Мифы Древней Греции. Несколько историй.
Короткие мифы Древней Греции:
1. Сотворение мира
2.Рождение Зевса и Зевс свергает Крона
3.Олимп и олимпийские боги
4.Похищение Персефоны Аидом
5.Яблоко раздора
6.Миф о рождении Афины
7.Пигмалион
Греция и мифы – понятие неразделимые. Кажется, все в этой стране – каждое растение, река или гора – имеет свою сказочную историю, передаваемую из поколения в поколение. И это неслучайно, так как в мифах в аллегорической форме отражено все устройство мира и философия жизни древних греков.
Да и само название Эллада (Греция) тоже имеет мифологическое происхождение, т.к. прародителем всех эллинов (греков) считается мифический патриарх Эллин. С мифами связаны названия горных цепей, пересекающих Грецию, морей, омывающих ее берега, островов, рассыпанных в этих морях, озер и рек. А также названия областей, городов и деревень. О некоторых историях, в которые очень хочется верить, я вам и расскажу. Следует добавить, мифов настолько много, что даже для одного и того же топонима имеются несколько версий. Поскольку мифы – это устное творчество, и до нас дошли уже записанными античными писателями и историками, самым известным из которых является Гомер. Начну с названия
История происхождения топонима Пелопоннес, полуострова на полуострове, не менее жестокая. Согласно легенде, правителем этой части Греции был Пелопс, сын Тантала, в юные годы предложенный кровожадным отцом в качестве ужина богам. Но боги не стали вкушать его тело, и, воскресив юношу, оставили на Олимпе. А Тантала обрекли на вечные (танталовы) муки. Далее Пелопс толи сам спускается жить к людям, толи вынужден бежать, но в последствие становится царем Олимпии, Аркадии и всего полуострова, который и был назван в его честь. Кстати, его потомком был знаменитый гомеровский царь Агамемнон – предводитель войск, осаждавших Трою.
Один из красивейших островов Греции Керкира (или Корфу) имеет романтическую историю происхождения своего названия: Посейдон, бог морей, влюбился в юную красавицу Коркиру, дочь Асопа и нимфы Метопы, похитил ее и спрятал на доселе неизвестном острове, который и назвал ее именем. Коркира со временем превратилась в Керкиру. Еще одна история о влюбленных осталась в мифах об острове
Происхождение названия Эгейское море многим известно благодаря хорошему советскому мультфильму. История такова: Тесей, сын афинского царя Эгея, отправился на Крит, чтобы сразится с тамошним чудовищем – Минотавром. В случае победы он обещал отцу поднять белые паруса на своем корабле, а в случае поражения – черные. С помощью критской царевны он сразил Минотавра, и отправился на родину, забыв сменить паруса. Увидев вдали траурный корабль своего сына, Эгей с горя бросился со скалы в море, которое и было названо его именем.
Ионическое море носит имя царевны и одновременно жрицы Ио, которая была соблазнена верховным богом Зевсом. Однако его жена Гера решила отомстить девушке, превратив ее в белую корову, а затем убить руками великана Аргоса. С помощью бога Гермеса Ио удалось сбежать. Пристанище и человеческий облик она обрела в Египте, для чего ей пришлось переплыть море, которое названо Ионическим.
Множество мифов повествуют об Олимпийских богах и приключениях героев. Например, миф Подвиги Геракла повествуют о жизни известного силача и храбреца, совершившего немало подвигов на пути к бессмертию. Также можно прослушать аудиокнигу Подвиги Геракла.
Мифы Древней Греции повествуют также о происхождении мироздания, отношении к божественному и человеческих страстях. Для нас они представляют интерес, прежде всего потому, что дают нам понимание того, как формировалась европейская культура.
www.greece4all.ru
О чем гласят мифы и легенды древней греции
Что хранят в себе мифы древней Греции, а также легенды этой страны, которые передаются из поколения в поколение? С уверенностью можно сказать о том, что Эллада хранит в себе сотни тайн и мифов. Большинство из них связано с богами, которые населяли Древнюю Грецию сотни веков назад. Боги Древней Греции олицетворяли определенные силы природы, рассказы о них и сегодня наполняют душу страхом и восторгом одновременно. Многие из этих мифов вдохновляют на путешествия в страну богов и вызывают желание узнать как можно больше об этом.
Нужно сказать о том, что герои этих рассказов олицетворяли не только силы природы, но и все присущие человеку правила нравственности и целомудрия. Хотя есть и примеры распутства и жестокости. В общем, можно смело сказать о том, что после знакомства с мифами древних греков напрашиваются выводы о том, как нужно жить. А именно, становится понятно, что есть зло, а где присутствует добро.
Если анализировать жизнь богов Греции, то можно понять, какие нравственные закны были в стране в те времена, и чего боялись местные жители, а чем восхищались. Хотя, нужно отметить, что многие из правил сохранились и до наших дней. Именно поэтому древние мифы так популярны и на сегодняшний день. Важно понимать, что греки старались показывать своих богов обычными людьми, которым также присущи и любовь, и страдания, и дружеские чувства, и ненависть. Именно поэтому греки всегда старались быть похожими на своих идолов. Нужно заметить, что культура данной страны плотно переплетена с религией. Причем, даже до сегодняшних времен сохранились памятники культуры, которые имеют историческое значение. Старинные храмы, которые хранят в себе множество тайн и историй, можно найти практически везде. Но важны не сами статуи, а те мифы и легенды, которые связаны с ними. Ведь, прежде всего, они были нацелены на то, чтобы воспитать в людях определенные правила нравственности и порядка. Поэтому, если соблюдать их и сейчас, то жизнь окажется намного легче и проще.
Из древности в современность
Чтобы понимать, каким именно богам поклонялись греки, следует разобраться в том, какая религия присутствует в этой стране. Как известно, она менялась из века в век, тем самым создавая возможность придумывать новые рассказы о необычных существах, которые наделены всемогущими силами. Допустим, в период пеласгийского времени греки поклонялись только силам природы, соответственно, и боги должны были олицетворять силы природы на небе, на земле и на воде. Если верить преданиям, то боги Древней Греции были потомками богов, которым поклонялись пеласгийцы.
Кстати, их идолы были извергнуты из-за различных природных катастроф. К примеру, предание о том, как боролись олимпицы с титанами и гигантами, сохранились и до сих пор. Отсюда также напрашивается вывод о том, что существа, которым поклонялись пеласгийцы, были совсем не похожими на людей. А вот, как раз, у греков боги имеют человеческое тело. Им присущи радости и горести, как у обычного земного жителя. Кстати, олимпийские игры, которые были так популярны в Древней Греции, и ведут свое начало из времен пеласгийцев. Это еще одно подтверждение того, что культура и религия страны плотно переплетаются. Причем, даже до сегодняшнего дня все эти мифы достаточно актуальны. Ведь в них описаны самые важные жизненные вопросы, каждый из которых имеет свой финал, по которому можно сделать вывод о том, как жить дальше.
Кто такие Зевс и Гера?
После тех событий, которые были описаны выше, миром стали править существа, которые напоминали людей. Эти человекоподобные жители Олимпа имели имена Зевс и Гера. Зевс, это сын Крона, он также был наделен определенными силами, как и его отец. И как ни странно, но даже после того, как к власти пришли существа, подобные человеку, прежние идолы не утратили своей силы. Именно поэтому Зевс и другие боги Древней Греции покорялись силам природы. Здесь прослеживается намек на то, что обычные люди также должны поклоняться символам нравственности, аналогично тому, как жители Олимпа поклонялись силам природы.
Но кто такой Зевс? Как уже говорилось выше, Древняя Греция описывается, как обычное государство, которым правил царь. Этот царь был наделен определенными силами и возможностями. Именно этим царем и был Зевс. Еще его называют собирателем облаков. Он олицетворяет порядок, силу и мощь настоящего правителя. А если кто-то ослушается его слова, то Зевс накажет грозовой тучей (Эидой) и смертоносной молнией. Еще его считают покровителем семьи. Всем правителям он оставил указание следить за благом жителей тех городов, где они правят, творить и чтить правосудие.
Гера его жена. Есть поверье, что у неё сварливый характер и покровительствует она над земной атмосферой. Служит ей радуга (Ирида) и облака. Именно с ней связана традиция совершать различного рода обряды с обильным количеством цветов.
Принято считать, что Гера покровительствует над всеми верными женами, домохозяйками, также она дает свое благословение на рождение детей в браке и затем охраняет их. То есть можно смело считать, что Гера является покровительницей домашнего очага и уюта в семье. Кстати, для того, чтобы роженица разродилась с легкостью, она должна просить благословения у Геры и её дочери Илитии.
Афина и Гефест — какая их задача?
Если внимательно читать мифы Древней Греции, то можно найти информацию о девственной богине Афине Палладе. Если верить рассказам, то она родилась из головы Зевса. Изначально считали, что она способна разгонять тучи, а также покровительствует над небом. На картинах её изображали с мечом, щитом и копьём. Но также считали, что она охраняет все крепости и города.
Еще считается, что именно эта богиня дает людям правосудие и справедливость. Она олицетворяет государственные правила и устав, охраняет справедливое общественное мнение и дает возможность принять поистине правильное решение в важных государственных делах.
Кроме этого, многие писатели и мудрецы считали Афину своей наставницей. Ведь она дарила им возможность мыслить и находить истину в самых сложных ситуациях.
Стоит отметить, что в Древней Греции Афину почитали с особым трепетом жители одноименного города, который был назван в честь её. Вся общественная жизнь граждан была пропитана почитанием Паллады. Они жили по её законам. Самая красивая статуя Паллады была установлена в храме, который также славился своей мощью и великолепием. Находился этот храм в Акрополе.
Если говорить о мифах, которые связаны с этой богиней, то нужно сказать, что их было множество. К примеру, один из них связан с историей о споре, который возник между Афиной и Посейдоном. Суть его была в том, чтобы определиться, кто же из них будет править Аттикой. Как известно, Паллада вышла победительницей из этого спора, и в итоге дала в дар жителям этой области оливковое дерево.
Жители были ей безмерно благодарны, и чтобы отблагодарить свою покровительницу, устраивали уйму праздников. Основными из них считались — Великий и Малый Панафинеев. При этом малые праздновали ежегодно, а вот великие только один раз в 4 года.
Как гласит Википедия, Древняя Греция славилась множеством интересных поверий и легенд. К примеру, истории о Гефесте и до сих пор передаются из поколения в поколение.
Известно, что Гефест был близок к Афине. Он покровительствовал небесному и земному огню. Считалось, что самое большое его влияние оказывалось на острова Сицилии и Лемноса, ведь именно там находились самые сильные вулканы.
Кроме этого, Гефест также помогал развитию культуры. Он научил людей определенному искусству жить.
Здесь нужно вспомнить и Прометея, который имел схожие качества.
Именно этим трем богам посвящалось соревнование — бег с факелом. Помимо этого всего Гефест, как и Афина, был покровителем домашнего очага и уюта.
Аполлон и Артемида — что известно о них?
Как уже говорилось выше, Греция — это страна, в которой культура и религия плотно переплетаются между собой, именно поэтому сохранилось так много статуй древних богов, фото которых можно с легкостью найти в интернете. Одной из самых популярных статуй считается статуя Аполлона. Он по праву считается самым красивым и сильным богом. Согласно истории, он был сынов Зевса и Латоны. Последняя, в свою очередь, являлась покровительницей темной ночи. Если верить мифам, то зиму Аполлон проводит в стране неких гипербореев, а вот весной возвращается в Элладу. Именно он вливает в природу новую жизнь, а в человека вселяет желание петь и веселиться приходу нового года. Стоит отметить, что Аполлон также считался богом пения.
Но и это не все, Аполлон был надел силой, которая позволяла ему с помощью одного солнечного луча избавить человека от сквернословия и дурных заговоров. Эта идея просматривается в мифе, где Аполлон убивает страшного змея Пифона.
Еще существует много легенд об Артемиде, которая считалась сестрой Аполлона. Артемида — девственная богиня охоты, плодородия и девичьей невинности. Согласно легенде, они вместе с братом убили с помощью стрел всех сыновей Ниобы, которая со временем слишком возгордилась.
Если говорить об основных заданиях Аполлона, то они, безусловно, связаны с искусством. Он способствует развитию таланта петь у людей. Также покровительствует театру и музыке в целом.
Важно отметить, что ежегодно в честь него проводятся праздники. Основные из них:
- Карнеи;
- Иакинфии.
Первый проводили, чтобы почтить Аполлона, покровителя войны. Он празднуется в августе. В этот период греки проводили различного рода бои состязания. А вот Иакинфии отмечали в июле. Это продолжалось почти 9 дней.
Такое мероприятие имело грустный смысл. Люди чтили память о прекрасном юноше Иакинфии, который олицетворял цветы. Согласно мифа,
Аполлон убил его случайным образом, когда метал свои диски. Причем этот юноша был его любимцем. Но после смерти молодого человека воскресили и забрали жить на Олимп, поэтому после грустных процессий начинались веселые мероприятия, во время которых все юноши и девушки украшали себя цветами и веселились.
Интересные факты из истории
Известно, что столица Древней Греции не изменилась и до сегодня — это Афины. Это город, который легко найти на карте мира. Ккарта Греции, как и её флаг легко доступны в интернете или в любом атласе мира.
Если говорить о флаге, то его рисунок достаточно примитивен — полосы белого и голубого цвета с крестом, что размещен у древка. Белый цвет означает надежду, с которой живут греки. Надежду на то, что они будут самостоятельными и независимыми, а также свободными и сильными. А вот голубой означает бескрайнее небо. Девять полос символизируют девять областей этой прекрасной страны.
Мифы и легенды Древней Греции скрывают в себе множество историй, каждая из которых описывает жизнь богов Олимпа. Но, как бы там ни было, эти истории плотно переплетаются с реальной жизнью народа. Именно поэтому греки всегда любили и почитали своих идолов. Причем воспринимали их как живых существ, что имеют чрезмерную силу и покровительство природы.
Как ни странно, но именно природа является главной для этого народа. Они безмерно любили свою родину и старались её защищать всеми силами. К этому списку можно отнести и правила жизни, по которым существовал этот народ. Это и нравственные правила, а также ряд обязательных действий, среди которых и почитание природы, а также разного рода ритуалы и мероприятия, которые они проводили.
Самым главным из богов считался и считается Зевс-громовержец. Он обладает самой большой силой, и благодаря ему развивался весь последующий мир греков. К тому же, Зевс был не просто богом, его тесно связывали с высшими силами природы и наделяли абсолютной властью над миром богов и людей.
landmarks.ru
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. «100 Великих Мифов И Легенд»
Исследователи древнегреческой мифологии разделяют процесс ее развития на два периода: до олимпийский и олимпийский.
К древнейшему — до олимпийскому — периоду относятся мифы о хтонических (от греческого слова хтон — земля) божествах. Хтонические божества связаны со стихийной, производительной силой земли и с подземным миром — царством мертвых.
Большинство богов олимпийского, называемого также классическим, греческого пантеона имеют хтоническое происхождение, но со временем их образы переосмыслялись, приобрели новые черты. Вмифах олимпийского периода стихийная, неуправляемая мощь хтонических божеств сменяется упорядоченной, разумно выстроенной властью богов-олимпийцев.
Праматерью всех богов греки считали Гею — богиню земли.
Возникнув из первобытного хаоса, она породила небо — Урана. От брака Геи и Урана произошли горы и моря, а также двенадцать титанов — шестеро сыновей и шесть дочерей. Титаны были огромного роста и обладали необыкновенной силой. Старшим среди них был Океан — бог великой реки, омывающей землю.
После титанов Гея и Уран породили шестерых чудовищных великанов — троих гекатонхейров, что значит «сторукие», и троих одноглазых циклопов.
Уран испугался порожденных им чудовищ и заточил их в недра земли, отчего Гея тяжко страдала. Она возненавидела Урана и, желая предотвратить появление новых, еще более страшных детей, приказала младшему из титанов, Крону, оскопить — отца. Из капель крови оскопленного Урана, упавших в море, родилась Афродита. Образ Афродиты в процессе развития греческой мифологии претерпел, пожалуй, наиболее значительные изменения. Будучи одним из древнейших божеств, первоначально Афродита олицетворяла стихийную производительную силу природы. Но в олимпийский период она превратилась в златокудрую красавицу — богиню красоты и любви. В более поздних мифах говорится, что она родилась из морской пены, и ее имя часто переводят как «Пеннорожденная».
Изувечив отца и свергнув его с престола, Крон воцарился над миром Он взял в жены одну из своих сестер, титаниду Рею. Однако, Крон опасался, что кто-нибудь из его сыновей свергнет с престола его самого. Поэтому он приказал Рее приносить ему всех рожденных ею детей и проглатывал их Рея была вынуждена покорно смотреть, как гибнут ее дети в утробе их отца. Но однажды она решила обмануть Крона. Вместо только что родившегося сына Зевса она подсунула мужу завернутый в пеленки камень. Крон проглотил его, не разворачивая, и таким образом Зевс остался жив. Рея тайно отправила сына на остров Крит, где он вырос, вскормленный молоком чудесной козы Амалфеи.
Возмужав, Зевс женился на мудрой океаниде — дочери Океана, которую звали Метида, и по ее совету опоил Крона колдовским зельем. Под действием этого зелья Крон извергнул своих проглоченных детей, а также и камень, который проглотил вместо Зевса. (Греки считали этим камнем один из больших камней в Дельфах и называли его «пуп земли».) Зевс и его братья-боги начали войну со своим отцом Кроном и дядьями-титанами. Эта война продолжалась десять лет.
Местом обитания титанов была Орфийская гора. Боги, возглавляемые Зевсом, поселились на, предположительно, горе Олимп. Отсюда появилось название «боги- олимпийцы». В войне богов и титанов Гея помогала богам. На их сторону перешли также некоторые титаны — могучий Океан, богиня справедливости Фемида, ее сын Прометей. По совету Прометея Зевс освободил из заточения сторуких гекатонхейров и одноглазых циклопов. Благодарные циклопы подарили Зевсу огненные молнии и бьющие без промаха стрелы, которые они выковали в недрах земли, а гекатонхейры приняли участие в сражении против титанов. Титаны не смогли устоять против сторуких чудовищ и были побеждены. Зевс приказал заковать побежденных титанов и своего отца Крона в цепи и вверг их в Тартр — мрачное царство мертвых.
В более поздних вариантах мифа говорится, что Зевс после своей победы примирился с Кроном, тот удалился на Остров Блаженных и стал там царем. Имя Крона созвучно греческому слову «хронос» — «время», поэтому его нередко представляют божеством неумолимого времени и изображают в образе старца с крыльями и косой. Зевс утвердился на Олимпе и стал главой олимпийских богов. Миф о борьбе богов и титанов исследователи толкуют двояко — или как победу разумного, упорядоченного начала над хаосом, или, более конкретно, как победу греческих племен над более древним населением территории, ставшей потом Греческим государством.
После победы над титанами Зевс и два его брата, Посейдон и Аид, разделили мир между собой: Зевс стал владыкой неба (его имя означает «светлое небо»), Посейдон — моря, Аид — подземного царства Первоначально Зевс был богом-громовержцем, повелителем стихий, но со временем он превратился в мудрого царя, управляющего богами и людьми, сохранив, впрочем, эпитет «громовержец».
От множества жен Зевс имел несчетное количество детей. Его потомки уже не были связаны с первобытными стихийными силами, а покровительствовали различным областям упорядоченной жизни, в которой появились законы, нормы морали, наука и искусство.
От Фемиды у Зевса родились горы — богини времен года и размеренного течения жизни богов и людей, а также мойры — богини судьбы. Одна из мойр, Лахесис, назначает каждому при рождении жребий, вторая, Клото, прядет нить его жизни, третья, Атропас, в назначенный час перерезает ее. Изменить судьбу, предначертанную мойрами, не в силах ни люди, ни боги.
Океанида Эвринома родила Зевсу дочерей-харит — богинь радости и веселья, а богиня памяти Мнемозина — девять муз — покровительниц искусств.
Главной женой Зевса была его сестра Гера — богиня законного супружества. Ее имя, предположительно, означает «охранительница», «госпожа». В олимпийский период, когда в мире утвердился патриархат, Гера занимает второстепенное положение жены верховного бога, но первоначально она была самостоятельным и значительным божеством. Постоянные ссоры Геры с Зевсом, ее ревность могут трактоваться как проявление скверного характера, но скорее всего в них отразилась ее первоначальная сущность всесильного женского божества, богини-матери.
Гера самостоятельно, без участия мужа, породила Гефеста — бога огня и кузнечного ремесла.
Гефест в большей степени, чем другие олимпийские боги, связан со стихийными силами. Будучи богом — покровителем ремесла, богом-художником, он в то же время сохранил функции повелителя огненной стихии. Хотя в мифах Гефест чаще всего выступает в качестве второстепенного персонажа, почитание его в Греции было чрезвычайно велико. В отличие от богов-олимпийцев (но в соответствии со своей хтонической природой) Гефест наделен безобразной внешностью. Гера, увидев, что рожденный ею ребенок нехорош собой, сбросила его на землю. После этого падения Гефест стал еще и хромым.
Вторично его сбросил на землю Зевс, когда Гефест во время очередной ссоры Зевса с Герой встал на защиту матери.
Женой Гефеста была прекрасная Афродита. Она постоянно изменяла своему безобразному мужу, от ее связи с богом войны Аресом родился бог любви Эрот.
Культ Эрота был чрезвычайно древним. В одной из областей Греции, Беотии, Эрота почитали в образе необработанного камня. Эта древнейшая форма поклонения сохранялась и в период классической Греции, когда в той же Беотии уже существовали знаменитые скульптуры Эрота в виде прекрасного юноши, изваянные великими греческими скульпторами Праксителем.
Одно из самых почитаемых божеств греческого пантеона — дочь Зевса Афина, богиня мудрости и честной в
litresp.ru
Великая и беспощадная любовь в древнегреческих мифах
Любовь настигает всех, будь то боги или обыкновенные люди. Отвергая её дары, можно сильно поплатиться…
Свою половину сложно найти, но ещё труднее сохранить любовь. Никто не может предугадать, что будет завтра. Нужно ценить и любить сегодня, пока есть возможность. Ведь другого такого шанса может не представиться.
Поэтому не пренебрегайте чувствами любящих вас людей.Любовь Нарцисса
Одна прекрасная, но печальная легенда гласит о прекрасной нимфе Лаврионе и Нарциссе, сыне божества Кефиса, который не признавал любовь. Он был необычайно красив и привлекателен внешне, многие представительницы женского пола были без ума от него: от человеческих девушек до нимф. Однако Нарцисс был очень холоден с ними. Считая себя великолепным во всех отношениях, он был уверен, что ни одна из них не достойна его внимания. Так, отверг он не одну девушку.
К примеру, находясь на охоте, он заблудился и повстречал нимфу по имени Эхо. Она несла наказание богини Геры и была вынуждена общаться, только повторяя, уже сказанные кем-то слова. Тем не менее, она смогла направить Нарцисса к себе. Радостно спеша ему навстречу, она хотела обнять юношу, но тот её грубо отверг и поспешил удалиться. Нимфа Эхо не смогла разлюбить прекрасного Нарцисса и страдала от любви к нему. После встречи с Эхо, Нарцисс отказал ещё множеству девушек. Сердце одной из них он ранил так сильно, что в отчаянии та пожелала ему полюбить сильно, но безответно. Услышала это Афродита, богиня любви, рассердилась и проучила Нарцисса.
Как-то раз он хотел попить воды из ручья, воды которого были кристально чисты. Их не тревожили листья, разносимые ветром, ни случайно упавшая ветка, ни проходящие мимо люди или животные. Водная гладь была прозрачна и отражала всё вокруг словно зеркало. Своё отражение в ней увидел и Нарцисс. Так оно ему понравилось, что сильная любовь овладела им. Смотрит на своё отражение и не может перестать любоваться им, не ест, не пьёт. Тянет к нему руки, хочет поцеловать, но лишь касается губами холодной воды. Силы стали покидать юношу, слёзы катятся из глаз, но поделать он ничего не может… Так и настигла его смерть на берегу ручья. Нимфы оплакивали некоторое время гордого и несчастного Нарцисса, подготовили ему могилу. Но когда пришли за телом, то нашли лишь белые и душистые цветы, которые получили название Нарцисс. Вот к чему привела холодность молодого человека. А ведь если бы не его самовлюблённость, то он мог бы быть счастлив и остаться в живых.
Эней и Дидона
Другой древнегреческий герой, Эней, смог перебороть своё величие во имя любви и забыл о великом предназначении построить Трою. Сильное чувство любви охватило Дидону и Энея. Жили они счастливо и готовились к пышной свадьбе. Но не всех это устраивало. Юпитер, узнав о поступке Энея, разгневался и решил напомнить ему о позабытом предназначении. Эней понимал, что поступал плохо, но и бросить любимую не мог. Девушка ставила любовь превыше всего и не разделяла сомнений своего возлюбленного. Она обрушила на него множество упрёков.
Тем временем троянцы, сопровождающие Энея, уже готовились к отплытию из Карфагена. Когда все приготовления закончились, Эней на рассвете отправился в путь, сделав выбор в пользу долга. Берег всё быстрее и быстрее уходил из виду и тут он заметил над домом любимой огонь. Чувство тревоги и беды охватило душу юноши. И не зря. Ещё накануне Дидона велела собрать на площади внутри крепостных стен дрова и ветки. Поверх них она положила цветы, подаренные Энеем. Затем распустила свои необыкновенно красивые волосы, взошла на кострище, проговаривая предсмертные слова, и вонзила в своё сердце меч.
Трагично закончилась история любви этих молодых людей. Обстоятельства внесли свою лепту и навсегда разлучили влюблённых. Хотя, если задуматься, Эней мог бы сделать другой выбор, и у истории был бы совсем другой исход, ведь для настоящей любви не существует преград. Это доказывает история любви Эроса и Психеи.
Эрос и Психея
Эрос – сын Афродиты, всячески помогал матери и связывал людей любовными узами. Однажды Афродита увидела Психею и позавидовала её красоте. Она велела сыну, чтобы он влюбил девушку в самого некрасивого мужчину. Однако Эрос сам влюбился в неё и заключил с ней брачный союз, при условии, что девушка не будет видеть его. Психея согласилась и даже полюбила необычного мужа. Он посещал её по ночам в темноте. Но сёстры переубедили её, навязав мысль, что муж на самом деле страшное чудовище, которое задумало её убить.
Психея терзалась сомнениями и однажды ночью не выдержала и поднесла лампу к спящему Эросу, держа в руках нож, чтобы первой убить чудовище. Но взору её предстал божественно красивый юноша. Залюбовавшись, не заметила она, как горячая масляная капля упала на тело Эроса. Тот мгновенно проснулся и застал любимую с ножом. После такого предательства он не хотел оставаться ни на миг и улетел.
Психея же поняла, что натворила, и отправилась на поиски мужа. Афродита уготовила ей множество испытаний, в последнем из которых нужно было спуститься в Нижний мир. Богиня думала, что девушка не справится с заданием и умрёт там. Однако Психея с достоинством выдержала все муки и, наконец, встретилась с Эросом, который её уже простил и начал тосковать по любимой. По просьбе Эроса, Зевс сделал Психею богиней и даровал бессмертие. Так любовь их стала длиться вечно.
Как видно из приведённых мифов, и люди и боги не могут противостоять силе любви. Это высший дар богов. Отвергая его, им приходится расплачиваться своим душевным благополучием, счастьем, здоровьем, а иногда даже жизнью (своей или своих любимых). Тех же, кто готов на всё ради любимых, ждёт наивысшая награда – любовь на всю жизнь.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
wholeworldmen.ru
Николай КунЛегенды и мифы Древней Греции
Часть первая. Боги и герои
Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.
Уран – Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.
Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.
Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон , хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.
Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.
Боги
Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера – «Илиаде» и «Одиссее», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.
Зевс
Рождение Зевса
Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию , Деметру , Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.
Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.
А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.
Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами
Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.
Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.
Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.
Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.
Борьба Зевса с Тифоном
Но не окончилась этим борьба. Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги содрогнулись от ужаса Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелся бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит самый воздух и горят темные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера, лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.
Победили боги-олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться их власти. Они могли теперь спокойно править миром. Самый могущественный из них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство душ умерших. Земля же осталась в общем владении. Хотя и поделили сыновья Крона между собой власть над миром, но все же над всеми ними царит повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.
Олимп
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина , и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом . Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его – богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом, идет к золотому трону и садится рядом с царем богов и людей – Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амврозию и нектар – пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть – все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей – удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.
Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ – защитница правды и враг обмана.
Зевс хранит порядок и правду в мире и посылает людям счастье и горе. Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы – мойры , живущие на светлом Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Лишь смиренно склониться можно перед роком и подчиниться ему. Одни мойры знают веления рока. Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.
Есть и еще на Олимпе богиня судьбы – это богиня Тюхэ , богиня счастья а благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен сам Зевс, сошлет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ; но как редко это бывает, и как несчастлив тот человек, от которого отвернется богиня Тюхэ, только что дававшая ему свои дары!
Так царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.
Посейдон и божества моря
Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Там, в глубине моря, живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую похитил великий властитель морской глубины Посейдон у ее отца. Он увидал однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин; за эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.
С тех пор живет Амфитрита с мужем своим Посейдоном в подводном дворце. Высоко над дворцом шумят морские волны. Сонм морских божеств окружает Посейдона, послушный его воле. Среди них сын Посейдона Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури. Среди божеств – и прекрасные сестры Амфитриты, нереиды. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, тогда расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Бьются тогда с шумом морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега – синее, беспредельное.
Много божеств окружает великого брата Зевса, Посейдона; среди них вещий морской старец, Нерей, ведающий все сокровенные тайны будущего. Нерею чужды ложь и обман; только правду открывает он богам и смертным. Мудры советы, которые дает вещий старец. Пятьдесят прекрасных дочерей у Нерея. Весело плещутся юные нереиды в волнах моря, сверкая среди них своей божественной красотой. Взявшись за руки, вереницей выплывают они из морской пучины и водят хоровод на берегу под ласковый плеск тихо набегающих на берег волн спокойного моря. Эхо прибрежных скал повторяет тогда звуки их нежного пения, подобного тихому рокоту моря. Нереиды покровительствуют мореходу и дают ему счастливое плавание.
Среди божеств моря – и старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. Он тоже вещий бог, нужно только уметь застигнуть его неожиданно, овладеть им и заставить его открыть тайну будущего. Среди спутников колебателя земли Посейдона и бог Главк, покровитель моряков и рыбаков, и он обладает даром прорицания. Часто, всплывая из глубины моря, открывал он будущее и давал мудрые советы смертным. Могучи боги моря, велика их власть, но властвует над всеми ними великий брат Зевса Посейдон.
Все моря и все земли обтекает седой Океан – бог-титан, равный самому Зевсу по почету и славе. Он живет далеко на границах мира, и не тревожат его сердце дела земли. Три тысячи сыновей – речных богов и три тысячи дочерей – океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери великого бога Океана дают благоденствие и радость смертным своей вечнокатящейся живящей водой, они поят ею всю землю и все живое.
Царство мрачного Аида (Плутона)
Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.
Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты . По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела , носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер , на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.
В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших – Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.
Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.
Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.
Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками . Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.
Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям .
1. Крон – всепоглощающее время (хронос – время).2. Зевс – римский Юпитер.3. Богиня жертвенного огня и огня домашнего очага, покровительница городов и государства. В Риме впоследствии с Гестией была отождествлена Веста, богиня домашнего очага.4. Великая богиня плодородия земли, дающая рост всему, что произрастает на земле, дающая плодородие нивам, благословляющая труд земледельца. Римляне назвали богиню Деметру именем своей древней богини плодородной нивы – Церерой. Мифы о Деметре см. ниже.5. У римлян им соответствовали Юнона, Плутон и Нептун.6. Полубоги, охранители и защитники Зевса. Позднее куретами называли на Крите жрецов Зевса и Реи.7. У римлян греческим богиням Гере, Артемиде, Афродите и Афине соответствовали: Юнона, Диана, Венера и Минерва.8. У римлян – Вулкан.9. У римлян – грации.10. У римлян – парки.11. У римлян – Фортуна.12. Греки утверждали, что всю землю кругом обтекает поток, катящий свои воды в вечном водовороте.13. Древние греки представляли себе царство Аида, царство душ умерших, мрачным и страшным, а «загробную жизнь» – несчастьем. Недаром тень Ахилла, вызванная Одиссеем из подземного царства, говорит, что лучше быть последним батраком на земле, чем царем в царстве Аида.14. Отсюда выражение: «канула в Лету», т. е. забыто навсегда.15. Асфодел – дикий тюльпан.16. Иначе – Цербер.17. Чудовищные собаки подземного царства Аида, с берегов подземной реки Стикса.18. Подземные боги олицетворяли главным образом грозные силы природы; они много древнее богов-олимпийцев. В народных верованиях они играли более значительную роль.fictionbook.ru
Фантазия древнего человека олицетворяла в образах богов не только силы природы, но и отвлеченные понятия. Так возникли боги Любви, Раздора, Справедливости и т. д. Особым богатством художественной фантазии отличаются сказания народа древней Греции (Эллады) – мифы. Греки представляли себе богов в образе людей, только более совершенных, обладающих огромной физической силой, красотой и бессмертием. Во всем же остальном боги в мифах ничем не отличаются от человека: они враждуют между собой, страдают, любят, веселятся, едят, пьют. Эти существа в воображении греков населяли воздух, землю, воду и подземный мир. Но и сами боги, по представлениям греков, появились не сразу. В начале всех начал, как рассказывают мифы, был лишь один бесконечный Хаос. Из Хаоса родилась Любовь, и благодаря ее великой силе начал создаваться мир. Появилась Земля – Гея, а в глубине ее – вечная тьма – Тартар. Ночь и Мрак породили Эфир и День, отсюда произошла смена дня и ночи. Земля создала Небо, Горы и Море. От союза Земли – Геи с Небом – Ураном появились могучие титаны. Они создали Солнце, Луну, Зарю и Ветры. Один из титанов – Крон отнял власть у своего отца Урана, но, боясь, как бы собственные дети не обрекли его на такую же участь, Крон безжалостно проглатывал их всех. Когда же дело дошло до последнего ребенка – Зевса, жена Крона – Гея подала мужу камень, завернутый в пеленки. Крон проглотил камень, не подозревая обмана. А Зевс тем временем был спрятан на острове Крит. Когда он вырос, то сверг отца, заставил его вернуть всех проглоченных детей и сам воцарился на небе. Одному из братьев своих – Посейдону отдал Зевс во владение море, а другому, Аиду (или Плутону), – подземный мир. Царствует на небе великий Зевс, верховный владыка богов и людей: он повелевает громом и молнией, устанавливает на земле порядок и законы. Главное местопребывание богов – небесные чертоги на вершине горы Олимп. Здесь пируют бессмертные боги, вкушая особую божественную пищу – амброзию и нектар; здесь решают они судьбы человечества. Вместе с Зевсом в золотых чертогах живут жена его Гера, покровительница брака и рождения, и любимая дочь Афина Паллада, богиня мудрости и доблести. На пир богов приходит и брат Зевса Посейдон, повелитель морей. Когда мчится Посейдон на своих морских конях, расступаются волны, а когда ударяет своим трезубцем, на море начинается буря. Богиня любви Афродита родилась из пены морской близ острова Кипр. Ее сын, шаловливый и капризный Эрот, мечет свои стрелы в сердца богов и людей, зарождая в них любовь, а спутник Афродиты – бог брака Гименей приносит радость супругам в их совместной жизни. Почетное место занимают бог света Аполлон (Феб) и сестра его – богиня охоты Артемида. Аполлон почитался как бог красоты, бог всего прекрасного и изящного. Он покровитель поэтов, художников, музыкантов, покровитель юной силы и ловкости. Его спутницы – девять Муз. И среди них покровительницы искусств: Мельпомена – трагедии, Терпсихора – танца, Каллиопа – эпоса, Талия – комедии. Аполлон считался также исцелителем болезней и богом, предсказывающим будущее. На Олимпе живут и бог войны, кровожадный Арес, и вестник богов, хитрый и изворотливый Гермес – покровитель торговцев и воров. По мере того как менялся образ жизни людей, менялись их представления о богах. С развитием земледелия и ремесел особое значение приобрела богиня земледелия Деметра, а бог огня Гефест стал в то же время и покровителем кузнецов. Когда же в Грецию пришла культура винограда, появился новый бог – Дионис (или Вакх), бог виноградарства и виноделия. За коварство и обман боги обрекли царя Сизифа в загробном мире вечно вкатывать в гору этот огромный камень. Жутко и мрачно в царстве Аида – владыки подземного мира, где струятся воды Леты v источника забвения. В это царство теней уходят души умерших. Их перевозит на своей ладье через адскую реку Ахерон угрюмый старик Харон. Ворота царства сторожит чудовищный пес с тремя головами Кербер (Цербер). У трона Аида стоят бог смерти Танат и бог сна Гипнос. Ужасные муки терпят грешники в загробном мире. Сын Зевса Тантал за свои злодеяния обречен на вечные муки жажды, голода и страха. Он стоит по горло в воде, а над ним свисают плоды фруктовых деревьев. Но лишь только наклонится Тантал к воде, уровень ее понижается, лишь только протянет руку к плодам, ветви поднимаются ввысь. Над головой Тантала нависла скала, грозящая ежеминутно обрушиться на него. Всесильны боги Эллады, но и над ними имеют власть богини судьбы Мойры. Их три сестры – Клото, Лахесис и Атропа. Они прядут нить жизни и определяют судьбы богов и людей. Олимпийские боги создали человеческий род. Но когда Зевс в гневе на людей задумал погубить их, титан Прометей восстал против него. Он похитил у Зевса искру божественного огня, которую передал людям, и они получили разум и память. Зевс жестоко наказал титана: Прометей был прикован к скале, и орел прилетал ежедневно клевать его печень. Но не склонился титан перед могуществом Зевса и стойко вынес все мучения. От союза богов с людьми произошли герои. Это богатыри, прославившиеся своими великими деяниями на благо человечества. Мифы о героях повествуют о борьбе человека, о его торжестве над стихиями природы. Эти мифы рассказывают о первых основателях человеческой культуры; о людях выдающейся храбрости, ума и отваги, очистивших мир от разбойников и диких зверей; о первых мореплавателях, посетивших далекие страны; о доблестных и мудрых правителях, освобождавших отечество от чужеземного ига и устанавливавших справедливые законы и порядки. В поэтических сказаниях о героях отразился весь духовный мир древних греков с их идеалами и любовью к красоте. В каждой области древней Греции существовали свои мифы о местных героях, родоначальниках и покровителях племени. Но самым прославленным героем греческих сказаний, и притом общенациональным героем, был сын Зевса Геракл (Геркулес). В представлении народа Геракл – образец всех нравственных и физических совершенств. По воле богов он должен был поступить в подданство царя Микен Эврисфея и совершить 12 великих подвигов, требовавших не только силы и смелости, но и большой выдержки и воли. Много славных подвигов совершил Геракл, но самым великим из них была его победа над богом смерти Танатом. За необычайные подвиги, за смелость, благородство и честность боги даровали Гераклу бессмертие. Среди мифов о местных героях одно из первых мест занимает сказание об афинском царе Тезее. Афиняне приписывали ему объединение отдельных округов Аттики в одну область и установление в Афинах демократического строя. Когда Тезей, очистив путь от разбойников, пришел в Афины, то узнал, что правитель могущественного острова Крит Минос вторгся с многочисленным войском в пределы Аттики и принудил ее жителей к уплате ужасной дани: через каждые девять лет Афины должны были посылать на Крит семь юношей и семь девушек, которых Минос отдавал на съедение Минотавру, чудовищу с головой быка и туловищем человека. Минотавр жил в Лабиринте. Это здание имело бесчисленное количество комнат и столько запутанных ходов, что всякий, кто попадал туда, уже не мог выбраться наружу и становился жертвой чудовища. Тезей решил освободить отечество от этой страшной дани и отправился в числе посланных юношей на Крит. Он смело ринулся в бой и одержал победу над Минотавром, а потом, следуя по направлению нити, подаренной ему дочерью Миноса Ариадной, легко нашел обратный путь из Лабиринта и вместе с товарищами покинул остров. О грандиозном событии – освоении греками Черного моря – рассказывается в мифе о походе аргонавтов (моряков с корабля «Арго»), отправившихся на Кавказское побережье, в Колхиду, за золотым руном (шерстью) священного барана. Мечты древних о полете по воздуху отразились в мифе о знаменитом изобретателе и зодчем Дедале, строителе Лабиринта на Крите. Скрепив перья птиц воском, Дедал сделал крылья себе и своему сыну Икару, и полетели они с Крита через море в Сицилию. Но Икар забыл советы отца: слишком близко подлетел он к солнцу. Жар растопил воск, скреплявший перья, они разлетелись, и юноша с огромной высоты упал в море. По его имени это море стало называться Икарийским. С самых древних времен греки высоко ценили искусство, и особенно музыку. Они создали поэтическое сказание о певце Орфее, зачаровывавшем своей игрой и пением не только живую природу, но и обитателей подземного мира. Тоскуя по умершей супруге Эвридике, Орфей спустился в мрачное царство Аида. Там, представ перед богами, запел он им печальную песнь о своей любви. Тронули неумолимых подземных богов песни Орфея, и Аид разрешил певцу взять жену на землю. Но бог запретил Орфею оглядываться назад, пока он не выйдет на поверхность земли. Не выдержал Орфей испытания: желая узнать, следует ли за ним жена, он обернулся – и тень Эвридики снова удалилась в царство мертвых. Среди многочисленных и самых разнообразных мифов существует ряд сказаний, связанных с каким-нибудь одним географическим центром или историческим событием. Таковы, например, Троянский цикл сказаний, рассказывающих о причинах Троянской войны, походе греков на Трою, десятилетней осаде города, его разрушении и возвращении участников похода на родину; Фиванский цикл, повествующий о трагической судьбе царя Эдипа, междоусобной войне его сыновей и о взятии Фив эпигонами (потомками Эдипа), и др. Долгое время ученые считали, что сказания о греческих героях лишь фантастический вымысел. Однако произведенные в конце XIX – начале XX в. раскопки на месте древних греческих городов подтвердили некоторые факты, о которых рассказывается в мифах. Оказалось, что Троя действительно существовала и не раз разрушалась врагами; что остров Крит в древнюю эпоху был могущественным государством, которому подчинялось побережье Аттики, как о том рассказывается в мифе о Тезее. О замечательных событиях, происходивших в жизни племен, о подвигах и деяниях вождей слагали в древности песни народные певцы – аэды. Проходили века. Воспоминания о прошлом становились все более смутными, все большее место в сказаниях занимала фантазия. Возникшие в глубокой древности, мифы послужили почвой, на которой выросли литература и искусство древней Греции. Великолепные храмы, мраморные скульптуры богов и героев – творения замечательных художников древности – украшали греческие города. Древние сказания легли в основу эпических поэм «Илиады» и «Одиссеи» и бессмертных трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида (см. ст. «Древнегреческая трагедия и комедия»). Сюжеты мифов запечатлены в настенных росписях, в рисунках на вазах, в творчестве многих греческих поэтов, историков, писателей. Впоследствии мифология греков была заимствована древним Римом и там нашла свое художественное отражение в произведениях лучших римских поэтов. Боги Греции получили латинские имена: Зевс стал называться у римлян Юпитером, Афина – Минервой, Афродита – Венерой, Посейдон – Нептуном и т. д. Исключительно большое влияние оказали греческие мифы на развитие западноевропейского и русского искусства. Начиная с XIV в. на полотнах, в мраморе и бронзе великих мастеров эпохи Возрождения воскресают образы древних мифологических сказаний. Они продолжают жить в последующие века. На сюжеты мифов создаются картины, статуи, музыкальные и литературные произведения. Мифологические образы занимают значительное место в творчестве русских поэтов: Державина, Пушкина и многих других, а также в картинах русских художников. В наш язык прочно вошли понятия и выражения, взятые из греческой мифологии: титаническая борьба, танталовы муки, сизифов труд, нить Ариадны и др. Сочетание изумительной художественной фантазии с глубокими человеческими чувствами и стремлениями героев греческих сказаний делает эти мифы бессмертными. |
www.hallenna.narod.ru