Детство толстой краткое содержание и главные герои: Толстой «Детство» краткое содержание по главам – читать пересказ повести онлайн

Содержание

отзыв, содержание и главные герои повести :: SYL.ru

Повесть «Детство» была впервые опубликована в «Современнике» и сразу принесла известность Толстому и признание его таланта. Замечательное умение видеть человеческую душу рассмотрели в начинающем авторе известные в то время писатели Тургенев, Чернышевский, Некрасов. Льву Николаевичу было тогда двадцать четыре года. Он был офицером русской армии.

В чем «сила писателя» Толстого?

Находясь на Кавказе, Толстой намеревался написать произведение «Четыре эпохи развития» о становлении личности человека. Задуманное произведение должно было рассказать о четырех важных вехах жизни – детстве, отрочестве, юности, молодости. Но впоследствии интересный замысел сложился в трилогию.

Первая часть ее, «Детство», стала первым произведением Льва Николаевича. Рукопись он отправил в известный тогда журнал «Современник», не надеясь, что повесть напечатают. Даже выслал в редакцию денег на ее обратную пересылку. Чернышевский, давая отзыв о «Детстве» Толстого, уже тогда определил две важные особенности его творчества, ставшими впоследствии «визитными карточками» великого русского мыслителя.

Одна из особенностей — Толстой не ограничился «изображением результатов психического процесса», его волнует и сам процесс, — «едва уловимые явления внутренней жизни». Есть и другая «сила в его таланте — чистота нравственного чувства». Именно это придает творчеству Толстого «особенную – трогательную и грациозную – очаровательность», — подчеркнул Чернышевский в своем отзыве.

В «Детстве» Толстой описывает во всех подробностях, как расцветает жизнь в маленьком человечке, как откликаются в его сердце каждодневные события. Человек, только вошедший в этот мир, с любопытством и восхищением вглядывается во все, что его окружает, и его пытливый ум развивается под действием звуков внешнего мира.

Кто главные герои повести?

Жизнь Николеньки Иртеньева, главного героя повести, мальчика доброго и нежного, с отзывчивым сердцем и пытливым умом, окружена атмосферой благополучия. Первые дни его детства проходят в дворянской усадьбе. Особое место в его жизни занимает мать, которая была для него источником всего самого прекрасного. Он любит своего отца, но это чувство отличается от нежности, которую он испытывает к матери. Отец для Николеньки, несмотря на множество недостатков, является несомненным авторитетом. Мальчик гордится отцом и считает его рыцарем.

В повести Л. Н. Толстого «Детство», первые воспоминания ребенка связаны с учителем Карлом Иванычем и ключницей Натальей Савишной. Своего наставника Николенька очень любит, хотя иногда и сердится на него. Ребенок видит доброе сердце старика-учителя и чувствует его огромную привязанность к воспитаннику. Для него Карл Иваныч — человек со спокойной душой и чистой совестью. Николенька вовсе не идеальный: он часто злится и бранит своего учителя или няньку, много думает о себе и не хочет учиться. Но Карл Иванович проявляет терпение и сдержанность к своему воспитаннику.

О чем «Детство» Толстого?

В содержании произведения нет последовательного описания жизни героев. Скорее, это повествование о нескольких значительных эпизодах. В «Детстве» можно выделить три важных момента из жизни Николеньки.

Первые впечатления о родном доме, близкие и любимые лица, живущие рядом люди. Второй важный момент в жизни мальчика – это разлука с родным домом, переезд в Москву, знакомство с новыми людьми. Третий, самый горький, момент жизни главного героя повести Л. Н. Толстого «Детство», — письмо из деревни, смерть матери, неподдельное горе ребенка.

Семья Иртеньевых

Мальчику исполнилось два дня назад десять лет. Николенька просыпается от того, что Карл Иваныч ударил по мухе хлопушкой. Мальчика это очень рассердило. Он идет умываться и холодно и отчужденно анализирует поведение своего учителя. Даже его халат, и шапочка с кисточкой кажутся Николеньке противными. В обязанности учителя входит не только образование детей, но и их воспитание. Но ему это не в тягость, поскольку своей семьи него нет. И при всей строгости и требовательности, он очень любит детей. Вместе с братом Володей и Карлом Иванычем они идут здороваться с родителями.

В столовой ожидает мать, целует Николеньку и интересуется его самочувствием. После разговора с маменькой дети заходят в кабинет к отцу. Глядя на папеньку, отдающего распоряжения, и мать, разливающую чай, Николенька любуется ими и чувствует, как сильно любит их. Отец сообщает сыновьям, что уезжает в Москву и берет их с собой, чтобы они продолжили образование. Николенька очень проницателен и понимает, что добродушный старик-учитель будет за ненадобностью уволен. Ему искренне жаль Карла Иваныча. Это известие накладывает отпечаток на остаток дня мальчика.

Маменька всегда привечает странников и богомольцев. В обед, за отдельным столом подали еду юродивому Грише. Отцу Николеньки маменькина затея совсем не нравится, но он молчит. Отобедав, все мужчины семейства отправляются на охоту, после которой ребята на поляне резвятся. Николенька лобызает Катеньку, миленькую девочку гувернантки Мими, в плечико. Мальчик неравнодушен к ней уже давно, а старший брат насмехается над ним. Вечером семья собирается в гостиной, где маменька музицирует, а дети заняты рисованием. Учитель идет в кабинет к отцу и говорит, насколько сильно привязался к детям, что согласен их обучать бесплатно. Отец Николеньки – человек понимающий, он принимает решение взять старого учителя с собой в Москву.

Перед отъездом Николенька, главный герой «Детства» Толстого, вспоминает о Наталье Савишне. Пришла она еще работать к деду, который не дал ей благословения на замужество, а сослал на скотный двор. Не озлобилась няня, не надломилась, а перенесла всю свою нерастраченную любовь на хозяйскую дочку, маменьку Николеньки.

Разлука с родным домом

Наступает утро, и мужчины семьи Иртеньевых собираются ехать в Москву. Николеньке очень грустно. Мальчик нежно расстается с маменькой и сестрицей, искренне прощается с дворней. Ребенок не сдерживает эмоций при расставании и плачет. Всю дорогу он предается детским воспоминаниям. В Москве братья живут в доме бабушки. Вместе с ними живет и их наставник Карл Иваныч. Ко дню рождения бабушки Николенька слагает стихи, от которых она в восторге. Поздравить ее приехала и княгиня Корнакова, которая говорит, что мальчик некрасив. Николенька глубоко переживает эти слова.

В разговоре с Иван Ивановичем бабушка обмолвилась, что отец Николеньки играет в карты и развлекается с женщинами. Мальчик нечаянно стал свидетелем этого нелестного отзыва. В «Детстве» Толстого видно, как в душе ребенка борются противоречивые чувства. В числе гостей и родители Сережи Ивина, с которым Николенька сразу сходится. Видит он среди гостей и Соню, и старается ей понравиться. Николенька танцует, но все замечают его неуклюжесть. Отец от этого раздражается, а ребенок очень хочет прижаться к матери. Но маменька далеко.

После праздничного ужина танцы продолжились. Николенька танцует с Соней, и безмерно счастлив. Мальчик взволнован событиями этого дня и не может заснуть. Он делится переживаниями со своим братом Володей. Но тот его не понимает и не разделяет чувств Николеньки.

Письмо от маменьки

Так прошло полгода. Пришло письмо от матушки. Отец говорит детям, чтобы немедля собирались в деревню, но причину спешного отъезда не называет. Иртеньевы приезжают в деревню, и видят, что мать очень плоха и несколько дней не встает с постели. Вечером того же дня она умирает.

На похоронах Николенька подошел проститься с матерью. Мальчик видит, насколько сильно изменились черты родного лица, и с криком выбегает из комнаты. Через три дня они возвращаются в Москву. Наталья Савишна не оставляет опустевший дом и остается в деревне. От тоски она вскоре умирает, и няню хоронят недалеко от маменьки.

В чем особенность повести?

С большой теплотой рассказывается в повести о няне. В своих отзывах о «Детстве» Толстого, как читатели, так и литературные критики, считают, что самые проникновенные строки посвящены Наталье Савишне. Ее бескорыстная любовь к людям делает их добрее и человечнее. Эта редкостная женщина согревала своей любовью весь дом.

Ребенок чувствует фальшь и обман в чувствах, съехавшихся на похороны матери, соседей. В этих обстоятельствах, когда обнаруживаются горькие истины, мальчик видит искренность крепостных. Просто, безмолвно и полно они разделяют горе детей, потерявших свою мать.

Трагедия, произошедшая в жизни Николеньки, как бы подводит черту под беззаботным детством. Отношение и чувства ребенка, меняющиеся по мере того, как он познает большой мир взрослых людей, настолько точно и подробно описаны автором, что многие были уверены, — это детство Л. Н. Толстого.

Опубликованная в «Современнике» повесть носила название «История моего детства». Автор был очень этим опечален, так как он стремился к обобщенности в раскрытии самой «благоуханной поры жизни» – поры детства. Об этом он и написал Некрасову, как редактору «Современника», отстаивая типичность созданного им образа.

отзыв, содержание и главные герои повести :: SYL.ru


В чем «сила писателя» Толстого?

Находясь на Кавказе, Толстой намеревался написать произведение «Четыре эпохи развития» о становлении личности человека. Задуманное произведение должно было рассказать о четырех важных вехах жизни – детстве, отрочестве, юности, молодости. Но впоследствии интересный замысел сложился в трилогию.

Первая часть ее, «Детство», стала первым произведением Льва Николаевича. Рукопись он отправил в известный тогда журнал «Современник», не надеясь, что повесть напечатают. Даже выслал в редакцию денег на ее обратную пересылку. Чернышевский, давая отзыв о «Детстве» Толстого, уже тогда определил две важные особенности его творчества, ставшими впоследствии «визитными карточками» великого русского мыслителя.

Одна из особенностей — Толстой не ограничился «изображением результатов психического процесса», его волнует и сам процесс, — «едва уловимые явления внутренней жизни». Есть и другая «сила в его таланте — чистота нравственного чувства». Именно это придает творчеству Толстого «особенную – трогательную и грациозную – очаровательность», — подчеркнул Чернышевский в своем отзыве.

В «Детстве» Толстой описывает во всех подробностях, как расцветает жизнь в маленьком человечке, как откликаются в его сердце каждодневные события. Человек, только вошедший в этот мир, с любопытством и восхищением вглядывается во все, что его окружает, и его пытливый ум развивается под действием звуков внешнего мира.

Рецензии на книгу Детство

#ТиП1_1курс

Страшно сказать, но с весны настолько сильно не погружалась в книгу, и то были Мемуары фрейлины императрицы, а нечто общее в книгах безусловно есть. На этот раз к чтению и параллельному прослушиванию аудиокниги добавился ещё и прекрасный аудиоспектакль. Никогда бы не подумала, что книга, от которой со школьных времён остались клочковатые ассоциации, сейчас придётся так впору. Ведь помнились лишь знаменитый пассаж о детстве, которые учителя заставляли учить наизусть, и не менее отстранённое высказывание о соотношении улыбки и красоты – что благообразным может считаться лишь то лицо, которое улыбка красит, а не портит. А вот с сюжетом пришлось знакомиться почти заново.

Лев Николаевич создал удивительный образчик взросления. В этом смысле показательно, что на более серьёзную пору юности приходится практически объём двух первых частей – этот возраст показательнее и важнее для анализа формирования личности. Поэтому мы и не узнаём, каким Николенька вырос взрослым Николаем – это была бы уже не повесть, а роман похлеще Война и мир . Так много надо было бы записать, чтобы выдержать подробный стиль, с которым была создана трилогия.

Ничто так не взрослит, как потери. Первая повесть как начинается подготовкой к расставанию с дядькой, без которого уже не мыслили жизни господские дети и на смену коего по статусу положен был прийти гувернёр, так и заканчивается настоящей трагедией, когда они лишаются куда более значимого человека. После такого уже никто не остаётся ребёнком, а становится как минимум отроком. Но о втором этапе позже, пока о детстве. Особенно радует в классике то, что с годами она становится ещё и историческим памятником – как много можно познать быта начала XIX в. из этой трилогии. И особая скрупулёзность изложения, акцент на домашнем этому только способствуют. Мы узнаём, как дети играли, о чём говорили между собой и со старшими – как родственниками, так и прислугой. Но эта история рассказана от первого лица, поэтому больше всего в ней рефлексии, пусть и детской, разговора с самим собой. Удивительно, но уже с первой части Николенька всё тревожится о своём «уродстве», о недостаточно тонких и аристократичных чертах лица, в десятилетнем возрасте уже задумывается о дальнейших отношениях. Есть в этом что-то передавшееся по генетической линии, ведь и отец его тот ещё любитель дам, и уже по детским мыслям Николеньки можно заметить семейный сценарий, который стремится повториться. Хотя так да не так, ведь уверенности в себе у него явно меньше, оттого перемены будут, пусть и от сходств с отцом никуда не убежишь. Но тем интереснее и полезнее наблюдать за бушующими в его груди чувствами, которые в силу воспитания не так часто могут вырваться наружу. На то нам и даны все его мысли. Именно Николенька становится в этой трилогии однозначно понятным персонажем, а его родной брат – уже поменьше.

Кто главные герои повести?

Жизнь Николеньки Иртеньева, главного героя повести, мальчика доброго и нежного, с отзывчивым сердцем и пытливым умом, окружена атмосферой благополучия. Первые дни его детства проходят в дворянской усадьбе. Особое место в его жизни занимает мать, которая была для него источником всего самого прекрасного. Он любит своего отца, но это чувство отличается от нежности, которую он испытывает к матери. Отец для Николеньки, несмотря на множество недостатков, является несомненным авторитетом. Мальчик гордится отцом и считает его рыцарем.

В повести Л. Н. Толстого «Детство», первые воспоминания ребенка связаны с учителем Карлом Иванычем и ключницей Натальей Савишной. Своего наставника Николенька очень любит, хотя иногда и сердится на него. Ребенок видит доброе сердце старика-учителя и чувствует его огромную привязанность к воспитаннику. Для него Карл Иваныч — человек со спокойной душой и чистой совестью. Николенька вовсе не идеальный: он часто злится и бранит своего учителя или няньку, много думает о себе и не хочет учиться. Но Карл Иванович проявляет терпение и сдержанность к своему воспитаннику.

Онлайн чтение книги Детство, Отрочество, Юность Комментарии к произведениям

«Отрочество». — Впервые опубликовано в журн. «Современник», 1854, № 9, через два года после «Детства». В этот раз редакция отметила, что оба произведения составляют части большого романа под общим заглавием «Четыре эпохи развития».

Работа над «Отрочеством» шла с большими перерывами, которые объяснялись и постоянными перемещениями молодого офицера, и тем, что за это же время были написаны и опубликованы кавказские рассказы. Обе работы порою совмещались. Так, 30 ноября 1852 года Толстой пишет в своем Дневнике: «Завтра утром примусь за переделку описания войны, а вечером за «Отрочество», которое окончательно решил продолжать. Четыре эпохи жизни составят мой роман до Тифлиса. Я могу писать про него, потому что он далек от меня. И как роман человека умного, чувствительного и заблудившегося он будет поучителен…» (т. 46, с. 150–151). И свое отрочество, и себя в этом возрасте, и весь уклад того времени автор видел издалека, и это не мешало, а помогало ему писать.

В мае 1853 года, перемежаясь с работою над рассказом «Святочная ночь», возобновляется и идет особенно успешно работа над «Отрочеством»: «Бросил рассказ и пишу «Отрочество» с такой же охотой, как писал «Детство» ( там же, с. 161). И дальше до апреля 1854 года упоминания о работе над «Отрочеством» идут рядом с записями в таком роде: «Я слишком недоволен своей бесцельной, беспорядочной жизнью» (8 июля 1853 г. ) ( там же, с. 167).

Получив «Отрочество», Некрасов так писал Толстому 10 июля 1854 года по поводу этой вещи: «Если я скажу, что не могу прибрать выражения, как достаточно похвалить Вашу последнюю вещь, то, кажется, это будет самое верное, что я могу сказать, да и не совсем ловко говорить в письме к Вам больше. Перо, подобно языку, имеет свойство застенчивости — это я понял в сию минуту, потому что никак не умею, хоть и покушаюсь сказать кой-что из всего, что думаю, выберу только, что талант автора «Отрочества» самобытен и симпатичен в высшей степени и что такие вещи, как описание летней дороги и грозы или сидение в каземате и многое, многое, дадут этому рассказу долгую жизнь в нашей литературе. Я напечатаю «Отрочество» в IX или в X кн. «Современника». Не знаю, получаете ли Вы его — но он Вам в Бухарест высылался.

Примите уверение в моем душевном уважении и преданности. Н. Некрасов» ( Н. А. Некрасов. Полн. собр. соч. и писем, т. X, с. 205).

«Юность». — Впервые опубликована в журн. «Современник», 1857, № 1.

12 марта 1855 года, будучи в действующей армии, занимающей позиции на реке Бельбек, незадолго до этого записав о своем проекте «переформирования армии», о замысле «новой религии, соответствующей развитию человечества», о проигрышах в карты, о своем участии в вылазке, Толстой отмечает и свою работу над «Юностью». Эта работа продолжается и в последующие дни. 13 апреля он пишет: «Нынче окончил «Севастополь днем и ночью» и немного написал «Юности» (т. 47, с. 42). А 14 апреля: «Вчера дописал главу «Юности», и очень не дурно. Вообще работа «Юности» уже теперь будет завлекать меня самой прелестью начатой и доведенной почти до половины работы» ( там же, с. 42). И все же он часто упрекает себя в лени. Урывками Толстой работает над «Юностью» и во время поездки в Петербург в конце 1855 года, и в начале 1856 года. Заканчивал в 1856 году в Ясной Поляне, начиная с мая до 24 сентября, когда отметил в Дневнике: «Кончил «Юность», плохо, послал ее» ( там же, с. 92).

Рукопись была послана А. В. Дружинину на отзыв 21 сентября 1856 года. В сопровождающем ее письме говорилось: «Я к вам пришлю рукопись, — вы ее прочтите и строго и откровенно скажите свое мнение, лучше она или хуже «Детства», и почему, и можно ли, переделав, сделать из нее хорошее или бросить ее» (т. 60, с. 86–87). 6 октября 1856 года А. В. Дружинин отвечал обстоятельным и интересным письмом. «Задача Ваша ужасна, — писал Дружинин, — и Вы ее выполнили очень хорошо. Ни один из теперешних писателей не мог бы так схватить и очертать волнующий и бестолковый период юности. Для людей развитых Ваша «Юность» доставит великое наслаждение, и если кто Вам скажет, что эта вещь хуже «Детства» и «Отрочества», тому Вы можете плюнуть в физиогномию». Однако письмо это содержало и достаточно суровую критику: «Некоторые главы сухи и длинны, например, все разговоры с Дмитрием Нехлюдовым…» Отмечает Дружинин и чрезмерную прямолинейность связей внешнего и внутреннего, то, что было характерно для ранних вариантов «Детства», но сказывалось и позднее. «Иногда Вы готовы сказать: «У такого-то ляжки показывали, что он желает путешествовать по Индии». Обуздать эту наклонность Вы должны, но гасить ее не надо ни за что в свете». В этом же письме и ставшее знаменитым место, которое показывает, как современники не понимали аналитической роли усложненного толстовского синтаксиса, который казался просто тяжеловесным и громоздким: «…избегайте длинных периодов. Дробите их на два и на три, не жалейте точек. С частицами речи поступайте без церемонии, слова что, который и это марайте десятками» ( Л. Н. Толстой. Переписка с русскими писателями. М., Гослитиздат, 1962, с. 186). Толстой в Ясной Поляне, а вскоре и в Петербурге еще работал над текстом «Юности», учитывая некоторые советы Дружинина. 3 декабря Толстой записывает, что был у Боткина и «Панаев хвалит «Юность» очень» (т. 47, с. 103). В первой публикации «Юность» значительно пострадала от цензуры.

Именно со времени опубликования «Юности» происходит некоторое охлаждение в отношении Некрасова к Толстому, «…отчего это время не сблизило нас, а как будто развело далее друг от друга?» — писал Некрасов из Рима 31 марта 1857 года ( H. A. Hекрасов. Полн. собр. соч. и писем, т. X, с. 329). И дальше в этом замечательном по искренности письме большое, но неудовлетворенное дружеское чувство. О «Юности» Некрасов Толстому не пишет ни слова. И Чернышевский, так горячо встретивший первые две части, к третьей части трилогии отнесся сдержанно. Несмотря на более острую постановку социальной темы (противопоставление развлекающемуся молодому барину дельных и работящих студентов-бедняков), эта часть Чернышевского не вполне удовлетворила.

«История вчерашнего дня». — Впервые опубликована в 1928 году в первом томе Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого. В марте 1851 года, когда Дневник полон правилами, то есть нравственными требованиями, обращенными к себе самому, укорами в «лени и трусости», «слабости характера», «лени», «привычке спорить», отмечено и намерение «написать нынешний день со всеми впечатлениями и мыслями…» (24 марта 1851 г.) (т. 46, с. 55). Непосредственно к содержанию очерка относится тогда же сделанная запись: «У Волконских был неестествен и рассеян и засиделся до часу» (там же). Волконские — троюродный брат Л. Н. Толстого князь Александр Алексеевич и его жена Луиза Ивановна, рожденная Грузсон. С. А. Толстая считала Луизу Ивановну прототипом «маленькой княгини», жены Андрея Болконского.

«Святочная ночь». — Впервые опубликована в книге: Лев Толстой. «Неизданные художественные произведения». М., 1928, под заглавием «Как гибнет любовь». Написана в 1853 году, в период работы над «Отрочеством», на Кавказе. В Дневнике и в рукописях рассказа сменяются названия: «Бал и бордель», «Как гибнет любовь», «Святочная ночь». Сохранились два варианта, но работа над этим рассказом закончена не была. Дневник обнаруживает связь этого рассказа с упорным желанием отрешиться ото всего дурного и «взойти в старую колею уединения, порядка, добрых и хороших мыслей и занятий» (16 апреля 1853 г.) (т. 46, с. 158).

О чем «Детство» Толстого?

В содержании произведения нет последовательного описания жизни героев. Скорее, это повествование о нескольких значительных эпизодах. В «Детстве» можно выделить три важных момента из жизни Николеньки.

Первые впечатления о родном доме, близкие и любимые лица, живущие рядом люди. Второй важный момент в жизни мальчика – это разлука с родным домом, переезд в Москву, знакомство с новыми людьми. Третий, самый горький, момент жизни главного героя повести Л. Н. Толстого «Детство», — письмо из деревни, смерть матери, неподдельное горе ребенка.

Сочинение: Отзыв о повести «Детство» (Л.Н. Толстой)

(370 слов) Мне понравилась повесть Льва Николаевича Толстого «Детство», потому что она заставляет задуматься о многих важных и нужных для понимания и осознания, а также принятия во внимание вещах: любви к родным и близким людям, об умении наслаждаться детством, этим чудесным моментом в жизни каждого, когда нет забот и тревог, когда все кажется легким и радостным. Мое впечатление от прочтения именно такое — легкое и радостное.

Автор учит нас умению радоваться жизни, но и помнить о быстротечности времени, о том, что детство заканчивается, и начинается взрослая, более серьезная и ответственная пора, когда надо принимать решения, когда ты сам ответственен, а не за тебя несут ответственность, когда необходимо решать вопросы и давать советы. Автор старательно пытается донести до читателя эти мысли, и мое мнение совпадает с его мнением неоднократно на протяжении всего произведения. Детство нужно беречь и охранять от тягостных впечатлений, но из него важно вовремя выйти, чтобы начать свою самостоятельную жизнь. Главный герой книги в детстве был наивным и ведомым, совершил много ошибок и испытал много ложных впечатлений, как и все мы. Но его детство закончилось, и новый Николай, более серьезный и самобытный, будет ждать читателя на страницах «Отрочества» и «Юности».

Мораль повести такова: каждый человек — сам творец своей судьбы, и только он вправе решать, как ею распоряжаться. Николай все время искал образец для подражания, бездумно копировал чужое поведение, поэтому совершал ошибки. Очень важно помнить о последствиях своих действий и поступков, важно обдумывать свои шаги, строить планы и намечать цели, уверенно к ним идти, не останавливаясь на достигнутом, не боясь неудач и провалов, ведь ошибки совершают все. Важно всегда задумываться о будущем, но и наслаждаться настоящим — в чем и состоит главная мысль произведения «Детство».

Чему учит автор? Он учит читателя ценить своих родных и близких, заботиться о них и любить, всегда помогать и не отталкивать. Близкие люди — это надежда и опора, но, к сожалению, они не всегда будут рядом, поэтому так важно оберегать их благополучие, радовать их и наполнять каждый момент их жизни яркими красками. Николай сделал все возможное, чтобы его мама насладилась любовью и лаской детей перед смертью. Он был хорошим сыном, и мы тоже должны быть такими для своих родителей.

Мое отношение к произведению невероятно светлое, Лев Николаевич создал поистине прекрасное творение русской художественной литературы, которое хочется перечитывать снова и снова.

Автор: Анастасия Бискова

Семья Иртеньевых

Мальчику исполнилось два дня назад десять лет. Николенька просыпается от того, что Карл Иваныч ударил по мухе хлопушкой. Мальчика это очень рассердило. Он идет умываться и холодно и отчужденно анализирует поведение своего учителя. Даже его халат, и шапочка с кисточкой кажутся Николеньке противными. В обязанности учителя входит не только образование детей, но и их воспитание. Но ему это не в тягость, поскольку своей семьи него нет. И при всей строгости и требовательности, он очень любит детей. Вместе с братом Володей и Карлом Иванычем они идут здороваться с родителями.

В столовой ожидает мать, целует Николеньку и интересуется его самочувствием. После разговора с маменькой дети заходят в кабинет к отцу. Глядя на папеньку, отдающего распоряжения, и мать, разливающую чай, Николенька любуется ими и чувствует, как сильно любит их. Отец сообщает сыновьям, что уезжает в Москву и берет их с собой, чтобы они продолжили образование. Николенька очень проницателен и понимает, что добродушный старик-учитель будет за ненадобностью уволен. Ему искренне жаль Карла Иваныча. Это известие накладывает отпечаток на остаток дня мальчика.

Маменька всегда привечает странников и богомольцев. В обед, за отдельным столом подали еду юродивому Грише. Отцу Николеньки маменькина затея совсем не нравится, но он молчит. Отобедав, все мужчины семейства отправляются на охоту, после которой ребята на поляне резвятся. Николенька лобызает Катеньку, миленькую девочку гувернантки Мими, в плечико. Мальчик неравнодушен к ней уже давно, а старший брат насмехается над ним. Вечером семья собирается в гостиной, где маменька музицирует, а дети заняты рисованием. Учитель идет в кабинет к отцу и говорит, насколько сильно привязался к детям, что согласен их обучать бесплатно. Отец Николеньки – человек понимающий, он принимает решение взять старого учителя с собой в Москву.

Перед отъездом Николенька, главный герой «Детства» Толстого, вспоминает о Наталье Савишне. Пришла она еще работать к деду, который не дал ей благословения на замужество, а сослал на скотный двор. Не озлобилась няня, не надломилась, а перенесла всю свою нерастраченную любовь на хозяйскую дочку, маменьку Николеньки.

Разлука с родным домом

Наступает утро, и мужчины семьи Иртеньевых собираются ехать в Москву. Николеньке очень грустно. Мальчик нежно расстается с маменькой и сестрицей, искренне прощается с дворней. Ребенок не сдерживает эмоций при расставании и плачет. Всю дорогу он предается детским воспоминаниям. В Москве братья живут в доме бабушки. Вместе с ними живет и их наставник Карл Иваныч. Ко дню рождения бабушки Николенька слагает стихи, от которых она в восторге. Поздравить ее приехала и княгиня Корнакова, которая говорит, что мальчик некрасив. Николенька глубоко переживает эти слова.

В разговоре с Иван Ивановичем бабушка обмолвилась, что отец Николеньки играет в карты и развлекается с женщинами. Мальчик нечаянно стал свидетелем этого нелестного отзыва. В «Детстве» Толстого видно, как в душе ребенка борются противоречивые чувства. В числе гостей и родители Сережи Ивина, с которым Николенька сразу сходится. Видит он среди гостей и Соню, и старается ей понравиться. Николенька танцует, но все замечают его неуклюжесть. Отец от этого раздражается, а ребенок очень хочет прижаться к матери. Но маменька далеко.

После праздничного ужина танцы продолжились. Николенька танцует с Соней, и безмерно счастлив. Мальчик взволнован событиями этого дня и не может заснуть. Он делится переживаниями со своим братом Володей. Но тот его не понимает и не разделяет чувств Николеньки.

Рецензии на книгу «Детство» Лев Толстой

Писать рецензию на книгу Льва Николаевича Толстого? Это просто немыслимо, по-моему. Мне ли посягать на оценку его творчества? Да и нужна ли оценка

такому произведению — 150 с лишним лет спустя его появления в литературе?

Отзыв, будет только отзыв! Да ещё и сумбурный и не по тексту, а около него.

Я решила прочитать эту повесть, потому что сын в 7-м классе и недавно мы были в Литературном музее Толстого на Пречистенке на экскурсии, посвящённой в первую очередь именно «Детству». Вот удивительно, у меня все школьные годы за редким исключением по литературе стояли пятёрки, но что-то в последнее время куда я ни ткнусь — я имею в виду школьную программу, которую мои дети сейчас читают (5-й класс и 7-й) — оказывается, что я толком ничего не читала! Что-то читала, да не помню, а что-то просто не читала. Вот «Детство», например, не читала!

И как только умудрилась мимо пройти? Загадка. То ли программа была другой, то ли учили меня вот так. Я помню, что умудрилась проболеть Шолохова в 11 классе, я помню, что смогла отвертеться и кое-как написать сочинения, не дочитав толком Достоевского. Но «Детство» я вообще в программе не помню…

Что я могу сказать? Вопреки некоторым опасениям мне было очень легко и даже интересно это читать. Этот жанр — детские воспоминания русских классических писателей — до сих пор нагоняет на меня страх и трепет. Подозреваю, что первопричина тому — вот это вот навязывание в школьном возрасте. Обязательное — значит, скучное, нудное, «с моралью»… Ох, сколько прекрасных книг загублены этой обязательностью!

Так вот мне было интересно и легко. Мне — 36-летней тётеньке, которая в последнее время много размышляет о собственном детстве. Лев Николаич, кстати, написал эту повесть значительно раньше — ему было всего 24 года, когда его потянуло на эти детские воспоминания. Впрочем, в 24 я уже тоже чувствовала подобную ностальгию, а 150 лет назад люди взрослели быстрее. Так что наши психологически возрасты более-менее совпадают, мне кажется.

Но как же всё-таки странно, наверное, читать эту повесть в 13 лет, особенно мальчишкам! Я смотрю на сына, я смотрю на его одноклассников — и если среди них найдётся хоть кто-нибудь, кого действительно искренне тронут рассуждения Николеньки, это было бы чудом. Но это так маловероятно! Как изменились люди, как изменились подростки. Все эти метания Николеньки, вся эта сентиментальность, чувствительность, религиозно-благоговейный экстаз — разве это сравнится с чувствами нынешних подростков? Разве им это будет понятно, разве они оценят это?

Да и потом кто вообще и когда решил, что если повесть великого русского писателя озаглавлена «Детство», то она предназначена для детей, пардон, для юношей? Это писал взрослый человек и даже лирический герой там очевидно взрослый. В тексте очень чётко указано, что он написан как воспоминания, это пишет взрослый человек, вспоминая самые яркие картины своего детства. И даже не детства — это воспоминания о родных и близких: о матери, о бабушке, о Наталье Савишне. Нет даже попытки составить полную картину детства — выбраны лишь несколько эпизодов. Это взрослый текст! Он хорош именно для взрослых людей, которые тоже задумываются о подобных вещах.

Я не говорю, что юношам вовсе не стоит это читать. Это прекрасная русская литература, великий текст — по-настоящему великий. Но одно дело читать — и молча про себя думать, и совсем другое — препарировать этот текст на части, рассуждать о характерах и прочее.

Если бы ещё — если уж хочется рассматривать подобные вещи под микроскопом! — ребятам давали возможность посмотреть на повесть глазами нынешних подростков, увидеть в ней некие исторические детали, присмотреться, какой была жизнь тогда и какая она сейчас… Если бы хотя бы пытались приблизить тот опыт к их собственному опыту!

Особенно тронули меня последние главы — о болезни и смерти матери, о переживаниях после её похорон. Удивительно тонкие наблюдения всё-таки о том, как переживается горе, какие чувства могут испытывать подростки в таких ситуациях! Я и себя узнаю в этом — хотя мне уже в три раза больше, чем герою Николеньке. Стоит ли этого стыдиться? Вряд ли. Но осознавать очень полезно.

Письмо от маменьки

Так прошло полгода. Пришло письмо от матушки. Отец говорит детям, чтобы немедля собирались в деревню, но причину спешного отъезда не называет. Иртеньевы приезжают в деревню, и видят, что мать очень плоха и несколько дней не встает с постели. Вечером того же дня она умирает.

На похоронах Николенька подошел проститься с матерью. Мальчик видит, насколько сильно изменились черты родного лица, и с криком выбегает из комнаты. Через три дня они возвращаются в Москву. Наталья Савишна не оставляет опустевший дом и остается в деревне. От тоски она вскоре умирает, и няню хоронят недалеко от маменьки.

В чем особенность повести?

С большой теплотой рассказывается в повести о няне. В своих отзывах о «Детстве» Толстого, как читатели, так и литературные критики, считают, что самые проникновенные строки посвящены Наталье Савишне. Ее бескорыстная любовь к людям делает их добрее и человечнее. Эта редкостная женщина согревала своей любовью весь дом.

Ребенок чувствует фальшь и обман в чувствах, съехавшихся на похороны матери, соседей. В этих обстоятельствах, когда обнаруживаются горькие истины, мальчик видит искренность крепостных. Просто, безмолвно и полно они разделяют горе детей, потерявших свою мать.

Трагедия, произошедшая в жизни Николеньки, как бы подводит черту под беззаботным детством. Отношение и чувства ребенка, меняющиеся по мере того, как он познает большой мир взрослых людей, настолько точно и подробно описаны автором, что многие были уверены, — это детство Л. Н. Толстого.

Опубликованная в «Современнике» повесть носила название «История моего детства». Автор был очень этим опечален, так как он стремился к обобщенности в раскрытии самой «благоуханной поры жизни» – поры детства. Об этом он и написал Некрасову, как редактору «Современника», отстаивая типичность созданного им образа.

Краткое изложение детства | GradeSaver

Лучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.

Эти заметки были предоставлены членами сообщества GradeSaver. Мы благодарны за их вклад и призываем вас внести свой собственный вклад.

Автор Джулия Вольф

Десятилетний Николенька рассказывает о лучшем времени своей жизни – детстве.

История начинается с представления его наставника Карла Иваныча, учителя немецкого языка. Старый и местами смешной Карл Иваныч изображен с любовью и признательностью, а юный Николенька вспоминает о нем с благодарностью и признательностью. Когда отец Николеньки говорит, что они переезжают в Москву, Карл Иваныч глубоко опечален известием, так как для него это означает, что его услуги больше не требуются, но отец решает взять с собой в Москву старого репетитора, который приносит старый много радости.

Самая большая любовь и самые искренние чувства главного героя адресованы его матери. На протяжении всей повести прослеживается ангелоподобный образ матери Николеньки. Она была добродушным, искренним и любящим человеком.

Отец Николеньки не такой человек, как его жена, и, по заключению рассказчика, не был ей до конца верен, так как часто погружался в азартные игры и вел развратную жизнь. В Москве Николенька подслушал разговор бабушки и некоторых их родственников о том, какой несчастной и бедной должна была быть все эти годы мать Николеньки, но она, вероятно, только не подозревает обо всех делах своего мужа; поэтому не проявляет никакого волнения. Но позже, из ее последнего письма отцу Николеньки, становится очевидным, что она знала все об азартных играх мужа, и выказывала глубокое сожаление — не в факте его проигрышей или выигрышей, а в его пристрастии к такому греху.

Жизнь в Москве не приносит Николеньке особого удовольствия, так как он постоянно скучает по маме. Но его настроение поднимается, когда начинается время балов. В один из таких вечеров он влюбился в красавицу Сонечку. Допоздна лежа в своей постели, Николенька мечтает о том, как он проведет всю жизнь с Сонечкой.

Через полгода в Москве они получают письмо из села, в котором сообщается, что мать очень больна и надежды нет. В тот день, когда они приезжают в деревню, у Николеньки умирает мать. Печаль и горе поселяются в их доме. Через несколько дней после похорон вся семья переезжает в Москву.

Со смертью матери счастливые дни детства Николеньки закончились, и началось его отрочество.

Обновите этот раздел!

Вы можете помочь нам, пересматривая, улучшая и обновляя эта секция.

Обновите этот раздел

После того, как вы подадите заявку на раздел, у вас будет

24 часа , чтобы отправить черновик. Редактор рассмотрит отправку и либо опубликует ее, либо предоставит отзыв.

Как цитировать https://www.gradesaver.com/childhood/study-guide/summary в формате MLA
Вольф, Юлия. «Сводка детства». GradeSaver, 27 сентября 2019 г. Интернет. Цитировать эту страницу
Детские вопросы и ответы

Раздел «Вопросы и ответы» для «Детства» — отличный ресурс, чтобы задавать вопросы, находить ответы и обсуждать роман.

Задайте свой вопрос

Анна Каренина: Список персонажей | SparkNotes

  • Анна Аркадьевна Каренина

    Красивая, аристократичная замужняя женщина из Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, чье стремление к любви и эмоциональной честности делает ее изгой общества. Прелюбодеяние Анны катапультирует ее в социальную ссылку, нищету и, наконец, самоубийство. Анна красивая человек во всех смыслах: умная и грамотная, она читает запоем, пишет детские книги и проявляет врожденную способность ценить искусство. Физически восхитительная, но со вкусом сдержанная, она захватывает внимание практически всех представителей высшего общества. Анна считает в любви — не только романтической любви, но и семейной любви и дружбе, как ну, как мы видим из ее преданности сыну, ее горячих усилий примирить Стиву и Долли Облонских в их семейных неурядицах, и ее теплый прием Долли в ее загородном доме. Анна ничего не терпит больше, чем фальшивка, и она начинает считать своего мужа, Каренина, как само воплощение фальшивой, бесчувственной условности она презирает.

  • Алексей Александрович Каренин

    Муж Анны, высокопоставленный правительственный министр и один из самых важных людей в Петербурге. Каренин формальный и обязательный. Он запуган социальными условностями и постоянно представляет безупречный фасад культурного и способного человека. Там что-то пустое почти во всем, что Каренин делает в романе, однако: он читает стихи, но не имеет поэтических чувств, он читает мир истории, но кажется удивительно узколобым. Его нельзя обвинить быть плохим мужем или отцом, но проявляет мало нежности к своей жене Анне или сыну Сереже. Он выполняет эти семьи роли, как он выполняет другие обязанности в своем списке социальных обязательств. Каренина Основная мотивация как в его карьере, так и в личной жизни — самосохранение. Когда он неожиданно прощает Анну за то, что, по его мнению, может быть ею На смертном одре мы видим намек на более глубокого Каренина, готового выйти наружу. В конечном счете, однако вежливый бюрократ остается единственным Карениным, которого мы знаем.

  • Алексей Кириллович Вронский

    Богатый и лихой военный, чья любовь ибо Анна побуждает ее бросить мужа и сына. Вронский страстный и заботятся об Анне, но явно разочарованы, когда их роман заставляет отказаться от мечты о карьерном росте. Вронский, которого Толстой изначально созданный по образцу романтических героев более ранней эпохи литературы, есть в нем что-то от идеалиста-одиночки. Тем не менее, есть темный пятно в сердцевине его личности, как будто Толстой отказывается позволить мы слишком близко подходим к истинной природе Вронского. Действительно, Толстой дает нам куда меньше доступа к мыслям Вронского, чем к другим главным персонажам в романе. Мы никогда не сможем полностью забыть раннюю бросившую Вронского Кити Щербацкой, и нам интересно, чувствует ли он вину за чуть не разрушил ее жизнь. И все же Вронский скорее святой, чем демонический. в конце романа, и его обращение с Анной безупречно, даже если его чувства к ней немного остынут.

  • Константин Дмитрич Левин

    Социально неуклюжий, но великодушный землевладелец. который вместе с Анной является главным героем романа. Тогда как Погоня Анны за любовью заканчивается трагедией, долгие ухаживания Левина за Китти Щербацкая в итоге заканчивает счастливым браком. Левин интеллектуален и философичен, но применяет свое мышление к практическим вопросы, такие как сельское хозяйство. Он стремится быть искренним и продуктивным чем бы он ни занимался, и уходит в отставку со своего поста в органах местного самоуправления потому что он считает это бесполезным и бюрократическим. Левин является подставным лицом в романе самого Толстого, смоделировавшего образ Левина и Кити. ухаживания за собственным браком. Декларация веры Левина на конец романа резюмирует собственные убеждения Толстого, знаменуя собой начало глубоко религиозной фазы жизни Толстого, последовавшей за его завершение

    Анна Каренина.

  • Екатерина Александровна Щербацкая (Китти)

    Красивая молодая женщина, которая за ним ухаживают и Левин, и Вронский, и который в конце концов женится Левин.

    Созданная по образцу реальной жены Толстого, Китти чувствительна и возможно, немного чрезмерно защищен, шокирован некоторыми грубыми реалиями жизни, как мы видим в ее ужасающем ответе на личное дневники. Но, несмотря на свое равнодушие к интеллектуальным вопросам, Китти проявляет большое мужество и сострадание перед лицом смерти, когда уход за умирающим братом Левина Николаем.

  • Степан Аркадьич Облонский (Стива)

    Брат Анны, любящий удовольствия аристократ и мелкий правительственный чиновник, чей роман с гувернанткой его детей почти разрушает его брак. Стиву и Анну объединяет общая склонность ставить личную реализацию выше общественных обязанностей. Стива неисправим, в связи с его романом с гувернанткой, который его жена Долли с честью прощает — к связи с балериной. Для Толстого мораль Стивы расхлябанность символизирует испорченность петербургской жизни большого города и контрастирует с мощной моральной совестью Левина. Однако, несмотря на его проступки, приветливый Стива — сложный персонаж.

    презирать.

  • Дарья Александровна Облонская (Долли)

    Жена Стивы и старшая сестра Китти. Долли одна из немногих, кто хорошо относится к Анне после ее романа становится публичным. Сочувственный ответ Долли на ситуацию Анны и ее сдержанное восхищение попытками Анны жить полноценной жизнью. намекнуть на положительные стороны опыта Анны. Хорошо знаком с тяготами супружества и материнства Долли более чем кто-либо еще в романе, способный оценить то, что Анна ушел, уехав с Вронским. Роман начинается с болезненное откровение о том, что муж Долли предал ее, и ее еще более болезненное осознание того, что он не очень раскаивается.

  • Каренин Сергей Алексеевич (Сережа)

    Каренин и маленький сын Анны. Серёжа добродушный мальчик, но отец относится к нему холодно, узнав об измене Анны. Анна показывает свою преданность Сереже, когда рискует всем ради пробраться обратно в дом Карениных просто за подарками ко дню рождения своему сыну.

  • Николай Дмитрич Левин

    Болезненный, худой брат Левина. Свободомыслящий Николай. в значительной степени отдалился от своих братьев, но в течение романе он начинает проводить больше времени с Левиным. Николай является представителем либеральная общественная мысль некоторых русских интеллигентов период; его исправившаяся подружка-проститутка Марья Николаевна живое доказательство его нетрадиционной, радикально демократической точки зрения.

  • Сергей Иванович Кознышев

    Сводный брат Левина, известный интеллектуал и писатель. за чьим мышлением Левин с трудом следит. Кознышев воплощает холодный интеллектуализм и неспособный охватить полноту жизни, как мы видим, когда он не может решиться сделать предложение Вареньке.

  • Агафья Михайловна

    Бывшая няня Левина, теперь его доверенная домработница.

  • Графиня Вронская

    Осуждающая мать Вронского.

  • Александр Кириллович Вронский

    Брат Вронского.

  • Варвара Вронская

    Жена Александра Вронского.

  • Князь Александр Дмитриевич Щербацкий

    Практичный аристократ, отец Китти, Долли, и Натали. Князь Щербацкий предпочитает Левина Вронскому как потенциальный муж для Китти.

  • Княгиня Щербацкая

    Мать Китти, Долли и Натали. Княгиня Щербацкая сначала призывает Китти предпочесть Вронского Левину как жениху.

  • Графиня Лидия Ивановна

    Нравственная женщина, изначально подруга Анны. а позже ее самый яростный критик. Лицемерно, религиозная Лидия Ивановна не может заставить себя ни простить, ни даже заговорить с «падшая женщина» Анна. Лидия Ивановна питает тайную любовь к Каренину, и побуждает его верить и полагаться по экстрасенсам.

  • Елизавета Федоровна Тверская (Бетси)

    Состоятельный друг двоюродного брата Анны и Вронского. Бетси имеет репутацию дикой жизни и моральной распущенности.

  • Марья Николаевна

    Бывшая проститутка, спасенная Николаем Левиным, чей спутником она становится.

  • Мадам Шталь

    А вроде бы набожная больная женщина, которую Щербацкие встречают в Немецкий курорт. Мадам Шталь кажется праведной и благочестивой, но принц Щербацкий и другие сомневаются в ее мотивах.

  • Варвара Андреевна (Варенька)

    Чистая и благородная девушка, которая становится девушкой Китти. друг в немецком спа. Варенька, протеже мадам Шталь, чуть не получает предложение руки и сердца от Кознышева.

  • Яшвин

    Вронского дикий друг из армии. Яшвин имеет склонность к большим потерям. суммы денег в азартных играх.

  • Николай Иванович Свияжский

    Друг Левина, проживающий в далекой провинции.

  • Федор Васильевич Катавасов

    Друг Левина-интеллектуала со времен его учебы в университете.

  • Васенька Весловский

    Молодой, приятный, несколько щеголеватый мужчина, которого Стива приводит в гости Левина. Знаки внимания, которыми Весловский осыпает Кити заставить Левина ревновать.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *