Древляне расселение: ДРЕВЛЯНЕ • Большая российская энциклопедия

Поляне, древляне и другие. Древние славяне, I-X века [Таинственные и увлекательные истории о славянском мире]

Поляне, древляне и другие

Археологические данные позволяют утверждать, что восточные славяне – предки нынешних русских, украинцев и белорусов – начали обживаться на территории современной Западной Украины и Восточного Приднепровья примерно с V и в VI и VII веках нашей эры, а в верховьях Немана, на берегах Волги и Чудского озера они оседают не раньше IX и на рубеже XI–XII столетий. Местами расселения восточных славян были также земли, прилегающие к Ильмень-озеру, по течению больших и малых рек Восточно-Европейской, или Русской, равнины.

Летописи (описания событий по годам – летам), в том числе составленная в 1112 году монахом Нестором знаменитая Повесть временных лет, сохранили названия крупных восточнославянских племенных объединений и дают возможность проследить примерный географический ареал их расселения: «…славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота… Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славяне и построили город.

И назвали его Новгород. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами». Всего по Повести временных лет известно двенадцать племенных союзов, из которых со временем образовались княжества. Помимо полян, древлян, дреговичей, полочан, ильменских славян, или словен, существовали следующие крупные объединения восточнославянских племен: волыняне (они же бужане), хорваты, тиверцы, уличи, радимичи, вятичи и кривичи с ответвлением от них северянами.

Славянский поселок

Раскопки археологов подтвердили эти летописные сведения и значительно пополнили их и уточнили, дав возможность нанести на карту зоны расселения восточных славян.

Основные занятия полян, древлян и прочих названных выше племен вполне традиционны для всех славян. Это земледелие и скотоводство. Причем первое играет заметно большую роль, чем второе. Жизнь в восточнославянском поселке была простой и не баловала разнообразием. Один день был похож на другой, и почти каждый из них был заполнен напряженным трудом.

Но зато какое наступало веселье в редкие, но оттого особенно долгожданные праздники! Песни чередовались с играми, состязаниями в силе, ловкости, сноровке. А потом опять приходили будни со своими делами и заботами.

Восточные славяне избегали селиться на открытых местах. Жилищем им служили небольшие квадратные землянки, надежно укрытые в лесу кронами деревьев и густым кустарником. Быть может, точнее называть дома восточных славян не землянками, а полуземлянками, поскольку они были углублены в землю не больше чем на метр, крыши над ними крепились на шестах и опорных столбах. Стены были двух типов: бревенчатые и свитые из прутьев, обмазанных глиной. Пол или оставляли земляным, застилая его хвойным лапником, или делали глинобитное покрытие. Помещалась в такой хижине семья не более чем из шести-семи человек. Обогревался дом-землянка сложенным в углу из камней очагом или печью-каменкой. Помимо леса, излюбленным местом расположения восточнославянских деревень были крутые, неприступные берега рек.

Среди древнейшей утвари, обнаруженной во время раскопок учеными, преобладает примитивная керамика – вылепленные вручную, без гончарного круга, из глины с примесью песка изделия в форме горшка с расширяющимися к вершине выступами и вертикальными насечками. То ли в ритуальных целях, то ли для придания крепости в состав керамики входили также раздавленные части насекомых. К посуде более позднего времени (VIII–IX вв.) относятся сосуды из глины, изготовленные уже на гончарном круге и украшенные резьбой или волнистыми линиями, нанесенными словно гребнем. Примерно тогда же в обиходе появляются круглые бронзовые тарелки, а из орудий труда – железные резаки, серпы, лемехи, ножи для плугов, долота, топоры, наконечники для бороны и копий. Из металлических предметов археологами найдены пряжки от ремней, пастовые бусины, браслеты, серьги, перстни, брошки, а также характерные женские украшения, известные как височные кольца, которыми славянки пользовались как заколками для того, чтобы красиво уложить волосы.

Интересно, что у каждого восточнославянского племени была своя форма височных колец: в виде спирали, незамкнутого круга с изогнутыми концами, трилистников, причудливых цветков на пышном стебле, солнечного диска с расходящимися лучами, изделий из витой жгутом проволоки или тонких металлических пластин с кручеными подвесками и т. д. По этим отличиям ученые устанавливают, где какое племя обитало.

Община, которой жили восточные славяне, была не родовой, а территориальной. Это значит, что она представляла собой объединение на общей территории малых семей, занятых коллективным трудом.

Расчистка подходящих земель под поле и пастбище требовала групповых усилий. Но, помимо борьбы с природой, восточным славянам приходилось отстаивать право на место под солнцем, отбиваясь от агрессивных соседей. Подчас враг был столь многочислен и силен, что одолеть его можно было, лишь пустившись на какую-то хитрость. Потому-то и в свои вожди на общем собрании племени – вече выбирали тех, кто обладал не только большим жизненным опытом, но и изворотливым умом и знал, как в случае опасности защитить соплеменников, сохранить скарб и домашнюю живность. При набегах чужеземцев восточные славяне показывали буквально чудеса маскировки. Они становились практически невидимы, делая себе простейший камуфляж из ветвей и трав и сливаясь таким образом с листвой деревьев. Пока женщины, дети и старики прятались в лесах, мужчины, искусно изображая паническое бегство, заманивали врага в ближайшее болото или заставляли при преследовании ступить на покрытые дерном жерди – зыбкий настил над глубоким оврагом с острыми кольями на самом дне. Попав в такие ловушки, враги находили там неминуемую смерть.

Восточные славяне были язычниками. Волхвы или жрецы как посредники между грозными божествами и людьми обладали немалой властью. Их боялись и почитали, потому что верили, что от них зависит и жизнь племени, и судьба отдельного человека. Ведь они, по общему мнению, могут влиять на все происходящее, нести одним добро, другим зло, вызывать дождь и насылать засуху. Конечно, все это они творят не сами, а взывая то к могучему громовержцу Перуну, то к повелителю неба и огня Сварогу и его сыну Даждьбогу, во власти которого находится солнце, то к Велесу – покровителю домашних животных и скота.

Идолов – вырезанные из дерева или высеченные из камня фигуры этих божеств – выставляли на видном месте и приносили им в жертву животных, птиц, а иногда и людей. Особенно щедрые подношения делались, если у племени возникали какие-то серьезные трудности и нужно было задобрить всемогущих богов, ведающих силами природы, и добиться от них помощи. Если боги оставались глухи к просьбам и мольбам людей, это расценивалось как плохой знак. И тогда начинался поиск виновных, то есть тех, кто мог чем-то прогневать, рассердить носителей высших сил. Бывало и так, что все старания угодить богам оказывались напрасными, и тогда славяне в сердцах ругали своих идолов, пинали их, дружно оплевывали, колотили по ним палками, тем самым желая «наказать» за отсутствие помощи. Потом, правда, если что-то менялось к лучшему, являлись к истуканам с дарами, плакали и раскаивались, осыпая ударами и затрещинами самих себя и друг друга, униженно просили прощения.

Подобно диким зверям, восточные славяне умели «видеть» и «слышать» носом. Не слишком хорошо различая цвета, они зато прекрасно чувствовали запахи и могли издалека как бы считывать информацию из воздуха – например, учуять приближение чужого человека или хищного животного. Им были известны секреты целебных трав и кореньев. С их помощью они лечили себя от разных болезней, останавливали кровь, снимали зубную боль, изгоняли простуду. Кроме того, каждый из них был немножко магом и, используя возможности своего биополя, помогал и сам себе, и ближнему.

До сих пор, когда в лесу кукует кукушка, русский человек механически задает ей вопрос, сколько еще лет будет он жить, причем особо не задумывается, почему это делает. Если разобраться, птиц в лесу много. Отчего же принято адресоваться, как к пророчице-весталке, именно к кукушке, у которой, кстати, в царстве пернатых не самая безупречная репутация? Ведь она плохая и легкомысленная мать, ибо ленится высиживать птенцов, предпочитая подкидывать свои яйца в чужие гнезда. Куда большего доверия заслуживает, например, трудолюбивый дятел.

Но вот не сложилось так, чтобы по его стуку, точнее, по количеству ударов железного клюва этой неутомимой птицы определялось бы человеческое долголетие. В чем же причина того, что в качестве предсказательницы выбор пал на кукушку? А дело в том, что этот древний обычай пришел от далеких предков, в давние-предавние времена считавших, что с наступлением весны в кукушку превращается родоначальник всего живого – славянский бог Род. От него, по языческим поверьям, зависело и пополнение семьи, и длительность жизни людей.

О почитании Перуна сегодня напоминает суеверная привычка некоторых людей три раза стучать по дереву, дабы не вспугнуть удачу. Когда-то во избежание сглаза стучали не по всякому дереву, а лишь по дубу, потому что этот лесной исполин был напрямую связан со славянским Зевсом Перуном – повелителем грома и молний, грозы и дождя, града и снега. Заметив, что именно в дубовое дерево чаще всего попадают молнии – Перуновы стрелы, люди стали высаживать в честь главного божества священные дубовые рощи и устраивать святилища, где неподалеку от идола-громовержца, представлявшего собой стоящую на железных ногах вырезанную из дерева статую с серебряной головой, бородой и усами из золота, горел неугасимый огонь.

Кстати, вечный огонь в память о павших воинах – традиция, берущая начало именно из тех времен. Перуну приносили кровавые жертвы: птиц, домашних животных, а бывало, и человека. Так, существовало правило: каждого сотого пленного из вражеского племени закалывали мечом и обагряли кровью убитого железные ноги деревянного истукана.

Язычество живет и в современном русском языке. Имя Лихо – одного из персонажей славянской мифологии – огромной, безобразной и очень сильной одноглазой великанши, отвращающей людей от добрых дел, превращающей их жизнь в невыносимое хождение по мукам, а то и не останавливающейся перед людоедством, стало нарицательным, синонимом слов «беда», «горе», «несчастье». Языческого происхождения глагол «чураться». Это значит боязливо чего-нибудь избегать, уклоняться от общения с кем-либо. Чур (Цур или Щур) – языческий бог семьи, домашнего очага, в которого переселилась душа умершего родственника, предка. Славяне верили, что чуры заботятся о своих близких, людях одной с ними крови.

Для того чтобы чур пришел на помощь человеку, с которым его связывали кровные узы, нужно было обратиться к нему со словами: «Чур меня!», то есть «Защити меня, предок!». Когда люди произносили «чур», они ограждали себя от чего-то плохого, от неприятностей, от возможной опасности, хвори, от того, что угрожало их жизни.

Из времен архаики берет свое начало и так называемая обсценная лексика – сквернословие, особо грубая брань, известные как мат, то есть неприлично-гнусные выражения с упоминанием слова «мать».

Однако если сегодня эти ругательства однозначно воспринимаются как грязные оскорбления, обидные для человека, унижающие его достоинство, то у древних славян они были речевыми явлениями иного порядка и выполняли охранительную функцию заклятий, оберег, были призваны защитить от бесплодия, обеспечить продолжение рода. И, если разобраться, все слова из ряда тех, что в наше время относят к нецензурным и непечатным, когда-то давным-давно были ритуальными формулами, подобающими тому или иному случаю. Так, была в ходу свадебная брань – залог того, что у молодоженов родится здоровое потомство, а ратная ругань преследовала цель обезопасить, отвести от себя беду и посрамить врага.

За пресловутым матом наши далекие предки не то что имели в виду нечто невинное, безобидное и произносившееся без всяких ограничений, но они и не вкладывали в него теперешний сугубо непристойный смысл. Таинство сотворения жизни, по их представлениям, нуждалось в особых восклицаниях, выполнявших сакрально-магическую роль в детородной сфере. Эти заклятия выкрикивались громким голосом, или благим матом, что, кстати, навело некоторых филологов на мысль выводить слово «мат» также и из этой основы.

В обсценной лексике все так или иначе сводится к мужскому и женскому началам и вертится вокруг главного и осевого, из чего завязывается и слагается новая жизнь. И в общем-то в эпоху архаики в мате не было ничего предосудительного или порочного, но после крещения Руси он как бы уходит в подполье. Ведь все языческое отныне осуждается как нечистое, поганое. Однако прежние заклятия как крепкий и надежный приворот на зачатие отнюдь не вышли из употребления – только постепенно приобрели совсем иную окраску, попали в разряд стыдных, непотребных, запретных слов и выражений, какими раньше вовсе не были.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Поляне

Поляне Населяли земли вокруг Киева, Вышгорода, Родни, Переяславля, расселились по западному берегу Днепра.Имя свое получили от слова «поле». Обработка полей стала главным их занятием, следовательно, у них было хорошо развито сельское хозяйство и скотоводство.По данным

Древляне

Древляне Жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра (современные Житомирская и запад Киевской области Украины). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. На западе они граничили с дулебами,

Те самые древляне

Те самые древляне После похода 944 года князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда

«Древляне живяху зверинскимъ образомъ»: свои «чужие»

«Древляне живяху зверинскимъ образомъ»: свои «чужие» Вопрос об отношении к населению чужих земель-волостей тесно связан с проблемой осознания единства Руси. Как известно, в XII в. русские земли не составляли единого монолитного государства. В то же время они не были

Поляне, ледзяне, куявы

Поляне, ледзяне, куявы  Своеобразие ранней истории Русской земли состояло в том, что ведущую роль в ее создании играли три этнических компонента: славяне, остатки местного ираноязычного («скифо-сарматского») населения и русы. В VI—VII вв. степная и лесостепная зоны

5. Поляне

5. Поляне Предполагается, что название одного из славянских племен — поляне происходит оттого, что их основным занятием было земледелие. Однако при этом летописные поляне не были, как можно было бы ожидать, жителями открытых степных пространств и даже лесостепей. Они

Древляне в Среднем Поднепровье и «древляне» в Крыму

Древляне в Среднем Поднепровье и «древляне» в Крыму  В той же летописной новелле под 914 г., которая повествует о покорении угличей, мимоходом сообщается о походе руси на «древлян» (из нижеследующего будет ясно, что кавычки здесь необходимы). Причем «древлянская» война

I ЮЖНОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ. ПОЛЯНЕ-РУСЬ. ДРЕВЛЯНЕ (ПОЛЕСЬЕ). ВОЛЫНЬ. ПОДОЛЬ. ЧЕРВОНАЯ РУСЬ

I ЮЖНОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ. ПОЛЯНЕ-РУСЬ. ДРЕВЛЯНЕ (ПОЛЕСЬЕ). ВОЛЫНЬ. ПОДОЛЬ. ЧЕРВОНАЯ РУСЬ Древнейшие известия о народах, занимавших Южнорусскую землю, очень скудны; впрочем, не без основания: руководствуясь как географическими, так и этнографическими чертами, следует отнести к

Древляне

Древляне Это племя обитало, как об этом свидетельствует само название (от слова «древо»), в дремучих лесах, простиравшихся на юг от Припяти, а именно, судя по различным позднейшим летописным сообщениям, между рекой Горынь, ее притоком Случь и рекой Тетеревом, за которой уже

Поляне

Поляне По сравнению с древлянами соседнее племя полян находилось на значительно более высокой ступени культуры благодаря тому, что на земле полян издавна сталкивалось влияние скандинавской и византийской культур. Земля полян простиралась вдоль Днепра на юг от Тетерева

Древляне

Древляне Занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, развивали промыслы и ремесла. Земли древлян составляли отдельное племенное княжество во главе с князем. Большие города: Искоростень (Коростень), Вручий (Овруч), Малин. В 884 г. киевский князь Олег покорил

Поляне

Поляне «…славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами» («Повесть временных лет»). Племенной союз полян занимает в летописях особое место. Полянам принадлежит первая роль в процессе создания Киевской державы. Полянские князья Кий, Щек и Хорив построили Киев.

Поляне

Поляне Поляне жили по Днепру и не имели отношения к Польше. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и

Древляне

Древляне Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.Князь древлян Мал тут же

Древляне и другие самые воинственные славянские племена

30 июня 2018

Русская семерка

Античные авторы были уверены, что на землях, которые впоследствии заняло Древнерусское государство, проживали дикие и воинственные славянские племена, которые то и дело враждовали друг с другом и угрожали более цивилизованным народам.

Фото: Русская семеркаРусская семерка

Вятичи

Видео дня

Славянское племя вятичей (согласно летописи, его родоначальником был Вятко) обитало на огромной территории, на которой сегодня располагаются Смоленская, Калужская, Московская, Рязанская, Тульская, Воронежская, Орловская и Липецкая области. По мнению антропологов, внешне вятичи были похожи на своих соседей северян, но отличались от них более высоко расположенной переносицей и тем, что большинство их представителей обладали русыми волосами.

Некоторые ученые, разбирая этоним этого племени, считают, что он происходит от индоевропейского корня «vent» (влажный), другие полагают — что от древнеславянского «vęt» (большой). Часть историков видят родство вятичей с германским племенным союзом вандалов, существует также версия, связывающая их с племенной группой венедов.[С-BLOCK]

Известно, что вятичи были хорошими охотниками и умелыми воинами, однако это не мешало им заниматься собирательством, скотоводством и подсечным земледелием. Нестор Летописец пишет, что вятичи преимущественно жили в лесах и отличались «зверинским» нравом. Они дольше других славянских племен противились внедрению христианства, сохраняя языческие традиции, в числе которых – «умыкание невест».

Наиболее активно вятичи боролись с новгородскими и киевскими князьями. Только с приходом к власти Святослава Игоревича, победителя хазар, вятичи вынуждены были умерить свой воинственный пыл. Впрочем, ненадолго. Его сыну Владимиру (Святому) вновь пришлось завоевывать строптивых вятичей, окончательно же это племя в XI веке покорил Владимир Мономах.

Словене

Самое северное славянское племя – словене – обитало на берегах Ильмень-озера, а также на реке Мологе. История его происхождения до сих пор не выяснена. Согласно распространенной легенде, родоначальниками словен были братья Словен и Рус; Нестор Летописец называет их основателями Великого Новгорода и Старой Руссы.

После Словена, как повествует предание, власть наследовал князь Вандал, взявший в жены варяжскую деву Адвинду. Скандинавская сага нам рассказывает, что Вандал как правитель словен ходил на север, восток и запад, морем и сушей, завоевав все окрестные народы.[С-BLOCK]

Историки подтверждают, что словене воевали со многими соседними народами, в том числе и с варягами. Расширив свои владения, они продолжали осваивать новые территории как земледельцы, попутно вступая в торговые отношения с германцами, Готландом, Швецией и даже с арабами.

Из Иоакимовской летописи (которой, правда, не все доверяют) мы узнаем, что в первой половине IX века словенский князь Буривой потерпел поражение от варяг, которые обложили его народ данью. Однако уже сын Буривого Гостомысл вернул утраченное положение, вновь подчинив своему влиянию соседние земли. Именно словене, по мнению историков, впоследствии стали основой населения вольной Новгородской республики.

Кривичи

Под именем «кривичей» ученые подразумевают племенной союз восточных славян, ареал которого в VII-X веках распространялся на верховья Западной Двины, Волги и Днепра. Кривичи известны, прежде всего, как создатели протяженных воинских курганов, при раскопках которых археологи были поражены разнообразием и богатством вооружения, амуниции и предметов обихода. Кривичи считаются родственным племенем лютичей, характеризующимся агрессивным и свирепым нравом.

Городища кривичей располагались всегда на берегах рек, по которым шел знаменитый путь «из варяг в греки». Историки установили, что кривичи довольно тесно взаимодействовали с варягами. Так, византийский император Константин VII Багрянородный писал, что кривичи изготавливают суда, на которых русы ходят в Царьград. [С-BLOCK]

По дошедшим до нас сведениям, кривичи были активными участниками многих варяжских экспедиций, как торговых, так и военных. В сражениях они мало чем уступали своим воинственным соратникам – норманнам.

После вхождения в состав Киевского княжества кривичи принимали деятельное участие в колонизации обширных северных и восточных территорий, известных сегодня как Костромская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская и Вологодская области. На севере они отчасти были ассимилированы финскими племенами.

Древляне

Территории расселения восточнославянского племени древлян – преимущественно современные Житомирская область и западная часть Киевской области. На востоке их владения ограничивал Днепр, на севере – река Припять. В частности, припятские болота, по мнению историков, создавали естественный барьер, отделявший древлян от их соседей дреговичей.

Не сложно догадаться, что среда обитания древлян – леса. Там они чувствовали себя полноправными хозяевами. По словам летописца Нестора, древляне заметно отличались от обитавших восточнее кротких полян: «Древляне живяху звѣриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды дѣвиця». [С-BLOCK]

Возможно, какое-то время поляне даже были данниками древлян, которые имели свое княжение. В конце IX века древлян подчинил Олег. По свидетельству Нестора, они входили в состав войска, с которым киевский князь «ходил на греков». После смерти Олега попытки древлян освободиться из-под власти Киева участились, но в итоге они получили лишь увеличенный размер дани, наложенной на них Игорем Рюриковичем.

Приехав к древлянам за очередной порцией дани, князь Игорь был убит. По словам византийского историка Льва Диакона, его схватили и казнили, разорвав надвое (привязали за руки и за ноги к стволам двух деревьев, один из которых был перед этим сильно согнут, а потом отпущен). За страшное и дерзкое убийство древляне жестоко поплатились. Движимая жаждой мести, супруга погибшего князя Ольга уничтожила приехавших свататься к ней древлянских послов, заживо закопав их в землю. При княгине Ольге древляне окончательно покорились, и в 946 году вошли в состав Киевской Руси.

Другое,

История Коростеня | Коростень-Инфо

История города Коростень восходит к далекому 5-7 веку нашей эры.

По двум сторонам живописных берегов извилистой реки Уж, притока Припяти, на древних скалах, среди вольных зеленых дубрав, стоит прекрасный город Коростень (Искоростень).

Цветок, изображенный в центре герба города, — лен, издавна выращиваемый на Полесье; змея символизирует реку Уж, украшающую город Коростень, раскинувшуюся в обе стороны своими извилистыми берегами.
Сегодня Коростень – город областного подчинения, районный центр, крупный узловой железнодорожный вокзал, крупный промышленный центр Украины. Коростень расположен на реке Уж, притоке Припяти, в 90 км к северу от Житомира, в 60 км от границы с Республикой Беларусь и в 150 км от Киева.

История Коростеня уходит корнями в глубину тысячелетий. Еще в эпоху палеолита одно из крупнейших месторождений кремня в Европе привлекало сюда первобытных людей. Древнейшие каменные орудия, найденные здесь, были изготовлены руками человека более 10 тысяч лет назад. При обследовании территории города, начатом в 1887 г. известным археологом В. Б. Антоновичем, были обнаружены ряд остатков неолитических поселений, следы первоначальных мастерских, где в эпоху бронзы производили орудия труда. Первые следы присутствия славянских племен в нашем регионе относятся к V-VII векам нашей эры. Затем в долине реки Уж возник ряд мелких славянских поселений. На базе одного из них, расположенного на высоких гранитных скалах, возник город Коростень (Искоростень).

Город стал центром древлян – могущественного и многочисленного восточнославянского племени. Как свидетельствует историческая хроника, в начале X века Искоростень был мощной крепостью. Огороженная мощным частоколом из грубых вековых дубовых стволов, крепость была постоянной резиденцией князя Мала. Отсюда и появилось первое название слободы Искоростень – от коровой стены.

С созданием феодального государства Киевская Русь древлянская земля одной из первых вошла в его состав. Киевский князь Олег покорил и обложил древлян данью в 883 г. , а в 9 г.07 они уже участвовали в победоносном походе на Византию. Под властью своих князей древляне упорно боролись за независимость от киевских князей. В 913 г., после смерти князя Олега, отказались платить дань его наследнику Игорю. В 914 году Игорь снова их завоевал. Однако древляне продолжали воевать против Игоря и его приспешников и позже. Год 945. Князь Игорь Киевский ходит по землям подчиненных ему славянских племен для сбора ежегодной дани. Он ходит с вооруженной и многочисленной дружиной, ибо славянам нелегко отдать добро, нажитое непосильным трудом. И хотя Игорю не привыкать прибегать к силе и жестокости, это все равно непросто. С каждым разом принцу нужно все больше и больше. Походы на Византию и Грецию, защита от набегов печенегов, примирение нерадивых племен ради спасения государства от распада: на все это нужны деньги и много.

Пришла очередь платить древлянам. Назвали их так потому, что они живут между «деревьями», т.к. земля их сплошь покрыта густыми и густыми лесами. А сама столица древлянского Искоростня (Коростеня) построена из дерева, а городские стены обнесены дубовым частоколом, шероховатым, прямо с корой. Вот почему он так и называется: Ис-короткая стена, город «из коры на стене». Крепость грозная, а люди хоть и приятные и учтивые с виду, но «на свой лад», не слишком уважают киевского князя.

Да и сам их предводитель, князь Мал, «крепкий орешек», все еще ждет случая вернуть племени независимость, отнятую у них Олегом, предшественником Игоря. Князь чувствует, как негодует на него это племя, не забыты сражения 914 года, когда Игорю пришлось огнем и мечом подавить восстание древлян…. Каждый раз мы должны держать глаза открытыми. Но это стоящее дело. Эта земля слишком богата, она щедро одаривает мехами, медом, кожаными и льняными тканями. Да и серебро есть, ведь город расположен как раз на перекрестке торговых путей. Так что в этот раз нам удалось собрать много. Но Игорь недоволен, видит, что квартплата древлянам не так уж и тяжела, чувствует, что подешевел, мог бы взять и больше. Немного подумав, князь останавливается на полпути к Киеву. Он отпускает часть дружины с добром в столицу, а сам с другой дружиной возвращается в Искоростень, чтобы потребовать от древлян дополнительную плату.

Древляне увидели возвращение князя и были глубоко возмущены такой наглостью. Переполнилась чаша терпения, закипела кровь, не пора ли научить киевского князя чтить славянские обычаи и их достоинство? И посылают гонцов навстречу Игорю: «Что же ты возвращаешься, если дань уплачена сполна?» Но он их даже не слушал, это не их дело. И пришли древляне к своему князю Малу за советом. И, поразмыслив, пришли к следующему выводу: «Если волк уже свыкся с овцами, то будет тащить их по одной, а если не убьет, то не остановится, пока все стадо не съест. Так и с этим человеком: если мы его сегодня не убьем, то он нас всех уничтожит. И поднял князь Мал город Искоростень против князя Игоря. И они сражались. И киевская дружина была разбита, и сам Игорь попал в плен. И чтобы другие не привыкли попирать славянские обычаи и тянуться к древлянской земле, его решили казнить жестокой и примерной смертью. Мы нашли две молодые березки, растущие рядом, наклонили и привязали их к ногам князя Игоря, а затем отпустили. Деревья распрямились в одно мгновение, расчленив тело принца надвое… Похоже, таким было это страшное послание: «Мы смогли преклониться перед вами, чтя ваше величие и превосходство. и вы не можете собрать свои собственные части! Похоронили его, тем не менее, со всеми почестями, по княжескому обычаю, и насыпали на могиле его высокий курган. А близлежащее село многие века называлось Могильным, потому что здесь находится Могила князя Игоря (сейчас это село Полесское).

Страшная весть о мятеже и смерти князя дошла до Киева и посеяла в столице негодование и страх: государство 20 княжеств на некоторое время осталось без верховного правителя. После Игоря остались только его малолетний сын Святослав и княгиня Ольга, вдова Игоря. (та самая великая княгиня Ольга, которая через 10 лет станет первой христианкой на Руси, задолго до того, как ее внук Владимир Святославович окрестил Русь в 988 году). И в столице России царила растерянность: чего же теперь ждать, ведь единственному наследнику престола было всего 3 года. Как могли древляне упустить такую ​​возможность, чтобы окончательно избавиться от подчинения Киеву! Они решают уговорить Ольгу выйти замуж за их князя Мала, чтобы таким образом получить превосходство над Святославом и осуществить свою волю в Киеве. И отправляют 20 своих лучших мужей на лодке в столицу для переговоров.

Ольга приняла их гостеприимно. И рассказали древляне, что их племя прислало объяснить княжне, как муж ее Игорь стал подобен жадному и обескураженному волку, потерявшему разум и меру, а, напротив, князья их всегда славились мудростью и терпением, и как хорошо они управляли древлянскими землями, и что их князь Мал будет ей достойной и надежной опорой. Ольга учтиво их выслушала и сказала, что их слова ей по душе, потому что ее муж Игорь уже не восстанет из могилы, а ей надо думать о будущем. Однако она добавила, что хочет оказать им особые почести в глазах своего народа и что они вернутся в свою лодку и будут ждать там с гордым и величественным видом. И когда на другой день приходят за ними ее вестники, чтобы они отказались идти ни пешком, ни верхом, но чтобы их доставили прямо к ней в их лодке. Поэтому Ольга забрала их домой. Не теряя времени, принцесса тут же приказала вырыть огромную яму с выходом в город. Еще до восхода солнца приказ был выполнен должным образом. Утром Ольга послала за древлянами. Гонцы подошли к лодке и сообщили древлянам, что княгиня ждет их и уготовила для них особые почести. Но они, как и договаривались, гордо стояли и отвечали, что не пойдут ни пешком, ни верхом, и что их доставят к ней вместе с лодкой. Возмущались киевляне, потому что они должны чтить людей, убивших их князя, а теперь хотят править и своей царевной. Однако ее волю выполнили и на руках древляне на своей лодке доставили в город. Но когда процессия приблизилась, Ольга приказала бросить лодку прямо в прорубь. Княгиня склонилась над ними, спрашивая, как им оказываются «почести». Наконец древляне поняли, в чем дело, и ответили: «О, княгиня, это гораздо хуже самой смерти Игоря!» И царевна приказала царевне насыпать яму, и их закопали заживо. Тогда Ольга посылает в Искоростень послание, чтобы прислали из города побольше знатных мужей, чтобы Киев увидел, как велико желание древлян сделать ее своей княгиней, и чтобы она шла к их князю с двойной честью, иначе народ Киев ее не отпустит. И древляне поспешили исполнить волю царевны. Они тут же выбрали своих лучших и достойных правителей и отправили их в Киев. Посланники предстали перед принцессой. Первым делом она приглашает их в приготовленную заранее баню, чтобы они могли расслабиться в дороге. Как только туда вошли древляне, слуги Ольги плотно закрыли за ними двери и подожгли их. Так и сгорели заживо.

После этого Ольга приказала немедленно собрать отряд и выступить против города Искоростень. Она берет Святослава с собой в поход, чтобы ее сын мог принять участие в мести за смерть отца. Войско вступило в древлянскую землю. Все готово к бою, дружина только и ждет сигнала князя. Ольга приветствует эту честь Святослава и дает ему первую стрелу. Однако малыш просто уронил его к ногам своей лошади. Но для преданного войска и этого достаточно: только стрела коснулась земли, воины бросились в атаку… Вот почему считают, что это была первая битва князя Святослава. Целое лето простояла Ольга со свитой у неотесанных стен осажденного Искоростена. Не раз она пыталась взять крепость приступом, много воинов пало, но город был слишком силен для киевлян. Время шло, силы на исходе. Но мудрая Ольга знала, что древляне тоже устали от войны, они по натуре рабочие, а не воины. Поэтому там, где нельзя взять силой, надо брать хитростью. И возвестила княгиня городу Искоростеню, что прощает его и устроила поминки князю Игорю на Красной горке. Многие поверили и вышли за городские стены пировать с принцессой. Но всех их ждала засада… И Красный Горб стал красным от крови. В этой бойне пало 5 тысяч древлян.

Ольга снова обратилась к древлянам и сказала, что теперь ее месть удовлетворена, только пусть город платит ей легкую дань, только по три голубя и по три воробья с каждого дома и она оставит их в покое. Может быть, древляне и почувствовали подвох, но желание мира, желание положить конец этой войне было слишком велико. И они с большой радостью согласились.

Голубь — птица миролюбивая, верная своему дому, куда бы он ни улетел, всегда возвращается к своему очагу, принося на своих крыльях добрые вести. Но княгиня Ольга предназначала привезенных из Искоростеня птиц не для радостных вестей. Она приказала сделать фитили из одежды убитых на Красном Горбе, привязать их к лапам голубей, поджечь и отпустить. И мирные, наивные птицы, следуя своему извечному инстинкту, тут же отправились в свои дома, неся огонь на родные крыши. Деревянный город в одно мгновение вспыхнул пламенем, не осталось ни одного дома, не охваченного огнем. Его охватило ненасытное пламя, охватившее все, от коры на стенах до флюгера на башнях. Те, кому удалось спастись от огня, попали в беспощадные руки киевских воинов. Ольга приказала пленных правителей города казнить, а кого отдать в рабство дружинникам. Отныне древляне будут обязаны платить Киеву гораздо большую дань, и четвертая ее часть будет направляться лично Ольге в ее резиденцию в Вышгороде. Так мятежная древлянская столица, славный город Искоростень всего за одну ночь обратилась в пепел. По приказу княгини было запрещено восстанавливать город и даже селиться в окрестностях этого места.

На долгие годы Искоростень был стерт из истории. Но прошло время и люди все же вернулись сюда, стали возникать поселения, постепенно образуя новый город. Выгодное географическое положение и наличие богатых ресурсов надолго обусловили его переход в разные княжества, уезды и воеводства.

После раздела Руси в результате образования в 1157 г. Владимиро-Суздальского и Великого княжества Московского (1260-70 гг.) Искоростень остался в ведении киевских князей. С 1243 года здесь господствуют монголо-татары. В 1348 и 1370 годах великий князь литовский Ольгерд Ольгед разбил Тевтонский орден и, оттеснив татар, присоединил эти земли к великой княгине Литовской. Позже он отдает их одному из своих витязей Тереху (из Брянска) за верную службу. С 1385 года, после образования Кревской унии, эта территория попадает под влияние Польши. В 1586 году владельцем Искоростена стал богатый польский магнат Прокоп Мржевицкий, женившись на одной из наследниц Тереха. Ему удается добиться от польского короля присвоения этой небольшой крепости статуса города. 22 мая 1589 г.Сигизмунд III дарует городу Искоростену Магдебургское право, предусматривающее самоуправление и права граждан.

В эту эпоху Великое княжество Московское расширялось и укреплялось. Москва объявлена ​​столицей единого Российского государства, а территории бывшей Киевской Руси уже находятся на окраинах русских земель и называются теперь Украиной (находятся «на краю» границ). Украина с ее богатыми ресурсами является соблазном для многих государств: Польши – с запада, Турции – с юга, Литвы и Швеции – с севера. В ответ на все эти претензии в Украине возникает военно-политический порядок – казачество. В самом сердце феодальной Восточной Европы зарождается небывалая демократическая структура – ​​Запорожская Сечь, которая заботится о защите территории, нации и православной веры. На протяжении веков казаки вели ожесточенные войны за независимость против поляков, турок и крымских татар.

В 1649 году отряд казаков под командованием Гераськи после кровопролитной битвы освобождает Искоростень от польской шляхты. Городские укрепления были полностью разрушены. В 1654 г. гетман Богдан Хмельницкий по итогам Переяславской Рады подписал договор с русским царем Алексеем Михайловичем о переходе Украины в юрисдикцию России. Однако с 1667 по 1795 годы Искоростенские земли продолжают оставаться в составе Речи Посполитой.

В 1795 г. Искоростень перешел к Российской империи как центр Искоростенской волости Овручского уезда Волынской губернии. Долгое время это был тихий, неприметный провинциальный городок. Сохранилась заметка из газеты «Волынские епархиальные ведомости» от 1888 года, где о нем пишут: «Ныне Искоростень бедный, ничтожный городок, населенный евреями и крестьянами-хлеборями».

Жизнь искоростенцев резко изменилась со строительством железной дороги Киев-Ковель в 1902. В начале 20 века в Искоростене проживало более трех тысяч человек. В нем было несколько мелких предприятий: мебельная, механическая и кожевенная мастерские, фарфоровый завод. Город стал местом многих событий во время революции и гражданской войны. Во время первой русской революции рабочие Искоростня поддержали забастовку. А в ноябре 1917 года вместе с революционными солдатами установили Советскую власть (В это время город был переименован в Коростень). 18, 19 ноябряДежурный по станции 17 Л. М. Табукашвили на митинге, состоявшемся на Барочной площади, объявил об установлении Советской власти.

12 февраля 1918 года на заседании Малой Рады в Коростене был одобрен закон о введении в Украинской Народной Республике нового григорианского (действующего ныне) календаря, о переходе на среднеевропейский (действующий ныне ) время утвердил в качестве герба УНР знак Киевского государства – трезубец. В конце февраля в город вошли кайзеровские войска. С 15 июля 1918. Коростень — один из центров Всеукраинской забастовки железнодорожников. После отступления немцев с Украины в следующем 1919 г. город был освобожден войсками УНР. 18 февраля в Коростень вошла дивизия Красной Армии. 15 марта 1919 года в город вновь вошли войска УНР. 7 апреля 1919 года в город вошли Богунский и Таращанский полки Красной Армии. 26 апреля 1920 года город был захвачен польскими войсками. 20 июня Коростень освободили части 1-й Конной армии, но в сентябре поляки снова захватили город. 12 октября 1920 октября после многодневных боев Красная Армия наконец освободила город. В 1921 году взятие Коростеня было главной целью похода войск УНР под руководством генерала корнета Ю. Тютюнника. В ночь на 7 ноября 1921г. на подступах к городу завязался отчаянный четырехчасовой бой – последнее сражение гражданской войны на Украине и Коростень вновь был освобожден Красной Армией.

В марте 1923 года история Коростеня получила новый виток развития – поселок стал посёлком городского типа, а с 1 января 1923 г. 26 ему был присвоен статус города. В 1926 году были построены помещения Драматического театра имени Франко, в 1927-1929 годах на базе бывших мастерских Остермана построен завод «Октябрьская кузница», в 1928 году после реконструкции начал работать фарфоровый завод. В 1930 году были открыты два средних специальных учебных заведения — медицинский техникум и техникум советского строительства, два вечерних факультета — Киевский машиностроительный институт и Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Во время Второй мировой войны, во время нападения Германии на Советский Союз, Коростень, как крупный железнодорожный узел, с первых часов войны подвергался интенсивным и непрерывным бомбардировкам немецкой авиации. Несмотря на разрушения и потери, железная дорога работала без остановок, снабжая фронт подкреплениями, техникой и боеприпасами, эвакуируя раненых и мирное население. Кроме того, Коростень является важнейшим опорным пунктом в системе обороны Киева. Рядом с городом проходил стратегический рубеж обороны (известный на всю Украину объект «Скала» с укрепрайонами), спроектированный легендарным генералом Карбышевым. Именно здесь благодаря героическому сопротивлению Пятой армии генерала Потапова наступление гитлеровских войск задержалось на целый месяц. Количество потерь с обеих сторон измерялось десятками тысяч.

7 августа 1941 года в истории Коростеня и коростенцев начались черные дни оккупации. Но город не капитулировал. На территории Коростеня и района действовали группы подпольщиков и партизанские отряды, наносившие значительный урон немецким войскам, уничтожавшие солдат и офицеров, взрывавшие мосты и склады, парализовавшие движение поездов. Нацисты жестоко расправились с патриотами. За время оккупации в городе было расстреляно 16 733 человека, повешено 15 человек и 1803 человека вывезено в Германию на принудительные работы.

В ходе наступления 1943 года в результате Киевской операции Красная Армия 17 ноября освободила Коростень, но немецкое командование не могло допустить потери столь важного стратегического пункта. Немецкие войска в ходе мощного танкового контрнаступления при поддержке авиации и артиллерии вновь овладели городом, несмотря на упорное сопротивление оборонявшегося гарнизона. Коростень помнит и чтит память своих погибших защитников множеством памятников и названий улиц. А подвиги солдата Абдулы Усенова, ценой своей жизни остановившего немецкие танки, и летчика Полякова, протаранившего в небе Коростень, занесены в летопись Истории Великой Отечественной войны. Оба были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Однако имена многих богатырей, покоящихся на Коростенской земле, до сих пор неизвестны. Нераскрытой тайной и предметом для исследования остается подвиг воинов подземелья старой крепости над Ужом… 28, 19 декабря43 года город был окончательно освобожден частями 13-й армии генерал-лейтенанта Пухова.

В результате войны Коростень вновь был полностью разрушен. Но этот город к этому уже не привык. Как и во все времена, он постепенно возрождался из пепла снова. После военных лет началось восстановление почти полностью разрушенного города. К маю 1945 года железнодорожный узел и фарфоровый завод полностью заработали. В 1947 году завод «Октябрьская кузница» снова начал производство. В 19№ 49 построен завод «Торфмаш» (с 1961 г. — «Коростенхиммаш»). В 1960 году был введен в строй завод железобетонных шпал, а в 1964 году – хлопкопрядильная фабрика. В 1966 г. открыта детская спортивная школа, а в 1970 г. – Дом культуры железнодорожников на 850 мест.

В 80-90-е годы 20 века история Коростеня писалась горькими строками – городу пришлось пережить тяжелые времена. Близость к Чернобыльской АЭС (90 км) наложила новый трагический отпечаток на его историю. Коростень попал в зону радиоактивного заражения в результате Чернобыльской ядерной катастрофы 26 апреля 19 г.86 и классифицируется как «зона гарантированного добровольного отселения». Коростень — крупнейший населенный пункт на территории зон, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

Но эта трагедия не остановила развитие города. После кратковременного переселения жителей города в другие регионы Украины жизнь города возобновилась на прежнем уровне. В Коростене снова строятся дома, ремонтируются дороги, рождаются дети. Сегодня Коростень — прекрасный уголок украинского Полесья в Житомирской области — крупный транспортный узел Юго-Западной железной дороги. Славится янтарными канифольными смолами, продукцией механического завода, железобетонных изделий, химического машиностроения, деревообрабатывающей промышленности и других предприятий. В городе начал работу первый в Украине современный завод по производству плит МДФ. В 2005 году благодаря археологическим раскопкам ученых Коростеню исполнилось 1300 лет. С 2008 года в городе проводится всеукраинский праздник-ярмарка «День картофеля», на который приезжают даже иностранные туристы.

Тем временем в Коростене появляются новые гостиницы и заведения отдыха и питания, ведь поток туристов увеличивается из года в год. Помимо известного международного фестиваля дерунов, в городе также проходит фестиваль «Княжеский закат» с реконструкцией боев, литературный праздник писателей и читателей «Только на Покрову», а также множество историко-археологических конференций, которые собирают известные ученые.

Особенно красив Коростень осенью, когда парк украшают разноцветные деревья, а со смотровых площадок открываются невероятные пейзажи города. Поэтому планируйте поездку в Коростень – точно не пожалеете.

Городу Коростень есть чем гордиться. Но самое главное, больше всего, этот замечательный город прославлен людьми – потомками древних древлян.

Изучайте историю Коростеня, пишите историю города вместе с жителями этого древлянского края и обязательно посетите!

Справочник по истории отечества. Леонид Кацва

VI — конец XV в.

6-7 вв. — переселение славян с Дуная в Восточную Европу, начало формирования основных племенных союзов восточных славян.

6 век — Образование Второго Тюркского каганата.

30-е годы 7 век — распад Второго Тюркского каганата, образование Великой Булгарии во главе с ханом Кубратом и Хазарского каганата.

40-е годы 7 век — разгром Великой Болгарии хазарами, переселение части болгар во главе с ханом Аспарухом на Дунай.

40-е годы 8 век — наиболее вероятное время провозглашения иудаизма официальной религией Хазарского каганата.

9 век — переселение части болгар в Поволжье, образование Волжско-Камской Булгарии (Булгарии) — государства, зависимого от Хазарского каганата. Принятие ислама волжскими болгарами.

860 — упоминаемый в источниках первый поход Руси на Византию.

862 — летописная дата призвания варягов. Согласно летописи, словенцы, кривичи, меря и чудь платили дань варягам (русам), затем изгоняли их, но после этого они начинали воевать между собой. Для прекращения усобиц было решено призвать варягов: «Земля наша велика и обильна, а платья (порядка) в ней нет. Да иди царствовать и властвовать над нами. Три варяжских царя — братья Рюрик, Трувор и Синеус — стали править соответственно в Новгороде, Изборске и Белоозере. Братья Рюрика вскоре умерли.

862–879 — княжение Рюрика в Новгороде.

60-70-е годы 9 век — княжение в Киеве Аскольда и Дира (дружинников Рюрика, просивших его идти в поход «на греков») в Киеве.

879 — Смерть Рюрика.

879–912 — правление Олега (одного из воинов Рюрика).

882 — Поход Олега на юг. Взятие Смоленска. Убийство Аскольда и Дира, княживших в Киеве, утверждение Олега в Киеве. Объединение Киева и Новгорода под единой властью. Возникновение государства Киевская Русь.

80-е годы IX век . — подчинение власти киевского князя восточнославянских племен древлян, северян, радимичей. Войны Олега с улицами и тиверцами.

907 — Поход Олега на Константинополь. Византийская дань. Договор между Русью и Византией, разрешавший русским купцам вести беспошлинную торговлю в Константинополе.

909–910 — поход русских рати на Восток против наместников багдадского халифа на Каспии, в Хорасане и Мавераннахре.

911 — заключение дополнительного русско-византийского договора, которым предусматривалась возможность найма России на военную службу в Византии, а также обязательство взаимно помогать при кораблекрушениях, выдавать беглых рабов и наказывать за преступления, совершенные против одна из сторон.

912–913 — поход русских ратей на Каспийское море, разорение городов на каспийском побережье. Разгром русской армии на обратном пути мусульманской гвардией хазарского кагана и волжскими болгарами.

912–945 — княжение в Киеве Игоря, сына Рюрика и преемника Олега.

915 — появление печенегов у российских границ. Заключение мира с печенегами князем Игорем.

941 — Неудачный поход Игоря на Константинополь. Сожжение византийцами русских лодок с помощью «греческого огня».

944 — Второй поход Игоря на Константинополь. Принятие свитой Игоря предложения византийцев прекратить поход и выплатить дань.

944–945 — Поход Игоря в Закавказье. Взятие города Бердаа русскими дружинами на р. Куре, столица штата Арран.

945 — восстание древлян, вызванное попыткой Игоря получить дополнительную дань. Смерть Игоря. Месть Ольги древлянам. Налоговая реформа Ольги: введение фиксированных размеров дани (уроки) и мест ее сбора (погосты).

945–964 — Доска Ольги в Киеве.

955 (или 957) — Поездка княгини Ольги в Константинополь. Ее крещение с принятием христианского имени Елена.

964–972 — княжение Святослава Игоревича в Киеве.

964–966 — поход князя Святослава на хазар. Разгром Хазарского каганата. Победа над ясами и касогами (предками осетин и черкесов), буртасами (предками мордвы), волжскими болгарами. Покорение Таманского полуострова с городом Тмутаракань. Подчинение самого отдаленного восточнославянского племенного союза — вятичей — власти киевского князя.

967–968 — Поход Святослава в Дунайскую Болгарию по просьбе византийского императора Никифора Фоки. Победа над болгарами у города Доростол (ныне город Силистра). Намерение Святослава перенести свою столицу в город Переяславец-на-Дунае.

968 (или 969) — Нападение печенегов на Киев. Возвращение Святослава в Киев, отступление печенегов.

969 Смерть княгини Ольги Раздел русской земли Святославом между сыновьями: назначение Ярополка княжить в Киеве, Олега — в Древлянской земле, Владимира — в Новгороде.

969–971 . — второй поход Святослава в Дунайскую Болгарию. Развитие русско-болгарской войны в русско-византийскую. Окружение Святослава византийцами в городе Доростоле.

971 — мирный договор между Святославом и византийским императором Иоанном Цимисхием на следующих условиях: русские согласились оставить Болгарию и не нападать на нее, а в случае внешней опасности для Византии — оказать ей помощь; византийцы беспрепятственно пропускали русских к Днепру.

972 — гибель Святослава в бою с печенегами на Днепровских порогах.

972–980 — княжение Ярополка — старшего сына Святослава — в Киеве.

977 — Поход Ярополка против брата Олега Древлянского. Смерть Олега. Присоединение Древлянской земли к Киеву.

980 — поход Владимира с новгородскими и варяжскими дружинами на Киев. Победа Владимира в битве под городом Любечем, осада Киева, смерть Ярополка.

980-1015 — княжение Владимира Святославича в Киеве.

980 — первая религиозная реформа Владимира. Установление государственного культа шести божеств: Перуна (выделено серебряной головой с золотыми усами), Стрибога, Даждьбога, Макоши, Хорса и Симаргла.

981 — Походы Владимира на поляков, взятие Перемышля и других Червенских городов.

981–982 — Походы Владимира на непокорных вятичей, обложение их данью.

983 — Поход Владимира на древнелитовское племя ятвягов.

984 — окончательное подчинение радимичей власти киевского князя.

985 — Поход Владимира на волжских болгар.

986 — хроника о выборе веры. Прибытие в Киев миссионеров из Византии (православные), Хазарии (евреи), Болгарии (мусульмане). Отправка Владимиром послов в Византию, Германию и мусульманские страны. Решение принять христианство от Византии.

988 — помощь Владимира византийским императорам Василию и Константину в подавлении мятежа полководца Варды Фоки в обмен на обещание выдать сестру императора Анну замуж за князя. Нарушение договора византийской стороной. Взятие Херсонеса Владимиром. Договор России с Византией, женитьба Владимира на Анне, крещение Владимира в Херсонесе. Крещение киевлян. Официальное принятие христианства Россией. Начало распространения христианства на Руси.

ОК. 988 — административная реформа. Отказ от системы погостов и родовых княжеств, направление сыновей Владимира наместниками великого киевского князя в городах Руси — бывших родовых центрах.

989–996 — строительство в Киеве церкви Богородицы (Десятинной церкви) — первой каменной церкви на Руси.

992, 996, 997 — Печенежский поход, бой на р. Душа.

995–997 – расчетное время основания митрополии в Киеве.

90-е годы 10 век — строительство крепостей на границах России по рекам Сула, Стугна, Сейм, Десна и Трубеж.

1014 — Конфликт Владимира с сыном Ярославом из-за отказа последнего отсылать в Киев традиционную дань.

ОК. 1015 — Создание Правды Ярослав.

1015 — смерть Владимира I. Убийство братьев — князей Бориса и Глеба сыном Владимира Святополком (Окаянным). Вступление Святополка на киевский престол.

1016 — битва между войсками Святополка и Ярослава под Любечем. Бегство Святополка в Польшу. Взятие Киева Ярославом.

1017 — взятие Киева Святополком с помощью войск его тестя — польского короля Болеслава I. Бегство Ярослава в Новгород.

1018 — война между Святополком и Ярославом. Поражение Святополка, его обращение за помощью к печенегам.

1019 г. — окончательное поражение Святополка в битве на р. Старый.

Пособие предназначено для самостоятельного изучения истории России и подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. Книга содержит объем информации, необходимой для экзамена любого уровня, варианты формулировок экзаменационных вопросов и рекомендации по построению ответов. Для старшеклассников, абитуриентов и всех интересующихся историей России.

Занятия древних славян.
Основным занятием славян было земледелие, но не пахотное, а подсечно-огневое и вахтовое.
В лесополосе распространилось подсечно-огневое земледелие. Деревья были срублены, засохли на корню и сожжены. После этого пни были выкорчеваны; землю удобряли золой, рыхлили (без вспашки) и использовали до изнеможения. К такому участку крестьяне возвращались не скоро — через 25-30 лет.

Вахтовое земледелие практиковалось в лесостепной зоне. Траву выжигали, полученной золой удобряли землю, рыхлили и использовали до изнеможения.
Поскольку при сжигании травяного покрова образуется меньше золы, чем при сжигании леса, участки приходилось менять чаще — через 6-8 лет.

Скотоводство для славян имело второстепенное значение. Они не были скотоводами, то есть не кочевали за стадами и не перегоняли их с пастбища на пастбище. Важную роль в хозяйстве славян играла охота на пушных зверей — белок, куницу, соболя. Они занимались пчеловодством (от слова «борт» — лесной улей) — собиранием меда с диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и украшения, в основном в Византии.

СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ВОСТОЧНЫЕ РАБЫ В ДРЕВНЕ.
Глава 2. КИЕВСКАЯ РУСИ в x-xi вв. 9
Глава 3. Раздробленность на РУСИ (XI-XIII вв.) 21
Глава 4. КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ 35
Глава 5. БОРЬБА С ИНОСТРАННЫМИ ВТОРЖЕНИЯМИ В XIII в. 45
Глава 6. Восстание Москвы. ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ 54
Глава 7. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО СОЕДИНЕННОГО ГОСУДАРСТВА 66
Глава 8
Глава 9
Глава 10. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 16

Глава 11 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В 95
Глава 12. КУЛЬТУРА РОССИИ XVI В 102
Глава 13
Глава 14. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 15 7 В.
Глава 16. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКВЬ В XVII ВЕКЕ ЦЕРКОВНЫЙ РАСХОД 138
Глава 17. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII ВЕКЕ. ОСВОЕНИЕ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 144
Глава 18. КУЛЬТУРА РУССКАЯ В XVII В 152
Глава 19
Глава 20. Социально-экономические и политические преобразования Петра Великого 169

Глава 21 Российская культура в первом квартале 18-го века 183
Глава 22
Глава 23
Глава 24. Внешняя политика России ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII века
Глава 25
Глава 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX века
Глава 27
Глава 28. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века
Глава 29
Глава 30. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА КРЫМСКАЯ ВОЙНА 291

Глава 31 КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 306
И КОТЕР 32 Глава 32 РЕФОРМЫ 80-х. XIX в 323
Глава 34
Глава 35
Глава 36 XIX в 358
Глава 37
Глава 38
Глава 39
Глава 40. РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 В РОССИИ 406

Глава 41 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НАЧ. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КРИЗИС В РОССИИ В ИЮЛЕ-ОКТЯБРЕ 1917
Глава 46. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 474
Глава 47
Глава 48. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ. 1917-МАРТ 1919 РУХ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ 495
Глава 49. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ. 1919-1921 ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ 506
Глава 50

Глава 51 НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 522
Глава 52. ОБРАЗОВАНИЕ СССР 531
Глава 53 538
ДЛЯ ПОЛИТИКИ СССР 546
Глава 55. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СССР 553
Глава 56. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СССР 561
Глава 57
Глава 58 580
Глава 59. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1930S 594
Глава 60. СССР накануне Великой патриотической войны 610

Глава 61 Первоначальный период Великой Патриотической войны 616
Глава 62
Глава 63. Финальный этап Великой Патриотической войны 635
Глава 64
Глава Глава 63. 65. СОВЕТСКИЙ тыл в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Глава 66 661
Глава 67
Глава 68 676
Глава 69 683
Глава 70 698

Глава 71 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 1960 708
Глава 72
Глава 73
Глава 74
Глава 75. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В 1983-1991 ГГ. 750
Глава 76 760
193 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР
Глава 78. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ 784
Глава 79 ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 796
Глава 80. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 818.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать :
Скачать книгу История Отечества, Справочник, Кацва Л.А., 2012 — fileskachat.com, скачать быстро и бесплатно.

М.: 2012. — 8 48 с.

Пособие предназначено для самостоятельного изучения истории России и подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. Книга содержит объем информации, необходимой для экзамена любого уровня, варианты формулировок экзаменационных вопросов и рекомендации по построению ответов. Для старшеклассников, абитуриентов и всех интересующихся историей России.

Формат: DJVU/ZIP

Размер: 4,5 3 МБ

Скачать:

RGHOST

Формат: PDF/ZIP

RGhost

СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ВОСТОЧНЫЕ РАБЫ В ДРЕВНЕ.
Глава 2. КИЕВСКАЯ РУСИ в x-xi вв. 9
Глава 3. Раздробленность на РУСИ (XI-XIII вв.) 21
Глава 4. КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ 35
Глава 5. БОРЬБА С ИНОСТРАННЫМИ ВТОРЖЕНИЯМИ В XIII в. 45
Глава 6. Восстание Москвы. ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ 54
Глава 7. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО СОЕДИНЕННОГО ГОСУДАРСТВА 66
Глава 8
Глава 9
Глава 10. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 16
Глава 11
XVI Глава 12. КУЛЬТУРА РОССИИ9 В 0 102 13
Глава 14. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII ВЕКЕ
Глава 15
Глава 16. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В XVII ВЕКЕ ЦЕРКОВНЫЙ РАСХОД 138
Глава 17. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII В. РАЗВИТИЕ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 144
Глава 18. КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII В. 152
Глава 19
Глава 20. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО 169
Глава 21. КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ 18 ЧЕТВЕРТИ ВЕК 183
Глава 22
Глава 23
Глава 24. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII века
Глава 25
Глава 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX века
Глава 27
Глава 28. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. ПОЛОВИНА XIX века 306
Глава 32
Глава 33 И КОНТРРЕФОРМЫ 80-Х ГГ. XIX в 323
Глава 34
Глава 35
Глава 36 XIX в 358
Глава 37
Глава 38
Глава 39
Глава 40. РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 ГГ. В РОССИИ 406
Глава 41
Глава 42 431
Глава 43. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 440
Глава 44. РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО КРИЗИСА В РОССИИ В 941.0017 Г. РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО КРИЗИСА В РОССИИ В ИЮЛЕ-ОКТЯБРЕ 1917
Глава 46. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 474
Глава 47
Глава 48. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ. 1917 — МАРТ 1919 Г. РАХАЛ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ 495
Глава 49. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ. 1919-1921 ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ 506
Глава 50
Глава 51. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 522
Глава 52. ОБРАЗОВАНИЕ СССР 531
Глава 53 538
Глава 54. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР0 192 192
Глава 55. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СССР 553
Глава 56. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СССР 561
Глава 57
Глава 58 580
Глава 59. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1930-е годы 594
Глава 60. СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 610
Глава 61
Глава 62
Глава 63. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 635
Глава 64
Глава 65. СОВЕТСКИЙ тыл в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Партизанское движение
Глава 66 661
Глава 67
Глава 68 676
Глава 69 683
Глава 70 698
Глава 71 708
ГЛАВА 72
ГЛАВА 73
ГЛАВА 74
ГЛАВА 75. Социо-экономическое развитие USSR В 1
83-1991 750
Глава 76 760
Глава 77. Внешняя политика СССР в 1983-1991 гг. 776
Глава 78. Экономическая реформа в постсоветской России 784
Глава 79 Формирование нового российского государственности 796
Глава 800003

М. : 2012. — 8 48 с.

Пособие предназначено для самостоятельного изучения истории России и подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. Книга содержит объем информации, необходимой для экзамена любого уровня, варианты формулировок экзаменационных вопросов и рекомендации по построению ответов. Для старшеклассников, абитуриентов и всех интересующихся историей России.

Формат: DJVU/ZIP

Размер: 4,5 3 МБ

Скачать:

RGHOST

Формат: PDF/ZIP

RGhost

СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ВОСТОЧНЫЕ РАБЫ В ДРЕВНЕ.
Глава 2. КИЕВСКАЯ РУСИ в x-xi вв. 9
Глава 3. Раздробленность на РУСИ (XI-XIII вв.) 21
Глава 4. КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ 35
Глава 5. БОРЬБА С ИНОСТРАННЫМИ ВТОРЖЕНИЯМИ В XIII в. 45
Глава 6. Восстание Москвы. ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ 54
Глава 7. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО СОЕДИНЕННОГО ГОСУДАРСТВА 66
Глава 8
Глава 9
Глава 10. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 16
Глава 11
XVI Глава 12. КУЛЬТУРА РОССИИ9 В 0 102 13
Глава 14. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII ВЕКЕ
Глава 15
Глава 16. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В XVII ВЕКЕ ЦЕРКОВНЫЙ РАСХОД 138
Глава 17. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII В. РАЗВИТИЕ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 144
Глава 18. КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII В. 152
Глава 19
Глава 20. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО 169
Глава 21. КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ 18 ЧЕТВЕРТИ ВЕК 183
Глава 22
Глава 23
Глава 24. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII века
Глава 25
Глава 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX века
Глава 27
Глава 28. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. ПОЛОВИНА XIX века 306
Глава 32
Глава 33 И КОНТРРЕФОРМЫ 80-Х ГГ. XIX в 323
Глава 34
Глава 35
Глава 36 XIX в 358
Глава 37
Глава 38
Глава 39
Глава 40. РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 ГГ. В РОССИИ 406
Глава 41
Глава 42 431
Глава 43. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 440
Глава 44. РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО КРИЗИСА В РОССИИ В 941.0017 Г. РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО КРИЗИСА В РОССИИ В ИЮЛЕ-ОКТЯБРЕ 1917
Глава 46. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 474
Глава 47
Глава 48. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ. 1917 — МАРТ 1919 Г. РАХАЛ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ 495
Глава 49. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ. 1919-1921 ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ 506
Глава 50
Глава 51. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 522
Глава 52. ОБРАЗОВАНИЕ СССР 531
Глава 53 538
Глава 54. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР0 192 192
Глава 55. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СССР 553
Глава 56. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СССР 561
Глава 57
Глава 58 580
Глава 59. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1930-е годы 594
Глава 60. СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 610
Глава 61
Глава 62
Глава 63. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 635
Глава 64
Глава 65. СОВЕТСКИЙ тыл в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *