«Он соединил в великой душе своей всё, что составляло жизнь его народа»
- Информация о материале
- Опубликовано: 22 января 2022
- Просмотров: 7424
Князь Московский Иван III Васильевич, вошедший в историю как «собиратель земель русских», родился 22 января 1440 года.
Узнать больше об исторической эпохе, жизни и государственной деятельности Ивана III можно в том числе из трудов крупнейших русских историков, хранящихся в фондах Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. Например, «Истории государства Российского» (1819) Николая Карамзина и «Русской истории» (1902) Василия Ключевского. Тема раскрывается и в масштабном исследовании драматурга и историка Николая Полевого «История русского народа» (1833), раритетном сборнике 1878 года «Законы великого князя Иоанна Васильевича и Судебник царя и великого князя Иоанна Васильевича с дополнительными указами» и других изданиях. Все они представлены на портале библиотеки и в электронном фонде учреждения.
Говоря об Иване Васильевиче, Николай Полевой писал, что «после Петра, Иоанн III-й занимает первую степень между владыками русскими; перед ним уничтожились все его предшественники; с ним не сравнится ни один из его преемников».
Николай Карамзин, характеризуя московского князя, писал, что он «…не любил дерзкой отважности; ждал случая, избирал время; не быстро устремлялся к цели, но двигался к ней размеренными шагами, опасаясь равно и легкомысленной горячности и несправедливости, уважая общее мнение и правила века. Назначенный судьбою восстановить единодержавие в России, он не вдруг предприял сие великое дело и не считал всех средств дозволенными».
Когда Иван Васильевич взошёл на великокняжеский престол, «России, раздробленной на уделы, распавшейся на восточную и западную, из коих последней суждено было подпасть неотразимому влиянию элемента иноземного, литовско-польского, России, порабощённой и угнетённой татарами, терзаемой междоусобиями князей, очевидно угрожала страшная опасность»,
– отметил в своей студенческой работе «О причинах возвышения Московского княжества» (1851) Владимир Вешняков, будущий известный экономист, почётный член Императорской Санкт-Петербургской академии наук.О делах князя Ивана по объединению и укреплению Руси Николай Полевой писал:
«Он первый понял необходимость соединения скрытной политики с высоким мужеством воинским, внутреннего устройства с внешними связями, готовности на мир среди войны и приготовлений к войне среди мира. Действиями Иоанна навеки исчезла Золотая Сарайская Орда. Но, когда великое дело истребления ордынцев занимало Иоанна, он не оставлял других великих предприятий. Таковы были: завоевание Перми; совершенное уничтожение вольности новгородской; истребление уделов».…>
Историк Александр Петрушевский в издании «Рассказы про старое время на Руси, от начала Русской земли до Петра Великого» (1906) подводит итоги военной и политической деятельности великого князя Московского:
«…Завязалась между Москвой и Литвой война. Литве помогали ливонские немцы: однако и на этот раз была Ивану III удача: Северская область отошла к его государству. Много и других областей промыслил Иван III: покорив Вятку, завоевал Пермь, земли Югорскую и Печёрскую, завладел Тверью без кровопролития, получил по наследству часть Рязанского княжества. Собирание восточной Руси приходило к концу».
Много сделал Иван III и для культурного, промышленного и гражданского развития Руси.
«Когда Иван сел на царство, Москва была город деревянный; каменных построек в ней насчитывалось очень мало, да и те валились… Иван Васильевич вызвал сведущих мастеров иноземных, выстроил три собора, дворец, кремлёвския стены… По зову великаго князя приехали из-за моря и другие досужие люди: лекаря, серебренники, литейщики. Радея о суде правом, великий князь велел составить Судебник – устав судный, где указал, кому и как на суде быть: за лихие дела установил казнить виновных смертью»,
– полагает Александр Петрушевский.
«Не менее важны были гражданския учреждения Иоанна: Приказы, по которым разделились дела; единообразное устройство податей и сборов; внутренняя полиция по городам; распоряжения при пожарах…»,
– считает Николай Полевой.
«Умирая после долгаго государствования, Иван Васильевич оставлял своему наследнику крепкую власть, богатую казну и землю с далеко раздвинутыми рубежами. Почти вся Русская земля, кроме областей под Литвою, собралась; татарская неволя, тянувшаяся без малаго 250 лет, кончилась бесповоротно; государство после долгой болезни встало на ноги»,
– заключает Александр Петрушевский.
Оценивая личность и деятельность Ивана III Васильевича, Николай Полевой дал такой комментарий:
«Иоанн не опередил ни своего века, ни своего народа; но зато он соединил в великой душе своей всё, что составляло жизнь его народа и его века: он был великим, могучим их представителем».
Текст: Вера Марунова
- День в истории
- 22 января
Внутренняя и внешняя политика Ивана III
Определение 1
Иван III (1440 —1505) — это великий князь Московский в 1462-1505 годах, государь всея Руси.
Биография Ивана III
Иван III – старший сын Московского князя Василия II Темного.
В 1456 году, когда Ивану исполнилось 16 лет, Василий II назначил его соправителем, а в 1462 году Иван III стал великим князем.
В отрочестве Иван принимал участие в походах против татар, много повидал ко времени вступления на престол. К этому времени у Ивана III был сложившийся характер, он был готов к важным государственным решениям. Он имел рассудительный холодный ум, крутой нрав, железную волю, отличался властолюбием. Характер Ивана III был скрытный, осторожный и к намеченной цели он стремился не быстро, а выжидал случая, двигаясь размеренными шагами.
Начало правления ознаменовалось выпуском золотых монет с отчеканеными именами Ивана III и его наследника-сына, Ивана Молодого.
После ранней смерти первой жены, великий князь вступил в брак с племянницей византийского императора Константина XI Софьей Палеолог. Она сразу активно включилась в политическую деятельность, помогая мужу. В 1490 году умер сын Ивана III, Иван Молодой. Перед великим князем встал вопрос, о наследовании престола – отдать его внуку Дмитрию или сыну Василию от Софьи.
Вскоре обнаружился заговор против Дмитрия. В результате Василий был взят под стражу, а заговорщики казнены. В 1498 году Иван III венчал внука на царство.
Однако в январе 1499 года был раскрыт заговор против Василия. Иван III, охладев к внуку, помирился с сыном и женой. В 1502 году Великий князь наложил опалу на Дмитрия, а Василия объявил великим князем всея Руси.
Великий князь намеревался женить Василия на принцессе Дании, но датский король уклонился от этого предложения. В результате Иван III выбрал в жены сыну дочь незначительного сановника — Соломонию. 27 октября 1505 года Иван III умер.
Внутренняя политика
Главной задачей Ивана III было собирание земель вокруг Московского государства, завершение удельной разобщенности ради объединения государства. Супруга Ивана III поддерживала желание своего мужа расширять Московское государство и укреплять самодержавную власть.
Полтора века Москва взимала дань с Новгорода, отнимая земли, и почти покорила новгородцев, за что они люто ненавидели Москву. Понимая, что Иван III хочет окончательно подчинить Новгород, новгородские бояре освободили себя от присяги князю и создали общество по спасению Новгорода, руководимое вдовой посадника Марфой Борецкой.
Новгород заключил договор с польским королем Казимиром, по которому Новгород переходил под его верховную власть, сохраняя при этом самостоятельность и право исповедовать православную веру, а Казимир обязался защищать Новгород от посягательств Москвы.
Дважды Иван III посылал в Новгород послов с пожеланиями образумиться, московский митрополит пытался убедить новгородцев «исправиться», однако тщетно. Ивану III пришлось совершить в 1471 году поход на Новгород, в результате которого новгородское войско было разбито в битве на реке Шелони, Казимир на помощь не пришел.
В 1477 году Иван III потребовал от Новгорода признания его хозяином, что вновь вызвало мятеж, который вскоре был подавлен. 13 января 1478 года Великий Новгород подчинился власти московского князя. Чтобы окончательно покорить Новгород, в 1479 году Иван III сменил новгородского архиепископа Феофила, ненадежных новгородцев переселил на московскую землю, а на их земли поселил москвитян.
При помощи силы и дипломатии Иван III Васильевич покорил и прочие удельные княжества:
- Ярославское в 1463 году;
- Ростовское в 1474 году;
- Тверское в 1485 году;
- Вятские земли в 1489 году.
Выдав сестру Анну замуж за рязанского князя, Иван обеспечил себе право вмешиваться в рязанские дела, а позже заполучил само княжество по наследству от племянников.
У братьев Иван III отнимал уделы, лишая права на какое-либо участие в государственных делах. Например, Андрей Большой с сыновьями были заключены в тюрьму.
При Иване III начал оформляться титул «великого князя всея Руси».
Для внутреннего порядка Иван III в 1497 году разработал Судебник – Свод гражданских законов.
Определение 2
Судебник 1497 года — это нормативный правовой акт, свод законов Русского государства, созданный для систематизации существующих норм права.
Главным судьей стал великий князь, высшим государственным учреждением – Боярская дума. Были образованы поместная и приказная системы государственного управления.
Принятие Судебника стало предпосылкой установления крепостного права. Закон ограничил выход крестьян и дал право перехода от владельца к другому лишь один раз в году – на Юрьев день.
Внешняя политика Ивана III
Во время правления Ивана III в 1502 году прекратила существование Золотая Орда.
Москва и Великое княжество Литовское воевали из-за русских земель, находящихся в подчинении Литвы и Польши. С усилением власти великого князя Московского всё больше русских князей переходили с землями к Москве.
После смерти Казимира Польша и Литва были разделены между его сыновьями, Альбрехтом и Александром. Александр – Великий князь Литовский – женился на дочери Ивана III Елене. Отношения зятя и тестя постепенно ухудшались, и в 1500 году Иван III объявил войну Литве, прошедшую для Руси достаточно успешно: были завоеваны части Новгород-Северского, Смоленского и Черниговского княжеств. В 1503 году было подписано перемирие сроком на 6 лет. Иван III отклонил предложение Литвы о вечном мире до возвращения Смоленска и Киева.
По результатам войны 1501-1503 годов великий князь Московский принудил платить дань за город Юрьев Ливонский орден.
Иван III Васильевич за время правления предпринял ряд попыток подчинить Казанское ханство. В 1470 году Москва и Казань заключили мир, а в 1487 году Иван III, взяв Казань, возвел на трон Махмет-Аминя, который на протяжении 17 лет был верным союзником московского князя.
Итоги правления Ивана III
При Иване III территория государства значительно расширилась, Москва окончательно превратилась в центр русского государства.
Эпоха Ивана III ознаменовалась окончательным освобождением русских земель от татаро-монгольского ига.
Во время княжения Ивана III были возведены Благовещенский и Успенский соборы, церковь Ризоположения, Грановитая палата.
Иван III Московский | Европейская королевская история
16 января 1547 г. – великий князь Московский Иван IV становится первым русским царем, заменяя 264-летнее Великое княжество Московское Царством русским.
Иван IV Васильевич (25 августа 1530 – 28 марта 1584), широко известный как Иван Грозный, или, точнее, «Иван Грозный» или «Иван Грозный», был великим князем Московским с 1533 по 1547 г. и первый царь России с 1547 по 1584 г.
Иван IV был сыном Василия III Ивановича Великого князя Московского (1479 – 1533) и его второй жены Елены Глинской, дочери князя Василия Львовича Глинского из Великого княжества Литовского и сербской княгини Аны Якшич, члена Якшича. семья.
Иван IV, царь всея Руси.
Когда Ивану было три года, его отец умер от абсцесса и воспаления на ноге, переросшего в заражение крови. Иван был провозглашен великим князем Московским по просьбе отца. Его мать Елена Глинская первоначально была регентом, но умерла от того, что многие считают отравлением, в 1538 году, когда Ивану было всего восемь лет.
Затем регентство чередовалось между несколькими враждующими боярскими семьями, борющимися за власть. По его собственным письмам, Иван вместе с младшим братом Юрием часто чувствовал себя заброшенным и обиженным могучими боярами из родов Шуйских и Бельских. В письме к князю Курбскому Иван вспоминает: «Брат мой Юрий, блаженной памяти, и меня воспитали, как бродяг и беднейших детей. Что я страдал из-за отсутствия одежды и еды!!” Этот отчет был оспорен историком Эдвардом Л. Кинан, который сомневается в подлинности источника, в котором эти цитаты найдены.
16 января 1547 года, в возрасте шестнадцати лет, Иван был коронован на царство в Шапке Мономаха в Успенском соборе. Он был первым, кто был коронован как «Царь Всея Руси». До этого правители Московии короновались как великие князья московские, хотя Иван III Великий в своей переписке называл себя «царем». Через две недели после коронации Иван женился на своей первой жене Анастасии Романовне, члене семьи Романовых, которая стала первой русской царицей.
Став царем, Иван посылал миру и России послание: теперь он единственный верховный правитель страны, и его воля не подлежит сомнению. «Новый титул символизировал получение полномочий, эквивалентных и параллельных тем, которыми обладали бывший византийский император и татарский хан, оба известные в русских источниках как царь. Политический эффект состоял в том, чтобы поднять положение Ивана».
Шапка Мономаха
Новый титул не только закрепил за собой трон, но и предоставил Ивану новое измерение власти, тесно связанное с религией. Теперь он был «божественным» лидером, назначенным исполнять волю Бога, поскольку «церковные тексты описывали ветхозаветных царей как «царя», а Христа — как Небесного Царя. Вновь назначенный титул затем передавался из поколения в поколение: «последующие московские правители… воспользовались божественной природой власти русского монарха… кристаллизовавшейся в царствование Ивана».
Предыстория титула царя
Царь — это титул, используемый для обозначения восточно- и южнославянских монархов или верховных правителей Восточной Европы, первоначально болгарских монархов с 10-го века и далее, намного позже титул для двух правителей Сербского государства, а с 1547 г. верховный правитель царя России и Российской империи. В этом последнем качестве она дает название системе правления, царскому самодержавию или царизму.
Термин происходит от латинского слова caesar, которое должно было означать «император» в европейском средневековом смысле этого термина — правитель того же ранга, что и римский император, занимающий его с одобрения другого императора или высшее церковное должностное лицо (Папа или Вселенский Патриарх), но западные европейцы обычно считали его эквивалентом короля или чем-то средним между королевским и имперским рангом.
Иван Грозный показывает свои сокровища Джерому Хорсу, послу английской королевы Елизаветы I.
После утверждения независимости от хана «Великий князь» Иван III Московский начал регулярно использовать царский титул в дипломатических отношениях с Западом. Примерно с 1480 года он обозначается как «император» в своей латинской переписке, как «кейсер» в переписке со шведским регентом, а также как «кейсер» в переписке с датским королем, тевтонскими рыцарями и Ганзейским союзом.
Сын Ивана III Василий III продолжал носить эти титулы. Сигизмунд фон Герберштейн заметил, что титулы «кайзер» и «император» были попытками перевести русский термин «царь» на немецкий и латинский языки соответственно.
Это было связано с растущими амбициями России стать православным «Третьим Римом» после падения Константинополя. Московский правитель был признан императором Священной Римской империи Максимилианом I в 1514 г. Некоторые иностранные послы, а именно Герберштейн (в 1516 и 1525 гг.), Даниил Принц-а-Бухау (в 1576 и 1578 гг.) и Юст Юэль (в 1709 г.) — указано, что слово «царь» не следует переводить как «император», поскольку оно применяется русскими к Давиду, Соломону и другим библейским царям, которые являются простыми царями.
С другой стороны, Жак Маржере, телохранитель Лжедмитрия I, утверждает, что титул «царь» для москвичей более почетен, чем «кайзер» или «царь», именно потому, что это Бог, а не какой-то земной владыка рукоположил применить его к Давиду, Соломону и другим царям Израиля. Сэмюэл Коллинз, придворный врач царя Алексея в 1659 г.-66, назвал последнего «Великим Императором», комментируя, что «что касается слова Царь, то оно имеет столь близкое отношение к Цезарю… что вполне может быть допущено для обозначения Императора. Русские хотели бы, чтобы это был более высокий титул, чем король, а между тем они называют Давида царем, а наших королей Кирролами, вероятно, от Карла Квинта, история которого у них есть».
В 1610 году Сигизмунд III из Польши манипулировал избранием своего сына Владислава IV царем России, в то время как польские войска удерживали Москву в Смутное время после смерти Бориса Годунова. Его избрание, которое так и не привело к его восхождению на московский престол, было частью неудачного плана Сигизмунда по завоеванию всей России и обращению населения в католицизм. В молодости Владислав проявил способности полководца в операциях против Московии (1617–1618 гг.) И Османской империи.
В 1670 году Папа Климент X выразил сомнение в том, что ему было бы уместно обращаться к Алексею как к «царю», потому что это слово «варвар» и поскольку оно означает императора, титул, зарезервированный для императора Священной Римской империи. Аббат Скарлати считает, что этот термин непереводим и поэтому может использоваться Папой без какого-либо вреда. Чтобы урегулировать этот вопрос и яснее заявить о своих имперских амбициях, Петр I Великий издал указ о возведении России в империю и постановил использовать латинский титул «император» вместо «царь».
К 1815 г., когда большая часть Польши была аннексирована, этот титул стал явно интерпретироваться в России как эквивалент польского król («король»), и российский император принял титул «Царь
Польши».
Поскольку слово «царь» оставалось популярным обозначением российского монарха, несмотря на официальное изменение стиля (с короля на императора), оно широко используется в иностранных языках, таких как английский.
РОССИЯ: Третий Рим — ВРЕМЯ
Понедельник, 15 сентября, 1947
- Делиться
- Твитнуть
- Читать позже
Отправить на Kindle
Подписаться @TIME
(3 из 5)
К середине 15 века потомки мешка с деньгами основали династия и тирания. Иван III женился на Зое, племяннице последнего Император Восточной Римской империи, принесший Византии религию, архитектуру и благовонные интриги с Москвой, которая теперь была более могущественной, чем любой другой город России. Она надеялась добиться успеха в истории. более ранние Римы (тот, что на Тибре, и тот, что на Босфоре). Иван принял титул Царя, т. е. Цезаря, и Государя Всея Руси. Он начал строить крепкую кирпичную стену вокруг Кремля: она до сих пор стоит сегодня. † Тогда Москвой правил Иван IV, прозванный Грозным, который решительно разгромил татар и дал Москве первую тайну полицейские – одетые в черное опричники («массовка»), которые ехали верхом на черных лошадей и несли метлу и собачью голову в седле, «подметать и отгрызть предательство». Когда большая часть Москвы была разрушена огромным пожара 1547 года Иван удалился на Воробьевы горы, чтобы не видеть страдания своего народа. Этот жест был характерен для московских правителей. и их отношение к оборванной массе, на которой великолепие города отдохнул.
Жизни. В это время жизнь людей была тяжелой и тесной. Сообщал посетитель: «Дома простолюдинов в Москве обыкновенно состоят только из одной комнаты. . . используется для всех целей. … В этой комнате вы сталкиваетесь с большой печью, покрытой досками. . . после чего сидит почти круглый год, всей семьей. …» Удовольствий у них было мало. Москвичи, которые были пьяницами, любил собираться в корчме (винном трактире) но кабаки были в собственности царем и сдавали в аренду дворянам: москвичи, которые не могли платить за то, что они пили, хранилось до тех пор, пока их друзья не выкупили их. За веков москвичи танцевать не умели, а платили татарам и Поляки танцуют для них.
Когда они умирали, простых москвичей просто заворачивали в пелену и несли могилу, за иконой; им в руки была дана лист бумаги с молитвой об упокоении их душ. Этот подсказал один из первых московских корреспондентов, обнаруживший, что свободы передвижения в Москве было меньше, чем где-либо в Европе, к отчет: «Русс, когда он умрет, имеет свой паспорт к Святому Николаю погребен с ним».