Иерархия богов древнего египта: боги и фараоны — все самое интересное на ПостНауке

Боги Древнего Египта

Боги  Древнего Египта.

   Боги  Египта в своей эволюции прошли  несколько исторических этапов. Изначально, иерархия богов всякий  раз получала переориентацию  в зависимости от того, в какой  район Древнего Египта переносили  столицу, а с солнцем — Pa — отождествлялись главные местные божества. В конечном счёте «социализация» египетских богов свелась к наделению наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) «регалиями» фараона, правящего в мире живых или в мире мертвых. Остальные боги превратились в их слуг или родственников.

   Связанно  это было с централизацией  власти в руках правящего фараона  и отождествлении с ним двух  главных земледельческих божеств  — Осириса и Гора. С Гором (богом  плодородия) фараон отождествлялся  при жизни, с Осирисом (владыкой  загробного мира) после смерти. Древний Египет был развитой аграрной страной, потому именно земледельческие культы и потребности государственного объединения определяли развитие и последующую деформацию религии Египта.

   Осирис — одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами.

   Изида — богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований»; в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Исида — одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Согласно мифу. Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери.

   Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») — один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола, иногда — крылатого солнца. Считалось, что его магическая сила — источник плодородия земли. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор — сын Исиды и Осириса. Гор, сын Исиды, — одно из главных действующих лиц в событиях, связанных со смертью и воскресением Осириса, — он побеждает убийцу Осириса Сета и возвращает Осириса к жизни.

Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый — с Гором. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона.

   Тот — бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны, Тот является творцом календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей. Тот играл значительную роль в культе мертвых — доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса.

  Маат — олицетворение истины и порядка (закона), считалась женой бога Тота. Изображение Маат — женщина, сидящая на земле со страусовым пером, закрепленным на голове. Маат упоминается в «Текстах Пирамид», однако ее значение возрастает в конце эпохи Древнего царства, когда она объявляется дочерью Ра. Она имела важное значение в заупокойном культе — изображение Маат использовали в качестве эмблемы на суде Осириса.

   Анубис — бог-защитник и покровитель умерших; его зооморфное воплощение — распластавшийся на брюхе шакал черного цвета или собака, а также человек с головой шакала или собаки. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. В царстве мертвых Анубис вводит душу умершего в Зал Двух Истин, где происходит суд над ней, взвешивает его сердце на весах. Анубис играет важную роль при осуществлении погребального ритуала, в процессах бальзамирования и мумифицирования.

   С конца  3-го тыс. до н.э. функции главы  Загробного Царства переходят  к Осирису, а Анубис входит  в круг богов, связанных с  мистериями Осириса. Анубис становится  богом некрополей и связывается с мумификацией умерших и погребальными мистериями (контролирует взвешивание сердца умершего против пера Маат

   Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») — бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена — богиня неба Мут и сын — бог Луны Хонсу.

С началом XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Позднее Амон отождествляется с богом солнца Ра и его культ распространяется по всему Египту. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. С Амо-ном связываются общегосударственные праздники, например Праздник долины, когда Амон посещает царские некрополи и святилища царствующего царя, или праздник Опет, когда Амон из Карнака отправлялся в Луксор. Наиболее крупный и самый древний храм Амона — Карнакский храм в Фивах.

   Атум — глава гелиопольской девятки богов (Атум, Шу, Теф-нут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида), бог солнца, демиург. В отличие от других солнечных богов, Атум называется вечерним, заходящим солнцем. У него на человеческой голове двойная корона, его называют «владыкой обеих земель», (то есть Верхнего и Нижнего Египта).

   Редко  его изображали в виде змея, иногда — ихневмона. Рука Атума — богиня Иусат. Он один из древнейших богов, он ни от кого не родился, он, «создавший сам себя», возник из первобытного хаоса — Нуна (иногда Нуна все же образно называют отцом Атума) вместе с первозданным холмом Бенбеном.

   Нефтида (греч.), Небетхет (егип., букв, «владычица дома») — младшая сестра Исиды, участвующая с ней во всех заупокойных обрядах и мистериях, связанных с Осирисом. Изображалась как женщина с иероглифом на голове, соответствующим ее имени. Считалась женой Сета, хотя тексты, делающие эту связь не эфемерной, практически отсутствуют.

   Нут — богиня неба, сестра и жена бога земли Геба, дочь Шу и Тефнут, мать Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды, одна из богинь гелиопольской эннеады. Так же, как и Геб, не имела особых мест почитания, но принимала участие в большом количестве мифов. Согласьо одному из мифов Нут ежедневно рождает Солнце-Pa и звезды и ежедневно проглатывает их. Когда ее супруг Геб поссорился с Нут, поедающей детей, бог Шу разделил их, подняв Нут наверх, а Шу оставив внизу.

В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта»; позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.

   Ра — бог солнца, один из наиболее почитаемых богов Древнего Египта. Изначально бог-творец в теогони-ческой модели жрецов г. Гелиополя, однако в период правления V династии, происходящей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту. Ра отождествляется с более древним гелиопольским богом-творцом Атумом и объявляется отцом богов, творцом мира и людей. Позднее Ра составил «один комплекс» с Гором (Ра-Гарахти), с Амоном (Амон-Ра) и некоторыми другими божествами.

   Сет (Сетх, Сутех) — в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным.

   Сехмет (Сахмет, Сохмет) (букв, «могучая») — жена главного бога Мемфиса Пта, изображавшаяся обычно как женщина с головой львицы. Воинственная богиня, защитница фараона в битвах, уничтожающая его врагов пламенем своего дыхания. Также богиня-целительни-ца, покровительствующая врачам, которые считались ее жрецами. Отождествлялась с Тефнут и Хатхор.

   Сешат (женский род от «сеш» — «писец») — богиня письма, дочь или сестра (иногда жена) бога Тота. Ее образ — женщина с семиконечной звездой на голове. Сешат часто выступала как ипостась других богинь — Хатхор, Нефтиды. На листьях дерева «шед» Сешат записывала годы жизни и правления фараона. Также считалась покровительницей строительных работ. Изначально культовым центром Сешат был, видимо, г. Саис, однако затем главным местом ее почитания стал г. Гермополь.

   Тефнут — в гелиопольской космогонии сестра и супруга Шу, дочь Ра-Атума, мать Геба и Нут. Ее зооморфным воплощением была львица. Тефнут почиталась также как дочь Ра и одновременно как Око, сияющее на лбу Ра, восходящего над горизонтом, и уничтожающее его арагов. Отождествлялась с Хатхор. Известен миф об уходе обиженной Хат-хор-Тефнут из Египта и последующем возвращении ее обратно и связанный с этим событием религиозный праздник, происходящий в период разлива Нила.

   Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т.е. «небо») — богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. Ее зооморфное изображение — корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов. Позднее Хатхор почиталась также как богиня любви, музыки, празднеств и отождествлялась древними греками с Афродитой.

   Шу — бог воздуха, заполняющего пространство между небом и землей, супруг Тефнут, отец Геба и Нут. Входил в гелиопольскую эннеаду. Специальных храмов в честь Шу не зафиксировано, известны лишь места почитания его в Гелиополе. Эннеада — девять первых богов в теогонической системе г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Оси рис, Исида, Сет, Нефтида. Позднее подобные эннеа-ды (или октады) возникли и в других городах Древнего Египта.

   При мироздании  Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками. Таким образом, Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах (между прочим, в магическом папирусе Харриса) Шу величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем. Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознёсся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит «носитель неба»), почитавшемся в Тинисе и Себенните, с Тотом и Хонсом.

   Почитание  Шу было особенно выразительным  в Леонтополе в Дельте, из храма которого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами. Ещё чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода — своеобразных прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ. 

  1. http://www.mystic-chel.ru/east/egypt/167.html
  2. http://ru. wikipedia.org/
  3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. Мифологический словарь / Гл.ред. Е. М. Мелетинский — М.:’Советская энциклопедия’, 1990 г. — 672 с.
  5. http://www.foxdesign.ru/legend/anubis2.html
  6. http://egypt-mythology.pp.ua/publ/bogi_egipta/a/atum/2-1-0-12

Культура Древнего Египта

Египетская культура оставила заметный след в истории культуры всего мира. Здесь был изобретен папирус – первый материал для письма, заложены основы геометрии, впервые с помощью только математических знаний был вычислен размер полушария Земли и определена площадь круга, сутки разделены на 24 часа, а также была установлена роль кровеносной системы в организме человека. Таким образом, уровень научных знаний в Древнем египте был необычайно высок и это до сих пор остается одной из таинственных загадок этой древней цивилизации.

Египетская религия прошла длительный путь развития и в законченную религиозную систему оформилась ко времени Нового царства. Следует отметить, что для египетской религии характерно длительное существование первобытных представлений. Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные силы природы. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и воздух — мужскими божествами, явления природы воспринимались как отношения различных божеств.

Одним из наиболее почитавшихся животных в Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Культ быка в ряде мест слился с культом тех богов, которые получали в данной местности господствующее положение. Так, в Мемфисе «душой» местного бога Птаха стал бык Апис. Животным Амона был баран. Культ богини Хатхор вырос из почитания коровы. Обычно Хатхор изображалась женщиной, иногда с ушами или рогами коровы, иногда с коровьей головой. С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи. После смерти трупы священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов в Мемфисе.

Египетские боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе, и общеегипетских богов, почитаемых по всех стране. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону с центром в городе Гелиополе, и бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. Когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царствующего фараона и царем богов. Причем Амон включает теперь ряд функций бога Ра. Популярным божеством древнеегипетского пантеона* был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды Гор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона. Особым уважением пользовался бог мудрости Тот, который научил людей читать и писать.

 

 

Слева направо:Амон, Ра, Осирис, Исида

 

Слева направо: Анубис, Хатхор, Гор, Тот

В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Его основой было сформировавшееся у египтян понимание сущности природы и предназначения человека, которые и предопределяют его жизнь. Согласно этим представлениям, каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его термином «ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование. Только в этом случае рядом с мумией, может находиться «ка» и «ба» человека. Огромную роль в верованиях египтян играло имя — «рен», уничтожение его приносило огромный вред загробному бытию. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник — ремесленником и т. д. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и кончая пиршествами, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир.

Бытовые сцены жизни египтян на росписях стен гробниц

Культ мертвых привел к строительству грандиозных царских усыпальниц. Прообразом пира­мид являлась мастаба (араб. «скамья») — прямоугольное сооружение со ско­шенными стенами и плоским верхом, напоминающее по форме египетскую скамью. Наземную часть мастабы складывали из кирпича-сырца, наружные стены иногда облицовывали каменными плитами. Под мастабой в вырубленных камерах стоял саркофаг с мумией и лежали вещи, необходимые для умершего. Сначала мастаба была небольшой, но по мере увеличения могущества Египетского государства, и следовательно, усиления власти отдельных лиц, знать и цари не желали иметь гробницу малых размеров. Внутри мастабы «бывало много кладовых, коридоров, залов, что соответствовало усложнившемуся плану жилищ высшей родовой знати». Но гробница фараона все же не выделялась среди погребений знати, а это не отвечало культу возвеличивания царя…

Реконструкция мастабы

Около 2800 года до н. э. зодчий Имхотеп находит новое оригинальное решение для постройки царской гробницы. Первая пирамида — пирамида фараона III династии Джосера — являлась комбинацией шести гробниц-мастаб. Площадь основания дан­ной пирамиды 160х120 м, высота 60 м. Погребальная камера фараона Джосера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. В пирамиде Джосера же для членов семьи было приготовлено 11 погребальных камер в тоннелях пирамиды. Там были похоронены все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка приблизительно восьми лет. Тело самого Джосера не было найдено.

Фото и реконструкция пирамиды Джосера

Наивысшего подъема сооружение пирамид достигло при царях IV династии. Тогда были построены пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина, находящиеся в пригороде Каира Гизе. Пирамида Хеопса была построена племянни­ком фараона. Ее высота 146,6 м, длина стороны основания 233 м. Пирамида сложена из 2 млн. 300 тыс. огромных каменных глыб. Погребальная камера расположена в центре пирамиды. В настоящее время облицовка пирамиды утрачена, верхушка сбита. По свидетельству Геродота, пирамиду Хеопса строили 20 лет, а дорогу для доставки камней с каменоломен – 10 лет, на строительстве было занято 100 тысяч человек. В комплекс пирамид входит скульптурное изображение сфинкса, прославляющее, как предполагают, фараона Хефрена. Фигура сфинкса высечена из целой скалы, ее высота 20 м, длина 57 м. Около каждой пирамиды сооружен погребальный храм, где совершались жертвоприношения фараону. В храме помещали фигуру фараона, которая считалась местом пребывания «ка» умершего. Уже пирамида преемника Хефрена – Микерина была меньшей по размерам, высота ее достигала 62 м, окончена она не было в связи со смертью фараона. Скромные размеры пирамиды Микерина, ее неоконченность свидетельствуют об упадке культового строительства, следовательно, и об ослаблении власти фараона.

Комплекс великих пирамид Гизы: пирамиды Микерина, Хеопса, Хефрена

Несмотря на то, что пирамиды являлись настоящими крепостями со множеством тайников, перекрытий и ложных дверей, пробраться в пирамиду было сложно, все входы тщательно замуровывались, — это не останавливало грабителей. Все три великие пирамиды доставались в руки археологам уже разграбленными, саркофаги были пусты, мумии фараонов украдены. Так появились захоронения в Долине Царей. Фараон Тутмос I и его архитектор надеялись, что гробница затерянная в скалах, будет лучше защищена от грабителей, чем открытые взорам пирамиды. В известняковой скале прокладывались длинные и глубокие коридоры, главный вход маскировался землянными холмами и насыпями.

Египетская долина царей

В столице Египта Фивах были созданы два храмовых комплекса — в Карнаке и Луксоре, посвященные культу Амона-Ра. Сооружение Карнакского хра­ма началось в XVI в. до н.э., до нас дошло имя его зодчего Инени. В XV в. до н.э. зодчий Аменхотеп Младший начал строительство Луксорского храма. Поражает воображение колонный зал Карнакского храма размером 103 х 52 м. Тесно, в шестнадцать рядов, стоят 134 колонны гигантских размеров. Высота колонн центрального ряда достигает 23 м. Капители колонн Карнакского и Луксорского храмов оформлены в виде гигантских бутонов лотоса и папируса. Стены покрыты прекрасными рельефами и росписями.

Аллея сфинксов. Храм в Карнаке

Колоннада храма в Карнаке

Храм в Луксоре

Основой египетской письменности были рисунки. Набор знаков для письма получил название иероглифов. Количество знаков колебалось от 700 до нескольких тысяч.Древние египтяне называли свои иероглифы «языком богов», так как считали, что письменность дарована людям богами. Письмо египтян было доступно лишь избранным.

Письменные принадлежности. Пример египетских иероглифов

Ключом к расшифровке древнеегипетских текстов стал Розеттский камень. Он был обнаружен 19 августа 1799 года при проведении саперных работ неподалеку от города Розетты солдатами Наполеона. Эта массивная плита из черного гранита, или египетского базальт.

Розеттский камень, дешифровщик камня Жан-Франсуа Шампольон

Честь окончательной дешифровки иероглифов принадлежит французскому ученому Франсуа Шампольону. Шампольон тщательно изучил многочисленные надписи; особенное внимание он обратил на Розеттскую двуязычную надпись, начертанную на греческом языке греческими буквами и на египетском — иероглифами и демотическими (наиболее скорописными) знаками. В 1822 г. Шампольон добился правильного прочтения ряда слов и имён в этой надписи, верно предположив, что египетские иероглифы обозначали не только целые слова, но также отдельные слоги и звуки. Шампольон сопоставил греческие имена Птолемей и другие, встречающиеся в греко-египетской Розеттской надписи , с соответствующими начертаниями этих имён в иероглифических надписях. Таким образом, Шампольону удалось установить, что некоторые египетские иероглифы имеют чисто звуковое значение, и, больше того, определить почти все знаки египетского алфавита. Однако Шампольон не остановился на этой первой стадии дешифровки. Упорно работая над изучением известных ему надписей, он сделал попытку составить грамматику и словарь египетского языка. Его научные труды дали сильный толчок развитию египтологии, главным образом в области изучения языка и письменности древних египтян.

1.   В чем проявилась связь архитектуры Древнего Египта с религиозными преставлениями египтян?
2. Чем обусловлено строительство скальных храмов и гробниц в Древнем Египте?
3. Каковы главные художественные достижения архитектурны комплексов в Карнаке и Луксоре?
4. Каковы главные сюжеты рельефов и живописных композиций? Какая связь существует между ними и сооружениями архитектуры?

Кто ходит утром на четырех ногах, днем – на двух, а вечером – на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?

Египетская религиозная иерархия | Иерархия египетских богов

Религиозная иерархия Египта относится к религиозной мифологии, передаваемой из поколения в поколение. Самым важным для древнего египтянина была его религия, на которую оказали огромное влияние египетские традиции и которая стала основной причиной их сопротивления одобрению изменений.

Египетская религия была религией многих богов Религия означает, что она была политеистической. Египетская религиозная иерархия принимала и включала примерно более семисот различных богов, а также богинь.

Наряду с богами и богинями, египетская религиозная иерархия также включает традицию божественного царствования, в которой подчеркивается, что фараон был не только политическим лидером или королем, но и среди богов.

Фараоном даже считался Гор, сын бога Солнца, Амона Ра. Приказ фараона был окончательным, и ни одному человеку не было позволено сомневаться в этом. Все, что говорил фараон, было подобно голосу Бога для людей.

Египетская религиозная иерархия также очень сильно демонстрирует концепцию смерти и, следовательно, загробной жизни, и это мышление египтян оказало большое влияние на нашу историю. Согласно им, люди наделены жизненной силой, которая, когда она присутствует, делает человека живым, а когда она покидает человеческое тело, она завершает смерть.

Как жизненная сила нуждалась в питье и пище для своего существования, так и после жизни этой жизненной силе требовались пища и питье. Они назвали эту жизненную силу Ка. Они даже сохранили тело фараона и, следовательно, приступили к мумификации. Эта их вера внесла такой огромный вклад в иерархию древних памятников, как пирамиды и мумии.

Но по-прежнему самой высокой религиозной концепцией в египетской религиозной иерархии остаются боги и богини, к которым относятся Анубис, Гор, Исида, Баст, Геб, Хатор, Нейт, Маат, Осирис, Ра, Сет, Тот, Кнеф, Мунту, Анпут, Ануке, Апофис, Атон, Хонсу, Мафдет и многие другие среди 700 божеств египетской религии. Некоторые из главных богов и богинь описаны ниже:

Египетская религиозная иерархия
  • Анубис : Анубис считается погребальным божеством. Он Бог смерти и жизненного суда.
  • Исида : Одна из выдающихся богинь, Исида — богиня брака, магии, материнства и исцеляющих способностей. Она мать Гора и жена, а также сестра Осириса.
  • Осирис : Осирис, муж Исиды, был одним из самых могущественных богов. Он был богом подземного мира и загробной жизни.
  • Ра/ Амон Ра : Амон Ра обычно называют Ра богом Солнца. Его также называют Акмун Рах. Он был царем Бога, пока Бог Осирис не занял трон.
  • Геб : Верховный Бог Земли упоминается как Геб.
  • Гор : Гор — Бог Неба, Соколов и Войны. Он сын Исиды и Осириса.
  • Баст : Баст — Богиня с головой льва. Согласно египетской мифологии, эта богиня несет ответственность за бедствия, такие как чума и многое другое, когда злится.
  • Нут : Нут была богиней звезд и неба, а также считалась матерью всех богинь и богов, появившихся после нее.
  • Шу : Шу — богиня воздуха и ветра.
  • Хонсу : Хонсу — бог Луны.

Религиозный орден Древнего Египта

Роберт Гарланд, доктор философии, Колгейтский университет

Религия Древнего Египта была неотделима от его политики. Например, существовало три разных египетских мифа о сотворении мира, связанных с тремя разными городами, борющимися за власть. Возобладала версия, что мир возник из водного хаоса.

Религиозный орден Древнего Египта не позволял обычным египтянам входить внутрь храма. (Изображение: Zbigniew Guzowski/Shutterstock)

Религиозная жизнь обычных древних египтян

Будучи обычным египтянином, поклонение богам, помимо домашних божеств, оставалось полностью в руках духовенства, главной задачей которого было выполнять услуги от их имени каждый день. Обычным египтянам даже не разрешалось входить в храм. Это потому, что храм был жилищем бога и должен был содержаться в полной чистоте.

Тем не менее, обычным египтянам было разрешено пройти через монументальные ворота, ведущие в храмовый комплекс, и стоять во дворе. Передний двор имел колоннады по двум сторонам с алтарем для совершения жертвоприношений посередине. Именно здесь — если вообще — люди могли испытать сверхъестественное присутствие божества. За передним двором находился крытый зал, а за крытым залом находился сам храм. Если бы кто-то был человеком высокого ранга, он мог бы внести пожертвование по обету во дворе.

Были также места на внешних стенах храмов, которые описываются как «часовни слышащего уха», где люди могли шептать свою молитву в скульптурное изображение пары ушей. Кроме того, по всему Египту было разбросано множество небольших местных святилищ, посвященных определенным богам, где можно было оставить по обету или принести жертву. Так что, как обычный человек, они не были полностью отрезаны от главных богов.

Это стенограмма из серии видео Обратная сторона истории: повседневная жизнь в древнем мире . Смотри, Вондриум .

Праздники Древнего Египта

Единственный случай, когда рядовой египтянин мог увидеть культовые статуи божеств, размещенные внутри храмов, был во время праздников, когда они покидали свои дома и несли процессию.

Многие праздники совпадали с важными событиями сельскохозяйственного календаря, такими как начало и конец сезона половодья, то есть в июне и сентябре соответственно. И что бы они сделали из фестиваля? Они, без сомнения, были бы очень впечатлены великолепием театрализованного представления.

Они также поверили бы, что культовая статуя была в реальном смысле самим божеством. Но я сомневаюсь, что можно было бы понять гораздо больше, чем это. В обязанности жрецов не входило объяснять, что они делали от имени богов, или просвещать людей о природе богов. У них были более важные дела. Так что по большей части во время фестиваля можно было бы, наверное, ахнуть. Это был бы выходной день, но едва ли повод для выражения своего благочестия.

На самом деле, трудно понять, что означало благочестие в египетском контексте. Фестивали были поводом для веселья и в какой-то степени легкомыслия. Было бы много бесплатной еды и бесплатной выпивки. И все это сопровождалось бы песнями и танцами.

Узнайте больше о том, как стать египетским рабочим.

Фестиваль Сед в Древнем Египте

Если бы кто-то прожил достаточно долго, он мог бы посетить фестиваль Сед в Мемфисе, посвященный объединению Верхнего и Нижнего Египта, другими словами, созданию Египта как единого царства.

Фестиваль Сэд обычно проводился после 30-летнего правления фараона, а затем повторялся с интервалом в три года. Многие из главных богов были приглашены засвидетельствовать свое почтение фараону по этому случаю. То есть их статуи были вывезены из храмов и доставлены на лодке в Мемфис. К сожалению, мы очень мало знаем о деталях фестиваля.

Алебастровая статуэтка фараона Пепи I, одетая и готовая к праздничному курсу Сед в соответствии с религиозным орденом Древнего Египта. (Изображение: Бруклинский музей/CC BY-SA 2.5/общественное достояние)

Что мы знаем точно, так это то, что фараон пробежал круг, чтобы доказать, что он по-прежнему мужественен и спортивен. Он сделал это, сжимая вазу, весло и плотницкий угольник, и попеременно носил белую корону Верхнего Египта и красную корону Нижнего Египта.

Без сомнения, у людей сердце было во рту, когда они видели, как он споткнулся. Вероятно, с обеих сторон его сопровождали священники, готовые поддержать старика, если он споткнется. Тем не менее, было бы плохим предзнаменованием, если бы он не смог завершить круг без посторонней помощи.

Конечно, всегда возможно, что кто-то сам решит стать священником. Хотя, чтобы получить квалификацию, им нужно было бы получить образование, чтобы читать и писать иероглифы. Была надежда, что их родители выбрали бы эту профессию при рождении, потому что они должны были быть обрезаны.

Вероятно, священство в основном передавалось по семьям. Мы не знаем, почему обрезание проводилось для священников. Возможно, это был завет с богами, подобный завету, заключенному между Авраамом и Господом в Книге Бытия через обрезание.

Узнайте больше о принадлежности к египетской семье.

Орден египетской религии и священства

Египетское священство было очень иерархичным. На вершине был фараон. Фараон был сыном Ра и самостоятельным богом, и когда он умер, он присоединился к другим богам. Члены высшего сословия должны были преклонить колени и склонить головы к полу в его присутствии, в то время как hoi polloi должны были пасть ниц.

Непосредственно под его началом находился чиновник, которого называли «Надзиратель храмов и Пророки всех богов». Надзиратель должен был распоряжаться огромным богатством, которым владели боги, полученным частично от их поместий и частично от налогов.

Ниже надзирателя шли высшие жрецы — по одному на каждого из богов, которым поклонялись в Египте. А ниже первосвященников были первосвященники, по одному на каждый храм. Задача первосвященников заключалась в надзоре за младшими жреческими чиновниками, из которых наиболее важными были ваб священника.

египетских жреца пользовались влиятельным положением в Древнем Египте. (Изображение: Basphoto/Shutterstock)

Основной обязанностью жреца wab было обслуживание культовой статуи богов или богинь. Каждое утро они вскрывали глиняные печати дверей святилища, в котором находилась культовая статуя, а затем торжественно выносили ее из святилища.

Затем они сняли с статуи одежду. Затем они омыли статую, очистили ее и снабдили свежей одеждой и украшениями. После всего этого они поставили его в святилище и накрыли ритуальной трапезой, представленной в символической форме. По прошествии приличного времени предложение удалили. Когда они закончили, они снова запечатали двери и очистили все святилище, сметая все следы своих следов, когда они пятились к выходу.

Все это они делали для защиты божества от сил беспорядка и хаоса, и проводили этот ритуал трижды в день.

Были и другие младшие жрецы, включая носителей свитков и часовщиков или пророков, которые наблюдали за небесами, чтобы определить точное время ежедневных обрядов и праздничных календарей. Как священник, они должны были проживать внутри храмового комплекса вместе с остальной частью храмового персонала. В храмовый комплекс также входила школа, где готовили священников.

Как мы уже отмечали, быть священником wab довольно скучно. Хорошей новостью было то, что они обычно работали в течение одного месяца, а затем три месяца отдыхали, как и все египетские священники. Во время работы они должны были оставаться ритуально чистыми, часто купаясь. Они должны были побрить голову, носить длинный белый льняной килт и воздерживаться от половых контактов.

Однако в течение трех месяцев они никоим образом не были связаны своими жреческими обязанностями. Они могли носить и делать все, что им заблагорассудится. Так что нет ничего, что указывало бы на то, что они должны были быть теми, кого мы могли бы назвать духовными или набожными.

Узнайте больше о том, как быть мертвым египтянином.

Общие вопросы о религиозной жизни древних египтян

В: Какую религию исповедовали древние египтяне?

Религия Древнего Египта следовала широкому набору языческих верований со многими богами и божествами, которые, как считалось, контролировали силы природы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *