Мифы боги древней греции: Афродита, греческие боги — мифология Древней Греции на Grekomania

Афродита, греческие боги — мифология Древней Греции на Grekomania

Афродита — само звучание этого слова, объемное, богатое красками навевает романтическое настроение. Рожденное в древности имя Афродита было дано Любви, во всех проявлениях, как ее понимали древние эллины.

Для людей того времени Афродита была не просто понятием, но конкретной личностью, богиней, которую причисляли к двенадцати верховным Олимпийским богам. В древнегреческой мифологии Афродита имеет свою историю рождения и жизни, своих предков и потомков. Нет в ее биографии только обстоятельств смерти, ведь она бессмертна. Во всех культурах, у всех народов — любовь неподвластна смерти.

За давностью времен точных фактов о том, как думали об Афродите древние люди, не сохранилось. Но есть множество разных легенд, о которых мы с удовольствием Вам расскажем. Итак…

Как рождается Афродита

Первую легенду о появлении Афродиты на свет рассказывает Гесиод, греческий поэт конца VIII — начала VII века до нашей эры. Интересно, что в самом начале своей поэмы «Теогония» он дает всего одно определение внешности богини, называя ее «Афродита с ресницами гнутыми». Так немного слов! Но сразу перед глазами встает красавица, чарующая взмахом длинных ресниц.

Далее Гесиод рассказывает, что у Геи-Земли и Урана-Неба родилось много детей-богов. Уран был жесток, он укрывал рожденных детей в утробе Геи, отчего она страдала и мучилась. Гея решила отомстить Урану и призвала на помощь своих детей. Из всех детей помочь матери согласился «хитроумный» Кронос, олицетворяющий в мифологии Время. Он поранил Урана. Кровь Урана попала в море, смешавшись с морской водой, она бурлила и пенилась. В этой пене появилась прекрасная девушка. Это и была Афродита. Сначала красавица направилась к Кифере — островку, у которого встречаются три моря — Критское, Ионическое и Эгейское. Потом Афродита пристала к Кипру и именно там вышла на берег, потому часто ее называют Кипридой. А имя Афродита — Ἀφροδίτη происходит от слова ἀφρός — «пена».

Самый красивый миф о рождении Афродиты основан на повествовании Гесиода, вернее на последней его части. Этот миф рассказывает, что богиня родилась из пены морской и вышла на берег Кипра. До сих пор на Кипре почитают место рождения Афродиты, где неподалеку от берега прямо из моря выдается одинокая скала, разбиваясь о которую волны образуют пену. А в древней столице Кипра — городе Пафос — находился самый большой и знаменитый храм Афродиты.

Гомер в своей бессмертной «Илиаде» пишет, что Афродита была дочерью Зевса, а в других источниках ее отцом называют Кроноса. Но от кого бы и где бы она ни родилась, Афродиту почитали как богиню любви.

Где ступала нога Афродиты, там расцветали травы. Ей сопутствовали боги-помощники: Эрос, олицетворяющий любовное влечение, и Гимерот, олицетворяющий страсть. В удел Афродите, как богине любви, были даны, как пишет Гесиод: «Девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы, сладкая нега любви и пьянящая радость объятий».

Именно такой почитают Афродиту все народы, только называют ее по-разному. Например, римляне называли ее Венерой, сирийцы — Астартой, а в шумерской мифологии она зовется богиней Иштар.

Интересно свидетельство в «Истории» Геродота о том, как скифы в сирийском городе Аскалон разграбили святилище Афродиты Урании (то есть рожденной от Урана). Геродот утверждает, что это святилище самое древнее из всех, посвященных этой богине, потому что святилище на Кипре основано выходцами из Аскалона. За святотатство скифов, пишет далее Геродот, Афродита наказала их «женской болезнью», то есть лишила мужского достоинства. Среди скифов с тех пор во множестве появились так называемые энареи — рожденные без определенного пола, то есть гермафродиты, а также — скопцы, сознательно сделавшие этот выбор.

Как видим, на протяжении тысячелетий человеческой истории во многих исторических, литературных памятниках Афродита, если была оскорблена, как поруганная любовь, всегда мстила тем, кто наносил ей раны. Можно называть любовь Афродитой, Венерой или как-то еще, но она дает и поддерживает жизнь, она соединяет людей, она привносит в жизнь красоту и гармонию, она спасает, она не умирает. Может быть, поэтому Афродита у всех народов, во всех культурах — бессмертна и почитается как божество.

Афродита в искусстве и литературе

Афродиту традиционно изображают окруженную растениями, среди которых розы, миртовые ветви и нарциссы. Ей сопутствуют на суше — голуби, а в море — дельфины.

Афродите посвящены гимны Гомера, она стала одной из героинь трагедии Эврипида «Ипполит» и «Метаморфоз» Апулея.

Лукреций, размышляя «О природе вещей», наделяет Венеру, как он называет Афродиту, главной жизненной силой, которая движет миром. Она делает плодоносными и землю, и женское чрево. Венера-Афродита — богиня плодородия, цветения, плотской любви и деторождения.

Философы тоже не обошли эту богиню своим вниманием. Платон различал двух Афродит — пошлую и небесную. Зенон Кетийский определял Афродиту, как силу, которая соединяет между собой части целого. Идеалист Плотин разделяет уже трех Афродит в составе единой мировой души: первая — это жизнь ума — дочь Крона (Хроноса — времени), вторая — жизнь духа — дочь Зевса (Неба), и третья множественная — множество человеческих душ — афродит, наделенных любовью.

Вдохновляла и вдохновляет Афродита поэтов, музыкантов, художников с самых древних времен. Мы можем любоваться древними скульптурами Афродиты, созданными еще за несколько столетий до нашей эры. Правда, большинство из них сохранились в мраморных копиях, которые были сделаны с оригиналов, отлитых в бронзе. Статуи Афродиты (она же Венера) можно видеть в самых прославленных музеях мира.

Мифы об Афродите

Что такое миф? Это система представлений о разных проявлениях жизни в определенную эпоху, значит, мифы об Афродите, как и о других богах и героях, дают нам представление о мироощущении древних греков. То есть мифы погружают нас в атмосферу Древней Греции — и в этом их бесспорная ценность.

С Афродитой связано много красивых и драматических мифов, в которых можно проследить биографию богини.

После рождения из морской пены и выхода на берег Кипра Афродита, сопровождаемая Эросом и Гимеротом, восходит на Олимп. Увидев прекрасную богиню, под ногами которой расцветали цветы, которую прославляли своим пением птицы, другие боги не смогли остаться равнодушными. Громко приветствовали они прекраснейшую из всех и вечно юную Афродиту. Ни боги, ни люди не могли противиться ее силе и власти — Афродита зажигала в их сердцах любовь. Только три богини остались неподвластными Афродите. Это — Афина, богиня мудрости, Гера, покровительница брака и материнства, и Артемида, богиня плодородия, покровительница всего живого. Три эти богини дали обет целомудрия и остались неподвластными Афродите.

Многие могущественные обитатели Олимпа добивались любви прекрасной богини, но она вышла замуж за некрасивого, хромоногого Гефеста. Правда, он был личностью выдающейся. Кузнец и ювелир, Гефест стал великим художником своего дела, с которым в способности создавать прекрасное не мог сравниться ни один из богов. Он обладал большой физической силой, и, кроме того, был мудр и умел примирять враждующих. Выйдя замуж за Гефеста, Афродита оставалась пылкой и влюбчивой, потому случалось ей изменять своему мужу. Причем, влюблялась она не только в богов, но и в смертных людей.

Лучшие отели Греции

Больше отелей в Греции

Интересны отношения, которые существовали между людьми и богами в сознании древних эллинов. В «Илиаде» Гомера они описаны так: «Не осуждай ты любезных даров златой Афродиты. Нет, ни один не порочен из светлых даров нам бессмертных; Их они сами дают; произвольно никто не получит».

Зевс, которого Гомер называет отцом Афродиты, говорит своей «милой дочери», что ей не заповеданы «шумные брани», то есть участие в войне, и поручает ей заниматься «делами приятными сладостных браков».

В «Илиаде» Гомер рассказывает миф о золотом поясе — одном из даров Афродиты. Богиня Гера просит у Афродиты любви и сладких желаний, которым покоряются сердца и бессмертных, и смертных. У Геры свои коварные планы, но златая Афродита дает ей просимое: снимает с себя и вручает Гере пояс с изысканным узором, в котором заключались любовь, желания и прочие «обаяния». Кроме пояса, у Афродиты была золотая чаша, наполненная вином. Тот, кому богиня дозволяла пить из этой чаши, получал вечную молодость.

В «Одиссее» Гомер описывает драматические события, связанные с тем, что Афродита изменяла своему мужу Гефесту с богом войны Ареем. Гефест узнал о вероломстве любовников и задумал месть. Будучи прекрасным ювелиром, он сделал тонкую и прочную золотую сеть и закрепил ее над их с Афродитой супружеским ложем, а сам отправился в Лемнос. Воспользовавшись отсутствием Гефеста, Арей и Афродита предались любовным утехам на том самом ложе под тонкой сетью. Сеть, сделанная Гефестом, упала и опутала любовников так, что невозможно было от нее освободиться. С полпути возвратился Гефест, увидев Афродиту и Арея, он очень огорчился, сетовал и скорбел, сказав о своей супруге: «Правда, прекрасна она, но ее переменчиво сердце».

Афродита дарила свою любовь не только богам, но и людям. Она полюбила Адониса — сына царя Кипра, столь прекрасного юношу, что ни одно женское сердце не могло перед ним устоять. Адонис очень любил охоту, куда вместе с ним часто отправлялась Афродита. Она просила возлюбленного охотиться только на зайцев и серн, чтобы не подвергать себя опасности во время охоты на диких животных. Но однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса погнали вепря. Юноша в охотничьем азарте бросился в погоню, вепрь кинулся на него и нанес ему смертельную рану. Узнав о гибели Адониса, безутешная Афродита пошла по горам Кипра искать его тело. Она шла, не замечая в своем горе того, что камни и колючки в кровь ранят ее ноги. Там, куда падали капли крови богини, вырастали розы. Найдя Адониса, Афродита горько оплакала его, и пока она плакала, из крови Адониса вырос прекрасный цветок — анемон. Могущественный Зевс, видя страдания своей прекрасной дочери, повелел своему брату Аиду на время отпускать из царства мертвых Адониса на встречу с Афродитой. С тех пор полгода Адонис живет в преисподней, а на полгода возвращается на землю к богине любви. Эти полгода соответствуют двум временам года — весне и лету.

Сохранились и другие мифы о прекрасной златой Афродите, но приведенных рассказов достаточно, чтобы представить себе богиню любви такой, какой видели ее древние греки.

А также почитайте:

Святилище Афродиты

Скульптура Древней Греции

Интересные факты о Древней Греции

Учёные женщины Древней Греции

Мифы и боги Древней Греции « Частная школа «Обучение в диалоге»

Лектор — Череватов Андрей Евгеньевич

«Илиаду» сложно читать просто потому, что, как и любое эпическое произведение, она один за другим и почти моментально даёт ответ на вопросы, которые вы не только что не успели, но вовсе и не собирались задавать, и в этом плане она, «Илиада», представляет собой и суть, и основу образования — образования классического. Вольно или невольно образование навязывает систему ценностей, мало общего имеющую с личными устремлениями, желаниями и представлениями, но именно потому, что целью его, образования, является как раз максимально возможное удовлетворение этих весьма личных желаний.

В реальности осуществимо только то, что интересно не только тебе одному. Чтобы узнать, что интересно не всем, но хотя бы некоторым, необходимо это записать. «Илиада» и есть такая запись, есть одно из самых кратких перечислений простых вещей, ответов на незаданные вопросы. Цель этих коротких лекций и заключается в том, чтобы поставить, выслушать и систематизировать вопросы, ответы на которые предложены «Илиадой» — текстом, положенным в основу весьма неплохой системы образования, в течении нескольких столетий приносящей весьма неплохие результаты.

Читателей «Илиады» всегда смущало, что боги принимают участие в сражениях наряду с людьми и героями.Явившиеся на защиту Трои племена — предки современных народов Южной Европы, России, Сирии и Ирана.
Герои Греции — это цари греческих городов и островов.Даная — это не только знаменитая картина Рембрандта, но и наша «Царевна-Лебедь»
Многие строфы «Илиады» представляют собой законченную мифологическую картину мира.Одна из загадок «Илиады» — тайна ее звучания.
Герои Трои — это рыцари средневековой Европы.Покинувшие Трою обрели новую жизнь на перекрестках европейских городов.
Многие эпизоды «Илиады» послужили основой европейской драматургии.История Елены Прекрасной вдохновляла Шекспира и Гете.
В европейской драматургии 17-20 вв. трагедия Крессиды затмила красоту Елены.Подлинность текста «Илиады» подтверждается достаточным числом артефактов: мраморными табличками, мозаикой корабля Гериона, многочисленными изображениями на греческих вазах.
Основной конфликт «Илиады» — противостояние проклятия рода (в данном случае Атрея) и личной судьбы (Ахиллесова пята).
В Древней Греции лошадям поклонялись, но боялись их, как стихии чуждой, непонятной, враждебной.
Лошадей по греческим мифам создал Посейдон — бог, Трое враждебный, отсюда и возник образ троянского коня как коварного подношения.Западно-европейское искусство предпочитает Гектора Ахиллу, не исключая и русской живописи.
Сюжеты «Илиады» и «Одиссеи» — ведущие сюжеты мировой литературы даже в 20 веке.Самый яркий пример — роман Джеймса Джойса «Улисс». Путь Одиссея на самом деле история жизни почти каждого человека.
Почему в «Илиаде» два Аякса?Согласно уговору, предложенному Одиссеем, после похищения Елены, ее бывшие женихи собрались в Авлиде.
Три разных, противоположных по характеру типа героев, образцы для подражания греческих юношей.История Гарри, Гермионы и Рона — еще одно доказательство влияния античной мифологии на умы современных писателей.
Американский психоаналитик Джин Шинода Болен находит архетипы античных богинь, в том числе и виновных в Троянской войне, в каждой современной женщине.Семейная ссора олимпийских богов в «Илиаде» — отражение реальных отношений в древнегреческом социуме.
«Илиада» начинается с не сразу замечаемых трагических историй любви: безнадежной любви Брисеиды к Ахиллу и последней и спасительной любви Агамемнона к Хрисеиде.
Род Агамемнона происходит от страсти Зевса к богине Плуто, чем и предопределен характер верховного вождя ахейцев.
Взаимоотношения Зевса и Фетиды.

 

Список худших греческих богов в мифологии

Посмотрим правде в глаза, мы любим драму и олимпийские боги и богини в греческой мифологии не испытывают недостатка в драме. Были предательства, проклятия, убийства, войны, романтика, романы, любовь и дружба.

Хотя у богов и богинь были свои положительные черты, они не были образцами совершенства. Возможно, именно поэтому даже сегодня люди находят их древние сказки такими увлекательными. Вот почему острова и места, откуда произошли эти боги, до сих пор носят их имена, а греки до сих пор делятся своими историями.

Это одни из самых интересных, но немного ужасающих историй, с которыми мне приходилось сталкиваться в греческой мифологии. Позвольте представить вам худших греческих богов!

Кронос

Кронос был титаном-отцом олимпийских богов и богинь. Чтобы понять, почему он находится в этом списке худших греческих богов, мы должны сначала начать с самого начала.

Кронос был сыном Урана, который оказался жестоким и несправедливым правителем, который особенно ужасно относился к своей жене и матери Кроноса, Гее. Так что его матери не потребовалось много времени, чтобы убедить его в хитроумном, но ужасном плане. План, который привел к тому, что Кронос кастрировал своего отца взмахом косы!

Понятно, что от такого события не уйдешь невредимым, и довольно травмированный Кронос действительно беспокоился, что его постигнет та же участь, что и его отца. Поэтому, чтобы у его детей никогда не было шанса одолеть его, он проглотил их, как только они родились! Кастрация, поедание младенцев — легко понять, почему Кронос — один из худших греческих богов в мифологии.

Худшие кошмары Кроноса в конце концов сбылись, когда Рея обманом заставила его думать, что он проглотил их последнего ребенка, Зевса. Но Рея тайно вывезла Зевса на остров Крит, и в конце концов он вернулся, чтобы победить Кроноса и освободить своих братьев и сестер.

Как ни странно, Зевс, как и его отец, боялся, что однажды его свергнут дети. Но он также был любителем всего женского, к большому неудовольствию своей жены Геры. Решительный и неустрашимый этой потенциальной угрозой (и своим статусом в отношениях) он преследовал прекрасную титанессу, Метиду, и в попытке избавиться от любого нерожденного ребенка, которого они могли создать, он проглотил ее целиком!

Миф о Зевсе, закрепивший его имя в списке худших богов греческой мифологии, — это наказание за близкого друга и титана Прометея. После того, как Прометей ослушался его, подарив людям огонь, Зевс отомстил, ибо никто не игнорировал приказы царя богов и не оставался безнаказанным.

Прометей был прикован к Кавказской горе, где орел лакомился его бессмертной печенью, и, поскольку она отрастала, его каждый день ждала одна и та же участь.

Если когда-либо и была недовольная жена, то это была Гера, и ее нельзя винить, потому что, как известно, Зевс был отъявленным прелюбодеем! Гнев Геры был настолько мстительным, что сделал ее одним из худших греческих богов, наряду с ее мужем. Она была хорошо известна тем, что вымещала свое разочарование как на любовниках Зевса, так и на их внебрачных детях.

У Зевса был роман с Лето, дочерью Титанов, Фебы и Коуса. От этого романа Лето забеременела близнецами (Артемидой и Аполлоном), а Гера была совсем не снисходительна. Когда Гера узнала, что Зевс изменил, она прокляла Лето, лишив ее возможности найти место на земле для родов.

Лето, безусловно, не был последним из дел Зевса. Гера также отомстила Ио, смертной служанке, за которой похотливо следил Зевс. Зевс превратил ее в телку в надежде, что его привязанность будет менее очевидной, но Гера не была дурой и быстро послала за ней овода, болезненные укусы которого мучили Ио, куда бы она ни пошла.

Помимо того, что она была одной из худших греческих богов, она также была одной из худших матерей. Она возлагала большие надежды, когда была беременна первенцем, которого назвала Гефестом. Но когда он родился, она с ужасом обнаружила, что он ужасно безобразен, и с отвращением сбросила его с горы Олимп! Бедный Гефест всю дорогу приземлился на острове Лемнос и навсегда остался хромым.

Афина

Афина известна как покровительница Афин, и благодаря ей город получил свое название. Хотя она известна как мудрейшая из богов и уравновешенный стратег, у нее, как и у других, была и темная сторона.

Вы наверняка слышали о Медузе, змееголовом чудовище, чей взгляд превращает людей в камень. Чего вы, возможно, не знаете, так это того, что Медуза не всегда была такой. На самом деле она была красивой смертной. Смертная, которая, к несчастью, привлекла внимание Посейдона, изнасиловавшего ее в храме Афины. Когда Афина узнала, что ее храм был осквернен таким образом, ее гнев был направлен не на Посейдона, а на бедную Медузу, которую она наказала головой из змеиных локонов и взглядами, которые могли убить (и уже не добрые!).

Другой случай, когда Афина показала себя одной из худших греческих богов, связан с мифом об Арахне, прекрасной и талантливой ткачихе. Арахна совершила ошибку, хвастаясь этими талантами, говоря, что она лучшая в мире. Когда Афина услышала об этом, она вызвала ее на соревнование, но то, что соткала Арахна, было изображением, насмехающимся над богами. За неосторожность Афина наказала ее, превратив в паука!

Аид был правителем подземного мира, или Тартара, как его называли. Будучи темной и мрачной работой, он стремился немного развеселить обстановку и для этого положил глаз на Персефону, дочь бога Деметры. Аид подъехал на колеснице, подхватил ее и увез в преисподнюю.

Как будто мало того, что похитить и заставить кого-то быть твоей женой, Аид пренебрег заботой, когда в отсутствие Персефоны Деметра была поражена горем, и сама природа начала умирать. Тратя все свое время на поиски дочери, богиня урожая не выполняла свою работу. Все посевы погибли, ничего не росло, с деревьев опали листья.

Боги, нуждаясь в вмешательстве, присоединились к поискам, обнаружили Персефону в подземном мире и потребовали, чтобы Аид отпустил ее. Но Аид, решивший не потерять свою королеву полностью, обманом заставил ее съесть несколько зерен граната, поскольку те, кто ест из глубин ада, всегда должны вернуться.

Итак, Персефона каждый год возвращалась на землю на 6 месяцев. Деметра, обрадованная возвращением дочери, смогла вернуться к своей работе. Посевы начали расти, цветы расцвели, а листья вернулись на деревья, дав, конечно, времена года. За похищение и разрушение бесконечного лета мы помещаем Аида в список самых страшных греческих богов.

  • У нас есть настоящие соперники! Как вы думаете, кто является худшим греческим богом в мифологии?

Марсия

Киа Ора.  Меня зовут Марсия Уэлч, я путешественница из Новой Зеландии. Я всегда мечтал посетить и исследовать Европу и, наконец, начал свой зарубежный опыт, или OE, как мы его называем. Меня всегда привлекали яркость и красота Греции, и я рад документировать и делиться своим опытом. Я сейчас в Афинах.

Нравится? Приколи это!

Кем были хтонические греческие боги? 5 богов и их мифы

Монтаж Эней и Сивилла в подземном мире Яна Брейгеля Младшего, 1630-е годы через Музей Метрополитен, Нью-Йорк; с Орест, преследуемый фуриями Адольфа-Вильяма Бугро, 1862 г., Художественный музей Крайслера, Норфолк

 

Греческие боги делились на две категории: те, что над землей, и те, что внизу. Хтонические боги Древней Греции жили в подземном мире и мертвых или были связаны с ними. Самыми выдающимися хтоническими богами были Аид, Персефона, Деметра и Геката, и все они были переплетены в мифе о похищении Персефоны и Элевсинских мистериях. Фурии, другие известные хтонические божества, играли важную роль в мифологии и литературе. Древние греки боялись этих богов подземного мира из-за их ассоциаций с мертвыми и самой идеи смерти.

 

Что означает хтонический?
Души в Ахероне.

Слово chthonic происходит от греческого χθών (khthon), что переводится как «земля» или «почва». Тесно связанные с душами мертвых, хтонические боги можно рассматривать простыми словами как богов подземного мира.

 

Боги земледелия и урожая также во многих случаях идентифицировались как хтонические. Это потому, что семена посажены в землю, а урожай связан с циклом рождения и смерти. В

Трудах и Днях Гесиод советует земледельцам молиться хтоническим богам перед сезоном сбора урожая. Богам подземного мира часто придавали черты земледельческих богов, поскольку они оба были глубоко связаны с землей.

 

1. Аид: бог подземного мира 
Похищение Прозерпины Джованни Лоренцо Бернини, 1622 через Галерею Боргезе, Рим

 

Аид, старший сын Кроноса и Реи, был, пожалуй, самым выдающимся из хтонических богов. Как бога мертвых, Аида не следует путать с богом смерти Танатосом. Аид был правителем и богом подземного мира и единственным из первого поколения греческих богов, который не проживал на горе Олимп.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Греки боялись Аида из-за его роли бога мертвых. Произнесение его имени считалось плохим предзнаменованием, и его избегали любой ценой. Таким образом, его часто эвфемистически называли Плутоном, богатым, в связи с идеей, что все богатства земли находятся в его царстве. Другие имена, данные ему, были Zeus katachthonios : «Зевс Преисподней».

 

Самый известный миф, связанный с Аидом, — это похищение Персефоны. Получив разрешение от отца Персефоны, Зевса, Аид похищает Персефону, чтобы сделать ее своей невестой. Как царь подземного мира, Аид также играет роль в мифах об Орфее и Геракле. Хотя смертных не пускали в царство мертвых, жена убедила Аида позволить Орфею попытаться спасти свою жену от смерти. Аид также помог Гераклу во время его двенадцати подвигов, позволив ему взять Цербера из подземного мира для его последней задачи.

 

2. Персефона: царица подземного мира, богиня весны
Возвращение Персефоны Фредерика Лейтона, 1891 г. через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Персефона, дочь Зевса и Деметры, носит титул Богини Весны и Королевы Подземного мира. До похищения Аидом и последующего восхождения к царице подземного мира Персефона была известна как Кора, что переводится как дева или дочь. Богиня была в основном известна своим похищением и поеданием семян граната в подземном мире.

 

Имя Персефона переводится как «несущая разрушение», что резко контрастирует с ее именем до того, как она стала богиней подземного мира. Как и ее муж, она была внушающим страх божеством, и ее часто называли эвфемизмами. Одно из ее прозвищ было Despoina «госпожа», хотя Despoina также является отдельным божеством. В древней литературе, включая Теогонию и Одиссею , она упоминается как «ужасная Персефона» и другими словами, вызывающими страх.

 

Персефона фигурирует во многих мифах и стихах Древней Греции, за исключением мифа о ее похищении. В мифе об Орфее и Эвридике Персефона сжалилась над Орфеем и убедила Аида оставить его в живых. Напротив, в Odyssey Одиссей приносит ей в жертву барана, чтобы умилостивить духов мертвых. В орфизме Персефона играет важную роль матери Загрея.

 

3. Деметра: хтоническая богиня урожая
Статуя Деметры , 4 век до н.э. через Британский музей, Лондон

 

Деметра была богиней земледелия и урожая, сестрой Аида и матерью Персефоны через Зевса. Как богиня земли и ее щедрости, Деметра считалась хтонической богиней из-за связи между урожаем и землей. В Афинах умерших называли людьми Деметры или Деметриями.

 

Неясно, как появилось имя Деметра, хотя вторая половина -метр переводится как мать. В отличие от ее дочери или брата, Деметру не боялись, и поэтому ей не давали эвфемистических прозвищ. Одним из эпитетов, данных богине, является Χθονιη «Хтония». Этот эпитет, наряду с ассоциацией между ней и мертвыми, закрепляет ее как хтоническую богиню.

 

Деметра наиболее известна своей ролью в похищении Персефоны. Когда бог подземного мира похитил ее дочь, Деметра искала Персефону по всей земле. Времена года прекратились, и великая засуха охватила землю, поскольку Деметра была слишком охвачена отчаянием из-за своей пропавшей дочери. Несмотря на то, что в конечном итоге Персефона воссоединилась со своей матерью, она была вынуждена провести часть года в подземном мире с Аидом. В этот период, когда ее дочь отсутствует, Деметра скорбит, из-за чего земля становится бесплодной.

 

Элевсинские мистерии: культ хтонических богинь
Большой Элевсинский рельеф , ок. 27 г. до н.э. – н. э. 14 через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Элевсинские мистерии были древнегреческим мистическим культом, вращающимся вокруг похищения Персефоны и воссоединения с ее матерью Деметрой. Считается, что этот таинственный культ возник еще до появления олимпийского пантеона. Главной темой культа был цикл утраты, поиска и восхождения или рождения, смерти и возрождения. Участники культа прежде всего поклонялись Персефоне и Деметре как хтоническим богиням и были обязаны хранить тайну, чтобы защитить обряды культа.

 

В гомеровском гимне Деметре рассказывается история похищения Персефоны и последствия, в том числе связь с Элевсином. Когда Деметра скиталась по земле в поисках своей дочери, она укрылась у царя Элевсина и вскормила его детей, Демофонта и Триптолема. Деметра попыталась даровать Демофонту бессмертие, поместив его под священный огонь, но его мать остановила его. В наказание Деметра потребовала храм в ее честь в Элевсине.

 

4. Геката: царица в раю и аду  
Вотивная фигурка , 1 век нашей эры, Британский музей, Лондон

 

Геката — греческая богиня магии, колдовства, ночи и перекрестков. Как богиня границ, Геката рассматривается как хранительница границы между землей и подземным миром. Именно эта ассоциация с лиминальными местами классифицирует Гекату как хтоническую богиню. Гекату часто изображают как богиню с тремя телами, известную как 9.0092 гекатаион .

 

Вполне возможно, что Геката — иностранное божество, принятое греками на раннем этапе, поскольку многие ученые не считают, что ее имя имеет греческое происхождение. Два эпитета, связанные с ней, были Αιδωναια «преисподней» и Χθονιη «Хтония». Подобно Деметре, эти эпитеты закрепляют Гекату как хтоническую богиню.

 

Геката впервые появляется как фигура в « Теогонии » Гесиода, где она описывается как дочь титанов Астерии и Персеса. Богиня также играет роль в Элевсинских мистериях, помогая Деметре найти свою дочь. В книге VI из Энеида , Геката описывается как «Царица неба и ада» (VI.257). Геката упоминается в других древних произведениях, таких как « метаморфозы» Овидия .

 

5. Фурии: еще одна хтоническая фигурка
Юнона, напуганная фуриями Джулио Бонасконе, 1576 г. через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Фурии, также известные как Эринии, — божества мести, обитающие в подземном мире. Согласно Теогония , они возникли из крови Урана, когда он был кастрирован. Однако Эсхил утверждает, что Фурии были дочерьми изначального существа Никс, тогда как в «Энеиде» Вергилия богини были детьми Плутона и Нокс (Аид и Никс). Их роль заключалась в том, чтобы наказывать мужчин за преступления, совершенные против ближнего. Их также часто ассоциировали с призраками жертв. Из-за своей принадлежности к душам умерших Эринии считались хтоническими божествами.

 

Три богини — Алекто, Мегера, Тисифона — получили прозвище Эвменид «Милостивые» в знаменитой трилогии Эсхила « Орестея ». Это следует той же схеме, что и Аид и Персефона, где люди так боятся божества, что им дают эвфемистическое прозвище.

 

Фурии появляются во многих историях греческой и римской мифологии. В «Илиаде » они вызываются Агамемноном в шаблонной клятве, закрепляя их роль божеств мести. У Эсхила Эвмениды , Фурии служат призраку убитой Клитемнестры, преследуя ее сына Ореста. Фурии снова выполняют приказ презираемой женщины в Энеиде , когда Алекто помогает Юноне помешать троянцам исполнить свою судьбу.

 

Поклонение хтоническим богам
Королевство Плутона Матеуса Кюзеля, 1668 г. через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Жертвы, приносимые хтоническим богам, часто закапывали или сжигали в траншее в земле, а не готовили на алтаре. Другим важным аспектом жертвоприношений хтоническим богам было возлияние крови и возлияний в траншеи в земле, как это видно в IX в.0092 Одиссея . Использование подземных жертвоприношений имеет смысл при поклонении богам подземного мира, поскольку они находились не на небесах, а под землей. Эти практики заметно отличаются от жертвоприношений олимпийских богов, когда животных готовили и приносили в жертву.

 

Еще одним отличием хтонических богов от олимпийских было время их ритуалов. Хтоническим божествам поклонялись ночью, жертвоприношения и обряды совершались под покровом темноты. Точно так же в Элевсинских мистериях ритуалы совершались только ночью. Однако подробности неизвестны из-за тайного характера культа.

 

Разным богам подземного мира поклонялись и умилостивляли с помощью разных животных. Поклонники Деметры приносили в жертву в ее честь свиней, а те, кто поклонялся Гекате, очищались кровью собак и оставляли для нее свои тела на перекрестках дорог. Аид удостаивался принесения в жертву черных животных.

 

Хтонические боги: зло или просто страх
Орест, преследуемый фуриями Адольфа-Вильяма Бугро, 1862 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *