Образ Катерины Гроза Островский А. Н |
Образ Катерины Образ Катерины Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любовь Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее сыграла. Однако любовь Островского была безответной: сердце Косицкой было отдано другому, который довел ее до нищеты и ранней смерти. Актриса, играя Катерину, практически играла себя и на сцене предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила всех, в том числе и императора. В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова, происходившего из зажиточной купеческой семьи и попала в атмосферу тирании и лжи.
Важную роль в характеристике Кати является ее детство, проведенное в родительском доме. Катерина росла в доме зажиточного купца. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».
Катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо Катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. Именно эта истовая вера, впоследствии, обернется для Кати роковой, ведь именно в церкви ее заметил и полюбил Борис. Воспитываясь в родительском доме, Катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты русского характера. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не смогу», — так она говорит о себе.
И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться. Катерина готова была относится к Кабановой, как к родной матери, но ее чувства не встречают поддержки ни со стороны Кабанихи, ни со стороны Тихона. Жизнь в этом полном зла и обмана доме изменило поведение Катерины. «Какая я была резвая, а у вас завяла совсем.… Такая ли я была?!». Но от природы обладая сильным характером, Катерина не может долго выносить этого издевательства, идти против своей воли.
Катя – единственный персонаж произведения, который стремится к настоящему счастью и настоящей любви, а те к видимому благополучию и временной радости. Ее чистота, искренняя любовь и открытость несовместимы с моральными нормами «темного царства», и именно эти качества приводят к открытому противостоянию деспотизму Кабанихи. Сильным поступком, актом протеста было то, что замужняя женщина полюбила другого в отсутствие своего мужа, пусть даже и нелюбимого. Это ей кажется страшным преступлением: во-первых, по религиозным канонам, а во-вторых, потому, что не выполнила наказ мужа. Ее неумение лгать и ощущение греха вынуждают ее совершить публичное покаяние, при этом она прекрасно понимает, что это конец.
Важную роль при этом сыграли гроза. Из-за своего языческого восприятия грозы как кары Господней Катя еще больше пугается, да тут еще сумасшедшая барыня пророчит ей геену огненную. Мы видим, как страдает Катерина, когда Тихон рассказывает о состоянии после раскаянья: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так до сих пор и рыдает». Тихон жалеет жену, но реально оказать ей поддержку он не может, так как боится гнева матери. Борис также ничем не может помочь своей возлюбленной и она разочаровывается в нем. Все это приводит к тому, что Катерина решается на самоубийство, что с ее стороны является очень сильным поступком. Она, истинная христианка, прекрасно знала, что самоубийство самый страшный грех, который только может совершить человек, но, не смотря на это, она бросается с обрыва, переступив через веру. Убив себя, она освободилась от гнета Кабановой, которая смогла убить ее тело, но душа осталась такой же сильной и непокорной.
Смерть Катерины не оказалась напрасной, она привела к разрушению всего царства Кабанихи: Тихон восстает против матери и открыто обвиняет ее в смерти Катерины, Варвара, которой не так и не удалось приспособиться к тирании матери сбегает с Кудряшом. В этом поступке, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе». А во всем образе Катерины он увидел» протест, доведенный до крайности, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась женщина».
historylib.net
| / Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Образ Катерины Образ Катерины Важную роль в характеристике Кати является ее детство, проведенное в родительском доме. Катерина росла в доме зажиточного купца. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо Катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. Именно эта истовая вера, впоследствии, обернется для Кати роковой, ведь именно в церкви ее заметил и полюбил Борис. Воспитываясь в родительском доме, Катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты русского характера. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не смогу», — так она говорит о себе. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться. Катерина готова была относится к Кабановой, как к родной матери, но ее чувства не встречают поддержки ни со стороны Кабанихи, ни со стороны Тихона. Жизнь в этом полном зла и обмана доме изменило поведение Катерины. «Какая я была резвая, а у вас завяла совсем.… Такая ли я была?!». Но от природы обладая сильным характером, Катерина не может долго выносить этого издевательства, идти против своей воли. Катя – единственный персонаж произведения, который стремится к настоящему счастью и настоящей любви, а те к видимому благополучию и временной радости. Ее чистота, искренняя любовь и открытость несовместимы с моральными нормами «темного царства», и именно эти качества приводят к открытому противостоянию деспотизму Кабанихи. Сильным поступком, актом протеста было то, что замужняя женщина полюбила другого в отсутствие своего мужа, пусть даже и нелюбимого. Это ей кажется страшным преступлением: во-первых, по религиозным канонам, а во-вторых, потому, что не выполнила наказ мужа. Ее неумение лгать и ощущение греха вынуждают ее совершить публичное покаяние, при этом она прекрасно понимает, что это конец. Важную роль при этом сыграли гроза. Из-за своего языческого восприятия грозы как кары Господней Катя еще больше пугается, да тут еще сумасшедшая барыня пророчит ей геену огненную. Мы видим, как страдает Катерина, когда Тихон рассказывает о состоянии после раскаянья: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так до сих пор и рыдает». Тихон жалеет жену, но реально оказать ей поддержку он не может, так как боится гнева матери. Борис также ничем не может помочь своей возлюбленной и она разочаровывается в нем. Все это приводит к тому, что Катерина решается на самоубийство, что с ее стороны является очень сильным поступком. Она, истинная христианка, прекрасно знала, что самоубийство самый страшный грех, который только может совершить человек, но, не смотря на это, она бросается с обрыва, переступив через веру. Убив себя, она освободилась от гнета Кабановой, которая смогла убить ее тело, но душа осталась такой же сильной и непокорной. / Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Образ Катерины | Смотрите также по произведению «Гроза»: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Образ Катерины в драме А.Н.Островского Гроза
Образ Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза»
Автор: Островский А.Н.
Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. Достаточно вспомнить, полный красоты и трагизма, образ Катерины в драме Островского «Гроза», в котором, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту.
Образ Катерины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину, прежде всего, окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться.
Катерина — самый сильный характер пьесы. Она была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу.
Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворятся, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не страх перед гиеной огненной побудили героиню сказать правду.
«Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» — так начала она свое признание. Для её честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить, лишь бы жить — не для нее. Жить — это значит быть самой собою. Её самая дорогая ценность это личная свобода, свобода души.
Образ Катерины противопоставлен в пьесе другим персонажам, и в тоже время сопоставлен с ними.
Главным внешним конфликтом пьесы является противостояние Катерины и Кабанихи.
Катерина и кабаниха – это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха – это хозяйка «тёмного царства». Все персонажи этой пьесы либо являются жертвой этого царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина же – единственный персонаж, не смирившийся с уготовленным ей местом в этом мире. Катерина внешне хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая женщина, вовсе не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого уклада жизни. Кабаниха же совершенно другой человек, она антипод Катерины. Её полностью устраивает тот мир, в котором она живёт. Ей никто не смел, перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. И она решается на самоубийство. После смерти Катерины Кабаниха остаётся удовлетворённой, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины – это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть.
Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный характер. Но нежелание быть униженной и оскорблённой у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть человека, который что-либо скажет неприятное в её сторону.
У Катерины и Кабанихи различное отношение к богу. Если чувство к богу у Катерины – это что-то светлое, святое, неприкосновенное и наивысшее, то у Кабанихи – это только внешнее, поверхностное чувство. Даже походы в церковь для Кабанихи – это только для того, чтобы произвести впечатление на окружающих.
Характер Катерины также противопоставлен характерам Тихона и Бориса, безвольных людей смирившихся с властью самодуров. Так, муж Катерины Тихон Кабанов во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке грубо обращаться со своей женой. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Борис мало чем отличается от Тихона. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.
Образ Катерины противопоставлен Варваре и Кудряшу, молодому поколению города Калинова, которые научились жить в «темном царстве».
Варвара — наперсница и постоянная спутница Катерины. Варвара умная, хитрая, и озорная девушка. Она молода и стремится до замужества везде успеть, все попробовать. Приспосабливаясь к нравам города Калинова, Варвара выучила все его законы и правила. Она стала воплощением морали этого царства: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Ложь для нее — норма жизни: «У нас весь дом на этом держится», без обмана нельзя. Не видя ничего плохого в своем образе жизни, Варвара стремится научить Катерину хитрить и обманывать. Но честная, искренняя Катерина не может жить в этой гнетущей атмосфере лжи и насилия.
А вот дружок Варвары, Кудряш, полностью разделяет ее взгляды, потому что является типичным жителем Калинова. Уже сейчас в нем просматриваются черты будущего Дикого. Он дерзок, смел и развязен в разговоре, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Ему не чуждо честолюбие и стремление к власти над людьми. Варвара и Кудряш, казалось бы, покидают «темное царство», но не для того, чтобы зародить новые и честные законы жизни, а, скорее всего, чтобы жить в таком же «темном царстве», но уже хозяевами в нем.
Единственной живой и мыслящей душой в городе Калинове является механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием помочь людям, создать что-то нужное и полезное. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и безразличия. Кулигин дает яркую и верную характеристику «темному царству»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…»
Осуждая и не соглашаясь с законами калиновской жизни, Кулигин не борется с ними. Он примирился с ними.
Автор пьесы постарался подчеркнуть исключительность главной героини. И это выразилось в создании образа, в речи Катерины. Также внутренний мир героини выражается в ее монологах, в них мы видим ее переживания, мотивы поступков. Первый монолог — вдохновенное воспоминание о детстве. И характер воспоминаний, и манера говорить свидетельствуют об одухотворенности Катерины. Второй монолог Катерины звучит после отъезда Тихона. Ей пришлось пережить унизительные наказы, данные мужем по приказу матери. Из монолога мы узнаем, о чем думает она, оставшись одна. Монолог покоряет нас отсутствием какого-либо надрыва. Сцена эта словно затишье перед грозой. Последний монолог Катерины словно подводит черту. Он погружает нас во внутренний мир потрясенной женщины. Возвращение домой означает духовную смерть, продолжение бесконечной пытки. В смерти она мечтает обрести подлинное спокойствие. Весь последний монолог звучит как грустная, проникновенно — лирическая песня. Катерина уходит из жизни с верой в милосердие и сострадание, с горячей верой в любовь. А последние слова героини еще сильнее заставляют ощутить трагическое несоответствие живой души с законами мрачного патриархально-деспотического уклада.
Бесчеловечным нравам “темного царства” все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины — вызов “темному царству”, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в “темном царстве” изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в “Грозе”, он распространил на всю царскую Россию: “Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело”.
mirznanii.com
Образ Катерины Гроза Островский А. Н
Образ Катерины
Действие происходит в городе Калинове на Волге, ставшим собирательным образом волжских городов как средоточие незамутненного русского уклада жизни. Картина заволжских далей, открывающихся с Калиновского берега, а также песня «Среди долины ровные», которую поет Кулигин, как бы придают происходящему в пьесе общероссийский масштаб, действие как бы выходит за пределы города. Состояние, в котором пребывает жизнь в Калинове, можно назвать предгрозовым, состоянием накануне катастрофы. Об этом говорят различные детали, и само слово «гроза» приобретает метафорическое значение.
В центре пьесы лежит семейный конфликт – столкновение молодой Катерины Кабановой со свекровью, уважаемой в городе купчихой Марфой Игнатьевной Кабановой. Но эта семейная драма, закончившаяся самоубийством Катерины, отразила состояние общества в предреформенную эпоху. М. И. Кабанова и купец Савел Прокофьевич Дикой олицетворяют патриархальный уклад. Но в отличие от примитивного самодура Дикого Кабанова – последовательный ревнитель патриархальных устоев, с их незыблемыми правилами и традициями. Она неуклонно тверда в отстаивании старых принципов. Ей кажется, что мир рушится из-за того, что молодежь забыла обычаи и норовит все делать по-своему. В этом она видит прямую угрозу всей прежней жизни.
Воплощение живых народных традиций в пьесе является Катерина. Даже речь ее порой строится на образах народной лирической песни. Катерина сама воспринимает свою любовь к племяннику Дикого – Борису, и измену мужу как нарушение нравственного закона. Но мир в лице Кабанихи карает ее за то, что она всенародно кается в этом. Беда Катерины – в ее одиночестве, ни в ком она не может найти душевной опоры. Ее отталкивает муж, оставляет возлюбленный, покидая по воли дяди город. Даже сестра мужа – Варвара, не может поддержать Катерину, ей чужды нравственные принципы золовки. Делать можно все, считает Варвара, лишь бы это сохранялось в тайне, то есть нужно жить в соответствии с общепринятой моралью. Таким образом, именно Катерина становится у Островского воплощением национальных начал, выражением лучших сторон народного мира. Гибель же ее символизирует близкий конец этого мира под напором исторического движения.
Островский создал первую русскую национальную трагедию на бытовом, а не на историческом материале и трагична в пьесе не только судьба Катерины Кабановой, угроза гибели нависла над всем жизненным укладом.
Материалы по теме:
ruslit.biz
Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
В драме «Гроза» А.Н. Островский создал абсолютно новый для своего творчества женский образ – с внутренней гармонией, духовной силой и необыкновенным мироощущением.
Жизнь до замужества
Катерина светлый человек с поэтичной возвышенной душой. Она мечтательница с замечательно развитым воображением. До замужества она жила свободно: молилась в церкви, занималась рукоделием, слушала рассказы богомолок, видела сказочные сновидения. Автор ярко представляет стремление героини к духовности и красоте.
Религиозность
Катерина очень набожна и религиозна. Христианство в ее восприятии тесно связано с языческими верованиями и фольклорными преданиями. Все внутреннее существо Катерины стремится к свободе и полету: «Отчего люди не летают, как птицы?» – спрашивает она. Даже во сне она видит собственные полеты в виде птички или бабочки.
Выйдя замуж, поселившись в доме Кабановых, она чувствует себя как птица в клетке. Будучи человеком, сильным по характеру, Катерина обладает чувством собственного достоинства. В доме Кабанихи, где все делается словно поневоле, ей тяжело. Как тяжело принять глупость и слабохарактерность собственного мужа. Вся их жизнь строится на обмане и подчинении.
Прикрываясь заповедями божьими, Кабанова унижает и оскорбляет домочадцев. Вероятнее всего столь частые нападки на невестку связаны с тем, что она чувствует в ней соперницу, способную противостоять ее воле.
Варе Катерина признается, что если жизнь ее станет совсем невыносимой, терпеть она не станет – бросится в Волгу. Еще в детстве, когда родители чем-то обидели ее, она уплыла на лодке по Волге одна. Я думаю, что река для нее – символ свободы, воли, простора.
Жажда свободы и любви
Жажда свободы в душе Катерины смешивается с жаждой истинной любви, не знающей границ и преград. Попытки сохранить отношения с мужем ни к чему не приводят – она не может уважать его из-за его слабого характера. Влюбившись в Бориса – племянника Дикого – она мнит его человеком добрым, интеллигентным и воспитанным, сильно отличающимся от окружающих. Он притягивает ее своей непохожестью, и героиня отдается своим чувствам.
Впоследствии ее начинает мучать осознание своей греховности. Ее внутренний конфликт обуславливается не только убежденностью в грехе перед Богом, но и перед собой. Представления Катерины о морали и нравственности не позволяют ей спокойно относиться к тайным любовным встречам с Борисом и обману мужа. Таким образом, страдания героини неизбежны. Из-за возрастающего чувства вины, девушка признается во всем своей семье как раз во время надвигающейся грозы. В громе и молнии ей видится настигающая Божья кара.
Разрешение внутреннего конфликта
Внутренний конфликт Катерины не может разрешиться ее признанием. От невозможности примирить свои чувства и мнение о себе окружающих она кончает жизнь самоубийством.
Несмотря на то, что лишение себя жизни – это грех, Катерина думает о христианском всепрощении и уверена, что ее грехи отмолит тот, кто ее любит.
Мне очень жаль, что в окружении Катерины не нашлось ни одного сильного мужчины, способного оградить ее от внутренних переживаний и внешних конфликтов. По-моему, Катерину справедливо называют «лучом света в темном царстве».
Сочинения по пьесе А.Н. Островского «Гроза»:
spadilo.ru
Образ Катерины в Грозе
План:
1. Новаторство образа Катерины, героини пьесы А.Н.Островского «Гроза». Постановка проблемы
2. Образ Катерины в оценке критиков «натуральной школы»
1.Статья Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве»
1. Статья Д.Писарева «Мотивы русской драмы»
3.Образ Катерины в советском литературоведении
1. Образ Катерины в восприятии А.И.Ревякина
4.Современные интерпретации образа Катерины
1. Конфликт жизнелюбивой религиозности и суровой домостроевской морали (интерпретация Ю.Лебедева)
2. Черты классицизма в пьесе Островского «Гроза» (статья П.Вайля и А.Гениса)
5.Пьеса А.Н.Островского «Гроза» в современном школьном литературоведении
1. Восприятие образа героини в учебнике «В мире литературы» под ред. А.Г.Кутузова
2. Восприятие образа героини в учебнике «Русская литература XIX века» под ред. А.Н.Архангельского
6.Изменение образа Катерины в восприятии исследователей. Заключение
1.Новаторство образа Катерины, героини пьесы А.Н.Островского «Гроза». Постановка проблемы.
Пьеса знаменитого русского драматурга А.Н.Островского «Гроза», написанная в 1859 году, вошла в историю русской литературы благодаря образу главной героини – Катерины Кабановой. Необычный женский характер и трагическая судьба привлекли как внимание читателей, так и литературных критиков. Недаром первые статьи о пьесе «Гроза» были фактически об образе Катерины. Островский как бы продолжил традицию А.С.Пушкина в создании неординарного русского женского характера. Конечно, Татьяна Ларина и Катерина – совершенно разные героини, и по социальному статусу, и по среде, в которой они сформировались, и по мировоззрению. Но общее в них – невероятная искренность и сила чувств. Как писал один из исследователей русской литературы, «Женщина в русском обществе второй половины XIX века – существо одновременно и зависимое (от семьи, от быта, от традиции), и сильное, способное на решительные поступки, которые оказывают самое решительное воздействие на мир мужчин. Такова и Катерина из «Грозы». ..»
Обращаясь к исследованиям литературных критиков XIXи ХХ века, можно увидеть, что образ главной героини пьесы «Гроза» воспринимается по-разному. Так была сформулирована цель реферата: Выявить, как меняется восприятие образа Катерины из пьесы А.Н.Островского «Гроза» в исследованиях критиков разных эпох.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить критические статьи и литературные исследования, посвященные образу Катерины.
2. Сделать выводы об изменении интерпретации образа главной героини.
При работе над рефератом были использованы следующие источники:
1.Статья Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» (Н.А.Добролюбов Избранное: Школьная библиотека. Издательство «Детская литература», Москва, 1970). Эта статья знаменитого критика «натуральной школы»– одно из самых первых исследований пьесы – стала основой для восприятия образа главной героини в советском литературоведении.
2.Статья Д.Писарева «Мотивы русской драмы» (Д. И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый Статьи 1859-1864 гг.Л., «Художественная литература», 1981) Автор статьи полемизирует с Н.Добролюбовым, оставаясь при этом на позициях критики «натуральной школы»3.Книга Ревякина А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1974. Книга посвящена характеристике творческого пути драматурга, анализу идейно-эстетического своеобразия его пьес, их новаторской роли в развитии отечественной драматургии и сценического искусства.4.Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы Лебедева Ю.В. (М., «Просвещение», 1991). В пособии преодолевается ограниченность взглядов, свойственная советскому литературоведению, и используется новейший материал исследователей русской литературы 5.Книга П. Вайля, А. Гениса «Родная Речь. Уроки Изящной Словесности» («Независимая газета», 1991, Москва) Книга представляет из себя оригинальное ироническое исследование произведений, входящих в школьную программу. Цель авторов – избавиться от штампов в восприятии русской классики, навязанных советским литературоведением.6.Учебник «В мире литературы» под. ред. А.Г.Кутузова. 7. Учебник «Русская литература XIX века» под ред. А.Н.Архангельского. В этих учебниках представлен современный взгляд школьного литературоведения на классические произведения русской литературы.2.Образ Катерины в оценке критиков «натуральной школы»
Критиками «натуральной школы» принято называть ряд демократических критиков, работавших в знаменитых литературных журналах 60-х гг. XIX века. Главной особенностью их творчество был отказ от литературоведческого анализа произведений и интерпретация их как образцов социального, обвинительного, критического искусства2.1 Статья Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве»
Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» впервые была напечатана в «Современнике» в 1860 году. В ней автор пишет, что Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны. «Гроза» послужила хорошим доказательством этому. «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. Взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагичных последствий. Предметом драмы автор считает борьбу страсти и долга, — с несчастными последствиями победы страсти или с счастливыми, когда побеждает долг. И, действительно, автор пишет, что предмет драмы представляет борьбу в Катерине между чувством долга супружеской верности и страсти к молодому Борису Григорьевичу. Катерина, эта безнравственная, бесстыжая (по меткому выражению Н.Ф. Павлова) женщина, выбежавшая ночью к любовнику, как только муж уехал из дому, эта преступница представляется нам в драме не только не в достаточно мрачном свете, но даже с каким-то сиянием мученичества вокруг чела. «Она говорит так хорошо, страдает так жалобно, вокруг нее все так дурно, что против нее нет никакого негодования, а только сожаление и оправдание ее порока»[1] . Характер Катерины, считает автор, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей русской литературе. Многие авторы давно хотели показать свою героиню именно такой, но впервые это сделал Островский. Характер островской героини, прежде всего, по мнению Добролюбова, поражает своею противоположностью всяким самодурным началам. Этот образ, по мнению автора, сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Он водится не отвлеченными принципами, не практическими соображениями, не мгновенным пафосом, а просто натурою, всем существом своим. В этой цельности и гармонии характера заключается его сила и существенная необходимость его в то время, когда старые, дикие отношения, потеряв всякую внутреннюю силу, продолжают держаться внешнею, механическою связью.Далее автор пишет, что решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения. Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых. Поприще, на котором Островский наблюдает и показывает нам русскую жизнь, не касается отношений чисто общественных и государственных, а ограничивается семейством; в семействе же более всего выдерживает гнет самодурства женщина.
Таким образом, возникновение женского энергического характера вполне соответствует тому положению, до которого доведено самодурство в драме Островского. Но образ Катерины, вопреки всему этому рвется к новой жизни ценою смерти. «Что ей смерть? Все равно – она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых»[2] . Прежде всего, по мнению автора, поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем чужого, все выходит как-то изнутри него. Всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души, всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил. Грубые, суеверные рассказы и бессмысленные бредни странниц превращаются у ней в золотые, поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Определяя главную особенность характера героини Островского, Добролюбов отмечает, что она — личность непосредственная, живая, все делается у нее по влечению натуры, без отчетливого сознания, в ее жизни главную роль не играет логика и анализ. «В сухой однообразной жизни своей юности, она постоянно умела брать то, что соглашалось с ее естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью»[3] . В разговорах страниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце. Пока она живет у матери, на полной свободе, без всякой житейской свободы, пока еще не обозначились в ней потребности и страсти взрослого человека, она не умеет даже отличать своих собственных мечтаний, своего внутреннего мира – от внешних впечатлений.
Последний путь выпал на долю Катерины, как выпадает он на долю большей части людей в «темном царстве» Диких и Кабановых. В сумрачной обстановке новой семьи начала чувствовать Катерина недостаточность внешности, которую думала довольствоваться прежде. Автор очень резко изображает патриархальный мир, в который Катерина попадает после замужества: «Под тяжелою рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам. В порыве нежности к мужу она хочет обнять его, — старуха кричит: «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!». Ей хочется остаться одной и погрустить тихонько, а свекровь кричит: «отчего не воешь?»[4] . Она ищет света и воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, — а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы. Все мрачно, страшно во круг нее, все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой: и лики святых так строги, и церковные чтения так грозны, и рассказы странниц так чудовищны… Они все те же в сущности, они нимало изменились, но изменилась она сама: в ней уже нет охоты строить воздушные видения, да уж и не удовлетворяет ее то неопределенное воображение блаженства, которым она наслаждалась прежде. Она возмужала, в ней проснулись другие желания, более реальные; не зная иного поприща, кроме семьи, иного мира, кроме того, какой сложился для нее в обществе ее городка, она, разумеется, и начинает сознавать из всех человеческих стремлений то, которое всего неизбежнее и всего ближе к ней, — стремление любви и преданности.
mirznanii.com
Образ Катерины (сочинение по пьесе «Гроза» Островского) / Островский А.Н.
Драма «Гроза» явилась новаторским произведением не только в контексте творчества А.Н. Островского, но и во всей русской литературе. В ней впервые был изображён характер, который разительно отличался от традиционных персонажей классических пьес. До тех пор он был неведом читателю, но уже вызревал в реальной жизни, в российской провинции. Появление героев, подобных Катерине, стало потребностью времени: душная атмосфера застоя требовала очистительной грозы, находящей своё выражение в протесте наиболее сильных личностей против постылых условий среды.
В своей известной статье А.Н. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве». В самом деле, её характер, вся её жизнь с самого начала находятся в резком контрасте с обстановкой, в которую она попала после замужества.
Юность Катерины ассоциируется со свежим утром, восходом солнца, светлыми надеждами и радостными молитвами. Она воспитывалась в любви и холе, росла весёлой, живой, жизнерадостной. Ей трудно жить в семье мужа, где «всё как будто из-под неволи». Взамен жизнелюбивого христианского мироощущения здесь царит ханжество, которое противно искренней душе Катерины.
Катерина не любит лгать, притворяться, всякое душевное проявление отражается у неё внешне. Она и молится так же — с ангельской улыбкой на лице, а «от лица-то как будто светится». «Домострой» предписывал на церковной молитве «очи долу имети», а Катерина устремляет свои очи горе. А ведь по старым канонам молиться надлежало «со страхом и трепетом, с воздыханием и слезами».
Искренность сочетается в характере Катерины с вольнолюбием, которое было свойственно ей с детства. Взрослая героиня сравнивает себя с птицей: «…Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…».
В доме Кабановых, где гасится всякий человеческий порыв, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии, которую она понимает как присутствующую в мире любовь. Она искренне старается полюбить мужа, свекровь, но эта её готовность остаётся невостребованной — в этой семье от неё ждут безоглядного подчинения, а не живого чувства. Желание любить и быть любимой находит у Катерины выход в её чувстве к Борису, в отношениях с которым она так же искренна и простосердечна, как и во всех своих словах и поступках.
Будучи натурой мягкой и поэтичной, Катерина в то же время обладает недюжинной силой характера, что и позволяет ей остаться верной себе до самого конца. Жить так, как ей предлагают (как учит, например, золовка Варвара), лицемерить и малодушествовать она не хочет, а жизнь, о которой мечтается, в этих условиях для неё невозможна. Её любовь к хорошему, но, увы, бесхарактерному человеку оборачивается для неё страданием, поскольку на протяжении всего времени её не оставляет сознание греховности этого чувства. Ответственность за него Катерина несёт в одиночку: герой её романа не способен противиться обстоятельствам.
В характере Катерины есть ещё одна черта, которая вызывает уважение: она мужественна как в своём «преступном» любовном увлечении, так и в принародном покаянии, хотя редкий человек, на мой взгляд, может переживать подобные моменты с достоинством.
В душе её, кажется, не остаётся ни одного уголка, который не был бы высвечен, открыт для понимания. Подвергая себя суду собственной совести, Катерина оставляет последнее слово за собой, что позволяет видеть в ней сильную, хотя и подавляемую условиями среды личность. Её уход из жизни был предрешён («В окно выброшусь! В Волгу кинусь!» — сказано задолго до развязки). По большому счёту, Катерину трудно в чём-либо упрекнуть — цельность её натуры восхищает.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004
classlit.ru