Древнегреческий платон: биография, учения и философия Платона

Содержание

Философ Платон – биография и основы учения

Древнегреческий философ Платон был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до наших времен не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

Биография Платона

Платон родился в 428-427 годах до нашей эры в греческом городе Афины. Точная дата рождения философа неизвестна. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона, восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон.

Учителя

Первым учителем Платона был Кратил. Около 408 года до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

Путешествия Платона

Платон был в числе афинян, которые предлагали денежное поручительство за осужденного на смерть Сократа. После казни учителя он покинул родной город и отправился в путешествие без определенной цели: перебрался сначала в Мегару, потом побывал в Кирене и даже в Египте.

Почерпнув все, что мог у египетских жрецов, он отправился в Италию, где сблизился с философами пифагорейской школы. Факты из жизни философа Платона, связанные с путешествиями, на этом заканчиваются: он много странствовал по миру, но сердцем оставался афинянином.

Учения Платона

Учение Платона развилось на фундаменте философии Сократа с одной стороны и последователей Пифагора с другой. У своего учителя отец идеализма позаимствовал диалектический взгляд на мир и внимательное отношение к проблемам этики.

Но, как свидетельствует биография Платона, а именно годы, проведенные на Сицилии, среди пифагорейцев, он явно симпатизировал философской доктрине Пифагора.

Хотя бы то, что философы в платоновской Академии жили и работали вместе, уже напоминает пифагорейскую школу.

Название «Академия» происходит от того, что участок земли, который Платон купил специально для своей школы, находился вблизи гимнасия, посвященного герою Академу. На территории Академии ученики не только вели философские беседы и слушали Платона, им разрешалось там жить постоянно или краткое время.

Идеализм

Платон считается основоположником идеализма, сам этот термин происходит от центрального понятия в его учении – эйдоса. Суть в том, что философ Платон представлял мир разделенным на две сферы: мир идей (эйдосов) и мир форм (материальных вещей).

Эйдосы – это прообразы, источник материального мира. Материя сама по себе бесформенна и бесплотна, мир обретает осмысленные очертания только благодаря наличию идей. Главенствующее место в мире эйдосов занимает идея Блага, а от нее проистекают все прочие.

Это Благо представляет собой Начало начал, Абсолютную Красоту, Творца Вселенной.

Эйдос каждой вещи – это ее сущность, самое главное, сокровенное у человека – это душа. Идеи абсолютны и неизменны, их бытие протекает вне пространственно-временных границ, а предметы – непостоянны, повторяемы и искажаемы, их существование конечно.

Человеческая душа

Что касается человеческой души, то философское учение Платона аллегорически трактует ее как колесницу с двумя лошадьми, управляемыми возницей. Он олицетворяет собой разумное начало, в упряжке у него белая лошадь символизирует благородство и высокоморальные качества, а черная – инстинкты, низменные желания.

В загробном мире душа (возница) наравне с богами причастна к вечным истинам и познает мир эйдосов. После нового рождения понятие вечных истин остается в душе в качестве воспоминания.

Космос – весь существующий мир, есть совершенно воспроизведенный первообраз. Учение Платона о космических пропорциях также проистекает из теории эйдосов.

Смерть Платона

По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до н. э. Его похоронили в Академии. Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής; буквально, «наилучшая слава»). Под этим именем он и погребён.

Платон — прозвище (от греческого слова «plato» — широта), означающее «широкий, широкоплечий», которое дал ему Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе. Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени

«Аристокл» возникла в период эллинизма.

Новое публичное управление — Платон

ПЛАТОН 

(427–347 до н.э.) 

древнегреческий философ

 

Собрание сочинений

Платон. Сочинения в четырёх томах. Том 1

Платон. Сочинения в четырёх томах. Том 2

Платон. Сочинения в четырёх томах. Том 3. Часть 1

Платон. Сочинения в четырёх томах. Том 3. Часть 2

 

Plato. The Complete Works

 

Книги о Платоне и его философии

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона

The Cambridge Companion to Plato’s Republic 

 

Платон о возникновении государства

Государство… возникает… когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом.

…каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства…

 

Платон о правителях-философах

Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор… государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно.

 

Платон об идеи блага

…идея блага – это самое важное знание; ею обусловлена пригодность и полезность справедливости и всего остального. …идею эту мы недостаточно знаем. А коль скоро не знаем, то без нее, даже если у нас будет наибольшее количество сведений обо всем остальном, уверяю тебя, ничто не послужит нам на пользу: это вроде того как приобрести себе какую-нибудь вещь, не думая о благе, которое она принесет.

 

Платон о демократии

Демократия… осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.

В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, Или соблюдать подобно другим условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову.

 

Документальный фильм о Платоне и его философии из серии «Великие философы»

Платон (427 г. – 347 г. до н. э.). Знаменитые мудрецы

Платон

(427 г. – 347 г. до н. э.)

Древнегреческий философ… Основные сочинения: трактат «Апология Сократа»; трактат «Государство»; автор 30 диалогов, среди которых «Парменид»; «Теэтет»; «Законы», «Политик» и др.

Древнегреческого мыслителя Платона по праву называют родоначальником европейской философии. Он стал первым, кто возвел философию в ранг «царицы всех наук», и вот уже более двадцати трех веков сочинения великого афинского мудреца комментируют лучшие умы Запада и Востока, на его идеях строится множество нравственных, социальных, культурных и политических теорий, его авторитет непререкаем для философа любого толка – от закоренелых марксистов до субъективных идеалистов. Это точно выразил Цицерон в «Тускуланских беседах»: «Если бы Платон и никакого не приводил довода – я так высоко ценю его, что он убедил бы меня одним своим авторитетом».

Платон родился в семье афинянина Аристона в 427 (428) г. до н. э., в самый разгар Пелопоннесской войны, когда демократы Афин вели соперничество с аристократами Спарты за гегемонию над эллинскими государствами.

По отцовской линии Платон принадлежал к знатному афинскому роду, а одним из его предков был последний царь Аттики Кодр. Не менее знаменита и родословная матери, Периктионы. Среди многих славных имен в этом роду был и законодатель Солон, один из семи древнегреческих мудрецов. При рождении мальчика назвали в честь деда Аристоклом. Прозвище Платон он получил гораздо позже, уже в зрелом возрасте. Оно переводилось как «широкий» и имело несколько толкований. По одной версии, Платону дали такое имя за ширину плеч и красоту тела. Другие воспринимали это имя как синоним широких взглядов на мир, отличавших великого афинянина.

Существует еще и легенда о том, что матери Платона Периктионе еще до рождения сына будто бы явился ночью призрак бога Аполлона, возвестивший о грядущем появлении на свет божественного ребенка. А когда Платон родился и его отнесли в святилище, чтобы принести за него жертву богам, в храм влетел рой пчел, наполнивший рот младенца нектаром. Это действо восходило к Гомеру, сказавшему о мудром сладкоречивом старце Несторе: «Речь у него с языка стекала, как сладкий мед».

Мальчиком Платон поступил в обучение к известным тогда учителям. Словесную науку он постигал с Дионисием, музыку с Драконтом, гимнастикой занимался с Аристоклом из Аргоса. Как писал историк Олимпиадор, «таковы были три предмета обучения в Афинах – словесность, музыка и палестра, и не без цели, ибо знание словесности развивало разум, музыка смягчала душу, а занятия в палестре и гимнасии укрепляли тело против праздной похоти». Кроме того, учился Платон у живописцев и трагиков, поскольку последние считались наставниками всей Эллады.

В молодости и сам Платон не был чужд музам, сочиняя дифирамбы Дионису, увлекаясь комедиями Аристофана и Софрона, и сочиняя на них эпиграммы.

В 408 г. до н. э. двадцатилетний Платон в Афинах, где собирался участвовать в соревновании как автор трагедии, случайно перед театром Дионисия услышал Сократа, который вел беседу с афинянами. Эта встреча перевернула всю его жизнь. Изящные искусства отошли на второй план (Платон даже сжег все свои поэтические сочинения), а на смену пришла философия. Платон стал одним из самых преданных учеников великого мудреца и до 399 г., то есть до казни Сократа, был в числе его постоянных собеседников.

Вместе с учителем Платон бродил по афинским улицам, постигая искусство «майовтики» – науки нахождения истины и следования ей. Сократ сразу принял Платона, ему даже перед их знакомством приснился сон, будто на коленях у него сидит лебедь, который со звонким криком взлетает ввысь, предвещая будущую славу ученика.

Сократ стал для Платона не просто учителем, но «даром небес», самой судьбой. Восемь лет ученичества обернулись для Платона дорогой длиною в жизнь, определив все его творчество. Оно буквально пронизано сократовским стилем поисков истины, его пониманием смысла жизни, манерой философствования, постоянной ориентацией на идеальный образ человека, который воплощал саму справедливость.

После смерти Сократа Платон переехал в Мегару к Евклиду, у которого собирались бывшие ученики афинского мудреца. Затем он отправился в длительное путешествие по странам и континентам, посетив сначала Сицилию и Сиракузы, побывал в Северной Африке, в Кирене, откуда был родом математик Феодор, дававший когда-то уроки математики Сократу. Платон посетил также Египет, где беседовал со жрецами, у финикиян учился искусству магии, в Иудее познакомился с религиозным учением древних евреев, а в Вавилоне изучал астрономию. Это путешествие, полное приключений и знаменательных встреч, продлилось целых десять лет, до 389 г. до н. э.

В странствиях Платон испытал и радость познания, и тяготы лишений. Однажды он даже был продан в рабство, и жизнь его висела на волоске. Лишь случайная встреча с одним из жителей Эгины, который выкупил невольника, избавила философа от дальнейших злоключений.

Возвратившись в Афины, Платон приобрел на северо-западной окраине города дом с садом, где и основал свою знаменитую школу. Вся местность, где когда-то находилось святилище богини Афины, была под покровительством древнего героя Академа, которому, по преданию, эта земля была подарена легендарным царем Тесеем. Так в 385 г. до н. э. возникла платоновская Академия, просуществовавшая до окончания веков античности. Здесь, по замыслу Платона, должны были воспитываться истинные мудрецы, предназначение которых – управление государством. Молодые дарования овладевали дотоле неведомыми науками – диалектикой, аналитикой, методологией, философией, индуктивным и дедуктивным способами познания.

С возникновением платоновской школы в глубинах греческой цивилизации произошел настоящий переворот. С одной стороны, Платону дорог мир чувственный, созерцательный, с другой – он более чем неравнодушен к области идеального, той единственной реальности, которую душа может познать только умозрительно.

Согласно учению Платона, душа, обреченная на блуждание во тьме, то есть в оболочке телесного, в сфере чувственных иллюзий, в определенный момент вырывается из темницы и устремляется в совершенно иные измерения и пространства. Как же описывает Платон странствия души до ее заключения в темницу тела? В трактате «Федр» душа представлена в образах двух крылатых лошадей, запряженных в одну упряжку. Одна, белая, стремящаяся к славе, величию, добру, символизирует наши благородные устремления, жажду красоты и совершенства.

Другая лошадь темная, уродливая: у нее короткая шея, налитые кровью глаза, спутанная грива. Она склонна к буйству и с трудом повинуется узде. Это наши низменные инстинкты, порождающие зло и несправедливость.

Есть у этой символической пары и возница, который олицетворяет лучшее в человеке – разум, управляющий двумя крылатыми существами. Следуя за божественными устремлениями, мы можем вознестись к небесным сферам, Абсолюту, где царствуют вечные идеи, красота и справедливость.

Большинство человеческих душ лишь на короткий миг способно заметить подлинную мудрость. Под тяжестью земных материальных сил они постоянно теряют крылья и падают вниз. Но если вспомнить о том, где, в каких высотах находилась ранее душа, то можно снова подняться на вершину собственного величия.

Платон представляет нам земную жизнь как место изгнания, переходное состояние, а смерть как дверь в сферы искупления и возмездия. Вместе с орфиками и пифагорейцами он провозглашает бессмертие души.

Бессмертие души было наиболее вдохновенной темой его рассуждений о мистицизме и важнейшим новаторским принципом платоновской веры по отношению к предшествующей эллинской традиции. Из этой темы вырастает главная ветвь платоновского творчества – учение об идеях. В несколько упрощенном виде оно выглядит так: во всем, что нас окружает, можно найти известное сходство. Идеи такого сходства присутствуют не вне, а внутри человека, что помогает ему образовать суждения. Как, смотря на дерево, мы вспоминаем о других деревьях, так, видя два предмета, мы вспоминаем об идее сходства. Она возникает в нас, как воспоминания, не связанные с чувственным опытом.

На таких идеях покоится все познание, из них состоит и такая наука, как математика. Плохим геометром оказался бы тот, кто вносил бы в математические отношения чувственные восприятия, то есть только то, что можно увидеть или пощупать руками. Следовательно, мы обладаем идеями, исходящими не от изменчивой природы, а от духа. Они несут в себе печать вечной истины.

С особой яркостью отразились мистические воззрения Платона в его трактате «Тимей» – важнейшем сочинении для понимания платоновской космологии. В нем изображена драма возникновения мира. Знакомясь с ней, человек приходит к первоначальной силе, благодаря которой возникает бытие: «Трудно найти создателя и отца этой Вселенной. Но и найдя его, невозможно выразиться на языке, понятном для всех».

Платон знал, что подразумевается под этой невозможностью. Он имел в виду идею Бога. Творец не присутствует в чувственно постигаемом. Благодаря чувствам мы можем видеть одну природу. Только тот может приблизиться к Богу, кто пробудит в себе божественное. Познание и есть воскресение, освобождение Бога.

Приобщившись некогда к мудрости великих народов, Платон вырос в глазах современников и как наставник молодежи, и как личность. Он отказался от сократовской иронии и обычая бродить по улицам и базарам, затевая разговоры с первым встречным, а с другой стороны, он не принял и важной надменности пифагорейцев с их строгими правилами не допускать к себе посторонних. Общительность и доброжелательность сократовского ученика были так притягательны, что в его Академию приходили не только мужчины, но и женщины, переодевшиеся в мужское платье. С тех давних пор академические занятия превратились в наилучший способ овладения как науками, так и искусством.

Занятия Платона в Академии дважды прерывались его поездками по Сицилии. Стремясь привнести мудрое начало в политику, 60-летний философ не раз предпринимал попытки реформировать государственную власть с помощью философии. Так было, например, в Сиракузах, где правили тираны: сначала Дионисий-старший, затем Дионисий-младший. Но из этих попыток ничего не получилось. Платон убедился, что власть, особенно тираническая, всегда останется глухой не только к философии, но и к голосу разума. Печальный опыт не прошел даром для Платона. Устав от политических интриг, он, по словам философа Диогена Лаэртского, «более делами государственными не занимался, хотя из сочинений его видно, что он был государственным человеком».

Остаток жизни Платон посвятил философским и научным занятиям в Академии и работе над своими знаменитыми «Диалогами». Умер Платон в 347 г. до н. э. в восьмидесятилетнем возрасте, в день своего рождения. Его похоронили в саду Академии.

Платон совершил грандиозный переворот в философии. Он подошел к бытию так, как никто раньше не подходил, попытавшись увидеть его внешние и внутренние причины. В теории философии такой метод получил название диалектического. Если иметь в виду, что до этого в мудрости господствовал вначале физический метод познания (до Сократа), а затем эпический (Сократ), то станет понятно, какое значение имела диалектика для последующего развития философской мысли. С платоновского истолкования бытия как идеи начинается метафизика. На ней впоследствии стала строиться вся западная философия. Идеализм из философского понятия превратился в главенствующее мировое учение, по которому все бытие находится в идее. Метафизика, идеализм, платонизм – понятия, по сути, равнозначные.

Значение Платона и его влияние на мировую философию оказалось настолько огромным, что отнюдь не преувеличенно звучат слова английского философа и математика ХХ в. Альфреда Норта Уайтхеда: «Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собой лишь ряд примечаний к Платону».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Конфликт поколений — BBC News Русская служба

  • Зиновий Зиник
  • Обозреватель «Пятого этажа»

В своем трактате «Республика» Платон (древнегреческий философ) говорит о том, что признак последней стадии деградации общества – это когда старики заискивают перед подростками.

Когда читаешь такое сейчас, можно подумать, что это – цитата из лондонской консервативной газеты наших дней. Впрочем, я оговорился: газета вовсе необязательно консервативная. Какую газету не откроешь, обязательно наткнешься на сообщение об очередом случае поножовщины среди подростков (обоего пола) и даже детей, где жертвы – не только сами особи младшего возвраста, но и взрослые.

Такое впечатление, что на европейском континенте идет война. Война поколений шла всегда (и в Древней Греции такое было, если вспомнить царя Эдипа), но не в виде уличных драк или публичных диспутов.

На днях я выходил из своей станции метро часа в три, когда кончаются уроки в школах. На лавочке напротив сидела свора – именно свора, не группа — школьниц. Все они были в школьной форме – плиссированные юбки, школьные галстуки и т.д., то есть из вполне приличной школы. Они были окружены баррикадами из подростковой диеты: банки с кока-колой и фантой, батареями марс-барс и хрустящим олимпом из чипсов-криспов.

Все это молча (не без хихиканья) уничтожалось с систематичностью полевых грызунов, и оболочка съеденного и выпитого – банки и пакеты – бросалась прямо на тротуар. Картина напоминала эпоху забастовки мусорщиков в Англии конца семидесятых годов.

Мимо шла толпа взрослых, все бросали осторожные брезгливые взгляды на эту демонстративную цыганщину, но никто не решался сделать девицам замечание. То есть, не совсем так: какая-то старушка демонстративно подобрала брошенный ей под ноги пакет и отправила его в урну.

Этот жест был правильно расшифрован девицами как немой укор. И тут же картинка озвучилась. На старушку посыпалось такая изобретательная и грязная матерщина, что она быстро ретировалась в подземку.

Конечно, поведение этих разнузданных школьниц было дешевкой и показухой, демонстрацией бунтарства на детском уровне. Но когда вместо разорванных пакетов, жвачки и пустых банок появляются разбитые бутылки и острые ножы, то речь идет уже не о бунтарстве, а о бессмысленной ненависти к внешнему миру.

Эту ненависть пытаются объяснить недостатками школьного образования или алкоголизмом родителей, дурным влиянием фильмов и наркотиков или расизмом в случае этнических меньшинств. Все это, наверное, играет свою негативную роль, но так или иначе, это подростковое преступное поведение в любом случае свидетельствует о двух вещах: о полной потере подростком ощущения реальности (они ножом пробуют человеческое тело на сопротивляемость), и об отсутствии страха наказания за эти эксперименты.

Я не хочу сказать, что в школе надо снова сечь детей розгами. Я вообще не знаю, что с этим делать. Так или иначе мы – свидетели несокрушимого культа юности.

И культ этот держится, конечно же, не на страхе перед уличным хулиганьем, хотя страх есть. Культ этот начался чуть ли полевека назад после Второй мировой, и укрепился в шестидесятые и семидесятые годы, когда вся идеологическая система «взрослого» мира рухнула под влиянием сексуальной революции, распада империи и, возможно, — как следствие этой революции, — идей анархического коммунизма и социализма.

Постепенно у подросткового поколения – по разным причинам — появились деньги и они, став статистически большинством, стали и главным массовым потребителем в капиталистическом обществе. Я говорю не как марксист, а как владелец, скажем, магазина одежды где-нибудь на Оксфорд-стрит: он ведь должен расчитывать на опредленного покупателя.

Чем больше эти мальчики и девочки покупали, тем больше вся производительная деятельность общества ориентировалась на них. Они диктовали уже не только рынок сбыта промтоваров или музыки с одеждой, но и ход литературы, свои литературные вкусы.

Гуру поколения семидесятников, писатель Мартин Эмис, высказался недавно по разным общественным вопросам в связи с публикацией его мемуарного романа «Беременная вдова» (это название позаимствовано Эмисом у Герцена, о новом веке, беременном идеями века уходящего). Он, как всегда, наговорил много чего политически некорректного, и в частности, высказался о пожилых людях. Он сказал, что надо на главных улицах британских городов расставить будки для людей пенсионного возраста, где они могут комфортабельно уйти из мира, выпив коктейль и получив медаль за героство.

Высказывание это вызвало целую бурю в прессе. Но со стороны писателя это была не более чем абсурдистская само-ирония и эпатаж. Дело в том, что Эмису самому недавно исполнилось шестьдесят, и он, как многие писатели его поколения, пессимистично смотрит на свое литературное будущее – именно в связи с этим самым культом юности.

Однако мрачные прогнозы о судьбе старшего поколения преждевременны. Первый признак – журналы мод и парфюмерии. Они все больше и больше рекламируют продукты, расчитанные на людей старше пятидесяти, как продемонстрировала прошедшая неделя моды в Лондоне. Постепенно пожилой возраст становится мишенью рекламы и в других аспектах жизни.

И загадки тут никакой нет. Люди стали дольше жить, рождаемость не повышается, и в конце концов юноши (и подростки) оказываются в меньшинстве. И не только в сфере массового потребления, но и в литературе. Поощряются литературные усилия людей пожилого возвраста.

Хочу обратить внимание наших читателей и слушателей на объявление в газете Guardian в эти дни. До 31-го марта этого года вы можете принять участие в конкурсе на короткий рассказ – если вы только не младше шестидесяти. Условия можно найти на сайте: www.bookbite.org.uk — победитель получает 1000 фунтов. На эти деньги можно купить очень хороший компьютер и написать великий роман о конфликте поколений.

Платон — изречения

Платон, (427–347 гг. до н. э.), древнегреческий философ, политик, автор концепции идеального государства, ученик Сократа

В государствах заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств.

Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни и каждый – с самим собой.

Во всех изысканиях разума самое трудное – это начало.

Быть обманываемым самим собою – хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.

Бог в нас самих.

Основа всякой мудрости есть терпение.

Круглое невежество – не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.

Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит.

Не казаться хорошим должно человеку, но быть хорошим.

Самое великое наказание – это быть под властью человека худшего, чем ты, когда сам ты не согласился управлять.

Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, – это подъем души в область умопостигаемого.

Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо таки в нее влюблен. А то с ними будут сражаться соперники в этой любви.

Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство.

Первой задачей тирана будет постоянно вовлекать граждан в какие то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе.

Гимнастика есть целительная часть медицины

Самое тяжелое и горькое рабство – рабство у рабов.

Близкая тема:
    Краткая биография Платона

    Платон (Аристокл) (428-347 гг. до н.э.), философ Происходил из рода аристократов. Ученик Сократа. Настоящее имя Платона — Аристокл. Когда отец привел его учиться к Сократу, великий мудрец рассказал, что накануне ночью видел во сне белогоЧитать дальше…

Победа над собой есть первая и наилучшая из побед. Быть же побежденным самим собой всего постыдней и хуже.

Одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно.

Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза.

Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности.

Без смешного нельзя познать серьезного.

С ума сходят многие и по разному.

Величайшая дружба существует между крайними противоположностями. Ведь противоположное питает противоположное, тогда как подобное не получает ничего от подобного.

Любящий божественней любимого, потому что вдохновлен богом.

Каждый из нас – это половинка человека, рассеченного на две части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину.

Трудно становиться хорошим, хотя это и возможно, но быть хорошим – невозможно.

Во влюбленном, словно в зеркале, он [любимый] видит самого себя.

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.

Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.

Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она – отдых.

Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла.

Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Большая сила у того человека, который умеет промолчать, когда он прав.

Сколько рабов, столько врагов.

Нет более верного признака дурного устройства городов, как обилие в них юристов и врачей.

Государственное устройство – это нечто чрезвычайно могущественное и с трудом поддающееся распаду. Нередко оно продолжает существовать, несмотря на смертельные, подтачивающие его изнутри недуги, несмотря на несообразность несправедливых законов, на тиранию, развращенность и невежество должностных лиц, на разнузданность и мятеж народа.

Народы будут счастливы, когда настоящие философы будут царями или когда цари будут настоящими философами.

Никто не знает, что такое смерть и не есть ли она величайшее для человека добро. Однако все страшатся ее как бы в сознании, что она – величайшее зло.

Связанные записи:

Популярно:

Комментарии:

Древнегреческие философы Платон и Аристотель

С древних времен греки размышляли над окружающим их мире и природой. Они высоко ценили знания и человеческую мудрость. А людей, которые старались понять и объяснить как устроен мир, природа, человек, человеческое общество, они называли философами, т. е. любителями мудрости. Философы размышляли, задавали вопросы, наблюдали, делали записи, поэтому первые философы были первыми учеными. Они занимались астрономией, математикой, медициной, географией и другими науками. Но в те далекие времена, эти науки не были отделены одна от другой и назывались одним словом философией, т.е. любовь к мудрости.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одними из главных древнегреческих философов Платоном и Аристотелем.

Платон

Платон родился в 427 г до н.э. в Афинах. Настоящим его именем было Аристокл. Платон это прозвище, что дошло до нас, которое ему дали, благодаря его внешнему виду.  В переводе с древнегреческого оно обозначает «широкий». Он действительно имел атлетическое телосложение и даже был двукратным чемпионом олимпийских игр по борьбе — панкратиону. Происходил этот философ из богатого и знатного рода. Много путешествовал, готовил себя к политической деятельности. Но в череде событий эта карьера у него не состоялась.

Ключевым событием жизни этого человека можно назвать встречу со знаменитым философом Сократом. Согласно легенде, перед тем, как Платон стал учеником Сократа, последний увидел во сне лебедя у себя на коленях, который с криком взлетел в небеса. Сон предсказал великому философу появление достойного ученика.

 В Афинах задумал и организовал школу, которую назвал Академией. Название свое берет из-за местоположения, находилась она в саду, посаженный в честь героя Академа.

Платон изобрел будильник для своих учеников. Принцип был простой: из одной емкости в другую переливалась вода. Когда она достигала определенного уровня, срабатывал механизм, запускающий воздух в флейту. Под звуки флейты ученики просыпались и отправлялись на занятия.

Именно Платон рассказал человечеству об Атлантиде. До сих пор ученые бьются над разгадкой тайны существования этого острова-государства. Впервые эта легенда излагается у Платона в диалогах «Тимей» и «Критий» с ссылкой на некие предания. Платон указывает время катастрофы как «9000 лет назад», т.е. в середине X тысячелетия до н. э. На данный момент рассказ об Атлантиде большинством ученых считается либо выдуманным Платоном философским мифом, либо мифом, сформировавшимся на основе воспоминаний о какой-то реальной древней катастрофе.

Согласно Платону, есть мир вещей и мир идей, откуда приходит душа человека. В ней изначально заложены все знания, нужные нам, и наша задача — только помочь ей вспомнить их. Также философ считал, что душа бессмертна, и верил в переселение душ.

Не менее интересные представления были у ученого о слоях общества. Так, он считал, что люди, которые занимаются ремеслом или земледелием, рождаются с душой из меди. У правителей души из золота, а люди, которые разрабатывают законодательство и следят за его исполнением, имеют души из серебра.

Гений Платон: творчество, метод, открытия: VIKENT.RU

«Всё, что вызывает переход из небытия в бытие, 
творчество, и,  следовательно,
создание любых произведений искусства и ремесла 
можно назвать творчеством,
а всех создателей их – творцами»

Платон,  Пир  / Собрание сочинений в 4-х томах,  Том 2, М. , «Мысль», 1993 г., с. 115.

 

 

Древнегреческий учёный, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл.  Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Платон — создатель первой в европейской культуре целостной философской концепции, положившей начало расхождению двух линий в философии: идеалистической и материалистической, которая традиционно связывается с именем Демокрита, которого Платон ни разу не упоминает в своих сочинениях, хотя они жили примерно в одно и то же время…

Как заметил логик Альфред Уайтхед: «вся европейская философия на самом деле — ряд примечаний к Платону».

Платон придерживался идеи бессмертия и переселения души, а также существования неких идеальных идей — эйдосов, проекция которых и даёт несовершенный материальный мир.

После знакомства с Сократом приблизительно в 407 до н. э., Платон сжёг свои юношеские стихи, отказался от принятой в его кругах афинской аристократии политической карьеры и решил всю жизнь посвятить философии.

«После гибели Сократа Платон пришёл к выводу, что все существующие государства безнравственны, и решил создать проект государства справедливого, которое он надеялся учредить, убедив в преимуществах своего плана какого-нибудь монарха. Чтобы собрать материал для своего проекта, Платон отправился в путешествие: он хотел познакомиться с государственным устройством соседних стран. Платон путешествовал 12 лет, посетил Египет, Киренаику, Южную Италию, Сицилию. В Египте Платона заинтересовало наследственное разделение труда между сословиями, в Великой Греции — союзы пифагорейцев, объединявшие местных аристократов. Вернувшись, Платон основал в Афинах, в роще героя Академа, свою школу, которая стала называться Академией».

Ботвинник М.Н., Греческая культура VII-IV веков до н. э. / История древнего мира. Расцвет древних обществ, Книга 2, М., «Наука» 1989 г., с. 269.

 

«Платон имел много врагов, как политических и философских, так и личных. Клеветам поэтому не было конца. Его обвиняли в надменности, завистливости и непомерном честолюбии: циник Диоген говаривал, что в самом желании Платона не казаться гордым скрывается страшная гордость, а пылкий Аполлодор, в порыве ненависти, воскликнул однажды, что он с большей готовностью принял бы от Сократа чашу с ядом, нежели из рук Платона кубок вина. Ему приписывали крайнюю неуживчивость, раздражительность и ревность к чужой славе, и его представляли позднейшие предания ссорящимся с Ксенофонтом, Аристиппом, Аристотелем и даже бросающим грязью в память самого Сократа. Его поведение, дальше, выставляли как прямую противоположность тому, чему он учил в своей этике, и к Дионисию (правитель Сиракуз на Сицилии – Прим. И.Л. Викентьева), говорили, он ездил потому, что слыхал много хорошего… о сиракузской кухне! Ему отказывали даже в таланте и оригинальности, говоря, что большинство его диалогов написаны были вовсе не им, а Антисфеном, Аристиппом и другими философами того времени, и что «Тимей», одно из главных его сочинений, представляет не что иное, как пересказ одной пифагорейской книги, приобретённой им за баснословную цену в 100 мин! Ему, наконец, отказывали даже в том, что составляло, по тогдашним понятиям, неотъемлемую принадлежность всякого свободного человека, а именно независимость в материальном отношении: поговаривали, что он был беден, нуждался и должен был для снискания себе пропитания торговать оливковым маслом. Он даже собирался будто бы наняться в солдаты».

Орлов Е.Н., Платон / Сократ; Платон; Аристотель; Бруно: биографические  очерки (переиздание биографической библиотеки Ф.Ф. Павленкова), СПб, ЛИО  «Редактор», 1995 г., с. 79.

 

Характерно, что Платон отказывал актёрам и поэтам в праве на существование в своём идеальном государстве, поскольку они изменчивы и непредсказуемы. .. В книге третьей «Государства» Платона есть следующие строки: «Если же человек, обладающий умением перевоплощаться и подражать чему угодно, сам прибудет в наше государство, желая показать нам свои творения, мы преклонимся перед ним как перед чем-то священным, удивительным и приятным, но скажем, что такого человека у нас в государстве не существует и что не дозволено здесь таким становиться, да и отошлём его в другое государство, умастив ему главу благовониями и увенчав шерстяной повязкой».

 

 

Основатель Академии, просуществовавшей почти 1000 лет.

Ученики: Аристотель, геометр Евклид, астроном Евдокс и многие другие.

 

ВИДЕО: ЖИЗНЬ и ИДЕИ ПЛАТОНА.

 

Синопсис Платона — PHIL 305: Древнегреческая философия

Сократовские диалоги : 

Евтифрон, Апология, Протагор
  • В первую очередь лечат моральные вопросы.
  • Зарождающаяся версия учения о формах предполагается, а не аргументируется.
  • Использование elenchus доминирует в драматическом развитии.
  • «Что это?» ( Ti esti? ) вопрос и сократовские определения центрального интереса.
  • Апория /Сократовское невежество типично.
  • «Словом и делом»: Соц. предлагает «двухуровневую» защиту в Apol .
  • Единство достоинств и невозможность акрасии  аргументировано в Protag .

Средний период : 

Федон, Республика, Парменид
  • Метафизика и эпистемология занимают более важное место.
  • Эленх выпадает; Сократ гораздо более откровенен, предлагая многочисленные моральные определения в Rep.
  • Учение о формах разработано более полно и эксплицитно аргументировано; «Двумирный» взгляд различает Бытие и Становление (парменидское vs.гераклитов).
  • Сократ претендует на Фаэд.  96a-d не иметь интереса к естественным наукам (изучение Становления).
  • Проблемы с учением о формах (особенно о природе участия и разделении Бытия и Становления), поднятые в Parm.

Поздние диалоги : 

Тимей, Теэтет, Филеб
  • Сократ практически исчезает.
  • Учение о формах сохранено, но переработано и использовано по-новому.
  • В онтологию Платона добавлен новый элемент: вместилище.
  • Демиург (божественный мастер), вставленный между формами и явлениями в качестве причинного/преднамеренного агента.
  • Участие обналичено частично в рамках преднамеренных отношений.
  • Мировая душа (и человеческие души) истолковываются как смешение неделимого Бытия и делимого бытия; таким образом, эти две сферы не полностью разделены.
  • Формы изображаются как парадигмы, а не образцы их экземпляров.
  • Новая космология полностью пифагорейская; разработана строгая химическая теория.
  • Естествознание теперь является респектабельной дисциплиной ( contra Phaed. 96a-d), так как космос есть прекрасный, божественно созданный образ формы Живого Существа.
  • Творческая деятельность демиурга используется в нравственных целях: наша цель как людей состоит в том, чтобы стать как можно более богоподобными, наводя порядок на естественно беспорядочные движения нашей души.

Доктрина форм

Предназначен как многоцелевой философский инструмент, обеспечивающий основу для нескольких типов теорий.

  • Мораль : формы являются стандартом, по которому должны оцениваться человеческие действия и характер. ( Euthy. , Apol. , Protag. , Rep ., Theaet., Phileb. )
  • Психологический : (смутное) воспоминание о формах позволяет людям воспринимать воспринимаемое царство относительно последовательным и стабильным образом.(Фед.)
  • Онтологическое : формы являются источником бытия, моделями, по которым создаются воспринимаемые объекты. (Фаэд., Респ., Тим.)
  • Эпистемический : формы являются объектами знания. (Phaed., Rep., Theaet., Phileb.)
  • Семантический : (тусклое) запоминание форм требуется для осмысленного использования обычных предикатов и способствует успешному общению. (Phaed., Rep., Parm.)
  • Космологический : формы — это модели, по которым был создан весь космос.(Тим.)

Фармакон: Платон, культура наркотиков и идентичность в древних Афинах

Начиная с самого тщательного обзора классических интоксикантов, Ринелла подробно применяет свои открытия ко многим платоновским текстам. Его результаты, безусловно, имеют большое значение для исследователей Платона, а также для истории медицины и классической цивилизации в целом. Это действительно впечатляющее достижение.
Энтони Преус, Бингемтонский университет

Рассуждение Ринеллы о природе и распространенности наркотиков в классическую эпоху Афин является важным контекстом для основной темы платонических диалогов и дает ценную основу для любого исследователя произведения великого философа. Как проницательно показывает Ринелла, Платон, по-видимому, был первым, кто обратился к проблеме вызываемого наркотиками экстаза как опасного для нормально организованного функционирования общества, ведущего к потенциально преступному поведению и нерациональному образу мыслей, и к решению философом проблемы Проблема в том, что «благородная ложь» все еще существует в нашей нынешней политике в отношении наркотиков.
Карл А. П. Рак, Бостонский университет

Существуют серьезные исследования по ряду дисциплин, которые требуют, чтобы это считалось вкладом как в историю, так и в изучение общества.Есть, конечно, и политическая повестка, повестка дня, подкрепленная ссылками на таких фигур, как Деррида и Фуко, но она приглушена и в основном остается на заднем плане. Некоторые особенности афинского общества делают этот вклад особенно желанным. В настоящее время значительное внимание уделяется греческому симпозиуму, институту, в котором вино, само по себе богатое другими опьяняющими примесями, использовалось до потери контроля . .. Он помогает нам взглянуть на Платона по-новому, даже если такие точки зрения может захватить только часть изображения.Мало кто подумает, что призывы к более спокойному отношению к рекреационному употреблению наркотиков зависят от ясности его доводов на каждом этапе его пути. И здесь также некоторые будут чувствовать себя более спокойно в отношении его выводов, чем другие. Но, как и в случае с Платоном, текст должен быть катализатором дискуссии, а не последним словом.
Социальная история алкоголя и наркотиков

Это жизненно важная фармакография. Он не только проливает свет на сегодняшнюю «проблему наркотиков» через самые корни западной литературной и философской мысли, он не оказывает медвежью услугу древним грекам и смело обращается к ним на их собственных условиях.Это кладезь исследований, которые, несомненно, помогут пролить новый свет на множество проблем, связанных с использованием человеком этой великой двусмысленности — лекарства/фармакона.

Psychedelic Press UK

Фармакон Майкла Ринеллы: Платон, культура наркотиков и идентичность в древних Афинах. . . . опирается на впечатляюще разнообразные источники, от литературных и исторических текстов до глиняной посуды и других фрагментов материальной культуры и недавних исследований в области молекулярной археологии.. . В целом [книга] выдвигает провокационный набор утверждений, [предоставляя] полезное введение в основные источники, представляющие раннюю культуру наркотиков. Обращение Ринеллы к этим источникам показывает, насколько сильно отличались дискурсы от тех, которые широко распространены сегодня.
Новая политическая наука

Исследователи обнаружили, что древнегреческий философ что-то понял — ScienceDaily

Платон, греческий философ, живший в 5 веке до н.э., считал, что Вселенная состоит из пяти видов материи: земли, воздуха, огня, воды и космоса. Каждая была описана с определенной геометрией, платонической формой. Для Земли такой формой был куб.

Наука неуклонно выходит за рамки догадок Платона, вместо этого рассматривая атом как строительный блок Вселенной. Тем не менее Платон, похоже, что-то понял, как обнаружили исследователи.

В новой статье в Proceedings of the National Academy of Sciences группа из Университета Пенсильвании, Будапештского университета технологии и экономики и Университета Дебрецена использует математику, геологию и физику, чтобы продемонстрировать, что средняя форма скалы на Земле представляют собой куб.

«Платон широко известен как первый человек, разработавший концепцию атома, идею о том, что материя состоит из некоего неделимого компонента в мельчайших масштабах», — говорит Дуглас Джеролмак, геофизик из Пенсильванской школы искусств и наук. Науки о Земле и окружающей среде и факультет машиностроения и прикладной механики Школы инженерии и прикладных наук. «Но это понимание было только концептуальным; в нашем современном понимании атомов ничего не происходит из того, что сказал нам Платон.

«Интересно то, что то, что мы находим в случае с камнем или землей, состоит в том, что существует нечто большее, чем просто концептуальная родословная, восходящая к Платону. Оказывается, что концепция Платона об элементе земли, состоящем из кубов, является, в буквальном смысле, среднестатистическая модель для реальной земли. И это просто сногсшибательно».

Открытие группы началось с геометрических моделей, разработанных математиком Габором Домокосом из Будапештского университета технологии и экономики, чья работа предсказала, что природные породы будут фрагментироваться в кубические формы.

«Эта статья — результат трех лет серьезных размышлений и работы, но она возвращается к одной основной идее», — говорит Домокос. «Если вы возьмете трехмерную многогранную форму, разрежете ее случайным образом на два фрагмента, а затем разрежете эти фрагменты снова и снова, вы получите огромное количество различных многогранных форм. Но в среднем результирующая форма фрагментов представляет собой куб».

Домокош втянул в петлю двух венгерских физиков-теоретиков: Ференца Куна, эксперта по фрагментации, и Яноша Торёка, эксперта по статистическим и вычислительным моделям.После обсуждения потенциала открытия, говорит Джеролмак, венгерские исследователи привезли свое открытие в Джеролмак, чтобы вместе работать над геофизическими вопросами; другими словами, «Как природа позволяет этому случиться?»

«Когда мы отнесли это Дугу, он сказал: «Либо это ошибка, либо это большая ошибка», — вспоминает Домокос. «Мы работали в обратном направлении, чтобы понять физику, которая приводит к этим формам».

По сути, они ответили на вопрос, какие формы образуются, когда камни разбиваются на куски.Примечательно, что они обнаружили, что основная математическая гипотеза объединяет геологические процессы не только на Земле, но и во всей Солнечной системе.

«Фрагментация — это повсеместный процесс измельчения планетарных материалов», — говорит Джеролмак. «Солнечная система усеяна льдом и камнями, которые непрерывно разбиваются на части. Эта работа дает нам признаки этого процесса, которого мы никогда раньше не видели».

Частично это понимание заключается в том, что компоненты, которые отделяются от ранее твердого объекта, должны соединяться друг с другом без каких-либо зазоров, как упавшая тарелка, которая вот-вот разобьется.Как оказалось, единственная из так называемых платоновых форм — многогранников со сторонами равной длины — которые подходят друг к другу без зазоров, — это кубы.

«В нашей группе мы предположили, что, вполне возможно, Платон смотрел на обнажение скалы и после обработки или анализа изображения подсознательно в своем уме предположил, что средняя форма чем-то похожа на куб», — говорит Джеролмак.

«Платон был очень чувствителен к геометрии», — добавляет Домокос. Согласно преданиям, фраза «Пусть не войдет никто, не знающий геометрии» была выгравирована на двери в Академию Платона.«Его интуиция, подкрепленная его широкими представлениями о науке, возможно, привела его к этой идее о кубах», — говорит Домокос.

Чтобы проверить, верны ли их математические модели в природе, команда измерила большое разнообразие камней, сотни собранных ими и тысячи других из ранее собранных наборов данных. Независимо от того, были ли камни естественным образом выветрены из-за большого обнажения или были взорваны людьми, команда нашла хорошее соответствие среднему кубическому значению.

Однако существуют особые скальные образования, которые, кажется, нарушают кубическое «правило».«Дорога гигантов в Северной Ирландии с ее высокими вертикальными колоннами является одним из примеров, образованных в результате необычного процесса охлаждения базальта. -обычные процессы в действии

«Мир — грязное место, — говорит Джеролмак. «В девяти случаях из 10, если камень разрывается, сжимается или раскалывается — а обычно эти силы действуют вместе — в конечном итоге вы получаете фрагменты, которые в среднем имеют кубическую форму.Только если у вас особое стрессовое состояние, вы получаете что-то еще. Земля просто не делает этого часто. »

Исследователи также исследовали фрагментацию в двух измерениях или на тонких поверхностях, функционирующих как двумерные формы, с глубиной, которая значительно меньше ширины и длины. Там узоры изломов другие, хотя центральная концепция разделения многоугольников и получения предсказуемых средних форм все еще сохраняется.

«Оказывается, в двух измерениях вы с одинаковой вероятностью получите либо прямоугольник, либо шестиугольник в природе», — говорит Джеролмак.«Это не настоящие шестиугольники, но они являются статистическим эквивалентом в геометрическом смысле. Вы можете думать об этом как о растрескивании краски: действует сила, которая разрывает краску на равные части с разных сторон, создавая шестиугольную форму, когда она трескается. .»

В природе примеры таких двухмерных структур разломов можно найти в ледяных щитах, высыхающей грязи или даже в земной коре, глубина которых значительно превышает ее поперечную протяженность, что позволяет ей фактически функционировать как двух- габаритный материал. Ранее было известно, что земная кора раскололась таким образом, но наблюдения группы подтверждают идею о том, что модель фрагментации является результатом тектоники плит.

Выявление этих закономерностей в горных породах может помочь в прогнозировании таких явлений, как опасность обвала камней или вероятность и расположение потоков жидкости, такой как нефть или вода, в горных породах.

Для исследователей открытие того, что кажется фундаментальным законом природы, вытекающим из открытий тысячелетней давности, было интенсивным, но удовлетворительным опытом.

«Существует множество песчинок, гальки и астероидов, и все они эволюционируют в результате расщепления универсальным образом», — говорит Домокос, который также является одним из изобретателей Gömböc, первой известной выпуклой формы с минимальное количество — всего две — точек статического баланса. Выкрашивание в результате столкновений постепенно устраняет точки баланса, но формы не превращаются в гёмбок; последняя выступает как недостижимая конечная точка этого естественного процесса.

Текущий результат показывает, что отправной точкой может быть похожая знаковая геометрическая форма: куб с 26 точками баланса.«Тот факт, что чистая геометрия дает эти скобки для вездесущего естественного процесса, доставляет мне удовольствие», — говорит он.

«Когда вы поднимаете камень в природе, это не идеальный куб, но каждый из них является своего рода статистической тенью куба», — добавляет Джеролмак. «Это напоминает аллегорию Платона о пещере. Он постулировал идеализированную форму, которая была необходима для понимания вселенной, но все, что мы видим, — это искаженные тени этой совершенной формы».

Древнегреческие философские проблемы населения и окружающей среды на JSTOR

Абстрактный

Только с возникновением греческих городов-государств мы видим цивилизацию, более чем пассивно озабоченную хрупким балансом между запасами продовольствия и населением.Древние Афины были особенно обеспокоены демографическим давлением. Таким образом, древнегреческие философы, особенно Платон и Аристотель, были более чем чувствительны к взаимосвязи между населением и ресурсами, когда постулировали идеальный размер города-государства того времени. Холодная реальность, а не метафизика, была источником вдохновения для их произведений.

Информация о журнале

В этом журнале публикуются научные статьи и обзоры, посвященные двунаправленным связям между населением, природными ресурсами и природной средой.При этом его цель заключается в углублении научного и политического диалога в этой области, которая часто бывает сложной. Поскольку эта область представляет интерес для многих дисциплин, приветствуется вклад ряда социальных, политических, жизненных и естественных наук. Приветствуется работа на всех уровнях, от локального до глобального, как теоретический, так и эмпирический вклад. Статьи, связанные с математикой, уместны, если символический аргумент ясно описан в описательном тексте. Материалы, посвященные в основном выражению политической точки зрения, будут рассматриваться, если они четко помечены как «Комментарий».Редактор оставляет за собой право запрашивать и возражать против любой такой статьи. Население и окружающая среда предназначена для исследователей, работающих в академических и политических учреждениях в области демографии, экономики, социологии, географии, экологических исследований, общественного здравоохранения, экологии и связанных с ними субдисциплин.

Информация об издателе

Springer — одно из ведущих международных научных издательств, выпускающее более 1200 журналов и более 3000 новых книг ежегодно, охватывающих широкий круг предметов, включая биомедицину и науки о жизни, клиническую медицину, физика, инженерия, математика, информатика и экономика.

Жизнь Платона в контексте

Жизнь Платона в контексте

Классические греческие философы

  • Сократ: 469–399 гг. до н. э.
  • Платон: 427–347 гг. до н. э.
  • Аристотель: 384–323/2 гг. до н. э.

    Источники информации об историческом Сократе (помимо Платона):

  • Ксенофонт ?430 — 354: Апология, Памятные вещи, Симпозиум, Экономический
  • Аристофан 445-385 Облака, 423 г. до н.э.
  • Аристотель: см. Метафизика 987B1-6, 1086a37-b5
      Сократ был непохож на Платона:
    • занимался этикой
    • искомых определений универсалий
    • не разделял универсалы

    Ключевые события жизни Платона

    • Перикл (495-429 до н.э.н.э.), Процветание и Программа строительства на Акрополь
    • Афины доминируют над Спартой 454
    • Пелопоннесская война (Афины против Спарты) 431-404
    • Сократ в битве при Потейдее (1/4 человека убито) 432-29
    • Падение Афин: 404, Тридцать тиранов 403, Демократия восстановлена ​​399, Сократ казнен
    • Чума в Афинах 430-27 Софокла «Царь Эдип» 429 Софоклова смерть 405
    • Платон посещает Сицилию: 387; 367; 360
    • Основание Академии: 386 (просуществовала 900 лет)
    • Аристотель приходит в Академию (17 лет): 367
    • Филипп Македонский начинает свои завоевания 359
    • Первая римская победа 340

    Периоды диалогов Платона*

    Ранний: краткий, сосредоточенный на этических добродетелях, отрицательный, Сократ не знает
    • Евтифрон, Ион, Апология, Критон, Лахет, Лисид, Гиппий, Хармид
    Средний: длиннее, Введенные и используемые формы, единство добродетелей, анти-акрасия (слабость по желанию)
    • Федон, Симпозиум, Республика, Федр, Парменид и Тимей (переходный)
    Поздний («Академический»): аналитический, абстрактный, неразговорный, запутанный, сложный
    • Теэтет, Софист, Государственный деятель, Филеб, Законы
    *Примечание: Датировка произведений Платона вызывает споры. это один гипотеза, имеющая некоторую поддержку, но не единственно возможная.
    Назад к Платону Схема
  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ОПЫТНОЕ ОБУЧЕНИЕ*

    детское шепелявость, беспокойство, предпочитающее читать лекции, прогуливаясь под колоннадой, за что

    школа получила прозвище «перипатетики» (Thomas et al., 2001, диск 1, дорожка 16; Блэкберн, 1996, стр. 24).

    Ученик Аристотеля, Александр, известный к тому времени как Александр Македонский, умер в 323 г. до н. э., когда Афины охватили

    антимакедонские настроения.Македонская ассоциация Аристотеля вскоре привела его к суду за нечестие (Crisp, 2000, p. xxxvi). Не желая позволить Афинам согрешить против философии во второй раз и, в отличие от Сократа, он выбрал изгнание на остров Эвбея (Hughes, 2001, p. 3;

    Denise et al., 2005, p. 23). Годом позже, в возрасте 63 лет (322 г. до н. э.), устроив дела для Герпиллиса

    и Никомаха (Irwin, 1999, p. xiii) и освободив своих рабов, нежный и невозмутимый философ

    умер от болезни пищеварения (Crisp, 2000). , п.ХХХVII; Томас и др., 2001, диск 1, дорожка

    20-21).

    Аристотелю приписывают одну из крупнейших библиотек в греческом мире (Denise et al., 2005,

    стр. 22) и автор более 400 работ, начиная от «природы реальности, физики, знания,

    разум, язык, биология, физиология, астрономия, время, теология, литература, риторика, природа человеческого счастья и многое другое» (Крисп, 2000, с. vii). Сохранилась только треть его работы,

    , но только для нее требуется 1.5 миллионов слов для перевода. «Отчет об интеллектуальной загробной жизни Аристотеля

    был бы немногим меньше, чем история европейской мысли» (Barnes, 1982, стр. 86).

    Для нашего обсуждения обновления моральной парадигмы для обучения на открытом воздухе интерес представляет основной аристотелевский текст

    — одноименная Никомахова этика, настолько известная, что ее

    называют просто Этикой (Аристотель, 1999). Этическое предприятие Аристотеля состоит не в том, чтобы привести

    моральный аргумент, а в том, чтобы сделать нас хорошими (II 1 § 1). Это поиск «добра» для человечества (I 1-

    2). Хотя Платон предлагал искать всеобщую Идеальную Форму

    Добра, Аристотель находит это нецелесообразным:

    Трудно понять, что получит ткач или плотник для своего ремесла

    от знания этого Добра. Сама, или как кто-то станет лучше в медицине или

    полководце, взглянув на Саму Идею. Ибо то, что врач, по-видимому, считает

    даже не здоровьем [вообще], а здоровьем человека, и, по-видимому,

    здоровье этого [конкретного] человека даже больше, так как он лечит одного конкретного

    пациента за раз (I 6§16).

    Этот отрывок отражает фундаментальное различие между Платоном и Аристотелем, прекрасно

    изображенное в «Афинской школе» Рафаэля, где палец Платона тянется к небу, а

    рука Аристотеля движется к земле. Платон искал общие истины, Аристотель искал

    применения истины в контексте. Подобно Платону, разум играет огромную роль в определении блага для

    Аристотеля, но, в отличие от Платона, понимание большей частью черпается из опыта и применяется к нему.

    Для того чтобы выделить вклад Аристотеля в моральную парадигму обучения на открытом воздухе,

    будет полезно обрисовать его аргументы, тем самым предоставив представление о его основных элементах и ​​

    словарном запасе. Аристотель считал, что все одушевленные объекты имеют телос, цель, для которой они были созданы. Эвдемония, часто переводимая как счастье, процветающая жизнь, удовлетворение или благополучие, — это телос, который Аристотель обычно определяет для людей.Как достигается эта эвдемония,

    связано с функцией, ergon, существа. Эргон связан с тем, как что-то должно функционировать, что для него естественно. Подобно Сократу и Платону до него, Аристотель подчеркивал

    рациональную функцию человеческого вида (Denise et al., 2005, p. 23). Чтобы люди могли жить

    эвдемонистически, они должны жить в соответствии с правильным разумом (VI 13§4-5). Жить

    «отлично» в согласии с нашим разумом, значит жить «добродетельно», что означает совершенство по-гречески

    . Добродетельное мышление требует интеллектуальных добродетелей (из Книги VI), а действие

    Платон, Аристотель и древние греки, часть 1 – Фонд «Будущее свободы»

    Древние греки оставили огромное количество знаний в своих сохранившихся сочинениях на самые разные темы, включая науку, логику, философию, литературу и искусство.

    Кроме того, город-государство Афины считается родиной интеллектуальной свободы и демократии — прочного наследия, которое помогло сформировать идеи, повлиявшие на развитие западной цивилизации.

    Но, по сравнению с ними, их дискуссии по экономике часто были немногочисленными и почти всегда относительно бессистемными. Основная причина этого связана с тем фактом, что для древних греков вопросы, касающиеся «экономики», считались подчиненными другим темам, которые считались гораздо более важными для жизни человека и общества.

    Для греческих философов и социальных мыслителей центральными темами были вопросы «справедливости», «добродетели», «добра» и «прекрасного». То, что сегодня мы называем «экономическими» вопросами и проблемами, было отнесено к узкому углу оценки того, как экономические институты и организации могут быть спроектированы или модифицированы, чтобы служить этим «высшим» целям или целям.

    Греческий взгляд на общество выше личности

    Расширением этого является понимание общего взгляда древних греков на индивидуума в обществе. Их концепция заключалась в том, что индивидуум зависел от общества, в котором он родился, во всем, чем он мог или стал как личность. То есть сообщество взращивало и формировало индивидуума в «цивилизованного» человека.

    Общество имело приоритет или приоритет над личностью.Человек родился, жил и умер. Однако общество и государство, по их мнению, продолжали жить.

    Более современное представление о человеке как о свободном, автономном деятеле, который сам выбирает свои цели, выбирает свои собственные средства для достижения желаемых целей и вообще живет для себя, было чуждым уму древних греков.

    Одним из ведущих защитников свободы личности в Европе начала девятнадцатого века был французский социальный философ Бенджамин Констан (1767-1830).В 1819 году он прочитал в Париже известную лекцию под названием «Свобода древних по сравнению со свободой современности».

    Он сказал, что у древних греков, например, в городе-государстве Афины, «свобода» понималась как право свободного гражданина участвовать в политических обсуждениях городских дел, включая выступления, дебаты и голосование. Но как только обсуждение было закончено и проведено голосование, человек становился «рабом» большинства решений своих сограждан.Объясняемая константа:

    Целью древних было разделение [политической] власти между гражданами отечества: это то, что они называли свободой. [Но] гражданин, почти всегда суверенный в государственных делах, был рабом во всех своих личных отношениях.

    Как гражданин он решал мир и войну, как частное лицо его принуждали, наблюдали и подавляли во всех его движениях; как член коллегии он допрашивал, увольнял, осуждал, разорял, ссылал или приговаривал к смертной казни своих магистратов и начальников; как субъект коллектива он мог быть лишен своего статуса, лишен своих привилегий, изгнан, предан смерти по усмотрению целого, к которому он принадлежал. ..

    Древние, как говорит Кондорсе, не имели представления об индивидуальных правах. Люди были, так сказать, просто машинами, чьи шестерни и зубчатые колеса регулировались законом… Индивидуум каким-то образом терялся в нации, гражданин в городе.

    Констант сравнил эту концепцию свободы у древних с «современными», то есть с концепцией и идеалом свободы в его время, в первые десятилетия девятнадцатого века.

    Теперь, сказал он, идея свободы заключается в праве человека быть оставленным в покое.Человек был волен сам направлять свою жизнь, выбирать свои собственные цели и преследовать любые амбиции и карьеру, которые он мог пожелать. Он мог формировать любые межличностные ассоциации по своему выбору или мог сам идти своим путем.

    Политическая свобода была важной частью свободы, утверждал Бенджамин Констан, но суть свободы для «современных» заключалась в праве человека жить своей жизнью так, как он хочет, без вмешательства или «диктата» со стороны политических меньшинств или большинство. Объяснение константы:

    ….что англичанин, француз и гражданин Соединенных Штатов Америки понимают сегодня под словом «свобода».Для каждого из них это право подчиняться законам, и не быть ни арестованным, ни задержанным , казнить или подвергнуть жестокому обращению каким-либо образом по произвольной воле одного или нескольких лиц. Каждый имеет право высказывать свое мнение, выбирать профессию и заниматься ею, распоряжаться имуществом и даже злоупотреблять им; приходить и уходить без разрешения и без необходимости отчитываться за свои мотивы или действия.Каждый имеет право объединяться с другими людьми либо для обсуждения своих интересов, либо для исповедания религии, которую предпочитают они и их единомышленники, либо даже просто для того, чтобы проводить свои дни или часы таким образом, который наиболее соответствует их наклонностям и прихотям.

    Рабство унижает честный труд и ослабляет стимулы

    Также важно помнить, что греческое общество и древнегреческая экономика основывались на рабском труде. Это привело к двум результатам:

    Во-первых, все, что связано с ручным трудом и обычным трудом для заработка, а также повседневная работа с деньгами и обмен товарами и услугами, считалось недостойным культурного и свободного гражданина греческого города-государства.Это отвлекало греческого гражданина от его первой и высшей обязанности: участия и интереса к политическим, философским и художественным делам своего города-государства. Это не создавало интеллектуального климата, способствующего превращению вопросов экономических отношений и институтов в респектабельное поле для серьезных размышлений и размышлений.

    Во-вторых, применение рабского труда уменьшало всякие мотивы и побуждения со стороны мыслящего, свободного гражданина заниматься вопросами экономии и более эффективного использования труда.Поскольку после захвата и продажи в рабство раб не мог отказаться работать или требовать более высокой заработной платы или лучших условий труда или искать лучшие возможности трудоустройства, было мало мотивов для разработки способов более эффективного использования рабочей силы за счет улучшения социальных или рыночных условий.

    Платон о разделении труда и размере города-государства

    Для Платона (428 г. до н. э. – 348 г. до н. э.) происхождение общества усматривается в неспособности людей быть самодостаточными; у них нет возможности удовлетворить все свои потребности собственным трудом.Каждый человек обладает определенными врожденными качествами, которые делают его лучше в одних вещах, чем в других. Посредством специализации задач члены сообщества могут улучшить свои материальные условия, производя тот товар, в котором они наиболее искусны, и обменивая его в больших количествах на другие вещи, в которых они нуждаются, у других, которые делают то же самое.

    Но защита Платоном разделения труда основывается не только и не в первую очередь на его производительном превосходстве. Вместо этого обоснование такого социального устройства является этическим.Платон утверждал, что, учитывая разнообразие натуры и навыков среди людей, каждый должен делать то, что для него «естественно», и когда он делает это, он реализует то, что «лучшее» в его «природе». И, таким образом, он исполняет «добро».

    Первичными потребностями человека, по словам Платона, были пища, кров и одежда. В городе-государстве должно быть достаточно широкое внутреннее разделение труда, чтобы в нем было достаточное количество членов с различными навыками и способностями, чтобы обеспечить удовлетворение таких основных потребностей.

    Но один из его учеников спрашивает Платона, не будет ли это просто «городом свиней»?

    Платон признает, что если город-государство должен удовлетворять как потребности людей, так и «высшие» и более культурные аспекты их потенциальной жизни, город должен был расшириться до размеров, достаточно больших, чтобы включить необходимое население, землю и ресурсы для удовлетворения своих более высоких и более культурных потребностей.

    Другие города-государства оказались бы в такой же ситуации. Конфликты между городами-государствами будут возникать, поскольку каждый из них будет пытаться расшириться и отобрать у других городов-государств то, чем они владеют. От этого война была неизбежна. Чтобы защитить себя от конкурирующих городов-государств и расширяться, чтобы иметь необходимое население, землю и ресурсы для этой «высшей» культурной жизни, любому городу-государству потребуется класс людей в разделении труда, обученных и квалифицированных для защиты и защиты. завоюйте территорию, ресурсы и рабов, чтобы выполнить работу, которую нужно сделать.

    Платон и коммунизм стражей

    Городу-государству потребуется класс «стражей» или «воинов». Но теперь возникает проблема, говорит Платон: что защитит граждан города-государства от стражей, способных использовать свои воинские навыки против тех, кто живет и нуждается в защите? Что охраняет людей от стражей?

    Это привело Платона к критике частной собственности.Там, где люди могут владеть собственностью, заявляет Платон, существует жажда обладания и собственности. Не «общее благо» города, а своекорыстные желания индивида мотивированы, когда люди могут приобретать и владеть частной собственностью.

    Для Платона существует иерархия ценностей: «душа», «тело» и «богатство» — в таком порядке. Таким образом, класс опекунов, обладающий правом собственности, будет испытывать искушение преследовать «низшие», а не «высшие» цели человека — погоню за материальным богатством, а не поиски «истины» и «добродетели».

    Таким образом, в идеальной Республике Платона опекуны должны были отказаться от материальной собственности. Стражи будут жить вместе в общем бараке; они вместе обедали; их одежда была бы скромной и одинаковой. Женщины будут общими, и женщины-опекуны заберут их детей вскоре после рождения, чтобы предотвратить корыстную связь с ребенком.

    Платон исходил из того, что социальная среда — политические и экономические институты, в которых люди живут и работают, — определяет их поведенческие характеристики.Измените социальные и экономические институты — в данном случае от частной собственности к общественной собственности и совместному использованию — и вы сможете превратить людей из эгоистичных существ в существ, ориентированных на других.

    Презумпция Платона состоит в том, что если вы лишаете людей способности и права приобретать и владеть частной собственностью и богатством, они перестанут заботиться о своих личных интересах и желаниях. Вместо этого они будут заботиться только о себе и иметь своей целью улучшение «всех», кто имеет общую или общинную собственность и сообщество.

    Таким образом, в сознании Платона нет неизменной, неизменной или постоянной «человеческой природы». Измените социальные институты, и вы сможете изменить характер и качества человека .

    Идеальная республика Платона как командное общество

    В идеальном государстве Платона есть управляемые и правящие. Одной из обязанностей опекунов будет помощь в выборе ранга и положения, которые должен занимать каждый член общества.

    Действительно, каждый аспект жизни каждого человека должен был контролироваться и направляться государством.В какой-то момент Платон говорит:

    Главный принцип таков: никто, ни мужчина, ни женщина, не должен быть оставлен без контроля, и никто, будь то на работе или в игре, не должен приучать себя действовать в одиночку и по собственной инициативе, но он должен жить всегда, как на войне, так и в мирное время, неотрывно глядя на своего командира и следуя его примеру.

    Внутреннее хозяйство должно было жестко определяться и регулироваться правителями. Говоря словами Платона:

    Законодатели должны встречаться, консультируясь со специалистами в каждой отрасли розничной торговли, и на своих собраниях они должны рассматривать, какой уровень прибылей и издержек приносит торговцу умеренную прибыль, и какие размеры прибылей и издержек достигаются таким образом, они должны быть предписаны в письменной форме; и на этом они должны настаивать — рыночные управители, городские управители и сельские управители, каждый в своей сфере.

    Вся торговля, коммерция и производство как внутри города-государства, так и с другими городами-государствами будут контролироваться и регулироваться правителями государства. Не было бы свободного перемещения людей из города-государства в город-государство. Такое взаимодействие, по словам Платона, будет угрожать смешению культур, которое может серьезно подорвать «хорошее государство, основанное на правильных законах».

    Любые люди, отправленные за границу для проверки деятельности других народов и изучения вещей, которые могут быть полезны для улучшения собственного города-государства, могут быть только лицами старше 50 лет и одобренными для этого государственными властями.Они должны быть людьми «больших заслуг» и «неподкупными» с точки зрения пагубного влияния того, что они видели и слышали во время своих заграничных путешествий. Саид Платон:

    Но если, с другой стороны, такой инспектор по возвращении окажется испорченным, несмотря на его претензии на мудрость, ему будет запрещено общаться с кем-либо, молодым или старым; при этом, если он повинуется магистратам, он будет жить как частное лицо, а если нет, то он должен быть предан смерти.

    Ничто не находится вне контроля государства.Ни один аспект личной жизни не должен оставаться вопросом частной жизни. Это включало в себя обязанность правителей поддерживать строгий контроль над населением, чтобы обеспечить «надлежащий» размер идеального города-государства. Это будет население в 5040 человек — достаточно большое, чтобы обеспечить необходимое разделение труда для выполнения задач, но достаточно маленькое, чтобы все знали друг друга.

    Кроме того, будет проводиться селекция, чтобы гарантировать «сильное» население. Любое перенаселение будет отправлено за границу для создания колоний, или новорожденный будет предан смерти.

    Платон как отец тоталитарного государства

    Именно по этим причинам Платона иногда называют интеллектуальным отцом политического и экономического коллективизма и тоталитарного государства. У Платона можно найти чертеж абсолютной и всеобъемлющей командно-плановой экономики:

    .

    Заработная плата и цены устанавливаются государством; опекуны определяют распределение населения в системе разделения труда, распределяя каждого человека по определенному занятию или задаче на всю жизнь с раннего возраста; вся внутренняя и международная торговля и коммерция контролируются и регулируются государством в соответствии с «надлежащими потребностями» города-государства; и то, что люди могут узнать и рассказать о других обществах, строго регулируется государством.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *