Философия Дэвида Юма: основные идеи, учение кратко
Скептический вывод из эмпиризма Бэкона и Локка сделал Дэвид Юм (1711-1776). Вслед за Беркли он считал, что поскольку опыт состоит в воспринимании чего-то неизвестного нам, все возможные предметы знания есть лишь наши восприятия. Эти восприятия, в зависимости от их живости и силы, Юм разделил на впечатления, или ощущения, непосредственно испытываемые нами, и идеи, или представления. Идеи Юм считает более или менее яркими копиями ощущений, создаваемыми воображением и рассудком из материала, доставленного чувствами.
Согласно Юму, превращение ощущений в идеи осуществляется благодаря способности мышления связывать («ассоциировать») ощущения друг с другом по принципам сходства, смежности во времени или пространстве и отношения причины и действия. Так, идея Бога возникает у нас из представлений о нашем собственном уме и могуществе, которые мышление соединяет по принципу смежности и по принципу сходства возводит в превосходную степень. Аналогичным образом из ощущений отдельных вещей наше мышление создает идеи их видов, родов, субстанции, числа, фигур и т.п.
Все содержание человеческого сознания составляют, по Юму, либо чистые отношения между идеями, либо факты опыта, в котором ощущения всегда смешаны с созданными нами представлениями. Предметами первого рода занимается математика, чьи суждения (напр., «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов») имеют интуитивную или демонстративную, т.е. логически доказанную достоверность, не требующую опытного подтверждения. Предметы второго рода исследуются физикой и другими эмпирическими науками, чьи суждения, как и вообще все отношения, устанавливаемые опытным путем, основываются только на представлении о связи причины и действия. Но на каком основании мы предполагаем, что два факта связаны между собой причинно-следственным отношением?
Поскольку следствие есть факт, совершенно отличный от причины, оно не может быть интуитивно усмотрено в причине и логически выведено из нее. Юм убедительно показывает, что никакое явление причинности нельзя знать a priori (лат.), т.е. изначально, сразу, без всякого опыта. Прежде чем установить причинную связь фактов, мы непременно должны убедиться в ней на опыте — неоднократно испытать ее a posteriori (лат.), т.е. на основании следующего из причины.
Но что мы всякий раз воспринимаем в чувственном опыте, прежде чем сделать заключение о причинной связи фактов между собой? Очевидно, что только постоянное следование одного факта за другим, не более того. Однако «после этого» вовсе не значит «по причине этого». Сколько бы раз прежде один факт не следовал за другим, это отнюдь не доказывает, что он действительно вызывается тем, что ему предшествует, и всегда по необходимости будет следовать за фактом, считающимся его причиной. На чем же тогда основываются все наши заключения из опыта, если не на том, что мы чувствуем, не на интуиции и не на логическом выводе следствий из причин? Согласно Юму, действительным основанием любого опытного знания, в т. ч. всех положений эмпирических наук, выступает не ощущение, а наша привычка. Постоянно наблюдая повторение одних и тех же явлений после других, мы настолько привыкаем к этому, что начинаем считать ассоциируемые нами идеи за впечатления от реальных предметов.
Итак, констатирует Юм, опыт складывается не только из чувственных данных. Кроме них, в нем принимает участие и деятельность рассудка, опирающегося на привычку определенным образом сочетать представления друг с другом. Эта привычка служит источником нашей веры в существование нас самих, внешней реальности и скрепляющих вселенную причинных отношений. Всеобщность и необходимость причинной взаимосвязи явлений есть, таким образом, порождение нашего духа. Какова реальность сама по себе, мы не знаем, и знать не можем. Но поскольку источником всех наших представлений в конечном счете являются ощущения, та вера (belief. — англ.), с помощью которой мы отличаем жизненно важные для нас идеи рассудка от досужих вымыслов, созданных воображением, есть условие всякого знания об объективной реальности. Согласно Юму, она есть один из основных инстинктов, коренящихся в природе человека.
Вера в существование всеобщей и необходимой связи между явлениями спасает людей от полного скептицизма и агностицизма, т.е. неверия в познаваемость мира, позволяя им действовать в мире внешней природы, а в обществе себе подобных вести себя как моральные существа. Благодаря этому практическому инстинкту существуют все эмпирические науки, а также религия и философия.
Последняя, однако, не должна быть догматической — трактующей о том, чего нельзя доказать математически или установить опытным путем. Удел философии — умеренный скептицизм, т.е. сознательное ограничение своих исследований теми предметами, которые по силам человеческому уму, весьма ограниченному даже тогда, когда он достигает своего совершенства.
Дэвид Юм — биография философа
Полное имя: | Дэвид Юм |
Дата рождения: | 7 мая 1711 г. |
Место рождения: | Эдинбург, Великобритания |
Знак зодиака: | Телец |
Деятельность: | Философ, публицист, экономист, историк |
Дата смерти: | 25 августа 1776 г. (65 лет) |
Содержание:
- Детство и юность
- Краткая биография
- Личная жизнь
- След и влияние
Детство и юность
Дэвид Юм (1711-1776) – шотландский философ, писатель, экономист, деятель шотландского Просвещения.
Родился 7 мая 1711 года в столице Шотландии Эдинбурге. Отец – Джозеф Юм был адвокатом по профессии, владел небольшим имением в Бервикширском графстве. Мать – Кэтрин Фалконер дочь руководителя юридической коллегии сэра Фолконера. У Дэвида были старшие брат Джон и сестра Кэтрин. Семья жила небогато. Отец умер рано и образованием детей занималась мать, уделяя серьезное внимание религии (шотландское пресвитерианство).
В детстве Дэвид верил в Бога. С юного возраста Юм интересовался философией и литературой, размышлял о нравственности, читал труды Цицерона и Вергилия. Свои рассуждения на тему религии Дэвид записывал в тетрадь, но позже уничтожил ее.
Дэвид Юм. Портрет работы Аллана Рамзи
Краткая биография
- С 1723 г. – Дэвид поступил в Эдинбургский университете, где осваивал древнегреческий язык и получал юридическое образование.
- 1726 г. – оставил учебу в университете заявив, что юридические науки ему не интересны.
- 1734 г.
- 1734-1737 гг. – отправился во Францию, сначала жил в Рейме и Париже, затем переехал в Ла-Флеш. Во время обучения в местном колледже Юм начал писать свою первую философскую работу. Это произведение получило название «Трактат о человеческой природе». Состоял он из трёх томов — «О познании», «Об аффектах», «О морали».
- 1738 г. – публикация первых двух томов «Трактата о человеческой природе» в Лондоне, которые исследуют вопросы достоверности знаний, убеждениям в них и психологическому восприятию информации основанной на опыте.
- 1740 г. – публикация третьего тома «О морали», который посвящён морали и нравственности.
- 1741-1742 г. – философ вернулся в семейное имение, написал сочинение «Моральные и политические очерки (эссе)» из двух томов, в котором, рассказывается о политико-экономических проблемах. Эта работа принесла признание философу, о нем заговорили многие писатели и историки того времени.
- 1744-1745 гг. – неудачные попытки занять пост руководителя кафедры этики и философии в Эдинбургском университете. Позже тоже самое он питался сделать и в университете города Глазго.
- 1745 г. – Юм работал педагогом и репетитором слабоумного маркиза Анненделя. Обучить страдающего психическим заболеванием юношу не удалось, и дядя маркиза отказался заплатить жалованье. Юму пришлось обратиться в суд и отстаивать свои права. Процесс длился около 16 лет, аж до 1761 г. В итоге Юм получил свои честно заработанные средства.
- 1746-1749 гг.
- 1748 г. – Дэвид Юм начал подписывать произведения своим именем.
- 1748-1751 гг. – переработал «Трактат о человеческом познании» в краткое и упрощенное описание теории. В этот год были признаны его литературные заслуги в городе Эдинбург.
- 1752 г. – занял пост смотрителя Адвокатской библиотеки (Национальная Библиотека Шотландии). Должность не приносила зароботком, но в распоряжении Юма была большая библиотека богатая историческими хрониками и сборниками. В это же год он пробовал попасть на кафедру философии в университет города Глазго.
- 1752 г. – Юм занялся написанием «Истории Англии», над которой работал в течении одиннадцати лет. Всего вышло шесть частей от набега Юлия Цезаря до переворота 1688 г.
- 1756 г. – вышел первый том «Истории Англии». Он был принят плохо, но вскоре гневные отзывы сменились на одобрительные.
- 1757 г. – выход сочинения «Естественная история религии», в котором Юм высказывал мысль, что религия должна быть исключена из философии. У современников философа сложилось мнение, что Юм является неверующим.
- 1763 — 1766 гг. – по приглашению маркиза Гертфорда находился на государственной службе в Париже. Юм занимал должность секретаря посольства.
- 1767 г. – назначен помощником государственного заместителя по делам северных владений Шотландии, служба продлилась около двух лет.
- 1769 г. – подал в отставку и вернулся в родной город Эдинбург. Он продолжал много работать, переделывал «Историю Англии » и философские работы, писал сочинения. Создал союз философов, куда вошли: А. Фергюсон, А. Смит, А. Монро, Дж. Блэк, Х. Блейр и др.
- 25 августа 1776 г. – умер от рака брюшной полости в частном доме в Новом городе, в возрасте 65 лет. Похоронен на старом Эдинбургском кладбище.
- В последние годы Юм написал «Автобиографию». Он рассказывал о себе как о «спокойным, обладающим властным характером, открытым, общительным, веселым, верным, но немного враждебным и смиряющим все свои страсти» человеке. По признанию Юма, главной его страстью была литература. Философ занимался прочтением Лукиана, игрой в вист и шутил о загробной жизни и религиозных верованиях.
Гравюра Юма из первого тома его Истории Англии, 1754 г.
Личная жизнь
О личной жизни философа ничего неизвестно, но в своём послании врачу он писал: «Я завёл свой очаг и создал семью, состоящую из ее главы, то есть меня, и двух подчиненных членов – служанки и кошки. Ко мне переехала сестра, и теперь мы живем вместе. Семьи у него не было. Самым близким родственником Юма была сестра. Про отношения с противоположным полом и отсутствие жены он думал так: «Жены? Это не есть необходимая жизненная потребность».
Дэвид Юм вел простой и немного аскетичный образ жизни. Он считал, что уже обладает всем, что ему необходимо и считал себя простым и скромным человеком. Он рассказывал: «Я могу пользоваться чистотой, тёплом и светом, достатком и удовольствием. Чего ещё желать?»
О своем материальном и социальном положении он говорил: «Говоря короче, нет такого существенного блага, которым я не обладал бы в большей или меньшей степени…». Слава и признание ему не требовались.
След и влияние
Юм оказал влияние на последующее развитие философии и всей современной науки. Современные философские школы используют творческое достояние и сегодня. Невзирая на частые неудачи, Юм добился настоящего литературного успеха. Он издал ряд научных трудов по истории, политической экономии, морали («Исследование принципов морали»), психологии, религиоведении («Научная история религии»).
Статуя Юма работы Александра Стоддарта на Королевской Миле в Эдинбурге
Дэвид Юм был одним из авторитетных и плодовитых ученых, находился в центре культурной жизни своих современников. Также, он оказал влияние на таких деятелей и философов как Джон Милль, Томас Гексли, Герберт Спенсер, Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Бертран Рассел. Философия Юма оказалась конечным пунктом эмпиризма. В последующие столетия писателям и ученым не получилось внести значимого вклада в его развитие этого направления научного знания. Для Дэвида Юма философия была смыслом всей его жизни.
Основные труды Дэвида Юма:
- «Трактат о человеческой природе»
- Сокращённое изложение «Трактата о человеческой природе»
- «Моральные и политические очерки»
- «О норме вкуса»
- «О простоте и изощрённости стиля»
- «Об утончённости вкуса и аффекта»
- «О трагедии»
- «О том, как писать эссе»
- «О возникновении и развитии искусств и наук»
- «О совершенствовании в искусствах»
- «О красноречии»
- «О налогах»
- «О деньгах»
- «О торговле»
- «О проценте»
- «О бессмертии души»
- «Исследование о человеческом познании»
- «Диалоги о естественной религии»
- «Об изучении истории»
- «Скептик»
- «Моя жизнь» (Автобиография)
- «История Англии»
Жизнь и творчество Дэвида Юма
Теда Морриса
Самый важный философ, когда-либо писавший на английском языке, Дэвид Юм (1711-1776) — последний из великого триумвирата «британских эмпириков» — также был широко известен в свое время как историк и эссеист. Мастер стилиста в любом жанре, основные философские труды Юма — «Трактат о человеческой природе» (1739–1740), «Исследования о человеческом разумении» (1748) и о принципах морали (1751 г.), а также опубликованные посмертно «Диалоги о естественной религии» (1779 г.) — остаются широко и глубоко влиятельными.
Хотя многие современники осуждали его сочинения как произведения скептицизма и атеизма, его влияние очевидно в моральной философии и экономических трудах его близкого друга Адама Смита. Юм также пробудил Иммануила Канта от его «догматического сна» и «снял весы» с глаз Джереми Бентама. Чарльз Дарвин считал Юма центральным источником вдохновения, как и «бульдог Дарвина» Томас Генри Хаксли. Различные направления, в которых эти писатели использовали то, что они почерпнули из чтения Юма, отражают не только богатство их источников, но и широкий диапазон его эмпиризма. Сегодня философы признают Юма предшественником современной когнитивной науки, а также одним из самых радикальных представителей философского натурализма.
Молодость и образование
Хьюм родился в Эдинбурге и провел свое детство в Найнуэллсе, скромном семейном поместье на реке Уитэддер в приграничной низменности недалеко от Бервика. Его отец умер сразу после того, как Дэвиду исполнилось два года, «оставив меня со старшим братом и сестрой на попечение нашей Матери, женщины выдающихся заслуг, которая, хотя и была молода и красива, посвятила себя воспитанию и обучению своих детей. ». (Все приведенные ниже цитаты взяты из автобиографического эссе Юма «Моя собственная жизнь».)
Кэтрин Фальконер Хоум поняла, что юный Дэвид был «необычайно трезвым» — не по годам развитым, на ее равнинном диалекте, — поэтому, когда его брат поступил в Эдинбургский университет, Дэвид, которому еще не было и двенадцати, присоединился к нему. Он много читал по истории и литературе, а также по древней и современной философии, а также немного изучал математику и современные науки.
Семья Юма считала, что он подходит для карьеры юриста, но он предпочитал читать классических авторов, особенно Цицерона, чьи Офисы стали его светской заменой Весь долг человека и строгий кальвинизм его семьи. Преследуя цель стать «ученым и философом», он следовал строгой программе чтения и размышлений в течение трех лет, пока «мне не открылась новая сцена мысли».
Трактат о человеческой природе
Интенсивность развития этого философского видения ускорила психологический кризис у изолированного ученого. Полагая, что «более активная сцена жизни» может улучшить его состояние, Юм предпринял «очень слабое испытание» в мире торговли, работая клерком у бристольского импортера сахара. Кризис миновал, а он по-прежнему был полон решимости сформулировать свою «новую картину мысли». Он переехал во Францию, где мог жить скромно, и, наконец, поселился в Ла-Флеш, сонной деревушке в Анжу, наиболее известной своим иезуитским колледжем. Здесь, где за столетие до этого учились Декарт и Мерсен, Юм читал французских и других континентальных авторов, особенно Мальбранша, Дюбо и Бейля; время от времени он дразнил иезуитов иконоборческими аргументами; а между 1734 и 1737 годами он набросал Трактат о человеческой природе .
Хьюм вернулся в Англию в 1737 году, чтобы подготовить «Трактат » для печати. Чтобы выслужиться перед епископом Батлером, он «кастрировал» свою рукопись, удалив спорное обсуждение чудес вместе с другими «благородными частями». Книга I, О разумении , и Книга II, О страстях , были опубликованы анонимно в 1739 году.0008 первых двух книг. Хотя другие кандидаты, особенно Адам Смит, иногда предлагались в качестве автора Abstract , ученые теперь согласны с тем, что это работа Юма. В Резюме представлен четкий и краткий отчет об «одном простом аргументе», касающемся причинно-следственной связи и формирования убеждений. Элегантное резюме Хьюма предвещает его «переработку» этого аргумента в первом исследовании .
«Трактат » не был литературной сенсацией, но он не «выпал мертворожденным из прессы», как разочарованно описал его прием Хьюм. И, несмотря на его хирургические удаления, «Трактат » вызвал достаточно «ропота среди фанатиков», чтобы укрепить его пожизненную репутацию атеиста и скептика.
Essays and Inquiries
Вернувшись в Ninewells, Хьюм опубликовал два скромно успешных тома Essays, Moral and Political в 1741 и 1742 годах. Когда кафедра этики и пневматической («ментальной») философии в Эдинбурге освободилась в 1745 году, Хьюм надеялся заполнить его, но его репутация вызвала громкую и в конечном итоге успешную оппозицию. Шесть лет спустя он баллотировался на кафедру логики в Глазго, но снова получил отказ. Хьюм никогда не занимал академической должности.
После эдинбургского разгрома Хьюм принял неудачное решение принять должность наставника маркиза Аннандейла, но обнаружил, что молодой человек безумен, а управляющий его имением нечестен. С большим трудом Юму удалось выпутаться из этой ситуации, приняв приглашение своего двоюродного брата генерал-лейтенанта Джеймса Сент-Клера быть его секретарем в военной экспедиции против французов в Квебеке. Противоположные ветры задержали флот Сен-Клера, пока Министерство не отменило план, только чтобы породить новую экспедицию, закончившуюся неудачным рейдом на прибрежный город Л’Ориент в Бретани.
Хьюм также сопровождал Сен-Клера в расширенной дипломатической миссии при дворах Вены и Турина в 1748 г. («Я носил форму офицера»). . Переработка центральных идей Книги I Трактата , Философских эссе были прочитаны и переизданы, в конечном итоге став частью эссе и трактатов Юма под названием, под которым они известны сегодня, Исследование человеческого понимания . В 1751 году к этому Исследованию присоединилось второе, Исследование о принципах морали . Хьюм описал второе Исследование , существенно переписанную версию Книги III Трактата , как «несравненно лучшую» из всех своих работ. Другие эссе, политических дискурсов , появились в 1752 году, и корреспонденция Юма показывает, что черновик диалогов о естественной религии в это время также шел полным ходом.
История Англии
Первоначальное название 1754Предложение служить библиотекарем на Эдинбургском факультете адвокатов дало Хьюму возможность постоянно работать над другим проектом, История Англии , который был опубликован в шести томах в 1754 году, 1756, 1759 и 1762. Его История стала бестселлером, наконец дав ему финансовую независимость, к которой он так долго стремился. (И в Британской библиотеке, и в библиотеке Кембриджского университета он до сих пор указан как «Дэвид Хьюм, историк».)
Но даже будучи библиотекарем, Хьюму удавалось вызывать гнев «ревнителей». В 1754 году его заказ на несколько «непристойных книг, недостойных места в ученой библиотеке» послужил поводом для его увольнения, а в 1756 году — безуспешной попытки отлучить его от церкви. Попечители библиотеки отменили его заказ на оскорбительные тома, что Хьюм расценил как личное оскорбление. Поскольку ему были нужны ресурсы Библиотеки для его Истории , Хьюм остался на своем посту, но он передал свою зарплату Томасу Блэклоку, слепому поэту, с которым он дружил и спонсировал. Хьюм закончил свои исследования для История в 1757 году, и быстро ушел в отставку, чтобы предоставить эту должность Адаму Фергюсону.
Несмотря на его уход из Библиотеки адвокатов и успех его History , работа Хьюма по-прежнему вызывала споры. В 1755 году он был готов опубликовать том, в который вошли Естественная история религии и Диссертация о страстях , а также эссе «О самоубийстве» и «О бессмертии души». Когда его издателю, Эндрю Миллару, угрожали судебным иском из-за махинаций второстепенного теолога Уильяма Уорбертона, Хьюм скрыл оскорбительные эссе, заменив «О трагедии» и «О стандарте вкуса», чтобы завершить свой список.0007 Четыре диссертации , которая была окончательно опубликована в 1757 году.
Парижские годы
В 1763 году Хьюм принял приглашение лорда Хертфорда, посла во Франции, стать его личным секретарем. За три года своего пребывания в Париже Хьюм стал секретарем посольства и, в конечном итоге, его временным поверенным в делах. Он также стал яростью парижских салонов, наслаждаясь беседами и обществом Дидро, Д’Аламбера и д’Гольбаха, а также вниманием и привязанностями салоны , особенно графиня де Буфлерс. («Поскольку я получал особое удовольствие от общества скромных женщин, у меня не было причин быть недовольным их приемом». )
Юм вернулся в Англию в 1766 г. в сопровождении Жан-Жака Руссо, который тогда бежал от преследований в Швейцарии. Их дружба закончилась быстро и с треском, когда параноидальный Руссо убедился, что Юм организовал международный заговор против него.
Дом в Эдинбурге
После года (1767-68) в Лондоне в качестве заместителя государственного секретаря Хьюм вернулся в Эдинбург, чтобы остаться в августе 1769 года. Он построил дом в Новом городе Эдинбурга и тихо провел свои осенние годы. и комфортно, обедая и беседуя с друзьями, не все из которых были «учеными и литературными», поскольку Хьюм также обнаружил, что его «компания не была неприемлемой для молодых и беспечных». Одним молодым человеком, который находил его общество особенно «приемлемым», была привлекательная, жизнерадостная и очень умная женщина лет двадцати — Нэнси Орд, дочь главного барона Орда из шотландского казначейства. Один из друзей Хьюма описал ее как «одну из самых приятных и опытных женщин, которых я когда-либо знал». Также известная своим озорным чувством юмора, она написала мелом «Св. Улица Давида» на стороне дома Юма однажды ночью; улица до сих пор носит это название. Эти двое были настолько близки, что она консультировала Хьюма при выборе обоев для его нового дома, и слухи об их помолвке дошли даже до ушей салоны в Париже. Незадолго до своей смерти Хьюм добавил к своему завещанию приписку, в которой говорилось о подарке ей «десяти гиней на покупку кольца в память о моей дружбе и привязанности к столь любезному и совершенному человеку».
Юм также провел много времени в последние годы своей жизни, редактируя свои работы для новых изданий своих эссе и трактатов , которые содержали его собрание эссе, два исследований , Диссертация о страстях и Естественная история религии , но — примечательно — не Трактат о человеческой природе . В 1775 году он добавил к этим томам «Рекламу», в которой, по-видимому, отрекся от «Трактата » . Хотя он расценил эту заметку как «полный ответ» своим критикам, особенно «д-р. Рейд и этот фанатичный, глупый парень, Битти», последующие читатели мудро предпочли проигнорировать увещевание Хьюма игнорировать его величайшую философскую работу.
Обнаружив, что у него рак кишечника, Хьюм приготовился к смерти с тем же мирным ликованием, что и всю его жизнь. Он организовал посмертную публикацию своей самой противоречивой работы, Диалоги о естественной религии ; это было замечено через прессу его племянником и тезкой в 1779, через три года после смерти его дяди.
© Уильям Эдвард Моррис, 2009 г. (используется с разрешения)
Подробнее читайте по адресу: The Stanford Encyclopedia of Philosophy .
Эдинбург | География, история и достопримечательности
Краткое изложение
Прочтите краткий обзор этой темы
Эдинбург , гэльский Дан Эйденн
, столица Шотландии, расположенная на юго-востоке Шотландии с центром недалеко от южного берега Ферт-оф-Форта, рукава Северного моря, который вдается на запад в Шотландскую низменность. Город и его ближайшие окрестности составляют самостоятельную муниципальную территорию. Город и большая часть муниципальной территории, включая оживленный порт Лейт в Ферт-оф-Форт, находятся в пределах исторического графства Мидлотиан, но муниципальная территория также включает территорию на северо-западе, вокруг Южного Квинсферри, в историческом графстве Западный Лотиан.Физически Эдинбург — город мрачной театральности, во многом благодаря расположению среди скал и холмов, высоким зданиям и шпилям из темного камня. Эдинбург был военным оплотом, столицей независимой страны и центром интеллектуальной деятельности. Хотя он неоднократно переживал превратности судьбы, город всегда обновлялся. Сегодня это резиденция шотландского парламента и шотландской исполнительной власти, и он остается крупным центром финансов, права, туризма, образования и культуры. Площадь районного совета, 102 квадратных мили (264 квадратных км). Поп. (2001) г., 431,393; муниципальная площадь, 476 626; (2011) город, 459 366; муниципальная площадь, 482 640.
Характер города
Хотя Эдинбург поглотил близлежащие деревни и порты Ферт-оф-Форт между 1856 и 1920 годами, его эстетическое и политическое сердце по-прежнему находится в его маленьком историческом центре, включающем Старый город и Новый город. Старый город, построенный в средние века, когда страх нападения был постоянным, ютится высоко на Замковой скале, возвышаясь над окружающей равниной. Новый город, напротив, раскинулся великолепной чередой улиц, полумесяцев и террас. Средневековый Старый город и неоклассический Новый город были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1919 году.95.
«Это изобилие эксцентричности, эта мечта в каменной кладке и живом камне — это не сцена в театре», — писал Роберт Льюис Стивенсон, шотландский писатель, эссеист и поэт XIX века, родившийся в Нью-Йорке. Город, «но город в реальном мире». Контрасты, которые делают Эдинбург уникальным, также делают его типично шотландским, ибо, несмотря на свою сдержанную внешность, это также город, способный на большую теплоту и даже веселье. Исторически его граждане также были способны на большие страсти, особенно в королевских или религиозных вопросах. В 1561 году, например, толпа, подстрекаемая пламенным протестантским проповедником Джоном Ноксом, попыталась ворваться в частную часовню во дворце Холируд, где Мария, королева Шотландии (1542–1567), только что вернувшаяся из Франции, посещала римскую церковь. Католическая месса. В 1637 г. бунт в соборе Св. Джайлса в знак протеста против новой служебной книги спровоцировал шотландское восстание против Карла I и ускорил Войну Трех Королевств, охватившую всю Британию в 1640-х гг. и закончившуюся казнью Карла ( см. Епископские войны; Гражданские войны в Англии). В 1736 году город чуть не лишился своей королевской хартии после линчевания Джона Портеуса, капитана городской стражи. Беспорядки и линчевание Портеуса были типом насильственного жеста, характерного для истории большинства старых городов. Тем не менее, даже в этот момент безумной страсти город проявил свой сложный характер: нуждаясь в подвесной веревке, толпа спустилась в магазин и купила ее.
Город, давно славящийся несколько непреклонной респектабельностью — когда в 1876 году сады Уэст-Принсес-Стрит были переданы широкой публике, курение было запрещено — Эдинбург одновременно поддерживал чарующий мир сквернословия и пьянства. Достаточно выдающийся поэт, юрист или романист мог бы преуспеть в том, чтобы жить в обоих мирах. Одним из них был Уильям Броди, член респектабельного общества, дьякон Объединения мастеров и масонов и член городского совета, который ночью был вдохновителем банды грабителей. Броуди был осужден и повешен в 1788 году за свои преступления, и считается, что его двойная жизнь была частью вдохновения Стивенсона для его Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (1886). Brodie’s Close, паб на Королевской Миле в Эдинбурге, назван в его честь. Таких «эдинбургских персонажей» было предостаточно в процветающий неоклассический период 18-го и 19-го веков, известный как эпоха Августа, когда городские писатели, критики, издатели, учителя, врачи и ученые сформировали интеллектуальную элиту мирового влияния. С последующим возвращением города к более провинциальной роли такие известные чудаки практически вымерли.
Блейк Эрлих Арчи Рул Тернбулл Майкл ЛинчПейзаж
Городской участок
Эдинбург занимает около 7 миль (11 км) северного склона между холмами Пентленд и широким устьем Ферт-оф-Форт, где он сливается с когда-то независимым морской порт Лейт. Выбросы лавы перемежают этот склон. Один из них, названный «Трон Артура», центральная часть королевского парка, имеет высоту 823 фута (251 метр) и возвышается над юго-восточным флангом города. Долины между этими поразительными холмами были глубоко и чисто вымыты ледниками в эпоху плейстоцена. Эдинбург был построен на вершине этих препятствий и вокруг них, так что чем ближе вы подходите к центру города, тем более впечатляющим является сопоставление естественной и искусственной среды с каменными террасами, противостоящими стремительному напору.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В центре города находится Замковая скала Старого города, пробка из черного базальта, закрывающая жерло потухшего вулкана. Он возвышается на 250 футов (76 метров) над дном долины и увенчан знаменитым Эдинбургским замком, который каждую ночь слегка подсвечивается прожекторами и волнует даже привычных горожан. Ледниковый лед когда-то стекал с запада и вокруг склонов Касл-Рока, откладывая скопившиеся обломки боковой морены к востоку от скалы, создавая скалу и образование хвоста. Вдоль гребня этого хвоста и вниз по его крутым склонам Старый город был построен с 12 века.
Примерно в 600 футах (180 метрах) к северу от Касл-Рока, через долину, которая сейчас называется Садами Принсес-стрит, находится Новый город, район, который планировался и строился поэтапно между 1767 и 1833 годами. к интернациональному вкусу Просвещения и к установленному квадрату геодезиста. Его дизайн с самого начала был чрезмерно правильным, но более поздние разработки — как это видно на западном конце Принсес-стрит — уделяли больше внимания естественным контурам и смягчили регламентацию прямого угла с помощью изгибов и полумесяцев.