Философия Дени Дидро в 15 блестящих цитатах
5 октября 1713 года родился французский писатель, философ-просветитель и драматург Дени Дидро. Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё и другими энциклопедистами, он был идеологом третьего сословия и автором многих идей века Просвещения.
Дидро был материалистом, считая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц. В вопросах веры стоял на позициях деизма — то есть признавал существование Бога и сотворение им мира, но отрицал большинство сверхъестественных и мистических явлений и религиозный догматизм. И, конечно, яростно ругал духовенство, считая его источником множества бед современного ему общества.
Интересно, что фактически Дидро проповедовал учение о карме: по его мнению, человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; «каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца».
По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма и верил в благотворность союза монархов и философов. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеми научными и философскими знаниями.
Вот несколько мыслей Дени Дидро, которые помогут вам составить представление о его философии.
Портрет Дени Дидро работы Луи-Мишеля ван Лоо (1767)
***
Везде, где признают бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает.
***
Бог христиан — это отец, который чрезвычайно дорожит своими яблоками и очень мало — своими детьми.
***
Вы правильно делаете, что живете честно, из вас получился бы лишь мелкий жулик!
***
Можно было бы пожелать, чтобы Вольтер отличался кротостью Дюкло, простодушием аббата Трюбле, прямотой аббата д’0ливе, но, раз это невозможно, взглянем на вещи с точки зрения подлинной их ценности!
***
Для того, чтобы быть счастливым в наши дни, нужно иметь хороший желудок, злое сердце и вовсе не иметь совести.
***
Наилучший порядок вещей — тот, при котором мне предназначено быть, и к чёрту лучший из миров, если меня в нём нет.
***
Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть.
***
Человек не делает ничего, если цели нет и не делает ничего великого, если цель ничтожна.
***
Чудеса там, где в них верят. И чем больше верят, тем чаще они случаются.
***
Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать.
***
Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.
***
Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру.
***
Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов.
***
Если бы все на земле было превосходно, то и не было бы ничего превосходного.
***
Какими бы невероятными вам ни казались все эти нелепости, поверьте, что те, к кому мы с ними обращаемся, еще больше привыкли их слышать, чем мы – говорить.
Дени Дидро — презентация онлайн
ДЕНИ ДИДРО
Выполнил: студент 1 курса очной формы обучения
группы 01ПО(2)21 МФ
факультета математики, информатики и естественных наук
Татаринов Григорий Васильевич
Дени Дидро (1713–1784)
Французский писатель, драматург, философ-просветитель.
Приобрел широкую популярность благодаря своему
фундаментальному труду «Энциклопедия, или Толковый
словарь наук, искусств и ремесел». Дени Дидро,
биография которого стала примером беззаветного
служения
идеям
Просвещения,
был
яростным
противником церкви и религиозного мировоззрения в
целом.
Краткая биография
Дени Дидро родился 5 октября 1713 года в Лангре, Шампань, Франция. В 1723-1728
годах он учился в лангрском иезуитском коллеже, в 1726 году стал аббатом. В 1732 году он
получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета. В 1743 году
Дидро женился на Анне Антуанетте. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал
переводами. В 1747 году вместе со своим другом философом и математиком Жаном Лероном
Д’Аламбером он получил приглашение стать во главе издания «Энциклопедия, или Толковый
словарь наук, искусств и ремесел».
В своих первых философских работах «Философские мысли» (1746) и «Аллеи,
или прогулка скептика» (1747) Дидро придерживался деизма — философско-религиозного
течения, рассматривавшего Бога в качестве отдаленной первопричины природы и человека и с
различной степенью последовательности отождествлявшее религию с моралью. В сочинении
«Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749) перешел на позиции атеизма и материализма.
Телеологическому доказательству бытия Бога он противопоставляет эволюционистские
воззрения на природу. В июле-октябре 1749 года за вольнодумные сочинения Дидро был
арестован и заключен в Венсеннский замок.
Атеистический материализм получил дальнейшую разработку в его сочинениях «Мысли
об истолковании природы» (1754), «Разговор Д’Аламбера и Дидро» (1769), «Философские
принципы относительно материи и движения» (1770) и др.
Повесть «Монахиня» (1760), роман диалог «Племянник Рамо» (1762 — 1779), роман «Жак
фаталист и его хозяин» (1773) — остались неизвестными его современникам и впервые были
опубликованы после смерти автора. В них нашли выражение неприятие Дидро религии
и церкви, а также приверженность гуманистическим идеалам.
В 1759 — 1781 годах как критик искусства Дидро писал ежегодные обзоры
художественных выставок — «Салоны». В 1765 году российская императрица Екатерина II
приобрела библиотеку Дидро. С 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II,
совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге.
В последние годы Дидро продолжал заниматься литературными проектами. 31 июля
1784 года Дени Дидро скончался.
Онтология
Сначала Дидро был деистом, но с 1749 г. прочно встал на позиции материализма и атеизма. Сотворенной Богом и после этого
статичной и неизменной природе деистов Дидро противопоставляет материалистическую картину мира, находящегося в вечном
движении и развитии. Согласно деизму Бог выносится за рамки природы, так как после сотворения мира Он более не вмешивается
в ее существование, у Дидро же Бог вообще оказывается ненужным.
Бог не нужен как:
Обоснование
причина возникновения мира
поскольку материя сама в себе имеет причину своего
существования
источник порядка в мире
поскольку материя сама в себе имеет законы, ее
упорядочивающие
источник всякого движения (Перводвигатель)
поскольку движение есть свойство самой материи
Сторонники механицизма, понимая движение как чисто механическое перемещение, вынуждены были в качестве источника
движения любого тела признавать нечто, находящееся вне данного тела, и именно это в конце концов приводило их к идее
Перводвигателя — Бога. Дидро понимает движение более широко: не только как перемещение в пространстве, но и как любое
изменение, рост и разрушение. Материя состоит из бесконечного количества элементов, каждому из которых присуще особое
качество. Внутренняя противоречивость и разнородность материальных частиц и является источником всякого движения и
изменения.
Дидро был монистом, считая, что материя — это единственная существующая субстанция. Сознание, которым обладает человек,
есть свойство высокоорганизованной материи, и его возникновение связано со становлением человека как биологического вида, с
развитием и усложнением органической материи. Дидро предвосхитил некоторые идеи эволюционной теории.
Гносеология
Дидро был сторонником материалистического сенсуализма Локка, утверждал познаваемость мира и выступал против
идеалистического сенсуализма Беркли и агностицизма Юма. Дидро выделял 3 основные средства познания природы — наблюдение,
размышление и эксперимент. Наблюдение снабжает фактами, по мнению Дидро, размышление приводит к комбинации и
систематизации фактов, а эксперимент проверяет полученные факты.
Дидро выдвинул концепцию развития живых организмов, которая, тоже опиралась на материализм. Теория Дидро во многом
предвосхищает теорию эволюции Дарвина. Концепцию Дидро часто называют трансформистским учением о природе. В
«Письмах об истолковании природы» Дидро писал, что в начале времен, находящиеся в брожении и движении вселенная породила
различные образования. Одни из этих образований были живые организмы. Многие организмы оказались нежизнеспособными в
виду своих физиологических или анатомических особенностей, которые не подходили под условия окружающего мира, в строении
которых не было несоответствия между их частями. Фактически Дидро постулирует теорию естественного отбора.
Дидро, чтобы объяснить каким образом из материи, не обладающей сознанием и мышлением, возникает материя, которая осознает
и мыслит, постулирует гипотезу: что материя обладает чувствительностью. Развитие этой чувствительности и привели к
формированию мышления и сознания. Дидро считал, что у неживых организмов также имеется эта чувствительность, но она
слабовыраженная, поэтому человеческие органы чувств просто не могут ее фиксировать. Еще одной особенностью его
эволюционного учения является то, что Дидро полагал, что более сложные живые организмы образуются в результате
трансформации и развития менее сложных в процессе становления земли. При этом Дидро считал, что живой и неживой материи
изначально присущи свойства активности и движения, которую Дидро трактовал как способность живых и неживых организмов
оказывать сопротивление внешнему воздействию. И второе это открытое Ньютоном всемирное тяготение. Поскольку все тела в
природе притягиваются друг к другу, то естественно в них присутствует внутренняя сила и внутренняя активность.
Антропология
Социально-политические взгляды Дидро базировались на теории «общественного договора».
Возникновение государственной власти она объясняла соглашением между людьми,
вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию
гражданскому. Опираясь на нее, Дидро разоблачал вымыслы о божественном происхождении
королевской власти и феодального сословного неравенства. Он решительно выступал против
деспотических форм правления, ратовал за конституционную монархию и, как все
просветители, надеялся на появление «просвещенного государя».
Педагогические идеи. Критика Гельвеция.
Стоя на позициях материалистического сенсуализма, Дидро рассматривал ощущения как источник знаний. Но в отличие от
Гельвеция, он не сводил к ним сложный процесс познания, а признавал, что его вторая стадия — это обработка ощущений
разумом. Он также считал, что «мнения правят миром», и связывал возможность переустройства общества не с
революцией, а с изданием мудрых законов и распространением образования, правильного воспитания. Свои мысли об
образовании он выразил главным образом в работе «Систематическое опровержение сочинения Гельвеция «О человеке»».
Дидро отверг утверждение Гельвеция о всемогуществе воспитания и отсутствии индивидуальных природных различий в
человеке. Он попытался ограничить крайние выводы, к которым пришел Гельвеций.
Признавая, что многого можно добиться с помощью образования, Дидро также указывал на важность физической
организации человека, его анатомо-физиологических особенностей, в формировании человека. Он также не соглашался с
позицией Гельвеция, согласно которой мышление можно свести к способности чувствовать. Умственные операции, по
мнению Дидро, зависят от определенного состояния и организации мозга. Люди, по его словам, имеют различные
природные факторы и характеристики, и природная организация, физиологические особенности людей предрасполагают к
развитию их природных задатков, но их проявление полностью зависит от социальных причин, включая образование.
Дидро справедливо полагал, что учитель может добиться больших успехов, стараясь развить врожденные положительные
наклонности ребенка и подавить плохие. Призыв Дидро учитывать природные особенности ребенка, развивать его
индивидуальность, заслуживает положительной оценки.
Дидро утверждал, что благоприятные условия даны природой всем людям, а не только немногим. Более того, он говорил,
что люди гораздо чаще становятся носителями гения и таланта, чем дворяне. Порочная социальная система, по мнению
Дидро, лишает детей народа хорошего воспитания и образования и является причиной гибели многих скрытых талантов.
Великий философ эпохи Просвещения выступал за всеобщее бесплатное начальное образование «от первого министра до
последнего крестьянина», чтобы каждый мог читать, писать и считать. Он предложил отобрать школы у церкви и передать
их государству, которое будет следить за доступностью школ, организовывать финансовую помощь для бедных детей,
бесплатное питание и так далее. Протестуя против классовой организации образования, Дидро писал, что двери школ
должны быть «одинаково открыты для всех детей народа… ибо было бы столь же жестоко, сколь и нелепо обрекать на
невежество людей, занимающих самое низкое положение в обществе».
Философские воззрения. Критика религии.
Уже в своих ранних произведениях Дидро выступил с критикой христианских догм и
религиозных суеверий. Он ставил под сомнение различные чудеса, а также божественный
характер Библии, указывая на «порочный круг» в доказательстве: кто устанавливает
божественное происхождение Священного Писания? Церковь. На чем основаны ее
утверждения? На Священном Писании. С точки зрения Дидро, библейские рассказы не более
убедительны, чем античные мифы. Описывая самоистязания, которым предаются раскаявшиеся
грешники, он замечает: «Кто приговорил их к этим терзаниям?.. Бог, которого они оскорбили…
Но кто этот Бог? Кладезь добра. Разве преисполненный доброты Бог мог бы получать
удовольствие, купаясь в слезах этих несчастных?».
Эстетика
Материализм лег также в основу эстетических воззрений Дидро. Некоторые положения своей Эстетики философ изложил еще в
1751 году статье «Прекрасное», где отверг идеалистическое представление красоты. Для Дидро прекрасное — категория,
существующая независимо от человеческого сознания. В то же время Дидро подчеркивает, что восприятие красоты изменчиво, оно
изменяется в зависимости от особенностей исторического развития людей. Один и тот же фасад Лувра у одних вызывает
восхищение, других оставляет равнодушными, третьим кажется просто безобразным.
Как мыслитель-материалист Дидро рассматривает художественное творчество как деятельность подражательную. Искусство им
определяется как подражание природе. Исходя из этого Дидро устанавливает свой критерий художественно-прекрасного. Для него,
в отличие от классицистов, то произведение хорошо, которое правдиво отражает жизнь, а не соответствует лишь требованиям
просвещенного разума.
Дидро неоднократно отмечает, что сила художника состоит в его связи с действительностью. Он резко критикует некоторых
современных ему живописцев за манерность, т. е. вымышленную красивость, призванную прикрыть идейную пустоту
произведений. Дидро не отделяет художественное от естественного, жизненно правдивого.
Дидро близко подошел к пониманию сущности типического образа, воплощающего в себе определенные особенности множества
людей, а не являющегося слепком с одной человеческой индивидуальности.
Художественную правду Дидро не мыслит себе без обобщений. Писатель, по его мнению, освобождает жизненный материал от
всего случайного, раскрывает закономерное, взаимозависимость явлений.
Дидро борется за искусство идейно значительное, выступает против всякого рода формалистического фокусничества. Одно из
проявлений упадка современной ему придворно-аристократической живописи он видит в том, что ее представители утратили
способность к воспроизведению серьезных тем, сосредоточив все внимание на поисках новых композиционных возможностей и
световых эффектов.
Дидро требует от искусства решения больших общественных вопросов, активного воздействия на чувства и сознание человека.
Этика
Дидро — эвдемонист. Стимул и цель человеческой жизни он усматривает в счастье. Поэтому
первым шагом нравственной философии должно быть отыскание того, в чем состоит «истинное
счастье».
Счастье, по Дидро, это синоним блага, и потому счастье состоит в наслаждении и в пользе истинном наслаждении и истинной пользе, что, впрочем, для Дидро, суть одно и то же.
Полемизируя с Гельвецием, Дидро не допускал возможности сведения всего разнообразия
духовной жизни к проявлениям физической чувствительности или личной корысти Дидро
расходился в этом с Гельвецием, рассуждая о морали. Затрагивая же физиологические вопросы,
он легко мог прийти к выводу о том, что от какого-нибудь легкого телесного недуга может
зависеть «разум, вкусы, антипатии, желания, характер, поступки, мораль, пороки, добродетели,
счастье и несчастье человека, наконец, счастье и несчастье всех окружающих нас».
Эвдемонизм Дидро носит умеренно-гедонистический характер (в отличие от утилитаристского
эвдемонизма Гельвеция). Природа склоняет человека к предпочтению удовольствий; — разум
подсказывает не ограничивать удовольствия, а избегать или хотя бы ограничивать те страдания,
которые сопровождают некоторые удовольствия.
Критика христианской этики развивается Дидро по двум направлениям. Это критика
собственно морального учения христианства, направленная главным образом на выявление в
нем лицемерия, ханжества и внутренних противоречий, и философско-этическая критика
христианской этики.
И здесь в различных рассуждениях Дидро наиболее примечательны два аргумента. Во-первых,
христианская этика, как и христианское учение в целом, апеллируя к божественному
авторитету, а затем и к авторитету многочисленных святых, подменяет убежденность
авторитаризмом, в то время как действительно необходимым основанием убежденности должен
быть только разум.
Во-вторых, христианская этика индивидуалистична — она покоится на индивидуальной
исключительности. Из Священного Писания следует, что христианские добродетели под силу
лишь избранным; добродетель оказывается привилегией, ведь подвиги христианских святых не
могут рассматриваться в качестве примера для всеобщего подражания. Дидро выдвигает в
связи с этим критерий универсализуемости: «Могу ли я презирать в одном человеке то, что
уважаю в другом? Разумеется, нет. Истина, не зависящая от моей прихоти, должна быть
правилом для моих суждений, и я не стану одному вменять в преступление то, чем я
восхищаюсь как добродетелью в другом».
Основные философские труды
«Философские мысли» (1746),
«Аллеи, или Прогулка скептика» (1747),
«Письмо о слепых в назидании зрячим» (1747),
Статья «Прекрасное» (1751),
«Мысли об объяснении природы» (1753),
«Об уме» (1768),
«Философские принципы материи и движения» (1770),
«О человеке» (1773-1774).
Вывод
Дидро развил теорию, согласно которой знание, опыт имеет целью не постижение
истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. При
этом Дидро учитывает роль техники и промышленности в развитии мышления и познания.
Методами и руководителями в познании являются эксперимент и наблюдение. На их основе
мышление может достигнуть знания если и не вполне достоверного, то высоко вероятного.
Дидро написал много работ по вопросам искусства и художественной критики; развил
новую эстетику реализма, защищая идею единства добра и красоты. Теоретические принципы
разработанной им эстетики он стремился осуществлять в своих романах и драмах. Но при всех
этих достижениях Дидро в понимании общественных явлений остался идеалистом. Борясь
против феодального деспотизма, он защищал политический строй просвещённой монархии.
Дени Дидро: биография и достижения
Дени Дидро был одним из лидеров французских мыслителей эпохи Просвещения, известных как философы . Дидро был, пожалуй, самым изощренным и сложным из всех философов , и он был плодовитым писателем. Работы Дени Дидро включают работы по философии, науке, литературе, искусству, а также его знаменитую энциклопедию , в которой он отмечен как лидер мысли Просвещения.
Однако сегодня его часто недооценивают. Здесь вы можете узнать о биографии Дени Дидро, убеждениях Дени Дидро, достижениях и влиянии Дени Дидро.
Дени Дидро Биография
Биография Дени Дидро начинается с его рождения в 1713 году в городе Лангр, к юго-востоку от Парижа. Изучал философию и богословие в иезуитском университете. Он переехал в Париж и занялся сложной жизнью писателя.
На протяжении 1730-х годов он изо всех сил пытался свести концы с концами, искренне ведя стереотипный образ жизни разоренного и борющегося начинающего писателя, прежде чем добиться успеха в 1750-х годах. Он действительно встретил жену и женился в 1743 году. Вскоре после этого у него родилась дочь, которую изо всех сил пытались содержать.
В 1740 году познакомился с Жан-Жаком Руссо, и их разговор помог укрепить желание Дидро продолжать работать писателем и интеллектуалом. В 1740-х годах он становился все более известным как философский эссеист, который был готов раздвигать границы и писать на спорные темы.
К 1749 году он прославился, привлекая внимание и похвалу даже Вольтера, в то время самого знаменитого из французских философов, или философии, , как говорится по-французски. Однако его готовность писать на спорные темы также привлекла внимание властей. В 1746 г. некоторые из его книг были запрещены и сожжены; в 1749 г., он провел три месяца в тюрьме.
После освобождения из тюрьмы Дидро начал работу над своим самым известным проектом, Encyclopédie . Публикация этой работы вызвала бурю споров, с Дидро и другими философами с одной стороны с институтами церкви и монархии с другой. Проект был завершен и тайно опубликован к 1765 году, что помогло Дидро прославиться на весь мир.
Завершение масштабного проекта также освободило Дидро для работы над другими произведениями, многие из которых были опубликованы только после его смерти. Когда у него возникли финансовые проблемы, вмешалась Екатерина Великая из России, купила его библиотеку и назначила ему ежегодную пенсию, что сделало его богатым человеком в последние годы жизни.
Дидро даже навещал Екатерину в 1773-74 годах, прежде чем удалиться в Париж. В этот период он продолжал писать, и его произведения приобрели более откровенно политический оттенок. Он резко критиковал атлантическую работорговлю и все формы иерархии сверху вниз, продвигая радикальный эгалитаризм и демократию.
Биография Дени Дидро заканчивается его смертью в Париже 31 июля 1784 года.
Рис. 1 — Портрет молодого Дидро.
Убеждения Дени Дидро
Убеждения Дени Дидро связаны с его лидерством в продвижении материалистическая философия. Дидро был в авангарде применения Просвещением идей научной революции к человеческому обществу, используя разум для интерпретации мира.
Материалистическая философия:
Также известная как материализм , эта философия стремится объяснить все с помощью научного процесса. Поскольку все в мире состоит из материи и частиц, эта философия утверждает, что все явления, включая политику, поведение и даже человеческое сознание, являются результатом физических, биологических и химических взаимодействий.
Вера Дени Дидро в важность разума также дала ему сильную веру в эмпиризм, или в то, что мы учимся на опыте.
Убеждения Дени Дидро также состояли из изрядной дозы скептицизма и эклектики в отношении религии, и он очень критически относился к любой догме, будь то религиозная, научная или философская. Религиозные взгляды Дени Дидро постепенно эволюционировали от деизма к атеизму.
Деизм:
Религиозное убеждение, что существует творец, который создал мир в соответствии с определенными научными правилами или природой, но не взаимодействует с его функционированием. Бога деизма иногда называют «богом-часовщиком», полагая, что мир работает сам по себе логически в соответствии с тем, как он был спроектирован, подобно часам.
Религиозные убеждения Дени Дидро привели его к конфликту с церковью. Фактически, его применение разума и релятивизма к концепции Бога в его эссе, озаглавленном Lettre sur les aveugles («Письмо о слепых»), привело к его тюремному заключению в 1749 году.
Теперь эта философия быстро развивается; что он подчиняет все объекты, находящиеся в его юрисдикции, своей власти; теперь, когда преобладает ее тон, и мы начинаем сбрасывать ярмо авторитета и примера, чтобы придерживаться законов разума, едва ли существует хотя бы одно элементарное и догматическое произведение, которым мы могли бы быть полностью удовлетворены».0071 1
Рис. 2 — Задумчивый Дидро.
Совет по экзамену!
Экзаменационные вопросы могут касаться концепций изменений и преемственности. Подумайте о том, как научная революция 1600-х годов способствовала изменениям в науке и политических идеях в 1700-х годах и как эти идеи способствовали политическим изменениям в конце 1700-х и начале 1800-х годов. Пока вы читаете эту статью о Дени Дидро, постарайтесь построить один исторический аргумент о том, как научная революция повлияла на Просвещение, и один исторический аргумент о том, как Просвещение повлияло на призывы к политическим изменениям, используя доказательства, найденные в статье.
Достижения Дени Дидро
Достижения Дени Дидро охватывают огромное количество жанров, от театра и художественной критики до литературы, философии и науки!
Дени Дидро
ЭнциклопедияДени Дидро Энциклопедия, или Энциклопедия, считается его величайшим достижением. Энциклопедия Дени Дидро была совместным проектом, в котором разные авторы, философы и ученые вносили статьи.
Проект начался как перевод Циклопедии Эфраима Чемберса 1728 , или Универсального словаря искусств и наук. Однако, когда Дидро начал работу над ним, он превратился в более крупный и амбициозный проект.
Дени Дидро Энциклопедия имела явную цель распространения и продвижения разума как факела, который осветит путь человечеству, идею, общую с другими философами эпохи Просвещения . Дидро увидел свои Энциклопедия как источник живых знаний, которые бросят вызов и изменят предубеждения людей.
В нем собраны статьи разных авторов, в том числе Вольтера, Монтескье и Жан-Жака Руссо. Энциклопедия Дени Дидро была опубликована в виде серии томов за 15 лет, с 1750 по 1765 год. Когда она была окончательно завершена, Энциклопедия Дидро насчитывала 28 томов и более 70 000 отдельных статей.
Энциклопедия оказала огромное влияние и по праву считается величайшим достижением Дени Дидро. Оно появилось в то время, когда интеллектуальная мысль уже бросала вызов политической и церковной власти и только усиливала это течение. Он подрывал политический и религиозный истеблишмент, призывая к религиозной терпимости и свободе мысли. Он также прославлял и продвигал науку.
Это сделало идеи Просвещения более доступными для многих читателей, и, возможно, это самая важная работа всего периода и часть интеллектуального течения, которое несколько десятилетий спустя помогло разжечь Французскую революцию.
Энциклопедисты успешно отстаивали и рекламировали свою веру в потенциал разума и объединенного знания для усиления человеческой воли и, таким образом, помогали формировать социальные проблемы, которые должна была решить Французская революция… Энциклопедия послужила для признания и активизации новой базы власти , что в конечном итоге способствует разрушению старых ценностей и созданию новых». 2
Другие произведения Дени Дидро
Хотя «Энциклопедия », несомненно, является самой известной и величайшей из работ Дени Дидро, в свое время он написал гораздо больше влиятельных произведений. Ниже приводится список некоторых других важных работ Дени Дидро:
- Pensées philosophiques ( Философские мысли) опубликовано в 1746 г.
- Французский перевод Медицинского словаря 0140
- «Lettre Sur Les Aveugles» («Письмо о слепой»), опубликованная в 1749
- «Le Fils Naturel» ( The Natural Son ).
Фаталист ) опубликовано посмертно в 1796 году
- Le Neveu de Rameau ( Племянник Рамо ) опубликовано посмертно в 1805 году
Рис 3 — Пожилой Дидро.
Влияние и значение Дени Дидро
Достижения Дени Дидро включали огромный вклад в Просвещение и интеллектуальные течения, развивавшиеся во Франции и остальной Европе при его жизни. Энциклопедия донесла идеи Дидро и современных ему философов до гораздо более широкой аудитории.
Люди по всей Франции читают Энциклопедию Дидро в салонах и конференц-залах. Его наследие способствовало духу вызова существующему порядку вещей. Даже абсолютистские лидеры, такие как Екатерина в России, читали его работы и находились под их влиянием. Трудно переоценить, насколько это было впечатляюще.
Эта растущая атмосфера вызова и стремления к переменам была высвобождена во время Французской революции, начавшейся в 1789 году, всего через пять лет после смерти Дидро. Его более радикальные политические взгляды и атеизм, а также сложность его работы способствовали тому, что он уступил место другим более известным мыслителям эпохи Просвещения, таким как Вольтер, Руссо и Джон Локк. Однако его влияние на свое время все еще было огромным.
Слишком систематически приверженный своему материализму, слишком энергичный в своем безбожии, слишком страстный и принципиальный в своем стремлении к эгалитаризму и всеобщей демократии, чтобы быть приемлемым для любого, кто хоть немного обеспокоен нарастающими волнами радикального социализма и материалистической свободомыслия, Дидро стал изгоем для многих во Франции и Европе девятнадцатого века … но недавно ученые, настроенные на совершенно иной характер философии и науки восемнадцатого века, начали возвращаться к работам Дидро, находя в них сложное и изощренное мышление, которое было его отличительная черта» 3
Дени Дидро — Ключевые выводы
- Убеждения Дени Дидро прочно укоренились в разуме и философском материализме.
- Достижения Дени Дидро включали множество работ, самой известной из которых является «Энциклопедия ».
- Дени Дидро Энциклопедия собрала тысячи статей от разных авторов и оказала большое влияние на распространение идей Просвещения.
Каталожные номера
- Дени Дидро, Энциклопедия, том V, 1755.
- Клоринда Донато, Энциклопедия и эпоха революции, 1992.
- Чарльз Т. Вулф и Дж. Б. Шэнк, «Дени Дидро», Стэнфордская энциклопедия философии (издание весной 2022 г.). )
Человек, который все подвергал сомнению | Линн Хант
Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк
Жан-Батист Грез: Портрет Дени Дидро , восемнадцатый век
Самый радикальный мыслитель восемнадцатого века, Дени Дидро (1713–1784), не совсем забытый человек, хотя его давно затмили его современники Вольтер и Жан-Жак Руссо. После Французской революции 1789 г.французские правые обычно обвиняли во всех бедах современной жизни Вольтера и Руссо. Выражения «Это вина Вольтера» и «Это вина Руссо» стали настолько привычными, что Виктор Гюго мог высмеять их в частушке, спетой мальчишкой Гаврошем в «Отверженных» (1862): «Радость — мой характер; это вина Вольтера; Несчастье — мое приданое; это вина Руссо. Вольтер и Руссо одними из первых были похоронены во французском пантеоне национальных героев; Дидро еще предстоит, несмотря на согласованную кампанию, приуроченную к 300-летию со дня его рождения в 2013 г.
Дидро был одновременно слишком человеком своего времени и слишком опережал его. Он посвятил лучшие годы своей жизни организации, редактированию и написанию многих из 74 000 статей Энциклопедии (1751–1772), обширного сборника знаний, насчитывающего семнадцать томов текстов и одиннадцати томов иллюстраций, а также с резкими комментариями, встревожившими власти за нападки на религию и подрывную деятельность правительства. Известный в основном ученым сегодня, в то время проект служил захватывающей сокровищницей идей Просвещения, если бы вы знали, где найти самородки, спрятанные под самыми неожиданными заголовками. В статье «Тем не менее, однако, тем не менее, несмотря ни на что» Дидро утверждал, например, что даже антихристианские, т. е. атеистические, писатели могут «тем не менее» быть хорошими родителями, хорошими друзьями и хорошими гражданами. Поскольку многие статьи не были подписаны, а известные авторы были со всех уголков французской жизни, никто не мог быть уверен, какие еще идеи принадлежали Дидро.
Как будто этого изнурительного труда было недостаточно, Дидро анонимно вложил кучу страниц в другую обширную, но влиятельную работу, на этот раз о европейском колониализме. История двух Индий появился под именем своего друга, бывшего иезуита Гийома Рейналя. Причастность Дидро к превращению второго и третьего изданий (1774 и 1780 гг.) в подстрекательские разоблачения европейского колониализма и работорговли оставалась почти неизвестной до второй половины двадцатого века; бумаги, которые он оставил своей дочери, были инвентаризированы только в 1951, благодаря работе Герберта Дикмана, немецкого профессора-эмигранта, тогда работавшего в Гарварде, и ученые до сих пор разбираются в том, что вышло из-под пера Дидро.
Как человек своего времени, Дидро любил компанию и любил Париж, то самое место, откуда всегда бежали Вольтер и Руссо. Его связь, в отличие от них, была связана не с общественным мнением, а с людьми, с которыми он мог поговорить: с женой и дочерью, любовниками, бесчисленными друзьями и, наконец, с одним правящим монархом далекой России, Екатериной Великой. В век разговоров он выделялся своей болтливостью. В возбужденном состоянии он с трудом сдерживал себя и часто хватал собеседника за руку или за ногу, чтобы донести свою мысль. Екатерине было полезно держать их за одним столом во время их петербургских тет-а-тет. Страстный энтузиаст в ошеломляющем диапазоне тем, от науки и метафизики до живописи и романов, Дидро неустанно продвигал своих коллег, но оказался слишком легковерным. На четыре года он дал работу нищему переписчику, который оказался шпионом, подброшенным парижским начальником полиции, другом Дидро со школьной скамьи. В худшем из всех предательств, 9Издатель энциклопедии 0216
тайно уничтожил последние тома, чтобы опередить цензоров, не оставив разъяренному редактору другого выбора, кроме как лечить свои раны в одиночестве.
Дидро был далеко не интеллектуальной сорокой, которая просто собирала мусор, чтобы свить гнездо из чужих идей. Он серьезно отнесся к своему заявлению в статье «Энциклопедия» в томе 5:
Я сказал, что энциклопедия может быть создана только в философском веке; и я сказал это, потому что эта работа требует более мужественного духа, чем обычно можно найти в веках малодушного вкуса. Мы должны все осмотреть, все без исключения и без сдерживания всколыхнуть.
Когда он разбудил власти своим первым романом (

Подающий надежды бунтарь был выпущен в течение года; он быстро усвоил урок и с тех пор хранил свои самые смелые работы в ящике стола или делал их доступными только в подпольном информационном бюллетене с очень ограниченным тиражом. В 1753 году его немецкий друг Фридрих Мельхиор Гримм принял от Рейналя рукописный информационный бюллетень под названием Nouvelles littéraires о культурных событиях в Париже. Гримм переименовал его в
Littéraire Littéraire, Philosophique et Critique 9.0217 , каждое издание копировалось вручную за пределами Франции и разослалось примерно пятнадцати коронованным особам Европы, которые жаждали отчетов о том, что происходило за кулисами в Париже. Дидро включил свою обширную художественную критику и ранние наброски многих из своих самых смелых произведений на конфиденциальных страницах Гримма и даже помогал выпускать информационный бюллетень после 1769 года. разрозненных сочинений по философии, живописи, романах и поэзии, о глубоко неортодоксальном характере мысли Дидро можно было только шептаться до более чем десяти лет после его смерти в 1784 году.
Реклама
Когда в 1796 году внимание публики привлекли три из его самых бескомпромиссных работ, они вызвали самые разные реакции, что неудивительно, учитывая их предмет. Монахиня представляет собой политический комментарий, замаскированный под развратный роман о монастырской жизни, включая сцены лесбийского секса. Жак-фаталист и его господин — это размышление о художественной литературе и философское размышление о детерминизме, составленное в форме романа. Дополнение к «Путешествию на Бугенвиль » предлагает дерзкие рассуждения о сексуальности и культурном релятивизме под видом литературы о путешествиях. Для консерваторов эти сочинения доказали, что Просвещение стало причиной пороков Французской революции, в их понимании, особенно пароксизма антиклерикализма в движении дехристианизации 1793–1794 годов и общего ниспровержения общества, основанного на иерархии и почтение. На самом деле наибольший энтузиазм в отношении Дидро вызывали республиканцы-антиклерикалы, которые все еще слабо удерживали власть до прихода к власти Наполеона Бонапарта. Их ведущий журнал опубликовал стихотворение Дидро «Элевтероманы» (маньяки свободы), в котором были печально известные строки, предполагающие, что мир станет лучше, когда последний король будет задушен внутренностями последнего священника (буквально «его руки соткали бы внутренности жреца, не имея веревки для удушения царей»).
Неудивительно, что Дидро был одним из любимых авторов Маркса. Отец коммунизма особенно любил «Племянника Рамо », произведение, которое стало известно только после того, как Гёте опубликовал его немецкий перевод в 1805 году (первая французская публикация в 1821 году была на самом деле переводом версии Гёте). Гёте, Гегель и Маркс были глубоко впечатлены этим сатирическим романом, хотя и по-разному. В нем племянник чрезвычайно влиятельного композитора Жана-Филиппа Рамо (1683–1764) ведет непрерывный диалог со «мной» (Дидро), в котором «он» (племянник Рамо, реальная личность, вымышленная для целей Дидро) высмеивает каждую традиционная правда. Смысл жизни для «него» заключался в том, чтобы «опорожнять кишечник легко, свободно, с удовольствием, обильно каждую ночь». Священники на ваших похоронах были пустой тратой времени, так как «мертвый не слышит звона колоколов». Подразумевается, что загробной жизни не существует. Гёте нашел книгу блестящей и дерзкой. Для Гегеля «он» олицетворял самоотчужденный дух, который нужно было преодолеть, чтобы достичь истинной свободы, а Маркс находил наиболее привлекательным материализм Дидро — идею о том, что вся природа, включая человека, есть просто движущаяся материя. Без материализма нет марксизма.
Разобраться в этих непостоянных работах непросто, а поместить их в такую жизнь, как жизнь Дидро, еще сложнее, поэтому примечательно, что в Дидро и искусстве мыслить свободно Эндрю Курран превосходно преуспевает в обоих отношениях. Он далеко не первый, кто взялся за эту задачу, и не предъявляет завышенных претензий на свою оригинальность. То, что он предлагает, является наиболее доступной версией жизни и деятельности этого изменчивого деятеля, который готовился к священству и в конечном итоге подверг сомнению все мыслимые ортодоксальные взгляды. Чтобы разобраться в пугающем круге интересов Дидро, Курран делит жизнь на две части. Первый в основном хронологический, начиная с происхождения писателя в Лангре, сонном городке на востоке Франции, примерно в двухстах милях от Парижа, и продолжаясь в годы 9-го века.0216 Энциклопедия . Вторая часть более тематическая и переходит от сочинений о морали и искусствоведении к сочинениям о сексуальности, любви, политике и происхождении мира.
Ранние годы Дидро мало намекали на то, что должно было произойти. Его отец делал ножи и хирургические инструменты. Одна сестра ушла в монастырь; его единственный выживший брат (пятеро из девяти детей умерли в детстве) стал священником, причем очень консервативным, неодобрительно настроенным. Дидро учился у иезуитов, а затем в возрасте девятнадцати лет отправился в Париж, чтобы продолжить свои курсы богословия, но после не менее чем пяти лет в Сорбонне он ушел без объяснения причин и на время устроился на работу юристом, а затем репетитором по математике. . Яростно читая книги по математике, физике и естествознанию и самостоятельно изучая итальянский и английский языки, когда он не посещал кафе, Дидро начал осваивать свое призвание интеллектуала-овода только в свои двадцать с небольшим лет. Он перевел историю Древней Греции с английского, быстро подружился со своим коллегой-шахматистом Руссо и женился вопреки воле своей семьи на женщине немного постарше и со скромным достатком, Анне-Антуанетте Чемпион.
Advertisement
Брак продлился, несмотря на частые жалобы Дидро своим друзьям и его непримиримую флирту, в основном потому, что в нем родилась дочь, обожаемая отцом (трое других детей умерли). Дружба с Руссо, с другой стороны, в конце концов рухнула. Тонкокожий и восприимчивый к навязчивым страхам преследования, Руссо в конце концов порвал почти со всеми, кого знал, но Дидро особенно возмущало то, как Руссо пренебрежительно относился к нему на публике, а наедине подлизывался к нему. При различии их позиций (деист против атеиста, театральный критик против серьезного драматурга) разрыв мог казаться неизбежным, однако ни один из них не чувствовал этого, и оба чувствовали себя глубоко уязвленными на личном уровне. а не философский уровень.
Как и почти все остальные, Руссо понятия не имел, что Дидро писал втайне, и уж точно не одобрял бы его атеизм, материализм и сквернословие. Вторую часть названия Каррана — «искусство свободно мыслить» — следует понимать как нечто гораздо более угрожающее, чем просто вызов статус-кво. Дидро начал с того, чего едва ли достигал кто-либо из его современников. Вольтер высмеивал фанатизм и нетерпимость католической церкви; Дидро хотел знать, что было бы основанием добродетели без церквей и богов. В Племянник Рамо , начавшийся примерно в то же время, когда Руссо публиковал свой сентиментальный бестселлер « Жюли, или Новая Элоиза » (1761), Дидро подверг испытанию свою личную философию материализма, предложив самые циничные и шутливые Возможна версия этого в образе «его». Персонаж Дидро («я») постоянно отталкивается назад, пытаясь спасти любое чувство морали: что может быть аргументом в пользу добрых дел, когда наши действия предопределены нашей внутренней природой и нашим воспитанием? Если люди — это просто движущаяся материя, то может ли жизнь быть чем-то иным, кроме войны всех против всех, когда добыча достается победителю?
Дидро тверже, чем кто-либо в его время, уловил значение формирующегося секулярного мировоззрения, которое сейчас обычно ассоциируется с современностью: разум, а не традиция или слово Божие, есть единственный инструмент, которому можно доверять для исследования мира, а человеческая природа является лучшим основанием для морали, социальных и половых отношений и управления. Как говорит таитянский старейшина Ору в Дополнении к Путешествию на Бугенвиль : «Что вы подразумеваете под этими словами, блуд , инцест и прелюбодеяние ?» Когда католический капеллан отвечает: «Это преступления, ужасные преступления, за которые людей сжигают на костре в моей стране», Ору отвечает, что нельзя осуждать нравы Таити за то, что они не европейские. «Вам нужно более надежное правило суждения, чем это». Он предлагает «общее благо и индивидуальную полезность». Как же тогда, спрашивает он, являются преступлениями блуд, прелюбодеяние или даже инцест? Дидро действительно намеревался подвергнуть сомнению все.
Хотя Карран и осознает склонность Дидро постоянно прерывать ход собственных мыслей, его акцент на философской логике идей Дидро затемняет роль эстетики во всем, к чему он прикасался, а не только в его художественной критике. Курран, кажется, удивлен поисками Дидро моральной основы изящных искусств, но это удивительно, если вы не понимаете, что эстетика имела решающее значение для трансформации мировоззрения, происходящего в его время. Истинное, доброе и прекрасное нужно было соединить, но уже с материалистическими рассуждениями. Племянник Рамо подтверждает это в своей обычной непочтительной манере: «Врата ада никогда не одолеют царственной силы природы и моей троицы. Истинное утверждается мягко — оно есть отец и рождает доброе, которое есть сын, и от него происходит прекрасное, которое есть Святой Дух».
Дидро тянуло к пьесам, романам, живописи, скульптуре и поэзии, потому что он чувствовал, что харизма сакрального уходит от церквей и корон и просачивается в обыденные вещи жизни. Эстетика была сферой, в которой обыденное освящалось. Теперь мы можем счесть морализм драмы Дидро или его предпочтение Грёза Буше неуклюжим, но он стремился к чему-то большему: трансцендентности через погружение в настоящий момент, будь то просмотр пьесы, чтение романа или созерцание картины. Как следствие, он также был очарован мечтами и способностью искусства погружать людей в своего рода состояние сна.
Alamy
Гравюра на меди из раздела фехтования Энциклопедии Дени Дидро , 1779
Сновидение появляется во многих произведениях Дидро, но оно находится в центре «Сна Даламбера» (впервые опубликовано в 18 г. ), еще одна фантастическая работа с использованием имен реальных людей, в данном случае для того, чтобы подчеркнуть материализм и неопределенность идентичности, а также эволюцию видов и возможность жизни на других планетах. В бредовом состоянии сна, в котором он, тем не менее, может говорить, Жан Ле Ронд д’Аламбер, первый соредактор Энциклопедия и известный математик размышляют о его личности, которая, как пытался убедить его Дидро, была, как и все остальное в природе, просто продуктом движущейся материи, в данном случае памяти как системы организации мозга, обеспечивающей когерентность к разным моментам жизни человека. Болтовню Даламбера записывает мадемуазель де л’Эспинасс, которая, по слухам, является любовницей Даламбера. Как и Д’Аламбер, реальная женщина была в ярости, когда услышала разговоры о работе, и вполне могла быть, поскольку в одной сцене рассказывается о ее замешательстве, когда д’Аламбер, по-видимому, мастурбирует, бормоча, что он хотел бы, чтобы люди могли размножаться, как рыбы.
, просто разбрасывая их семена.
Мы не знаем, читала ли Екатерина Великая Сон Даламбера , когда в 1782 году на страницах информационного бюллетеня братьев Гримм появился его черновик. Она была гордой подписчицей, но к тому времени Дидро приезжал и уезжал из Санкт-Петербурга, и она охладела к его идеям. Встречи философа с «её императорским величеством», как называл её Дидро, происходили между октябрем 1773 года, когда он прибыл после мучительного путешествия в карете, и началом марта 1774 года, когда он уехал, чтобы вернуться домой, надев смелое лицо, несмотря на его неспособность повлиять на политику Екатерины. В письме к своей некогда величайшей любви Софии Фолланд, написанном на обратном пути, он описал «эту великую и добрую государыню»: в ней «душа Цезаря сочеталась со всеми соблазнами Клеопатры». Роберт Зарецкий, в Екатерина и Дидро , видит в этом маловероятном союзе возможность воплотить в жизнь Просвещение, и по большей части его усилия блестят, несмотря на склонность к колкостям во что бы то ни стало (к чему, например, замечать, что «Дидро был меншем»?).
Зарецкий, однако, великолепный рассказчик, и он решил рассказать историю, которая до сих пор удивляет. Несовершеннолетняя немецкая принцесса выходит замуж за наследника русского престола в пятнадцать лет, утешает себя в своем одиночестве чтением Монтескье и Вольтера, и через несколько месяцев после восшествия мужа на престол тридцатитрехлетняя уже марширует в полном военном мундире по начальника нескольких полков, чтобы заставить его отречься от престола в пользу себя и своего сына. Несчастный муж удобно умирает через несколько дней, официально от приступа геморроя. Екатерина II продолжала править железной рукой, даже добиваясь благоприятного мнения просвещенного мира на Западе. Она часто переписывалась с Вольтером, Гриммом и мадам Жоффрен, хозяйкой салона в центре парижского социального и интеллектуального мира. Императрица утвердила свое просвещение добросовестно, лично переводя и публикуя произведения, запрещенные во Франции. Она писала пьесы, либретто к операм, очерки по русской истории, буквари для школ; самое главное, она рекламировала свое горячее желание наблюдать за реформой самого отсталого из всех европейских обществ.
Императрице отплатили чем-то вроде обожания. Вольтер возражал против того, чтобы она выбрала имя Екатерина (она родилась Софией), потому что она больше походила на Юнону, Венеру, Цереру или Минерву. По пути в Санкт-Петербург Дидро писал своей покровительнице: «Мы — светские миссионеры, проповедующие культ святой Екатерины». Как и многие другие, он верил, что она переделает свою приемную страну, и он думал, что сможет направить ее к принятию правильных мер одним лишь блеском своей речи, хотя он также составил различные меморандумы для ее рассмотрения.
У него были причины быть уверенным. Как только она взошла на престол в 1762 году, Екатерина пригласила его в Россию для завершения боевой Энциклопедии , и она даже рассматривала возможность субсидирования новой ее версии. Императрица уже выручила его из финансовой нестабильности, предложив купить его библиотеку, позволив ему сохранить ее на всю жизнь и выплатив ему пенсию за присмотр за ней. В благодарность он выступил в качестве ее арт-агента и помог ей собрать картины старых мастеров в основе коллекции Эрмитажа.
Когда он, наконец, прибыл в Россию, Дидро получил почти немыслимый доступ, видя императрицу наедине день за днем по три часа кряду. Поскольку ни один секретарь не записал суть этих разговоров, Зарецкому приходится собирать их по кусочкам из комментариев в различных письмах и мемуарах, и он делает это почти без проблем. Кэтрин нашла своего посетителя бесконечно возбуждающим: «Я могла бы говорить с ним всю оставшуюся жизнь и никогда не уставать от него». И все же она устала от него, отчасти потому, что столкнулась с опасными вызовами своему правлению, от великого пугачевского крестьянского бунта, бушевавшего во время визита Дидро, до различных придворных заговоров. В конце концов она отказалась от идеи новой Encyclopedia , и, оглядываясь назад, она заявила, что считает идеи философа неработоспособными: «Если бы я доверилась ему, все институты в моей империи были бы свергнуты; законодательство, управление, политика и финансы — все было бы изменено с целью замены некоторых неосуществимых теорий». Со своей стороны, Дидро хранил настороженное молчание после своего отъезда, хотя и писал другу, что «я был бы неблагодарным, если бы плохо отзывался о [России]», но «я был бы лжецом, если бы говорил о ней хорошо. ” Даже если бы Екатерина согласилась со всеми его предложениями, она рано поняла, что не может надеяться реформировать Россию в одиночку. Она делала все, что могла, и редко сомневалась в себе.
Курран и Зарецкий оба дают превосходные описания произведений Дидро и их места в жизни писателя, но повествовательный характер их рассказов может скрыть для нас его значение сейчас. Дидро считал себя современным Сократом, хотя и известным по своим посмертным сочинениям. Это показывает, что он больше, чем просто один из многих отцов-основателей современности; он также был первым постмодернистом. Задолго до того, как Рене Магритт написал картину «Вероломство образов» (1929), выбрав фразу « Ceci n’est pas une pipe », чтобы привлечь внимание к акту живописи и его любопытному отношению к репрезентации, Дидро назвал один из своих рассказов «Ceci n’est pas un conte». (Это не рассказ). В нем он представляет вымышленного читателя, чтобы прервать ход истории и таким образом привлечь внимание к необходимым переговорам между автором и читателем. Дидро стремился раскрыть действие самих эстетических форм, будь то в художественной литературе, живописи или скульптуре, и, подобно многим более поздним мыслителям (от Фридриха Ницше до Жака Деррида), он был убежден, что эстетика предоставляет привилегированный доступ к философским проблемам.
Дидро написал свои самые сильные произведения в виде диалогов, чтобы он мог расшатать любое ощущение устойчивой истины или четко определенных категорий. Например, в Жак-фаталист слуга Жак обладает идеями, интеллектом и энергией. Мастер, у которого нет имени, является фольгой для Жака и его теорий детерминизма. За десятилетия до Гегеля Дидро показал, что отношения господина и слуги взаимно конституируются, а это означает, что они включают в себя средства собственного разрушения в пользу равенства. Даже сражаясь за силу разума, науки и знания, Дидро видел, что им присуща собственная хрупкость.