Диоген
Официально:
Диоген Синопский. Около 412 до н.э. – 10 июня 323 до н.э. Древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.
Неофициально:
1. Английское слово, обозначающее рака-отшельника, состоит из двух частей. Вторая часть – «краб». А первая – это имя собственное: Диоген.
2. Это тот самый философ, о котором ходит немало анекдотов и точно известно, что он жил в бочке, то есть вел, как правильно заметили англичане, уединенный образ жизни. Так кто он такой, этот непохожий ни на кого и вечно эпатирующий всех Диоген?
3. На самом деле о Диогене достоверно известно немногое. Описал его тезка – Диоген Лаэртский. Он рассказал, что родился Диоген в Синопе – греческой колонии на территории современной Турции. В том самом Синопе, где состоялось последнее сражение парусного флота: адмирал Нахимов – в Крымскую войну – разгромил там турецкий флот.
4. Прежде чем стать философом, Диоген Синопский управлял чеканной мастерской, а его отец Гикесий был менялой. Папа склонял его к выпуску фальшивых денег, Диоген очень не хотел и отправился за советом к дельфийскому оракулу.
5. Получив совет переоценить ценности, Диоген испортил монеты. Его разоблачили и изгнали из города. В странствиях он добрался до Афин и стал учеником Антисфена.
6. Философ Антисфен держал в Афинах собственную школу, она располагалась на холме Киносарг, что в переводе с греческого означает «Серый пёс», за что Антисфена и его учеников стали называть киниками.
7. Но, может быть, их прозвали так за убеждения: Антисфен уверял, что для достижения блага надо жить подобно собаке, то есть просто, следуя собственной природе, опираясь только на себя. Презирать условности и радости жизни, быть верным и храбрым, жить в бедности и даже без стыда, отказываясь от культуры и отвергая государство.
8. Ученик Диоген превзошел своего учителя: мало кто помнит сегодня Антисфена, зато Диогена знает всякий.
9. Заметим, что и в Древнем Риме кинизм нашел последователей: Сенека, Плутарх, Ювенал, Гораций и другие древние знаменитости распропагандировали его так, что слово «цинизм» в латинском произношении стало нарицательным и обозначает пренебрежение к нравственным нормам.
10. Диоген был стойким приверженцем кинизма и последовательно претворял взгляды в жизнь. Одевался как бродяга, жил в винной бочке, так называемом пифосе, возле Агоры, то есть главной городской площади в Афинах. Он довольствовался настолько малым, что по преданию выбросил миску, когда увидел, что мальчик ест похлебку, налитую в краюху хлеба.
11. Он был чудовищно груб, и его прозвали за это «собакой» и «сумасшедшим Сократом». Но и эта грубость была не случайной: он нарочно заострял проблему, чтобы привлечь к ней внимание.
12. История о том, как он бегал днем с огнем и искал человека, вошла в поговорки многих стран, а человека он так и не нашел. Кругом одни рабы – сокрушался Диоген.
13. Когда Диогена спросили, подданным какого государства он является, он дал ответ, который впоследствии повторяли многие: «Я – гражданин мира».
14. Когда Платон дал определение человеку: животное на двух ногах, лишенное перьев, Диоген ощипал курицу и кинул ее Платону со словами: вот твой человек.
15. Комментируя образ жизни Диогена, древнегреческий философ Аристипп, живший при дворе тирана Сиракуз Дионисия, заметил: «Умел бы ты водиться с тиранами, не пришлось бы тебе самому мыть коренья» На это Диоген остроумно ответил, что если бы Аристипп мыл коренья сам, не пришлось бы ему водиться с тиранами.
16. Со слов стоика Дионисия, Диоген Лаэртский утверждает, что Диоген участвовал в битве при Херонее и попал в плен к Филиппу II Македонскому. На вопрос македонского царя, чем пленник занимается, Диоген дерзко ответил: «Слежу за твоей ненасытностью». Царь был так изумлен, что отпустил наглеца.
17. Когда Диогена захватили пираты, они продали его в рабство. И тут не обошлось без эпатажа – на вопрос, что он умеет делать, Диоген ответил: «Властвовать людьми». Его купил коринфянин Ксениад и сделал воспитателем своих детей.
18. Диоген прожил невероятно долго для своего времени – около 90 лет, и умер в Коринфе, по легенде, в один день с Александром Македонским.
19. Рассказывают, что они были знакомы, но пиетета Диоген не испытывал. А на вопрос великого царя, что он может сделать для Диогена, философ, ответил: «Отойди, не заслоняй мне Солнца».
Диоген Синопский и его философия — Статьи — Омилия
Опубликовано: 01/03/2016
Статьи
Диоген Синопский
Философия
Не основатель школы киников, Антисфен, а его ученик Диоген Синопский дал своей жизнью образец кинического мудреца, что послужило источником для множества связываемых с Диогеном анекдотов, которыми изобилует соответствующая глава в известной книге Диогена Лаэртского. Именно Диоген низвел до крайности свои потребности, закалял себя, подвергая свое тело испытаниям. Например, летом он ложился на раскаленный песок, зимой же обнимал запорошенные снегом статуи. Жил он в большой глиняной круглой бочке (пифосе). Увидев, как один мальчик пьет воду из горсти, а другой ест чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба, Диоген выбросил и чашку, и миску. Он приучал себя не только к физическим лишениям, но и к нравственным унижениям. Он просил подаяние у статуй, чтобы приучить себя к отказам, ведь люди подают хромым и нищим и не подают философам, потому что знают, что хромыми и нищими они еще могут стать, а мудрецами — никогда. Диоген довел до апогея презрение своего учителя Антисфена к наслаждениям. Тот говорил, что «предпочел бы безумие наслаждению». Диоген же находил наслаждение в самом презрении к наслаждению. Он учил бедных и униженных противопоставлять презрению со стороны богатых и знатных презрение к тому, что те ценят, и при этом не призывал их следовать его образу жизни с его крайностями и экстравагантностями.
Но только чрезмерным примером можно научить людей соблюдать меру. Он говорил, что берет пример с учителей пения, которые нарочно поют тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне нужно петь им самим.Сам же Диоген в своем опрощении доходил до полного бесстыдства, он бросал вызов обществу, отказываясь соблюдать все правила приличия, навлекая тем самым на себя град насмешек и провокационных выходок, на которые всегда отвечал с необыкновенной находчивостью и меткостью, смущая тех, кто хотел его смутить. Когда на одном обеде ему, называвшему себя собакой, швырнули кости, он подошел к ним и помочился на них. На вопрос: если он собака, то какой породы? — Диоген спокойно отвечал, что когда голоден, он мальтийской породы (т. е. ласков), а когда сыт, то милосской (т. е. свиреп).
Своим выходящим за всякие рамки дозволенного поведением Диоген подчеркивал превосходство мудреца над обыкновенными людьми, которые заслуживают лишь презрения. Однажды он стал звать людей, а когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев.
В другой раз он при дневном свете искал с зажженным фонарем человека. В самом деле — так называемые люди соревнуются, кто кого столкнет в канаву (вид состязаний), но никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым. В своем презрении к людям Диоген не делал исключения ни для жрецов, ни для царей. Когда Александр Македонский однажды подошел к нему и сказал: «Я — великий царь Александр», Диоген, нимало не смутившись, ответил: «А я собака Диоген». Когда в другой раз Александр Македонский, подойдя к гревшемуся на солнце Диогену, предложил ему просить у него, что он хочет, Диоген отвечал: «Не заслоняй мне солнца». Все это якобы произвело на македонского царя такое большое впечатление, что тот сказал, что если бы он не был Александром-царем, то хотел бы быть Диогеном.Выше всех форм культуры Диоген ставил философию. Сам он обладал поразительной силой убеждения, никто не мог противостоять его доводам. Однако в философии Диоген признавал лишь ее нравственно-практическую сторону. Он философствовал своим образом жизни, который он считал наилучшим, освобождающим человека от всех условностей, привязанностей и даже почти от всех потребностей. Человеку, сказавшему, что ему нет дела до философии, Диоген возразил: «Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?» В превращении философии в практическую науку Диоген превзошел Антисфена. Если Антисфену философия давала, по его словам, «умение беседовать с самим собой», то Диогену философия дала «по крайней мере готовность ко всякому повороту судьбы».
Вместе с тем Диоген интересовался теоретической философией и выражал свое отрицательное отношение как к идеализму Платона, так и к метафизике (как антидиалектике) Зенона, причем как словами, так и действиями. Когда кто-то утверждал, что движения не существует, Диоген встал и начал ходить. Когда Платон рассуждал об идеях, придумывал названия для «стольности» и «чашности», Диоген сказал, что он стол и чашу видит, а стольности и чашности не видит. Диоген систематически насмехался над Платоном, называя его красноречие пусторечием, коря его за суетность и за пресмыкательство перед сильными мира сего. Со своей стороны, Платон, не любивший Диогена, называл его собакой, обвинял в тщеславии и в отсутствии разума. Когда Диоген голый стоял под дождем, то Платон сказал тем, кто хотел увести киника: «Если хотите пожалеть его, отойдите в сторону», — имея в виду его тщеславие. (Так же и Сократ сказал однажды Антисфену, выставляющему напоказ дыру в своем плаще: «Сквозь этот плащ проглядывает твое тщеславие!».
Отвергая все виды социального неравенства между людьми, не отрицая, однако, рабства, высмеивая знатное происхождение, славу, богатство, Диоген отрицал и семью, и государство. Единственным истинным государством он считал весь мир и называл себя «гражданином мира». Он говорил, что жены должны быть общими. Когда некий тиран спросил его, какая медь лучше всего годится для статуй, Диоген отвечал: «Та, из которой отлиты Гармодий и Аристогитон» (знаменитые афинские тираноубийцы). Диоген умер девяносто лет от роду, задержав дыхание. На его могильном памятнике была изображена собака. Его сочинения до нас не дошли.
Как собирательный образ киника Диоген выведен у Лукиана. Там Диоген говорит своему собеседнику: «Ты видишь перед собой космополита, гражданина мира. .. Воюю же я… против наслаждений… Я — освободитель человечества и враг страстей… хочу быть пророком правды и свободы слова». Далее говорится о том, что станет с его собеседником, коль скоро он захочет быть киником: «Прежде всего я сниму с тебя изнеженность… заставляю тебя работать, спать на голой земле, пить воду и есть, что попало. Богатства свои ты бросишь в море. Ты не будешь заботиться ни о браке, ни о детях, ни об отечестве… Котомка твоя пусть будет полна бобов и свертков, исписанных с обеих сторон. Ведя такой образ жизни, ты назовешь себя более счастливым, чем великий царь… способность краснеть навсегда сотри со своего лица… На виду у всех смело делай то, что другой не сделал бы в стороне».
rushist.com
- Сакральное мышление в философии досократиков (Александр Дугин)
- Гераклит из Эфеса
- Фома Аквинский (Виктор Лега)
- Платон (Виктор Лега)
- Аристотель (Виктор Лега)
- Тертуллиан: «Это несомненно, ибо невозможно!» (Виктор Лега)
Диоген в бочке, картина неизвестного художника 17 века
Главная Исторические фото Диоген в бочке, картина неизвестного художника 17 века
На этой картине неизвестного художника XVII века изображен уникальный и своеобразный философ V века до н. э., которого звали Диоген Циник. Родившись в колонизированном греками городе Синопе на черноморском побережье Анатолии, он со временем переехал в древнегреческий интеллектуальный центр Афины. Там Диоген сделал себе имя, подрывая и критикуя (или, можно сказать, принижая) теории других философов, и делая это с большой долей зрелищности. Он заработал репутацию блестящего и остроумного человека, но его шалости также часто раздражали его цели и их друзей. Тем не менее, похоже, у него было больше поклонников, чем врагов.
Другим интересным аспектом характера Диогена, который подчеркивает картина, была приверженность философа аскетическому образу жизни. Он был минималистом и совершенно не разборчив в том, где он жил, что ел и пил. Эту характеристику резюмировал Диоген Лаэртский (ок. III в.), биограф философов, который писал: «Он использовал любое место для любых целей, для завтрака, сна или беседы. И тогда он говорил, указывая на портик Зевса и Зал процессий, что афиняне предоставили ему места для жизни. .. он взял для своего жилища кадку в Метроне, как он сам поясняет в своих письмах. И летом катался в нем по горячему песку, а зимой обнимал статуи, покрытые снегом, всячески приучая себя к лишениям» (9).0009 Жизнеописания выдающихся философов , 6.2.22-23). Переносной дом-ванна Диогена или бочка (как ее чаще представляют), возможно, время от времени нуждалась в замене. Тем не менее, благодаря фанатам и почитателям Диогена, публика, как говорят, позаботилась о том, чтобы Диогену давали новую бочку или бочку всякий раз, когда ломалась текущая. Описывая один такой случай, Диоген Лаэртский писал: «Когда юноша разбил свою лоханку, мальчика выпороли, а Диогену подарили другую» (9).0009 Жизнеописания выдающихся философов , 6.2.43). По этой причине на картине выше можно увидеть Диогена Киника в бочке.
Автор К. Кит Хэнсли
Нравится:
Нравится Загрузка…
Предыдущая статьяСтранное свержение герцога Пеммо из Фриули
Следующая статьяЛегенда о долгом молчании короля У Дина исследований и публикаций, рассмотрите возможность внесения вклада в наш сайт, щелкнув значок «P» (PayPal) ниже. Ваша щедрость очень ценится!
Поиск по категориям!
Сортировать по Актуальность Новички вперед Сначала самые старые
ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ
- Все
- Статья
- Биография
- Знаете ли вы?
- История Фото
- Цитата
- YouTube
ПОПУЛЯРНОЕ
- Все
- Статья
- Биография
- Знаете ли вы?
- Исторические фото
- Quote Pictures
- YouTube
Diogenes Painting — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.