«Тройной портрет Карла I» ван Дейка
Антонис ван Дейк был обласкан монаршими особами. Его кисть ценили и щедро оплачивали многие королевские особы. Писал он и правда знатно. Но из галереи его работ, очевидно, выделяется «Тройной портрет Карла I». Зачем так много короля на одном полотне, рассказывает Снежана Петрова.
«Тройной портрет Карла I», Антонис ван Дейк (1636)
Сюжет
Антонис ван Дейк начал писать портрет во второй половине 1635 года, когда король был в самом расцвете сил. Стоит честно признать, что художник был не первый, кто на одном полотне изобразил человека в нескольких ракурсах. Собственно, он даже не отрицал, что позаимствовал идею у венецианца Лоренцо Лотто, чей «Портрет мужчины в трех ракурсах» находился в Королевском собрании.
Тройной портрет написан для создания бюста Карла I
На Карле I три камзола разного цвета, но один и тот же кружевной воротник. Слева он придерживает рукой атласную ленту с висящим на ней Малым Георгием, правая рука держит плащ. Однако все это — мелочи жизни. Главной задачей ван Дейка было изобразить максимально точно голову монарха. За счет техники — художник писал жидкими красками, не обводя контуры линией, а свободно означая их игрой света и тени — создано то эмоциональное напряжение, которое потом отметят многие.
Лоренцо Лотто «Портрет мужчины в трех ракурсах»
В чем, собственно, дело, спросите вы? Почему так важна голова? Раскрываем секрет: портрет был написан специально для изготовления бюста Карла I. Находчиво, не правда ли? Сам монарх не мог присутствовать в мастерской, фотографии тогда, как вы понимаете, не было. Остается портрет.
Полотно отослали в Рим скульптору и архитектору Лоренцо Бернини. Последний, увидев портрет, заметил «некоторую горестную обречённость, читающуюся в чертах государя». Как в воду глядел — через несколько лет Карла I казнили.
Семье Карла I ван Дейк посвятил десятки полотен
Летом 1636 года бюст был готов, через год его доставили заказчику. Представленный в Оутлендском дворце, бюст вызвал восхищение английского общества. Но, вероятно, не очень его ценили, если не уберегли при пожаре в 1698 году. Сейчас в Виндзоре хранится копия, выполненная, возможно, Томасом Эйди со слепка.
Контекст
О Карле I стоит сказать отдельно. Он был королем Англии, Шотландии и Ирландии с 27 марта 1625 года. Он был у власти 20 лет, и все это время совершал фатальные ошибки.
Конечно, как настоящий король Карл хотел усиления своей власти, а также церкви, которая, ясно-понятно, в благодарность поддерживала бы его. На алтарь своих амбиций он готов был положить традиционные права сословий и принцип неприкосновенности частной собственности подданных.
«Карл 1, король Англии, на охоте», Антонис ван Дейк
Действовал король решительно: рубил реформами направо и налево, вводил новые налоги, отнимал у дворян земли, ставил на высшие государственные должности епископов. Карл I всячески хотел сблизить шотландское пресвитерианство с англиканством, а Шотландия этого никак не хотела. Так начались «Епископские войны».
За 20 лет ван Дейк написал более 900 картин
В Ирландии тоже были недовольны Карлом и подняли восстание. После окончательного разрыва с парламентом Карл в 1642 году фактически начал гражданскую войну.
Однако и тут у монарха не заладилось. В конце концов, схваченного Карла судили, признали виновным как тирана, изменника и врага отечества, приговорив к казни. 30 января 1649 года Карл был обезглавлен в Уайтхолле.
Судьба художника
Ван Дейк за всю свою жизнь ничем, кроме живописи, не занимался. Уже в 14 лет он писал портреты, за которые люди были готовы платить. А в 16 лет открыл свою мастерскую. Бизнес пошел в гору. В какой-то момент стало понятно, что самый добротный заказчик — монархи. Так художник оказался при дворе Якова I. У короля Англии и Шотландии живописец пробыл недолго — несколько месяцев на рубеже 1620−1621 годов. Сложно сказать, почему прекратилось сотрудничество, но примечательно, что к работе с монархами ван Дейк вернулся только в 1627 году, когда стал придворным художником испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении.
Незадолго до ее смерти ван Дейк покидает двор и отправляется в Лондон, где с 1632 года всецело посвящен Карлу I. Можно сказать, они нашли друг друга — муза и художник. На руку художнику играл и тот факт, что в те времена в Лондоне совершенно отсутствовали художественные традиции. И кто знает, по какому пути пошла бы английская живописная школа, если бы не ван Дейк. Глядя на его портреты, художники Англии учились уму-разуму. Например, как написать официальный парадный портрет, показав заказчика благородным, утонченным интеллектуалом. В итоге в XVIII веке английская живопись переживала бум мастеров жанра.
Антонис ван Дейк. Автопортрет
Что же до Карла I, то он принадлежал к тем немногим монархам Англии, кто признавал развивающее влияние искусства на народ и поощрял творцов всех мастей. В картинах ван Дейка монарх увидел черты итальянской живописи, и это особенно пленяло его. Король и королева постоянно заказывали фламандцу свои портреты. 35 изображений Карла I (из которых 7 — конных), 35 — королевы Генриетты, бесчисленные портреты королевских детей — все это ван Дейк.
Задний план и драпировки за ван Дейка писали помощники
В благодарность монарх посвятил художника в рыцари и пожаловал статус королевского художника, что было не только почетно, но и, как вы понимаете, прилично оплачивалось.
В Лондоне ван Дейк и закончил свои дни. За 40 с небольшим лет своей жизни он написал (внимание!) около 900 полотен. Секрет здесь не только в том, что художник работал быстро и легко. Дело в том, что у него была армия помощников — художники, которые делали всю грязную работу: писали задние планы, драпировки и тому подобные вещи.
распечатать Обсудить статьюРекомендовано вам
diletant.media
«Тройной портрет Карла I» Антониса ван Дейка: vakin
1636 гг.
Холст, масло, 84.4 x 99.4 см
Виндзорский замок, Национальная картинная галерея, Англия. wiki2.org
Кликабельно — 5076px × 4252px
Антонис ван Дейк был обласкан монаршими особами. Его кисть ценили и щедро оплачивали многие королевские особы. Писал он и правда знатно. Но из галереи его работ, очевидно, выделяется «Тройной портрет Карла I».
Сюжет
Антонис ван Дейк начал писать портрет во второй половине 1635 года, когда король был в самом расцвете сил. Стоит честно признать, что художник был не первый, кто на одном полотне изобразил человека в нескольких ракурсах. Собственно, он даже не отрицал, что позаимствовал идею у венецианца Лоренцо Лотто, чей «Портрет мужчины в трех ракурсах» находился в Королевском собрании.
Тройной портрет написан для создания бюста Карла I
На Карле I три камзола разного цвета, но один и тот же кружевной воротник. Слева он придерживает рукой атласную ленту с висящим на ней Малым Георгием, правая рука держит плащ. Однако все это — мелочи жизни. Главной задачей ван Дейка было изобразить максимально точно голову монарха. За счет техники — художник писал жидкими красками, не обводя контуры линией, а свободно означая их игрой света и тени — создано то эмоциональное напряжение, которое потом отметят многие.
Лоренцо Лотто «Портрет мужчины в трех ракурсах»
В чем, собственно, дело, спросите вы? Почему так важна голова? Раскрываем секрет: портрет был написан специально для изготовления бюста Карла I. Находчиво, не правда ли? Сам монарх не мог присутствовать в мастерской, фотографии тогда, как вы понимаете, не было. Остается портрет.
Полотно отослали в Рим скульптору и архитектору Лоренцо Бернини. Последний, увидев портрет, заметил «некоторую горестную обречённость, читающуюся в чертах государя». Как в воду глядел — через несколько лет Карла I казнили.
Семье Карла I ван Дейк посвятил десятки полотен
Летом 1636 года бюст был готов, через год его доставили заказчику. Представленный в Оутлендском дворце, бюст вызвал восхищение английского общества. Но, вероятно, не очень его ценили, если не уберегли при пожаре в 1698 году. Сейчас в Виндзоре хранится копия, выполненная, возможно, Томасом Эйди со слепка.
Контекст
О Карле I стоит сказать отдельно. Он был королем Англии, Шотландии и Ирландии с 27 марта 1625 года. Он был у власти 20 лет, и все это время совершал фатальные ошибки.
Конечно, как настоящий король Карл хотел усиления своей власти, а также церкви, которая, ясно-понятно, в благодарность поддерживала бы его. На алтарь своих амбиций он готов был положить традиционные права сословий и принцип неприкосновенности частной собственности подданных.
«Карл 1, король Англии, на охоте», Антонис ван Дейк
Действовал король решительно: рубил реформами направо и налево, вводил новые налоги, отнимал у дворян земли, ставил на высшие государственные должности епископов. Карл I всячески хотел сблизить шотландское пресвитерианство с англиканством, а Шотландия этого никак не хотела. Так начались «Епископские войны».
За 20 лет ван Дейк написал более 900 картин
В Ирландии тоже были недовольны Карлом и подняли восстание. После окончательного разрыва с парламентом Карл в 1642 году фактически начал гражданскую войну.
Однако и тут у монарха не заладилось. В конце концов, схваченного Карла судили, признали виновным как тирана, изменника и врага отечества, приговорив к казни. 30 января 1649 года Карл был обезглавлен в Уайтхолле.
Судьба художника
Ван Дейк за всю свою жизнь ничем, кроме живописи, не занимался. Уже в 14 лет он писал портреты, за которые люди были готовы платить. А в 16 лет открыл свою мастерскую. Бизнес пошел в гору. В какой-то момент стало понятно, что самый добротный заказчик — монархи. Так художник оказался при дворе Якова I. У короля Англии и Шотландии живописец пробыл недолго — несколько месяцев на рубеже 1620−1621 годов. Сложно сказать, почему прекратилось сотрудничество, но примечательно, что к работе с монархами ван Дейк вернулся только в 1627 году, когда стал придворным художником испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении.
Незадолго до ее смерти ван Дейк покидает двор и отправляется в Лондон, где с 1632 года всецело посвящен Карлу I. Можно сказать, они нашли друг друга — муза и художник. На руку художнику играл и тот факт, что в те времена в Лондоне совершенно отсутствовали художественные традиции. И кто знает, по какому пути пошла бы английская живописная школа, если бы не ван Дейк. Глядя на его портреты, художники Англии учились уму-разуму. Например, как написать официальный парадный портрет, показав заказчика благородным, утонченным интеллектуалом. В итоге в XVIII веке английская живопись переживала бум мастеров жанра.
Антонис ван Дейк. Автопортрет
Что же до Карла I, то он принадлежал к тем немногим монархам Англии, кто признавал развивающее влияние искусства на народ и поощрял творцов всех мастей. В картинах ван Дейка монарх увидел черты итальянской живописи, и это особенно пленяло его. Король и королева постоянно заказывали фламандцу свои портреты. 35 изображений Карла I (из которых 7 — конных), 35 — королевы Генриетты, бесчисленные портреты королевских детей — все это ван Дейк.
Задний план и драпировки за ван Дейка писали помощники
В благодарность монарх посвятил художника в рыцари и пожаловал статус королевского художника, что было не только почетно, но и, как вы понимаете, прилично оплачивалось.
В Лондоне ван Дейк и закончил свои дни. За 40 с небольшим лет своей жизни он написал (внимание!) около 900 полотен. Секрет здесь не только в том, что художник работал быстро и легко. Дело в том, что у него была армия помощников — художники, которые делали всю грязную работу: писали задние планы, драпировки и тому подобные вещи.
Источник — Дилетант
Еще раз о картине Антониса ван Дейка «Тройной портрет Карла I» в моем посте.
vakin.livejournal.com
История одного шедевра: «Тройной портрет Карла I» ван Дейка
Сюжет
Антонис ван Дейк начал писать портрет во второй половине 1635 года, когда король был в самом расцвете сил. Стоит честно признать, что художник был не первый, кто на одном полотне изобразил человека в нескольких ракурсах. Собственно, он даже не отрицал, что позаимствовал идею у венецианца Лоренцо Лотто, чей «Портрет мужчины в трех ракурсах» находился в Королевском собрании.
На Карле I три камзола разного цвета, но один и тот же кружевной воротник. Слева он придерживает рукой атласную ленту с висящим на ней Малым Георгием, правая рука держит плащ. Однако все это — мелочи жизни. Главной задачей ван Дейка было изобразить максимально точно голову монарха. За счет техники — художник писал жидкими красками, не обводя контуры линией, а свободно означая их игрой света и тени — создано то эмоциональное напряжение, которое потом отметят многие.
Лоренцо Лотто «Портрет мужчины в трех ракурсах»В чем, собственно, дело, спросите вы? Почему так важна голова? Раскрываем секрет: портрет был написан специально для изготовления бюста Карла I. Находчиво, не правда ли? Сам монарх не мог присутствовать в мастерской, фотографии тогда, как вы понимаете, не было. Остается портрет.
Полотно отослали в Рим скульптору и архитектору Лоренцо Бернини. Последний, увидев портрет, заметил «некоторую горестную обречённость, читающуюся в чертах государя». Как в воду глядел — через несколько лет Карла I казнили.
Летом 1636 года бюст был готов, через год его доставили заказчику. Представленный в Оутлендском дворце, бюст вызвал восхищение английского общества. Но, вероятно, не очень его ценили, если не уберегли при пожаре в 1698 году. Сейчас в Виндзоре хранится копия, выполненная, возможно, Томасом Эйди со слепка.
Контекст
О Карле I стоит сказать отдельно. Он был королем Англии, Шотландии и Ирландии с 27 марта 1625 года. Он был у власти 20 лет, и все это время совершал фатальные ошибки.
Конечно, как настоящий король Карл хотел усиления своей власти, а также церкви, которая, ясно-понятно, в благодарность поддерживала бы его. На алтарь своих амбиций он готов был положить традиционные права сословий и принцип неприкосновенности частной собственности подданных.
Действовал король решительно: рубил реформами направо и налево, вводил новые налоги, отнимал у дворян земли, ставил на высшие государственные должности епископов. Карл I всячески хотел сблизить шотландское пресвитерианство с англиканством, а Шотландия этого никак не хотела. Так начались «Епископские войны».
За 20 лет ван Дейк написал более 900 картин
В Ирландии тоже были недовольны Карлом и подняли восстание. После окончательного разрыва с парламентом Карл в 1642 году фактически начал гражданскую войну.
Однако и тут у монарха не заладилось. В конце концов, схваченного Карла судили, признали виновным как тирана, изменника и врага отечества, приговорив к казни. 30 января 1649 года Карл был обезглавлен в Уайтхолле.
Судьба художника
Ван Дейк за всю свою жизнь ничем, кроме живописи, не занимался. Уже в 14 лет он писал портреты, за которые люди были готовы платить. А в 16 лет открыл свою мастерскую. Бизнес пошел в гору. В какой-то момент стало понятно, что самый добротный заказчик — монархи. Так художник оказался при дворе Якова I. У короля Англии и Шотландии живописец пробыл недолго — несколько месяцев на рубеже 1620−1621 годов. Сложно сказать, почему прекратилось сотрудничество, но примечательно, что к работе с монархами ван Дейк вернулся только в 1627 году, когда стал придворным художником испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении.
Что же до Карла I, то он принадлежал к тем немногим монархам Англии, кто признавал развивающее влияние искусства на народ и поощрял творцов всех мастей. В картинах ван Дейка монарх увидел черты итальянской живописи, и это особенно пленяло его. Король и королева постоянно заказывали фламандцу свои портреты. 35 изображений Карла I (из которых 7 — конных), 35 — королевы Генриетты, бесчисленные портреты королевских детей — все это ван Дейк.
В благодарность монарх посвятил художника в рыцари и пожаловал статус королевского художника, что было не только почетно, но и, как вы понимаете, прилично оплачивалось.
В Лондоне ван Дейк и закончил свои дни. За 40 с небольшим лет своей жизни он написал (внимание!) около 900 полотен. Секрет здесь не только в том, что художник работал быстро и легко. Дело в том, что у него была армия помощников — художники, которые делали всю грязную работу: писали задние планы, драпировки и тому подобные вещи.
Источник http://diletant.media/articles/29184158/
www.colors.life
13-2 – Карл I Стюарт
Портрет Карла I, короля английского. Художник А. Ван Дейк
Новый король не был похож на своего отца: он отличался величавою, царственною наружностью, твердостью, но эти качества не могли ослабить ожесточения, возбужденного борьбою Якова I с парламентом: знали, что Карл I наследовал вполне от отца взгляды на отношения свои к подданным; знали, что ему нельзя довериться; видели, что ненавистный любимец Якова, герцог Бекингем, остается во всей силе и при Карле. С другой стороны, борьба Якова с парламентом вызвала силы, которые в ней получили упражнение и не могли успокоиться; явились люди, которые поседели в парламентской борьбе с королем, страдали, получили важное значение; им было тяжело потерять это значение с прекращением борьбы; за отсутствием войны оборонительной они готовы были начать и наступательное движение против короля, не обращая внимания на то, что этим наступательным движением начинают революцию, вступают на тот покатый путь, на котором так трудно остановиться; революционное движение получило новую силу от движения политического, примкнуло к нему, дало ему особую окраску и, в свою очередь, усилило его, повело все дальше и дальше, давая освящение, сообщая борцам политическим значение борцов задело Божие.
Неудачи ненавистного Бекингема в войне с Испаниею давали возможность к наступательному движению против короля, увлекая и тех, которые вовсе не хотели идти по революционному пути. Палата общин объявила, что Бекингем есть главный виновник всех зол Англии и что его наказание освободит страну от бедствий. Нижняя палата решила начать против него в Верхней палате процесс в государственной измене. Король запретил начинать дело; несмотря на то, в мае 1626 года составилась конференция между обеими палатами, где двое депутатов, Диггс и Эллиот, отличались особенною резкостью своих выражений против Бекингема, не пощадили и короля. Бекингем воспользовался этим и обвинил, в свою очередь, Диггса и Эллиота в государственной измене, и, несмотря на заявление Верхнего парламента, что они не сказали ничего оскорбительного для короля, король велел схватить Диггса и Эллиота. Тогда Нижний парламент объявил, что он не примется ни за какое дело, если члены его не будут освобождены; король уступил, велел освободить Диггса и Эллиота, но раздражил Верхнюю палату, велевши заключить двоих ее членов, графов Бристоля и Арунделя, за вражду их к Бекингему, и в то же время последний получил новые отличия, что повело еще к сильнейшему раздражению.
Король распустил парламент и обнаружил явное намерение управлять без него. Без парламентского согласия он велел собирать пошлины с привозимых и вывозимых товаров; потребовал от управителей и арендаторов королевских имений больших доходов, высшей платы, обложил земледельцев и купцов новыми податями: один Лондон должен был заплатить 120 000 фунтов. 78 богатых людей отказались платить незаконные в их глазах подати и были посажены в заключение, а между тем религиозная борьба уже примешалась к политической. Один священник объявил в проповеди, что безусловное повиновение каждому королевскому указу есть первая обязанность христианина. Лондонский епископ Лод, друг короля, но ненавидимый в народе как скрытый католик, одобрил проповедь, но примас, кентерберийский архиепископ Аббот высказался против, за что был удален от двора и от управления делами своей епархии. Когда все эти меры возбудили сильнейшее раздражение, король в 1628 году созывает снова парламент: денег, собранных королем означенными выше средствами, было достаточно в мирное время; но когда явилась надобность помочь французским протестантам, то денег недостало, и должно было обратиться к парламенту. Чтоб приобресть его расположение, Карл освободил 78 человек, посаженных в тюрьму за отказ платить подати, возвратил архиепископу Абботу его прежнее значение и позволил графу Бристолю заседать в Верхней камере.
Но эти примирительные средства не помогли, раздражение было уже слишком велико, и оно усилилось, когда король в речи своей при открытии парламента употребил угрозу, что если парламент не даст ему требуемого вспоможения, то он прибегнет к другим средствам. Ораторы Нижнего парламента начали доказывать, что в Англии никогда не было ничего подобного тому, что позволил себе король. Составлено было изложение всех прав английского народа (Петиция о правах, petition of rights) и представлено королю для утверждения; король отвергнул его в этой форме и подписал в форме прошения об уничтожении всех мер, составляющих предмет распри между королем и парламентом.
Кончилось с одной стороны, началось с другой. Приученный со времен Генриха VIII к участию в решении религиозных вопросов, парламент хотел удержать это новоприобретенное право, а король не хотел ему его уступить; парламент 1629 года вооружился против терпимости правительства относительно арминиан, переселившихся из Голландии, и в то же время вооружился против покровительства, оказываемого правительством католикам. Король запретил оратору (председателю палаты общин) допускать прения по поводу религиозных вопросов; но члены парламента не обращали внимания на это запрещение и, когда оратор встал, чтоб закрыть заседание, его удержали насильно и постановили следующее: 1) папство и арминианство не должны быть терпимы. 2) Взимание пошлин с привоза и вывоза незаконно, если не утверждено прямо парламентом. 3) Купец, платящий не утвержденные парламентом пошлины, есть изменник правам и вольностям Англии.
Король распустил парламент; депутаты, удержавшие оратора, были посажены в заключение. Мир, заключенный с Франциею, а потом с Испаниею, освобождал Карла от необходимости созывать новый парламент; кроме того, нашли в архиве, что в старые времена некоторые приморские города выставляли войско и корабли или платили вместо того деньги; теперь эту подать распространили на всю страну под названием «корабельных денег». Королю удалось склонить на свою сторону Томаса Вентворта, самого талантливого и ученого члена оппозиции, человека одаренного, кроме того, необыкновенною силою воли. Карл назначил его обер-штатгальтером в Ирландии. Тотчас по прибытии в Дублин Вентворт начал поступать с Ирландиею, как с покоренною страною, имея в виду ввести сначала здесь абсолютную монархию и образовать войско, которое потом король будет употреблять в Англии.
Здесь несколько лет прошло спокойно без парламента, но в 1637 году Карлу пришла в голову несчастная мысль ввести в Шотландию вновь составленную англиканскую литургию, очень близкую к католической. Ненависть, какую питали шотландцы ко всему, что напоминало им католицизм, вспыхнула. Когда в Эдинбурге старший пастор явился в новом облачении пред алтарем главной церкви для совершения новой литургии, произошло между присутствующими страшное смятение. Женщины вскочили и закричали: «Папа! Папа!» Все шумели, и никто не хотел обращать внимания на богослужение. Так как король не хотел отменить литургию, то все имевшие влияние в стране люди съехались в Эдинбург и составили церковно-политическое управление (ковенант). Собравшийся в Глазгове сейм объявил епископат и новую литургию изобретениями Белиала и постановил, что каждый шотландец под страхом отлучения должен подписать акты ковенанта; Глазговский сейм этим не ограничился, но собрал войско. Это заставило вооружиться и короля, хотя Вентворт, получивший несколько времени спустя титул графа Страффорда, советовал повременить войною, пока англичане попривыкнут платить подати без парламентского согласия, и у короля будет достаточно денег для содержания войска, образованного в Ирландии.
В начале 1640 года Карл принужден был созвать парламент, который не обещал ничего доброго, потому что в него выбраны были именно люди, издавна отличавшиеся борьбою за старые права Англии против короля. Один из них, Пим, в первое же заседание нового парламента в двухчасовой речи исчислил все злоупотребления правительства. Король предложил, что отменит «корабельные деньги», если парламент даст ему нужную сумму денег; парламент не принял этого предложения, был распущен, и король начал всякими средствами собирать деньги с богатых людей.
Война с шотландцами началась несчастливо для короля: войско его было разбито. Король, видя, что главное сопротивление исходит из палаты общин, созвал одну палату лордов в Йорке. Король при этом смотрел на дело по-шотландски, но лорды смотрели на него по-английски и потребовали созвания полного парламента. Король принужден был исполнить это требование и осенью 1640 года созвал знаменитый парламент, известный под именем Долгого. Большая часть его членов состояла из так называемых пуритан, отвергавших епископат, людей с сильным религиозным одушевлением, готовых свои церковные демократические стремления перенести и на политическую почву, тем более что раздражение, произведенное долгою борьбою с королем, возбуждало желание переменить политические формы.
Особенно сильное раздражение было возбуждено против Страффорда, на которого смотрели как на перебежчика и на человека, самого опасного по своим талантам. Палата общин обвинила Страффорда в государственной измене. Страффорд, зная ненависть к себе в обеих палатах парламента, просил короля, чтобы он оставил его при войске; но король уговорил его приехать в Лондон, обнадежив, что никогда не выдаст его врагам. Опасения Страффорда оправдались: парламент считал его гибель необходимым для себя обеспечением и действовал настойчиво, с таким сознанием своей силы, что некоторые близкие к королю люди сочли за лучшее удалиться из Англии. Король уступил, составил себе министерство из людей, стоявших за парламент и ненавидевших Страффорда как человека, замышлявшего ниспровергнуть старую конституцию страны. Так как эти замыслы не были явны, то обвинить его в них было нельзя; выставили 28 обвинений, из которых ни одно, взятое порознь, не влекло за собою смертной казни; но объявили, что хотя преступления Страффорда порознь и не заслуживают смерти, но заслуживают ее взятые вместе.
Томас Вентворт, граф Страффорд. Портрет работы А. Ван Дейка
В мае 1641 года Страффорд был казнен. Король не спас его, он делал постоянные уступки требованиям парламента; он согласился, чтоб парламент собирался каждые три года; если сам король будет медлить его созванием, то канцлер и 12 лордов имеют право созвать его и король может распустить парламент не иначе как по прошествии 50 дней после его созвания; наконец король согласился на то, что настоящий парламент не иначе может быть отсрочен или распущен, как только по собственному согласию. Таким образом началась революция: люди ожесточились долгою борьбою и окрепли в ней; чтоб не подвергаться более преследованиям, решились воспользоваться благоприятным временем и начать наступательное движение; при этом наступательном движении, при этом стремлении к получению все больших и больших обеспечений они незаметно перешли границу старого с новым. До сих пор, защищаясь, они обращались к старине, боролись за свои старые права и вольности; но теперь, отнявши у короля право распускать парламент, они ввели небывалую новизну и этим самым вступили на покатую революционную дорогу, на которой так трудно было остановиться. У короны отнималось право за правом; парламент, сделавшийся постоянным, начал вмешиваться в дела управления. Оскорбивши таким образом короля, давши ему право действовать враждебно против оскорбителей, парламент, разумеется, теперь уже не мог доверять королю, должен был подозрительно смотреть на каждое его движение и принимать меры для своего собственного охранения; а эти меры должны были состоять все в большем и большем стеснении короля, в отнятии у него средств вредить парламенту. Таким образом волею-неволею пошли к уничтожению королевской власти, и люди, вовсе не хотевшие доходить до окончательного результата борьбы, должны были пустить на первое место людей, стремившихся к уничтожению королевской власти, потому что это стремление было естественным результатом всего хода борьбы.
Карл I, видя, что вся беда произошла от шотландской войны, хотел окончить ее, удовлетворив всем требованиям шотландцев относительно религии. Для этого он сам отправился в Шотландию в начале августа 1641 года и пробыл там до конца ноября. Парламент поспешил принять меры защиты и под предлогом отсутствия короля избрал из среды себя комитет для управления государством; граф Эссекс назначен был королевским наместником; наконец, парламент учредил для себя особую гвардию. В Шотландии Карл нашел то же самое, что и в Англии: и здесь парламент не хотел выпустить власти из своих рук, и приезд короля только усилил раздражение. В это время вспыхнул мятеж в Ирландии: несколько тысяч англичан-протестантов было истреблено туземцами-католиками.
Король в надежде, что ирландский бунт даст ему возможность поправить свои дела, возвратился в Лондон; но парламент встретил его новыми требованиями и, опасаясь дать королю средства собрать войско против Ирландии, которое могло обратиться и против Англии, собрал от себя войско и назначил начальником его графа Лейчестера без ведома королевского. Между тем борьба парламента с королем расшевелила страсти и вызвала к деятельности людей, ищущих случая, чтоб безнаказанно побушевать и принять видное участие в общественной деятельности, к которой в обыкновенное время они не могли быть призваны. Пуританские проповедники громили в своих проповедях католиков, короля, королеву, епископов, которым грозили в парламенте, которые подвергались оскорблениям на улицах.
Парламентская зала и королевский дворец были постоянно окружены шумною толпою, среди которой раздавались крики против епископов и лордов, и на кого в толпе указывали, как на человека неблагонамеренного, того жизнь не была более в безопасности: епископы, лорды и даже многие члены палаты общин перестали бывать в заседаниях парламента, потому что на дороге к нему подвергались опасности лишиться жизни. Архиепископ Йоркский, согласившись с одиннадцатью другими епископами, подал объявление, что они протестуют против всех парламентских решений, которые состоятся в то время, когда они, епископы, будут силою удерживаемы от участия в парламентских заседаниях. За это объявление палата общин велела схватить епископов, посадить их в крепость, а впоследствии издан закон, по которому епископы вообще исключались из парламента.
rushist.com
Очень необычный тройной портрет.А.Ван Дейк.
Антонис ван Дейк (1599–1641)
Сегодня познакомимся ближе с тройным портретом Карла Первого.
Тройные портреты в истории изобразительного искусства встречаются крайне редко. Подобные картины служат основой для создания трёхмерных скульптурных композиций. Апогеем английского периода творчества ван Дейка стало вышеназванное полотно.
О ХУДОЖНИКЕ
Антонис ван Дейк- фламандский живописец. Учился живописи в Амстердаме у Х. ван Балена (с 1609), в 1615 открыл собственную мастерскую. Ван Дейк уже в юности обратился к портретной живописи, занявшей центральное место в его творчестве.
Около 1618–1620 он работал помощником Питера Пауля Рубенса, во многом восприняв его сочную, полнокровную живописную манеру. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приемы, ван Дейк придавал героям своих картин более изящный, портретно индивидуализированный облик.
Английскому королю очень нравилась живопись художника. Король и королева постоянно заказывали фламандцу свои портреты, и именно он запечатлел их для потомства. Тридцать пять портретов Карла I (из которых 7 — конных), 35 портретов королевы Генриетты, бесчисленные изображения королевских детей — все это свидетельствует о том, как часто обращался король к гению своего придворного художника.
Тройной портрет Карла Первого 1635год.
Портрет был начат художником скорее всего во второй половине 1635 года, когда (как отмечали современники) король «находился в полном расцвете щедро отпущенных ему жизненных сил. Он был очень хорошо сложен.Портрет «Карл I в трех ракурсах» предстояло отослать в Рим скульптору Лоренцо Бернини, которому полотно должно было заменить живую модель. Пользуясь им, скульптор должен был вылепить бюст Карла I.
Натура скорее меланхоличная, чем веселая, он обладал располагающей внешностью, столь же приятной, сколь и серьезной. Поступки короля свидетельствуют, что ему не свойственны неумеренные вожделения и деспотические наклонности, и он действительно являет собой государя, исполненного добра и справедливости»
Тройной портрет сделан по пояс и изображает короля (слева направо) в профиль, в три четверти и анфас на фоне грозового неба. Ван Дейк вдохновлялся картиной Лоренцо Лотто Портрет мужчины в трёх ракурсах, имевшемся в Королевском собрании. На монархе три камзола разного цвета, но один и тот же кружевной воротник, что оживляет непривычный сюжет композиции.
Слева Карл придерживает рукой атласную ленту с висящим на ней Малым Георгием, правая рука держит плащ. Взгляд у него созерцательный и отрешённый, а весь облик проникнут царственностью и достоинством.
Английский монарх предстаёт перед глазами зрителей во всей тонкости своих переживаний, чего автор добивается умелым использованием красок. Ван Дейк писал жидкими красками, не обводя контуры линией, а свободно означая их игрой света и тени.
Именно таким образом великие мастера средних веков достигали воспроизведения души изображаемых ими людей. Живописная манера Ван Дейка изысканна. Он понимал, что тройной портрет будут придирчиво рассматривать римские художники и знатоки, поэтому работал над ним с особой тщательностью.
Лоренцо Лотто мужчина в трёх ракурсах.
Работа в исполнении Антониса ван Дейка понравилась Карлу Первому. Картину предстояло отослать в Рим скульптору и архитектору эпохи барокко Лоренцо Бернини, которому полотно должно было заменить живую модель. Король в письме Бернини выразил надежду, что последний «изваяет наше изображение в мраморе по нашему подобию на холсте, которое вскоре ему будет выслано». Джованни Белорри вспоминал: «Он угодил несколько раз королю тем, что сделал портрет своей правой рукой, а кавалер Бернино должен был сделать скульпуру в мраморе, что для него не составляло труда, поскольку на холсте имелись три изображения: в фас, в профиль и в полупрофиль».
Получив тройной портрет, ваятель заметил «некоторую горестную обречённость, читающуюся в чертах этого выдающегося государя». Он сделал бюст монарха летом 1636 года. А уже весной следующего года кардинал Бербернини позаботился об отправке произведения в Англию. Скульптура прибыла в Оутлендский дворец в июле 1637 года. Созданный Бернини бюст вызвал восхищение английского общества, но , к сожалению, погиб при пожаре (1698)
Семья Ван Дейка.
Портрет Генриетты-Марии (1609-1669), жены английского короля Карла I.
Портрет короля Карла Первого.
Последние десять лет жизни ван Дейк провёл в Англии при дворе Карла Первого. Он ушёл из жизни сравнительно рано, в сорок два года, но успел создать несметное число произведений. Беспокойная, насыщенная неустанным трудом жизнь ван Дейка отличалась напряжённым ритмом, а сама его личность – противоречиями на редкость ярко одарённой, мятущеся творческой натуры.
Ван Дейк умер в Лондоне. Его похоронили в Лондонском соборе Святого Павла. Своим творчеством Антонис ван Дейк подготовил рацвет английской живописной школы 18 столетия, прославившейся именами Рейнолдса, Гейнсборо и других непревзойдённых портретистов и пейзажистов.
Источники.
http://www.artniderland.ru/f-dyck/36karl.php
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/VAN_DEK_ANTONIS.html?page=0,1
http://ray-binko.livejournal.com/189650.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BD_%D0%94%D0%B5%D0%B9%D0%BA,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81
maxpark.com
История одного шедевра: «Тройной портрет Карла I» Антониса ван Дейка » BESTlivejournal
1636 гг.
Холст, масло, 84.4 x 99.4 см
Виндзорский замок, Национальная картинная галерея, Англия. wiki2.org
Кликабельно — 5076px × 4252px
Антонис ван Дейк был обласкан монаршими особами. Его кисть ценили и щедро оплачивали многие королевские особы. Писал он и правда знатно. Но из галереи его работ, очевидно, выделяется «Тройной портрет Карла I».
Сюжет
Антонис ван Дейк начал писать портрет во второй половине 1635 года, когда король был в самом расцвете сил. Стоит честно признать, что художник был не первый, кто на одном полотне изобразил человека в нескольких ракурсах. Собственно, он даже не отрицал, что позаимствовал идею у венецианца Лоренцо Лотто, чей «Портрет мужчины в трех ракурсах» находился в Королевском собрании.
Тройной портрет написан для создания бюста Карла I
На Карле I три камзола разного цвета, но один и тот же кружевной воротник. Слева он придерживает рукой атласную ленту с висящим на ней Малым Георгием, правая рука держит плащ. Однако все это — мелочи жизни. Главной задачей ван Дейка было изобразить максимально точно голову монарха. За счет техники — художник писал жидкими красками, не обводя контуры линией, а свободно означая их игрой света и тени — создано то эмоциональное напряжение, которое потом отметят многие.
Лоренцо Лотто «Портрет мужчины в трех ракурсах»
В чем, собственно, дело, спросите вы? Почему так важна голова? Раскрываем секрет: портрет был написан специально для изготовления бюста Карла I. Находчиво, не правда ли? Сам монарх не мог присутствовать в мастерской, фотографии тогда, как вы понимаете, не было. Остается портрет.
Полотно отослали в Рим скульптору и архитектору Лоренцо Бернини. Последний, увидев портрет, заметил «некоторую горестную обречённость, читающуюся в чертах государя». Как в воду глядел — через несколько лет Карла I казнили.
Семье Карла I ван Дейк посвятил десятки полотен
Летом 1636 года бюст был готов, через год его доставили заказчику. Представленный в Оутлендском дворце, бюст вызвал восхищение английского общества. Но, вероятно, не очень его ценили, если не уберегли при пожаре в 1698 году. Сейчас в Виндзоре хранится копия, выполненная, возможно, Томасом Эйди со слепка.
Контекст
О Карле I стоит сказать отдельно. Он был королем Англии, Шотландии и Ирландии с 27 марта 1625 года. Он был у власти 20 лет, и все это время совершал фатальные ошибки.
Конечно, как настоящий король Карл хотел усиления своей власти, а также церкви, которая, ясно-понятно, в благодарность поддерживала бы его. На алтарь своих амбиций он готов был положить традиционные права сословий и принцип неприкосновенности частной собственности подданных.
«Карл 1, король Англии, на охоте», Антонис ван Дейк
Действовал король решительно: рубил реформами направо и налево, вводил новые налоги, отнимал у дворян земли, ставил на высшие государственные должности епископов. Карл I всячески хотел сблизить шотландское пресвитерианство с англиканством, а Шотландия этого никак не хотела. Так начались «Епископские войны».
За 20 лет ван Дейк написал более 900 картин
В Ирландии тоже были недовольны Карлом и подняли восстание. После окончательного разрыва с парламентом Карл в 1642 году фактически начал гражданскую войну.
Однако и тут у монарха не заладилось. В конце концов, схваченного Карла судили, признали виновным как тирана, изменника и врага отечества, приговорив к казни. 30 января 1649 года Карл был обезглавлен в Уайтхолле.
Судьба художника
Ван Дейк за всю свою жизнь ничем, кроме живописи, не занимался. Уже в 14 лет он писал портреты, за которые люди были готовы платить. А в 16 лет открыл свою мастерскую. Бизнес пошел в гору. В какой-то момент стало понятно, что самый добротный заказчик — монархи. Так художник оказался при дворе Якова I. У короля Англии и Шотландии живописец пробыл недолго — несколько месяцев на рубеже 1620−1621 годов. Сложно сказать, почему прекратилось сотрудничество, но примечательно, что к работе с монархами ван Дейк вернулся только в 1627 году, когда стал придворным художником испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении.
Незадолго до ее смерти ван Дейк покидает двор и отправляется в Лондон, где с 1632 года всецело посвящен Карлу I. Можно сказать, они нашли друг друга — муза и художник. На руку художнику играл и тот факт, что в те времена в Лондоне совершенно отсутствовали художественные традиции. И кто знает, по какому пути пошла бы английская живописная школа, если бы не ван Дейк. Глядя на его портреты, художники Англии учились уму-разуму. Например, как написать официальный парадный портрет, показав заказчика благородным, утонченным интеллектуалом. В итоге в XVIII веке английская живопись переживала бум мастеров жанра.
Антонис ван Дейк. Автопортрет
Что же до Карла I, то он принадлежал к тем немногим монархам Англии, кто признавал развивающее влияние искусства на народ и поощрял творцов всех мастей. В картинах ван Дейка монарх увидел черты итальянской живописи, и это особенно пленяло его. Король и королева постоянно заказывали фламандцу свои портреты. 35 изображений Карла I (из которых 7 — конных), 35 — королевы Генриетты, бесчисленные портреты королевских детей — все это ван Дейк.
Задний план и драпировки за ван Дейка писали помощники
В благодарность монарх посвятил художника в рыцари и пожаловал статус королевского художника, что было не только почетно, но и, как вы понимаете, прилично оплачивалось.
В Лондоне ван Дейк и закончил свои дни. За 40 с небольшим лет своей жизни он написал (внимание!) около 900 полотен. Секрет здесь не только в том, что художник работал быстро и легко. Дело в том, что у него была армия помощников — художники, которые делали всю грязную работу: писали задние планы, драпировки и тому подобные вещи.
Источник — Дилетант
Еще раз о картине Антониса ван Дейка «Тройной портрет Карла I» в моем посте.
Взято: vakin.livejournal.com
уникальные шаблоны и модули для dlebestlj.ru
Семья и дети в живописи Ван Дейка
Ван Дейк. Дети Карла I. Виндзор. Королевский замок.
В центре, положив левую руку на голову огромному мастиффу, стоит принц Карл (будущий Карл II). Справа от него принцесса Мария и принц Яков (будущий король Яков II; он еще очень мал и по тогдашнему обычаю одет в платье). Младшие принцессы Елизавета и Анна – слева. Несмотря на скованную этикетом строгую осанку, Ван Дейк прекрасно передал очарование нежного возраста принцев и принцесс.
Эскиз к картине.
Самое примечательное в картине – младшие принцессы. Новорожденная Анна, голенькая, но в чепчике и прикрытая пеленкой, тянется к старшему брату. Елизавета придерживает сестру, чтобы та не упала. Это удачно подсмотренная житейская деталь оживляет портрет, который иначе смотрелся бы чересчур официально.
Портрет королевских детей ван Дейк написал для их матери Генриетты Марии. Она хотела отослать картину своей сестре Кристине, герцогине Савойской, чтобы получить взамен портрет ее детей, — своего рода обмен семейными фотографиями на королевском уровне. Написанные художником дети — это принц Чарльз (впоследствии король Карл II), родившийся в 1630 году, принцесса Мери, родившаяся в 1631 году, и принц Яков (будущий король Яков II), родившийся в 1633 году.
Детские портреты ван Дейк всегда создавал с теплотой и любовью, а этот еще и отличается прекрасным колоритом. Многие критики считают картину лучшим детским портретом ван Дейка. Правда, королю Карлу I он не понравился, возможно потому, что его наследник выглядит здесь похожим на девочку. Но художник в данном случае не виноват, просто в те времена было принято всех детей до семи лет наряжать в платье.
Ван Дейк часто писал портреты королевских детей и отпрысков старинных аристократических родов. Совсем маленькие — трогательно прелестны, те, кто постарше, следуя придворному этикету, напоминают «маленьких взрослых». Но художник стремился подчеркнуть чистоту и обаяние их возраста.
Трое старших детей короля Карла I, 1637, Sir Anthony Van Dyck
(слева – в золотистом костюме будущий король Карл II, в центре – его брат – будущий король Яков II (одетый по традиции того времени в детское платье) и их сестра — Мария)
Ван Дейк.Семейный портрет.
«Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных.
Молодая мать, сидящая в кресле, держит на коленях ребенка, который, запрокинув головку, смотрит на отца. Супруги не демонстрируют зрителю свои чувства друг к другу, но картина создает впечатление доверительной близости и согласия между ними.
В открытом, спокойном и приветливом взгляде женщины угадываются ум и достоинство. В облике мужчины с бледным, несколько болезненным лицом Ван Дейк подчеркивает сдержанность и серьезность.
Молодая женщина с ребёнком.
Портет ребёнка с птицей.
Портрет семьи Ломеллини.1625-27гг.
Это один из лучших портретов, написанных ван Дейком в Италии. Не известно наверняка, кто именно позировал художнику, однако можно предположить, что это вторая жена и четверо детей Джакомо Ломеллини (1570-1652), который был дожем Генуэзской республики в 1625-27 годах.
В те, времена в Генуе, как и в Венеции, избирали главу города-государства — дожа. Правда, если венецианский дож мог оставаться на своей должности всю жизнь, то в Генуе его избирали всего на два года. Здесь существовал также закон, согласно которому во время правления дожа нельзя было изображать его на портрете, — это объясняет, почему па портрете семьи Ломеллини, написанном ван Дейком, отсутствует сам глава семьи. Портрет был создан именно в годы правления Джакомо Ломеллини, что подтверждает возраст детей дожа, чьи даты рождения хорошо известны.
Двое его сыновей от первого брака, Николо и Джованни Франческа, родились в 1590 и 1601 годах, следовательно, одному из мужчин на полотне за тридцать, второму — за двадцать. Справа стоит вторая жена Джакомо, которая родила ему дочь и сына. Вероятнее всего, именно их мы и видим стоящими рядом с матерью. Этот портрет оставался в семье Ломеллини вплоть до 1830 года.
Портрет Фраса Снайдерса и его жены.
Антонис ван Дейк «Портрет Вильгельма Оранского с его невестой Марией Стюарт»
Ей было 9 лет, ему — 15. Она — английская принцесса, он — голландский принц. Она — уже не невеста, он уже не жених. Все формальности закончены, обручальное кольцо украшает левую руку слишком молодой. Ее имя — Мэри Стюарт, его — Вильгельм Оранский.
Говорят, что в первую брачную ночь (а брак считался окончательно заключенным только после того, как ноги молодых соприкасались) жениху пришлось целых 15 минут лежать рядом с невестой, облаченной в длинную ночную рубашку, закрывавшую ее до самых пят, и окруженной многочисленной свитой. И это продолжалось бы неведомо сколько, если бы подоспевший шут, не разрезал рубашку на ногах принцессы Мэри.
Говорят, их брак не был счастливым, но они были дружны.(Только версия)
Художники всегда с огромным желанием писали детские портреты. Ведь дети служили им вечным источником красоты и вдохновения, позволяли выразить самые яркие и правдивые эмоции. В их — подчас совсем не детских! — образах навсегда запечатлелись былые эпохи с их манерами и причудами, одеяниями и интерьерами, проблемами и страстями.
Какая из картин привлекла ваше внимание?Что вам больше всего понравилось в картинах Ван Дейка?
maxpark.com