенная на спинтрии поза соответствовала оказываемой проституткой услуге за этот жетон, а цифра — то ли цену, то ли номер кабинки. По этому поводу у историков нет единого мнения. При этом цена была смехотворна. В среднем — 2 асса, как бокал дешевого вина. Широко была распространена и детская проституция. В Риме процветали целые фермы тружеников и тружениц секс-индустрии, владельцы которых покупали малолетних рабов и воспитывали детей-сирот для занятий проституцией. Их сексуальное использование было разрешено законом, за что исправно платились налоги в казну. Причем изнасилование сутенером рабыни или раба было ненаказуемо.
В Риме законы августа предусматривали строгие кары за нарушение супружеской верности, но каждый мужчина античного мира имел полное право посещать публичные дома. ведь связь c проституткой изменой вообще не считалась.
Размер имеет значение…
Изображение фаллоса на улицах античных городов встречалось едва ли не чаще, чем в наши дни слово из трех букв на заборе. Фаллос боготворили. Ему поклонялись. Греки ставили перед храмами и домами квадратные колонны с мужской головой и эрегированным половым органом, которые, на их взгляд, охраняли дороги, границы и ворота. Римляне предпочитали огромные каменные члены, которые устанавливались на площадях, улицах, перед входом в дома и таверны. Они вырубались на стенках портиков, на мостовых, висели над детскими колыбелями, печами хлебопеков, были неотъемлемой частью пейзажа садов, полей и огородов. Бронзовые фаллосы (а зачастую целые связки из них) с бубенчиками внутри подвешивались к потолку жилища или у входа. Они назывались «тинтиннабулами» и звенели, если к ним прикасались. А прикасался к ним каждый, кто проходил мимо, ибо в противном случае он рисковал лишиться удачи и здоровья. А все потому, что люди античности верили, что эрегированный член — страшная сила. Он был для них символом процветания, достатка, изобилия, плодовитости и плодородия. Символом победы, богатства и успеха в делах.
Кроме того, фаллосу как источнику семени и жизни приписывалась магическая способность отгонять беды, несчастья и отпугивать злых духов. И если христианин, столкнувшись с чем-то страшным и неведомым, в наши дни воскликнет «с нами крестная сила!», то древний римлянин с той же целью призывал бы силу фаллическую. Поэтому первое, что получал в дар от своих родителей древнеримский мальчик, были погремушка в виде члена и фасцинум — каменное, бронзовое или выполненное из кости изображение фаллоса, которое он носил на шее как амулет, иногда добавляя к нему для надежности еще и изображение фиги, кукиша — древнего символа полового акта. А в жизни древние римляне, как и греки, отдавали предпочтение члену скромных размеров. Большое мужское достоинство считалось у них непрактичным, неэстетичным и даже комичным.
В чем несложно убедиться, бросив взгляд на античные статуи. Между ног у них болтается отнюдь не чудо размером XXL, а прибор, для изучения которого нужны пинцет и лупа. Практически детский размер. Древние считали, размер — не главное. Главное — любовный жар и способность оплодотворить. И полагали, что для этого чем короче прибор — тем лучше. Аристотель писал, что короткий член имеет массу преимуществ: выглядит краше, семени приходится преодолевать меньшее расстояние, а посему оно вернее достигает цели. Логика! Исключение составлял театр. В Вечном городе стали пользоваться спросом представления акробатического секса — своеобразный аналог современной кинопорнухи. Актеры на сцене пытались поразить зрителей своими невероятными позами, посрамлявшими Камасутру, а зрители — разглядеть все в деталях. Поэтому в этих шоу (показанных в перерывах между классическими комедиями и трагедиями) ценились актеры с огромными пенисами. Ведь их можно было разглядеть даже с дальних рядов. К гигиене члена античные люди относились трепетно. Регулярно мыли, умащивали маслом, а перед исполнением физических упражнений подвергали его инфибуляции, а именно: натягивали крайнюю плоть на головку и перевязывали лентой, чтобы, упаси боже, не повредить. Так что античный фитнес-зал выглядел гораздо забавней современных: толпа голых мужиков — и у каждого член с бантиком.
Прекраснозадая богиня
Если говорить о каноне женской красоты, то вкусы древних греков и римлян были близки вкусам нынешних кавказцев. Они ценили пышных блондинок. И чтобы быть конкурентоспособными со светловолосыми германскими рабынями, женщины изобрели много хитроумных рецептов. В ход шли парики, лимонная кислота, шелуха лука, молоко и даже известь. А поскольку светлая блестящая кожа, по мнению мужчин, свидетельствовала не только об аристократизме, но и о страстности, женщины старались не загорать и умывались козлиным и ослиным молоком.
Однако чтобы прослыть секс-бомбой, требовалось большее. Был нужен невысокий лоб, прямой нос и большие выпуклые глаза, причем расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот — в полтора раза больше глаза. Кроме того, были необходимы широкие бедра, мощные ляжки, грудь, укладывающаяся в мужскую ладонь или чуть более того, и слегка нависающий выпуклый живот. Эти формы считались совершенными, так как служили гарантией плодовитости. Огромное внимание уделялось ягодицам. У греков на этот счет вообще был явный пунктик. Они боготворили Афродиту Каллипигу — Афродиту Прекраснозадую, построили ей специальный храм и регулярно проводили в ее честь состязания для выявления лучшей каллипиги Эллады. Эти конкурсы красоты женских попок пользовались невероятной популярностью во всех греческих полисах, филейная часть возбуждала греческих мужчин явно больше женских грудей. Кстати, привычный нам символ сердца, пронзенного стрелой, родом из Древней Греции. Но он не имеет ни малейшего отношения к сердцу анатомическому. Это стилизованная часть женской задницы, а пронзающая его стрела является одним из древнейших фаллических символов. Выводы делайте сами… Вторым греко-римским пунктиком в области сексуально-эстетических предпочтений была волосяная растительность. Они ее на дух не переносили, считали ужасно неэстетичным признаком варварства. Причем везде — и на ногах, и под мышками, и в области гениталий. Их идеалом была женщина с гладко выбритым лоном, и мужчин нисколько не заботило то, какими муками это достигается. И тут женщинам можно только посочувствовать. Так, комедиограф Платон говорит о «выщипываемых рукой кустах мирта», а согласно Аристофану, женщины часто использовали для этой цели зажженный светильник или горячую золу. Красота требует жертв. Хотя бы в этом мы с античным миром едины.
Афродита Прекраснозадая
Источник
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.
rua.gr
Древний Рим и Древняя Греция
Период античности вызывает большой интерес как у профессиональных историков, так и у любителей культуры, живописи, архитектуры. Действительно, эти две крупнейшие цивилизации древности дали миру множество открытий, изобретений, достижений практически во всех областях человеческой деятельности.
Древний Рим и Древняя Греция объединены в историографии под общим названием Античная эпоха, Античность. Эти слова подчеркивают общность социально-экономического развития, художественной культуры, мировосприятия древними греками и римлянами, при этом римляне становятся преемниками великой греческой цивилизации и во многом ее тиражируют. Но уже со свойственными им чертами. В основе этих явлений лежит экономическая структура, которая базировалась на рабовладельческом способе производства. Именно рабы со всего мира были ядром экономического развития и благосостояния этих государственных образований. История Древней Греции и Рима изобилует проявлениями открытого неповиновения рабов, самыми известными из которых были бунт илотов в Спарте и восстание Спартака в Риме, которые были подавлены. Но их источником стала жестокость и абсолютное безразличие к рабам, которых просто не воспринимали как людей, при этом такой взгляд был распространен как среди знати, так и среди свободного населения.
Однако цивилизация Древней Греции и Рима не ограничивается рабовладением. Греки являются первооткрывателями многих политических явлений: бесспорно, самым известным является народовластие. Не только народовластие вышло из среды греческой цивилизации, но и принцип разделения властей, хотя и очень примитивный и усовершенствованный римлянами, которые, чтобы избежать произвола, ограничивали сферу деятельности преторов и квесторов, а сенаторы даже могли противостоять императору. Многие из этих принципов легли в основу европейских политических моделей. Древний Рим и Древняя Греция дали миру олимпийские игры, которые впервые были проведены в городе Олимпия в 776 году до н. э. Знаменитое римское право, состоящее из множества разделов и предельно четко разработанное, легло в основу законодательств многих стран мира.
Но истинным достоянием Античности является богатейшая культура, которая в большом объеме дошла до нас. Древний Рим и Древняя Греция явили планете таких известных людей, как Аристотель, Архимед, Фукидид, Гомер. Их произведения и открытия в корне изменили научную картину мира, философские взгляды, обогатили средневековую литературу. Произведения Цицерона, Вергилия являются классикой изящной словесности. Цельс и Гален — основоположники многих медицинских открытий. Со времен Античности сохранились потрясающие по свое монументальности, мастерству архитектурные памятники. Парфенон, храм Артемиды, Театр Диониса являются классикой архитектуры. Римляне переняли и усовершенствовали методы и технику возведения сооружений, и все это выразилось в Колизее, термах Каракаллы, триумфальных арках и храмах. Этот греко-римский стиль архитектуры получил впоследствии название классического. Таким образом, можно сказать, что Древний Рим и Древняя Греция — неисчерпаемый источник культуры для всего мира.fb.ru
Древний Рим, Древняя Греция. — КиберПедия
Древнейшая цивилизация Европы возникла на островах Эгейского моря и на Балканском полуострове, и известна как крито- микенская цивилизация. Она погибла вследствии природных катаклизмов и нашествия греческих племен с севера. В XII-IX в.в. до н.э. в Греции наступили темные века (300 лет упадка). В VIII-VI в.в. до н.э. формируется античная цивилизация. Большую роль в ее развитии сыграло появление железа. Широкое развитие получили скотоводство, ремесло, торговля. Греки основывали колонии в Италии, Малой Азии, Причерноморье. С появлением прибавочного продукта родовая община сменяется соседкой общиной городского типа. У греков община называлась полисом, постепенно полис оформлялся в город-государство. Греки осознавали свое единство: у них был единый пантеон богов и Олимпийские игры.
Древний Рим.
Рим основан в 753 году до н.э. В III в. до н.э., подчинив себе всю Италию, Рим столкнулся с Карфагеном, разгромив который он стал самой могущественной державой в Средиземноморье. В II-I веке до н.э. Рим испытал серьезный кризис. Римское государство было устроено на подобии полиса. Это устройство не подходило для огромной державы. Началась гражданская война. В Риме установилась императорская власть. В IV веке н.э. Римская империя раскололась на Западную и Восточную. Причинами этому стали:
-глубокие экономические и политические кризисы внутри страны.
-вторжение варваров.
В 476 году Западно-римская империя пала. Правоприемницей Рима стала Восточно-римская империя с центром в Константинополе.
Экономика Греции и Рима.
С появлением денег у греков появляется рынок. У римлян товарно-денежные отношения стали развиваться в результате завоевания империей огромных территорий. Постоянные войны способствовали обогащению римской знати и разорению простых граждан. Большое значение для экономики имел институт рабства. На Востоке рабство было патриархальным( раб-слуга или помощник). В античной цивилизации сложилось классическое рабство, при котором рабов использовали повсеместно.
Социальная структура Греции.
Греческий полис функционировал как государство- община. Опорой полиса были граждане- полноправные члены полиса. Граждане обладали правами и обязанностями, в соответствии с законами полиса. Участвовали в его управлении и защите. К неполноправным членам полисам относились зависимые крестьяне и иноземцы .
Социальная структура Рима.
Римская семья -классический пример большой патриархальной семьи. Римские граждане назывались квиритами. Первоначально правами граждан обладали только патриции (потомки коренных жителей Рима), плебеи(потомки поздних переселенцев) не участвовали в политической, общественной и религиозной жизни общины. После долгой борьбы плебеи вынудили патрициев уступить им часть прав. В итоге римское общество разделилось на 3 сословия:
-Нобилитет(знать)
-Всадники
-Плебеи(не могли быть избранными на государственные должности)
Основным занятием граждан в Риме было земледелие. Граждане-земледельцы составляли основу римской армии. Римляне были вынуждены разделить завоеванные земли на несколько категорий(провинций), облагая их различными податями.
В 212 году н.э. все жители Римской империи получили римское гражданство.
Государственное управление.
Изначально в Греции была распространена царская власть. Затем базилевсы были отстранены от управления. К власти пришла аристократия(власть лучших). То есть к власти пришла знать. Но демос(народ) боролся с аристократами, в результате власть захватил тираны. В Афинах развился новый тип государства- демократия(власть народа). Высшая власть принадлежала народному собранию. Ежегодно в Афинах избирали 9 архонтов(они управляли полисом). В Спарте существовала аристократическая форма правления. Народное собрание отвергало и одобряло предложения, выдвигаемые советом старейшин. Во главе системы управления Спарты находились 2 выборных царя.
Македонский царь Филипп захватил Грецию. Его сын, Александр, дошел до границ Индии, но после его смерти держава распалась.
В Риме сформировалась республиканское устройство(республика-общее дело). Властными полномочиями обладал нобилитет. Главный орган республики- Сенат, в который входил нобилитет. Каждый год избирались 2 консула, которые управляли Римом. Интересы плебеев защищали народные трибуны, избранные из их среды. Во II-I веке до н.э. Октавиан Август провозгласил себя императором. И Рим стал империей. В III веке н.э. Рим стал империей Восточного типа- доминантом.
Кризис античной цивилизации.
Могущество и богатство Афин, которое они достигли в IV веке до н.э. были не прочными. Острое соперничество Афин со Спартой закончилось поражением Афин. Войны привели к экономическому спаду, разрушению социальной структуры общества (крестьяне уходили в армию, а их место занимали рабы). Это вскоре привело к восстанию рабов и крестьян. В IV веке до н.э. на северо-востоке Греции усилилось Македонское царство. Войска под командованием царя Филиппа II в 338 году до н.э. нанесли сокрушительное поражение Афинам. За 2 года ему удалось покорить всю Грецию. В 334 году до н.э. войска под командование сына Филиппа, Александра, вторглись в Малую Азию. За 3 года Александр захватил Персию, Финикию, Египет, Среднюю Азию, вошел в Индию. Образовалась держава Александра Македонского. После смерти Александра в 323 году до н.э. она распалась на Македонское, Египетское и Сирийское царства.
Причины распада Римской империи:
-усиление рабовладельческого гнета
-снижение производительности труда
-ухудшение экономического положения
Все это привело к восстанию рабов и крестьян. Наступил кризис рабовладения. Для Рима также был характерен кризис власти. Римская власть не могла осуществить контроль над захваченными территориями. Снизился авторитет власти императора. Кризис затронул и армию. Легионеры переходили от императора к императору.
В IV веке н.э. началось великое переселение народов. Пытаясь сдержать натиск варваров, император Константин в 330 году перенес столицу в Константинополь. Постоянные войны привели к усилению налогового гнета, а он в свою очередь к народным восстаниям. В IV веке германские племена готов, под натиском кочевников, отступили к Дунаю. Они обязались защищать границы империи, за право поселиться на правом берегу Дуная. Доведенные до нищеты римскими чиновниками, готы в 378 году н.э. двинулись на Константинополь. Римское войско потерпело поражение. В 395 году н.э. римская империя была разделена на Западную и Восточную. В состав Западной вошли: Италия, провинции в Европе и Африке. В состав Восточной: Балканский полуостров, Египет, Азия. Что привело к ослаблению обоих государств. Воспользовавшись этим вождь готов – Алларих в 410 году захватил и ограбил Рим. Другие племена варваров захватили Галлию, Италию, Испанию, Северную Африку. В 476 году н.э. Западно-Римская империя была уничтожена. Ее территорию заселили племена варваров.
cyberpedia.su
Мир древности. Древняя Греция. Древний Рим
Привет, ребята!
Сегодня мы продолжим знакомиться с историей Древнего мира, которая (как вы уже знаете) длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры. На прошлом уроке мы говорили о Древнем Египте, а сейчас я расскажу вам о других древних государствах. Эти государства (а говорить мы сегодня будем о Древней Греции и Древнем Риме) возникли намного позже.
Современная Греция — наследница культуры Древней Греции. Географическое положение этой страны (а расположена Греция в Южной Европе и омывается несколькими морями), а также богатое культурное наследие делают её сегодня одной из самых посещаемых стран мира. Столица современной Греции — город Афины — никого не может оставить равнодушным, а появился этот город ещё в те далёкие времена, о которых мы сегодня и поговорим.
С названием города связана одна мифологическая история. Но чтобы она была более понятной, я немножко расскажу о религии древних греков. Древние греки, как и древние египтяне, поклонялись многим богам. Они верили в то, что боги большой семьёй живут в красивых и богатых дворцах на вершине горы Олимп. Три бога, братья Зевс, Посейдон и Аид, поделили между собой власть над миром. Зевс стал господствовать на небе, Посейдон — на море, Аид — в «царстве мёртвых». Своих богов древние греки очеловечивали, приписывали им качества и привычки, свойственные людям. Боги древних греков бывают своенравны и жестоки, они иногда ссорятся между собой, вмешиваются в дела людей. Наказывают тех, кто осмеливается нарушить их волю. Действиями богов древние греки объясняли и засуху, и дождь, и морские бури, и неурожаи, и болезни.
Богиней мудрости и справедливой войны у древних греков была Афина. Между ней и Посейдоном, богом морей, однажды вышел спор. Как-то построили греки новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт долгая жизнь, поэтому Афина захотела дать городу своё имя, а Посейдон — своё. Решение о том, кто будет покровителем города, должен был принять первый легендарный царь Афин Кекроп. Он был наполовину человеком, наполовину змеёй. Два бога — Афина и Посейдон — должны были сделать подарок Кекропу. Тот, чей подарок окажется лучшим, и становился покровителем города.
Первым ударил своим трезубцем перед Кекропом Посейдон, и тотчас из земли забил источник. Греция — страна жаркая, горная, вода там нужна, но она оказалась морской, солёной. Негодным оказался подарок Посейдона. После же удара Афины из земли выросло маленькое оливковое дерево. Плоды этого дерева — оливки — и сейчас греки едят свежими, солёными, маринованными, выдавливают из них масло.
Кекроп был впечатлён подарком Афины и выбрал её в качестве покровителя города. Таким образом Афины и взяли имя великой богини.
Уже много веков сердцем Афин является Акрополь.
Так называется расположенный на высоком холме с обрывистыми склонами неповторимый архитектурный ансамбль — прекрасное творение древних греков. Время и люди не пощадили храмы Акрополя, в том числе самый знаменитый — Парфенон. Когда-то внутри храма стояла мраморная статуя богини Афины — покровительницы города. Но несмотря на это, Парфенон и сегодня производит удивительное впечатление. Мы можем восхищаться лёгкими, стройными колоннами, которые чётко вырисовываются на фоне неба, видеть прекрасный город, лежащий у подножия холма, море и горы вдали.
Древняя Греция известна ещё и тем, что является родиной Олимпийских игр. Греки начали проводить их ещё в восьмом веке до нашей эры. Проходили Олимпийские игры один раз в четыре года в городке Олимпия, считавшимся у древних греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр.
Олимпийские игры представляли собой религиозный и спортивный праздник. На время их проведения объявлялось перемирие, в это время враждующим сторонам запрещено было вести войну. Спортсмены со всех уголков Греции съезжались на эти великие соревнования. Правда, олимпиады были чисто мужским праздником – женщин на них не допускали даже в качестве зрителей. Игры длились пять дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно, а судьи клялись принимать справедливые решения. Следующие три дня проходили спортивные состязания. А в пятый день награждали победителей. Им возлагали на голову наградные венки.
Олимпийские игры в Греции проводились с семьсот семьдесят шестого года до н. э. по триста девяносто четвёртый год н. э. Всего было проведено 293 Олимпиады.
А вот возрождена традиция проводить Олимпийские игры была не так уж и давно, в конце девятнадцатого века. Инициатором был французский общественный деятель Пьер де Кубертен.
И сейчас спортсмены со всех стран мира собираются раз в четыре года на этот праздник спорта.
Говоря о Древней Греции следует ещё рассказать и о том, что у греков был свой алфавит. Они создали его ещё в восьмом веке до н. э. на основе финикийского алфавита (Финикия — это государство, которое существовало в древности на восточном побережье Средиземного моря). В финикийском алфавите каждый знак (буква) передавал определённый согласный звук. Древние греки придумали буквы, которые служили для обозначения гласных звуков. Это позволило более точно передавать при письме звуковую речь. Кстати, буквы современного русского алфавита произошли от древнегреческих букв!
А сейчас пришло время рассказать и Древнем Риме. Древний Рим был одной из ведущих цивилизаций Древнего мира и одним из величайших государств, которое получило своё название по названию своего главного города (Рим). Датой основания Рима считается 753 год до нашей эры. Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоёвывали огромные территории. На этих территориях они основывали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы.
В современном городе сохранилось немало древних построек, которые рассказывают нам о прошлом. Это Колизей — наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира.
Строительство этого самого большого из всех римских амфитеатров велось на протяжении восьми лет. В середине амфитеатра находилась арена. Вокруг неё располагались места для зрителей. Сиденья были разделены на уровни, каждый из которых был предназначен для определённого сословия или группы людей. В дождливые или очень жаркие дни над амфитеатром натягивали навес из парусины. Управляли им несколько тысяч специально обученных матросов, которые ранее служили на флоте. Согласно современным подсчётам, Колизей мог вместить до пятидесяти тысяч человек. В этом грандиозном сооружении было 80 входов, равномерно расположенных по всему периметру. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5.
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких как бои гладиаторов, охота на диких зверей, а также морские сражения на залитой водой арене.
Очень интересен Римский форум — центральная городская площадь с прилегающими зданиями.
Римский форум был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Здесь же принимали законы, чествовали победителей.
Огромное впечатление производит Пантеон — «храм всех богов» в Риме. Это одно из немногих строений Древнего Рима, сохранившееся до наших дней без изменений. Пантеон представляет собой огромное здание с величественным куполом.
Основной особенностью Пантеона является отверстие в центре купола диаметром 9 метров, называемое «Око Пантеона». Это единственное отверстие, через которое в храм попадает дневной свет. В полдень световой столб наиболее ярок. Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.
Изнутри Пантеон отделан мрамором. Внутренняя отделка хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.
В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, великий итальянский художник Рафаэль.
О том, как выглядели римские города, можно узнать, побывав в Помпеях, городе, открытом археологами. Помпеи были погребены под слоем вулканического пепла во время извержения вулкана Везувий в 79-м году нашей эры. Сейчас на этом месте располагается музей под открытым небом.
История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в пятом веке нашей эры. В эпоху истории Древнего мира существовало много разных государств.
О тех временах рассказывают знаменитые постройки. Великим изобретением того времени стала письменность.
А сейчас выполните небольшое задание. Найдите верные ответы на вопросы и подчеркните их.
1. Какое из перечисленных древних государств возникло раньше остальных?
а) Древний Рим б) Древняя Греция в) Древний Египет
2. Какое древнее государство было родиной Олимпийских игр?
а) Древний Рим б) Древняя Греция в) Древний Египет
3. В каком древнем государстве был создан алфавит, в котором были буквы для обозначения гласных звуков?
а) в Древнем Риме б) в Древней Греции в) в Древнем Египте
4. В каком городе находится Парфенон?
а) в Риме б) в Помпеях в) в Афинах
5. Какого бога нет в древнегреческой мифологии?
а) Ра б) Зевс в) Посейдон
А сейчас проверьте свою работу.
Древний Египет возник раньше, чем Древняя Греция и Древний Рим.
Родина Олимпийских игр — Древняя Греция.
В Древней Греции был создан алфавит, в котором были буквы для обозначения гласных звуков.
Парфенон находится в Афинах, столице Греции.
В древнегреческой мифологии нет бога Ра. Это бог древних египтян.
videouroki.net
Дата | Древняя Греция | Древний Рим |
VIII век до н. э. | Образование раннего государства в Аттики. Реформы Тесея | Первые греческие колонии в Италии и Сицилии |
753 год до н. э. | Основание Рима (согласно легенде) | |
621 год до н. э. | Законы Драконта | |
VI век до н. э. | Оформление Лигуркового строя в Спарте | Династия Тарквиниев в Риме, реформы Сервия Туллия |
594 год до н. э. | Реформы Солона в Афинах | |
509 год до н. э. | Реформы Клисфена в Афинах | Изгнание Тарквиния Гордого. Начало республики в Риме. Появление Законов XII таблиц |
478 год до н. э. | Образование Делосского морского союза | |
середина v века до н. э. | Реформы Эфиальта и Перикла. Установление Афинской Демократической республики | |
404 год до н. э. | Период олигархического правления в Афинах. Упадок Афин | |
367 год до н. э. — 338 год до н. э. | Включение Афин в империю Александра македонского | Законы Лициния и Секстия |
326 год до н. э. | Закон Петилея о запрещении долгового рабства | |
287 год до н. э. | Законы Гортензия | |
215-197 год до н.э. | Войны Рима с Македонией и начало протекториата Рима над Грецией | |
133-132 год до н.э. | Реформы братьев Гракхов | |
82-79 годы до н.э. | Диктатура Суллы | |
63 год до н. э. | Консульство Цицерона и заговор Катилины | |
60 год до н. э. | Первый триумвират | |
49-44 годы до н.э. | Диктатура Цезаря | |
27 год до н. э. — 14 год н. э. | Принципиат Октавиана Августа. Начало Римской Империи (период принципиата) | |
14-68 годы н. э. | Правление династии Юлиев Клавдиев | |
212 год н. э. | Эдикт Каракаллы по распространению римского гражданства на жителей провинций | |
284-305 годы н. э. | Правление Диоклетиана, реформы Диоклетиана, установление домината | |
306-337 годы н. э. | Правление Константина, перенесение столицы Римского государства на Восток. Образование Константинополя. Провозглашение христианства официальной религией | |
337-395 годы н. э. | Правление Феодосия I. Распад Римской империи на Западную и Восточную | |
476 год н. э. | Падение Западной Римской Империи |
studfiles.net