Доклад на тему денис иванович фонвизин: Краткая биография Фонвизина, творчество Дениса Ивановича и интересные факты

Фонвизин Денис Иванович

Фонвизин Денис Иванович (1744/1745, Москва — 1792, Петербург) — писатель. Родился 3 апреля (14 н.с.) в Москве в богатой дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование. В 1755 — 60 учился в гимназии при Московском университете, затем в течение года — на философском факультете университета. В студенческие годы начал печататься в московских журналах, сделал свой первый перевод «Басни нравоучительные» датского просветителя Л. Хольберга, приступил к переводу трагедии Вольтера «Альзира» (с 1762). В 1760 окончил гимназию при Московском университете и недолго учился на философском ф-те того же ун-та. С 1762 стал переводчиком Коллегии иностранных дел в Петербурге и печатал в журн. свои литературные переводы. В эти же годы Фонвизин сближается с кружком молодых офицеров-вольнодумцев, под их влиянием создает сатирическое произведение «Послание к слугам моим…» (1769). Интерес к театру выразился в работе над оригинальной русской сатирической комедией (до этого перекладывал иностранные комедии «на русские нравы»).

«Бригадир», написанный в 1766 — 69 и поставленный в 1770, был опубликован только в 1792 — 95. Н.Новиков сказал об этой комедии: «сочинена она точно в наших нравах».

В 1763 — 1769 служил секретарем кабинет-министра И.П. Елагина, ведавшего разбором челобитных и императорского театрами. В 1769 — 1782 стал личным секретарем Н.И. Панина, разделяя его оппозиционные взгляды по отношению к Екатерине II, и по его поручению разрабатывал проекты конституционных реформ в России, долженствовавших отменить крепостное право, избавить страну от власти временщиков, предоставить полит, права всем сословиям. Фонвизин получил известность как драматург, публицист, просветитель, создатель рус. социальных комедий «Бригадир», «Недоросль» и др. произведений. Н.И. Новиков отмечал: «Многие письменные сего автора сочинения носятся по многим рукам, читаются с превеликим удовольствием и похваляются сколько за ясность и чистоту слога, столько за остроту и живость мыслей». В 1782 после отстранения Н.

И. Панина от дел Фонвизин подал в отставку и полностью отдался лит. занятиям, много и успешно работая, несмотря на неприязнь Екатерины II и тяжелую болезнь, приковавшую его к постели. В 1783 публикует ряд сатирических сочинений: «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Миневре от российских писателей», «Повествование мнимого глухого и немого».

В 1784 — 85 Фонвизин побывал в Германии и Италии, анонимно издал на французском языке «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина», нарисовав образ идеального просвещенного вельможи.

В дальнейшем Фонвизину не позволено было выступать в печати; пятитомное собрание его сочинений не было издано. Его статьи распространялись только в списках. Последние годы жизни писатель был тяжело болен, но литературных занятий не оставил: начал автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (не была закончена, но и в незаконченном виде являет собой замечательный образец русской прозы).

1 декабря (12 н.с.) 1972 Фонвизин скончался в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.

Большой удачей Фонвизина стала комедия “Бригадир” (написана в 1766-69), в которой высмеивалось невежество, взяточничество, раболепство перед всем иностранным “благородного сословия”. Корень зла Фонвизин-просветитель видел в порочности космополитического воспитания молодых дворян.

В 1782 Фонвизиным была написана комедия “Недоросль”. Первая постановка состоялась 24 сентября 1782. В. О. Ключевский назвал “Недоросль” “бесподобным зеркалом” русской действительности. Обличая барский произвол, Фонвизин показал развращающее действие крепостного права, которое уродовало как крестьян, так и помещиков. Проблема воспитания дворянства, поднятая в “Бригадире”, получила в “Недоросле” социальное звучание. Фонвизин придерживался просветительской программы нравственного воспитания гражданина и патриота, истинного сына Отечества.

Д.И. Фонвизин — публицист. «Рассуждение о непременных государственных законах». Проблематика, особенности стиля.

Политические взгляды Фонвизина наиболее четко сформулированы им в работе «Рассуждение о непременных государственных законах». Это произведение, написанное в конце 70х годов XVIII в., было задумано как вступление к проекту «Фундаментальных прав, непременяемых на все времена никакою властью», составленному братьями Н. И. и П. И. Паниными. Обе работы носят боевой, наступательный характер. Речь в них ждет о необходимости ограничения самодержавной власти. Н. И. Панин был одним из воспитателей наследника престола Павла Петровича, в котором он видел исполнителя своих идей.

По своим общественным взглядам Фонвизин — монархист, но вместе с тем яростный противник бесконтрольной, самодержавной власти. Он глубоко возмущен царящим в России деспотизмом. Страшным злом для России Фонвизин считал фаворитов, или, как он их называет, «любимцев государевых», особенно усиливших свое влияние при дворе русских императриц. Некоторые места «Рассуждения» метят непосредственно в Потемкина, который, по словам Фонвизина, «в самых царских чертогах водрузил знамя беззакония и нечестия…».

Душой государства, лучшим ее сословием Фонвизин считал дворянство. Но писатель прекрасно знал, что подавляющая масса дворянства абсолютно не походит на созданный им идеал, что она только существует и продается всякому подлецу, ограбившему государство.

Не выступая против крепостного права, Фонвизин вместе с тем с горечью говорит о бедственном положении крепостного крестьянства, о его полном бесправии. Россия, замечает он, является таким государством, «где люди составляют собственность людей, где человек одного состояния имеет право быть вместе истцом и судьею над человеком другого состояния…»

Не сочувствуя Пугачевскому восстанию, Фонвизин в то же время понимает, что главными виновниками крестьянского возмущения были правительство и дворяне. Поэтому он считает своим долгом напомнить о возможности его повторения. «Мужик, — пишет он, — одним человеческим видом от скота отличающийся» может привести государство «в несколько часов на самый край конечного разрушения и гибели». Выход из бедственного положения, в котором находится общество, Фонвизин видит в добровольном ограничении правительством своего и дворянского произвола и в закреплении этого решения в соответствующих законах. «Просвещенный и добродетельный монарх… — заявляет он, — начинает великое свое служение немедленным ограждением общения безопасности посредством законов непреложных». При жизни Фонвизина его проект не был напечатан, но он получил распространение в рукописном виде и пользовался большой популярностью среда декабристов, а в 1861 г. был опубликован Герценом в одном из его заграничных изданий.

«Недоросль» Д.И. Фонвизина как «высокая» комедия. Конфликт. Система персонажей. Жанровое своеобразие.

В сравнении с «Бригадиром» «Недоросль» (1782) отличается большей социальной глубиной и более резкой сатирической направленностью. В «Бригадире» речь шла об умственной ограниченности героев, об их галломании, недобросовестном отношении к службе. В «Недоросле» на первое место вынесена тема помещичьего произвола. Главным критерием в оценке героев становится их отношение к крепостным крестьянам. Действие происходит в имении Простаковых. Неограниченной хозяйкой в нем является госпожа Простакова. Любопытно отметить, что в перечне действующих лиц только ей присвоено слово «госпожа», остальные герои названы лишь по фамилии или по имени. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж за своего брата. Однако в полной мере нрав этой «фурии» раскрывается в обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей породы.

Уже начало пьесы — знаменитое примеривание кафтана — сразу же вводит нас в атмосферу дома Простаковых. Здесь и грубая брань в адрес доморощенного портного Тришки, и голословное обвинение его в воровстве, и привычное распоряжение наказать розгами ни в чем не повинного слугу. Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных. Порядок в доме наводится бранью и побоями.

Примитивная натура Простаковой особенно явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Она груба с Софьей, пока чувствует над ней свою власть, но узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Но вымолив прощение, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упустившими Софью.

Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придает ей характер типичности. Недаром в конце пьесы Правдин советует предупредить других Скотининых о том, что произошло в имении Простаковых.

С образом Митрофана связана другая проблема — раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл. Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он груб и нахален со слугами и учителями. Он заискивает перед матерью до тех пор, пока чувствует ее силу. Но стоило ей лишиться власти в доме, как Митрофан резко отталкивает от себя и Простакову. И наконец, Митрофан — недоросль в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством.

Как и все знаменитые сатирики, Фонвизин в своей критике исходит из определенных гражданских идеалов. Изображение этих идеалов в сатирических произведениях не обязательно, но в дидактической литературе XVIII в. сатира, как правило, дополнялась показом идеальных героев. Не обошел этой традиции и Фонвизин, резко противопоставив миру Простаковых и Скотининых — Стародума, Правдина, Милона и Софью. Тем самым злонравным противопоставлены в пьесе идеальные дворяне. Стародум и Правдин безоговорочно осуждают помещичий произвол, ограбление и насилие над крестьянами. В отличие от Простаковой, строящей свое благополучие на ограблении крестьян, Стародум выбирает другой путь обогащения. Он отправляется в Сибирь, где, по его словам, «требуют денег от самой земли». Видимо, речь идет о добыче золота, что вполне согласуется с мнением самого Фонвизина о необходимости для России «торгующего дворянства».

Еще более решительную позицию по отношению к произволу дворян занимает Правдин. Он служит чиновником в наместничестве. Так назывались учреждения, созданные в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов. Главной своей задачей не только по должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает наблюдение над теми помещиками, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Узнав о жестокостях и бесчинствах Простаковой, Правдин от имени правительства берет в опеку ее имение, лишая помещицу права самовольно распоряжаться крестьянами. В своих действиях Правдин опирается на указ Петра I 1722 г., направленный против помещиков-тиранов. В жизни этот закон применялся крайне редко. Поэтому развязка комедии Фонвизина выглядела как своего рода наставление правительству Екатерины II.

Не менее важным был для Фонвизина вопрос об отношении дворян к службе. После указа о «вольности» эта проблема приобрела особую остроту, поскольку многие из дворян уже на законном основании предпочитали отсиживаться дома. У Фонвизина эта тема вынесена даже в название комедии и тем самым специально акцентирована. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля». Настроения Митрофана всецело разделяет его мать.

Диаметрально противоположной точки зрения придерживается Стародум. Имя этого героя указывает на то, что его идеалы принадлежат Петровской эпохе, когда каждый дворянин службой должен был подтвердить свои сословные права. С возмущением указывает Стародум на практику фаворитизма, получившую широкое распространение в царствование Екатерины II, когда рядовые офицеры, без всяких заслуг, получали высокие звания и награды. Об одном из таких выскочек — молодом графе, сыне такого же «случайного», как говорили в то время, человека, вспоминает с глубоким презрением Стародум в разговоре с Правдиным.

Антиподом Митрофанушки является в пьесе Милон — образцовый офицер, который, несмотря на свою молодость, участвовал уже в военных действиях и обнаружил при этом подлинную «неустрашимость».

Особое место занимают в пьесе размышления Стародума о «должности» монарха и критические замечания в адрес екатерининского двора. Здесь имел место явный вызов императрице, которая выдавала себя за преемницу и продолжательницу дел Петра I. Правитель, по глубокому убеждению Стародума, должен не только издавать полезные обществу законы, но и сам быть образцом их исполнения и высокой нравственности. Такой монарх обязан окружить себя исполнительными, полезными обществу вельможами, которые, в свою очередь, могли бы служить примером для подчиненных и для всего дворянского сословия в целом. Но действительность оказалась разительно непохожей на просветительскую программу Стародума. О нравах придворного общества Стародум судит не понаслышке, а по собственному горькому опыту, так как после службы в армии его «взяли ко двору». То, что он здесь увидел, привело его в ужас. Придворные думали только о своей корысти, о своей карьере. Чувствуя свое полное бессилие изменить сложившиеся порядки, Стародум оставил придворную службу.

Денис Иванович Фонвизин биография


Детство знаменитого драматурга

Родился будущий русский писатель в апреле 1745 года в Москве. Все члены его семьи были дворянами и происходили от рыцарского рода (который перебрался в Россию из Германии в середине XIV века). Отец Дениса Ивановича дослужился до звания майора и покинул службу. Несмотря на дворянский статус, семья Фонвизиных имела скромный доход.

Юный Денис Фонвизин, в отличие от своих дворянских сверстников, изучением французского не занимался. До поступления в школу будущий писатель знал только русский язык. Уже в образовательном учреждении он начал изучать немецкий.

До 1755 года Фонвизин обучался на домашней основе. После окончания начального образования он поступил в дворянскую гимназию, а затем – в Московский университет (факультет философии). Уже через 5 лет после поступления в учебное учреждение Денис Иванович отправляется в Петербург, как «избранный ученик». Именно здесь будущего писателя ожидало знакомство с такими личностями, как: Александр Сумароков и Михаил Ломоносов.

Проблематика произведения: темы, идея, чему учит

Темы

Центральной темой комедии «Бригадир» является воспитание. Кроме того, автор раскрыл следующие темы:

  • нравственная необразованность общества;
  • невежество старшего поколения;
  • поверхностное европейское полуобразование нового поколения;
  • любовь;
  • отношения родителей и детей.

Идея

Основная мысль (идея) в комедии «Бригадир» — это мысль о воспитании. Автор уверен, что нельзя воспитывать молодёжь так, чтобы она презирала национальную культуру, рабски следовала заграничным модам, которые ей кажутся иностранной культурой. Фонвизин высмеивает тех, кто коверкает русский язык, наполняя его французскими словами и фразами. Он уверен, что нужно ценить свой родной язык, прививать к нему любовь.

Ещё одна важная мысль — не следует мириться с духовным упадком, лихоимством тех, кто обладает властью над людьми.

Чему учит

Первая русская национальная комедия «Бригадир» учит ценить культуру своей страны, а не подбирать крохи иностранной культуры и моды.

Творческий путь статского советника. Начало

Творческий путь Дениса Ивановича начался в годы обучения. Еще в университете литератор занимался переводом иностранных статей для университетских изданий. Первыми переведенными им произведениями были:

  • Альзира или американцы;
  • Геройская добродетель, или жизнь Сифа, царя египетского;
  • Басни Хольберга.

Параллельно с переводческой деятельностью, Фонвизин создавал и свои произведения. Его ранние тексты обладали острой сатирической направленностью.

Творческая жизнь литератора плотно переплеталась с его работой. В 18 лет юноша был устроен на государственную службу к Екатерине II. С должности «Секретарь кабинет-министра» через 6 лет Фонвизин переходит на должность «Личный секретарь графа Панина».

Собственные произведения Дениса Ивановича были представлены миру уже в 1760 году. Известность же Фонвизина как писателя пришла к нему только через 8 лет после первой публикации. Причиной общественного резонанса стала выпущенная писателем пьеса «Бригадир».

Интересный факт: после публикации «Бригадира» Фонвизин был в срочном порядке вызван в Петергоф. Именно здесь писатель лично прочитал комедию Екатерине.

Сатирическая комедия имела небывалый успех. Ее читали все слои населения. По книге создавались постановки, которые на протяжении долгого времени не сходили со сцены.

Интересные факты

  • Во время поездки в 1760 году в Петербург Фонвизин впервые присутствовал на театральном представлении. Это была пьеса Хольберга «Генрих и Пернилл». Происходившее на сцене произвело на писателя неизгладимое впечатление, а пристрастие к театру он сохранил на всю жизнь.
  • Успех «Недоросля» во время премьеры был настолько велик, что зрители, по принятому в то время обычаю, забросали сцену кошельками с деньгами.
  • Фонвизин особое внимание уделял внешнему виду, за что был признан франтом. Писатель украшал одежду живыми цветами, носил соболий сюртук и обувь с большими пряжками.
  • Денис Иванович был женат на Катерине Ивановне Роговиковой, дочери богатого купца.

Государственная служба писателя

На службе при Екатерине Денис Иванович стал доверенным лицом графа Панина (воспитателя будущего императора Павла) и, по совместительству, его другом.

В 1777 году, не прерывая государственную службу, литератор и драматург Фонвизин отправляется во Францию. Здесь он пробыл всего год, на протяжение которого написал множество писем на родину. Поездка заграницу и острый ум писателя позволили ему:

  • понять социальные, политические и экономические устои французского общества;
  • составить полноценную картинку феодально-абсолютистской Франции;
  • глубже понять ситуацию, актуальную для России;
  • оценить возможность улучшения русского социально-политического порядка и найти пути его достижения.

Все свои мысли по этим темам Денис Иванович излагал в письмах к своей сестре (Ф. И. Аргамаковой) и брату Панина (Петру Ивановичу). Наблюдения писателя нашли отражение и в его зрелом-позднем творчестве (о чем пойдет речь далее).

Здесь же (во Франции) драматург встретился с Бенджамином Франклином. По мнению многих современных литераторов, именно американский деятель стал прообразом Стародума в произведении Дениса Ивановича «Недоросль».

Годовая командировка за границу стала, в некотором смысле, судьбоносной для писателя. Именно она натолкнула Фонвизина на мысль о необходимости корректировки крепостного права (не полной отмены, а лишь изменения условий), а также дала толчок написанию нового произведения, которое сегодня в обязательном порядке включено в школьную программу.

После возвращения в Россию Денис Иванович переходит в должность «Советник канцелярии при секретной экспедиции». Параллельно с государственной службой (в 1779 году) литератор приступает к переводу «Та-Гио».

Система образов персонажей

Комедия «Бригадир» отличается типичностью образов персонажей. Все герои комедии, кроме Добролюбова и Софьи, обладают определёнными недостатками, которые высмеивает автор:

  • Иванушка и советница — подражатели французам, для них противно всё русское.
  • Бригадир — его образ выявляет ограниченность и жестокость некоторых военных.
  • Советник — типичный взяточник.
  • Бригадирша — её недостатками являются узость мировоззрения и зацикленность на деньгах.

У Добролюбова и Софьи нет пороков и недостатков, типичных для дворян. Эти положительные герои комедии противопоставлены другим персонажам. Они любят друг друга.

Все остальные персонажи, кроме бригадирши, влюблены, но их любовь, как говорит Добролюбов, «смешна, позорна и делает им бесчестие». Советник влюблён в бригадиршу, бригадир — в советницу, а советница и Иванушка влюбились друг в друга.

Основной творческий период жизни Дениса Ивановича

Начальным этапом уже зрелого и глубокого творчества литератора считается 1778 год, когда Фонвизин приступает к созданию известнейшей комедии «Недоросль». На ее написание литератор вдохновился поездкой во Францию, которая помогла Денису Ивановичу на сравнительном примере оценить актуальное социальное положение родины.

Над «Недорослем» драматург трудился 4 с лишним года. Сюжет книги основан на описании дворянского общества и одну из важнейших проблем любого времени – безграмотность. Пьеса получилась очень реалистичной. В ней раскрылось множество проблем, а все пороки были описаны автором прямо. Именно такая прямолинейность, а также красочность образов главных героев принесли произведению сумасшедшую (для того времени) популярность.

Еще одним произведением, которое стало очередной ступенью становления Фонвизина как известнейшего публициста, стало «Рассуждение о непременных государственных законах». Написана книга была для будущего императора России Павла.

В 1783 году писатель вновь отправляется заграницу. На этот раз – в путешествие по Европе. Однако, данной поездке не суждено было затянуться надолго. Уже через 2 года после прибытия драматург получает апоплексический удар. А еще через 2 – возвращается на родину. Паралич заставил Фонвизина покинуть государственную службу. Однако, он никоим образом не повлиял на тягу Дениса Ивановича к творчеству.

После первого приступа публицист также продолжает свою творческую деятельность. Он публиковался в журналах и издавал небольшие (по сравнению с предыдущими) комедии: «Разговор у княгини Халдиной», «Выбор гувернера». Но не вся творческая биография Фонвизина так безмятежна. Последнее 5-ти томное издание писателя было критично воспринято Екатериной Великой. Она посчитала книгу недостойной выхода в свет и запретила ее публикацию.

Последним произведением, над которым трудился писатель, стала его автобиография «Чистосердечное признание». В ней драматург подробно описал свой творческий путь и жизнь в целом.

Комедия «Недоросль»

«Недоросль» — самое известное произведение Д.И. Фонвизина.

В «Недоросле» автор поднимает следующие темы:

  1. Необходимость реформ системы крепостного права;
  2. Необходимость просвещения и образования;
  3. Бесправие крестьян и произвол помещиков;
  4. Проблема воспитания;
  5. Вопрос истинной сущности дворянства.

Герои этой комедии делятся на «бытовых» и «героев-идеологов». Бытовые герои порицаются Фонвизиным. Это Простакова и Простаков, Скотинин, Митрофан. Те, кто погряз в застое и неподвижности, люди, тянущие Россию назад. Герои-идеологи же, напротив, являют собой образы идеальных дворян и людей, способных к духовной эволюции. Это Стародум, Софья, Милон и Правдин.

Замечание 3

Существует легенда, после премьеры «Недоросля» князь Потёмкин сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь».

Императрица Екатерина была так недовольна «Недорослем», который, по её мнению, покушался на государственные устои, что запретила дальнейшую публикацию любых произведений Фонвизина.

Личная жизнь Дениса Фонвизина

О любовных чувствах Фонвизина известно немногое – только то, что он отразил в своем автобиографическом произведении. По словам самого писателя, влюблен он был единожды (еще будучи юным молодым человеком 23-х лет) – в Анну Приклонскую. Женщина была очень умна, начитана, обаятельна и хороша фигурой. Интересно, что она отвечала драматургу взаимностью. Но союз Фонвизина и Приклонской был обречен – Анна уже была замужем и не могла предать своего мужа.

Несмотря на то, что до конца своих дней Денис Иванович любил лишь Анну, он все же женился на другой женщине. Избранницей писателя стала Катерина Хлопкова, с которой они познакомились на службе. Жена стала для драматурга лучшим другом, поддержкой и опорой. Она была в него безумно влюблена (что замечали даже окружающие). А он – относился к ней с теплом, добротой и нежностью (все еще храня в сердце Анну).

Именно Катерина Хлопкова помогала Денису Ивановичу, когда его тело было скованно параличом. Сперва у драматурга отнялась речь и возможность управления рукой. После – тело было охвачено уже более серьезно. Жена при этом была для него единственной нянькой и оставалась рядом со своим возлюбленным до конца его дней. Увы, наследников у знаменитого писателя и публициста нет. У Катерины и Дениса не было детей.

Публицистика

В 1769 году писатель перешел на службу к графу Панину, который побудил его написать политический трактат. Название этого сочинения полностью соответствует времени, в которое жил автор: «Рассуждения о совсем истребившейся всякой форме правления государственного и о зыблемом состоянии империи и государей».

В екатерининскую эпоху образованные люди изъяснялись весьма витиевато, даже сама императрица, которой, к слову сказать, сочинение не понравилось. Дело в том, что в этом произведении автор критиковал и Екатерину, и ее фаворитов, требовал конституционного преобразования. При этом осмелился даже угрожать государственным переворотом.

Последние годы Дениса Ивановича и смерть великого писателя

Последние несколько лет Денис Иванович серьезно болел. Паралич сковывал его тело дважды, отнимая возможность говорить и управлять своим конечностями в полной мере. Несмотря на это, Фонвизин никогда не переставал писать.

Он составлял статьи и переводил зарубежные произведения до последнего своего дня. Верным помощником для него в данной деятельности стала его жена – Катерина, которая беспрерывно караулила постель мужа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *