Пушкин А.С. — Биография (вариант 1). Часть 1. Детство и Лицей (1799
Скачать текст произведения
Вперед |
«Портрет Пушкина». В.А. Тропинин 1927 г. |
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848 ), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в НижегородскоМ губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.
В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникамм Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского «арапа», изображенного в романе Пушкина.
Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе. Детство Пушки¦ провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.
Кроме Александра у Пушкиных были дети — старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.
Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста— умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей.
В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения — лицея в Царском Селе, при дворце Александра I. Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сын„ Александра. В июне 1811 г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину было обеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен. 19 октября был торжественно открыт лицей и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина.
Царское Село. |
Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.
В связи с политическими событиями 1812 г. взятие французами Москвы ставило под угрозу Петербург. Из-за большого потока солдат проходившего через Царское Село, в лицее воцарился либеральный дух. В лицей проникали сплетни об Александре I и его окружении.
Кругозор Пушкина в то время расширял П.Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в Царском Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел долгие политические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в нравственных понятиях Александра. Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.
В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище «француз». Среди лицеистов проводились пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство. Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившиеся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в нее.
В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина начиная с 1815 года. Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему Пушкин был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем, находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов и от шутливых сатир Батюшкова.
В лицее Пушкина также коснулись новые течения поэзии того времени: «Оссианицизм» и «Барды». К концу пребывания в лицее Пушкин подвергся сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с деятельностью таких французских поэтов, как Парни и Мильвуа. Литературная лицейская слава Пушкина пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в печати, поместив в «Вестнике Европы» в июльском номере стихотворение «К другу стихотворцу».
В октябре 1815 года образовалось литературное общество «Арзамас» и просуществовало оно до конца 1817 года. Помимо «Арзамаса» и «Беседы» были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина. Там собирались противники «Беседы», но и не сторонники «Арзамаса». Предводителями этого кружка были баснописец Крылов и Гредич.
Пушкин ценил обоих этих людей и впоследствии посещал Оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием Арзамаса, вдохновленный сатирой Батюшкова на борьбу с «Беседой» Пушкин разделял все симпатии и антипатии «Арзамаса».
«Пушкин в Царском Селе», картина Ильи Репина, 1911.
Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение «Безверие». Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: «На выпуск молодого Пушкина смотрели члены «Арзамаса» как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо показалось довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре».
Вперед |
Александр Сергеевич Пушкин – Детство и Лицей (Пушкин)
Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений
Статьи критиков
Сочинение
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1817) родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве.
Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени, предоставленного самому себе.
Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра, у Пушкиных были дети: старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье. Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще, воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою». В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения — лицея в Царском Селе, при дворе Александра I.
Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811 г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Александру Пушкину было обеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен.
19 октября был торжественно открыт Лицей, и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.
В связи с политическими событиями 1812 г. взятие французами Москвы ставило под угрозу Петербург. Из-за большого потока солдат, проходившего через Царское Село, в лицее воцарился либеральный дух.
В лицей проникали сплетни об Александре I и его окружении. Кругозор Пушкина в то время расширял П. Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в Царском Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел долгие политические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в нравственных понятиях Александра. Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.
В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище «француз». Среди лицеистов проводились соревнования, где Пушкин долгое время держал первенство.
Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившихся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в нее. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина, начиная с 1815 года. Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему Пушкин был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем, находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов и от шутливых сатир Батюшкова. В лицее Пушкина также коснулись новые течения поэзии того времени: «Оссианицизм» и «Барды». К концу пребывания в лицее Пушкин подвергся сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с деятельностью таких французских поэтов, как Парни и Мильвуа. Литературная лицейская слава Пушкина пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в печати, поместив в «Вестнике Европы» в июльском номере стихотворение «К другу-стихотворцу». В октябре 1815 года образовалось литературное общество «Арзамас» и просуществовало оно до конца 1817 года.Помимо «Арзамаса» и «Беседы» были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина. Там собирались противники «Беседы», но и не сторонники «Арзамаса». Предводителями этого кружка были баснописец Крылов и Гнедич. Пушкин ценил обоих этих людей и впоследствии посещал Оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием «Арзамаса», вдохновленный сатирой Батюшкова на борьбу с «Беседой» Пушкин разделял все симпатии и антипатии «Арзамаса». Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение «Безверие». Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: «На выпуск молодого Пушкина члены «Арзамаса» смотрели как на счастливое для них происшествие, как на торжество.
Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто бы сам Бог послал ему милое чадо. Чадо оказалось довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре».
Брянский городской лицей № 1 им. А.С. Пушкин (Брянск, Россия) — поступить, цены, отзывы
- smapse.com
- Россия
- Брянск
-
Брянский городской лицей № 1 имени А.
С. Пушкин
Программы и цены, стоимость обучения в Брянском городском лицее № 1 им. А.С. Пушкин Проживание, питание, цены Деятельность Брянского городского лицея № 1 имени А.С. Пушкин Преимущества Помещения и оборудование Брянского городского лицея № 1 им. А.С. Пушкин Даты приема и доплаты
Вступительные требования, как подать заявку, что требуется для поступления
Стипендии Брянский городской лицей № 1 им. А.С. Пушкин
Учреждение на карте
Вид на жительство, гражданство и другие услуги
Отзыв о Брянском городском лицее № 1 им. А.С. Пушкин
Рекомендации по применению
Описание Брянского городского лицея № 1 имени А.С. Пушкин
- Местонахождение: Брянск, Россия;
- Возраст учащихся — от 10 до 18 лет;
- Формы обучения: очная;
- Виды образования: основное общее и среднее общее;
- 6 тренировочных профилей.
В Брянском лицее №1 обучаются одаренные дети, что подтверждается результатами олимпиад, олимпиад и сдачей ЕГЭ и ОГЭ. Прием выпускников в вузы и колледжи – 100%. Брянский лицей отмечен в списках лучших школ России, лучших школ Брянской области и школ с углубленным изучением предметов наравне с ведущими школами России.
Программы и цены, стоимость обучения в Брянском городском лицее № 1 им. А.С. Пушкин
Название программы
Дата
Возраст
Стоимость
Запросить расчет
Средние классы (русский)
Последнее бронирование 2 недели назад
Круглый год
Уточните у наших специалистов
Старшие классы (русский)
Последнее бронирование 3 недели назад
Круглый год
Уточняйте у наших специалистов
Проживание, питание, цены
Лицей №1 города Брянска обеспечивает учащихся и воспитанников интерната регулярным питанием с интервалом 3,5-4 часа.
Проживание в общежитии предоставляется учащимся 8-11 классов из других городов и поселков — дети из многодетных, малообеспеченных семей составляют исключение и проживают бесплатно. Для получения пособия родители учащегося или законные представители должны предоставить:
- Копию свидетельства о рождении каждого ребенка (для многодетных семей)/копию свидетельства о многодетности при предъявлении оригинала;
- Справка из отдела социальной защиты населения по месту жительства, подтверждающая статус малообеспеченной семьи.
Каждый гость обязан предоставить медицинскую карту.
Пансионат расположен в двух корпусах лицея, дети проживают в двухместных комнатах. При заселении в общежитие студенту выдается пропускная карта. Питание в общежитии организовано четырехразовое с интервалом 3,5-4 часа.
Деятельность Брянского городского лицея № 1 имени А.С. Пушкин
Лицеисты принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников и занимают призовые места: по итогам 2018-2019 гг. , из 34 студентов-участников 6 заняли первое место.
Спортивные олимпиады также приносят успех школе и участникам – в 2019 году учащиеся 8-х классов заняли I и III места по спортивному ориентированию и легкой атлетике.
Дополнительное образование в лицее №1 ведется творчески, направлено на раскрытие талантов учащихся. В лицее 59 объединений дополнительного образования, почти каждый учащийся посещает 3-4 кружка.
Летом для школьников лицея работает лагерь «Алые паруса» В летнюю смену (1.06-27.06) дети находятся в оздоровительном лагере с 8.30 до 14.30.
Лагерь обеспечивает воспитанников:
- Организация отдыха и оздоровления детей;
- Снятие физических и психологических перегрузок, вызванных тренировками, физическое и психологическое восстановление на основе сбалансированного сочетания тренировок и труда, спорта и творчества;
- Повышение уровня учебной подготовки в процессе различной практической, развивающей деятельности, развитие познавательного интереса;
- Экологическое образование;
- Обогащение и развитие духовно-нравственного мира;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование способностей к самореализации, саморазвитию, самоуправлению.
Направления развития воспитанников лагеря:
- Спорт и отдых — занятия спортом, изучение правил дорожного движения, пожарной безопасности и экологических знаний;
- Художественно-творческие — игры, конкурсы, викторины, развивающие воображение и творческие способности каждого ребенка;
- Гражданско-патриотическая — конкурсы и викторины, тема которых — любовь к Родине и своей стране;
- Труд — организация дежурства, уборка, помощь работникам лагеря;
- Экологический — благоустройство лагеря, экскурсии и мероприятия, посвященные экологии планеты.
Преимущества
- Высокий уровень знаний учащихся;
- Разделение занятий на 6 профилей;
- Возможно обучение студентов с ограниченными возможностями;
- Наличие стипендии и общежития;
- Участие студентов в олимпиадах и конкурсах.
Помещения и оборудование Брянского городского лицея № 1 им.

Лицей обеспечен всем необходимым для эффективного и безопасного обучения. Спортивные и спортивные залы оснащены необходимым оборудованием и находятся в отдельном здании. Школа предоставляет возможность пользоваться бассейном площадью более 1000 кв.
Оснащение общежития отвечает всем требованиям комфортного проживания и внешкольного обучения.
Общежитие предлагает для каждого студента:
- Кровать;
- Шкафы для хранения личных вещей;
- Рабочее место для выполнения домашних заданий.
Лицей №1 оснащен техническими средствами, необходимыми для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Даты приема и доплаты
Лицей №1 обучает учащихся в течение пяти и шести дней в зависимости от класса: 5-9 — пятидневка, 10-11 — шестидневка. Учебный год начинается 1 сентября:
- 5-9 классы — 35 академических недель;
- 10-11 классы — 34 академических недели, без учета ЕГЭ и ОГЭ.
Учебный год официально заканчивается 31 мая.
Уроки начинаются в 8:30, максимальное количество уроков в день 9. Продолжительность урока 45 минут.
Девятый урок заканчивается в 17:05. с понедельника по пятницу и в 16:45. в субботу.
Сроки военных сборов в 10 классе — с 27 мая по 31 мая.
Вступительные требования, как подать заявку, что требуется для зачисления
Для зачисления в лицей №1 родители или законные представители учащегося обязаны заполнить заявление в электронной или письменной форме и подать его с 1 июня. профиль класса, по результатам которого комиссия примет решение о приеме в школу.
Стипендии Брянский городской лицей № 1 им. А.С. Пушкин
Ежегодно за успехи в учебе и победы на олимпиадах лицеисты получают призы Президента, стипендии Губернатора, именные стипендии города и области.
Учреждение на карте
Вид на жительство, гражданство и другие услуги
- Опекунские услуги во время учебы
- Студенческий надзор
Отзыв о Брянском городском лицее № 1 им. А.С. Пушкин
Здесь пока нет комментариев
Официальные представители. Бесплатная входная поддержка
Аналогичные учебные заведения
Заинтересованы в обучении в
Брянском городском лицее № 1 им. А.С. Пушкин?
Планируете учиться в другой стране? SMAPSE поможет вам на протяжении всего процесса и поможет минимизировать административные и финансовые риски, исполнив вашу мечту о качественном образовании.
Исследуйте больше
, чем просто язык
С помощью Smapse Education любой желающий может учиться за границей.
Это подтверждают сотни рекомендаций и отзывов наших клиентов.
Заполнить заявку
Мы поможем выбрать лучшие программы
Великобритания
США
Швейцария
Канада
Испания
Австрия
Нидерланды
Германия
Ирландия
Франция
Италия
Шотландия
Португалия
Уэльс
Я согласен с политикой конфиденциальностиПрисоединяйтесь к нам и будьте в курсе последних новостей и акций!
ПУШКИНСКАЯ МИФОЛОГЕМА – «СМЫЛЬНАЯ ЮНОША» В ПОЭЗИИ АННЫ АХМАТОВОЙ
Исследовательская статья
Шеметова Т.Г..17. 1.5
Выпуск: № 1 (17), 2019
Шеметова Т.Г.
Университет Высшая школа им. М.В. Ломоносова
В статье рассматривается отражение некоторых мифологем культурного мифа о Пушкине в художественной литературе ХХ века. Мифологемы изучаются с целью выявления различных этапов формирования мифа и его эволюции. К таким этапам относятся: формирование мифа в XIX веке, превращение его в средство трансляции культурной памяти в начале XX века, а затем в средство манипулирования массовым сознанием в советское время. В результате анализа мифологемы «смуглый юноша» в произведениях Анны Ахматовой доказано, что рецензируемые тексты ориентированы на поиск связанности исторических явлений и личности писателя. Поэтому мифогенность характера художественного мышления в произведениях рассматриваемых нами авторов.
Ключевые слова:
русская литература, культура ХХ века, пушкин, ахматова, мифологема «смуглого юноши».
Введение
Применение понятия «миф Пушкина» весьма разнообразно, что иногда приводит к необоснованному расширению смысла термина. В данном случае мы рассматриваем миф нового времени не в трактовке Ролана Барта как средство манипулирования массовым сознанием [2]. В этом смысле пушкинский миф функционировал в советское время (1922–1991), начиная с мероприятий, приуроченных к 100-летию гибели поэта на дуэли, в 1937 году, когда сталанская пропаганда начала формировать образ поэта-пророка революции.
Метод
Сам пушкинский миф возник раньше: миф о чудесном ребенке начал складываться в переписке поэтов-старших (В.Жуковского, П.Вяземского, К.Батюшкова), познакомившихся с Пушкиным во время его обучения в Царскосельском лицее ( 1811-1817). Поэтому в данной работе мы рассматриваем миф нового времени как средство трансляции культурной памяти в трактовке М. Элиаде [4], а также в постулатах Н. Бердяева [3] и А. Лосева [6]. ], определивший миф как универсальный язык духовного опыта. Не менее важен вывод А. Потебни о том, что при актуализации миф приобретает личностные характеристики [7]. Мифологизация Пушкина — это процесс, аналогичный тому, что происходило в других европейских культурах: это была мифологизация Данте в Италии, мифологизация Шекспира в Англии, Гёте в Германии. Этот процесс связан с эмансипацией от французской культуры, под влиянием которой развивалась интеллектуальная жизнь Европы в 18 -й век.
Обсуждение
В случае пушкинского мифа мифологема — это элемент биографического сюжета, та часть «тела мифа», которая одновременно является наиболее репрезентативным образом и событием. Например, мифологемы, предполагающие в современной культурной ситуации неоднозначные, иногда противоположные интерпретации: царь, няня, Анна Керн, Наталья Гончарова, Дантес — образы, по-разному истолкованные в 2019 году.0280-й век литературы. Мифологемы-образы, связанные с самоопределением поэта: чудо-ребенок, арзамасский сверчок (насекомое), потомок негров, пророк, памятник. Мифологемы-события (действия): лицейская дружба, «Арзамас», южная ссылка, северная ссылка, женитьба, дуэль. Мифогенность этих событий биографической легенды связана с их способностью порождать новые интерпретации, как в художественной, так и в научной областях. Доказывается, что пушкинский миф не только не рушится с окончанием тоталитарной эпохи, но, наоборот, активно включается в современное национальное самоопределение, при этом нуждаясь в тщательном научном осмыслении.
Все значимые этапы жизни от младенчества до смерти Пушкина нашли отражение в изобразительном искусстве и литературе. Самый первый прижизненный портрет — Младенец Пушкин, миниатюрная работа Ксавье де Местра, в которой видны характерные черты внешнего облика: пухлые губы, характерные ноздри, подбородок, серые глаза, кудри. Именно так выглядит поэт в романе Юрия Тынянова «Пушкин» (1836): Абрам Петрович Ганнибал сначала не узнает в младенце родного из-за его светлых волос и глаз цвета морской волны, но потом хватает младенца своими руки с восторженным криком. Вводится тема удивительного непохожести образов маленького Пушкина и старого «арапца» Ганнибала [11].
Второй портрет — приложение к поэме «Кавказский пленник». Портрет Пушкина, написанный в лицейские годы предположительно С. Чириковым, с гравюры Э. Гейтмана: мягкие, округлые черты 14-летнего подростка, воротник «а-ля Байрон». Об этом портрете Пушкин писал в письме издателю «Кавказской пленницы» в 3 -й -й лицу: «А. Пушкин» виден как бы со стороны. В автопортретах того времени Пушкин изображал себя с более резкими, определенными чертами. По-видимому, подражательный байронический отрок категорически не устраивал поэта, стоявшего у истоков создания собственного художественного образа или, в рамках нашей концепции, пушкинского мифа. Тем не менее стихотворение вышло именно с географической литографии, повлиявшей на ход дальнейшей мифологизации поэта.
Образ «смуглого юноши» лицеистки получил развитие в поэзии Анны Ахматовой. Тема лицейского этапа пушкинского детства является значимой мифологемой для первой книги стихов А. Ахматовой «Вечер», в которую вошёл цикл стихов «В Царском Селе». Первое упоминание топоса Царского Села в книге стихов связано с чувством томления и скуки, но скуки этой не праздной, а мучительной и символизирующей смятение духа. Отметим также неоднократные обращения к французскому языку (в том числе эпиграф из поэмы XIX века).-й -й век, поэт Андре Терье), создающий общую атмосферу влияния французской культуры на русскую вообще и на юношу Пушкина в частности. Напомним, что лицейское прозвище поэта — француз («обезьяна с тигром» — фразеологизм, означающий непримиримые качества истинного француза). Так в романе Юрия Тынянова «Кюхль» (1925) в прямой и несобственно-прямой речи Вильгельма Кюхельбекера поэт именуется исключительно французом [10].
Для пушкинского мифа наиболее показательно стихотворение «Блуждал по аллеям смуглый юноша». Об этом писали осенью 1911, когда исполнилось 100 лет со дня поступления Пушкина в Царскосельский лицей, отсюда ахматовские строки: «И мы дорожим эпохой/ Едва слышно шелест шагов». Ильи Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», на котором изображен смуглый румяный мальчик, декламирующий «Воспоминания в Царском Селе…».
В этом стихотворении Ахматова не упоминает имя Пушкина, ограничиваясь описательным словом «смуглый юноша», которое часто встречается в мемуарной литературе о Пушкине, намекая на его родство с арапом Петра Великого. Опущение «священного» имени — часть поэтики пушкинского мифа.
С 1811 по 1817 год Царское Село является Отечеством для поэта, как он писал в поэме «19 октября» (1825). Текстом, составляющим авторский миф о лицее, было написанное в 1830 году стихотворение «В начале жизни я школу вспоминаю…», в которой есть строки: «Среди юношей , Целый день я молча провел / Бродил угрюмо <...>» [8, с. 191].
В стихотворении о «смуглом юноше» Ахматова не только описывает портретную характеристику, но и раскрывает его душевное состояние: «бродил по аллеям, по берегам озера был он грустным ». Эти психологические детали напоминают нам о том, что Пушкин писал о себе в стихотворении 1830 года: «Я ходил хмурый». Первое стихотворение о Лицее «Воспоминание в Царском Селе» (1814) также начинается строками: «Висит покров ночи хмурой» [9, с. 70]. Юрий Лотман в «Жизнеописании поэта» говорит о поэтическом восприятии Пушкиным лицея как строгого монастыря. Возможно, этим восприятием объясняется настойчивое повторение этого эпитета. Заметим, что этот эпитет мог повлиять на самопрезентацию лирического героя стихотворения Александра Блока «О, я безумно хочу жить…» (19).14), в котором всем качествам истинного поэта (доброта, справедливость, свобода) противостоит «угрюмость», которую «Большой словарь» определяет как «суровость, мрак» и иллюстрирует с помощью словосочетания «поэтическая угрюмость» [5]. Следовательно, в стихотворении «По аллеям бродил смуглый юноша» перед нами переработанная пушкинская автомифологема. Ахматова заменяет « Угрюмость » на светлую грусть как отражение позднейшего восприятия Пушкиным своего отрочества. Это может быть аллюзивный ответ на парадокс пушкинской формулы « Мне грустно и легко » из стихотворения « В горах Грузии …», в котором гармонично сочетаются противоположные импульсы.
Результаты
Стоит отметить тот факт, что Ахматова называет свою музу «смуглой» в память о «смуглом юноше» или обращением к пушкинской тематике в поэме «Царскосельская статуя» (1914). Так или иначе, эти произведения апеллируют к мифологеме лицейского детства поэта как переходного периода к юности, отражением которого станет мифологема «сверчок» (насекомое) – прозвище поэта в литературном сообществе «Арзамас». . Мифологема «сверчка» связана с переходным периодом творчества поэта: от замкнутой, монашеской жизни в лицее к «либеральному» Петербургу, от юности к первым этапам взрослой жизни. Сначала ее активно разрабатывали сами «арзамасцы», позже эту мифологему можно встретить в прозе и поэзии 20 -й век. Образ персонажа мифологемы можно определить такими эпитетами, как: бойкий, веселый, шумный, смелый, лукавый. В мифологеме закрепляется образ «маленького Пушкина» (в сравнении со старшим Василием Львовичем Пушкиным, дядей поэта, который также был членом общины). Показательно, что оттенок лукавства и веселья в образе юного Пушкина Ахматовой не воспринимается. Наоборот, в стихотворении «…И на ступенях встретиться» (1913) образ «сверчка» – вестника полуночи – как бы возвращение к первоисточнику мифологемы – поэме Жуковского «Светлана».
Из этого стихотворения заимствовано прозвище молодого Пушкина (сверчок) и прозвища других «арзамасцев». Лирический персонаж Ахматовой, как и персонаж «Светланы» Жуковского, общается с «неживым» возлюбленным. Треск сверчка символизирует не радость и веселье, а таинственный романтический ужас мистической встречи.
Заключение
Таким образом, творческим импульсом писателей, обратившихся к мифологеме «смуглого юноши», стал поиск точек соприкосновения прошлого и современности. Поэтому рецензируемые тексты ориентированы на поиск связанности исторических явлений, отсюда и мифогенность характера художественного мышления в произведениях рецензируемых авторов.
Литература
-
Ахматова А. А. Сочинения в двух томах / А. А. Ахматова. – М.: Художественная литература. 1987.
-
Барт Р. Г. Мифологии / Р. Г. Барт. – М.: Академический проект. 2008. – С. 431.
-
Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века.