сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
Характерной особенностью комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» является наличие говорящих фамилий. Говорящей является и фамилия семейства Простаковых. Но так ли проста госпожа Простакова, носящая данную фамилию?
Стоит отметить, что фамилию Простаков с самого рождения носит отец Митрофана, поэтому данная фамилия полностью отображает характер мужа госпожи Простаковой. Саму госпожу больше характеризует не фамилия по замужеству, а девичья фамилия. Госпожа Простакова не так проста, как кажется.
Фамилия героини до замужества – Скотинина. Неслучайно госпожа Простакова так схожа по поведению и мировоззрению со своим родным братом Тарасом Скотининым.
Жизнь Простакова по-настоящему проста: он не является главой семейства, ничего не решает в доме и в семье, ни за что не отвечает, а лишь подчиняется мнению своей жены, отступая в собственном семействе на второй план.
Как видим, сюжет всей комедии в большинстве своих случаев связан с решениями госпожи Простаковой. Если бы она была так проста, как ее муж, то семейство Простаковых жило бы в соответствии с таким принципом, как «плыть по течению». Однако героиня придумывает все новые и новые идеи, которые в большинстве случаев ей удается реализовывать в жизнь.
Д.И. Фонвизин показывает, что госпожа Простакова неглупа по своей природе.
Она довольно смышленый человек, обладающий решимостью. Этими качествами в семье Простаковых обладает лишь героиня. Данные качества могли принести госпоже Простаковой положительные результаты, если бы она получила надлежащее воспитание и образование. Если бы госпожа Простакова подкрепила свою природную неглупость и смышленность правильным воспитанием и образованием, из нее бы получился совершенно другой человек, противоположный той госпоже Простаковой, которая продемонстрирована в комедии.Именно из-за плохого родительского воспитания и отсутствия образования, из-за невежественности и жестокости госпожа Простакова становится в один ряд с другими отрицательными персонажами «Недоросля». И даже больше: госпожа Простакова становится самым главным отрицательным персонажем комедии, так как именно ее решения приводят к негативным последствиям для всех отрицательных персонажей. Однако именно этим и отличается госпожа Простакова: пока другие отрицательные персонажи просты в своем существовании, от госпожи Простаковой зависит очень многое.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Примеры сочинений на тему так ли проста госпожа Простакова в комедии «Недоросль» ~ Проза (Школьная литература)
Пример сочинения 1
Характерной особенностью комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» является наличие говорящих фамилий. Говорящей является и фамилия семейства Простаковых. Но так ли проста госпожа Простакова, носящая данную фамилию?
Стоит отметить, что фамилию Простаков с самого рождения носит отец Митрофана, поэтому данная фамилия полностью отображает характер мужа госпожи Простаковой. Саму госпожу больше характеризует не фамилия по замужеству, а девичья фамилия. Госпожа Простакова не так проста, как кажется.
Фамилия героини до замужества – Скотинина. Неслучайно госпожа Простакова так схожа по поведению и мировоззрению со своим родным братом Тарасом Скотининым.
Жизнь Простакова по-настоящему проста: он не является главой семейства, ничего не решает в доме и в семье, ни за что не отвечает, а лишь подчиняется мнению своей жены, отступая в собственном семействе на второй план. Жизнь госпожи Простаковой уже не так проста: именно она является главой семейства, именно от ее решений зависит будущее всей семьи Простаковых. Именно госпожа Простакова принимает решение обучать Митрофанушку, Простаков бы до этого не додумался. Именно госпожа Простакова принимает решение перевезти к себе сироту Софью, чтобы «следить» за ее деревнями; именно она принимает решение сосватать Софью со Скотининым, чтобы законно управлять принадлежащими Софье землями; именно она принимает решение заключить брак между Софьей и собственным сыном; именно она придумывает, как именно это провернуть.
Как видим, сюжет всей комедии в большинстве своих случаев связан с решениями госпожи Простаковой. Если бы она была так проста, как ее муж, то семейство Простаковых жило бы в соответствии с таким принципом, как «плыть по течению». Однако героиня придумывает все новые и новые идеи, которые в большинстве случаев ей удается реализовывать в жизнь.
Д.И. Фонвизин показывает, что госпожа Простакова неглупа по своей природе. Она довольно смышленый человек, обладающий решимостью. Этими качествами в семье Простаковых обладает лишь героиня. Данные качества могли принести госпоже Простаковой положительные результаты, если бы она получила надлежащее воспитание и образование. Если бы госпожа Простакова подкрепила свою природную неглупость и смышленность правильным воспитанием и образованием, из нее бы получился совершенно другой человек, противоположный той госпоже Простаковой, которая продемонстрирована в комедии.
Именно из-за плохого родительского воспитания и отсутствия образования, из-за невежественности и жестокости госпожа Простакова становится в один ряд с другими отрицательными персонажами «Недоросля». И даже больше: госпожа Простакова становится самым главным отрицательным персонажем комедии, так как именно ее решения приводят к негативным последствиям для всех отрицательных персонажей.
Однако именно этим и отличается госпожа Простакова: пока другие отрицательные персонажи просты в своем существовании, от госпожи Простаковой зависит очень многое.
Пример сочинения 2
Одной из главных героинь комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» является госпожа Простакова, которой также досталась «говорящая фамилия». Что скрывается за ее «простотой», и какой смысл в нее вложил автор?
В девичестве госпожа Простакова была Скотининой. Это важная характеристика ее натуры, потому что она не перестала быть Скотининой. В родной семье она выучилась относиться ко всем по-скотски, обращаться с людьми, как со скотом. От ее деспотизма и дурного нрава страдают не только слуги, но и близкие люди – муж, брат и верная кормилица. Не щадя собственных рук, она колотит и наказывает. Не щадя языка, беспрестанно бранится, угрожает и унижает. Насилие настолько естественно для нее, что становится нормой поведения. Но автор показывает, что такое отношение к людям незаконно и ненормально. Поэтому в пьесе появляется чиновник Правдин, призванный выявить нарушения и наказать всех, злоупотребляющих властью.
Так проста ли героиня? Ее «простоту» можно истолковать как крайний примитивизм, грубость, неотесанность. Грубость Простаковой ставит ее на ту ступень развития, где пока трудно говорить о зарождении человеческих качеств. Даже в том, как Простакова относится к сыну, есть что-то животное, незрелое: сын всегда хорош, даже если он лоботряс и лентяй. Для него она готова пойти на любые низости, включая попытку насильно организовать свадьбу с Софьей. Все, что делает Простакова, продиктовано слепой любовью к сыну, желанием выгоднее его пристроить, организовать его жизнь. При этом дать полноценного воспитания и образования женщина не может, ведь она сама далека от этого.
Образ Простаковой не так прост, как кажется на первый взгляд. Скорее, он должен устрашать, ведь в руках этой женщины сосредоточена вся власть в доме и поместье. Разрушительная дикая сила Скотининых сочетается в ней с примитивными желаниями Простаковых, что делает ее особенно жестокой. Эта героиня – воплощение всех пороков устаревшего общества. Именно поэтому в финале ее ждет наказание.
Пример сочинения 3
Одним из действующих лиц в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» является госпожа Простакова — барыня-крепостница, в руках которой сосредоточена власть не только над слугами, но и над собственной семьёй. Муж находится под каблуком у женщины, а их шестнадцатилетний сын Митрофанушка совершенно не образован. Учителя, которые занимаются с юношей, наняты лишь для престижа: на деле за несколько лет он ничему не научился. Его можно назвать маменькиным сынком — так воспитан.
Госпожа Простакова, безусловно, отрицательный персонаж в произведении.
Говорящая фамилия указывает на одну из главных ее проблем – невежество. Она относится к разряду простаков – тех, кто легко попадается на удочку, так как не может различить правду и ложь. Так и героиня не может различить хорошее и плохое: ее любовь к ребенку только вредит ему, а ее отношение к семье, крестьянам и хозяйству привело зажиточных Простаковых к финансовому краху и бедности. Причина в том, что из-за дворянского происхождения женщина думает, что ей всё позволено. Главная цель для неё — выгодно женить сына-недоросля. Наиболее подходящим вариантом она считает Софью, которой неожиданно оставили наследство. При этом госпожу нисколько не смущает то, что девушка против такого союза. Крепостницу заботит только будущее её сына, но при этом она же и калечит юношу отвратительным воспитанием. По её вине Митрофан глупый, трусливый и грубый.Завершается пьеса возмездием, которое обрушивается на голову госпожи Простаковой: от барыни отворачиваются все, включая её собственного сына. Женщина говорит, что у неё не осталось никого, кроме Митрофана, но в ответ слышит от юноши лишь грубость. Стародум справедливо замечает, что все её беды от злого нрава. Этой комедией автор доносит до читателей проблему гнилой крепостной системы, заключающейся в неуважении к людям низкого положения и плохом воспитании подрастающего поколения.
описание Митрофана Простакова. Цитаты Место, которое занимает герой в произведении Митрофанушка
Митрофанушка — сын помещиков Простаковых и один из главных отрицательных персонажей комедии «Недоросль». Будучи несовершеннолетним подростком, он является видным представителем дворянской молодежи и одним из многих «низкорослых», населявших Россию в XVIII веке. По натуре он груб и жесток, не хочет ни учиться, ни служить, ни во что не ставит отца и, пользуясь безграничной любовью матери, манипулирует ею по своему желанию. Он отличается тупостью, невежеством и ленью, что свидетельствует о его сходстве с матерью. Он открыто издевается над крепостными и учителями. С одной стороны, он кажется тираном, с другой стороны, автор показывает и его рабское поведение, привитое ему всей семьей Простаковых-Скотининых и крепостной няней Еремеевной.
Когда все планы Простаковой женить его на состоятельной ученице Софье рушатся и ему приходится готовиться к службе в армии, он безропотно просит прощения и принимает приговор. На примере этого персонажа автор пьесы пытается показать невежество дворян того времени, а также социальную деградацию в стране. Благодаря образу Митрофанушки слово «недоросль» стало нарицательным. Впоследствии так стали называть людей глупыми и невежественными.
Детей дворян с шестилетнего возраста причисляли к какому-нибудь полку нижними чинами: капралами, сержантами и даже рядовыми. К совершеннолетию юноши за выслугу лет получали офицерские звания и должны были «выйти на работу» . Подростков до шестнадцати лет называли «недоростками», что означало: они не доросли до ответственности, совершеннолетия.
Семья будущего офицера была обязана обеспечить несовершеннолетнему определенный уровень образования, что и проверялось на экзамене. Часто такое испытание было формальным, и юноше разрешалось продолжать домашнее обучение до 25 лет. Все это время он получал повышение в чинах, не выходя из дома. Избалованный и малообразованный, часто уже женатый и имеющий детей, офицер сразу занимал высокое положение. Нетрудно догадаться, как это сказалось на боеспособности армии. Не лучше обстояло дело и с госслужбой.
Такую порочную практику домашнего обучения дворян высмеял Денис Фонвизин в комедии «Недоросль». Главный герой произведения не случайно назван Митрофаном, что означает — «как мать» . Госпожа Простакова воплощает в себе самые непривлекательные черты помещицы времен крепостного права: самодурство, жестокость, жадность, чванство, невежество. Ее безвольный и недалёкий муж боится и слова сказать без одобрения жены.
Простакова пытается сделать копию своего сына. Митрофанушка растет эгоистичным, грубым и высокомерным бездельником, все интересы которого сосредоточены вокруг вкусной еды и развлечений. Неумеренный аппетит разросшегося «ребенка» всячески поощряется матерью, даже в ущерб здоровью сына. Несмотря на тяжелую ночь после плотного обеда, Митрофанушка съедает на завтрак пять булочек, а Простакова требует, чтобы ему подали шестую. Неудивительно, что низкорослый, по словам матери, «деликатное телосложение» .
Развлечение Митрофана самое примитивное. Он любит гонять голубей, проказничать и слушать рассказы пастушки Хавроньи. Мать поощряет такое безделье, ведь сама Простакова неграмотна, как и ее родители, муж и брат. Она даже гордится своим невежеством: «Не будь тем Скотининым, который хочет чему-то научиться» . Но помещица вынуждена пригласить к сыну учителей. Из-за своей патологической жадности она нанимает самых дешевых «специалисты» . Арифметику преподает отставной сержант Цыфиркин, грамматику — недоучившийся семинарист Кутейкин, а бывший кучер Вральман — «всему остальному» .
Однако глупость и лень не позволяют Митрофану получить даже те примитивные знания, которые пытаются передать ему горе-учителя. Цыфиркин признается, что не выучил подопечного за три года «считай три» , а Кутейкин жалуется, что подлеску четыре года «задница бормочет» . Наука Вральмана — постоянно советовать «малышать» меньше напрягаться и не общаться с умными людьми. Опасения госпожи Простаковой, что для ее любимого чада не будет компании, Вральман легко опровергает: «Что за ебаный сын, их миллионы на планете» .
Поддержка со стороны немца только укрепляет в сознании помещика презрительное отношение к образованию. И это очень радует Митрофанушку. Он даже не слышал о географии, а слово «дверь» считает это прилагательным, потому что «она привязана к своему месту» .
Надо отметить, что Митрофан хоть и глуп, но хитер, прекрасно понимает свою выгоду. Он ловко манипулирует чувствами матери. Не желая начинать урок, подросток жалуется, что его избил дядя, обещает утопиться от такой обиды.
Митрофан не ценит тех, кто ниже его по чину или положению в обществе, а лебезит перед богатством и властью. Характерны обращения подлеска к слугам и учителям: «старый ублюдок» , «гарнизонная крыса» . Он называет приснившихся родителей «такой дрянью» , но заискивает перед богатым Стародумом и готов целовать ему руки.
Митрофан очень труслив. Он грозит гневом матери, которую боятся окружающие, но в стычке со Скотининым прикрывается старой няней. Простакова души не чает в единственном ребенке, оберегает его и старается устроить счастливое будущее. Ради сына она вступает в драку с собственным братом, всеми правдами и неправдами пытается женить его на богатой наследнице Софье.
Неблагодарный Митрофанушка платит Простаковой за любовь и заботу своим равнодушием. Когда в финальной сцене потерявшая власть женщина бросается к сыну за утешением, недоросток отталкивает Простакову с презрением: «Да избавься от тебя, мать, как навязали» .
Образ Митрофанушки не утратил актуальности даже спустя два с половиной века. Проблемы воспитания, слепой материнской любви, невежества и грубости, к сожалению, остаются важными и для современного общества. А ленивых, посредственных студентов сегодня легко встретить.
Митрофан — один из главных героев комедии, ему и посвящено название. Считает себя уже очень зрелым, хотя еще ребенком, но не милым и наивным, а капризным и жестоким. Самовлюбленный, так как все его окружали любовью, а такой — ограничивающий.
Конечно, он смеется над учителями. Понятно, что он уже хочет жениться на красавице Софье. Он ничего не боится, но очень труслив. То есть он всего боится, всегда готов позвать на помощь няню и мамочку, но ведет себя со всеми очень высокомерно, вызывающе…
И все бы ничего! Но только мамочка его во всем поддерживает, ни в чем не ограничивает.
Знакомимся с Митрофаном, когда он щеголяет в новом кафтане, а мама ругает портного. Митрофан уже подрос — высокий, довольно плотный парень. Его лицо не очень умное, как и его действия. Он немного смеется над всеми, играет, дурачится. Он точно сытый, даже не знает меры, поэтому часто болит живот. Физически он вырос, но о его сердце и душе не позаботились. А то, что его мозг просто не хочет запоминать информацию (он три года учит алфавит), это тоже капризы Митрофана. Ему кажется, что и без науки у него все будет — стараниями матери. Она чуть не причислила его к богатой наследнице Софье, которая тоже очень красива и добра.
Митрофан часто делает то, что ему говорят. Не учитель, конечно, а мать. Она сказала, мол, целуй руку незнакомому человеку, так он и делает. Но только ради прибыли. У Митрофанушки нет учтивости, доброты, уважения к другим.
В общем, Митрофан может и не так уж плох, но очень избалован. Несовершеннолетний верит в свою исключительность «без труда». Видит себя успешным помещиком, видит себя. В его сердце нет любви ни к обожающей его матери, ни к его верной няне, ни к кому. Конечно, он любит только себя, но недостаточно. Иначе он бы хоть учился, развивался!
Образ и характеристика Митрофанушки с цитатами и примерами из текста
Митрофан Простаков — герой пьесы Д.И. Фонвизин «Недоросль», юноша, единственный сын дворян Простаковых. В 19 веке несовершеннолетними называли юношей из знатных родов, которые по своей лени и невежеству не могли закончить учебу, а вследствие этого поступить на службу и жениться.
Фонвизин в своей пьесе как раз высмеивает таких молодых людей, воплощая их черты в образе одного из главных героев пьесы — сына Простаковых Митрофана.
Отец и мать очень любят своего единственного сына и не замечают его недостатков, более того, они переживают за своего сына и заботятся о нем, как о маленьком ребенке, оберегают его от всех напастей, боятся, что от работы мог заморачиваться: «…пока Митрофанушка еще в подлеске, потите его и балуйте; а там, через десяток лет, как вступит, не дай бог, в службу, все вытерпит…».
Митрофанушка не прочь вкусно пообедать: «… А я, дядя, совсем почти не обедал […] Три куска солонины, а подов, не помню, пять , не помню…» «…Да, видишь ли, брат, ты сытно поужинал…» «…Квас изволил целый кувшин съесть…».
Митрофан очень грубый и жестокий юноша: истязает крепостных, издевается над учителями, не гнушается поднять руку даже на отца. В этом вина матери, которая взяла хозяйство в свои руки и ни во что не ставит мужа. Ее не любят ни крестьяне, ни родственники, потому что она всех ругает и бьет без причины.
Воспитанием и образованием Митрофанушки занимается также госпожа Простакова, но она мало вмешивается в эти процессы. Поэтому юноша жесток и груб, но постоять за себя не может, а прячется за мамину юбку. С учебой тоже не лучше. Мало того, что Митрофан глуп и ленив, он ничем не интересуется, не любопытен и очень скучает на уроках. Кроме того, бесполезны его учителя — бывший дьякон Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и бывший кучер Вральман люди невежественные и малообразованные: «…Ну, что может получить от Митрофанушки для отечества, для которого невежественные родители также платить деньги невеждам — учителям?..» Кроме того, Вральман — учитель французского языка, хотя сам он немец, но французского не знает, но успевает научить мальчика.
Образ Митрофана отражал тип представителя молодого поколения того времени: ленивый, невежественный, грубый; он не стремится расти духовно, умственно и культурно, у него нет никаких идеалов и стремлений.
Вариант 3
Денис Иванович Фонвизин — великий русский писатель. В своем произведении «Недоросль» он показал читателям обобщенный образ молодого дворянского поколения XIX века на примере главного героя Митрофана. Имя Митрофан в переводе с греческого означает «похожий на мать». Герой воспитывается в семье, в которой отношения строятся на лжи, лести и грубости. Мать воспитывала сына незадачливым, необразованным человеком. Целей и стремлений в жизни у Митрофана нет, они слишком малы и ничтожны. Он избалован, грубо обращается не только со слугами, но и с родителями. Фонвизин не придумал этот образ. На самом деле в то время в дворянских кругах часто встречались недоростки вроде Митрофана, которые плохо учились, ничего не делали, так доживали свои дни.
У Митрофана были домашние учителя, которые в принципе не давали ему никаких знаний. Но желание учиться у героя напрочь отсутствует. Он глуп, наивен, его речь не развита и груба. Этот человек не приспособлен к окружающей жизни, он ничего не может делать без матери и без прислуги. Его основные занятия в течение дня — еда, отдых и погоня за голубями. Что сделало Митрофана именно таким? Конечно же, это система воспитания, которая досталась Простаковой, матери героя. Она слишком потакала его капризам, поощряла все его ошибки, и таким образом, в конце концов, это было результатом воспитания. Это слепая любовь матери к своему ребенку.
Воспитываясь в таких условиях, Митрофан привык иметь право голоса в семье, хамить окружающим. Такому человеку, как Митрофан, будет очень тяжело в жизни, если он останется наедине со своими проблемами. По окончании произведения Простакова лишается имения, а вместе с ним и собственного сына. Это плод ее воспитания. Этот результат комедии показывает уровень этой системы воспитания и образования.
На примере образа Митрофана Фонвизин показал одну из главных проблем семейного воспитания. Эта проблема актуальна и сегодня. В современном обществе тоже есть такие избалованные дети, которые растут в таких условиях. Каждый должен подумать о том, как искоренить такие недоростки, которые тянут наше общество назад. Я думаю, что такие люди, как Митрофан, не знают, что такое настоящая жизнь, и не понимают, в чем ее смысл, по своему невежеству. Мне жаль этих детей и их родителей. Надеюсь, что все родители, прочитав эту комедию, поймут свои ошибки и смогут воспитать достойного гражданина своей страны.
Очерк 4
Пьеса «Подлесок» написана Фонвизиным в 1781 году. Через год она была поставлена на сцене. Спектакль произвел фурор. Но произведение вызвало недовольство Екатерины II и Денису Ивановичу запретили публиковать его произведения, а театр, на сцене которого состоялась премьера, закрыли.
В восемнадцатом веке несовершеннолетними называли дворянских детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста. Считалось, что они еще не «доросли» до самостоятельной, взрослой жизни.
Таким недоростком был один из главных героев комедии Митрофанушка. В наше время это имя стало нарицательным, синонимом глупой и ленивой неженки.
Митрофану почти 16 лет. И ему пора служить в армии. Но мать, госпожа Простакова, слепо любит своего сына и не готова отпустить его от себя ни за что на свете. Она балует, потакает ему во всем. Потакает ему в праздности. Такое воспитание привело к тому, что мальчик вырос и превратился в грубого, ленивого невежественного подростка.
Митрофанушке наняли учителей, но ничему его не научили, потому что он не хотел учиться: «Не хочу учиться — хочу жениться». Однако мать на занятиях не настаивает: «Иди резвись, Митрофанушка». Однако такие учителя вряд ли научат ребенка уму. оказался кучером.
Сын Простаковых никого не любит и не уважает. Он относится к отцу с пренебрежением. Это очень хорошо показано в сцене, где неженка жалеет родительницу, потому что она «….так устала бить отца». Митрофан грубит слугам и огрызается. Он называет свою няню или мать «старым ублюдком». Он издевается над учителями и крепостными. Наш герой и его родная мать ни во что не вкладывают. Никакие заботы не трогают его сердце. Он беззастенчиво пользуется слепой любовью Простаковой. И даже шантажирует ее: «Здесь близко к реке. Я нырну и запомню твое имя». А на вопрос, что плохого было во сне ночью, отвечает: «Да то ты, то мать, то отец».
Ко всем перечисленным плохим качествам Митрофана можно добавить трусость и низкопоклонство перед сильным противником. Он смиренно просит пощады, когда попытка насильно увести Софью под венец терпит неудачу, и по приказу Стародум смиренно соглашается идти служить.
Таким образом, в Митрафанушке Фонвизин воплотил все недостатки и пороки, присущие дворянству того времени. Это невежество и глупость, жадность и лень. В то же время манеры тирана и раболепие. Этот образ не придуман автором, а взят из жизни. История знает немало примеров низкорослых, безграмотных, бездушных, пользующихся своей властью, ведущих праздный образ жизни.
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Дориана Грея из романа Оскара Уайльда
Главный герой произведения – молодой парень по имени Дориан. Внешне он был похож на ангела, имел миловидное лицо, был просто красив. У Дорин голубые глаза и бледное лицо.
- Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака очерк
В книге «Сотников» два главных героя, Сотников и Рыбак. У них много общего, они оба отважные и отважные воины, оба на фронте с первых дней войны
- Сочинение Пословица недаром говорит рассуждение
Пословицы концентрируют народную мудрость — наблюдения жизни. они короткие, точные, запоминающиеся. И в этой самой пословице сказано как раз о пользе пословиц, что они не даром сказаны.
- Композиция Выдающаяся личность Юрий Гагарин
Среди известных и выдающихся людей 20 века Юрий Гагарин, первый в мире человек, совершивший полет в космос, занимает особое место. С его биографией знаком каждый человек на территории постсоветского пространства.
Начнем с того, что многие любят произносить такую фразу, как: Талантливый человек талантлив во всем. На данном этапе развития с этими мнениями можно не согласиться.
Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина — комедия о незрелом Митрофанушке (от греческого «похожий на мать»), о пороках его воспитания, превращающих юношу в избалованное и глупое существо. Раньше в этом слове не было ничего дурного, и только со временем оно стало нарицательным. В те времена несовершеннолетними называли подростков, не достигших пятнадцатилетнего возраста, необходимого для поступления на службу.
Указ о вольности дворянства, подписанный Петром I, давал дворянам право выбора: служить или не служить. Но так или иначе обучение стало обязательным. Госпожа Простакова пытается следовать закону, но хочет оставить сына «при себе» еще лет десять: «Пока Митрофан еще несовершеннолетний, пока он должен быть женат; а там лет через десяток, когда поступит, не дай бог, на службу, все терпеть.
Будучи единственным сыном помещиков Простаковых, Митрофан Терентьевич живет с родителями с шестнадцати лет, не зная забот. Властная мать решает за него все: на ком жениться, кому поцеловать руку.
Характеристика героя( Комедийная иллюстрация. Художница Т.Н. Кастерина, 1981 )
Наш главный герой избалованный неженка, который ведет себя как ему вздумается. Однако безраздельная любовь матери превратила его не только в эгоиста, но и в искусного манипулятора. Он совершенно не признает своего отца и ни во что его не ставит, потому что не потакает его прихотям. Митрофан не любит своего дядю и всячески хамит.
Простаков на протяжении всего спектакля наслаждается домашним уютом и праздностью, вместо того чтобы служить. Ничего его не волнует, ну кроме вкусной и обильной еды и веселья.
У Митрофанушки нет ни жизненных целей, ни высоких устремлений. Нет у него и желания учиться, которому он «отдал» целых четыре года, но так и не смог научиться ни чтению, ни письму, ни арифметике. Оно и понятно, ведь Простаков никогда не жил своим умом, а заботливая мать не хотела «мучить ребенка учебой», нанимая учителей только потому, что так было принято в дворянских семьях.
Любопытно, что Митрофану свойственна и некоторая самокритичность: он осознает, что он ленив и глуп. Однако этот факт его ничуть не расстраивает.
Жестокость по отношению к своим учителям и слугам была для него нормой, ведь он был самовлюбленным и высокомерным, как и госпожа Простакова, которая тоже не считалась ни с чьим мнением, кроме своего. Няня юноши, Еремеевна, много страдала от него. Митрофан постоянно жаловался матери на бедную женщину, и ей перестали платить жалованье.
Весь сюжет строится вокруг плана внезапной женитьбы Митрофанушки на бедной сироте Софье, которая (внезапно!) оказывается богатой наследницей. Следуя наставлениям матери, герой в конце концов предает ее: «Да избавься ты, мать, как ты себя навязала».
Образ героя в произведенииДля своих близких Митрофан Простаков еще маленький ребенок — даже в его присутствии о нем так говорят, называя то ребенком, то ребенком — и Митрофанушка беззастенчиво пользуется этим на протяжении всей комедии.
Через образ Митрофана, одного из главных отрицательных персонажей, автор показывает деградацию дворянства того времени. Невежество и грубость, глупость и апатия – это лишь вершина айсберга проблем неправильного воспитания и вседозволенности.
Мамин миньон, жизнь которого отягощена сословными пороками, вызывает смех сквозь слезы: «Хоть ему и 16 лет, но он уже достиг последней степени своего совершенства и далеко не уйдет». Он раб своей матери, он ее собственный тиран. Его сердце не знает любви, жалости и сострадания.
Благодаря образу, созданному Фонвизиным, словом «недоросль» в наше время называют невежественных и глупых людей.
Один из главных героев комедии «Недоросль» Фонвизина — Простаков Митрофан Терентьевич, благородный сын Простаковых.
Имя Митрофан означает «подобный», похожий на мать. Может быть, этим именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын является отражением самой Простаковой.
Митрофанушке было шестнадцать лет, но мать не хотела расставаться с ребенком и хотела сохранить его до двадцати шести лет, не отпуская его на работу.
Сама госпожа Простакова была глупой, наглой, невежливой, а потому ни к чьему мнению не прислушивалась.
«Пока Митрофан еще в подлеске, пока женится; а там лет через десять, когда поступит, не дай бог, на службу, все терпеть.
У самого Митрофанушки нет цели в жизни, он только любил покушать, возиться и гонять голубей: «Сейчас я сбегаю в голубятню, так может быть и…» На что мать ответила: «Иди, резвись, Митрофанушка».
Митрофан не хотел учиться, мать нанимала ему учителей только потому, что это было необходимо в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын выучил ум — ум. Как он сказал матери: «Послушай, мама. Я развлекаю тебя. Я выучу; просто убедитесь, что это последний. Пришел час моей воли. Я не хочу учиться, я хочу замуж» И госпожа Простакова всегда ему вторила: «Мне очень приятно, что Митрофанушка не любит шагать вперед, Умом пусть далеко заметает, и не дай Бог ! Только ты мучаешься, и всё, я вижу, пустота. Не изучайте эту дурацкую науку!»
Худшие качества характера, самые отсталые взгляды на науку свойственны таким молодым дворянам, как Митрофан. Он также необычайно ленив.
Сама госпожа Простакова души не чаяла в Митрофанушке. Фонвизин понимал неразумность ее слепой, животной любви к своему отпрыску, Митрофану, любви, которая, в сущности, губит сына. Митрофан наелся до колик в животе, и мать уговаривала его есть побольше. Няня сказала: «Он уже пять булочек съел, мама». На что Простакова ответила: «Так тебе и шестого жалко, скотина». В этих словах проявляется забота о сыне. Она пыталась обеспечить ему беззаботное будущее, решила женить его на богатой жене. Если кто-то обидит ее сына, она тут же встает на защиту. Митрофанушка был одним из ее утешений.
Митрофан пренебрежительно отнесся к матери: «Да! Ты только посмотри, какое задание от дяди: а там от его кулаков и за часовой книжкой «Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, милый!» «Вит здесь и река близко. Я нырну и запомню твое имя. «Мертв! Бог с тобою умер!»: эти слова доказывают, что он совсем не любит и совсем не жалеет родную мать, Митрофан ее не уважает и играет на ее чувствах. И когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Ты у меня один остался, мой сердечный друг, Митрофанушка! «. А в ответ слышит бессердечное: «Да избавься от тебя, матушка, как ты себя навязала». «Всю ночь такая дрянь в глаза лезла». «Что за дрянь Митрофанушка?». «Да то ты, то мать, то отец».
Простаков боялся жены и в ее присутствии говорил о сыне так: «По крайней мере, я люблю его как родителя, это умный ребенок, то есть разумный, забавный, затейник; иногда я радуюсь ему, я уж не верю, что он мой сын, — и прибавил, глядя на жену: — В твоих глазах мои ничего не видят.
Тарас Скотинин, глядя на все происходящее, повторял: «Ну, Митрофанушка, я вижу, ты мамин сын, а не отец!» А Митрофан обратился к дяде: «Что ты, дядя, беленой объелся? Уходи, дядя, убирайся».
Митрофан всегда грубил матери и огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала за воспитание несовершеннолетнего ни гроша, но старалась его учить хорошему, защищала от дяди: «Умру на месте, но ребенка не отдам. Сунся-с, покажитесь, пожалуйста. Я эти шипы выцарапаю». Я попыталась сделать из него порядочного человека: «Да хоть немного научите». «Ну, скажи еще слово, сволочь старая! Я их прикончу; я опять маме пожалуюсь, так она и соизволит дать тебе задание вчерашним путем. Из всех учителей только немец Адам Адамыч Вральман хвалил Митрофанушку, да и то из-за того, что Простаков не сердился на него и не ругал. Остальные учителя откровенно ругали его. Например, Цыфиркин: «Ваше дворянство всегда праздный труд, извольте». А Митрофан рявкнул: «Ну! Давай на борт, гарнизонная крыса! Верни свои задницы».