Детство ивана крылова: Детские и юношеские годы И.А.Крылова

Содержание

Писатель крылов иван андреевич краткая биография. Биография Крылова Ивана Андреевича. Где и когда родился Иван Андреевич Крылов? Дедушка русской словесности

Иван Андреевич Крылов (1749-1844) знаменитый прежде всего авторством 236 басен, кроме того являлся признанным драматургом своего времени, публицистом и издателем журналов
Биография Крылова кратко самое главное

Биография Крылова кратко

Иван Андреевич Крылов (1749-1844) знаменитый прежде всего авторством 236 басен, кроме того являлся признанным драматургом своего времени, публицистом и издателем журналов «Почта духов», «Зритель», «Меркурий». Талантливый переводчик и автор, при этом жизнерадостный и простой человек, он, между тем, прожил сложную, хотя и интересную жизнь.

Писатель родился в 1749 году в городе Москве. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, не получал образования, однако был грамотным человеком, любил чтение, и мечтал выучить сына. Поэтому еще в детстве он отправляет Ивана учиться, однако финансовое благополучие его семьи не позволяет им долго оставаться в Москве, и семья переезжает в Тверь, где отец получает новую должность, что, к сожалению, не спасает Крыловых, так как Андрей Прохорович умирает в 1778 году, а семейство начинает бедствовать. Так, Иван Андреевич Крылов не заканчивает учебы. На своем жизненном пути он пробует множество профессий, которым обучается самостоятельно, а конце жизни он даже становится одинарным Академиком и любимцем царской фамилии.


Жизнь и творчество Ивана Крылова. Полная биография

Рождение Иван Андреевича пришлось на холодный февраль 1769 года. Мальчик был рожден в Москве, но отсутствие денег и работы вскоре вынудило семью переехать в Тверь. Отец семейства, военный без регалий, умер, когда Ивану исполнилось всего 9 лет. А мать и двое сыновей оказались в еще более бедственном положении.

Разумеется, о хорошем образовании в такой ситуации и речи быть не могло. Парня спасла любовь к чтению и, оставшийся в наследство от отца, сундук с книгами. Французский язык он выучил благодаря благодушным соседям, которые позволили ему присутствовать на уроках их детей. Усердное самообразование позволило Ивану овладеть и несколькими музыкальными инструментами.

Постоянное пребывание в полунищем классе и общение с простым народом обогатило язык будущего баснописца. Он хорошо изучил нравы и жизнь бедняков, не по наслышке зная, о чем пишет. Работать Иван начал рано на низкооплачиваемой канцелярской должности. И уже с 15 лет начал пробовать себя в творчестве, хотя первые его работы так и остались незамеченными. Спустя несколько лет Крыловы перебираются в Санкт-Петербург, где мать помогает устроить сына приказным служителем в казенную палату.

В большом городе юноша приобщается к театральной жизни. Это способствует его желанию творить. Совместить постоянную работу с творческой возможности не представлялось, и в 18 лет Иван уходит с должности, чтобы посвятить себя писательству. Поначалу, его работы не снискали похвалы. Первая написанная трагедия «Филомела» была, мягко говоря, неудачной. Но автора это не остановило. За ней последовали несколько комедий, которые хотя и были раскритикованы, но показали заметный рост мастерства писателя.

С 20-ти летнего возраста Крылов начинает активно заниматься выпуском сатирических журналов. Первый журнал «Почта духов», в сотрудничестве с Рахманиным, продержался на плаву лишь год. За ним последовали «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях и печатались первые прозаические произведения Ивана Андреевича и его единомышленников. Смелые авторы позволяли себе обличать помещичьи нравы, что, вероятно могло стать причиной гонений. Крылов покидает город и не пишет на протяжении 7 лет.

В 1806 году он возобновляет творческую работу успешно переведя басни Лафонтена, напечатанных в журнале «Московский зритель». В этом же году, вернувшись в Санкт-Петербург, ставит две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», которые имеют успех у публики. Ведь в них выставляется на смех французомания, а народ устал от наполеоновских войн.

Творческий взлет и всеобщая любовь приходят к автору в 1809 году, после первого напечатанного сборника басен, среди которых знаменитая «Слон и Моська». Через 3 года писатель возвращается на службу в публичную библиотеку, где проработает 29 лет. В эти годы свет увидели более 200 басен, написанные Иваном Андреичем. Писатель мастерски умел высмеять в них человеческие пороки и действительность суровой жизни того времени. Огромное множество его фраз стали крылатыми, они были понятны всем слоям общества, а не только образованным. Всенародную любовь доказывает то, что только при его жизни были издано 80 тысяч сборников басен.

Современники описывают писателя, как человека спокойного, рассеянного, ленивого, но при этом добродушного, не любящего ссориться. О его неряшливости и любви к обжорству слагали анекдоты, что, впрочем, не оставляло его без внимания слабого пола, благодаря его врожденному обаянию. Официально он так никогда не женился, но по слухам имел гражданскую жену, свою домработницу Феню и внебрачную дочь Сашу. С ними он прожил до конца своих дней, с радостью нянчил детей Саши и переписал на ее мужа все свое состояние. Ушел из жизни Иван Андреевич в ноябре 1844 года.

Биография по датам и интересные факты

Другие биографии:

Владимир Одоевский происходил из древнего и знатного рода. С одной стороны, он был в родстве и с русскими царями, и с самим Львом Толстым, а с другой, мать его – крепостная крестьянка.

И. А. Бунин был рожден 22 октября 1870 года в Воронеже. Его детство проходило родовом имении, находившемся в Орловской губернии.

Пётр Аркадьевич Столыпин – российский государственный деятель. Активный, напористый, целеустремленный, он успел побывать на должностях министра, губернатора, а также издать множество реформ и коренным образом улучшить жизнь народа.

Цветаева Марина родилась в Москве в 1892 году. Первые стихи она написала в шестилетнем возрасте. Марина получила образование в московской частной женской гимназии, кроме того она училась в зарубежных пансионах.

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его отец был военнослужащим, а мать работала переводчиком-референтом. Во время войны Владимир с матерью на два года вынуждены были переехать на Урал

Крылов иван андреевич

Крылов Иван Андреевич (1769 — 1844) – русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Биография Крылова ничем особенным не примечательна, хотя, как и великих людей, имеет свои интересные нюансы.

Краткая биография Крылова

Прожив 75 лет, Иван Крылов получил всемирную известность, как автор 236 басен. Многие цитаты из его басен стали крылатыми выражениями. Но обо всем по порядку.

Детство и юность

Родился Крылов 13 февраля 1769 года в Москве, в семье отставного армейского офицера. Служил мелким чиновником в казенной палате. Правильного образования он так и не получил, хотя постоянно занимался самообразованием, изучал литературу и математику, французский и итальянский языки. В 1777–1790 гг. молодой чиновник пробует силы на драматическом поприще.

В 1789 г. Крылов издает журнал «Почта духов», в котором публикует сатирические послания, обличавшие злоупотребления государственных чиновников.

В 1792 г. Крылов выходит в отставку, печатает в купленной им типографии сатирический журнал «Зритель», в том же году выходит в свет его повесть «Каиб». Занимаясь политической сатирой, Крылов продолжает дело Н.И. Новикова.

Однако его творчество вызывает недовольство Екатерины II, Крылову приходится на время покинуть Петербург и жить в Москве, а потом и в Риге.

Становление будущего баснописца

В 1805 г Крылов перевел две басни французского баснописца Лафонтена. С этого началась его деятельность, как самого известного русского баснописца. Он продолжал заниматься этим творчеством до конца своих дней, несмотря на немалый успех в драматургии таких его произведений, как «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Пирог».

Портрет Крылова

В 1809 г. вышла первая книга басен собственного сочинения. Тогда-то впервые к нему приходит настоящая слава.

В биографии Крылова было немало почестей. Он являлся уважаемым членом «Беседы любителей русской словесности» с самого её основания.

В 1811 году он избран членом Российской Академии, а 14 января 1823 года получает от неё золотую медаль за литературные заслуги. При преобразовании Российской Академии в отделение русского языка и словесности академии наук (1841) был утверждён ординарным академиком.

В 1812–1841 гг. он почти тридцать лет служил помощником библиотекаря в императорской Публичной библиотеке. Вообще биография Крылова примечательна книгами, которые он страстно любил.

С человеческой точки зрения следует подчеркнуть, что Крылов был очень упитанным человеком, любил много поесть и много поспать. Однако еще больше он любил русский народ.

Разъезжая по бескрайним просторам своей родины он писал замечательные басни, подмечая тончайшие особенности человеческого поведения.

Кончина и народная память

Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года. Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Анекдоты об его удивительном аппетите, неряшестве, лени, любви к пожарам (баснописца необыкновенно притягивали пожары), поразительной силе воли, остроумии и популярности — известны до сих пор.

Надеемся, что краткая биография Крылова поможет вам разобрать основные моменты жизни великого русского писателя.

Если вам нравятся краткие биографии великих людей, — подписывайтесь на . Развивайтесь с нами!

Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы «Почта духов» (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова «…книгой мудрости самого народа».

Биография

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 — 1788 Крылов написал трагедии «Клеопатра» и «Филомела» и комедии «Бешеная семья», «Проказники». Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.

В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В повести «Каиб» аллегорически представлен произвол и лживый либерализм тоталитарного режима, в котором читатель без труда узнавал современную ему Россию. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.

В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.

После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия «Трумф, или Подщипа» — остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор.

В 1801 Крылов завершил комедию «Пирог», поставленную в Петербурге и в Москве.

В 1806 возвратился в Петербург, где установил новые литературные связи, написал комедии «Модная лавка» (1806) и «Урок дочкам» (1807). В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель «сильных» мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.

8 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.

Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля , Москва — 9 ноября , Санкт-Петербург) — русский публицист, поэт , баснописец , издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа , Федра и Бабрия).

Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Первым переводчиком Крылова на азербайджанский язык был Аббас-Кули-Ага Бакиханов . В 30-е годы XIX века, ещё при жизни самого Крылова, он перевел басню «Осел и Соловей». Уместно будет отметить, что, например, на армянский язык первый перевод был сделан в 1849 году, а на грузинский — в 1860. Свыше 60-ти басен Крылова в 80-х годах XIX века перевел Гасаналиага хан Карадагский .

    Последние годы

    В конце жизни Крылов был обласкан царской фамилией. Имел чин статского советника , шеститысячный пенсион. С марта 1841 года до конца жизни квартировал в доходном доме Блинова на 1-й линии Васильевского острова, 8.

    Крылов жил долго и своим привычкам не изменял ни в чём. Полностью растворился в лени и гурманстве. Он, умный и не слишком добрый человек, в конце концов сжился с ролью добродушного чудака, нелепого, ничем не смущающегося обжоры. Придуманный им образ пришёлся ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всё, что угодно. Не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.

    Все считали, что Крылов умер от заворота кишок вследствие переедания, а на самом деле — от двустороннего воспаления лёгких .

    Современники считали, что дочь его кухарки, Саша, была от него. Это подтверждается тем, что он отдал её в пансион. А когда кухарка умерла, воспитывал её, как дочь, и дал за неё большое приданое. Перед смертью всё своё имущество и права на свои сочинения завещал мужу Саши .

    Признание и адаптации

    • Крылов имел чин статского советника, состоял действительным членом Императорской Российской академии (с 1811), ординарным академиком Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (с 1841).

    Увековечение имени

    • Улицы и переулки имени Крылова есть в десятках городов России и стран бывшего СССР и в Казахстане
    • Памятник в Летнем саду Санкт-Петербурга
    • В Москве у Патриарших прудов установлен памятник Крылову и героям его басен
    • В Санкт-Петербурге, Ярославле и Омске есть детские библиотеки имени И. А. Крылова

    В музыке

    Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет». А также — Ю. М. Касьяником : вокальный цикл для баса и ф-но (1974) «Басни Крылова» («Ворона и Лисица», «Прохожие и Собаки», «Осёл и Соловей», «Две Бочки», «Троеженец»).

    Сочинения

    Басни

Язык произведений русский
Награды
Файлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике
  • Алкид
  • Апеллес и ослёнок
  • Бедный богач
  • Безбожники
  • Белка (известны две басни про белку)
  • Богач и Поэт
  • Бочка
  • Бритвы
  • Булат
  • Булыжник и Алмаз
  • Бумажный змей
  • Василек
  • Вельможа
  • Вельможа и Поэт
  • Вельможа и Философ
  • Водолазы
  • Водопад и Ручей
  • Волк и Волчонок
  • Волк и Журавль
  • Волк и Кот
  • Волк и Кукушка
  • Волк и Лисица
  • Волк и Мышонок
  • Волк и Пастухи
  • Волк и Ягнёнок
  • Волк на псарне
  • Волки и Овцы
  • Ворона
  • Ворона и Курица

Дата рождения писателя 2 февраля (в эпохе нового возрождения 14 февраля) в городе Москва в небогатой семье.

Его отец по имени Андрей Прохорович Крылов добился повышения до должности капитана по своим заслугам, что очень похвально с его стороны, и за счет этого они как-то себя обеспечивали. Когда сыну исполнилось 10 лет, он остался без отца, и семья оказалась без денег к существованию – это было для них горе в те времена.

Мать хотела получать пенсию и в сложившейся трудной ситуации им пришлось отправиться в 1782 году в Санкт-Петербург с целью добиться ее получения самыми различными способами, которые ссылались и на службу мужа в значимой должности и в понимании ее безысходности, и, в итоге, попытки оказались удачными, но этого не хватало, приходилось работать в богатых семьях за копейки.

В эти времена мальчик работал писарем в Тверском суде, помогая матери. После он решает оттуда уйти и переселиться в столицу, где находит место в канцелярии, только его привлекает не род занимаемой деятельности, а позыв в изучении литературы и посещение театра. В период с 1786-1788 год Крылов написал такие произведения, как «Филомела», «Клеопатра», «Бешеная семья», «Проказники» и благодаря его труду, он становится наиболее известным.

С 1791 – 1801 года он решил отдохнуть от профессии «писателя» и отправился в путешествие, где побывал в таких городах, как Томбов, Саратов, Нижний Новгород и в Украине, но при этом все равно сочинял повести и рассказы, только выпускаться стали они гораздо реже. В дальнейшем случилось так, что Екатерина II умерла и Крылову предоставилась возможность служить князю С. Голицину, которому он помогал в учении его детишек и выполнял роль секретаря в его работе.

С 1801 по 1806 год он написал комедию «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам», и конечно всеми известные и любимые басни, которых насчитывалось более 200, написанных в 9 частях, о чем говорит его повышенный интерес к данному направлению. Каждая басня несет в себе определенный смысл, который учит людей не повторять ошибок, за которые потом приходится отвечать.

Он любил собирать книги, что привело к образование своей собственной библиотеки. В молодом возрасте все его знали как писателя-сатирика, а также создателя такого журнала, как «Почта духов».
Его отношение ко всем было равнодушным, он ни на кого не злился, не испытывал жалости. По официальным данным не было узаконено браком все отношения с женским полом, только в ту пору ходили слухи, что его кухарка родила ему дочь, которую после смерти ее матери он воспитывал сам. Можно отметить повышенный интерес писателя к азартным играм, в которых он как выигрывал, так и проигрывал достаточно хорошие суммы денег, любил подолгу лежать на своем любимом диване и, наверное, самое главное это то, что он отличался повышенным аппетитом к еде, то есть его славили, как обжора.

Умер Крылов 9 ноября 1844 года, когда ему было 75 лет. Ходят слухи, что причиной является переедание, но на самом деле от воспаления легких. Похороны были организованы в Петербурге.

И. А. Крылов (1769-1844) » Детская энциклопедия (первое издание)

B. А. Жуковский (1783-1852)

К. Ф. Рылеев (1795-1826)

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова многие поколения детей с любовью называют дедушкой. С его баснями мы знакомимся в раннем детстве и не расстаемся всю жизнь.

Басни Крылов писал уже будучи человеком, умудренным жизненным опытом. Но свою литературную деятельность он начал в конце XVIII в. комедиями и изданием сатирических журналов («Почта духов», «Зритель»), в них он нападал на крепостнический строй, взяточничество чиновников, несправедливый суд и т. д.

Журнальная деятельность Крылова вызвала враждебное отношение правительства. Журналы закрыли, за Крыловым было установлено наблюдение полиции.

Еще с детства И. А. Крылова влекло к трудовому люду. Рано осиротев, десятилетним мальчиком он вынужден был служить в канцелярии, чтобы прокормить мать и маленького брата.

Служба в Тверском губернском суде дала возможность Крылову уже в юные годы познакомиться с жизнью, с порядками провинциальных судов, злоупотреблениями чиновников и бедственным положением народа. Рассказывают, что впечатлительный мальчик охотно посещал народные гулянья, кулачные бои, с жадностью прислушиваясь к яркой и образной народной речи. Нередко сиживал он часами на берегу Волги, слушая забавные анекдоты и поговорки словоохотливых прачек. Этот глубокий интерес к народу, его нравам и живому разговорному языку чувствуется во всех произведениях Крылова и особенно в его баснях.

Известность Крылова как баснописца начинает расти после опубликования басен «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». Каждый из нас с детства знает и помнит наизусть замечательные басни Крылова. В баснях, как и в ранних сатирах, Крылов становится на защиту народа, разоблачает паразитизм крепостников, казнокрадство и взяточничество. В басне «Крестьяне и Река» Крылов образно раскрывает бесправное положение народа в государстве крепостников. Крестьяне пришли жаловаться Реке на речки и ручьи, которые разоренье «при водопольи причиняли». Но, увидев, что по реке плывет добрая половина их имущества, унесенного ручьями, крестьяне, … покачавши головой, пошли домой.

А отходя, проговорили:

«На что и время тратить нам!

На младших не найдешь себе управы там,

Где делятся они со старшим пополам.

Крылов разоблачает дарящий повсюду произвол, обман, сговор больших и малых хищников. Недаром в его баснях воеводами, сторожами, судьями выступают хищные звери — Медведи, Лисы и Волки, т. е. те, кому по свойствам натуры незнакомо чувство справедливости. Так, вопреки здравому смыслу,

В надсмотрщики Медведь был выбран над ульями,

Хоть можно б выбрать тут другого поверней,

Затем, что к меду Мишка падок…

Он отнял мед у Пчел и в наказание отправлен был в берлогу. Более ловко действует Лиса. Она построила курятник так,

… чтобы не ворвался в него никто, никак,

Да только для себя оставила лазейку.

Главный властитель—царь Лев. При дележе он всю добычу открыто забирает себе по «праву сильного»:

Вот эта часть моя

По договору;

Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору;

Вот эта мне за то, что всех сильнее я;

А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет,

Тот с места жив не встанет.

(«Лев на ловле».)

В своих баснях И. А. Крылов откликался на многие важнейшие события жизни России. Так, в баснях «Обоз», «Волк на псарне», «Ворона и Курица» ярко отразилась Отечественная война 1812 г.

Басни Крылова народны не только по своему отношению к жизни, к людям, но и по языку. В них Крылов использовал особый, вольный стих, позволивший приблизить язык литературных произведений к разговорной народной речи.

Выразительна и мудра так называемая басенная мораль — выводы басен, многие из которых вошли в обиход нашей разговорной речи в качестве пословиц и афоризмов. Вот некоторые примеры: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться», «У сильного всегда бессильный виноват», «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет», «Хоть ты и в новой коже, да сердце у тебя все то же», «Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку», «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!»

Басни Крылова и по сей день сохранили свою действенную силу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

B. А. Жуковский (1783-1852)

К. Ф. Рылеев (1795-1826)

Русские басни — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(75 релевантных результатов)

Волнения ума: ТАРКОВСКИЙ РЕТРОСПЕКТИВА: Иваново детство

Вторая мировая война. 12-летний Иван (Николай Бурлеяев) участвует в фронтовой кампании, выполняя задания в тылу врага по определению позиций противника, передвижению войск и т. д. Отрезанный от своего командира полковника Катасоныча (Степан Крылов), Иван делает свой на другой командный пункт и докладывает лейтенанту Гальцеву (Евгений Жариков).

Хотя Гальцев не верит мальчику, он связывается с Катасонычем. Полковник посылает капитана Холина (Валентин Зубков) вернуть Ивана в штаб. Иван узнает, что его роль оперативника стала слишком опасной, и его отправляют в военное училище. Этого недостаточно для Ивана, чьи родители были убиты нацистами, и даже когда его находят после попытки побега, он решает предпринять последнюю, рискованную миссию.


Предвещая скомпрометированные обстоятельства, которые определили карьеру Тарковского в кино, его работа над «Ивановым детством» была своего рода спасательной операцией. Начатая режиссером Эдуардом Абаловым российская киностудия «Мосфильм» объявила его усилия бесполезными и предпочла «отмыть» кинофонд, а не завершить проект, хотя половина отснятого материала была отснята, а половина бюджета потрачена.

Тарковскому, окончившему киношколу со своим нашумевшим короткометражным фильмом «Каток и скрипка», предложили «Иваново детство» при условии, что у него будет только оставшаяся половина бюджета для игры: «Мосфильм» не был готов бросить больше на это.


Несмотря на разногласия, фильм имел немедленный успех у критиков, получив в 1962 году Золотого льва на Венецианском кинофестивале и премию «Золотые ворота» на Международном фестивале в Сан-Франциско в том же году. Коллега-режиссер Ингмар Бергман заявил: «Я обнаружил, что стою у двери комнаты, ключи от которой до сих пор мне никогда не давали. Это была комната, в которую я всегда хотел войти, и где [Тарковский] двигался свободно. и совершенно непринужденно», а философ и интеллектуал Жан-Поль Сартр назвал его одним из самых красивых произведений киноискусства, которые он когда-либо видел.

«Иваново детство» — самый короткометражный фильм Тарковского, но в нем уже присутствуют длинные планы, периоды неподвижности и сосредоточенности на расширенных планах пейзажей, иногда ледяной темп съемок Тарковского, идеально гармонирующий с изуродованными текстурами самих пейзажей.

«Скульптура во времени» — так Тарковский описал свой подход к кинопроизводству: его следующий фильм «Андрей Рублев» станет его первым полностью зрелым выражением этой техники. Но здесь есть неоспоримые проблески: Иван, возвращающийся с задания, медленно идет вброд через затопленный лес, вода почти серебристая; Холин следует за фельдшером Машей (Валентина Малявина) по лесу, пытаясь втереться в ее расположение; Гальцев и Холин провожают Ивана на его последнее задание; и самое глубокое — в трехминутном эпизоде, состоящем всего из двух кадров — чувство вины между Гальцевым и Холиным, вызванное тем, что они бросили Ивана на произвол судьбы, и их сексуальным соперничеством из-за Маши.

Также присутствует способность Тарковского — возможно, не имеющая себе равных ни в одном кинематографе — создавать атмосферу, похожую на сон, улавливать повышенный реализм этих разрозненных, но странным образом неотразимых моментов между сном и бодрствованием. Вступительная последовательность — блестящий пример, идиллическое заклинание сельского детства, приобретающее все более странный тембр, пока Иван не просыпается от звука артиллерийского огня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *