В 1378 г имела место: Литературно-исторические заметки

Битва на Воже — предшественница Куликовской победы

Русские победы

Игорь Комов «Битва на Воже»

640 лет назад, 11 августа 1378 года войско князя Дмитрия Ивановича нанесло поражение полчищам Мамая

В ходе Западного похода монголов большая часть русских княжеств оказалась под властью кочевников, сначала верховными сюзеренами Руси были монгольские императоры, а с 1260 годов  правители Золотой Орды, западного улуса империи Чингизидов. Восстания в русских городах против иноземной власти носили стихийный характер, и изменить положения вещей не могли. Крупные противостояния в XIII веке связаны с именами князя Даниила Галицкого, а в XIV веке —Дмитрия Донского.

За столетие с начала ига в Русской земле произошли серьёзные перемены, Южная и Юго-Западная Русь попали под власть Литвы и Польши, а центр политической силы переместился на северо-восток Руси, которому предстояло сыграть главную роль по возвращению независимости. Ведущая роль в этом процессе принадлежала Московскому княжеству, «великая тишина», продолжавшаяся 40 лет позволила Москве накопить человеческий и военный потенциал, подчинить основного соперника в споре за великое княжение — Тверь, чтобы в дальнейшем выступить против татар.

Правители Орды, старавшиеся ранее не допустить усиления одного из двух княжеств, в определённый момент ситуацию выпустили из под контроля, и чтобы восстановить баланс сил, вновь прибегли к традиционной схеме, возобновили набеги на владения московского князя. В 1375-1376 годах от набегов кочевников пострадали нижегородские земли, а в 1377 году на реке Пьяне полчища Мамая разбили московские и нижегородские полки.

Ордынский темник, воодушевлённый победой решил ударить непосредственно по Московскому княжеству и отправил туда сильное войско под командованием опытного мурзы Бегича. Осведомлённые о походе кочевников, московские и пронские дружины под общим командованием князя Дмитрия Ивановича, уже поджидали кочевников в пределах Рязанского княжества. Численность русского войска по взвешенным оценкам современных историков составляла порядка 5 тысячи человек: конница, пехота и лучники. Силы татар были значительно больше.

Битва на реке Воже. 1378 г. Миниатюра лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в.

Встреча противников произошла в августе 1378 года на реке Воже, правом притоке Оки. У русского войска была выгодная позиция, их прикрывали бугры, овраги, крутые берега реки. Монголы расположились на противоположном берегу реки и простояли несколько дней напротив русского лагеря, изучая обстановку.

Дмитрий Иванович, зная о преимуществах татарской конницы в бою на открытой местности, предпочёл сражаться на своём берегу. Манёвр, произведённый им, вынудил татар начать переправу через реку. На одном фланге их встретили отряды окольничего Тимофея Вельяминова, на другом – пронского князя Даниила, в центре – великого князя Дмитрия. План русских сработал, конница на пересечённой местности была маломаневренной, отбив атаку, русские дружины погнали татар обратно в воду.

Как повествует Повесть о битве на реке Воже, «татарове же том часе повергоша копья своя и побегоша за реку за Вожю, а наши после за ними, биючи и секучи. И колючи, и убиша их множество, а инии в реце истопоша».

Ошибка Бегича стоила татарам очень дорого, основные силы татары были разгромлены, сам мурза погиб, в Орду удалось бежать лишь небольшой горстке воинов.

Угроза очередного разорения Северо-Восточной Руси была ликвидирована, это сражение стало первой большой победой русского оружия. Через два года русские дружины под командованием московского князя Дмитрия Ивановича нанесут такое же мощное поражение полчищам Мамая в битве на Куликовском поле.

Интересный факт

Доктор исторических наук Владимир Кучкин, руководитель Центра по истории древней Руси, Институт российской истории РАН считает, что знаменитая встреча во время которой Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича на битву с татарами имела место накануне Вожского сражения. А версию встречи в 1380 выдвинул исследователь Борис Клосс.

«Утверждать, что свидание Дмитрия с Сергием Радонежским состоялось «около 15 августа 1380 года», нет никаких оснований. Зачем понадобилась Б.М. Клоссу такая выдумка? А понадобилась она ему для того, чтобы объяснить строительство в Стромынском монастыре церкви Успения Богородицы. Ведь Куликовская битва произошла 8 сентября, когда праздновалось Рождество, а не Успение богородицы. И церковь, поставленная в одном из старинных сел, располагавшихся на Куликовом поле, Монастырщине, в память победы над Мамаем была посвящена именно Рождеству Богородицы.

Поэтому в своё время и была высказана мысль, что строительство и освящение 1 декабря 1379 года обетного Успенского стромынского монастыря было связано не с Куликовской битвой, а с битвой на реке Воже 11 августа 1378 года, и свидание Дмитрия с Сергием Радонежским, описанное в Житии последнего, имело место в 1378 году.»

Поделиться

Сражение на Воже – победа Москвы над Ордой

Бой на реке Вожа первой крупная военно-психологическая победа русского войска над ордынцами. В 1378 году Мамай отправил отряд на Русь, чтобы принудить ее к возобновлению выплаты дани. Агенты из Сарая вовремя сообщили князю Дмитрию о планах «ордынского временщика», немедля выступившего навстречу карателям. Сражение было удачным и самое главное поучительным для русской рати. В канун Куликовской битвы она отработала приемы стойкой обороны и решительных контрударов. Были замечены уязвимые места татарской конницы. Вожа — это Рубикон для московского князя, здесь он бросил открытый вызов Орде, чтобы через два года обрести славу как Дмитрий Донской.

Содержание

  • 1 Конфликтная предыстория славной битвы
  • 2 Исторические источники и подготовка к сражению
  • 3 Битва, не ставшая побоищем

Конфликтная предыстория славной битвы

После убийства хана Бердибека в Орде началась «великая замятня». В результате ряда интриг к власти в Сарае пришел зять убитого хана Мамай. То, что он не был «чингизидом» только помогло фактическому распаду Золотой Орды. Это давало шанс русским князьям выйти из-под опеки татар. Некоторые из них воспользовались случаем, что привело ряду военных столкновений русских и татарских войск. Первыми жестко ответили на бесчинства татарского царевича Тагая князья Олег Рязанский, Владимир Пронский и Тит Козельский, разгромив татарское войско в битве на реке Войде 1365 года.

Мамай благоволил малолетнему Дмитрию Московскому, как потенциальному союзнику. Но в 1374 г. добрые отношения Москвы и мамаевой Орды прошли, началось «великое розмирье», до 1380 г. Уже в 1376 году русская рать Дмитрия Боброк-Волынского разгромила Волжскую Булгарию. А в августе 1377 г. татарский царевич Арапша разбил расслабленное московское войско на реке Пьяна. Успех друга вдохновил Мамая покарать московского князя Дмитрия. Такую миссию он поручил десятитысячному войску мурзы Бегича.

Исторические источники и подготовка к сражению

Битва на Воже не обделена вниманием летописцев. Ее история довольно полно отражена в «Повести о битве на реке Воже», Троицкой летописи (сгорела в 1812 г.). В Лаврентьевской и Никоновской летописях, отрывочно в некоторых других литературно-исторических памятниках XIV-XVI веков, есть точные сведения о дате сражения, полководцах и даже про некоторых павших героев.

«Повесть о битве на реке Вожа» дает понять, что князь Дмитрий был хорошо осведомлён о планах и продвижении татарского отряда. Русские сумели вовремя форсировать Оку, закрепиться на высоком берегу ее притока Вожи и закрыть броды для переправы вражеской конницы. Такого маневра татарские военачальники не ожидали и остановились в замешательстве на правом берегу Вожи.

Князь Дмитрий воспользовался паузой, выстроил свою рать на возвышении левого берега в форме подковы, обращенной флангами к противнику. Центр боевого порядка — Большой полк возглавил сам Московский князь. Полком правой руки командовал воевода Тимофей Вельяминов. Полк левой руки возглавлял князь Данила Пронский (в Никоновской летописи – Андрей Полоцкий).

Татарское войско вытянулось в линию по правому берегу, мурза Бегич и его военачальники три дня не могли решиться на активные действия («стояху, промежу собою реку имущее»). Заметив, что татарские воины не рискуют переправиться через реку на виду русского войска, Дмитрий Иванович немного отступил, припрятав в дубравах и урочище резервные отряды. Бегич неверно оценил маневр, начал переправу и попал в приготовленную ему ловушку.

Битва, не ставшая побоищем

Татарская конница вступила в бой под вечер 11 августа 1378 г. С диким ревом и посвистом, конная лава татар бросилась на сомкнутый строй русских полков, ощетинившийся длинными копьями. Мощный удар татар по центру Большого полка был отражен. Попав в невыгодные условия, Бегич потерял возможность маневра. Передовые сотни беспорядочно повернули назад и смешали боевой порядок идущих вслед рядов атакующей массы кавалерии.

Татарское войско стало неуправляемым, и тут на него двинулся Большой полк князя Дмитрия, а с флангов ударили полки Вельяминова и князя Данилы Пронского. Войско Бегича не выдержало мощного контрудара и, побросав тяжелое оружие, обратилось в бегство, обратно за реку. Князь Дмитрий отказался от преследования разбитого врага, возможно, он опасался подвоха. Следующим утром, в татарском лагере русские воины обнаружили только брошенный обоз.

Оставшиеся в живых ордынцы бежали, оставив на поле боя множество погибших воинов, среди них самого мурзу Бегича и четыре его военачальника. В русском войске потери были меньшими, в летописях поминают лишь двух воевод: Дмитрия Монастынева и Назария Даниловича Кусакова. А остальное войско и «князь великий Дмитрей възвратися оттуда на Москву с победою великою, и рати распусти съ многой корыстью».

Судьбоносное значение сражения на Воже

Борьба Руси монголо-татарским игом не прекращалась от начала Батыева вторжения и до «Стояния на Угре». Были крупные поражения и кое-какие успехи, но сражение на Воже выделяется из ряда подобных военных столкновений как первая значимая победа русского воинства над крупными ордынскими силами. Эта схватка имела уникальное значение для подготовки к более грандиозным сражениям русских воинов с ордынской конницей. Боевые навыки и психологический опыт, полученные ими на Воже, очень пригодились во время Куликовской битвы. Битва на Воже — это был опасный вызов князя Дмитрия Московского Золотой Орде, Рубикон, после которого назад хода не было.

Восстание Чомпи, 1378 г. | Вернись, Лауретта!

/ вернуться, лауреттадиммик

Почти каждый день я прохожу мимо этой непритязательной двери на Via della Ruote , но никогда раньше не останавливался, чтобы прочитать вывеску рядом с ней. Я был потрясен, узнав, что он отмечает местонахождение большой церкви и был местом, где было спровоцировано крупное флорентийское событие, заговор или восстание Чомпи. Это была церковь Санта-Мария-деи-Батталани .

Восстание Чомпи было восстанием среди непредставленных рабочих, которое произошло во Флоренции, Италия, с 1378 по 1382 год. Восставшие состояли из ремесленников, рабочих и ремесленников, которые не принадлежали ни к одной из основных гильдий, управлявших политической жизнью. и поэтому не могли участвовать во флорентийском правительстве. Эти рабочие все больше возмущались установившейся патрицианской олигархией. Кроме того, они должны были платить высокие налоги, которые они не могли себе позволить, что вынуждало некоторых покидать свои дома.

Возникшее в результате восстание из-за такой напряженности привело к созданию правительства, состоящего из шерстяных рабочих и других бесправных рабочих, которое просуществовало три с половиной года.

В июне 1378 года четырнадцать второстепенных гильдий города потребовали от элиты — Синьории — большего представительства на общественных должностях. Эти члены гильдии по-прежнему хотели удержать Sotto posti , низкооплачиваемых текстильных рабочих без представительства гильдии, от создания собственных гильдий и получения большей политической власти. Чтобы предотвратить это, Синьория в четыре раза увеличила плату за допуск к системе. Эта акция вызвала возмущение и превратила

Sotto posti в противников Синьории, приравняв их к низшему классу, так называемым Чомпи . Летом 1378 года Чомпи впервые взяли в руки оружие, насильственно захватили управление городом и вынудили Синьорию создать три новые гильдии и предоставить им политические должности.

Вверху, Il tumulto dei ciompi Джузеппе Лоренцо Гаттери (1829-1844)

Хотя восстание Чомпи было недолгим, оно оказало влияние на будущие поколения. Восстание, длившееся три с половиной года, не только затронуло флорентийское общество на протяжении 15 века, но и стало горячей точкой во флорентийской истории, которая продолжала интриговать историков.

Судя по табличке у входа, эта церковь была штаб-квартирой Чомпи, чесальщиками шерсти в средневековой городской жизни Флоренции. И, также как гласит вывеска, образовали одну из малых гильдий Флоренции — на короткое время — 3 года.

«Именно в этой церкви 20 июля 1378 года собрались Батталани или Чомпи под предводительством Микеле ди Ландо, который спровоцировал знаменитое восстание, известное как «Буря Чомпи». В свое время наполненная произведениями искусства, церковь позже была закрыта для публики и превращена в мастерскую».

Кроме того, как поясняет вывеска, на дверях до сих пор можно увидеть эмблемы чесателей шерсти. Прямо под сломанным фронтоном над дверью находятся 2 каменных блока, на каждом из которых вырезано изображение. На одном изображена чесальная гребенка, а на другом — стойка; это были знаки отличия гильдии.

Не спускайте глаз с Флоренции, и вы всегда будете вознаграждены, узнав что-то новое о чем-то действительно старом. Каким бы безумным это ни казалось, у меня есть ограничения Covid, которые позволили мне найти время и место, чтобы заметить эти интересные вещи во Флоренции.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Без категории

Введите свой адрес электронной почты, чтобы следить за этим блогом и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Адрес электронной почты:

Присоединиться к 607 другим подписчикам

Вернись, Лауретта! Выбрать месяц Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019Ноябрь 2019 г.
Октябрь 2019 г. Сентябрь 2019 г. Август 2019 г., июль 2019 г., июнь 2019 г., май 2019 г. Апрель 2019 г. Март 2019 г. Февраль 2019 г. Январь 2019 г. Декабрь 2018 г. Ноябрь 2018 г. Октябрь 2018 г. Сентябрь 2018 г. Август 2018 г., июль 2018 г., июнь 2018 г., май 2018 апрель 2018 г. Март 2018 г. Февраль 2018 г. Январь 2018 г. Декабрь 2018 г. Ноябрь 2017 г. Октябрь 2017 г. Сентябрь 2017 г. Август 2017 г., июль 2017 г., июнь 2017 г., май 2017 г., апрель 2017 г. Март 2017 г. Февраль 2017 г. Январь 2017 г. Декабрь 2016 г., ноябрь 2016 г., октябрь 2016 г. Сентябрь 2016 г., август 2016 г., июль 2016 г., июнь 2016 г., май 2016 г., апрель 2016 г. Март 2016 г., Февраль 2016 г., январь 2016 г. Декабрь 2015 г., август 2015 г., июль 2015 г. Июнь 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013
  • 1950-е годы
  • 1960-е годы
  • 19 век (отточенто по-итальянски
  • американское искусство
  • Американско-итальянское соединение
  • Животный мир
  • Археология
  • Архитектура
  • Арт
  • Азия
  • Керамика
  • Китай
  • Танец
  • Сообщество экспатриантов во Флоренции
  • Мода
  • Пленка
  • Флоренция (Firenze)
  • Еда
  • Фонтаны
  • Франция, Франция, Пария
  • Мебель
  • Сады
  • Генуя (Генуя)
  • Стекло художественное
  • История
  • Праздники
  • Дом и семья
  • Садоводство
  • Дизайн интерьера
  • итальянская таможня
  • Итальянские сады
  • итальянское изобретение
  • Итальянские озера
  • итальянский язык
  • Искусство итальянского Возрождения
  • Италия
  • Япония
  • Карантена ди 2020
  • Литература
  • Лондон
  • Лукка
  • Дизайн середины века
  • Милан
  • Марокко
  • Мозаика
  • Мумбаи
  • Музейные выставки
  • Музыка
  • Мои исследования
  • Коренные американцы
  • Нью-Йорк, Нью-Йорк
  • Газеты, NYT, Washington Post и т. д.
  • Картины
  • Бумага
  • Фотография
  • Популярная культура
  • Отпечатки
  • Рим
  • Скульптура
  • Сиэтл
  • Обувь
  • Сиена
  • Южная Дакота
  • Испания
  • Стрит-арт
  • Телевидение
  • Текстиль
  • Соединенное Королевство
  • США
  • Театр
  • Турин
  • Путешествие
  • Тоскана
  • Без категории
  • Городские подъемы
  • Венеция
  • Женщины-лидеры
  • Вторая мировая война
  • Вторая мировая война Италия

Авторское право © Вернись, Лауретта! (2013-20). Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без письменного разрешения автора и/или владельца этого блога строго запрещено. Выдержки, реблоги и ссылки могут быть использованы при условии, что Лауретта и Вернись, Лауретта! с соответствующим и конкретным направлением к исходному содержанию.

1378 Великий папский раскол

«В пятницу, в Юрьев день, было еще одно заседание», — написал наблюдатель Констанцского собора. «На этом заседании наш святой отец папа Мартин дал всем, кто присутствовал на Констанцском соборе, разрешение удалиться, а также отпущение наказания и вины. После этого он дал людям свое благословение в верхнем дворе. Наш господин король стоял рядом с ним, одетый как евангелист, в своей императорской короне и с державой в руке, в то время как человек держал перед ним обнаженный меч. Кардинал Конти провозгласил народу на латыни семилетнюю индульгенцию за смертные грехи и семь постов. Мастер Петр повторил это по-немецки, и всем разрешили идти домой».

ЭТОТ ОТРЫВОК из «Хроники Констанцского собора » Ульриха Рихенталя описывает заключительное заседание этого великого собора. Заседание состоялось 22 апреля 1418 года, в тот момент, когда новый папа Мартин V, когда на город надвигалась чума, стремился ускорить отъезд отцов собора и уйти сам.

Констанция, возможно, не совсем нарицательное слово — даже в истории представительных собраний, — но уже по размеру это было одно из самых внушительных собраний средневековья. Он отличался не только размером. Это было самое большое и, безусловно, самое памятное из всех общих собраний средневековой латинской церкви (т. е. западной церкви). Когда он собрался в 1414 году, он сделал это во время величайшего кризиса в жизни этой церкви, когда то, что позже стало известно как Великий раскол Запада, длилось почти сорок лет.

В 1377 году, после того как папство почти семьдесят лет пребывало в Авиньоне, под сенью французской королевской власти, Григорию XI наконец удалось вернуть его в Рим. Он сделал это, несмотря на враждебность части римской знати и некоторых своих кардиналов. Когда он умер в марте 1378 г., шесть из двадцати двух кардиналов все еще жили в Авиньоне, где все еще функционировала значительная часть папской бюрократии.

Со смертью Григория XI римляне опасались избрания французского папы и возвращения папства в Авиньон. В результате папские выборы, состоявшиеся в апреле, прошли в условиях значительной неразберихи — беспорядков за пределами конклава и разногласий внутри. Он закончился избранием компромиссного кандидата Урбана VI (1378–1389 гг.).), итальянец, служивший в Авиньоне.

Но последующее жестокое и оскорбительное обращение Урбана VI с кардиналами заставило их опасаться за свою жизнь и подозревать его в безумии. Это, в сочетании с бурными условиями вокруг его избрания, породило сомнения в законности титула Урбана Вл. Кардиналы публично отвергли его избрание и выбрали одного из них Климентом VII (1378–1394). К лету 1379 года, не сумев захватить Рим, Климент поселился в Авиньоне, и была подготовлена ​​почва для двух соперничающих папских «послушаний» — римского и авиньонского.

Как можно было предположить из их прежних политических и дипломатических союзов, Франция, Кастилия [Испанское королевство] и Шотландия поддержали Климента. Тем временем Англия и большая часть Германской империи встали на сторону Урбана. В результате ни один из конкурирующих претендентов не имел решающего перевеса в силе. Ни один из пап не мог сместить другого и ни один из них не хотел отказаться от своих притязаний, и начался самый серьезный раскол, когда-либо нарушивший единство Латинской церкви.

Со временем лояльность окрепла, и соперничающие папские дворы стремились увековечить свои притязания. В Риме Бонифаций IX (в 1389 г.), Иннокентий VII (в 1404 г.) и Григорий XII (в 1406 г.) были избраны преемниками Урбана VI. В Авиньоне Бенедикт XIII был избран в 1394 году на место Климента VII. Понятными результатами были повсеместная административная неразбериха и юрисдикционный конфликт, а также нарастающая и изнуряющая духовная тревога.

Констанцский собор

Было предпринято множество попыток положить конец расколу, но наиболее многообещающая привела только к добавлению (в Пизе) в 1410 г. еще одной линии претендентов на папский титул. Невыносимая ситуация трех соперничающих пап в конечном итоге привела в результате сложного процесса церковной и светской дипломатии к Констанцскому собору. Хотя собор был созван (под имперским давлением) пизанским папой Иоанном XXIII (1410–1415) в своей решимости положить конец расколу, он, не колеблясь, низложил его вместе с его авиньонским соперником Бенедиктом XIII и принял «отставка» римского претендента Григория XII. Затем собор избрал преемника, Мартина V (1417–1431 гг.), первого папу за сорок лет, который смог командовать верностью всей Латинской церкви.

Достижение совета было значительным. Он не только положил конец многолетним волнениям в церкви, но и сделал это, утвердив следующие исторически значимые убеждения:

  • папа, как бы божественно ни был установлен его пост, был не абсолютным монархом, а в некотором смысле конституционным правителем;
  • папа обладал лишь министерской властью, делегированной ему сообществом верных и на благо всей церкви;
  • сообщество верных не исчерпало своей неотъемлемой власти простым актом избрания своего правителя, но сохранило всю остаточную власть, необходимую для предотвращения собственного подрыва или уничтожения;
  • община верующих могла осуществлять власть через своих представителей, собравшихся на общий собор, даже, в некоторых критических случаях, вопреки воле папы, а в случае необходимости могла судить, наказывать и даже низлагать папу.

Великий раскол на Западе, таким образом, значительно расширил полномочия общих советов церкви. Однако по мере того, как бедствия раскола отошли на задний план, возродившемуся папству удалось маргинализировать это «соборное» сознание в жизни церкви. Но усиленная роль соборов никогда полностью не исчезала, и после Второго Ватиканского собора (1962–1965), он показал недвусмысленные признаки возобновления жизненной силы. CH

Доктор Фрэнсис Окли является президентом колледжа Уильямс в Уильямстауне, штат Массачусетс.

[Первоначально Христианская История опубликовала эту статью в Выпуске 28 Христианской Истории в 1990]

Следующие статьи

Предки Евсевия

Претенденты первого века на звание Отца Истории Церкви.

Элеша Коффман

70 Тит разрушает Иерусалим

Когда римский полководец разграбил храм, евреи были вынуждены вступить в новую эру, как и христиане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *